Инновационно-ориентированная экономика: проблемы развития и поддержкинаучно-образовательного комплекса | Вестн. Том. гос. ун-та. Экономика. 2009. № 3 (7).

Инновационно-ориентированная экономика: проблемы развития и поддержкинаучно-образовательного комплекса

Исследуется роль научно-образовательного комплекса в становлении инновационной экономикив России; проблемы и перспективы его развития. Анализируется зарубежный опыт поддержкинауки и образования. Отмечается, что развитию системы образования, интеграции образования и науки, усилению их роли в стимулировании инновационных процессов уделяется все большее внимание во многих странах. Знания рассматриваются как важнейший фактор эффективности экономической системы, базирующейся на инновациях.

Innovative-focused economy: problems ofdevelopment and support of a scientifically-educational complex.pdf Эффективное развитие экономики страны требует наличия сильной наукии образования. Решающим условием устойчивого развития современныхэкономических систем становится максимизация инновационного фактора.Инновационная активность в экономике в значительной степени определяетэкономический рост и производительность труда в передовых странах мира.С развитием глобализационных процессов инновационная деятельность вы-ходит за национальные рамки; в глобальной экономической конкуренциивыигрывают страны, сумевшие обеспечить благоприятные условия для раз-вития инновационных процессов. Даже в непростых условиях мирового фи-нансового кризиса именно инновации позволяют обеспечить переход к новойтехнологической базе, выпуску новой продукции и в конечном итоге выход вфазу экономического роста.Наука и образование выступают по отношению к процессу нововведенийкак факторы обеспечения, создающие для него необходимые условия, пред-посылки, общий интеллектуальный фон. Практика последних десятилетийнеопровержимо показывает, что научное знание, воплощенное _______в новые тех-нологические разработки, становится мощным генератором экономическогороста как на макроэкономическом, так и на микроэкономическом уровне. Благо-даря базисным нововведениям в области микроэлектроники, информатики, био-технологии произошли крупные структурные изменения в традиционных отрас-лях; появились рыночные ниши, освоение которых стало одним из важнейшихисточников увеличения валового внутреннего продукта сначала в индустриаль-но развитых, а затем и в новых индустриальных странах [1].Научные знания начинают играть качественно новую роль в экономиче-ском развитии, и эта роль постоянно возрастает. Эти тенденции нашли отра-жение в литературе последних лет, где рыночная экономика постиндустри-А.А. Земцов, Н.П. Макашева, Ю.С. Макашева72ального типа все чаще получает наименование «экономика, основанная назнаниях» [2] .Становление инновационной деятельности в стране в значительной сте-пени зависит от уровня образования дееспособного населения, подготовкинаучных кадров, умеющих не только предложить инновационные идеи, но иреализовать их на практике. Не случайно многие страны занимаются «пере-маниванием» высококвалифицированных научных кадров, что позволяетэтим странам с меньшими издержками и более быстрыми темпами развиватьнаучно-технический прогресс и инновационную деятельность. Например, порасчетам С.П. Капицы, за годы реформирования российской экономики зна-чительная часть молодых талантливых ученых и выпускников российскихвузов эмигрировала за границу; только из МФТИ в США уехали более полу-тора тысяч выпускников. Между тем подготовка одного такого специалиста вСША стоит от 1 до 2 млн долл.; следовательно, только один российский вуз до-тировал США, как минимум, на 1,5 млрд долл., не получив за это ни цента. Вме-сте с тем растут и внутренние вложения в человеческий капитал. В конце про-шлого столетия накопления человеческого капитала в развитых странах в 3-4раза превысили накопление капитала в материально-вещественной форме [3] .В России до начала экономических реформ по многим качественным па-раметрам развития, таким как количество открытий и изобретений, числовыданных патентов, численность дипломированных ученых высшей квали-фикации, достижения в области аэрокосмических, ядерно-физических, био-технологических, медицинских, астрономических исследований, отечествен-ная наука превосходила большинство стран. Уровень фундаментальных ис-следований в бывшем СССР был весьма высок, масштабы и качество теоре-тических изысканий сопоставимы с западными.Однако в послереформенный период отечественные наука и образование,отраслевые НИИ и СКБ, являющиеся связующим звеном между фундамен-тальными исследованиями и производством, основой для реализации в про-мышленности конкурентоспособных и наукоемких видов продукции и высо-ких технологий, понесли значительные потери. За десять лет реформ, с 1990по 2000 г., ассигнования на научные исследования и разработки из средствфедерального бюджета в постоянных ценах 1991 г. сократились 3,8 раза. Приэтом численность персонала, занятого исследованиями и разработками,уменьшилась с 1 млн 943 тыс. в 1990 г. до 888 тыс. в 2000 г.; число конструк-торских бюро - с 930 в 1991 г. до 318 в 2000 г., проектных и проектно-изыскательских организаций - с 559 до 85 [4]. Произошли существенныесдвиги и в составе источников финансирования. В условиях плановой эко-номики отечественная наука функционировала в рамках централизованногонакопления и распределения финансовых ресурсов через государственныйбюджет. В начальный период реформ ожидалось, что предприятия увеличатфинансирование прикладных исследований и разработок в ответ на требова-ния рынка, в том числе путем заключения контрактов с отраслевыми науч-ными организациями. Однако в значительных масштабах этого не произош-ло. Предприятия, как и научные организации, серьезно пострадали от общегоспада в экономике.Инновационно____________-ориентированная экономика73Современная инновационная ситуация в России характеризуется, с однойстороны, наличием значительных фундаментальных и технологических заде-лов, квалифицированных научных и инженерных кадров, развитой, неимеющей по отдельным стратегическим направлениям мировых аналоговнаучно-производственной базы, а с другой - крайне слабой ориентированно-стью этого важного элемента национального богатства на реализацию в кон-кретных инновациях. На развитие науки, образования и инноваций у нас вы-деляется в 2-3 раза меньше ресурсов относительно ВВП, чем в государст-вах - членах Организации экономического сотрудничества и развития(ОЭСР) в среднем.Европейское статистическое ведомство совместно с Росстатом опублико-вало данные о состоянии науки, технологий и инноваций в Старом Свете,включая нашу страну. В ренкинге 30 стран Россия занимает 14-е место поуровню затрат на науку - 1,07 % ВВП. А по доле предприятий, осуществ-ляющих инновации, находится на последней - 30-й позиции [1]. Согласноданному ренкингу, самую большую долю своего валового внутреннего про-дукта на научные исследования и разработки тратят в Швеции - 3,86 %,причем результаты труда научных работников востребованы экономикой.Страна занимает 6-е место по доле компаний, внедряющих технологическиеинновации, в промышленности в целом. Такая же позиция ей принадлежит вобрабатывающей индустрии и производстве электроэнергии, газа и воды.Вторую позицию занимает Финляндия (затраты на науку - 3,48 % ВВП). Да-лее следуют Германия (2,51 % ВВП) и Дания (2,44 % ВВП). Надо отметить,что Германия расходует на научные исследования меньше своих северныхсоседей по Евросоюзу, зато по доле компаний, внедряющих технологическиеинновации, она лидирует не только по промышленности в целом, но и по об-рабатывающим производствам.Для экономики страны важно также - куда направляются эти затраты, ка-ковы национальные приоритеты развития сферы НИОКР. Большая частьбюджета на НИОКР в передовых странах мира (за исключением США) при-ходится на статью «содействие развитию знаний» (Advancement of knowledge),которая включает финансирование исследований и университетов. В Италииона составляет 59,6 %, в Германии - 53,6 %, в Японии - 48,2 %, во Франции -35,7 %, в Великобритании - 30,3 %, в Канаде - 27,1 %. В США этот показательоценивается на уровне 5,9 %, что во многом связано с использованием здесьиного механизма поддержки университетской науки [1].Как отмечают эксперты ОЭСР, в 90-е гг. у стран, которые входят в этуорганизацию, инвестиции в знания, измеряемые затратами на исследования иразработки, высшее образование, информационные и компьютерные техно-логии (ИКТ), росли быстрее, чем инвестиции в совокупный основной капи-тал. Особенно высокие показатели средних ежегодных темпов прироста ин-вестиций в знания были у малых стран Европы: Ирландии (10,2 %), Греции(10,1 %), Швеции (7,6 %), Финляндии (6,8 %), Австрии (6,3 %), Дании(5,9 %), Норвегии (5,6 %). Соответственно, по данным ОЭСР, в этих странахнаблюдается и самый заметный рост числа специалистов, занятых в сфереНИОКР [5-6].А.А. Земцов, Н.П. Макашева, Ю.С. Макашева74Надо отметить, что до конца 90-х гг. образовательные реформы в странахОЭСР были направлены в первую очередь на экстенсивное развитие образо-вания. Это было вызвано массовым стремлением к продолжению образова-ния после окончания школы. Объединение Европы, нарастание глобализациии сопровождающей ее интернационализации высшего образования, а такжесоциально-экономические факторы, прежде всего дефицит государственныхресурсов и наблюдаемый в большинстве стран ЕС демографический спад,изменения возрастной структуры населения потребовали системных реформ,которые затронули в первую очередь такие ключевые сферы, как управлениефинансовыми ресурсами и административное управление вузами.В настоящее время в странах ОЭСР наблюдаются два концептуальноразличных подхода к оплате высшего образования. Один из подходов заклю-чается в том, что государство оплачивает стоимость обучения вузам, а сту-дентам предоставляет стипендии и/или гранты на период обучения для опла-ты расходов на проживание и дополнительные расходы, связанные с обуче-нием, такие как, например, стажировки (Норвегия, Швеция, Ирландия, Гер-мания). Другой подход заключается в том, что оплата обучения осуществля-ется самим студентом, однако студент получает при содействии государствалибо грант (Голландия), либо долгосрочный заем (США, Великобритания). Вслучае гранта получение образования остается по сути бесплатным для сту-дента. Предоставляя студентам заем, государство влияет и на установлениеплаты за обучение (в Великобритании предел цены за обучение для гражданЕС устанавливается в законодательном порядке).В большинстве стран ОЭСР государство выступает в роли заказчика об-разовательных услуг для населения. В свою очередь, вузы, особенно «ста-рые» университеты, независимо от своего официального статуса государст-венных или негосударственных учреждений, выступают в роли автономногоисполнителя, с которым государство согласовывает цену заказанных услуг.«Новые» университеты, находящиеся, как правило, под более жестким госу-дарственным контролем, также обретают все большую самостоятельность впроведении своей организационной и финансовой политики. Надо отметить,что, несмотря на тенденцию к финансовой независимости, доля государст-венных средств в бюджетах подавляющего большинства вузов стран ОЭСРсохраняется на уровне около 70 % [7].Государственная поддержка развития административной и финансовойсамостоятельности вузов носит весьма разноплановый характер и охватываетпрактически все стороны их деятельности. Сюда входит организация и про-ведение всевозможных консультаций и тренингов по эффективному финан-совому и административному управлению, поощрение софинансированияисследовательской деятельности из внебюджетных источников, вплоть допаритетного финансирования исследований как необходимого условия ихподдержки из государственного бюджета, особое внимание к развитию плат-ных дополнительных образовательных услуг и торговле образовательнымиуслугами на международном рынке (Великобритания, Ирландия). Интересноотметить, что и в Гонконге, сохранившем ряд черт британской модели обра-зования, правительство зарезервировало 128 млн долл. для перечисленияИнновационно-ориентированная экономика75университетам сумм, эквивалентных тем, которые они смогут получить изчастных источников.В среднем в странах ОЭСР расходы на высшее образование, включаярасходы на научно-исследовательскую деятельность вузов, составляют12 319 долл. США в расчете на одного студента. За вычетом расходов на на-учно-исследовательскую деятельность объем годового финансирования вузовв среднем по странам ОЭСР составляет 7 203 долл. США в расчете на одногостудента. Однако межстрановые различия по этому показателям очень вели-ки. Общие (государственные и негосударственные) расходы на высшее обра-зование в среднем по странам ОЭСР составляют около 1,3 % от ВВП. Госу-дарственные расходы на образование составляют 12,7 % от общих государст-венных расходов. По этому показателю страны ОЭСР также отличаются: вЧехии, Германии, Люксембурге, Словакии госрасходы на образование ниже10 %, в Мексике - 24 %. Наиболее стремительный рост госрасходов на обра-зование в процентах от общих госрасходов между 1995 и 2001 гг. наблюдалсяв Дании, Швеции и Мексике. Однако во всех странах ОЭСР государственноефинансирование образования остается одним из приоритетов социально-экономической политики [8].В ряде стран ОЭСР (Австралия, США, Мексика, Ирландия, Чешская Рес-публика) за последние несколько лет расходы на высшее образование из ча-стных источников увеличивались быстрее, чем расходы из государственныхисточников. Вложение крупными финансовыми корпорациями средств в ин-ституты высшего образования стимулируется налоговыми льготами. Так,ежегодно корпорация Intel передает в дар учебным заведениям Ирландии бо-лее 10 млн евро. Технологическим институтам на оснащение компьютерныхлабораторий выделяется 1 млн евро из бюджета компании. Другие компаниитакже имеют совместные проекты с министерством образования и науки Ир-ландии и непосредственно с колледжами, институтами и университетами [9].Все более заметным игроком на мировом рынке инноваций стано-вится Китай. По оценке многих экспертов, через несколько лет Китай будетИТ-сверхдержавой. Уже сейчас КНР экспортирует компьютеров, телефонов,телевизоров, мониторов и микросхем более чем на 100 млрд долл. в год, ус-тупая по объему выпуска компьютеров и комплектующих лишь США. В2002 г. Китай вышел на 2-е место в мире по количеству абонентов Интернета(59,1 млн), уступив в этом лишь США. Данный показатель составил 9 % об-щего числа абонентов всей планеты. Секрет этого успеха в немалой степениобъясняется поддержкой государства. Еще в конце 90-х гг. китайское прави-тельство разработало целый комплекс программ, цель которых - созданиефункционального механизма интеллектуального новаторства, в том числецентров новаторства в знаниях, на международном уровне. Только за периодс 1997 по 2001 г. государство вложило в фундаментальные и прикладные ис-следования в высокотехнологичных сферах около 13 млрд долл. Эти средствав рамках специальной программы развития высокотехнологичного сектора,разработанной министерством науки и технологий Китая, тратились на по-мощь академическим институтам и небольшим новым компаниям в доводкерезультатов фундаментальных исследований до коммерческих продуктов.А.А. Земцов, Н.П. Макашева, Ю.С. Макашева76В России в настоящее время целью государственной политики провоз-глашен переход к инновационному пути развития на основе выбранных при-оритетов. Концепцией Федеральной целевой программы «Исследования иразработки по приоритетным направлениям развития научно-техно-логического комплекса России на 2007-2012 годы» предусмотрено осуще-ствление _______государственного финансирования НИОКР на конкурсной основе.Принятая в 2006 г. «Стратегия развития науки и инноваций в Российской Фе-дерации на период до 2015 года» предусматривает устойчивый рост внутреннихзатрат на исследования и разработки до 2 % ВВП в 2010 г. и до 2,5 % в 2015 г.при одновременном увеличении доли внебюджетных средств во внутренних за-тратах на исследования и разработки до 60 % в 2010 г. и до 70 % в 2015 г. При-оритетными целями в стратегии значатся укрепление престижа российской нау-ки, усиление притока в научную сферу молодых кадров [10].Инновационное развитие экономики предполагает также воспроизводст-во инновационной рабочей силы: подготовку кадров по новым направлениямразвития техники и технологии, экономики и управления, формирование ра-ботников, обладающих инновационными способностями, т.е. умением выра-батывать инновации самостоятельно, в процессе трудовой деятельности, на-ходить новое в опыте других и использовать его в своей организации. Хоро-шо развитая система подготовки научных кадров - основа воспроизводстванаучно-технического потенциала нашей страны.Активизация инновационных процессов в стране, развитие научно-технического прогресса ставят перед высшей школой новые сложные задачи,поскольку потребности общественного производства в квалифицированныхкадрах достаточно быстро изменяются. По подсчетам специалистов, в разви-тых странах мира коэффициент выбытия основного капитала составляет 4-4,5 %, а в наиболее быстро развивающихся отраслях хозяйства - 7-9 %. Этоозначает, что знания специалистов в соответствующих областях устареваютза 7-10 лет, за время жизни одного поколения машин. Каждый новый жиз-ненный цикл производственных инноваций нуждается в радикальных изме-нениях характера подготовки квалифицированных кадров, особенно в техни-ческих вузах, где куется основная масса инженерных кадров. От ее квалифи-кации в огромной мере зависит продвижение страны по пути техническогопрогресса. Единственно _______возможным ответом на это требование времени ста-ло внедрение во всех странах, претендующих на сколько-нибудь значитель-ную роль в мировом хозяйстве, системы непрерывного образования, котораяпозволяет осуществлять переподготовку инженерных кадров практически безотрыва от производства и своевременно ликвидировать пробелы в знанияхспециалистов.Актуальность и сложность данной проблемы отмечалась всеми участни-ками «круглого стола» Комитета по науке и наукоёмким технологиям, орга-низованного совместно с Комитетом по образованию на тему: «Законода-тельная поддержка процессов формирования кадрового потенциала иннова-ционного развития России» [11]. По справедливому утверждению одного изучастников, проф. В.К. Осипова, задача формирования кадрового потенциа-ла по сложности масштаба является ключевой в достижении стратегическойИнновационно-ориентированная экономика77цели перевода экономики страны на инновационный путь развития. Слож-ность задачи состоит в том, что нужна целевая подготовка кадров по всемужизненному циклу инновационного процесса: от идеи и создания конкурен-тоспособной продукции до реализации её на рынке.В настоящее время в России в целях поддержки науки и образования пре-дусматриваются такие меры, как усиление государственного регулированиянаучной сферы путем выделения приоритетных направлений научных иссле-дований исходя из стратегических национальных интересов России; совер-шенствование через законодательные органы правовых форм научной дея-тельности в рыночных условиях в целях быстрейшей адаптации научнойсферы к условиям рынка; увеличение доли финансирования научной сферы врасходной части бюджета в 1,5-2 раза; содействие финансированию научнойсферы за счет предпринимательского сектора, путем создания правовых ифинансовых гарантий льготных кредитов, внебюджетных и совместных фон-дов, различных мер государственного поощрения; осуществление мер по со-циальной поддержке науки посредством реформирования заработной платы(тарифной сетки); укрепление медицинской и оздоровительной базы научныхцентров, а также вузовской и академической науки; содействие информаци-онному обеспечению российской науки при помощи создания телекоммуни-кационной инфраструктуры, выхода существующих информационных сетейна глобальные, увеличения сети электронных библиотек и системы Интернет,расширения возможности доступа российских ученых к международнымбанкам данных.Важной задачей является ликвидация сложившихся ранее ведомственныхбарьеров между академической и отраслевой наукой, проектно-констру-кторским сектором и высшим образованием, объединение их усилий в новых,отвечающих современным условиям формах, обеспечивающих успешноеразвитие инновационных процессов в стране.Проблемы развития и поддержки научно-образовательного комплексаособенно актуальны для Томска, концентрирующего огромный творческий инаучный потенциал. Томская область - один из ведущих научно-образовательных центров России. Крупнейшие университеты областногоцентра входят в пятерку лучших высших учебных заведений России. Составнаучно-образовательного комплекса Томской области включает: 11 научно-исследовательских институтов СО РАН и СО РАМН; 10 вузов, в том числе 6университетов, 2 негосударственных вуза, 11 филиалов иногородних вузов, вкоторых обучается более 86 тысяч студентов (каждый пятый житель Томска)по 55 направлениям и 216 специальностям. Среднее профессиональное обра-зование по 117 специальностям в 23 учреждениях (в том числе в 17 государ-ственных учебных заведений, 4 негосударственных и 2 филиалах иногород-них учебных заведений) получают около 16 тысяч будущих специалистов.Научно-исследовательская деятельность университетов и научно-иссле-довательских институтов, расположенных в Томской области, имеет страте-гические перспективные направления. Вклад научно-образовательного ком-плекса в валовой региональный продукт превышает 7 %. В Томской областисамая высокая в России доля работников с высшим и средним образованиемА.А. Земцов, Н.П. Макашева, Ю.С. Макашева78от общего числа занятых: на 10 тысяч человек экономически активного насе-ления приходится 151 исследователь (для сравнения: РФ - 69, Украина - 55,США - 61, Япония - 102).Государственной думой Томской области еще в июне 1999 г. был принятзакон «Об инновационной деятельности в Томской области», направленныйна обеспечение проведения единой государственной политики в сфере инно-вационной деятельности и создание условий развития и функционированиясубъектов инновационной деятельности на территории Томской области, аосенью 2008 г. был утвержден новый, дополненный и усовершенствованный[12]. Согласно данному закону государственная инновационная политикаТомской области имеет своей целью развитие и эффективное использованиеинновационного потенциала региона. В качестве основных задач инноваци-онной политики Томской области отмечается интеграция научного, научно-технического, инновационного, инвестиционного и научно-образовательногосекторов экономики с целью обеспечения их комплексного взаимодействия спроизводством в условиях многоукладной экономики; интенсификация раз-вития и реализации инновационного потенциала научно-образовательнойсферы Томской области.В Томской области с 2005 г. реализуется президентский национальныйпроект «Качественное образование», который объединяет шесть направле-ний: «Лучшие школы», «Лучшие учителя», «Поддержка талантливой моло-дежи», «Информатизация школ», «Автобусы и оборудование», «Вознаграж-дение за классное руководство» [13] .В 2006 г. стартовала городская целевая программа «Поддержка и разви-тие интеллектуальной элиты». Стратегической целью программы являетсяформирование в Томске мощного интеллектуального центра мирового уров-ня. Комплекс мероприятий для решения задач данной целевой программывключает: разработку индивидуальных программ обучения для юных даро-ваний; создание положений о кадровом резерве на всех предприятиях г. Том-ска; обучение представителей интеллектуальной элиты свободному владениюиностранными языками; создание фонда стартовой поддержки представите-лей интеллектуальной элиты; предоставление комфортабельного жилья; кур-сы повышения квалификации по современным программам бизнес-образования; стажировки представителей элиты за рубежом по инновацион-ным программам [14].Следует отметить, что развитию системы образования, интеграции обра-зования и науки, усилению их роли в стимулировании инновационных про-цессов все большее внимание уделяется во многих странах. При этом в поли-тике каждой страны в данной сфере присутствуют свои особенности. Так,политика Германии характеризуется значительной степенью социальной на-правленности. Правительство поддерживает в высших учебных заведенияхпрограммы, направленные на формирование у выпускников навыков, необ-ходимых для создания ими собственных инновационных предприятий. В Ни-дерландах и Бельгии особое внимание уделяется достижению высокого про-фессионального уровня выпускников, обеспечивающего им в дальнейшемвозможность равноправного участия в международных научно-техническихИнновационно-ориентированная экономика79программах. В Великобритании важная роль отводится формированию пре-стижа инженерных специальностей, что обусловлено политикой, направлен-ной на широкое привлечение в регион передовых зарубежных фирм, рабо-тающих в области машиностроения и электроники.Роль высококвалифицированных специалистов в инновационной эконо-мике очень велика и постоянно будет расти. Поэтому подготовка кадров,способных эффективно руководить инновационными процессами, разраба-тывать и внедрять инновационные проекты, является приоритетной регио-нальной и федеральной проблемой. Объективная потребность инновацион-ного развития, становления инновационной экономики требует разработкиновой концепции подготовки кадров. По мнению ведущих специалистов [15],в ее основу должны быть положены такие принципы, как становление, разви-тие и самореализация творческой личности; ориентация на подготовку высо-коквалифицированных и высокоинтеллектуальных специалистов; обучениеуправлению социальными и психологическими аспектами процесса созданиянаукоемких нововведений, использованию творческого потенциала коллек-тива, ускоренному широкомасштабному внедрению в практику инновацион-ных разработок; создание системы непрерывного обучения и повышенияквалификации кадров, интегрированной в систему производства инноваци-онной продукции; сотрудничество университетов с передовыми предпри-ятиями региона, реализующими инновационные проекты, и их совместнаядеятельность в области разработки учебных программ, издания учебников имонографий по инновационным технологиям, системам машин и оборудова-ния, в деле подготовки специалистов высшей квалификации по новым про-фессиям и перспективным научно-инновационным направлениям. Переход квсеобщему последовательному (непрерывному) профессиональному образо-ванию должен создать условия для выявления и развития талантов во всехотраслях науки, техники, производства, искусства в массовом масштабе.По мнению экспертов, сегодня работа государственного сектора наукинедостаточно эффективна прежде всего из-за несовершенства системы орга-низации и финансирования научных исследований, а также низкой степениинтеграции науки и образования. Для исправления ситуации предлагаетсяцелый комплекс мер, в частности адресная поддержка по-настоящему конку-рентоспособных организаций научно-исследовательского комплекса, в томчисле в рамках госпрограммы фундаментальных научных исследованийсубъектов государственного сектора науки, предполагающей централизациювсех источников их финансирования. Кроме того, необходимо расширитьпрактику проектного финансирования научных исследований, в том числеприкладного характера.В сфере образования важную роль призвано сыграть развитие федераль-ных университетов, поддержка вузов, одинаково эффективно осуществляю-щих образовательную и научную деятельность, создание на базе ведущихорганизаций и университетов 4-5 национальных исследовательских центровмирового уровня.В принятой в июле 2008 г. Федеральной целевой программе «Научные инаучно-педагогические кадры инновационной России на 2009-2013 годы»А.А. Земцов, Н.П. Макашева, Ю.С. Макашева80предусматривается создание условий для эффективного воспроизводства на-учных и научно-педагогических кадров и закрепления молодежи в сференауки, образования и высоких технологий, сохранения преемственности по-колений в науке и образовании. Целевыми индикаторами программы являют-ся: доля исследователей в возрасте 30-39 лет в общей численности исследо-вателей - 13,8-14,5 %; доля профессорско-преподавательского состава госу-дарственных и муниципальных высших учебных заведений в возрасте до39 лет (включительно) в общей численности профессорско-преподава-тельского состава - 40-41 %; доля профессорско-преподавательского состававысшей научной квалификации (кандидаты и доктора наук) в общей числен-ности профессорско-преподавательского состава государственных и муници-пальных высших учебных заведений - 63-64 %. Результатом реализации про-граммы должно стать: повышение качества возрастной и квалификационнойструктуры кадрового потенциала сферы науки, высшего образования и высо-ких технологий, преодоление негативной тенденции повышения среднеговозраста исследователей, включая снижение среднего возраста исследовате-лей на 3-4 года, увеличение доли исследователей высшей квалификации на2-4 %, увеличение доли профессорско-преподавательского состава высшейквалификации на 4-6 %; создание многоуровневой системы стимулированияпритока молодежи в сферу науки, образования и высоких технологий; повы-шение качества научных публикаций, увеличение доли России в числе статейв ведущих научных журналах мира; увеличение числа научных и образова-тельных организаций, использующих передовой опыт ведущих мировыхуниверситетов [16].Следует отметить, что российская система образования способна конку-рировать с системами образования передовых стран, хотя для ее успешногодальнейшего функционирования требуется глубокая и всесторонняя модер-низация с выделением необходимых для этого ресурсов и созданием меха-низмов их эффективного использования.

Ключевые слова

инновации, инновационное развитие, наука, образование, воспроизводство инновационной рабочей силы

Авторы

ФИООрганизацияДополнительноE-mail
Земцов Анатолий АнатольевичТомский государственный университетдоктор экономических наук, профессор, зав. кафедройфинансов и учета экономического факультетаfinansu@mail.tsu.ru
Макашева Н.П.Наталия Петровнакандидат экономических наук, доцент кафедры финансови учета экономического факультетаmnp@mail.nsu.ru
Макашева Юлия СергеевнаТомский государственный университетстудентка международного факультета управленияHasan1989@yandex.ru
Всего: 3

Ссылки

Инновационный менеджмент: концепции, многоуровневые стратегии и механизмы экономического развития / Под ред. В.М. Аньшина, А.А. Дагаева. М.: Дело, 2007.
Знания как товар и мотор инновационного развития // Экономика и жизнь. 2009. № 35.
Фатхутдинов Р.А. Инновационный менеджмент. СПб.: Питер, 2008.
Федеральная служба государственной статистики [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.gks.ru/
Science, Technology and Industry Outlook. P.: OECD, 2002.
Main Science and Technology Indicators Database. P.: OECD, 2002.
Железов Б.В., Вахштайн B.C., Мешкова Т.А. Организация финансирования высшего образования в странах ОЭСР: основные тенденции и опыт для России [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://ecsocman.edu.ru
Мешкова Т.А. Взгляд на образование: показатели ОЭСР - выпуск 2004 // Вопросы образования. 2005. №1.
Richards К. Reforming Higher Education Student Finance in the UK: The Impact of Recent Changes and Proposals for the Future // Welsh Journal of Education: University of Wales Press. 2003. Vol. 11, №1
Стратегия Российской Федерации в области развития науки и инноваций на период до 2010 г. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.ress.ru/published/science_strategy.htm
Материалы «круглого стола» Комитета по науке и наукоёмким технологиям совместно с Комитетом по образованию на тему: «Законодательная поддержка процессов формирования кадрового потенциала инновационного развития России» от 3.04. 2008 г. [Электронный ресурс]. Режим доступа: www.arusskih.ru/admin/files/
Об инновационной деятельности в Томской области: Закон Томской области от 4 сентября 2008 года № 186-ОЗ.
Официальный информационный сервер Томской области: Научно-образовательный комплекс [Электронный ресурс]. Режим доступа: http: // www.tomsk.gov.ru
Программа «Томск как центр образования, науки и инноваций мирового уровня» [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://arto.ru/sites_tomsk.html
Исмаилов Т.А., Гамидов Г.С. Инновационная экономика - стратегическое направление развития России в XXI веке // Инновации. 2003. №1.
Научные и научно-педагогические кадры инновационной России на 2009-2013 годы: Федеральная целевая программа. Утверждена постановлением Правительства Российской Федерации № 568 от 28 июля 2008
 Инновационно-ориентированная экономика: проблемы развития и поддержкинаучно-образовательного комплекса | Вестн. Том. гос. ун-та. Экономика. 2009. № 3 (7).

Инновационно-ориентированная экономика: проблемы развития и поддержкинаучно-образовательного комплекса | Вестн. Том. гос. ун-та. Экономика. 2009. № 3 (7).

Полнотекстовая версия