Проблемы сравнения результатов деятельности субъектовв системах формализованного эмоционального менеджмента (СФЭМ) | Вестн. Том. гос. ун-та. Экономика. 2009. № 2 (6).

Проблемы сравнения результатов деятельности субъектовв системах формализованного эмоционального менеджмента (СФЭМ)

В эмоциональном менеджменте существенное значение имеет организационное обеспечение базовых эмоций: интереса, радости, удивления и др. На определенном этапе развитиярусской промышленности эту функцию выполняло соревнование, имеющее системноеуправление процессом. Его важным элементом являлась сравнимость результатов деятельности как субъектов, так и объектов производственных предприятий. В работе изложены основные направления оценки результатов социально-экономической деятельности персонала предприятий.

Problems of a comparison of the results of subjects activityin systems of emotional management (SEM).pdf Соревнование основывается на базовых эмоциях, таких как интерес, ра-дость, удивление, печаль, гнев, отвращение, презрение, страх, и ряде первич-ных, а именно: надежда, любопытство, горе, испуг, системно представляю-щих протипический адаптивный комплекс по Плутчику. Достижения лидеравызывают интерес коллектива, а лично у него радость. Коллеги и родствен-ники могут быть удивлены, печальны те, кто по показателям деятельности«немного не дотянули» до него. Гнев, отвращение и презрение касаются техотстающих, из-за которых не выполнен план. Последние испуганы возмож-ным наказанием, так как это может достичь горестного уровня.На практике эмоциональные категории не изучаются. Они скрыты общимпроцессом деятельности. Менеджеры обращают внимание на конечный ре-зультат деятельности, в большинстве случаев используя драйв-поощрения,наказания. Эмоции же оказываются в сфере личной жизни каждого трудяще-гося, проникать в которую в современном практическом менеджменте непринято. В то же время производственные достижения обязаны базовымэмоциям, на которых основаны любовь, самоуважение, гордость, честь, му-жество, симпатии, привязанность и др. Для того чтобы ценить что-то, необ-ходимо относиться к этому эмоционально − любить, радоваться, интересо-ваться или гордиться. В прошедшем столетии эти истоки активности произ-водственниками не вскрывались. Для материалистов они были как бы заскобками деятельности и «копание» в них считалось уделом слабых интелли-гентов.На практике, развертывая массовые соревнования, пронизывающие всеуровни общественного производства, на их основе добивались ошеломляю-щих результатов в стране, где преобладающая часть населения уступала пообщему и профессиональному образованию индустриально развитым госу-дарствам. В те годы термин «эмоциональный менеджмент» отсутствовал наВ.А. Гага, Е.Н. Ярославцева16страницах научных работ экономистов по труду. В настоящее время, когдапреклонение перед объективными общественными отношениями изменилосьв сторону включения в них психологических аспектов, появилась возмож-ность называть социально-экономические явления не политическим терми-ном − социалистическое соревнование, а своим − системой формализованно-го эмоционального менеджмента. Ниже рассмотрим некоторые элементы на-учной организации СФЭМ.Эмоции − особый класс субъективных психологических состояний, отра-жающих в форме непосредственных переживаний приятного или неприятно-го процесс и результаты практической деятельности, направленной на удов-летворение актуальных потребностей. Поскольку все то, что делает человек,в конечном счете служит цели удовлетворения его разнообразных потребно-стей, постольку любые проявления активности человека сопровождаютсяэмоциональными переживаниями.«Эмоции, − писал А.Н. Леонтьев, − выполняют роль внутренних сигна-лов. Они являются внутренними в том смысле, что сами... не несут информа-цию о внешних объектах, об их связях и отношениях, о тех объективных си-туациях, в которых протекает деятельность субъекта. Особенность эмоцийсостоит в том, что они непосредственно отражают отношения между мотива-ми и реализацией, отвечающей этим мотивам деятельности»[1. C. 164].Одна из таких попыток принадлежит В. Вундту, который определял всюсистему чувств как многообразие трех измерений, в котором каждое измере-ние имеет два противоположных направления, исключающих друг друга(рис. 1, 2).Рис. 1. Основные измерения эмоциональныхпроцессов и состояний (по Вундту)Рис. 2. Типичная динамика изменения эмоцио-нальных состояний по отдельным измерениям(по Вундту)Проблемы сравнения результатов деятельности субъектов в СФЭМ17Объяснение природы эмоциональных явлений всегда интересовало мыс-лителей и ученых начиная с древнейших времен. В античной философии,например, эмоциональные процессы и явления рассматривали как особыйвид познания.Сначала согласно теории Джемса − Ланге должны произойти соответст-вующие органические изменения в ответ на воздействия стимулов и толькозатем как их субъективно отраженное следствие возникает эмоция (рис. 3).Рис. 3. Схематическое изображение механизма возникновения эмоции согласнотеории Джемса − ЛангеВ результате этих доработок концепция У. Кеннона получила новое, со-временное название теории эмоций Кеннона − Барда (рис. 4).Поскольку между нейрональными и гуморальными факторами существу-ет сложное взаимодействие, постольку трудно ответить однозначно на во-прос о том, что чему в действительности предшествует: эмоции органиче-ским изменениям или же органические изменения эмоциям. В эмоциональ-ных переживаниях, длящихся в течение достаточного периода времени, ско-рее всего сочетается и то и другое.Для того чтобы представленный в сознании образ передовика получилэмоциональную окраску, объект необходимо оценить с точки зрения еговлияния на воспринимающего. Сама эмоция не является оценкой, но можетнести ее в себе как неотъемлемую составляющую. Эмоция представляет со-бой неосознаваемое влечение к объекту или отторжение его, возникающее врезультате оценки объекта как хорошего или плохого для индивида.Оценка лидера по системе менеджера − это предложение восприниматьего с позиций администрации. Но воспринимающий может иметь и своюоценку. В таком случае у него будет две оценки, которые могут не совпадать.Восприятие эмоционально воздейст-вующего объекта (1)Нервно-мышечная, сосудо-двигательная реакция организма (2)Возникновение субъ-Возникновение субъективно переживае-мого эмоционального состояния (5)Восприятие центральной нервной систе-мой (корой больших полушарий) реакциисосудов и мышц (3), (4)В.А. Гага, Е.Н. Ярославцева18Но за административной системой следует мотивация, и это может содейст-вовать признанию административной оценки. Подтверждение администра-тивной оценки высокой частотой и существенностью стимулирования приво-дит к ослаблению собственной оценки, что упорядочивает административ-ную систему. В таких случаях лидер с позиций администрации будет вызы-вать эмоцию интереса, неосознанное влечение следования примеру его пове-дения. Оценка участника соревнования и эмоциональный отклик на негоимеют, как утверждает Кэрролл Э. Изард, тенденцию к «генерализации» [2.C. 50] − они переносятся на весь класс объектов, т.е. передовиков производ-ства, что имеет существенное значение для повышения эффективности про-изводства.Рис. 4. Концепция возникновения эмоций Кеннона − БардаОценивание в неформализованном эмоциональном менеджменте предпо-лагает субъективное суждение о производственных достижениях коллеги иего руководителя. Таковое применимо в небольших бригадах работников, носовершенно нерационально в больших, включающих более семи человек, темболее для оценивания деятельности коллективов. В производственной прак-тике получили развитие специальные системы сравнимости результатов дея-тельности участников соревнования. Вполне достаточно для формированияэмоционального аффекта развита теория сравнимости, в разработке которойзаметно выделялась научная школа Томского государственного университе-та. Она решала проблемы повышения уровня организации систем сравни-тельной оценки деятельности участников соревнования и приближения его ктребованиям мотивационных систем хозяйственного механизма. Для этихВосприятие эмоционального воздей-ствующего стимула (1)Переработка импульсов, поступающих отрецепторов, центральными структурами содновременной передачей возбуждения вкору головного мозга и к другим телесныморганам (2), (3), (4), (5), (6)Возникновениесубъективно пе-реживаемого эмо-ционального со-стояния (7)Появление нервно-мышечной реак-ции организма(8), (9)Проблемы сравнения результатов деятельности субъектов в СФЭМ19целей была разработана методология формализации показателей социально-экономической деятельности, проведено распределение их по блокам оце-ночной модели, предложена схема состыковки каждого из блоков, необходи-мая для системного восприятия объекта субъектом и вывода его на комплексбазовых эмоций. Материалы научной школы систематически публиковалисьв серии исследователей - десяти сборниках выпуска «Социально-эконо-мический механизм стимулирования труда» (см. сайт ВШБ ТГУ «hsb.tsu.ru» вразделе «электронная библиотека»). Результаты практического примененияразработанных систем на крупных предприятиях приведены в нашей моно-графии совместно с главным инженером завода «Сибэлектромотор»Ю.Я. Ковалевым «Стимулирование и многофакторные шкалы сравнительнойоценки эффективности труда участников соревнования» (Томск: Изд-во Том.ун-та, 1978. 200 с.). Элементы теории сравнимости даны в нашей работе«Сравнимость результатов труда в системах соревнования и заработной пла-ты» (Томск: Изд-во Том. ун-та, 1980. С. 196).

Ключевые слова

эмоции, менеджмент, соревнование, персонал, emotions, management, competition, personnel

Авторы

ФИООрганизацияДополнительноE-mail
Гага Владимир АнтоновичТомский государственный университетдоктор экономических наук, профессор, зав. кафедрой системного менеджмента и предпринимательства экономического факультетаhsb@mail.tsu.ru
Ярославцева Екатерина НиколаевнаГолландский университетмагистрантhsb@mail.tsu.ru
Всего: 2

Ссылки

Леонтьев А.Н. Потребности, мотивы, эмоции // Психология эмоций. М., 1984.
Кэрролл. Э. Изард. Психология эмоций. СПб., 1999
 Проблемы сравнения результатов деятельности субъектовв системах формализованного эмоционального менеджмента (СФЭМ) | Вестн. Том. гос. ун-та. Экономика. 2009. № 2 (6).

Проблемы сравнения результатов деятельности субъектовв системах формализованного эмоционального менеджмента (СФЭМ) | Вестн. Том. гос. ун-та. Экономика. 2009. № 2 (6).

Полнотекстовая версия