СТРАТЕГИЧЕСКОЕ УПРАВЛЕНИЕ ФИРМОЙ: ЭВОЛЮЦИЯ ПОДХОДОВ И РОЛЬ РЕАЛЬНЫХ ОПЦИОНОВ В СОВРЕМЕННОММЕНЕДЖМЕНТЕ | Вестн. Том. гос. ун-та. Экономика. 2010. № 1 (9).

СТРАТЕГИЧЕСКОЕ УПРАВЛЕНИЕ ФИРМОЙ: ЭВОЛЮЦИЯ ПОДХОДОВ И РОЛЬ РЕАЛЬНЫХ ОПЦИОНОВ В СОВРЕМЕННОММЕНЕДЖМЕНТЕ

Рассматривается процесс эволюции подходов к стратегическому управлению, дается характеристика изменений в содержании корпоративных стратегий и обосновывается необходимость использования инструментария реальных опционов для формирования и оценки стратегии развития фирмы. Выявляется значение реальных опционов в современном менеджменте в условия динамичной и неопределенной среды, а также перспективы и ограничения их использования.

STRATEGIC MANAGEMENT OF THE FIRM: EVOLUTION OF APPROACHES AND THE ROLE OF REAL OPTIONS IN THE MODERN MANAGEMENT..pdf Развитие теории стратегического управления фирмой наиболее активно осуществляется с середины XX столетия. Необходимость концептуального осмысления содержания и выработки адекватного инструментария стратеги-ческого менеджмента связана с развитием экономики после Второй мировой войны и увеличением масштабов бизнеса американских и европейских ком-паний. Увеличение масштабов, диверсификация и стремление к выходу на глобальные рынки потребовали более обоснованных подходов к долгосроч-ному управлению фирмой, особенно учитывая фактор научно-технического прогресса, который значительно увеличил динамичность внешней среды. Не-хватка знаний в области долгосрочных стратегий обусловила активное разви-тие теоретических исследований в данном направлении учеными универси-тетских школ бизнеса, а также взаимодействие руководства компаний и кон-сультационных групп, что привело как к обобщению и углублению научных представлений о стратегическом менеджменте, так и к созданию практиче-ских инструментов стратегического планирования.Эволюция современной корпорации на рубеже XX-XXI вв. определила характер изменений в подходах к сути и типу стратегического управления фирмой. На смену школы позиционирования, стратегии конкурентных пре-имуществ на рынках пришла идеология ресурсного подхода, разрабатывают-ся в качестве приоритетных стратегии лидерства, «опережающего менедж-мента», инновационного менеджмента, сетевая концепция стратегического управления. Определяющим в стратегии фирмы становится ее внутренний потенциал как динамической организации со сложной структурой интересов участников корпорации, создание и реализация собственных уникальных ор-ганизационных компетенций. Соответственно изменению в подходах к опре-делению сути стратегического управления наблюдается процесс изменений в оценках эффективности реализуемых стратегий.Стратегическое управление фирмой: эволюция подходов и роль реальных опционов29В этой связи осмысление этапов в эволюционном развитии теории страте-гического управления и определение инновационных инструментов в совре-менном стратегическом менеджменте становится важнейшим направлением теоретического развития управленческой науки.С середины 1970-х гг. теория стратегического управления начала приоб-ретать черты самостоятельной области научных исследований [1. C. 147] и с течением времени претерпела значительные изменения. Объективные пред-посылки динамичного развития теории стратегического управления заклю-чаются, прежде всего, в условиях и приоритетах реальной практики страте-гического управления. Выявленные источники и механизмы находят свое отражение в разрабатываемых стратегиях развития. Ряд исследователей уже в 1980-1990-х гг. в своих работах активно заявляли о новом эволюционном этапе в стратегическом менеджменте и подходах к формированию стратегии.С целью формирования системного видения требований к современному этапу и характеристик подхода, отвечающего этим требованиям, необходимо учесть характер развития различных аспектов стратегического управления:•·содержания стратегического развития и управления фирмой;•оценки стратегии развития фирмы;•используемых инструментов в стратегическом управлении.В российской современной литературе, посвященной проблемам эволю-ции стратегического менеджмента, выделяется работа В.С. Катькало, в кото-рой вполне обоснованно проведена определенная этапизация развития стра-тегического управления фирмой посредством выделения четырех этапов [1. С. 146]. Первые три этапа характерны для XX в. Четвертый этап начал заро-ждаться в XXI в. Основной критерий данной периодизации - степень зрело-сти теории стратегического управления.Первый этап (1960-е - первая половина 1970-х гг.) представлен как доана-литический. На данном этапе предметом исследований становится внешняя и внутренняя среда, сильные и слабые стороны, анализируется их соответствие и выдается нормативное предписание развития фирмы. Доминирующей кон-цепцией формирования стратегий развития считается школа планирования, которая источники конкурентных преимуществ видит во внутренних факто-рах фирмы. Представителями данного этапа являются А. Чандлер, И. Ан-софф, К. Эндрюс, К. Кристенсен и др.Второй этап начинается с середины 1970-х гг. и продолжается по 1980-е гг. Он является очень динамичным. На данном этапе происходит ста-новление научной дисциплины стратегического управления. Доминирующей концепцией является школа позиционирования, которая рассматривает фор-мирование конкурентных преимуществ посредством правильного рыночного позиционирования, а источником данных конкурентных преимуществ счита-ется внешний фактор (структура отрасли и другая внешняя среда). Предста-вителями второго этапа являются М. Портер, Р. Рамелт, Р. Майлз, Г. Минц-берг, Р. Фримен, Э. Петтигрю и др.Третий этап (конец 1980-х - 1990-е гг.) рассматривает развитие теории стратегического управления на собственной основе. Основная доминирую-щая концепция - ресурсная. Она получила широкое распространение, выде-30Г.Ф. Каячев, В.С. ПекшеваНазвание подхода (школа)Что представляет собой стратегия развитияДизайнЛучшее решение из множества альтернатив. Внешняя среда определенная, открытая, явная ПланированиеДетально продуманный план развития, основанный на подроб-ной программе планирования различных аспектов деятельности. Позиционирова-ниеГенерическую (предзаданную) рыночную позицию фирмы, ко-торая стремится однозначно формализовать ее положение. Ос-нована на ретроспективном анализеПредпринима-тельствоПровидческий процесс, формируемый в сознании руководителя через видение, которое обозревает будущее, прошлое, внутрен-нюю и внешнюю среду Когнитивная (по-знавательная)Попытку проявления рациональности человека, поэтому для ее оптимального формирования необходимо исследовать, как чело-веческий разум обрабатывает поступающую информацию и на ее основе разрабатывает стратегию ОбучениеСовокупность проб и ошибок, необходимых для формирования адаптивной стратегии и основывающихся на выявлении, что работа-ет, почему это работает, и после этого принимается решение ВластьРезультат взаимодействия между конфликтующими сторонами (как внутри фирмы, так и вне). Она изменчива и непостоянна КультураРезультат социального взаимодействия людей, который тем более эффективен, чем прочнее история, культура, убеждения внутри фирмы Внешняя средаПостоянный процесс адаптации к изменениям внешней среды, необходимый для выживания. Фирме отводится пассивная рольКонфигурацияПлан действий, определяемый временем и обстоятельствами. Выбирая новую стратегию в соответствии с изменившимися условиями, фирма осуществляет переход в новое состояние, которое представляет организационную конфигурацию страте-гииЧетвертый этап зарождается в начале XXI в. и характеризуется формирова-нием динамической теории стратегического управления, которая предполагает, что тенденция перехода от стратегического выбора к стратегическим измене-ниям как сути успешных стратегий требует смещения акцентов исследований на динамические аспекты природы и механизмы конкурентных преимуществ. Доминирующая концепция для данного этапа пока не сформировалась. Появи-лось несколько теорий, обосновывающих подходы к формированию стратегии, которая способна обеспечить создание конкурентных преимуществ в условиях перехода или существования постиндустриальной экономики. Среди этихСтратегическое управление фирмой: эволюция подходов и роль реальных опционов31подходов наибольшее распространение получили теории динамических спо-собностей, подрывных технологий, реальных опционов и др.Для обоснования выбора способа формирования стратегии развития и соот-ветствующей периодизации ее эволюции следует рассмотреть содержание суще-ствующих подходов к ее разработке и наиболее подходящую для этого класси-фикацию подходов к формированию стратегии развития Г. Минцберга [2].В соответствии с этой классификацией все школы делятся на три группы. Первая группа - предписывающие (прескриптивные) школы, в рамках кото-рых стратегии развития разрабатываются с целью повышения конкурентного статуса и рассматриваются как нечто логически объяснимое, зависящее от воли руководителя и при грамотной реализации гарантирующее успех. Вто-рая группа - описательные (дескриптивные) школы, главная цель которых заключается в описании процесса разработки и реализации стратегии разви-тия. Третья группа состоит из одной школы конфигурации (формирование стратегии развития как процесса трансформации), которая вбирает в себя идеи как предписывающих, так и описательных школ. Характеристика под-ходов к формированию стратегии развития на основе классификации Г. Минцберга представлена в табл. 1.Данная классификация, учитывая временной фактор и характер происхо-дящих экономических изменений (прежде всего, взаимозависимость в гло-бальном мире), на наш взгляд, представляется неполной. Мы полагаем с уче-том проведенных исследований в зарубежной и российской литературе эво-люции стратегического управления возможным дополнить данную класси-фикацию современными подходами, а именно ресурсной концепцией, кон-цепцией «опережающих» стратегий и реальных опционов. Учитывая ряд со-временных подходов к формированию стратегии развития фирмы, возможно выделить ряд характеристик, приведенных в табл. 2.Таблица 2Характеристика подходов к формированию стратегии развитияНазвание под-ходаЧто представляет собой стратегия развитияРесурсная кон-цепция [3]Стратегические решения, формируемые на основе анализа различных ре-сурсов фирмы (физических, человеческих, организационных). Важными являются те, которые обеспечивают фирме конкурентные преимущества, трудно копируемые другими. Успешная стратегия основывается на обнов-лении внутриорганизационных способностейКонцепция ди-намических спо-собностей [4]Распознавание новых возможностей бизнеса и использование их путем осуществления организационных изменений, которые связаны с проблема-ми организационного обучения и управлением знаниямиСтратегия как революция [5]«Создание рынков завтрашнего дня» посредством «стратегической архитек-туры», представляющей план формирования компетенций, необходимых для лидерства на будущих рынках. При этом видение необходимых рево-люций основано на предвидении и интуицииКонцепция «подрывных» технологий [6]Процесс создания и реализации технологических инноваций, которые пред-ставляют собой не производственный процесс, а набор атрибутов конечной продукции отрасли, оцениваемой потребителями. При смене технологии происходят организационные изменения в свойствах продуктаКонцепция ре-альных опцио-новТраекторию развития бизнеса, которая формируется исходя из неопреде-ленностей, свойственных внешней и внутренней среде фирмы, а также ре-альных опционов, которые позволяют фирме адаптироваться под новые условия. Главной целью является формирование такого портфеля реальных опционов, который обеспечит фирме конкурентные преимущества и макси-мальную ценностьГ.Ф. Каячев, В.С. Пекшева 32Вместе с тем эволюцию подходов к формированию стратегии развития также можно рассмотреть с точки зрения критериев ее оценки, необходи-мость в которых возникла вместе с потребностью формирования оценки эф-фективных стратегий. На наш взгляд, можно выделить несколько этапов эво-люции критериев оценки [7].П е р в ы й э т а п возник вследствие необходимости количественной оценки долгосрочных решений. Для этого использовались абсолютные фи-нансовые показатели, такие как объем продаж, доля рынка, объем ресурсов, величина контролируемых активов и т.п., а также относительные показатели, среди которых норма прибыли, оборачиваемость средств, разные показатели рентабельности и др. Ориентация на изменение абсолютных показателей ха-рактерна для стратегии, направленной на рост размеров компании. В этом случае собственник чаще всего участвует в оперативном и стратегическом управлении. Ориентация же на изменение относительных показателей ис-пользуется в стратегиях, цель которых - рост эффективности капитала, ра-циональное использование ресурсов. При этом собственник делегирует функции оперативного контроля менеджерам, оставляя за собой функции и полномочия по стратегическому развитию.В т о р о й э т а п возник вследствие необходимости разделения функций оперативного и стратегического менеджмента между собственниками и ме-неджерами. При этом оценка стратегии развития, основанная на финансовых показателя, утратила целесообразность в связи с тем, что эффективность фирмы для разных групп акционеров может быть представлена линейкой фи-нансовых показателей, не связанных между собой. Критерием, который стал использоваться для оценки стратегической деятельности компании, является рыночная капитализация компании. Однако результаты фирмы, ориентиро-ванные на интересы и потребности всех участников корпоративного процес-са, не могут быть полностью описаны в терминах рыночной эффективности. Структура интересов всех лиц не может быть сведена к системе рыночных индикаторов. Кроме этого, рост капитализации определяется в значительной степени механизмами финансового рынка, а не реализуемой стратегией раз-вития. В условиях высокой волатильности рынка, которая характерна для современного состояния экономики, капитализация резко падает и не отра-жает стоимость стратегии развития предприятия.Еще одним основанием нетождественности критериев рыночной и эконо-мической эффективности является наличие противоречий между интересами различных корпоративных групп. Например, принятие контрольным собст-венником эффективных рыночных решений (через совет директоров или соб-рание акционеров путем «продавливания» этого решения) может повлечь ответные действия со стороны других акционеров, подвергающих атаке леги-тимность принятых решений. Поэтому, имея в виду сложную структуру ин-тересов, к вопросу об эффективности предприятия нельзя подходить с пози-ции сугубо рыночных критериев. Необходимо учитывать возможный уровень издержек от оппортунистического движения, или отдельных групп акционе-ров, или менеджеров.Стратегическое управление фирмой: эволюция подходов и роль реальных опционов33В условиях динамичности окружающей среды, необходимости формиро-вания исключительных компетенций, а также противоречивости финансовых показателей для оценки эффективности стратегий развития в современной литературе предложена концепция реальных опционов, которая предлагает рассматривать процесс формирования стратегии как выявление и создание реальных опционов в компании, действующей в условиях неопределенности среды функционирования фирмы. Определив ценность реальных опционов, можно рассчитать стоимость стратегических решений и выбрать те, которые обеспечивают максимальный прирост благосостояния собственников.Последним аспектом, который необходимо проанализировать при изуче-нии эволюции подходов к формированию стратегии развития, является ис-следование проблем и методов стратегического управления. При рассмотре-нии данного вопроса авторы опираются на исследование, проведенное Р. Грантом, по которому он выделяет пять периодов [8. С. 34].Первый период (до 1950-х гг.) характеризуется тем, что перед управляю-щими фирмой стояла задача финансового контроля посредством бюджетиро-вания, инвестиционного планирования и оценки проектов.Во второй период (1960-е - начало 1970-х гг.) главной задачей стояло обеспечение определенного планом роста, диверсификации и портфельного планирования. Для этого использовалась концепция бизнес-прогнозирования на основе SWOT-анализа, модели планирования инвестиций, инструменты оценки эффекта синергии и др.С конца 1970-х по начало 1980-х гг. (третий период) основная проблема заключалась в выборе отраслей, рынков и сегментов, а также позициониро-вании фирмы на них. В этот период используются такие методы, как кривая опыта, PIMS-анализ, анализ структуры отрасли и конкурентов, портфельное планирование и др.Четвертый период (конец 1980-х - начало 1990-х гг.) характеризуется по-иском источников конкурентных преимуществ фирмы, в этих целях исполь-зуется анализ ресурсов и способностей, управление стоимостью компании, методы управлением качества и др.Последний этап, который начался с конца 1990-х гг., отмечен поиском конкурентных преимуществ за счет стратегических инноваций, конкуренции на основе знаний, создании сетей и адаптации к динамичной экономике. Ос-новными методами, используемыми на данном этапе, решаются такие задачи, как обеспечение конкуренции за стандарты, формирование сложных органи-зационных структур неформального типа.На наш взгляд, основой конкурентного преимущества на данном этапе яв-ляется не только конкуренция за стандарты, т.е. за наличие адаптационной возможности к неопределенности относительно стандартов, но и любая воз-можность проявления управленческой гибкости по отношению к источнику неопределенности. Наличие портфеля таких возможностей дает эффектив-ную стратегию развития, которая приобретает ценность динамичности.Из приведенного выше анализа можно сделать выводы, что современный этап теории стратегического управления нацелен на выработку концепции, которая будет отвечать динамической природе функционирования предпри-Г.Ф. Каячев, В.С. Пекшева 34ятия и его среды. В настоящее время развитие получили несколько подходов, каждый из которых пытается по-своему аргументировать динамическую ос-нову стратегии развития. В силу того, что для становления новой парадигмы необходимо достаточно долгое время, в настоящий момент сложно оценить их реальную значимость в стратегическом управлении. Авторы данной рабо-ты предполагают, что подход реальных опционов является одним из домини-рующих, и выдвигают гипотезу, что он является не только важнейшим до-полняющим, но и объективно необходимым для формирования и оценки стратегии развития предприятия в условиях существования неопределенной среды. Это связано с тем, что одновременный учет стратегического и финан-сового анализа позволяет сформировать основу конкурентных преимуществ в виде адаптационных стратегических возможностей по отношению к дина-мичной и неопределенной среде, а также не только оценить, но и оптимизи-ровать стратегию, полагаясь на методы финансового анализа. Таким образом, использование подхода реальных опционов является обоснованным с точки зрения различных аспектов стратегического управления и логичным ответом на те изменения, которые происходят в глобальной экономике.Его роль в менеджменте заключается, прежде всего, в том, что он форми-рует так называемое «опционное мышление» [9. С. 22-28]. Это новый тип мышления, который объединяет интуицию, творчество, качественные анализ стратегического менеджмента и строгость финансовых инструментов. Опци-онное мышление предполагает инновационное управление предприятием, которое заключается в том, что:•·учитываются возможности проявления управленческой гибкости в ходе реализации стратегии развития по отношению к неопределенной среде;•·применение реальных опционов предполагает использование не только тех возможностей, которыми обладает предприятие, но и конструирование новых для тех источников неопределенности, которые могут привести к по-лучению наибольшего дохода или убытков;•в основе конкурентного преимущества лежат индивидуальные особен-ности предприятия в виде сочетания материальных и нематериальных акти-вов, а также различных условий договоров, соглашений, личных связей и т.п., которые позволяют адаптироваться к неопределенной среде и представляют собой трудно копируемые другими предприятиями исключительные компе-тенции;•выбор оптимальной стратегии осуществляется посредством количест-венной оценки стратегических альтернатив с точки зрения их доходности и риска;•для управления предприятием необходимо формирование обучающей-ся организации.Также следует отметить, что при использовании реальных опционов не отвергаются другие подходы, методы и инструменты, позволяющие оптими-зировать внутрифирменную деятельность предприятия.Ценность подхода реальных опционов тем больше, чем выше неопреде-ленность условий функционирования фирмы и возможности управленческого воздействия на нее. Если будущее является для предприятия прогнозируе-Стратегическое управление фирмой: эволюция подходов и роль реальных опционов35мым и определенным, использовать реальные опционы для формирования и оценки стратегии развития нецелесообразно. Это связано с тем, что подход к управлению и основа конкурентного преимущества во многом зависят от полноты информации о принимаемых решениях. Кроме этого, неотъемлемым условием применимости реальных опционов является наличие управленче-ской гибкости, представляющей основу адаптационных возможностей. Толь-ко при условии, что менеджеры могут активно воздействовать на управление предприятием, появляется возможность и право на изменение хода реализа-ции стратегии.На эффективность использования метода реальных опционов в формиро-вании стратегии также влияет выбор подхода к пониманию сущности страте-гии. Исторически их сложилось два. Первый понимает стратегию исключи-тельно как портфель реальных опционов [10]. Второй рассматривает сформи-рованный портфель как составную часть стратегии фирмы [11]. Достоинство второго подхода перед первым заключается в том, что фирма формирует свою стоимость и стоимость своей стратегии за счет различных источников ценности, не только за счет реальных опционов. Однако первый подход предполагает более детальное рассмотрение проблемы управления портфе-лем реальных опционов. Опасность же данного подхода состоит в том, что при чрезмерной концентрации на реальных опционах фирма может увлечься их коллекционированием, превратить основную деятельность в деятельность по формированию и управлению реальными опционами и не уделять доста-точного внимания другим аспектам стратегического управления. Значитель-ная концентрация на реальных опционах и их диверсификация может вы-звать негативные аспекты применения реальных опционов [12. C. 466], а именно:•·потерю стратегического фокуса, который является основой любого бизнеса, поскольку обеспечивает выполнение стратегических целей, миссии, способствует эффективному использованию финансовых ресурсов;•·обман ожиданий инвесторов, которые рассчитывают на то, что реаль-ные опционы создаются не с целью формирования портфеля «воздушных» перспектив, а для того, чтобы повысить материальное благосостояние собст-венников, обеспечить страхование реальных угроз и использование неопре-деленных на данный момент возможностей. Обман ожиданий инвесторов может привести к падению ценности фирмы, а возможно, ее банкротству;•усиление стресса фирмы, в котором будет находиться ее руководство, желая обеспечить эффективное и своевременное исполнение реальных оп-ционов. Чем больше реальных опционов, тем сложнее это осуществить и из-бежать спекулятивного характера их использования, что также скажется на ценности фирмы;•разлад команды в связи с частой сменой ориентиров фирмы. Для дос-тижения поставленных целей нужна слаженная и квалифицированная коман-да. Как показывают исследования психологов и социологов, производитель-ность работников напрямую зависит от понимания ими краткосрочных и дол-госрочных целей деятельности фирмы и их частая смена может повлиять на эффективность работы.-Г.Ф. Каячев, В.С. Пекшева 36Практическое использование подхода реальных опционов как при первом, так и при втором подходе к пониманию сущности стратегии затрудняется отсутствием четко сформированной и формализованной методики, которая бы позволила практикующим экономистам использовать данный подход и внедрить реальные опционы в стратегическое управление фирмой. Большое количество теоретических исследований по отдельным вопросам методики служит доказательством актуальности и потенциала подхода реальных оп-ционов, а сложность в обобщении этих исследований свидетельствует о вы-соком темпе научных разработок по теории реальных опционов и отсутствии эмпирического опыта по проводимым исследованиям. Кроме этого, методика формирования стратегии на основе подхода реальных опционов предполагает не только знание экономических процессов, но и использование сложного математического аппарата и в связи с этим требует привлечения консультан-тов, специализирующихся в данной области. Подобная практика известна в Великобритании, Франции, США, Бразилии и имеет достаточно высокую стоимость. Крупные финансовые затраты также требуются на проведение анализа окружающей среды фирмы и непосредственное конструирование реальных опционов, которыми часто выступают объекты недвижимости, до-полнительные производственные мощности, различные инновационные раз-работки. В условиях нестабильности и неопределенности, в которых метод реальных опционов наиболее востребован, трудности с финансированием могут не позволить фирме реализовать его в стратегической деятельности.Несмотря на приведенные сложности, те преимущества, которые несет использование реальных опционов в формировании и оценке стратегии фир-мы, предопределяют необходимость их дальнейшего теоретического иссле-дования и практического использования.

Ключевые слова

стратегия, корпорация, стратегическое управление, реальные опционы, strategy, corporation, strategic management, real options

Авторы

ФИООрганизацияДополнительноE-mail
Каячев Геннадий ФедоровичСибирский федеральный университетдоктор экономических наук, профессор, заведующий кафедрой корпоративного развития и менеджмента организацииИнститута экономики, управления иприродопользования
Пекшева Валерия СергеевнаСибирский федеральный университетаспирант кафедры ценных бумаг и страхового дела Института экономики, управления и природопользованияpvs120@mail.ru
Всего: 2

Ссылки

Катькало В.С. Эволюция теории стратегического управления. СПб.: Высшая школа менеджмента: Издат. дом С.-Петерб. гос. ун-та, 2008. 548 с.
Минцберг Г., Альстрэнд Б., Лэмпел Д. Школы стратегий. Стратегическое сафари: экскурсия по дебрям стратегий менеджмента. СПб.: Питер, 2000. 336 с.
Катькало В.С. Место и роль ресурсной концепции в развитии теории стратегического управления // Вестник С.-Петербург. ун-та. Сер. Менеджмент. 2003. № 3 [Электронный ресурс]. Режим доступа: <http://vestnikmanagement.pu.ru/archive/pdf/49.pdf>
Андреева Т.Е., Чайка В.А. К дискуссии о сущности динамических способностей // Вестник С.-Петербургского ун-та. Сер. Менеджмент. 2006. № 4. [Электронный ресурс]. Режим доступа: vestnik management.pu.ru/archive/pdf/283.pdf
Hamel G. Strategy as revolution // Harvard Business Review. 1996. №4. [Электронный ресурс]. Режим доступа: <http://my.execpc.com/DA/7B/jpurtell/HBR-StrategyasRevolution.pdf>
Кристенсен К., Овердорф М. Организационный ответ вызову «подрывных» технологий / Пер. с англ. // Российский журнал менеджмента. 2004. Т. 2, № 4. С. 97-112.
Kayachev G.F., Peksheva V.S. Real Options in Management of Modern Corporation: Perspectives of Usage and the Problem of Valuation // Journal of Siberian Federal University. Humanities & Social Sciences. 2009. № 2. P. 267 - 279 [Электронный ресурс]. Режим доступа: <http://elib.sfu->kras.ru/handle/2311/929
Грант Р. Современный стратегический анализ / Пер. с англ. СПб.: Питер, 2008. 560 с.
Amram М., Kulatilaka N. Real Options: Managing Strategic Investment in an Uncertain World. Oxford: Oxford University Press, 1999. 246 p.
Лерман Т. Стратегия как портфель реальных опционов / Пер. с англ. // Российский журнал менеджмента. 2006. Т. 4, №3. С. 107-124.
Pettit J., Trigeorgis L. Applications in Real Options and Value-based Strategy / // Real Options and Business Strategy - Applications to Decision Making. London: Risk Books, 1999 [Электронный ресурс]. Режим доступа: <http://www.cs.virginia>. edu/~sullivan/ publications/ Risk-BooksCopyrightInformation.pdf
Лимитовский М.А. Инвестиционные проекты и реальные опционы на развивающихся рынках: Учеб.-практ. пособие. М.: Дело, 2004. 528 с.
 СТРАТЕГИЧЕСКОЕ УПРАВЛЕНИЕ ФИРМОЙ: ЭВОЛЮЦИЯ ПОДХОДОВ И РОЛЬ РЕАЛЬНЫХ ОПЦИОНОВ В СОВРЕМЕННОММЕНЕДЖМЕНТЕ | Вестн. Том. гос. ун-та. Экономика. 2010. № 1 (9).

СТРАТЕГИЧЕСКОЕ УПРАВЛЕНИЕ ФИРМОЙ: ЭВОЛЮЦИЯ ПОДХОДОВ И РОЛЬ РЕАЛЬНЫХ ОПЦИОНОВ В СОВРЕМЕННОММЕНЕДЖМЕНТЕ | Вестн. Том. гос. ун-та. Экономика. 2010. № 1 (9).

Полнотекстовая версия