Реформирование национального бухгалтерского учетаи международный опыт его гармонизации | Вестн. Том. гос. ун-та. Экономика. 2009. № 2 (6).

Реформирование национального бухгалтерского учетаи международный опыт его гармонизации

Рассматривается логика реформирования национального бухгалтерского учета всвете требований международных стандартов финансовой отчетности (МСФО),раскрывается их преимущество перед национальным бухгалтерским учетом и финансовой отчетностью.

Reform of national accounting and international experience ofharmonization.pdf С 2001 г. действует новая структура - Комитет по международным стан-дартам финансовой отчётности (КМСФО), который отвечает за разработкуМеждународных стандартов финансовой отчетности, применяемых в ком-мерческих предприятиях во всем мире. В состав КМСФО включены извест-ные авторитетные специалисты. Европейский союз и многие другие странымира приняли решение о переходе от использования национальных стандар-тов к МСФО. КМСФО работает в Лондоне. С 1983 г. членами КМСФО сталивсе объединения профессиональных бухгалтеров и аудиторов, входящие вМеждународную федерацию бухгалтеров. На начало 2001 г. в 104 странахмира было 143 члена КМСФО, представляющих более 2 млн. бухгалтеров. Вработу Комитета вовлечены и другие организации разных стран, не являю-щихся членами КМСФО.Цель КМСФО - разработка и публикация в интересах общества стандар-тов бухгалтерского учета, которые должны обязательно применяться при со-ставлении и представлении финансовой отчетности, содействие в их повсе-местном применении и соблюдении. Комитет постоянно работает над совер-шенствованием и гармонизацией норм и процедур бухгалтерского учета, свя-занных с представлением публичной финансовой отчетности. КМСФО при-надлежат авторские права на международные стандарты, предварительныепроекты и другие публикации Комитета. Утвержденным текстом КМСФОсчитается публикация Комитета на английском языке. Официальные перево-ды МСФО имеются на испанском, немецком, польском и русском языках,неофициально они переведены более чем на 30 языков.Концепция бухгалтерского учета в рыночной экономике России, одоб-ренная 29 декабря 1997 г. Методологическим советом по бухгалтерскомуучету при Министерстве финансов РФ и Президентским советом Институтапрофессиональных бухгалтеров России, исходит главным образом из тех жеосновных положений учета и целей бухгалтерской отчетности и призванаслужить основным ориентиром при разработке новых и пересмотре дейст-М.С. Каз, С.М. Каз28вующих нормативных актов по бухгалтерскому учету; быть основным руко-водством при принятии решений по вопросам, еще не урегулированным нор-мативными актами; помогать потребителям бухгалтерской отчетности.Учитывая высокую заинтересованность США в этом процессе, можнорассчитывать на скорое объединение МСФО и GAAP США в единую систе-му стандартов. При внедрении МСФО в конкретной стране необходимо учи-тывать местное законодательство, национальные и другие особенности, ко-торые, возможно, придется приводить в соответствие с МСФО. Так, отдель-ные страны Европейского союза уже разрешили компаниям вести учет поМФСО, например, Италия, Германия, Франция, а Европейский союз недавнообъявил о намерении сделать МСФО обязательными для всех 6700 компаний,входящих в котировальные листы фондовых бирж ЕС, а также для всех ком-паний, выпускающих проспекты эмиссии. Результатом этого процесса долж-на стать единая система стандартов бухгалтерского учета, используемых вовсем мире. При отклонении национальных стандартов от МСФО (за исклю-чением GAAP в США) будут возникать проблемы, недопонимание, что при-ведет к увеличению стоимости капитала.Лишь немногие из исторически сложившихся национальных систем бух-галтерского учета во всем мире обеспечивают пользователям такие возмож-ности. Что касается российской системы бухгалтерского учета (РСБУ), кото-рая представляет собой адаптированный вариант системы, первоначальноориентированной на плановую экономику, то она наименее пригодна дляпринятия решений в условиях рынка. Это приводит к ошибочным экономи-ческим решениям и растрате экономических ресурсов. Напротив, предостав-ление пользователям значимой информации позволило бы обеспечить болееэффективное вложение и более точную оценку ограниченных ресурсов капи-тала с максимальным эффектом не только для предприятий, но и для всегообщества. Ситуации, когда подобные технические вопросы оказывают стольблаготворное влияние на общество в целом, крайне редки.Улучшение качества финансовой информации выгодно не только россий-ским предприятиям, имеющим сторонних инвесторов. Руководство предпри-ятий в ходе своей работы должно иметь более полное представление о реаль-ных экономических условиях хозяйственной деятельности предприятия дляпринятия более эффективных управленческих решений. Результаты рядаэкономических исследований свидетельствуют о том, что для обеспечениястабильных и высоких темпов роста российская экономика нуждается ввесьма существенных капиталовложениях. Многим российским предприяти-ям, планирующим привлечение заемного или акционерного капитала, при-дется составлять финансовую отчетность по МСФО (или аналогичным стан-дартам, например по GAAP США). Часть из них уже так и делают. Фактиче-ски некоторые ведущие финансовые институты (например, Европейский банкреконструкции и развития (ЕБРР) и Международная финансовая корпорация(МФК)) отказываются рассматривать инвестиционные проекты до тех пор,пока не будет составлена финансовая отчетность по МСФО. Таким образом,российские предприятия, заинтересованные в привлечении заемного или ак-ционерного капитала по разумным ценам, сталкиваются с двойной нагрузкойРеформирование национального бухгалтерского учета29и затратами, связанными с составлением двойного комплекта отчетности (со-гласно РСБУ и МСФО) и проведением двойного аудита. Такая двойная на-грузка сохраняется и после привлечения капитала, поскольку новым инве-сторам также требуется отчетность в формате МСФО и, вероятнее всего, ееаудит.В тех редких случаях, когда инвесторы соглашаются принимать россий-скую отчетность, стоимость капитала значительно возрастает по сравнению сценой капитала при представлении компаниями финансовой отчетности поМСФО. Поэтому стоимость акций, реализуемых на основании данных рос-сийской финансовой отчетности, оказывается ниже, чем при наличии финан-совой отчетности в формате МСФО, прошедшей аудит согласно Междуна-родным стандартам аудита или другим эквивалентным стандартам.С начала 90-х гг. в российской системе бухгалтерского учета произошлизначительные перемены, например, компаниям разрешается представлятьсводную финансовую отчетность в соответствии с МСФО, а не российскимиПБУ. Проводимая правительством программа реформирования бухгалтерско-го учета не содержит четкого описания сущности и основных характеристикфинансовой отчетности, которая будет составляться российскими предпри-ятиями по завершении программы. Вместо этого предполагается создаватьсистему бухгалтерского учета, постоянно меняющуюся в течение ряда лет,каждый отдельный компонент которой будет постепенно приводиться в со-ответствие с отдельными элементами МСФО. В программе не предусматри-вается разработка целостной системы согласованных стандартов, соответст-вующих МСФО, при этом отдельные компромиссы с российской практикойучета противоречат МСФО. Это также приводит к концептуальной неопреде-ленности, и предприятиям в связи с часто меняющимися требованиями к фи-нансовой отчетности приходится нести затраты, которые можно было бы из-бежать. По нашему мнению, через несколько лет затраты будут еще выше всвязи с тем, что многим российским предприятиям потребуется системастандартов, полностью соответствующих МСФО.В связи с тем, что _______российские открытые акционерные общества не обяза-ны предоставлять своим мелким акционерам финансовую отчетность в фор-мате МСФО (или в аналогичном формате), прошедшую аудит согласно МСА,мелкие акционеры не имеют возможности продавать свои акции по реальнойэкономической стоимости. Мелкие акционеры (преимущественно обычныероссийские граждане) российских ОАО в течение нескольких лет были и ос-таются жертвами неадекватной и недостоверной финансовой отчетности.Всесторонняя защита прав мелких инвесторов будет невозможна до тех пор,пока им не будет предоставляться достоверная и значимая финансовая отчет-ность. РСБУ не удовлетворяет данному критерию. Приватизацию российскихпредприятий, продажу государственных пакетов акций можно осуществитьпо гораздо более высоким ценам, если потенциальным покупателям будетпредоставлена финансовая отчетность в формате МСФО, прошедшая аудитпо МСА. Это позволит значительно увеличить поступления в бюджет. Стои-мость продаваемых акций будет значительно занижена, если цены реализа-ции формируются на основе балансовых показателей без учета текущей иМ.С. Каз, С.М. Каз30будущей экономической выгоды, которую можно оценить только на основеМСФО, а не РСБУ.Восстановлению эффективной банковской системы препятствует отсут-ствие достоверной и значимой финансовой отчетности коммерческих банков,необходимой для налаживания полномасштабных корреспондентских отно-шений во всем мире. Кроме того, непрозрачность используемой системы фи-нансового учета, например РСБУ, позволяет руководителям отдельных пред-приятий скрывать их реальное финансовое положение, использование де-нежных средств, а также результаты за отчетный период от внешних заинте-ресованных сторон, причем не только от имеющихся внешних акционеров,но и от сотрудников, кредиторов, потенциальных инвесторов, местных и фе-деральных органов и т.д. Переход на финансовую отчетность, составленнуюпо МСФО и прошедшую аудит по МСА, сам по себе не всегда способен пре-дотвратить случаи крупного мошенничества и помешать руководству заклю-чать сделки в личных интересах в ущерб собственному предприятию. Однакоон будет способствовать своевременному выявлению таких фактов и послу-жит мощным сдерживающим фактором. Большинство ресурсов, вовлеченныхв создание постоянно меняющейся российской системы бухгалтерского учета(в том числе на уровне предприятий), будут использоваться с большей эф-фективностью для внедрения полномасштабной системы МСФО согласнопредставленным ниже рекомендациям.Международный центр реформирования системы бухгалтерского учетадает следующие рекомендации по дальнейшему реформированию системыбухгалтерского учета. Необходимо создать условия для законодательнойподдержки перехода предприятий на МСФО и изменить положения норма-тивных актов, препятствующих или затрудняющих переход на МСФО. По-этому предприятия, составляющие финансовую отчетность согласно МСФО,должны быть избавлены от двойной нагрузки, связанной с параллельным ве-дением российского учета и соблюдением соответствующих обязательствперед регулирующими органами, при этом данные обязательства также сле-дует скорректировать с учетом МСФО. В качестве среднесрочной задачироссийской экономики (лучше всего в течение трех, максимум пяти лет) не-обходимо осуществить полную замену РСБУ на МСФО при составлении фи-нансовой отчетности всех компаний, кроме предприятий малого бизнеса икомпаний с ограниченным числом участников. Эта задача должна выпол-няться поэтапно, что предполагает добровольный или, в отдельных случаях,обязательный переход предприятий различных видов и отраслей на МСФО(вместо РСБУ) в определенной последовательности и согласно четкому гра-фику. Частичное принятие элементов отдельных МСФО приводит к дезори-ентирующим результатам и не должно иметь место, дочерние предприятиякомпаний с котируемыми ценными бумагами и банков должны иметь воз-можность составлять финансовую отчетность в полном соответствии сМСФО, а не РСБУ. Все прочие российские открытые акционерные обществаи российские дочерние предприятия компаний, которые составляют консоли-дированную финансовую отчетность по МСФО, должны иметь возможностьпо своему выбору составлять финансовую отчетность в полном соответствииРеформирование национального бухгалтерского учета31с МСФО, а не РСБУ. При продаже значительных государственных долейучастия необходимо рассмотреть целесообразность подготовки и использо-вания в информационных проспектах финансовых данных по МСФО (пред-почтительно прошедших аудиторскую проверку). Необходимо также разра-ботать программу перехода унитарных предприятий, которые обязаны про-ходить ежегодную аудиторскую проверку, на составление финансовой отчет-ности по МСФО вместо РСБУ. Система бухгалтерского учета для предпри-ятий, разрабатываемая с учетом российской специфики (т.е. РСБУ), должнабыть упорядочена: направлена на удовлетворение потребностей предприятиймалого бизнеса и компаний с ограниченным числом участников (например,закрытых акционерных обществ) и(или) обеспечивать упрощение порядкаведения учета на таких предприятиях, сокращение объема работ в областибухгалтерского учета и составление ими финансовой отчетности в соответст-вии с упрощенной версией МСФО согласно концептуальным принципамМСФО, примером которых служит Директива ЕС № 4.Изменения в порядке ведения бухгалтерского учета и составления финан-совой отчетности, связанные с внедрением МСФО, не должны оказыватьвлияние на налоговый учет (т.е. изменения должны отразиться не на факти-ческом размере налоговых обязательств, а на системе ведения учета и методерасчета налогов). Соответственно, необходимо разработать систему компью-теризированных трансформационных проводок для целей налогового учета,согласно которой предприятия, представляющие финансовую информациюпо МСФО, обязаны отражать свои налоговые обязательства с использовани-ем системы МСФО в качестве отправной точки для налоговых расчетов. Повозможности для предприятий малого бизнеса и компаний с ограниченнымчислом участников следует предусмотреть упрощенную систему пересчетаданных финансового учета в показатели для целей налогообложения. Этиизменения также не должны оказывать влияние на требования в отношениифинансовой отчетности, представляемой регулирующим органам (например,в целях надзора Центрального банка), которые соответственно должны раз-работать трансформационные формы, обеспечивающие соблюдение их тре-бований. С другой стороны, требования к подобной отчетности могут быть современем модифицированы с учетом использования финансовой информа-ции в формате МСФО.Государственные статистические органы должны принимать во вниманиеособенности составления финансовой отчетности по МСФО. Предприятия,составляющие финансовую отчетность по МСФО, должны иметь возмож-ность представлять обязательные статистические данные согласно МСФО(например, с использованием метода начисления при расчете затрат/доходови принципа приоритета содержания над формой). Следовательно, потребует-ся адаптация официальных методов обработки и использования поступаю-щих от предприятий статистических сведений для анализа данных, состав-ленных на основе МСФО.Необходимо пересмотреть действующие обязательные планы счетов бух-галтерского учета, а в идеале предоставить возможность их неприменения вцелях упрощения применения МСФО. Обязательные общероссийские планыМ.С. Каз, С.М. Каз32счетов должны быть модифицированы таким образом, чтобы предприятия,перешедшие на МСФО, могли эффективно применять международные стан-дарты. Кроме того, целесообразно предоставить возможность предприятиям,составляющим финансовую отчетность по МСФО и использующим предла-гаемую систему трансформации налоговой отчетности (и отчетности, пред-ставляемой регулирующим органам), не применять действующий обязатель-ный общероссийский план счетов и порядок ведения учетных регистров.Следует обеспечить подготовку и широкое распространение методиче-ских рекомендаций, пояснений и примеров практического примененияМСФО на российских предприятиях; обеспечить подготовку и широкое рас-пространение детальных пособий, примеров и разъяснений специфики прак-тического применения МСФО на российских предприятиях. Необходимо какможно скорее обеспечить превращение Института профессиональных бух-галтеров или другой подходящей организации в эффективную, финансируе-мую в полном объеме и независимую профессиональную ассоциацию, вы-ступающую от лица бухгалтеров в России и представляющую их интересы вмасштабах всей страны. Эта организация должна взять на себя функции ко-ординатора работы по обучению, аттестации и приобщению специалистов кМСФО, включая обеспечение высококачественной квалификационной атте-стации по МСФО, которая будет признана на международном уровне.Необходимо выделить достаточное количество финансовых ресурсов итехнических специалистов для проведения реформы рационального бухгал-терского учета, в том числе для предоставления рекомендаций и проведенияобучения сотрудников российских предприятий в области практическогоприменения МСФО; для предоставления рекомендаций по поэтапному пере-ходу на МСФО; для внедрения соответствующих изменений в нормативныхактах налоговых органов и других ведомств, требования которых в настоя-щее время основаны на РСБУ и которым также придется разрабатывать но-вые процедуры согласно МСФО.

Ключевые слова

качество финансовой информации, гармонизация бухгалтерского учета, финансовая отчетность, quality of financial information, harmonization of accouting, financial statement

Авторы

ФИООрганизацияДополнительноE-mail
Каз Михаил СеменовичТомский государственный университетдоктор экономических наук, профессор кафедры системного менеджмента и предпринимательства экономического факультета
Каз Семен МарковичТомский государственный университетдоктор экономических наук, профессор кафедры финансов и учётаэкономического факультета
Всего: 2

Ссылки

Ковалёв В.В. Бухгалтерский учёт: новая реальность и перспективы развития // Бухгалтерский учёт. 2003. № 9.
Морозова Ж.А. Международные стандарты финансовой отчетности. М.: Бератор-Пресс, 2002.
Мищенко Н.П. Международные стандарты учета и финансовой отчетности. М.: Финансы и статистика, 2007.
Нидлз Б., Андерсон Х., Кондуэлл Д. Принципы бухгалтерского учета / Пер. с англ.; Под ред. Я.В. Соколова. М.: Финансы и статистика, 1994.
Палий В.Ф. Международные стандарты учёта и финансовой отчётности. М.: ИНФРА-М, 2008.
Рахман З., Шеремет А. Бухгалтерский учет в рыночной экономике. М.: ИНФРА-М, 1996.
Соловьёва О.В. Международная практика учёта и отчётности. М.: ИНФРА-М, 2004.
Шнейдман Л.З. Как пользоваться МСФО. М.: Бухгалтерский учёт, 2003.
 Реформирование национального бухгалтерского учетаи международный опыт его гармонизации | Вестн. Том. гос. ун-та. Экономика. 2009. № 2 (6).

Реформирование национального бухгалтерского учетаи международный опыт его гармонизации | Вестн. Том. гос. ун-та. Экономика. 2009. № 2 (6).

Полнотекстовая версия