Экономическое развитие бюджетного обеспечения территорий | Вестн. Том. гос. ун-та. Экономика. 2009. № 4 (8).

Экономическое развитие бюджетного обеспечения территорий

На основе анализа экономического развития регионов выявляются значительные диспропорции в уровнях динамики финансовой обеспеченности на душу населения независимо от уровня состояния экономики. Описывается попытка оценки влияния экономических показателей на состояние налоговой базы, и как cледствие, на качество наполнения региональных бюджетов. По результатам делается вывод о необходимостисущественного повышения качества экономического, а значит, и бюджетного планирования.

Economic development of budgetary maintenance of territories.pdf Главная цель экономического развития бюджетного обеспечения терри-торий - улучшение качества жизни населения, образующего местное сообще-ство, и увеличение его вклада в развитие всего общества, создание надежнойналоговой базы для местного бюджета, позволяющей реализовывать необхо-димые программы. В условиях рыночной экономики местные власти прово-дят самостоятельную экономическую политику, направленную на поддержкумалого бизнеса и привлечение новых инвестиций. Местную экономическуюполитику можно рассматривать как комплекс мер, осуществляемых органамиместной власти или при ее участии, направленных на расширение экономиче-ского потенциала территорий и повышение эффективности его использования,усиление конкурентоспособности местных предприятий. Совершенствованиемежбюджетных отношений на современном этапе является одним из важнейшихфакторов формирования рыночных отношений в финансовой сфере. Без реше-ния проблем создания научно обоснованных методик распределения и перерас-пределения налоговых и иных доходов, поступающих в бюджеты всех уров-ней, невозможно решить одну из важнейших конституционных задач - фор-мирование равной обеспеченности всех граждан средствами бюджета.За полтора десятилетия реформ в этой части было сделано многое. Ночем основательнее наука и практика совершенствования межбюджетных от-ношений проникает в глубины финансовых потоков, тем явственнее стано-вится проблема изучения и включения в действие воспроизводственных воз-можностей бюджетов всех уровней.Роль межбюджетных потоков не только в том, чтобы наполнить до како-го-то оптимального уровня бюджеты всех уровней доходами. Это само собойразумеющаяся задача, и работу по совершенствованию методов ее решениягосударственные органы должны проводить постоянно, поскольку неуклонноидет усложнение жизни общества, усложнение в смысле расширения спектрапотребностей, а значит, и постоянной необходимости их решения.Экономическое развитие бюджетного обеспечения территорий59Но для того чтобы успешно удовлетворить растущие потребности, необ-ходимо прежде всего развивать доходные источники, т.е. развивать самопроизводство.И не случайно по мере восстановления приемлемого уровня производст-ва пока в некоторых отраслях экономики перед федеральными и региональ-ными министерствами финансов и экономики остается задача расширениявременного периода экономического и бюджетного планирования, вплоть до10-летнего.Во-первых, отрасли социальной сферы требуют обновления и развитиясвоей материальной базы. Во-вторых, не создавая условий для расширениячисла рабочих мест, не увеличить доходной базы бюджетов. В-третьих, чемсложнее и многообразнее жизнь в обществе, тем важнее думать о перспекти-ве, а значит, вкладывать средства в пока что нерентабельные стороны науки,инфраструктуры и производства.В этой связи есть прямой смысл углублять анализ воспроизводственнойсоставляющей в межбюджетных отношениях. Без планомерного, сознатель-ного перелива части средств бюджетов в промышленность, сельское хозяйст-во, строительство и промышленность строительных материалов, дорожноестроительство, жилищно-коммунальное хозяйство общество не сможет быст-ро и эффективно решить проблему роста уровня жизни.В период реформирования путь от составления прямых директивныхпланов экономического развития и утверждения на этой основе ежегодныхзаконов о бюджете страны и ее субъектов к формированию бюджетов трехуровней на основе прогнозов экономического развития пока не создал усло-вий для динамичного развития экономики.Сформированные бюджеты не становятся бюджетами развития. Развитияв том смысле, что не предусмотрены средства на коренное техническое пере-вооружение бюджетообразующих обрабатывающих отраслей. Не заложеныдействительно большие и достаточные суммы для государственной системыподготовки и переподготовки большой группы кадров рабочих специально-стей, школьное образование продолжает снижать требования к уровню под-готовки кадров преподавателей, а значит, и к уровню обучения детей. Аграр-ный комплекс и жилищно-коммунальное хозяйство не получают достаточ-ных средств даже для той части фермеров и управляющих жилищных компа-ний, которые могут и хотели бы работать на обновляемой материально-технической базе. Очередной бюджет вступает в действие как бюджет еже-дневной ликвидации чрезвычайной ситуации как в производственной, так и всоциальной сфере.В этих условиях субъекты Федерации и все муниципальные образованиявступают в очередной этап реформирования межбюджетных отношений. Чтоявляется экономической основой их предстоящего развития? Во-первых,продолжает увеличиваться разрыв в уровнях их социально-экономическогоразвития. Между пятью бурно развивающимися регионами (Москва, Санкт-Петербург, нефтегазовый район), с одной стороны, и республиками (Тыва,Калмыкия, Ингушетия) и Читинской областью - с другой, разрыв прибли-жается к 50-кратной величине.Н.А. Урман60Одновременно большинство регионов со средним и ниже среднего уров-нем развития в истекшие 5 лет имели темпы социально-экономического раз-вития ниже среднероссийских. И это не случайно, поскольку большая частьтерритории страны до 1992 г. имела многоотраслевую экономику с преобла-данием предприятий обрабатывающих отраслей. Именно они под воздейст-вием проводимой либеральной экономической реформы потеряли позиции намировом и внутреннем рынках. Имея такую отраслевую структуру экономи-ки, которая сложилась в результате демонополизации, приватизации и от-крытой таможенной политики, исполнительные и законодательные органывласти свыше 70 субъектов Федерации ежегодно вынуждены формироватьдоходную часть своих бюджетов от 10 до 80 % за счет поступлений налогана доходы физических лиц, налогообложения предприятий малого и среднегобизнеса и огромных сумм трансфертов из федерального бюджета.На международном уровне за уходящий год Россия опустилась по ин-дексу развития человеческого потенциала на три ступени и занимает 65-еместо в мире. Индекс развития человеческого потенциала - это показательуровня жизни, совмещающий такие критерии, как здравоохранение, образо-вание, экономическое благосостояние, научный потенциал. В этих условияхформирование бюджетов большинства субъектов Федерации и тем болеевновь образованных муниципальных образований фактически осуществляет-ся по остаточному принципу. За ним отчетливо просматривается не столькоэкономическая, сколько политическая воля федерального руководства поста-вить регионы в зависимость от центра. Если бюджеты субъектов Федерацииот 10 до 80 % вынуждены формироваться за счет трансфертов из федерально-го бюджета, то бюджеты подавляющего большинства муниципальных обра-зований в еще большей степени зависят от федеральных и региональныхтрансфертов.У региональных и муниципальных властей практически нет стимула красширению источников доходной базы, к открытию новых рабочих мест,производств, к восстановлению утраченных позиций в ходе ускоренной при-ватизации. Продолжение центром политики высокой концентрации налого-вых поступлений в федеральном бюджете особый удар наносит по муници-пальным образованиям, где основными видами производства являются сель-ское хозяйство, легкая промышленность, машиностроение.За годы реформ регионы убедительно показали, что без стимулирующейсистемы налоговых нормативов они не смогут сформировать собственныеисточники доходов и будут продолжать существование на основе централи-зованных трансфертов. И международный и наш собственный опыт форми-рования налоговых нормативов и ставок требует именно дифференцирован-ного подхода. В каждом субъекте Федерации есть большая группа муници-пальных образований, которая может сформировать достаточный бюджет наоснове собственной доходной базы. Об этом убедительно говорит опыт орга-низации сельскохозяйственных складов, через которые обеспечивали кресть-ян России, в том числе и в Сибири, техникой, семенами, племенным скотом.Данная система была организована в конце XIX - начале XX в. за счет бюд-жетных средств и кредитов государственного банка. Крестьянин, приобретаяЭкономическое развитие бюджетного обеспечения территорий61все необходимое, имел возможность в течение 5-10 лет постепенно рассчи-тываться. Но самое главное - он без промедления имел возможность разви-вать производство. Именно создание стартовых условий для развития сель-скохозяйственного производства, хотя бы для группы эффективно работаю-щих фермеров, акционерных обществ, сельских кооперативов, может статьнадежным источником расширения налоговой базы сельских муниципальныхобразований. Данный опыт характерен не только для села дореволюционнойРоссии, но и для 20-50-х гг. советского периода.На современном этапе одной из главных причин, повлекших за собойспад в сельском хозяйстве, оказался диспаритет цен. Он означает неравно-мерность темпов роста цен на промышленную и сельскохозяйственную про-дукцию. Экономисты-аграрники предлагают цены в АПК регулировать, апотери сельскому хозяйству от диспаритета цен компенсировать. Пока такойподход не находит поддержки в федеральных ведомствах. Еще в середине90-х гг. стало ясно, что столь масштабное изъятие доходов из аграрного сек-тора экономики длительное время продолжаться не может. И уже тогда былопонятно, что сельское хозяйство быстро теряет инвестиционную привлека-тельность. Мировой опыт подсказывает, что эффективнее всего возвращатьсредства селу можно через бюджет. В настоящее время созрели условия длятого, чтобы сформировать такой механизм. Практически у федерального цен-тра два выхода для решения этой проблемы.Первый - страна уже менее чем на 30% обеспечивает себя продовольст-вием. Но это половина проблемы. Пока мы продовольствие покупаем за ру-бежом. Но сложнее всего решение проблемы аграрной безработицы. Годыреформ показали, что разрушение крупных сельскохозяйственных предпри-ятий привело к гигантской утрате квалификации сельской рабочей силы, по-тере социальной инфраструктуры. Исчезновение рабочих мест в результатеускоренной приватизации не привело к адекватному росту фермерского хо-зяйства. Поэтому исчезли источники доходной части сельских бюджетов ипроводимая реформа муниципального самоуправления не имеет под собойэкономической базы. Свыше 70 субъектов Федерации вынуждено через сис-тему трансфертов из региональных бюджетов до 80 % доходной части муни-ципальных бюджетов обеспечивать дотациями. Но бесконечно так продол-жаться не может.Второй путь - формирование постоянной доходной базы как муници-пальных и региональных бюджетов, так и, что еще более важно, созданиеусловий расширенного сельскохозяйственного воспроизводства. Разработкамеханизма отношений, направленного на увеличение государственной под-держки села, не только назревшая, но и выполнимая задача. Ее нужно решатьв ходе формирования каждого очередного бюджетов как на федеральном, таки на региональном уровне.Особое своеобразие в решении проблем реформирования межбюджетныхотношений и муниципального самоуправления придает отношение законода-тельной и исполнительной ветвей власти к развитию малого предпринима-тельства.Н.А. Урман62Анализ показывает, и это подтверждается проведенными обсуждениями впарламентах регионов и в Федеральном собрании, что на развитие малогобизнеса выделяются в лучшем случае средства для льготирования ставкипроцента по кредитам, для предоставления бюджетных микрокредитов и длячастичной оплаты техники, получаемой по лизингу. В программах развитиямалого бизнеса большинства регионов уже второе десятилетие подряд назы-ваются одни и те же факторы, сдерживающие развитие малого предпринима-тельства. Во-первых, указывается на неразвитость финансово-кредитнойподдержки; во-вторых, постоянно обращается внимание на слабость банков-ского сектора страны и высокие ставки процентов по кредитованию всехуровней бизнеса.Таким образом, без реального участия государственного капитала в раз-витии банковского сектора, массовой кредитной кооперации, без качествен-ного правового обеспечения механизма их действия и в дальнейшем малыйбизнес будет развиваться только за счет собственных средств. Но для этогопотребуются 10-летия. В этих условиях ожидать растущих поступлений отмалого бизнеса в региональные и муниципальные бюджеты не приходится,напротив, стране и всем регионам еще предстоит наращивать инвестиции вразвитие столь важной сферы рыночной экономики, как малое предпринима-тельство.Опыт Швеции, Норвегии, Канады, ряда стран среднего развития свиде-тельствует именно о том, что они очень последовательно используют прин-цип дифференцированного расщепления налогов, идущих в бюджеты раз-личных уровней. Используя и метод трансфертов, и метод дифференцирова-ния налогов, приближаемые к возможностям каждого конкретного муници-палитета, они могут соблюдать принцип равенства бюджетной обеспеченно-сти населения и принцип создания стимулов в развитии собственной налого-вой базы.Мы не имеем права забыть опыт оптимального протекционизма России иСоветского Союза во второй половине XIX и до середины XX в., а также не-обходимо уделить внимание изучению опыта стран Западной Европы в про-ведении аграрной политики после Второй мировой войны. Именно западныеевропейские страны все послевоенные десятилетия и сегодня надежно защи-щают собственных фермеров от дешевой сельскохозяйственной продукцииамериканских континентов, Австралии, Новой Зеландии и Азии. Все эти ме-ры стран ЕС, Северной Америки есть не что иное, как создание законода-тельной основы надежно укрытого от международной конкуренции нацио-нального производства, а это значит создание условий развития собственнойналоговой базы для каждого муниципального образования. Российские му-ниципальные образования умеют работать не хуже, но им нужна надежнаяпрофессионально сформированная законодательная защита от международ-ной конкуренции и оптимально сформированная система налоговых норма-тивов.

Ключевые слова

регион, налоговая база, региональный бюджет, region, tax base, the regional budget

Авторы

ФИООрганизацияДополнительноE-mail
Урман Наталья АльбертовнаИнститут экономики и управления Хакасского государственного университета им. Н.Ф. Катанова(г. Абакан)кандидат экономических наук, заместитель директораurman60@yandex.ru
Всего: 1

Ссылки

 Экономическое развитие бюджетного обеспечения территорий | Вестн. Том. гос. ун-та. Экономика. 2009. № 4 (8).

Экономическое развитие бюджетного обеспечения территорий | Вестн. Том. гос. ун-та. Экономика. 2009. № 4 (8).

Полнотекстовая версия