Современная региональная финансовая политика:содержание и принципы формирования | Вестн. Том. гос. ун-та. Экономика. 2009. № 3 (7).

Современная региональная финансовая политика:содержание и принципы формирования

В статье предложены теоретико-методические подходы к формированию современнойрегиональной финансовой политики: сформулированы новые принципы формирования региональной финансовой политики, введено ее авторское определение и обозначены критериальные индикаторы оценки результативности влияния региональной финансовой политики на развитие региональной многоуровневой системы.

Modern regional financial policy: content and principles offormation.pdf Развитие государственно-территориального устройства России на прин-ципах федерализма сопровождается регионализацией экономических и соци-альных процессов, что существенно повышает роль региональных финансовв управлении социально-экономическим развитием территорий. В целяхобеспечения эффективного управления регионом потребовалось формирова-ние и использование новых подходов в управлении социально-эконо-мическим развитием субъектов Российской Федерации. Также возникла не-обходимость проработки и реализации региональной финансовой политики.Вместе с тем тематика, касающаяся региональной финансовой политики,слабо разработана в современной отечественной экономической литературе,в том числе не конкретизированы принципы региональной финансовой поли-тики и ее критериальные индикаторы. Кроме того, с окончанием в 2008 г.переходного периода реформы местного самоуправления остались нерешен-ными задачи достижения фактической финансовой самостоятельности орга-нов местного самоуправления, полноценного финансирования необходимыхпотребностей жизнеобеспечения муниципальных образований. Для ком-плексного решения указанных проблем требуется построение современноймодели управления финансовыми потоками в субъектах Российской Федера-ции - нужна обоснованная и адекватная действительности региональная фи-нансовая политика, уделяющая должное внимание управлению финансовымипотоками в системе «регион - муниципальные образования».Формирование региональной финансовой политики должно основыватьсяна правильном понимании региона, учитывать его существенные свойства ихарактеристики. Регион следует рассматривать как сложную социально-экономическую вероятностную (имеющую элементы неопределенности) сис-тему, которая характеризуется свойствами целостности, динамичности, адап-тивности и мобильности, индивидуальности. Присущее региональной систе-ме развитие должно происходить в интересах проживающего на ее террито-Л.С. Гринкевич, Е.А. Лазичева56рии населения. В дополнение отметим многоуровневость региональной сис-темы как субъекта управления социально-экономическими процессами насвоей территории, необходимость разделения компетенций по уровням бюд-жетной системы региона в управлении его финансовыми потоками и, следо-вательно, рационального устройства внутрирегиональных межбюджетныхотношений.Региональная финансовая политика подчинена целям и задачам социаль-но-экономической политики региона со стратегическим ориентиром на уве-личение качества жизни населения [1, 2], что требует определения критериевсоциально-экономического развития региональной многоуровневой системы,адекватно отражающих социально-экономические проблемы и приоритетыразвития субъектов Российской Федерации на современном этапе. Для оцен-ки социально-экономического развития региональной системы в теории ипрактике региональной экономики в настоящее время используются, напри-мер, такие показатели, как рост объемов валового регионального продукта(как правило, на душу населения), развитие региональной инфраструктуры,увеличение доходов, улучшение _______здоровья и повышение уровня образованиянаселения региона, снижение уровня нищеты, развитие социальной сферы идоступность ее услуг требуемого качества, обогащение культурной жизни,высокие стандарты личной безопасности, равенство возможностей, оздоров-ление окружающей среды.Авторами предлагаются дополнительно два комплексных критерия соци-ально-экономического развития региональной системы. Во-первых, критерийпреодоления депрессивности и отсталости муниципальных образований, вы-ражающийся в позитивном изменении экономических показателей таких тер-риторий. Данный критерий основан на балансе принципов «экономическойэффективности» и «социальной справедливости» в осуществлении регио-нальной социально-экономической политики, который делает обязанностьюрегиональных органов власти (органов государственной власти субъекта Рос-сийской Федерации и органов местного самоуправления) развитие депрес-сивных и отсталых муниципальных образований. Как отмечают специалисты,«если пространственная неоднородность ведет к возникновению депрессив-ных территорий, выпадающих из единого экономического и гуманитарногопространства, она становится препятствием для проведения единой и эффек-тивной социально-экономической политики» [3. С. 29].Вторым критерием мы обозначили наращивание экономико-бюджетноймощности региональной системы, отражающее увеличение и реализациюпотенциала региональной многоуровневой системы, ее расширенное воспро-изводство в основных формах проявления. Экономико-бюджетная мощностьпредставляет собой интегрированный критерий оценки состояния и динами-ки изменений развития экономики региона и его бюджетной системы. Поло-жительная динамика экономико-бюджетной мощности базируется на замкну-том цикле последовательных событий в региональной системе: экономиче-ское развитие (устойчивый и качественный рост) - увеличение налоговогопотенциала - увеличение бюджетной мощности. Прирост финансовых ресур-сов бюджета и реального сектора экономики может быть вновь использованСовременная региональная финансовая политика57на экономическое и социальное развитие на качественно новом уровне(рис. 1).Рис. 1. Наращивание экономико-бюджетной мощности регионаС учетом интегрированного критерия экономико-бюджетной мощностирегиональной системы, а также императивности экономического развитиядепрессивных и слаборазвитых муниципальных образований современнаярегиональная финансовая политика, по авторскому замыслу, представляетсобой политику по обеспечению наращивания экономико-бюджетной мощ-ности региональной системы при сбалансированности экономики всего ре-гиона и любого бюджета региональной бюджетной системы, исключающейбольшую асимметрию муниципальных образований. В рамках такой полити-ки одинаково важным является управление как финансовыми потоками, об-разующимися между бюджетной системой региона и хозяйствующими субъ-ектами, населением, так и финансовыми потоками внутри региональнойбюджетной системы (в системе регион - муниципальные образования) в це-лях стимулирования органов местного самоуправления к участию муници-пальных образований в экономическом и социальном развитии региона. Тоесть характерная черта предложенного теоретико-методического подхода кформированию региональной финансовой политики на современном этапесвязана с выделением и обоснованием роли межбюджетных отношений.Результативность региональной финансовой политики предлагается оце-нивать на основе динамики самостоятельно отобранной совокупности пока-зателей для измерения экономико-бюджетной мощности региональной сис-темы. При выборе показателей были проанализированы формируемые орга-нами статистики показатели социально-экономического положения регионови используемые различными рейтинговыми агентствами показатели, опреде-ляющие уровень экономического развития и финансовое состояние регионов.В результате были отобраны следующие:1) доля прибыльных предприятий в общем количестве предприятий ре-гиона - характеризует состояние экономики, ее диверсифицированность, ус-тойчивость к структурным экономическим сдвигам;2) сальдированный финансовый результат (сальдо прибылей и убытков)предприятий региона - характеризует состояние экономики региона, опреде-ляет объем финансовых потоков региона и уровень поступлений налога наприбыль;…Экономиче-ское развитиеНалоговыйпотенциалБюджетнаямощностьЛ.С. Гринкевич, Е.А. Лазичева583) денежные доходы населения в расчете на одного жителя - отражаютблагосостояние населения, косвенно определяют уровень подоходных нало-гов, являются источником уплаты поимущественных налогов и потенциаломдля их увеличения;4) уровень бедности населения - индикатор дестимулятора экономики ре-гиона - оценивает доходную дифференциацию жителей региона, влияющуюна социальную стабильность общества;5) инвестиции в основной капитал на душу населения - характеризуютинвестиционный климат, уровень инвестиционной активности в регионе,предпосылки экономического развития территории и, как следствие, увели-чения доходов по большому спектру налоговых платежей;6) объем собственных доходов консолидированного бюджета региона иих доля в общем объеме доходов - определяют доходный потенциал и сте-пень финансовой самостоятельности региональной системы;7) доля средств в расходах регионального бюджета, направляемых в ме-стные бюджеты, за исключением финансового сопровождения переданныхгосударственных полномочий, - отражает уровень социально-экономичес-кого развития и доходной базы муниципальных образований региона.Перечисленные показатели оценивают результативность влияния регио-нальной финансовой политики на развитие региональной системы в целом, атакже на развитие ее составных элементов - муниципальных образований,финансово-экономическое состояние которых собственно и определяет эко-номико-бюджетную мощность региональной системы.В основу авторского подхода к определению содержания современнойрегиональной финансовой политики заложены самостоятельно разработан-ные и обоснованные принципы формирования региональной финансовой по-литики: принципы научной обоснованности, адекватности, социальной на-правленности, поступательности развития, баланса интересов, финансовойсамообеспеченности.Принцип научной обоснованности региональной финансовой политикисвязан с уникальной ролью каждого звена региональной финансовой систе-мы: первичностью финансов реального сектора экономики региона, как ис-точника его финансовых ресурсов, и определяющей ролью бюджетной сис-темы региона, как эффективного регулятора всех финансовых потоков и от-ношений в регионе в интересах общественных ожиданий. Данный принципсоставляет концептуальную основу разработанного критерия экономико-бюджетной мощности региональной системы.Принцип адекватности обеспечивает главное назначение и проявлениерегиональной финансовой политики в виде регулирования региональных фи-нансов органами власти региона (органами государственной власти субъектаФедерации и органами местного самоуправления) и самого развития системыфинансов региональных органов власти, что очевидно присутствует в пред-ложенном подходе к формированию содержания современной региональнойфинансовой политики [4].Принцип социальной направленности региональной финансовой полити-ки обусловлен закреплением обязательств социального государства в Кон-Современная региональная финансовая политика59ституции Российской Федерации и призван гарантировать гражданам и соци-альным группам равные возможности в получении работы, доходов и обще-ственных благ независимо от места проживания. В авторской трактовке ре-гиональной финансовой политики данный принцип реализуется на основезаложенного в критерии экономико-бюджетной мощности региональной сис-темы качества экономического роста, отражающего усиление социальнойнаправленности экономического развития региона, и критерия преодолениядепрессивности и отсталости муниципальных образований региональнойсистемы.Принцип поступательности развития связан с объективной последова-тельностью и поступательностью процесса развития региональной много-уровневой системы, что выражается в несовпадении по времени увеличенияфинансовых ресурсов в разных звеньях региональной финансовой системы.«Форсирование» органами власти и управления региона прироста налоговыхплатежей в региональную бюджетную систему может отразиться на замедле-нии темпов экономического развития. Последовательность экономическогоразвития региона, увеличения его налогового потенциала, приращения дохо-дов бюджета учтена в критерии экономико-бюджетной мощности региональ-ной многоуровневой системы.Принцип баланса интересов определен необходимостью устойчивости ивзвешенности региональной финансовой политики (как и любой другой по-литики). Учет интересов всех участников финансовых отношений в регионе -через создание условий для развития бизнеса, гарантии равного доступа гра-ждан к общественным благам, сбалансированность регионального и каждогоместного бюджета - обеспечивает соблюдение в предложенной модели ре-гиональной финансовой политики баланса различных интересов.Принцип финансовой самообеспеченности обусловлен обязательной на-правленностью региональной финансовой политики на повышение финансо-вой самообеспеченности региона, реально возможного за счет создания иувеличения соответствующей экономической основы. Наращивание эконо-мико-бюджетной мощности региональной системы при сбалансированностиэкономики всего региона и всех звеньев региональной бюджетной системыформирует потенциал саморазвития региона и муниципальных образований,обеспечивает самодостаточность региональной многоуровневой системы.Изучение _______практики регионов Сибирского федерального округа в частиформирования региональной финансовой политики показало [5-8], что средиприоритетных направлений финансовой политики субъекты Российской Фе-дерации обозначают такие, как повышение благосостояния и улучшения ка-чества жизни населения региональной системы, обеспечение и поддержаниеустойчивого роста экономики региона, укрепление доходной базы регио-нального и местных бюджетов, развитие собственной налоговой базы регио-на и мобилизация внутренних налоговых резервов, совершенствование меж-бюджетных отношений в регионе в целях стимулирования социально-экономических реформ в муниципальных образованиях. Это позволяет пред-положить, что авторское видение содержания современной региональнойЛ.С. Гринкевич, Е.А. Лазичева60финансовой политики учитывает актуальные для регионов проблемы и можетбыть рекомендовано для практической реализации.Таким образом, предложенный теоретико-методический подход к форми-рованию современной региональной финансовой политики через использо-вание критериальных индикаторов социально-экономического развития ре-гиональной многоуровневой системы обладает преимуществами системногоподхода, выделяет роль межбюджетных отношений, без оптимального по-строения которых невозможно достижение стабильного социально-эконо-мического развития региона.

Ключевые слова

региональная финансовая политика, финансовые потоки, региональная многоуровневая система, экономико-бюджетная мощность, межбюджетные отношения

Авторы

ФИООрганизацияДополнительноE-mail
Гринкевич Лариса СергеевнаТомский государственный университетдоктор экономических наук, профессор, зав. кафедройналогов и налогообложения экономического факультета
Лазичева Елена АлександровнаГосударственная дума Томской областиначальник бюджетно-финансового отделаlazicheva@tomsk.gov.ru
Всего: 2

Ссылки

Бабич А.М. Государственные и муниципальные финансы: Учебник для вузов. М.: Финансы: ЮНИТИ, 2001.
Корчагин Ю.А. Региональная финансовая политика и экономика. Ростов н/Д: Феникс, 2006.
Реформационный прагматизм как основа модернизации // Российский экономический журнал. 2007. № 3.
Государственные и муниципальные финансы России: Учеб. пособие / Л.С. Гринкевич, Н.К. Сагайдачная, В.В. Казаков, Ю.А. Рюмина. М.: КНОРУС, 2007.
Об основных направлениях бюджетно-финансовой политики Республики Алтай [Электронный ресурс]: постановление Правительства Респ. Алтай от 17 мая 2007 г. № 84 // КонсультантПлюс : сводное региональное законодательство. - Электрон. дан. М., 1992. Доступ из локальной сети Науч. б-ки Том. гос. ун-та.
Основные направления бюджетной и налоговой политики Республики Бурятия на 2008-2010 годы [Электронный ресурс]: одобрены распоряжением Правительства Респ. Бурятия от 20 авг. 2007 г. № 567-рп // КонсультантПлюс: сводное региональное законодательство. - Электрон. дан. М., 1992. Доступ из локальной сети Науч. б-ки Том. гос. ун-та.
Об основных направлениях бюджетной и налоговой политики Омской области, а также методике формирования областного бюджета и межбюджетных отношений в Омской области на 2007 год и на среднесрочную перспективу [Электронный ресурс]: распоряжение Правительства Омской обл. от 6 сент. 2006 г. № 151-рп: (в ред. от 18 окт. 2006 г. № 199-рп) // КонсультантПлюс: сводное региональное законодательство. - Электрон. дан. М., 1992 . Доступ из локальной сети Науч. б-ки Том. гос. ун-та.
О плане законотворческой деятельности Государственной Думы Томской области на 2008 год [Электронный ресурс]: постановление Государственной Думы Томской обл. от 28 февр. 2008 г. № 1040 // КонсультантПлюс: сводное региональное законодательство. - Электрон. дан. М., 1992. Доступ из локальной сети Науч. б-ки Том. гос. ун-та._
 Современная региональная финансовая политика:содержание и принципы формирования | Вестн. Том. гос. ун-та. Экономика. 2009. № 3 (7).

Современная региональная финансовая политика:содержание и принципы формирования | Вестн. Том. гос. ун-та. Экономика. 2009. № 3 (7).

Полнотекстовая версия