Применение сравнительного подхода к оценкестоимости коммерческого банка в условиях финансового кризиса | Вестн. Том. гос. ун-та. Экономика. 2009. № 4 (8).

Применение сравнительного подхода к оценкестоимости коммерческого банка в условиях финансового кризиса

В статье показаны возможности применения сравнительного подхода к оценкестоимости коммерческого банка, его недостатки и преимущества и проблемы, связанные с реализацией его в оценочной практике.

Application of comparative approach to value assessment ofa commercial bank under conditions of financial crisis.pdf Выбор конкретных подходов и методов оценки стоимости банка зависитглавным образом от типа определяемой стоимости и от имеющейся в распо-ряжении оценщика информации. Как правило, необходимость проведенияоценки возникает в случаях полной или частичной продажи банка, размеще-ния акций на фондовом рынке, слияния/поглощения, интереса собственника коценке своего бизнеса, проведения реинжиниринга менеджмента, ликвида-ции кредитной организации и др.В настоящее время большинство целей оценки сосредоточено вокругпродажи бизнеса и сделок слияния/поглощения (больше, конечно, поглоще-ния). В большинстве подобных сделок осуществляется внешняя оценка, т.е.оценка не специалистами банка, владеющими всей необходимой информаци-ей и работающими исключительно в интересах собственников, а внешнимиоценщиками, работающими на рынок, исходя из интересов потенциальныхсобственников. Разделить оценку на внешнюю и внутреннюю предложилТом Коупленд [1].Традиционно оценку бизнеса большинство аналитиков проводят с помо-щью метода дисконтирования денежных потоков, считая данный метод наи-более точным. Для растущих банков, развивающихся на базе новых техноло-гий обслуживания клиентов, этот подход к оценке является наиболее адек-ватным. Однако на рынке сейчас ситуация такова, что как раз эти банки соб-ственники на продажу не выставляют. Большинство банков, меняющих соб-ственников, являются универсальными со стандартными направлениями биз-неса и на сегодняшний день неспособными выжить самостоятельно.Как можно с высокой степенью достоверности прогнозировать денежныепотоки, когда ситуация постоянно меняется? Если ранее в России уровеньмакроэкономических рисков и уровень внутренних банковских рисков непозволяли составить прогнозы с требуемой степенью вероятности более чемна 1-2 года (на Западе, исходя из сложившейся практики, прогнозный пери-од, принимаемый оценщиками, может составлять от 10 до 20 лет), то сейчас1-2 года для России - очень большой срок, и потенциальные собственникиТ.А. Владимирова, А.А. Хлебников50вряд ли примут оценку, сделанную доходным методом, как единственно вер-ную.Затратный способ использовать для оценки стоимости банков в настоя-щее время не совсем целесообразно (оценку ликвидационной стоимости мыне рассматриваем), так как разница между их активами и обязательствами(упрощенная оценка по затратному подходу) может быть очень низкой и неотражать реальной стоимости.Кроме того, банки сейчас покупаются не для сиюминутного полученияприбыли, а для постепенного роста капитализации и повышения конкуренто-способности в перспективе. А значительная часть банков, предлагаемых кпродаже частично (миноритарные пакеты) либо полностью, так или иначеиспытывают проблемы. При оценке проблемных банков практика выработаласвои требования:- оценка стоимости проблемного банка должна проводиться в оптималь-но короткие сроки. Это следует из того правила оценки качества активов, чтоесли с проблемным активом с течением времени ничего не происходит, тоего качество снижается;- возможны трудности в получении полной и достоверной информации,поэтому оценка в значительной степени будет носить экспертный характер;- так как фактор зависимости проблемного банка от кредиторов, акцио-неров и органов банковского надзора велик, необходимо наладить информа-ционную работу и переговорный процесс для получения достоверной оценкивозможных перспектив развития событий.Все вышесказанное позволяет сделать вывод о целесообразности приме-нения для оценки стоимости банка сравнительного подхода (взять его за ос-нову). Общеизвестно, что сравнительный подход невозможно применить вслучаях отсутствия развитого рынка соответствующих активов либо отсутст-вия информации о суммах сделок купли-продажи, сделок слияний и погло-щений, котировок акций аналогов. В связи с неразвитостью рынка акций, от-сутствием открытых, прозрачных данных о расчетной или фактической (ры-ночной) стоимости банков и их акций этот подход редко использовался приоценке рыночной стоимости банковского бизнеса в России [2].Сравнительный подход используется тогда, когда необходимо осущест-вить оценку в сжатые сроки и придать оценке объективность, посколькусравнительный метод - рыночный метод и учитывает «настроение» рынка.Другими словами, основным преимуществом сравнительного подхода явля-ется то, что стоимость бизнеса фактически определяется рынком, так какоценщик лишь корректирует реальную рыночную цену аналога для лучшейсопоставимости, тогда как при применении других подходов к оценке бизне-са или акций стоимость является результатом расчета.Несмотря на то, что сравнительный метод англоязычные финансисты на-зывают «quick and dirty valuation» (быстрая и грязная оценка) [3], именно этотметод в настоящее время способен дать наиболее достоверную оценку стои-мости (либо существенно откорректировать оценку, полученную другимиметодами), потому что рыночная ситуация, контролируемая Банком России,сама определяет условия сделок и тенденции развития банковского сектора.Применение сравнительного подхода к оценке стоимости коммерческого банка51В рамках одной публикации рассмотреть все направления и все этапысравнительного подхода оценки невозможно, поэтому остановимся на наибо-лее ключевых моментах каждого этапа и сделаем заключение о применимо-сти подхода для российского банковского сектора.Сравнительный подход, метод мультипликаторов, оценка по аналогии,метод «эталонной» компании - все это названия одного и того же методаоценки стоимости. Сравнительный подход объединяет в себе три методаоценки: метод рынка капитала (метод компании-аналога), метод сделок (ме-тод продаж), метод отраслевых коэффициентов.Метод рынка капитала базируется на анализе данных, сформированныхоткрытым фондовым рынком. На основе информации фондового рынка окотировках акций банков в результате тщательного анализа различных фи-нансовых коэффициентов осуществляется отбор банков-аналогов оценивае-мому банку и рассчитываются оценочные мультипликаторы.Мультипликаторы представляют собой соотношение рыночной стоимо-сти одной акции аналога (либо рыночной капитализации) и какого-либо егофинансового показателя. Рыночная стоимость оцениваемого банка определя-ется как произведение выбранного оценочного мультипликатора и соответст-вующего финансового показателя банка. Поскольку базой для сравнения вданном методе служит цена одной акции, в чистом виде использование мето-да возможно для определения рыночной стоимости миноритарных пакетовакций банков.Метод сделок основан на использовании цены приобретения банка - ана-лога в целом или его контрольного пакета акций. В большинстве случаев припроведении оценки рыночной стоимости коммерческого банка с внешнихпозиций метод сделок является методом, гарантирующим получение наибо-лее достоверного результата. Технология применения метода сделок практи-чески полностью совпадает с технологией метода рынка капитала. Различиезаключается только в типе исходной ценовой информации: метод рынка ка-питала в качестве исходной использует цену одной акции, не дающей ника-ких элементов контроля, а метод продаж - цену контрольного или полногопакета акций, включающую премию за элементы контроля.Метод отраслевых коэффициентов основан на использовании рекомен-дуемых соотношений между ценой бизнеса банка и определенными финансо-выми параметрами. Отраслевые коэффициенты рассчитываются на основедлительных статистических наблюдений специальными исследовательскимиинститутами за ценой продажи различных действующих банков и их важ-нейшими финансовыми характеристиками. В результате многолетних обоб-щений в странах с развитой рыночной экономикой разработаны достаточнопростые формулы определения стоимости бизнеса различных компаний, втом числе и банков. Очевидно, что в России говорить о применении методаотраслевых коэффициентов на сегодняшний день пока рано.Наибольший интерес для практики в настоящее время представляют ме-тод рынка капитала и метод сделок. Эти методы можно адаптировать подвполне конкретные рыночные условия (в частности, речь идет о мультипли-каторах). Даже на российском рынке, по мнению практиков, методы можноТ.А. Владимирова, А.А. Хлебников52применять. Если еще в 2007 г. ситуация была не столь обнадеживающей, то в2008 г. она изменилась.На начало 2007 г. не более десяти банков имело котировки акций. В лис-тинг фондовых бирж РТС и ММВБ входили акции лишь нескольких банков.В листинг РТС вошли акции: ОАО «Сбербанк России», ОАО «Уралсиб»,ОАО «Петрокоммерц», ОАО «Стелла-банк», ОАО «Банк «Возрождение»,ОАО «Собинбанк», ОАО АКБ «Росбанк», ОАО «УРСА Банк», в листингММВБ соответственно - ОАО «Сбербанк России», ОАО «Банк «Возрожде-ние», ОАО АКБ «Росбанк» [4]. Вне списка торговались акции несколькихбанков, в том числе ОАО АКБ «Приморье», ОАО «Банк Москвы», ОАО«Промстройбанк» и др.Фактически в 2007 г. на фондовом рынке имелась информация о ценахнаиболее ликвидных акций банков, которые являлись достаточно крупнымикак по величине собственного капитала, активов, так и получаемой прибылии для подавляющего большинства российских коммерческих банков не моглиявляться аналогами. Поэтому применение сравнительного подхода для оцен-ки российских коммерческих банков было сопряжено со значительнымитрудностями. Метод рынка капитала и метод сделок зачастую использова-лись только как вспомогательные, а их результат - лишь для подтверждениярезультатов расчета стоимости другими методами.В 2008 г. ситуация несколько изменилась. С одной стороны, по-прежнемусуществовали сложности: если банк очень не был похож на торгуемые, тооценщики изучали аналогичные сделки по слияниям/поглощениям в услови-ях вакуума информации о сделках (в частности, о реальной сумме сделок идр.), опираясь на экспертные оценки. С другой стороны, практика позволиланайти возможности эффективного применения методов сравнительного под-хода [2, 4]:- данные по похожим сделкам можно использовать для ведения перего-воров, оперируя доступной публичной информацией, причем достаточнопросто делать заявления, с которыми другая сторона может согласиться илине согласиться, но по крайней мере обе стороны могут работать с однород-ными аргументами;- методы сравнительного подхода можно модифицировать для россий-ского рынка следующим образом: банки, предлагаемые на продажу, похожи нетолько на уже проданные российские банки, но и на кредитные организацииВосточной и Центральной Европы или в целом на банки развивающихся рынков.Можно расширять географические границы, подбирать в качестве аналогов ре-презентативные банки, похожие по размеру капитала, активов и т.д.Процесс оценки стоимости банка (его акций) с помощью методов сравни-тельного подхода может включать следующие основные этапы (приведенныйперечень встречается во многих работах по оценке стоимости): сбор необхо-димой информации; выбор аналогичных банков; финансовый анализ; расчетоценочных мультипликаторов; выбор величины мультипликатора; определе-ние итоговой величины стоимости.Сбор необходимой информации подразумевает сбор информации двухтипов - рыночной и финансовой. Рыночная информация включает данные оПрименение сравнительного подхода к оценке стоимости коммерческого банка53фактических суммах совершенных сделок с пакетами акций различных ком-мерческих банков, а также информацию о количестве акций в обращении.Финансовая информация представлена официальной бухгалтерской и финан-совой отчетностью и другими аналитическими материалами, характеризую-щими финансовое состояние коммерческих банков - оцениваемого и потен-циальных аналогов.Выбор аналогичных банков производится на основе полученной рыноч-ной информации. Составляется общий перечень возможных аналогов оцени-ваемому банку. Затем осуществляется анализ всего объема имеющейся фи-нансовой информации, определяются критерии сопоставимости и отборааналогов. Основными факторами при выборе аналогов выступают страновой,отраслевой и временной факторы. Желательно, чтобы совпадали страны ве-дения бизнеса, отрасли и оценка производилась на одну и ту же дату [3].Финансовый анализ является важнейшим приемом определения сопоста-вимости аналогичных банков с тем, чьи акции оцениваются. Во-первых, спомощью финансового анализа можно определить рейтинг оцениваемогобанка в списке аналогов; во-вторых, он позволяет обосновать степень дове-рия оценщика к конкретному виду мультипликатора; в-третьих, финансовыйанализ является основой для внесения необходимых корректировок, обеспе-чивающих обоснованность окончательной стоимости оцениваемого бизнеса.Расчет оценочных мультипликаторов содержит следующие шаги: опреде-ление цены акции по всем кредитным организациям, выбранным в качествеаналога, - это даст значение числителя в формуле мультипликатора; опреде-ление финансовой базы (прибыль, валовой доход, стоимость чистых активов,капитал и т.д.) либо за определенный период, либо по состоянию на датуоценки - это даст величину знаменателя мультипликатора.Отметим несколько наиболее применяемых профессиональными оценщи-ками мультипликаторов. Мультипликаторы классифицируются по несколькимпризнакам: по принципу расчета (финансовые и натуральные), по источникурасчета (балансовые и доходные), по периоду расчета (интервальные и мо-ментные) и др. Финансовые мультипликаторы - те, у которых в знаменателестоит один из денежных показателей (валовой доход, прибыль и др.). Нату-ральные мультипликаторы имеют в знаменателе натуральный показатель (вштуках, в единицах и др.), например количество открытых счетов и т.д.К интервальным мультипликаторам относятся мультипликаторы, в зна-менателе которых величина показателя берется за определенный период(прибыль, денежный поток, дивидендные выплаты и др.); моментные муль-типликаторы имеют в знаменателе показатели, величина которых, как прави-ло, берется на конкретную дату: балансовая стоимость активов, чистая стои-мость активов и др.В основе балансовых мультипликаторов лежит балансовый показатель(стоимость активов, например); в основе доходных - показатели отчета оприбылях и убытках (прибыль и др.). Очевидно, что доходные мультиплика-торы пересекаются с интервальными, балансовые - с моментными.Исключительно для банков можно выделить следующие типы моментныхмультипликаторов: «цена/чистые активы», «цена/балансовая стоимость ак-Т.А. Владимирова, А.А. Хлебников54ционерного капитала», «цена/кредитный портфель (юридических и/или фи-зических лиц)», «цена/портфель ценных бумаг» и др. В качестве интерваль-ных мультипликаторов можно привести следующие: «цена/процентный до-ход», «цена/комиссионные доходы», «цена/прибыль до налогообложения ирезервов» и др.Практика выделяет преимущественное использование таких оценочныхмультипликаторов, как «цена/прибыль» и «цена/балансовая стоимость ак-ционерного капитала». Мультипликатор «цена/прибыль» (Price/Earnings Ratio- Р / Е) для банка определяется так же, как и для любой другой компании, иравен отношению рыночной цены одной акции банка к прибыли, приходя-щейся на одну акцию (за год), другими словами, равен рыночной капитализа-ции банка, деленной на его чистую прибыль в полном объеме.С экономической точки зрения мультипликатор Р / Е есть величина, об-ратная норме дисконта (требуемой доходности на капитал) при определен-ных допущениях (стабильная прибыль в течение нескольких лет) [3], поэтомудопустимо на основе определения нормы дисконта проводить оценку стои-мости банка. Однако практики склонны применять данные банков-аналоговдля расчета мультипликатора Р / Е, а не норму дисконта. Дело в том, что невсегда можно объективно определить требуемую доходность, особенно в ус-ловиях кризиса. Именно аналогия и позволяет установить норму доходности,которую требуют инвесторы на свои вложения в подобные бумаги. Применяямультипликатор Р / Е банков-аналогов, можно фактически определить вели-чину дисконта.Существует еще один практический аспект применения мультипликатораР / Е - корректировка в случае разных темпов роста доходов оцениваемогобанка и банка-аналога (расхождения в динамике доходов подчас бываюточень существенными). В этом случае в знаменатель мультипликатора до-бавляется показатель g, характеризующий темпы роста соответствующегопоказателя в знаменателе, в рассматриваемом случае - прибыли (earnings) -Р / (Е · g). Отметим еще одно важнейшее обстоятельство: при определениимультипликатора Р / Е не имеет значения, для банка ли в целом (метод сде-лок!) или на одну акцию проводятся расчеты. При определении мультипли-катора Р / (Е · g) это становится важным. поскольку темпы роста прибыли наодну акцию и на банк в целом могут существенно различаться (например, засчет новых инвестиционных проектов или покупки активов за счет новыхвыпусков акций - при этом роста прибыли на одну акцию не происходит).На величину мультипликатора Р / Е банка оказывает влияние объем ре-зервов, созданных им для покрытия сомнительных ссуд. Более осторожные,консервативные банки, создающие большие объемы таких резервов, сокра-щают тем самым собственную прибыль и имеют более высокий мультипли-катор Р / Е. При проведении оценки рыночной стоимости коммерческогобанка методом рынка капитала или методом сделок необходимо обязательноучитывать данное обстоятельство и вносить в расчеты соответствующие кор-ректировки.Возможны ситуации, когда прибыль банка объективно мала или отрица-тельна. В первом случае значение мультипликатора стремится к бесконечно-Применение сравнительного подхода к оценке стоимости коммерческого банка55сти, во втором - отрицательно. В подобных случаях иногда из выборки такиеаналоги исключаются. Однако правильно ли это? Где должна проходить гра-ница нормальности? Это очень субъективный вопрос. Важно грамотно учесть«настроение» рынка. Отметим лишь, что метод рыка капитала и метод сделоктем и опасны, что не только ошибки аналитиков- оценщиков, но и ошибкирынка в оценке аналогов (на самом деле, рынок не всегда справедлив в оцен-ке банков) дорого обходятся субъектам сделок. Таким образом, мультиплика-тор Р / Е надо применять с большой осторожностью.Рассмотрим еще один важнейший для оценки банков мультипликатор -«цена / балансовая стоимость акционерного капитала» (Price / Book Value ofEquity - P / BVE или P / BV - в сокращенном варианте). Он равен отношениюрыночной цены одной акции банка к балансовой стоимости акционерногокапитала, приходящейся на одну акцию. Если полученное значение менее 1,то это верный признак проблем в бизнесе банка (рыночная капитализацияменее балансовой!). Примерно такая ситуация наблюдается сейчас в россий-ском банковском секторе (акции крупнейших государственных банков -Сбербанка и ВТБ - котируются существенно ниже их балансовой стоимости,мультипликатор P / BV равен 0,4 по итогам первого квартала 2009 г. [5]), чтообусловлено в первую очередь развитием мирового финансового кризиса.Представленный мультипликатор всегда используется в оценке банков-ского бизнеса методом рынка капитала или методом сделок, как и мультип-ликатор P / E. Рассматриваемый мультипликатор связан с мультипликаторомP / E через рентабельность акционерного капитала (ROE), которая равна от-ношению прибыли к величине акционерного капитала или отношению при-веденных выше мультипликаторов.Учитывая, что ROE банки определяют и прогнозируют на постоянной ос-нове, можно определять один мультипликатор и через него рассчитыватьдругой. Но такой подход, безусловно, не будет учитывать возможные коррек-тировки. Сам по себе показатель ROE является очень важным в оценке. Онфактически демонстрирует возможность банка генерировать доходы, и еговеличина (чем выше, тем лучше) в оценке привлекательности бизнеса играетважную роль.Мультипликаторы, базирующиеся на показателях отчета о прибылях иубытках, слабо учитывают тот факт, что для инвестора важны денежные по-токи, а не «бумажная прибыль», поэтому при оценке используются и мульти-пликаторы, базирующиеся на денежном потоке. Например, следующие:1) P / CE (Cash Earnings) - «цена/денежная прибыль» - устраняет искаже-ния мультипликатора P / E за счет учета амортизации (денежная прибыльотличается от чистой на величину амортизации);2) P / FCF (Free Cash Flow) - «цена/ чистый денежный поток» - учитыва-ет денежные потоки от вложений;3) P / Dividends - «цена/дивиденды» - наиболее часто используется длякомпаний, стабильно выплачивающих дивиденды, и др.После расчета оценочных мультипликаторов следующим этапом рас-сматриваемого подхода является выбор величины мультипликатора. Выборвеличины мультипликатора - наиболее сложный этап, требующий особенноТ.А. Владимирова, А.А. Хлебников56аргументированного обоснования, зафиксированного впоследствии в отчетеоб оценке бизнеса банка. Поскольку одинаковых банков не существует, диа-пазон величины одного и того же мультипликатора по банкам-аналогам бы-вает достаточно широк. Как правило, сразу отсекаются наибольшие и наи-меньшие значения мультипликаторов по группе аналогов, затем с помощьюоценки среднего значения либо с помощью регрессионного уравнения опре-деляется величина мультипликатора, которая может быть использована длярасчета стоимости акций банка.Далее, после проведения данной процедуры с различными мультиплика-торами, в зависимости от конкретных целей, условий оценки, степени дове-рия к той или иной информации, каждому мультипликатору придается свойвес. Наибольший вес имеет тот мультипликатор, разброс значений которогодля выборки аналогов меньше.Путем взвешивания получается итоговая величина стоимости банка, ко-торая может быть взята за основу для проведения последующих корректиро-вок. Наиболее типичными являются следующие корректировки: дооценка,исходя из темпов роста бизнеса на развивающихся рынках; дооценка в связис наличием широкой филиальной сети; портфельная скидка - при наличиинепривлекательного для покупателя характера диверсификации работающихактивов; скидка на ликвидность и т.д.Очевидно, что методы сравнительного подхода при оценке стоимостибанка достаточно сложны и трудоемки в применении. Однако результаты,полученные с помощью этих методов, имеют хорошую объективную основу,уровень которой зависит от возможности привлечения широкого круга бан-ков-аналогов. Кстати, количество банков-аналогов, которое желательно при-менять при проведении оценки, каждый оценщик определяет самостоятель-но: американская практика говорит о том, что 4-7 банков достаточно [6], рос-сийские же оценщики замечают, что все зависит от конкретной отрасли и неимеет смысла занижать количество используемых аналогов [3].Можно заключить, что основными преимуществами сравнительного под-хода к оценке рыночной стоимости коммерческого банка являются: возмож-ность (при внешней оценке) провести наиболее достоверную оценку стоимо-сти коммерческого банка в условиях ограниченного объема информации; по-лученный результат отражает реальное соотношение спроса и предложенияна данный объект инвестирования, поскольку сложившаяся цена фактиче-ской сделки наиболее полно учитывает рыночную ситуацию. В целях объек-тивности отметим, что, несмотря на наличие фактических возможностейприменения данного подхода в России, он наиболее эффективен при разви-том фондовом рынке, но, к сожалению, фондовый рынок нашей страны далекот уровня развитых рынков, и с этим приходится считаться.

Ключевые слова

слияния, поглощения, дисконтирование денежных потоков, затратный способ, сравнительный подход, метод рынка капитала, метод сделок, метод отраслевых коэффициентов, оценочные мультипликаторы, mergers, acquisitions, discounting of cash flow, cost method, comparative approach, capital market method, method of deals, method of sector coefficients, assessment muliplicators

Авторы

ФИООрганизацияДополнительноE-mail
Владимирова Татьяна Александровнанегосударственное (частное) образовательное учреждение высшего профессионального образования «Сибирская академияфинансов и банковского дела» (г. Новосибирск)доктор экономических наук, профессор, проректор по послевузовскому образованиюcsv@nnet.ru
Хлебников Александр Александровичфилиал ОАО «Банк ВТБ» в г. Тюмени (г. Сургут)лавный специалист операционного офиса вг. Сургуте
Всего: 2

Ссылки

Коупленд Т., Коллер Т., Муррин Д. Стоимость компаний: оценка и управление. М.: ОлимпБизнес, 2000. 565 с.
Секачев С.А. Сравнительный подход к оценке рыночной стоимости коммерческого банка // Управление в кредитной организации. 2007. № 4. С. 15-21.
Чиркова Е.В. Как оценить бизнес по аналогии: Методологическое пособие по использованию сравнительных рыночных коэффициентов при оценке бизнеса и ценных бумаг. М.: Альпина Бизнес Букс, 2005. 190 с.
Мартынова Т. Цену банка определяют спрос и предложение (интервью с М. Филипповым, директором инвестиционно-банковского управления компании «Тройка-Диалог») // Банковское обозрение. 2008. № 3. С. 25-26.
Обзор российского рынка акций по итогам I квартала 2009 года [Электронный ресурс]. Режим доступа: www.zsb.sbrf.ru/uploads/files/oa-oo/oa_1q2009.pdf (дата обращения: 20.08.2009).
Pratt Sh., Reilly R., and Schweihs R. Valuing a Business. The Analysis and Appraisal of Closely Held Companies, IRWIN, 1996.
 Применение сравнительного подхода к оценкестоимости коммерческого банка в условиях финансового кризиса | Вестн. Том. гос. ун-та. Экономика. 2009. № 4 (8).

Применение сравнительного подхода к оценкестоимости коммерческого банка в условиях финансового кризиса | Вестн. Том. гос. ун-та. Экономика. 2009. № 4 (8).

Полнотекстовая версия