СКВОЗНОЙ ИНТЕГРИРОВАННЫЙ ПОДХОД К ОЦЕНКЕ ПРОГРАММ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯТЕРРИТОРИЙ | Вестн. Том. гос. ун-та. Экономика. 2008. № 3 (4).

СКВОЗНОЙ ИНТЕГРИРОВАННЫЙ ПОДХОД К ОЦЕНКЕ ПРОГРАММ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯТЕРРИТОРИЙ

Оценка программ развития является условием повышения качества и эффективности управления территорией. В статье рассматривается методика оценки программ местного экономического развития, основанная на сквозном интегрированном подходе. Оценка проводится с точки зрения внешней и внутренней согласованности программ разного уровня. Приведены результаты оценки на примере Томской области.

End-to-end integrated approachto estimation of the programs social-economic development territory .pdf Для дальнейшего повышения качества программ социально-экономического развития в рамках стратегического планирования территории необходима оценка, позволяющая выявить их достоинства и/или недостатки на различных этапах, а также обеспечить своевременную и адекватную корректировку.Обращение к международной практике показывает необходимость индивидуального подхода к управлению местным экономическим развитием с учётом следующих принципов [1]:1..Интегрированный подход, включая социальные, экологические и экономические вопросы.2..Стратегия, тщательно разработанная с участием всех заинтересованных сторон и основанная на общем видении.3.Ряд инициатив - кратко-, средне- и долгосрочных - как катализатор партнерств и основа формирования уверенности заинтересованных сторон.4..Эффективно работающие местные лидеры, которые привносят приверженность, доверие и способность объединять группы интереса.5..Укрепление потенциала управления и групп, действующих на местах, имеет большое значение в реализации программы.6..Местный орган управления, который должен иметь чувство сопричастности к стратегии местного экономического развития и демонстрировать сильную политическую волю для ее реализации.7..Политическая, финансовая и техническая поддержка других уровней органа управления, также являющаяся ценной.8.Интегрированный подход к мониторингу и оценке местного экономического развития.В имеющихся работах отечественных авторов реализуются различные подходы к проведению мониторинга и оценки социально-экономического развития муниципального образования. В данной методике при оценке реализации программ и их качества применяется сквозной интегрированный подход, позволяющий обеспечить согласованность используемого инструментария на всех уровнях планирования (целей, задач, показателей, индикаторов и т. д.), а также их увязку (интеграцию) по уровням иерархии рассматриваемых объектов территории (муниципальный район-регион). Рассмотрение согласованности (в рамках данной методики) с двух сторон позволяет выделить внешнюю и внутреннюю согласованность. При этом согласованность оценивается с точки зрения:1))непротиворечивости (целей, задач, мероприятий);2))адекватности (полнота учёта специфики развития муниципального образования);3))релевантности;4))сопоставимости (привязка к временному интервалу).Интегрированная оценка, как правило, осуществляется с позиций сочетания основных аспектов развития системы: социальных, экономических и экологических. В данной методике интегрированность рассматривается с позиции согласованности целей, задач и мероприятий программы социально-экономического развития муниципального образования и региона. Таким образом, интегрированность отождествляется с внешней согласованностью, т. е. с согласованностью основных тенденций развития. Внутренняя согласованность трактуется, прежде всего, как согласованность всех элементов системы (территориального образования соответствующего уровня) между собой. При этом на уровне региона внешняя согласованность (интегрированность) и внутренняя согласованность становятся тождественными понятиями, что, по нашему мнению, не противоречит системному подходу.Программы социально-экономического развития муниципального образования предлагается анализировать в соответствии с основными направлениями оценки по следующим этапам:1..Анализ структуры программы социально-экономического развития муниципального образования.2..Внутренняя согласованность программы.3..Интегрированность.Данная методика базируется на общепризнанных принципах территориального планирования и методах оценки программ социально-экономического развития территорий, представленных не только в научных публикациях, но и в практических документах по стратегическому планиро-ванию. Основные положения методики были апробированы при анализе программ социально-экономического развития муниципальных районов Томской области, что позволяет её рекомендовать для специалистов по стратегическому планированию социально-экономического развития территориальных образований разного уровня, а также экспертов, привлекаемых для проведения оценки программ социально-экономического развития.Анализ программ социально-экономического развития муниципальных образований целесообразно проводить по указанным направлениям, предусматривающим возможность их дальнейшей детализации.В рамках первого этапа «Анализ структуры программы социально-экономического развития муниципального образования» проводится анализ содержания программы по следующим направлениям:1..Анализ паспорта программы.2..Стартовые условия и оценка исходной социально-экономической ситуации муниципального образования.При обосновании необходимости решения проблем программными методами на уровне программ муниципального образования должны учитываться цели социально-экономического развития соответствующего региона и Российской Федерации в целом, результаты анализа экономического, социального и экологического состояния региона.В процессе анализа проводится оценка программы муниципального образования, позволяющая выявить:1..Степень завершенности анализа.2.Уровень конкурентоспособности.3..Тенденции социально-экономических процессов.4..Влияние внешних факторов, определяющих условия развития муниципального образования.5.Комплексную оценку социально-экономического положения муниципального образования.3..SWOT-анализ (обоснованность SWOT-анализарезультатами анализа внешних условий и внутренних факторов развития муниципального образования).4..Стратегическая цель социально-экономического развития муниципального образования.5..Стратегические приоритеты развития и задачи.Анализ призван выявить и исключить возможные противоречия между приоритетами и задачами.6..Программа социально-экономического развития муниципального образования:1.6.1. Система программных мероприятий.развития» Программы ООН по окружающей среде (ЮНЕП) и администрации Томской области при поддержке Министерства экономического развития и торговли и Главного управления природных ресурсов по Томской области МПР России; результаты оценки «Программы социально-экономического развития Томской области до 2005 года», проведенной Фондом «Агентство развития Томской области» совместно с Фондом «Институт развития города» (г. Москва) идр.2..Перечень инвестиционных проектов.Учитывая значение привлечения бизнеса к разработке и реализации программы, необходимо также отражение в инвестиционных проектах участия всех заинтересованных сторон, в том числе через частно-государственное партнёрство.3..Ресурсное обеспечение реализации программы.1.7.Механизмы реализации программы:1..Организация управления программой.2..Организация мониторинга и оценки программы.1.8.Механизмы корректировки.Проведённая оценка на примере муниципальных образований Томской области позволила сделать выводы, что в девятнадцати муниципальных образованиях структура программ в целом соответствует основным подходам и принципам стратегического планирования, хотя имеется ряд недостатков, требующих устранения или определённой корректировки. Всем муниципальным образованиям рекомендовано включить в программу «Карту заинтересованных сторон» по реализации программы социально-экономического развития района, поскольку это позволит полнее отразить участие общественности и бизнеса в разработке и реализации программ социально-экономического развития. В «Карте заинтересованных лиц» содержится информация о формах взаимодействия (круглый стол, встреча с главой муниципального образования, общественные слушания и т.д.), достигнутых соглашениях, вид участия (бизнес-проект, программное мероприятие), объём ресурсов, приоритетное направление программы.Шести муниципальным образованиям рекомендовано откорректировать раздел «Программные мероприятия» в соответствии с разработанной формой, представленной в приложении методики. Это позволит обеспечить необходимую полноту и единообразие подачи информации, поскольку она не ограничивается только перечнем основных мероприятий, а даётся развёрнутая их структура, объём и источники финансирования с обязательным указанием размеров финансирования за счёт областного, местного, федерального бюджетов и прочих источников.Десяти муниципальным образованиям предложено откорректировать раздел «Инвестиционные проекты» в соответствии с разработанной формой, представленной в приложении методики, где должна быть приведена информация о числе рабочих мест, эффекте от реализации проекта (в том числе объёме производства, прибыли, рентабельности), платежах в бюджет (в том числе местный, областной, федеральный).В рамках второго этапа реализации сквозного интегрированного подхода к оценке программ социально-экономического развития муниципальных образований «Внутренняя согласованность программы» проводится анализ по следующим направлениям:1..Адекватность (соответствие стартовых условий и результатов SWOT-анализа стратегической цели и приоритетам социально-экономического развития муниципального образования).2..Непротиворечивость.Формируемые цели и задачи социально-экономического развития муниципального образования должны, с одной стороны, учитывать основные стратегические направления развития, обозначенные в программе социально-экономического развития региона. С другой стороны, должны быть ориентированы на решения основных проблем, выявленных в процессе анализа социально-экономического положения муниципального образования.Наличие в программе взаимоувязанных элементов логической цепочки «стратегические приоритеты - задачи - программные мероприятия - ожидаемые результаты» является одним из основных условий ее эффективности и предполагает определённую последовательность при ее разработке, оценке и корректировке с учётом особенностей программных мероприятий.3..Релевантность.При оценке реализации программы с точки зрения соответствия индикаторов поставленным целям следует определять соблюдение/нарушение требования для системы показателей - минимизация числа индикаторов и контрольных показателей при сохранении полноты информации и своевременности ее предоставления.4..Сопоставимость.Оценку соответствия программных мероприятий и системы целеполага-ния необходимо осуществлять по следующим направлениям: 1) взаимосвязь программных мероприятий, проектов с целями и задачами в рамках стратегического направления; 2) ресурсная обеспеченность программных мероприятий для достижения поставленных целей и задач развития муниципального образования; 3) достаточность программных мероприятий по достижению целей.В процессе проведённого анализа программ социально-экономического развития муниципальных образований Томской области с применением сквозного интегрированного подхода были выявлены следующие типичные ошибки:1..Недостаточно отражаются результаты анализа социально-экономического развития района в SWOT- анализе муниципального образования.2..Слабо увязываются приоритеты и задачи социально-экономического развития муниципального образования с результатами SWOT- анализа.3..Некорректно формулируются цели и задачи развития муниципального образования (часто вместо задачи указываются программные мероприятия).4..Нарушается целостность логической цепочки (стратегические приоритеты-задачи - программные мероприятия) из-за отсутствия программных мероприятий по достижению некоторых задач.5.Не согласуются сроки реализации программы с планом финансирования программных мероприятий.6..Недостаточно прорабатываются программные мероприятия.В рамках третьего этапа реализации сквозного интегрированного подхода к оценке программ социально-экономического развития муниципальных образований «Интегрированность» проводится анализ содержания программы по следующим направлениям:1..Непротиворечивость.Оценка осуществляется посредством сопоставления системы целеполага-ния программы муниципального образования (в увязке с его SWOT-ана-лизом) и системы целеполагания региона. При этом недопустимо формальное сопоставление (с точки зрения имеется/отсутствует та или иная цель или задача) без учёта специфики, присущей как муниципальному образованию, так и имеющейся в регионе типологии.2..Адекватность.В процессе оценки определяется степень «включенности» проблем и потенциальных возможностей развития муниципального образования (SWOT-анализ) в основные проблемы и потенциальные возможности развития Томской области (SWOT-анализ).3..Релевантность.Оценка призвана определить наличие качественно выполненного анализа отраслевой взаимосвязи региона и муниципального образования, что обусловлено необходимостью:•·обеспечить целенаправленный поиск стратегических инвесторов для развития территории;•·повысить интегрированность целей развития отдельных муниципальных образований в систему целей развития региона;•·сформировать рациональную структуру экономики региона и экономики конкретных муниципальных образований с учётом их специфики и необходимости реализации условий для устойчивого развития;•·своевременно выявлять несоответствие отраслевых структур экономик разного уровня и вносить необходимые коррективы;•·обеспечивать оптимизацию экономики региона, устраняя дублирование и непродуктивную межрайонную конкуренцию для создания условий их самодостаточности и интегрированности в экономику региона.Данная оценка основывается на результатах анализа сложившейся отраслевой структуры и имеющихся потенциалов территории и призвана определить степень её рациональности и перспектив совершенствования с целью непрерывного поиска резервов экономического роста.Для оценки программы с точки зрения релевантности в ней должна содержаться информация по следующим направлениям:1..Анализ имеющейся структуры экономики муниципального образования и её связей с экономикой соседних муниципальных образований и региона в целом.2..Механизм структурной перестройки экономики муниципального образования.3..Обоснование привлекательности территории, в том числе инвестиционной, рекреационной и т. д.3.4.Сопоставимость.Проводится оценка программ посредством определения наличия программных мероприятий, направленных на решение проблем муниципального образования и финансируемых из разных источников.При оценке интегрированности программ социально-экономического развития муниципальных образований Томской области было выявлено, что:1..Программы социально-экономического развития двух муниципальных образований необходимо откорректировать, поскольку невозможно обеспечить анализ согласования с ПСЭР Томской области. Это обусловлено тем, что в одном муниципальном образовании при разработке программы использован отраслевой подход, а в другом - не соблюдены основные подходы к стратегическому планированию.2..Достаточный уровень согласованности с ПСЭР Томской области показали 15 программ муниципальных образований.3..Недостаточный уровень согласованности с ПСЭР Томской области показали 3 программы муниципальных образований.Таким образом, применение данной методики позволяет выявить недостатки программ социально-экономического развития посредством сквозного интегрированного подхода и устранить их в процессе последующей корректировки, тем самым повысив эффективность планирования на территории не только отдельного муниципального образования, но и субъекта Федерации в целом.Литература

Ключевые слова

мониторинг , сквозной интегрированный подход , согласованность , внешняя согласованность , внутренняя согласованность , программа социально-экономического развития , monitoring , end-to-end integrated approach , consensus , external consensus , internal consensus , program social-economic development

Авторы

ФИООрганизацияДополнительноE-mail
Рощина Ирина Викторовна ТГУ доктор экономических наук
Гринкевич Лариса Сергеевна ТГУ доктор экономических наук, профессор
Кащук Ирина Вадимовна ТГУ кандидат технических наук
Рощина Галина Сергеевна ТГУ
Всего: 4

Ссылки

 СКВОЗНОЙ ИНТЕГРИРОВАННЫЙ ПОДХОД К ОЦЕНКЕ ПРОГРАММ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯТЕРРИТОРИЙ             | Вестн. Том. гос. ун-та. Экономика. 2008. № 3 (4).

СКВОЗНОЙ ИНТЕГРИРОВАННЫЙ ПОДХОД К ОЦЕНКЕ ПРОГРАММ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯТЕРРИТОРИЙ | Вестн. Том. гос. ун-та. Экономика. 2008. № 3 (4).

Полнотекстовая версия