Творческое аналитическое студенческое сообщество как механизм развитиянаучно-образовательного потенциала и формирования инновационной инфраструктурыи культуры в регионе | Вестн. Том. гос. ун-та. Экономика. 2009. № 1 (5).

Творческое аналитическое студенческое сообщество как механизм развитиянаучно-образовательного потенциала и формирования инновационной инфраструктурыи культуры в регионе

Реализация инновационного вектора развития региональной экономики в значительной мере определяется не только качеством, но и наличием достаточного количества подготовленных специалистов, способных к реализации инновационных подходов к решению проблем развития территории. В статье предлагается и обосновывается необходимость создания творческого аналитического студенческого сообщества. Среди основных направлений деятельности сообщества следует выделить содействие трудоустройству выпускников молодёжному предпринимательству и развитию инновационного потенциала студентов.

Creative analytical student's community as the mechanism of development of scientificand educational potential and form.pdf Реализация инновационного направления, обоснованного в Концепции долгосрочного социально-экономического развития РФ до 2020 г., обусловливает повышенное внимание к формированию институциональной среды инновационного развития, причём особое значение уделяется институтам, обеспечивающим развитие человеческого капитала.Для создания национальной инновационной системы в концепции предусматривается:•·развитие российского научно-образовательного потенциала и повышение его эффективности, в том числе создание механизмов привлечения молодых специалистов в науку и инновационные виды деятельности;•·развитие инновационной инфраструктуры, в том числе развитие инструментов стимулирования взаимодействия научных, образовательных организаций и бизнеса в инновационной сфере;•·формирование новой инновационной культуры в обществе и повышение статуса инноватора, в том числе поддержка распространения лучших практик инноваций, формирование системы популяризации науки, инноваций, инновационной деятельности, формирование специализированных учебных курсов по инновациям в вузах;•·интеграция в глобальную инновационную систему, в том числе обеспечение участия России в международных программах и исследовательских сетях, развитие и поддержка программ академического обмена.•·Среди направлений обеспечения инновационной и социальной ориентации регионального развития особо выделяется развитие научно-технического и образовательного потенциала крупных городских агломераций. Что же касается политико-правовых институтов, то обращается внимание на необходимость развития механизмов взаимодействия государства, населения, бизнеса и структур гражданского общества, а также кадровое обеспечение эффективного выполнения государственных функций.•·Все эти вопросы не могут быть решены без соответствующей организации подготовки специалистов, способных работать в инновационных секторах экономики. В связи с этим в статье предлагается и обосновывается создание творческого аналитического студенческого сообщества (ТАСС), объединяющего студентов экономических специальностей всех университетов г. Томска на базе экономического факультета Томского государственного университета.•·ТАСС также призван помочь решить проблему подготовки высококвалифицированных научных и педагогических кадров для высших учебных заведений и научно-исследовательских институтов, позволяя привлечь большое количество молодёжи к исследованиям и произвести из них качественный отбор, что позволит в том числе снизить средний возраст научных и педагогических кадров.•·Несмотря на распространенное убеждение о переизбытке на рынке труда экономистов и юристов, тем не менее не может не насторожить статистическая информация (по г. Томску) относительно приёма в аспирантуру по отдельным отраслям наук. Если по юридическим отраслям науки отмечается хоть и незначительный (12,5 %), но всё-таки рост (в 2000 г. - 24 человека, в 2007 г. - 27 человек), то в области экономики наблюдается достаточно серьёзное (почти на 33 %) сокращение (в 2000 г. - 46 человек, в 2007 г. - 31 человек) [1. С. 191]. Аналогичная тенденция наблюдается и для педагогических отраслей науки (в 2000 г. - 51 человек, в 2007 г. - 39 человек) [1. С. 189]. Это вызывает серьёзную тревогу с учётом результативности обучения в аспирантуре в вузах г. Томска. По всем отраслям наук соотношение между приёмом в аспирантуру, выпуском из аспирантуры и выпуском, сопровождающимся защитой диссертации, в 2000 и в 2007 гг. следует представить соответственно как 5 : 3 : 1 и 3 : 2 : 1.•·Хотя здесь и можно отметить некоторое улучшение ситуации, но воспринимать это как устойчивую и приемлемую тенденцию, к сожалению, нельзя. Ведь получается, что в 2000 г. из пяти человек, поступивших в аспирантуру, трое заканчивали её и только один из них защищал диссертацию, тем самым подтверждая свои исследовательские способности. Два же человека даже не доходили до «финиша» (отчислялись или были отчисляемы по различным причинам). В 2007 г. уже из трех человек, поступивших в аспирантуру, двое её заканчивали, при этом только один защищал полученные результаты диссертационного исследования.•·Следует отметить, что в вузах Томска ситуация с защитами существенно лучше, чем в НИИ города. В 2007 г. из 104 человек, принятых в аспирантуру,•·только 14 человек защитили диссертации, т.е. немного более 13 %, в то время как аналогичный показатель в вузах составляет почти 32 % [1. С. 189].•·Что же касается такой формы подготовки высококвалифицированных исследователей, как соискательство, то здесь ситуация ещё хуже [1. С. 193]. Так, по экономическим специальностям вообще не было защит соискателями с 2001 по 2004 г., а в 2000 и 2005 гг. состоялось только по одной защите. Ситуация начала постепенно улучшаться лишь с 2006 г. (в 2006 г. - 3, в 2007 г. -9 защит).•·Таким образом, в настоящее время именно ставка на вузы и качественный отбор в аспирантуру через более активное привлечение молодёжи к творческой деятельности, исследовательской работе, к практико-ориентированной деятельности позволит кардинально изменить ситуацию в лучшую сторону, повысить эффективность использования бюджетных средств, направляемых на подготовку качественных специалистов через аспирантуру.•·Однако аспирантура и соискательство в настоящее время не способны решить вопросы качественной подготовки исследователей в количестве, достаточном для реализации инновационного направления развития отдельного региона или национальной экономики в целом. Не решит эту проблему и открытие отдельных факультетов, специальностей в вузах, инновационно ориентированных.•·Для серьёзного прорыва России на инновационном направлении необходима скоординированная деятельность по подготовке исследователей, ин-новаторов, и этому призвано помочь предлагаемое в проекте творческое аналитическое студенческое сообщество. ТАСС объединяет студентов, магистрантов, аспирантов, соискателей, учёных университета в исследовательской деятельности по актуальным направлениям развития региона, привлекая к участию в его работе представителей бизнеса и государственных органов исполнительной власти.•·Участие будущих молодых специалистов в ТАСС будет способствовать формированию у них навыков творческой реализации полученных знаний и умений, поможет овладеть методологией научного поиска, приобрести исследовательский опыт, развить предпринимательский потенциал. Привлечение к творческой, исследовательской и аналитической работе позволит использовать творческий потенциал молодёжи для выработки нетривиальных, инновационных подходов к решению актуальных задач развития региона, фирмы, страны. Студенты получат возможность применить свои знания в реальной практической деятельности, приобрести организационные навыки. Работая в ТАСС, студент приобретёт навыки, которые пригодятся ему в течение всей жизни, в каких бы сферах экономики и управления он ни работал: самостоятельность суждений, умение концентрироваться, постоянно обогащать собственный запас знаний, обладать многосторонним взглядом на возникающие проблемы.•·Участие в ТАСС является продолжением и углублением учебного процесса и может быть организовано непосредственно на экономическом факультете Томского государственного университета, поскольку столь богатой истории экономического образования нет ни в одном другом университете•·Томска. Ведь экономическое отделение появилось ещё в 1955 г. в рамках юридического факультета ТГУ и было оформлено в самостоятельный (экономический) факультет уже более 45 лет назад. Кроме того, уникальность экономического факультета заключается в наборе специальностей («национальная экономика», «мировая экономика», «менеджмент», «налоги и налогообложение», «финансы и кредит», «бухгалтерский учёт», «экономическая теория»), охватывающих все экономические специальности других университетов Томска, а также в наличии научных подразделений факультета (научно-образовательного центра, проблемных лабораторий), что существенно расширяет возможности привлечения студентов к научно-исследовательским работам, не ограничиваясь направлениями научной деятельности одного преподавателя и/или научного кружка отдельной кафедры.•·Возможность и настоятельная необходимость создания ТАСС обусловлена тем, что в Томске реализуются модели университетов нового типа: исследовательского (на базе Томского государственного университета), инновационно-предпринимательского (на базе Томского государственного университета систем управления и радиоэлектроники), академического инновационного (на базе Томского политехнического университета). Всего в томских вузах успешно работает около 20 элементов инновационной инфраструктуры, включая 7 офисов коммерциализации разработок, 5 бизнес-инкубаторов различного направления, 2 центра трансфера технологий. В Томске открыт территориальный научно-промышленный комплекс - Томская технико-внедренческая зона.•·Ещё одной особенностью Томской области, которую следует учитывать, является её типологическая неоднородность. На территории выделяется две зоны - «Север» (как источник сырья и производственная площадка) и «Юг» (Томск, Северск, Томский район как центр знаний и инноваций). Инновационная деятельность Томской области практически сосредоточена в областном центре (зона «Юг»), поскольку здесь размещена основная часть предприятий научно-технической, научно-образовательной сфер, а также инновационный комплекс. Зона «Север» в настоящее время продолжает развиваться за счёт традиционных направлений хозяйственной деятельности и сбора дикоросов. Однако в этом случае регион не может в полной мере функционировать именно как инновационный регион, необходимо рассредоточение элементов инновационной инфраструктуры по всей территории региона, активизируя инновационную деятельность, что невозможно осуществить в том числе без подготовки большого количества специалистов, обладающих инновационными и/или предпринимательскими способностями.•·Всё это предполагает потребность в наличии постоянной базы для функционирования инновационных направлений, а следовательно, и стабильной подготовки, поставки кадров, способных работать в инновационной сфере.•·Среди основных направления деятельности ТАСС следует выделить содействие трудоустройству выпускников; молодёжному предпринимательству и развитию инновационного потенциала студентов. Деятельность ТАСС призвана научить будущих выпускников университета исследовательской, практической деятельности, способствовать направлению молодёжи в науку, решению проблемы подготовки новых российских инновационных кадров, ротации научных и управленческих кадров, формированию у молодёжи активной гражданской позиции, решению вопросов трудоустройства молодых специалистов, развитию институтов гражданского общества. Основными целями ТАСС являются:•·создание и развитие условий (правовых, экономических, организационных, ресурсных и т. д.), обеспечивающих возможность для каждого студента реализовать свое право на творческое и всестороннее развитие личности, участие (полноценное, равное и доступное для каждого в соответствии с его способностями и потребностями) в научных исследованиях, в различных формах аналитической деятельности, в приобретении практических навыков;•·обеспечение единства образовательного, научного и инновационного процессов для формирования и развития творческих способностей студентов, совершенствования форм привлечения молодежи к исследовательской, творческой и предпринимательской деятельности, улучшения профессионально-творческой подготовки специалистов, приспособленных к деятельности в условиях конкуренции, способных творчески и эффективно применять в своей практической деятельности достижения современной науки, обосновывать управленческие решения благодаря практико-ориентированному освоению методологии научного исследования.Задачами ТАСС являются:1..Раскрытие научно-исследовательского потенциала студентов и выявление среди них наиболее одаренных и способных, имеющих выраженную мотивацию к аналитической, инновационной и предпринимательской деятельности.2.Создание условий для реализации творческих способностей студентов, активного включения в научно-исследовательскую деятельность университета, а также развития их социально-психологической компетентности для работы в различных коллективах.3.Повышение качества подготовки специалистов с высшим образованием посредством содействия всестороннему развитию личности студента, формирования его объективной самооценки, приобретения навыков самостоятельной работы и работы в творческих коллективах, углубленного и творческого освоения учебного материала, ориентации на постоянный рост научного знания, овладения методологией научных исследований, ознакомления с мировыми достижениями науки и практики, приобщения к организаторской и инновационной деятельности.4.Интеграция научно-практических потенциалов преподавателей и студентов в проведении прикладных, поисковых, методических и научных исследований по приоритетным направлениям развития региона, ориентированных на решение социально-эколого-экономических проблем, обеспечивающих формирование творческих, инновационных подходов к организации и проведению научных исследований.5.Подготовка будущих специалистов, способных и готовых работать в инновационном секторе экономики, посредством формирования инновационной культуры, воспитания творческого интереса к своей профессии через1.исследовательскую деятельность, развития студентами инновационных профессиональных идей и приобретения навыков разработки инновационных проектов еще на стадии обучения, возможностей их апробации и реализации при поддержке университета.6..Создание условий для более мягкого перехода от традиционной системы подготовки специалистов на двухуровневую систему.7..Обеспечение преемственности поколений (студент - аспирант - учёный - преподаватель) посредством: 1) эффективного отбора способной, одаренной и талантливой молодежи для пополнения педагогических и научных кадров университета, 2) предоставления возможности успешным студентам продолжать обучение в аспирантуре, 3) привлечения аспирантов и соискателей к работе в ТАСС.8..Решение вопросов гарантированного трудоустройства выпускников университета (с учётом полученного ими опыта в реализации результатов аналитической работы, развития способности использовать научные знания в изменяющейся ситуации, готовности к самообучению, повышению квалификации и переподготовке) как на основе имеющихся рабочих мест посредством развития новых форм сотрудничества с организациями, предприятиями, государственными органами исполнительной власти в совместном решении актуальных задач, так и активного участия студентов университета в создании предприятий малого бизнеса через внедрение апробированных вузовских разработок в производстве.ТАСС (на базе экономического факультета ТГУ) призван стать практико-ориентированной площадкой университетов Томска, занимающихся подготовкой студентов экономических специальностей. Состав ТАСС может быть представлен:1))несколькими подразделениями, специализирующимися на определённых видах работы:•·консалтинг по направлениям: аудит, бухучёт, налогообложение, анализ;•·исследовательская научная деятельность (специализированные, междисциплинарные исследования);2))проблемными научными группами, создаваемыми на определённое время для решения сложных задач, требующих комплексного подхода.Желательно, чтобы в состав подразделений, кроме студентов, входили преподаватели, научные работники, магистранты и аспиранты/соискатели, представляя каждую специальность экономического факультета («национальная экономика», «мировая экономика», «менеджмент», «налоги и налогообложение», «финансы и кредит», «бухгалтерский учёт») и организуя работу соответствующих подразделений. Участие аспирантов и соискателей в работе ТАСС позволит реализовать принципы наставничества и преемственности различных поколений студентов, сохранить и развивать имеющиеся научные школы экономического факультета ТГУ, других университетов Томска.Для приобретения более полного и правильного собственного представления о специфике каждого подразделения вновь принятые в ТАСС студенты получат возможность работать в каждом из них. Такой подход обязателен для применения ко всем участникам ТАСС. С одной стороны, это позволит студенту выбрать именно ту сферу, которая лучше соответствует его интересам, проверить ожидания и вовремя (самое главное практически безболезненно) внести необходимые коррективы в выбранную специализацию (не дожидаясь окончания университета, не разочаровываясь при первом приходе на работу), а с другой - получить навыки практической работы и по другим направлениям, тем самым реализовав возможности формирования более широкого специалиста, имеющего практические навыки, представления не только в одной узко специализированной области. Данный подход может рассматриваться как своеобразная стажировка студента. В последующем участник ТАСС может сделать выбор, отдавая предпочтение какому-либо определённому подразделению.Работа в ТАСС также предполагает возможность формирования проблемных научных групп (гибких, временных структур под конкретные комплексные, сложные задачи с привлечением студентов, преподавателей, аспирантов/соискателей из разных подразделений на время её решения). Это позволит накапливать не только опыт самостоятельного решения отдельных вопросов (работая в стабильных коллективах), но и опыт работы, общения в различных (в том числе временных) коллективах, приобретать навыки коллективного принятия решений.ТАСС через интеграцию различных форм повышения эффективности научно-образовательного потенциала высшей школы (традиционные - научные кружки - и новые - бизнес-инкубаторы) создаёт условия для развития творческих способностей студентов, формирования инновационной культуры в обществе и реализации новых форм взаимодействия научных, образовательных организаций и бизнеса.ТАСС позволит более мягко осуществить переход от традиционной системы подготовки специалистов на двухуровневую, устранить возможную «незавершённость» обучения бакалавра: достаточность теоретической подготовки и недостаточность практических навыков. Тем самым преодолевается не всегда обоснованная со стороны работодателей предпочтительность выпускника техникума, а не университета (бакалавра) и создаются условия для нахождения компромисса между сложившейся традиционной системой подготовки и встраиваемой в неё новой, двухуровневой системой. ТАСС дает возможность помочь решить вопросы трудоустройства бакалавров благодаря их участию в практико-ориентированных работах, приближающих их к реальным условиям, развивая необходимые и достаточные практические навыки в рамках проводимых с их участием консультаций и/или научных исследований, формирующих предпринимательские способности и деловые качества. Тем самым обеспечиваются реальные возможности трудоустройства бакалавров, всестороннее раскрытие их потенциала, снижение уровня страха и неуверенности перед практической деятельностью из-за непонимания достаточности/недостаточности уровня располагаемых ими знаний для работы. Кроме того, ТАСС дает возможность бакалаврам сделать правильный выбор: 1) практическая деятельность в различных сферах экономики и/или управления; 2) магистратура и/или последующая аспирантура. Участие в ТАСС по-зволяет выпускнику университета приобрести определённый стаж (больший или меньший в зависимости от уровня обучения - бакалавриат или магистратура), без наличия которого трудоустройство существенно затруднено.Конференции, «круглые столы», проблемные семинары, проводимые ТАСС, являются открытыми и участие в них могут принимать все интересующиеся наукой, развитием региона, проблемами функционирования различных хозяйствующих субъектов. Это является залогом постоянного расширения участников ТАСС, привлечения всё большего числа студентов к исследовательской, творческой, инновационной деятельности, в том числе не только из других факультетов университета, но и вузов Томска. Таким образом, деятельность ТАСС может стать по-настоящему практико-ориентированной площадкой как для студентов Томска, так и для представителей различных организационно-правовых форм бизнеса, привлекаемых к решению вопросов развития территории, тем самым создавая условия для устойчивого развития Томской области как инновационно-ориентированного региона. Кроме того, всё это будет также способствовать активизации процессов формирования институтов гражданского общества как в Томске, так и в тех муниципальньгх образованиях Томской области и других субъектов РФ, где будут работать выпускники - участники ТАСС.Работа ТАСС должна быть естественным образом встроена в образовательный процесс университета, обеспечивая реализацию условий, предусмотренных в государственном образовательном стандарте. Деятельность студентов в ТАСС должна учитывать исследовательскую составляющую учебного процесса, предусмотренную в учебных планах (как в аудиторной, так и внеаудиторной форме). Особые возможности при этом для внедрения инновационных активных форм в процессе обучения в университете предоставляет ТАСС.Новые формы сотрудничества между университетом и государственными органами исполнительной власти, открываемые ТАСС, позволят принципиально по-новому решать вопросы подготовки кадрового резерва как для администрации Томской области, так и для муниципальных образований. Предлагаемая отдельными департаментами, структурными подразделениями (по согласованию с заместителями губернатора) проблема для исследования аспиранту/соискателю (участнику ТАСС) позволяет не только провести научное исследование по актуальному направлению, но и апробировать его результаты в реальных условиях и подготовить квалифицированного специалиста, действительно разбирающего в данной области, не теряя времени на его адаптацию при последующем приёме на работу, снижая риск приобретения «кота в мешке» при традиционном отборе кадров только на основе анкетных данных. Данный подход является более эффективным, поскольку над проблемой может работать не только непосредственно аспирант/соискатель (один человек, как это традиционно и происходит), консультируясь со своим руководителем научной работы, но и можно также использовать энергию коллективного разума, существенно ускоряющую исследовательскую деятельность, повышая её результативность, своевременно внося коррективы (через обсуждение проблемы, возможных подходов к её решению, выбора инструментов и т.д.). Более того, это позволяет обеспечить и качество подготовки студентов к исследовательской деятельности, обогащая их собственный опыт, подготавливая смену поколений. Таким образом, обеспечивается возможность постоянного расширения базы специалистов, способных войти в состав кадрового резерва и для хозяйствующих субъектов, и для органов власти. Создаются условия для решения вопросов трудоустройства успешных участников ТАСС не только в университете, но и в государственных органах власти. Причём это трудоустройство может стать не разовым, случайным, а осуществляться на постоянной основе.На базе ТАСС могут создаваться студенческие творческие отряды, работа которых организуется в летний период или в период общеэкономических практик и направлена на: 1) внедрение в практику результатов курсового и дипломного проектирования; 2) оказание помощи учреждениям, организациям, различным хозяйствующим субъектам, особенно вновь создаваемым малым предприятиям. Это становится возможным при совместной организации работы со службами занятости муниципальных образований.ТАСС может рассматриваться как предварительная ступень бизнес-инкубатора, позволяющая развить исследовательские навыки студентов, предпринимательские способности, которые можно впоследствии апробировать посредством более крупных проектов в бизнес-инкубаторе. Кроме того, ТАСС является своеобразным и стабильным поставщиком бизнес-идей и/или их «реализаторов» для бизнес-инкубаторов.Результаты проведения консультаций, научно-исследовательской деятельности, работы проблемных научных групп, диссертационных исследований обсуждаются на студенческих и аспирантских семинарах. Это позволяет не только ознакомиться всем участникам ТАСС с основными проблемами в сферах экономики и управления, но и устранить возможный разрыв в поколениях, обеспечивая необходимую преемственность в проведении исследований, сохранении научных школ, передаче накопленного опыта. Возможна также координация деятельности Профессорского собрания Томска и ТАСС, в том числе при проведении совместных научных семинаров.Таким образом, создание и функционирование ТАСС позволит существенно активизировать процесс подготовки специалистов для инновационных секторов региональной экономики и создаст условия для более мягкого, менее стрессового для молодого специалиста перехода из студенческого коллектива в профессиональный.

Ключевые слова

инновационная деятельность , инновационная инфраструктура , двухуровневая система подготовки , кадровый резерв , предпринимательские способности , innovative activity , an innovative infrastructure , two-level system of preparation , a personnel reserve , enterprise abilities

Авторы

ФИООрганизацияДополнительноE-mail
Рощина Галина Сергеевна Томский государственный университет экономический факультет
Всего: 1

Ссылки

Томск в цифрах (2000-2007 гг.): Статистический сборник. Томск, 2008.
Межведомственная программа «Разработка и реализация модели территории инновационного развития на примере Томской области на 2006-2008 годы» (Результаты 2006 года). Томск, 2007.
 Творческое аналитическое студенческое сообщество как механизм развитиянаучно-образовательного потенциала и формирования инновационной инфраструктурыи культуры в регионе             | Вестн. Том. гос. ун-та. Экономика. 2009. № 1 (5).

Творческое аналитическое студенческое сообщество как механизм развитиянаучно-образовательного потенциала и формирования инновационной инфраструктурыи культуры в регионе | Вестн. Том. гос. ун-та. Экономика. 2009. № 1 (5).

Полнотекстовая версия