Научное знание - главный фактор экономического роста | Вестн. Том. гос. ун-та. Экономика. 2009. № 3 (7).

Научное знание - главный фактор экономического роста

диалектического взаимодействия менталитета, идеологии, науки, социально-экономическогоразвития, культуры.

The scientific knowledge - a main factor of economic growth.pdf Познание - процесс бесконечного приближения человеческой мысли кидеалу: постижению объективной истины, сути окружающего нас мира. Вэтой связи наука как часть человеческой культуры - наиболее эффективныйспособ познания окружающей действительности. В процессе познания осу-ществляется замена устаревших концепций новыми гипотезами, концепция-ми, уточняются, дополняются существующие, общепринятые теории. В ре-зультате познание развивается, расширяется, раскрывая все новые и новыегоризонты, стороны, грани непознанной действительности.Наука отражает мир в терминах, понятиях, категориях, законах, методах,истинность, правильность которых проверяется практикой. Научное знание -эффективное средство позитивного преобразования человеком окружающегомира, развития способностей, мышления, культуры, эффективного решениясоциально-экономических проблем, задач на основе использования достиже-ний научно-технического прогресса, современных компьютерных, информа-ционных технологий. В результате научное знание всегда связано с опреде-лением сути, оценкой взаимосвязей, правильным объяснением явлений, про-цессов, протекающих в окружающей нас действительности, гуманным ис-пользованием на практике полученных результатов. Основу его составляютобъективные законы, закономерности, методы познания, деятельности, ана-лиз причинно-следственных связей, факторов, оценка уровня, динамики, тен-денций социально-экономического развития, роста.Наука - не просто богатая коллекция оригинальных мыслей, вы-сказываний, а строгая, лаконичная, построенная по определеннымправилам система наиболее существенных понятий, концепций, тео-рий, гипотез, идей, необходимых для эффективного решения актуаль-ных социально-экономических проблем, творческого преобразованияокружающей действительности. Для того чтобы успешно решать этизадачи, не допуская существенных ошибок, науке необходима системаразнообразных методов. Поэтому «наука характеризуется не толькосвоей логической формой, но, кроме того, и своим специфическим ме-тодом» [1. С. 61].В.П. Кохановский подчеркивает: «Главное предназначение любого мето-да - на основе соответствующих принципов (требований, предписаний и т.п.)Е.П. Аксенов14обеспечить успешное решение определенных познавательных и практиче-ских проблем, приращение знания, оптимальное функционирование и разви-тие тех или иных объектов» [2. С. 168]. Следует отметить, что часто термин«методология» как учение о методах используется как термин «метод», т.е.как система принципов познания. В современной литературе «методология»часто означает просто «метод», а понятие «философская методология» явля-ется аналогичным понятию «система общих принципов познания».В связи с необходимостью сознательного использования объективности впознании Платон (427-347 до н. э.) подчеркивал необходимость, с однойстороны, рассматривать вещи сами по себе в их всеобщности, с другой - неотклоняться от них, хватаясь за побочные обстоятельства, примеры, сравне-ния, иметь в виду единственно лишь эти вещи, доводить до сознания то, что вних имманентно [3. С. 295]. Объективность обусловливает конкретностьистины, предполагает единство абсолютного и относительного в познании.Системность предполагает многогранность, многосторонность мира, необхо-димость разграничения внешнего и внутреннего, их единства, раскрытия со-держания, сущности, структуры явлений, процессов, определения случайно-го, необходимого, общего, единичного, частного.Развитие, прогресс - сложные феномены материальной и духовной дей-ствительности, имеющие неоднозначные трактовки и интерпретации. Диа-лектика рассматривает противоречие как всеобщий источник развития. Вобщем случае развитие - это объективное свойство системы, которое харак-теризуется качественными, необратимыми, направленными изменениями еесостояния, обусловленными противоречиями системы. Поэтому прогрессможно определить как развитие системы от низшего к высшему состоянию,от простого к сложному, совершенному.В этой связи отмечается, что степень прогресса наиболее точно можетбыть установлена посредством целой совокупности критериев, все же в ихсоставе имеется признак, который оказывается доминирующим среди них,характеризует функциональные возможности систем, а поэтому его можнообозначить термином «функциональный» или «системно-функциональный»[4. С. 571]. Другие критерии хотя и самостоятельны, в чем-то дополняют,корректируют его, но не способны претендовать на ведущую роль в этомкомплексе. Прогресс определяется как такое повышение степени организа-ции объекта, которое позволяет новой системе выполнять функции, недос-тупные старой, исходной системе.Наука - составная часть культуры, которая является эффективным спосо-бом обеспечения рациональной организации человеческого общества в кон-кретных исторических условиях, описывается количественными, качествен-ными показателями, характеристиками социально-экономического, духовно-го, идейно-нравственного развития человеческого общества. Уровень разви-тия культуры характеризует степень достигнутого совершенства, искусности,мастерства в развитии как в целом в масштабах общества, государства, так ив определенной области, отрасли человеческой деятельности, т.е. она отража-ет эффективность действительного развития не только материальных усло-Научное знание - главный фактор экономического роста15вий жизни, производства, но и общественных, духовных, морально-нравственных отношений.В этой связи подчеркивается, что культура представляет совокупностьпроизводственных, общественных, духовных достижений человечества [5.С. 313]. Поэтому различают художественную культуру, или искусство, атакже культуру труда, производства, быта, политическую, экономическую,финансовую культуру, другие ее разновидности. Отсюда культура рассмат-ривается значительно шире, чем сфера человеческой деятельности, связаннаяс искусством, литературой, просвещением. В современной культуре развива-ются два основных направления, которые по-разному выражают отношение кнауке: во-первых, сциентизм, определяющий науку как наивысшую культур-ную ценность, с которой должны соизмерять свое содержание все иные фор-мы духовного освоения бытия; во-вторых, антисциентизм, основывающийсяна критике науки как социального института, как формы познания мира, ко-торая из-за имеющихся определенных фактов антигуманного использованияее результатов угрожает существованию цивилизации.Современный сциентизм основывается на диалектическом единствепринципов:1) феноменологии как чистой структуры сознания, свободной от психо-логических, социальных, расовых и других индивидуальных характеристик,предрассудков;2) позитивизма как высшей ступени развития человеческого духа, кото-рая базируется на положительных научных знаниях;3) прагматизма, отождествляющего окружающую действительность сопытом, а единственным критерием истины признающего достижение прак-тического результата;4) критического рационализма, основывающегося на соответствии ра-ционального знания нормам логики, определенном соотношении конкретногонаучного опыта, принятого идеала совершенной рациональности.Современная наука представлена множеством различных мнений, гипо-тез, концепций, теорий, направлений, течений, которые связаны с непрерыв-но _______расширяющейся методологической философской проблематикой, с фор-мированием различных подходов к решению сложнейших социально-экономических задач. В настоящее время идеология, наука, культура играютне просто активную роль в жизни общества, а имеют определяющее значениев социально-экономическом развитии государства. Поэтому в современныхусловиях перехода к принципам постиндустриального общества уровень со-циально-экономического развития государства при прочих равных условияхтем выше, чем выше уровень развития идеологии, науки, культуры. В XXI в.идеология, наука, культура определяют бытие современного человека, обще-ства, государства, качество которого, по сути, является их производным со-стоянием.Идеология - сложная научная, философская категория, которая представ-ляет совокупность:во-первых, взаимосвязанных по определенным принципам, законам идей,мыслей, понятий, представлений, отражающих действительность в различ-Е.П. Аксенов16ных формах общественного сознания, таких как философия, политология,экономическая теория, правоведение, социология, культурология, теология,образующих систему мировосприятия, отношения к окружающей действи-тельности, мировоззрения человека;во-вторых, научных знаний о методах, принципах, законах, закономерно-стях познания, образующих систему научных идей об окружающей действи-тельности, составляющих научную методологию;в-третьих, взглядов, идей, характеризующих определенную социальнуюгруппу, политическую партию, методов политической борьбы, завоеваниявласти.Первое определение идеологии полезно с точки зрения определениявзаимосвязи сознания, культуры, науки, идеологии. Во втором случае катего-рия «идеология» является синонимом категории «наука». При этом идеоло-гия с позиций социальных групп, партий рассматривается как частный слу-чай, как проявление специфической формы обыденного сознания.В этой связи вполне обоснованно отмечается, что хозяйственные отно-шения между людьми, или экономика, существуют столько, сколько сущест-вует человеческое общество [6. С. 12]. Поэтому предметом размышленийантичных философов, проповедников, правителей стал мир хозяйственныхсвязей, мир экономики, идеи которых закреплялись в религиозных книгах,ученых трактатах, уложениях законов, нормах повседневной жизни, соста-вивших исходный идеологический, идейный материал первых научных сис-тем экономических знаний.Однако нельзя полностью согласиться с О.И. Ананьиным в том, что этиидеи, нормы представляли несистематизированные, донаучные представле-ния об экономике, так как, например, ученый трактат уже является опреде-ленной системой знаний, хотя, может быть, и неполных, и не всегда объек-тивных, истинных.Поэтому правильнее говорить только о тех донаучных знаниях, которые:- не были описаны, систематизированы с помощью языковых средств,математики на материальных носителях или были изложены, описаны в видемифов, легенд, сказаний, религиозных представлений, художественных обра-зов;- не являются в полной мере истинными, объективными, достоверными.Научное знание основывается на рациональном восприятии мира какособом свойстве человеческого разума, которое включает стремление homosapiens к добру, истине, просвещению. Еще в античные времена Парменид изЭлеи (564-501 до н. э.), Платон, Сократ из Афин (470-399 до н.э.), Аристо-тель из Стагирит (384-322 до н.э.) и другие считали главным в человеке ду-ховное, творческое, доброе начало и подчеркивали, что рациональное пове-дение основывается на стремлении к гармонии, нераздельному единству доб-ра, блага, истины, справедливости. Е.Л. Черткова, например, считает, что видеологии эпохи Просвещения разум, свобода, гуманизм не противостоялидруг другу, а составляли устойчивое единство, ведущая роль в котором при-надлежала разуму [7. С. 303]. Поэтому Б. Грасиан отмечал: «Добродетель -центр всех совершенств, сосредоточие всех радостей. Она делает человекаНаучное знание - главный фактор экономического роста17благоразумным, внимательным, проницательным, рассудительным, мудрым,мужественным, осмотрительным, прямодушным, счастливым, истинным иуниверсальным» [8. С. 311].В противном случае наука неизбежно скатывается на антигуманные ир-рациональные позиции, превращаясь в злое порождение больного воображе-ния, сопровождающееся подменой сущности, истины, правды ложью, заблу-ждением, дезинформацией, по сути превращаясь в лженауку. Иррациональ-ное имеется во всех сферах культуры, в любой деятельности человека. Важно,чтобы верховенство в науке и социальном устройстве все-таки всегда сохраня-лось за Разумом. В то же время иррациональное как критическое начало и про-тивоположность рационального является необходимым условием плодотвор-ного развития рационального в познании. Проблема гуманитарных ценностейнеизбежно возникает в эпохи кризисов, обесценивания культурной традиции,дискредитации фундаментальных идеологических устоев общества.Современный неоклассический рационализм в противоположность мо-дернистскому, сциентистскому псевдорационализму объединяет в себе по-знавательный и гуманитарный подходы в познании. В этой связи значениеаксиологической концепции заключается в многообразии интерпретаций по-ложения, роли ценностей в социокультурном пространстве, что обеспечиваетвсесторонний охват в изучении неоднозначных явлений, процессов окру-жающей действительности. Множественность теоретических подходов в ак-сиологии обусловлена различиями в решении проблемы соотношения онто-логического и гносеологического, объективного и субъективного, материаль-ного и идеального, индивидуального и общественного по отношению к ха-рактеристике ценностей системы. В процессе экономического развития в соз-нании человека постоянно вступает в противоречие правильная оценка при-оритетов в реализации категорий «необходимое» и «избыточное». В резуль-тате в сознании человека прочно укоренилось определение богатства и какглавной цели деятельности, и как совокупности средств, которые, с однойстороны, необходимы, полезны, а с другой - избыточны для жизнедеятельно-сти гражданина и государства.Таким образом, идея как продукт человеческого разума в процессе позна-ния, целесообразной деятельности трансформируется в идеологию, науку,которые на практике преобразуют мир в культурные ценности. Культура наоснове прямых, обратных связей определяет уровень, характер социально-экономического развития государств, регионов, территорий, муниципальныхобразований, хозяйствующих субъектов, благосостояние отдельных граждан.В общем случае взаимосвязь, взаимодействие между наукой, менталитетом,идеологией, культурой и социально-экономическим развитием являетсясложной, носит опосредованный циклический характер: менталитет, идеоло-гия, наука, социально-экономическое развитие, культура, менталитет.Поэтому идеология, наука, с одной стороны, являются активным нача-лом, преобразующим позитивной идеей, мыслью мир на основе накоплен-ных, систематизированных знаний, методов, принципов, с другой - создают впроцессе социально-экономического развития культуру, которая, свою оче-Е.П. Аксенов18редь, включает их как продукты творческой, созидательной деятельностичеловека.Культура как совокупность навыков, умений, реальных, знаковых систем,средств, в которых овеществлена человеческая деятельность, содержит всепозитивное, что создано человеком. Осваивая культуру, человек из зверяпревращается разумное существо, обретая рациональное сознание, способно-сти к эффективной целесообразной деятельности. Культура, становясь внут-ренним достоянием человека, сохраняется, развивается, передается следую-щим поколениям.Культура - способ жизни человека в мире, способ взаимодействия с при-родой, а также способ взаимодействия людей друг с другом. Она всегда це-лостна, т.е. различные ее части - производство, социальный строй, политиче-ская система, идеология, наука, искусство и т.д. - дополняют друг друга.Культура - совокупность материальных и нематериальных условий, средств,содержащая идеологию и науку, которые определяют скорость протеканиясоциально-экономических процессов, экономического роста, в свою очередь,содействуют, способствуют развитию менталитета, разума, рациональности,что находит выражение в дальнейшем цикличном развитии идеологии, науки,культуры, менталитета.В результате разум, ментальность через идеологию, науку определяютуровень социально-экономического развития, воздействуют на развитиекультуры, которая, в свою очередь, формирует сознание человека. С точкизрения формирования, развития культуры современное социально-экономическое развитие является частью культуры.В этой связи прогрессивное социально-экономическое развитие, по мне-нию автора, необходимо определить как прирост положительных плодотвор-ных идей, духовности, знаний, материальных и нематериальных благ, т.е.культуры на определенном историческом этапе. Социально-экономическоеразвитие - сложный, противоречивый процесс, направление которого опре-деляется возможностями, степенью полноты реализации доминант прогресса,регресса, характером их взаимодействия, преобладания на конкретных исто-рических этапах (рис. 1).По определению автора, доминанты прогресса - основополагающие по-зитивные свойства, признаки социально-экономической системы, которыеподлежат безусловному закреплению, развитию, обеспечению их преоблада-ния, в том числе на основе подавления, устранения, нейтрализации противо-положных регрессивных свойств, признаков субъектами управления в про-цессе социально-экономической деятельности. Соответственно доминантырегресса - негативные свойства, признаки социально-экономической систе-мы, подлежащие безусловному устранению, подавлению, нейтрализации, втом числе на основе закрепления, обеспечения преобладания противополож-ных прогрессивных свойств, признаков субъектами управления в процессесоциально-экономической деятельности.Научное знание - главный фактор экономического роста19Рис. 1. Доминанты социально-экономического прогрессаБез адекватного потребностям практики уровня развития и эффективногоиспользования национальной идеологии, культуры, науки любое государст-во, нация подобны кораблю без руля и ветрил, несущемуся на гибельные ри-фы деградации, вымирания, самоуничтожения. Поэтому развитие эндогеннойтеории экономического роста всегда вызывает значительный интерес исследо-вателей. Здесь, в отличие от неоклассической модели Р. Солоу, знание не явля-ется экзогенным, заданным извне, а рассматривается как итог рациональногооптимизирующего поведения субъектов рынка, как результат инвестиций вчеловеческий капитал, в исследования, разработки. Новая теория экономиче-ского роста опирается на выводы К. Эрроу о том, что научное знание:1) есть общественное благо;2) может быть использовано всеми заинтересованными лицами при нуле-вых затратах;3) позволяет значительно увеличить прибыль, следовательно, обеспечитьэкономический рост.МЕНТАЛИТЕТИДЕОЛОГИЯНАУКАСОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИ-ЧЕСКОЕРАЗВИТИЕКУЛЬТУРАДОМИНАНТЫ ПРОГРЕССА:

Ключевые слова

научное знание, идеология, культура, экономический рост

Авторы

ФИООрганизацияДополнительноE-mail
Аксенов Евгений ПетровичКузбасский государственный техническийуниверситет (г. Кемерово)кандидат экономических наук, доцент, старший научныйсотрудник отдела аспирантуры и докторантурыpostgraduate@kuzstu.ru
Всего: 1

Ссылки

Поппер К. Логика и рост научного знания. М.: Наука, 1983.
Кохановский В.П. Философия и методология науки. Ростов н/Д: Феникс, 1999.
Платон. Наука логики // Соч.: В 3 т. М.: Прогресс, 1972. Т. 3.
Алексеев П.В., Панин А.В. Философия. М.: ТК Велби, 2007.
Ожегов С.И., Шведова Н.Ю. Толковый словарь русского языка / Российская академия наук. Институт русского языка им. В.В. Виноградова. М.: «А ТЕМП», 2004.
История экономических учений / Под ред. В.С. Автономова, О.И. Ананьина, Н.А. Макашевой. М.: ИНФРА-М, 2007.
Черткова Е.Л. Рациональность - критика - свобода // Исторические типы рациональности. М.: Мысль, 1995. Т. 1.
Грасиан Б. Карманный оракул. М.: Мартин, 2005.
Mokyr J. The Knowledge Society: Theoretical and Historical Underpinnings. Presented to the Ad Hoc Group on Knowledge Systems. New York: United Nation, 2003.
Тоффлер Э., Тоффлер Х. Революционное богатство. М.: АСТ МОСКВА, 2008.
 Научное знание - главный фактор экономического роста | Вестн. Том. гос. ун-та. Экономика. 2009. № 3 (7).

Научное знание - главный фактор экономического роста | Вестн. Том. гос. ун-та. Экономика. 2009. № 3 (7).

Полнотекстовая версия