Мотивационная среда как фактор достижения стратегических целей компании | Вестн. Том. гос. ун-та. Экономика. 2009. № 3 (7).

Мотивационная среда как фактор достижения стратегических целей компании

В статье раскрывается понятие мотивационной среды и ее воздействие на стратегиюкомпании. Описываются элементы, способствующие формированию эффективной мотивационной среды. Также рассматривается связь мотивационной среды и сбалансированной системы показателей.

Motivational environment as a factor of achievement of company strategicgoals.pdf Развитие компании и движение вперед невозможно без развития ее со-трудников. Так как главный стратегический ресурс организации - это люди,руководство должно уделять наивысшее внимание формированию в органи-зации среды, способствующей постоянному повышению вовлеченности со-трудников и поддержки заинтересованности в результатах работы.Влияние на вектор развития работников организации имеет непосредст-венно высшее руководство и его политика управления человеческими ресур-сами. Однако мы не можем утверждать, что политика сама по себе будетиметь влияние на персонал, так как работник воспринимает непосредственносреду, которую создает политика управления человеческими ресурсами, атакже еще ряд факторов. Такую среду можно назвать мотивационной средойкомпании.Желание персонала к высокопроизводительной работе определяется при-верженностью руководства мотивированию сотрудников тем или иным обра-зом, понимания важности мотивации. Мотивационная среда - это действия,мероприятия и процедуры, которые отражают отношение высших кругов ад-министрации, директоров и владельцев организации к мотивации и вовлече-нию сотрудников в организацию. Мотивационная среда - не статичная, а ди-намичная система, которая может эволюционировать вместе с предприятием.Мотивационная среда включает в себя два основных элемента:1) философию администрации и стиль управления;2) работу _______службы управления человеческими ресурсами (УЧР).Создание эффективной мотивационной среды предполагает высокую сте-пень участия руководства в реализации политики управления человеческимиресурсами. Необходимо выделить следующие важные аспекты, формирую-щие мотивационную среду, направленную на повышение вовлечения сотруд-ников на исполнение стратегии компании:- высшее руководство определяет цели в области управления человече-скими ресурсами, имеющие связь с корпоративной стратегией;М.С. Каз, А.А. Никитин46- высшее руководство подчеркивает свою лидерскую роль в реализациистратегических инициатив, в том числе связанных с улучшением политикиуправления человеческими ресурсами в компании;- высшее руководство выражает заинтересованность в улучшении моти-вации сотрудников путем постоянной оценки и совершенствования методовмотивации;- реализуются программы повышения вовлеченности персонала и эффек-тивности коммуникаций;- на базе оценки потребности в обучении проводится полноценное обу-чение.Говоря о службе управления человеческими ресурсами, можно выделитьособую роль стратегической службы УЧР в формировании эффективной мо-тивационной среды, которая способствовала бы достижению целей компа-нии. Стратегическое управление человеческими ресурсами - устойчивая схе-ма спланированного использования человеческих ресурсов и действий, на-правленных на обеспечение выполнения компанией поставленных целей [1].Стратегическое УЧР должно регулировать отношения между управлениемчеловеческими ресурсами и стратегическим управлением в компании. Стра-тегическое УЧР указывает на общее направление движения компании на пу-ти к достижению своих целей посредством управления людьми, занимаетсяшироким кругом организационных вопросов, касающихся изменений куль-туры и структуры, повышения эффективности и производительности труда,подбора ресурсов для удовлетворения будущих потребностей компании, раз-вития отличительных способностей и управления изменениями.Фундаментальной целью стратегического УЧР является создание страте-гической способности компании посредством удовлетворения ее потребностив квалифицированных, приверженных и высокомотивированных сотрудни-ках, способных обеспечить устойчивое конкурентное преимущество. Болееконкретная цель состоит в формировании направления движения компании визменчивой среде в целях удовлетворения ее собственных коммерческих по-требностей, а также индивидуальных и коллективных потребностей ее чле-нов путем разработки и реализации целостной и действенной кадровой поли-тики в области ЧР. Стратегическое УЧР предоставляет обобщающие схемы,которые одновременно предполагают широту охвата, ситуационную обу-словленность и интеграцию всех элементов.Задача состоит в том, чтобы можно было оценить, насколько элементымотивационной среды развиты в компании, как они влияют на стратегиче-ские цели бизнеса. Чтобы оценить эффективность мотивационной среды вкомпании и влияние политики УЧР на эффективность стратегии, мы будемрассматривать сбалансированную систему показателей как основной элементстратегической системы управления компании. Таким образом, можно вы-строить связь, отражающую влияние политики управления человеческимиресурсами и создаваемой мотивационной средой на эффективность сбалан-сированной системы показателей. Одной из перспектив сбалансированнойсистемы показателей является «обучение и развитие», которое подразумеваетобязательное существование целей по обучению персонала, формированиюМотивационная среда как фактор достижения стратегических целей компании47корпоративной культуры и внутреннему развитию инфраструктуры органи-зации (в том числе информационных технологий).Мотивационная среда не ограничена работой только на отдельные пока-затели удовлетворенности или эффективности и является восприятием ра-ботниками политики УЧР, стиля управления, системы мотивации компании.Создание мотивационной среды, направленной на стратегическое вовлечениев компанию, призвано повысить эффективность перспективы «обучение иразвитие». Перспектива «обучение и развитие» находится в основании стра-тегической карты сбалансированной системы показателей, и развитие персо-нала рассматривается как основа стратегии [2]. Таким образом, рассматриваяполитику УЧР и мотивационную среду как основные инструменты влиянияна персонал, считаем, что влияние этих инструментов в конечном итоге будетраспространяться на все цели сбалансированной системы показателей повсем перспективам, т.е. на все основные цели компании.

Ключевые слова

мотивационная среда, вовлечение, сбалансированная система показателей

Авторы

ФИООрганизацияДополнительноE-mail
Каз Михаил СеменовичТомский государственный университетдоктор экономических наук, профессор кафедры системного менеджмента и предпринимательства экономического факультетаmisk@mail2000.ru
Никитин Андрей АлексеевичТомский государственный университетаспирант кафедры системного менеджмента и предпринимательства экономического факультетаandreynikitin.rus@gmail.com
Всего: 2

Ссылки

Wright P. M. and McMahan G.С. Theoretical perspectives for SHRM // Journal of Management. 1992. №18(2).
Каплан Роберт С., Нортон Дейвид П. Организация, ориентированная на стратегию / Пер. с англ. М.: ЗАО «Олимп - Бизнес», 2004.
 Мотивационная среда как фактор достижения стратегических целей компании | Вестн. Том. гос. ун-та. Экономика. 2009. № 3 (7).

Мотивационная среда как фактор достижения стратегических целей компании | Вестн. Том. гос. ун-та. Экономика. 2009. № 3 (7).

Полнотекстовая версия