НАЛОГОВЫЙ РИСК: СУЩНОСТЬ И СОДЕРЖАНИЕ ПОНЯТИЯ | Вестн. Том. гос. ун-та. Экономика. 2010. № 1 (9).

НАЛОГОВЫЙ РИСК: СУЩНОСТЬ И СОДЕРЖАНИЕ ПОНЯТИЯ

Раскрывается сущность и содержание понятия «налоговый риск» на основе комплексного подхода к определению главных признаков экономических рисков.

TAXATION RISK: THE ESSENCE AND CONTENT OF THE TERM.pdf По мнению Л.И. Гончаренко [1], именно комплексный подход к опреде-лению родовых признаков понятия экономических рисков позволяет вклю-чить в их состав налоговые риски как полноценную разновидность, ибо им присущи как материальные, так и нематериальные негативные последствия. На наш взгляд, налоговые риски являются составной частью финансовых рисков. Такого мнения придерживаются Г.А. Цыркунова и М.И. Мигунова, утверждая, что «налоговые риски представляется целесообразным рассмат-ривать как разновидность рисков финансовых, поскольку они имеют денеж-ное выражение и влекут за собой повышение расходов». Д. Тихонов и Л. Липник обращают внимание на то, что «налоговый риск - это возмож-ность для налогоплательщика понести финансовые и иные потери, связанные с процессом уплаты и оптимизации налогов, выраженная в денежном эквива-ленте» [2. С. 105].Значительная часть авторов, в исследованиях которых присутствует по-нятие налоговых рисков, чаще всего рассматривают налоговые риски налого-плательщиков. Такая позиция особенно была характерна для 90-х гг. прошло-го века, но имеет место и сейчас, причем как в экономической, так и в юри-дической литературе [3,4,5]. Между тем в последние годы активизируется обсуждение налоговых рисков государства, в том числе в результате непра-вомерных действий крупнейших налогоплательщиков. В настоящее время многие авторы рассматривают налоговые риски как риски, присущие всем участникам налоговых правоотношений, т.е., по крайней мере, трем их субъ-ектам: налогоплательщикам, налоговым агентам и государству1. Причем ро-довой признак налоговых рисков проявляется и в государственных налого-вых рисках. Негативными материальными, в частности финансовыми, по-следствиями у государства являются: недопоступление (снижение) налого-вых доходов в бюджетную систему страны и ухудшение состояния налогово-го климата страны.Представляется, что включение в содержание понятия налогового риска всех участников налоговых правоотношений может рассматриваться в каче-1 Поскольку права и обязанности налогоплательщиков и налоговых агентов во многом идентичны, то последующие рассуждения будут ограничены налогоплательщиками.Налоговый риск: сущность и содержание понятия11стве фактора, определяющего его специфику, и объективной причиной воз-никновения налоговых рисков является диалектическое противоречие, внут-ренне присущее фискальной функции налогов, а также взаимосвязи их фис-кальной и регулирующей функций. Если для государства успешная реализа-ция фискальной функции находит проявление в обеспечении запланирован-ных поступлений налоговых доходов в бюджет, то для налогоплательщика -это расходы, которые он стремится оптимизировать (минимизировать) в силу их неизбежности. Гармонизация интересов государства и налогоплательщи-ков в этих объективных условиях, в том числе обеспечиваемая путем совер-шенствования национального законодательства, выступает важным фактором минимизации налоговых рисков всех участников налоговых правоотношений и создания объективных условий повышения финансовой устойчивости на-логоплательщиков и роста налоговых поступлений в бюджетную систему государства в целом.Рассогласование в реализации основных функций налогов, проявляющее-ся и в недостатках налогового законодательства, приводит к усилению веро-ятности налоговых рисков как у налогоплательщика, так и у государства. Так, повышение налоговой нагрузки в ущерб стимулированию развития прогрес-сивных сфер деятельности зачастую провоцирует налогоплательщиков к ухо-ду из бизнеса и от налогообложения (минимизации налоговых платежей), что отрицательно сказывается на налоговых поступлениях в бюджет или на фи-нансовом положении организаций при обнаружении налоговых нарушений.Специфика налогов как обязательного индивидуально безвозмездного платежа, сопровождающегося обеспечительными мерами по его, в случае необходимости, принудительному взысканию, отражается как в базовом при-знаке налоговых рисков, так и в том, что их субъектами выступают участни-ки правоотношений, возникающих в налоговой сфере.Все вышесказанное позволяет сделать вывод о том, что налоговый риск -это возможное наступление неблагоприятных финансовых и иных последст-вий для налогоплательщика или государства в результате действий (бездей-ствия) участников налоговых правоотношений.Изучение родовых и особенных критериев, определяющих содержание налоговых рисков, показывает, что факторы их возникновения разнообразны. Однако в исследуемой литературе они не систематизированы и, как правило, рассматриваются в отношении одного из участников налоговых правоотно-шений, что еще раз подтверждает отсутствие комплексного подхода к опре-делению содержания налоговых рисков. При этом нередко выделяется и обосновывается один - два фактора возникновения налоговых рисков. Так, специалисты, занимающиеся юридической практикой, как правило, выделя-ют один комплексный фактор возникновения налоговых рисков, а именно несовершенство налогового законодательства. К примеру, Е. Тимофеев, гене-ральный директор юридической фирмы, в рамках выступления на IV Всерос-сийском налоговом форуме ТПП РФ высказал позицию относительно того, что налоговые риски имеют только одну причину, а именно неточность фор-мулировок в налоговом законодательстве. Т.А. Козенкова связывает налого-вые риски с изменениями в налоговой политике страны, установлением но-И.Н. Демчук 12вых форм налогообложения, изменением ставок, введением новых налогов и пошлин, отменой налоговых льгот [6. С. 15]. С.А. Филин считает, что это не-благоприятные изменения налогового законодательства в процессе финансо-вой деятельности, и добавляет еще один фактор - налоговые ошибки, допу-щенные при исчислении налоговых платежей [4. С. 26].Систематизация выявленных в процессе исследования факторов возник-новения налоговых рисков, основанная на обобщении арбитражной практики, позволила выделить следующие общие причины (факторы) негативных по-следствий для участников налоговых правоотношений: несимметричность ряда положений налогового и гражданского законодательства; изменения, внесенные в зарубежное или отечественное законодательство, в том числе в порядке корректировки экономической и налоговой политики страны; несо-вершенство норм российского законодательства о налогах и сборах, включая внутренние противоречия между нормами различных глав НК РФ; ошибки в налоговом планировании (как на федеральном, субфедеральном, муници-пальном уровнях, так и на уровне организации); действия (в том числе непра-вомерные) субъектов налоговых правоотношений или уполномоченных орга-нов власти и управления; некомпетентность работников.Приведенные причины у разных субъектов налоговых правоотношений специфичны и определяются целями и задачами их деятельности. Поскольку интересы государства и налогоплательщиков, исходя из содержания катего-рии налогов, объективно противоречивы, то при конкретизации факторов возникновения налоговых рисков их содержание и последствия будут суще-ственно отличаться применительно к налогоплательщикам и государству в лице уполномоченных органов. В этом смысле факторы налоговых рисков имеют специфику по отношению к участникам налоговых правоотношений (государству, налогоплательщикам, налоговым агентам).Первые три фактора так или иначе связаны с правовым обеспечением на-логовых отношений, они оборачиваются такими рисками, как возможность ухода от уплаты налогов или недобросовестной минимизации налоговых платежей, например использование в 90-х гг. прошлого века «внутренних оффшоров» для минимизации налоговых платежей.Негативным последствием ошибок в экономической (в том числе налого-вой) политике как фактора налоговых рисков государства может стать ухуд-шение финансового состояния налогоплательщиков. Недостатки в планиро-вании налоговых доходов в бюджетную систему страны вследствие примене-ния несовершенных методик, ошибок в оценке стоимостных показателей, используемых в расчетах, искажения статистических данных и др., как пра-вило, негативно отражаются на оценке деятельности налоговых органов по обеспечению налоговых поступлений в бюджет.Центральное место среди факторов налоговых рисков налогоплательщи-ков отводится их действиям в области оптимизации налоговых платежей, которую, как уже указывалось, в литературе чаще называют налоговым пла-нированием [5. С. 196]. Особую опасность представляет агрессивная налого-вая оптимизация, поскольку чаще всего по используемым методам она может быть максимально приближена к уходу от налогообложения. ИсследованиеНалоговый риск: сущность и содержание понятия13этого явления, а также обобщение арбитражной практики, выступлений представителей налогоплательщиков и налоговых органов на различного ро-да экономических форумах, конференциях, в профессиональной литературе позволяют выделить новый аспект взаимоотношений налоговых органов и налогоплательщиков, который можно назвать налоговой культурой.На уровень налоговых рисков влияет нечеткое законодательное регули-рование тех или иных вопросов налогообложения, ошибочная трактовка по-ложений налогового законодательства (особенно в части расходов и налого-вых льгот), наконец, законодательно предусмотренная возможность переква-лификации сделок (признание недействительными, мнимыми или притвор-ными).Обобщение результатов камеральных и выездных налоговых проверок показывает, что значительная доля рисков в налоговой сфере связана с не-компетентностью (заблуждениями) работников, исчисляющих и уплачиваю-щих налоговые платежи организации, а также с низким уровнем организации документооборота и низким качеством внутреннего контроля (отсутствие или ненадлежащее оформление первичных документов; нарушение сроков уплаты налогов, представление отчетности в налоговые органы и т.д.), с не-достаточной проработкой вопросов методологического и методического ха-рактера, связанной с ведением налогового учета (этой проблеме налоговые органы не уделяют должного внимания).Таким образом, четко прослеживаются существенные отличия в системах факторов возникновения налоговых рисков у государства (в лице уполномо-ченных органов управления в налоговой сфере) и налогоплательщиков, в ре-зультате чего наблюдаются и различия в проявлении налоговых рисков. По-этому налоговые риски надо рассматривать отдельно для государства и нало-гоплательщика.Налоговые риски государства включают в себя:1))риск снижения (невыполнения плана) налоговых поступлений в бюд-жетную систему страны, в том числе вследствие применения налогоплатель-щиками «легальных» схем минимизации налоговых платежей;2)риск системного сужения налоговой базы вследствие сокращения объ-емов отечественного и иностранного бизнеса и инвестиций;3))риск ухода налогоплательщиков «в тень»;4))риск снижения конкурентоспособности национальной налоговой сис-темы.Среди налоговых рисков налогоплательщиков с учетом специфики нега-тивных последствий для них можно выделить:1))риск снижения объемов финансовых ресурсов и имущественного по-тенциала вследствие финансовых потерь (дополнительные платежи в бюд-жет, включая штрафные санкции);2)риск сокращение бизнеса, в частности вследствие повышения налого-вой нагрузки или потери деловой репутации и обусловленного этим отказа контрагентов от деловых связей;3)риск возникновения негативных результатов контрольных и обеспечи-тельных действий налоговых органов в отношении налогоплательщика (вы-1)И.Н. Демчук 14ездных налоговых проверок, ареста имущества, ограничения операций по счетам и др.);4) риск ликвидации отдельного направления бизнеса или банкротство ор-ганизации в целом.Налоговые риски имеют место и в банковской деятельности.Факторами возникновения налоговых рисков в деятельности коммерче-ских банков как налогоплательщиков выступают:- несогласованность норм различных отраслей права (гражданского, фи-нансового, бюджетного и др.), а также положений налогового законодатель-ства и отраслевых нормативных документов, например в области регулиро-вания срочного рынка, рынка коллективных инвестиций;- недостаточная увязка между нормами различных глав налогового зако-нодательства, в том числе вследствие несовпадения интересов в отношении развития отдельных операций и попытки распространения, к примеру, общих положений на специфику банковских операций;- отставание налогового законодательства от развития банковского сек-тора, его инновационных (новых) операций (тенденций развития финансовых операций).Особое место банков в экономике страны отражается на их институцио-нальном положении в налоговой системе государства. Вследствие этого имеют место и дополнительные факторы или особенности в содержании на-логовых рисков и у государства, и у банков.Государство может понести бюджетные потери в виде непоступления на-логовых платежей организаций и физических лиц вследствие неплатежеспо-собности банков, клиентами которых являются налогоплательщики. Таким образом, риск потери ликвидности банков можно рассматривать как допол-нительный фактор возникновения налоговых рисков государства.Факторами налоговых рисков для банков, на наш взгляд, являются изме-нения налогового законодательства, несовершенство действующих правовых норм, а также собственные технические ошибки. Соответственно, в налого-вые риски банков будет включена совокупность негативных последствий, вероятность которых возникает при выполнении банками обязанностей, вы-текающих из фактического включения их в орбиту налогового контроля (по открытию и ведению банковских счетов, представлению документов в отно-шении клиентов по запросам налоговых органов и др.). Кроме того, выполне-ние банками роли финансовых посредников отражается и на вовлечении бан-ков в налоговые риски их клиентов-налогоплательщиков (например, через создание ситуации отсутствия денежных средств на банковских счетах, к ко-торым выставлены инкассовые поручения, или через участие банков в нало-говых схемах).Таким образом, в управлении налоговыми рисками как частью банков-ского риск-менеджмента можно выделить три направления: управление нало-говыми рисками банков как самостоятельных налогоплательщиков; управле-ние налоговыми рисками банков как субъектов, вовлеченных государством в налоговый контроль, и управление налоговыми рисками банков как участни-ков управления налоговыми рисками клиентов. Такая разнообразная деятель-Налоговый риск: сущность и содержание понятия15ность требует качественного научно-практического инструментария, созда-ние которого необходимо, на наш взгляд, начинать с формирования адекват-ного понятийного аппарата, четкого определения сущности основных катего-рий, связанных с налоговыми рисками.

Ключевые слова

родовой признак, последствия, налоговый риск, налоговые платежи, штрафные санкции, плательщики, государство, налоговые правоотношения, gender attribute, consequences, taxation risk, taxation payments, fines, payers, government, taxation relationships

Авторы

ФИООрганизацияДополнительноE-mail
Демчук Ирина НиколаевнаЗАО «НОМОС-БАНК-Сибирь»кандидат экономических наук, доцент, президентrector@nnet.ru
Всего: 1

Ссылки

Гончаренко Л.И. Налоговые риски: теоретический взгляд на содержание понятия и факторы возникновения // Налоги и налогообложение. 2009. № 1.
Тихонов Д., Липник Л. Налоговое планирование и минимизация налоговых рисков. М.: Альпина Бизнес Букс, 2004.
Щекин Д.М. Налоговые риски и тенденции развития налогового права. М.: Статут, 2007.
Филин С.А. Финансовый риск и его составляющие для обеспечения процесса оценки и эффективного управления финансовыми рисками при принятии финансовых управленческих решений // Финансы и кредит. 2002. № 3.
Евстигнеев Е.Н. Основы налогового планирования. СПб.: Питер, 2004.
Козенкова Т.А. Налоговое планирование на предприятии. М.: АиН, 1999.
 НАЛОГОВЫЙ РИСК: СУЩНОСТЬ И СОДЕРЖАНИЕ ПОНЯТИЯ | Вестн. Том. гос. ун-та. Экономика. 2010. № 1 (9).

НАЛОГОВЫЙ РИСК: СУЩНОСТЬ И СОДЕРЖАНИЕ ПОНЯТИЯ | Вестн. Том. гос. ун-та. Экономика. 2010. № 1 (9).

Полнотекстовая версия