ГЕНЕРАЛЬНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ МОДЕРНИЗАЦИИ НАЦИОНАЛЬНОЙ ЭКОНОМИКИ РОССИИ | Вестн. Том. гос. ун-та. Экономика. 2010. № 1 (9).

ГЕНЕРАЛЬНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ МОДЕРНИЗАЦИИ НАЦИОНАЛЬНОЙ ЭКОНОМИКИ РОССИИ

Исследована динамика основных макроэкономических показателей, тенденции, факторы экономического роста России в 1998-2008 гг. Рассмотрены проблемы преодоления глобального экономического кризиса, определены генеральные направления модернизации национальной экономики.

GENERAL DIRECTIONS OF THE MODERNIZATION NATIONAL ECONOMY OF RUSSIA.pdf Обеспечение непрерывного устойчивого социально-экономического раз-вития Российской Федерации связано с необходимостью:- значительного повышения уровня жизни населения;- преодоления последствий мирового экономического, финансового кри-зиса;- плодотворного развития российской культуры, науки, образования, просвещения, здравоохранения, социальной инфраструктуры;- существенного улучшения демографической ситуации;- обеспечения экономической безопасности, территориальной целостно-сти, обороноспособности, суверенитета, целостности российского государст-ва.Прошло почти двадцать лет с начала радикальных российских социально-экономических реформ, в результате которых:1))сформированы, закреплены основы российской государственности, рыночных отношений, созданы элементы рыночной инфраструктуры;2))заложена основа законодательной базы;3)формируется рыночное мышление хозяйствующих субъектов;4)доминирует институт частной собственности;5))формируется средний класс, создаются предпосылки гражданского общества;6))отечественный рынок насыщен товарами и услугами;7))значительно увеличились доходы, благосостояние населения по срав-нению с предыдущими этапами развития.Однако глобальный экономический, финансовый кризис, который в на-стоящее время переживает мировая экономика, значительно ограничил воз-можности социально-экономического роста России, несмотря на то, что пре-дыдущее десятилетие с 1998 по 2008 г. (с момента предыдущего до настоя-щего экономического, финансового кризиса) для нее было периодом внешне благополучного развития экономики, существенных изменений основных макроэкономических показателей.Генеральные направления модернизации национальной экономики России45По отчетным данным Банка России [1.С. 208], прирост в 2001-2007 гг. составил:а)валового внутреннего продукта в сопоставимых ценах 46,2 %, в факти-ческих ценах 268,8 %;б)промышленного производства 36,7 %;в)сельскохозяйственного производства 27,7 %;г)строительства 75,7 %;д)инвестиций в основной капитал 84,9 % (показатели в пунктах «б» - «д»приведены в сопоставимых ценах).Значительное увеличение номинального ВВП обусловлено, прежде всего, высоким уровнем прироста инфляции, который за 2001-2007 гг. составил 188,8 % со среднегодовым значением 27,0 и 13,5 % в 2007 г.Среднегодовой прирост ВВП в сопоставимых ценах за этот период -6,6 %. Максимальное значение этого показателя в 2007 г. - 8,1 %. Поэтому по темпам прироста реального ВВП в 2007 г. Россия по праву заняла второе ме-стно в мире после КНР. Однако, как показывают расчеты, даже в благопри-ятных условиях этого было недостаточно, чтобы удвоить ВВП к 2010 г.В то же время постоянно увеличиваются:- темпы роста инфляции;- моральный и физический износ основных средств;- техническая отсталость основных отраслей экономики, наукоемких тех-нологий;- зависимость от импорта продовольствия, оборудования;- размер ставки банковского процента;- недостаточная конкурентоспособность российских товаров, услуг на внешнем рынке;- риски снижения качества природных ресурсов, техногенных катастроф;- экологические риски;- безработица, значительное расслоение населения по уровню доходов;- разрыв в продолжительности жизни, социальном обеспечении, уровне медицинского обслуживания россиян по сравнению с жителями экономиче-ски развитых государств мира;- дефицит квалифицированных трудовых ресурсов;- проблемы освоения отдаленных районов Сибири, Дальнего Востока, Крайнего Севера, преодоления негативных тенденций в развитии демографи-ческой ситуации.В специальной литературе по вопросам оценки эффективности экономи-ческого роста России на этом этапе развития представлены неоднозначные, часто полярные точки зрения:- часть экономистов используют данные о темпах прироста основных макроэкономических показателей для иллюстрации успехов развития нацио-нальной экономики, эффективности экономической политики государства;- другая часть авторов доказывают, что рост в значительной степени обу-словлен благоприятной конъюнктурой мировых цен на нефть, энергоносите-ли, сырьевые ресурсы, отмечают преимущественно топливно-энергети-ческий, сырьевой характер экономики, определяя его как рост без развития,И.В. Рощина, Е.П. Аксенов 46усиливающий научно-технический регресс национальной экономики, соци-альной инфраструктуры.В этой связи следует отметить, что в объективной действительности ис-тина находится, как правило, между крайними точками зрения. В данном случае явно присутствуют и реальные достижения в виде значительного рос-та макроэкономических показателей в анализируемом периоде и недостатки, связанные с низким уровнем эффективности национальной экономики.Следует подчеркнуть, что сама по себе динамика ВВП не позволяет сде-лать правильные выводы о характере развития экономики, об устойчивости ее роста. Поэтому широко распространенное определение экономического роста как увеличения ВВП в абсолютном выражении или на душу населения является недостаточным, так как для этого необходимо исследовать тенден-ций развития, его экономическое содержание, взаимосвязь основных макро-экономических показателей. Так, из данных, полученных авторами (рис. 1), следует, что существенный прирост ВВП в 2001-2007 гг. в России не связан: а) с повышением эффективности российской экономики; б) с ростом физиче-ского объема произведенного продукта.Рис. 1. Сравнительная оценка тенденций темпов прироста ВВП, продукции промышленности, сельского хозяйства в России в 2001-2008 гг.Такой характер прироста ВВП обусловлен, прежде всего, высоким уров-нем мировых цен на энергоносители, сырье, значительными темпами роста инфляции, что подтверждается статистическими данными, результатами, вы-водами ранее проведенных исследований [2. С. 138-161; 3. С. 3-8; 4. С. 283-285]. В то время же в России темпы прироста производства в сельском хозяй-стве приблизились к нулю, а в промышленности не превышают 2 %, что явно противоречит общей тенденции роста ВВП.Поэтому более точным является определение экономического роста как долгосрочной тенденции увеличения реального ВВП. Данное определение связывает экономический рост с увеличением потенциального выпуска, чтоГенеральные направления модернизации национальной экономики России47означает, что растет не только конечный продукт, но и производственный потенциал. При этом экономический рост должен охватывать достаточно длительный период времени. Нельзя считать ростом случайные колебания совокупного выпуска. В этой связи заслуживает внимания предложение об использовании в качестве критерия разграничения краткосрочных колебаний и экономического роста как «изменение количества и качества факторов про-изводства, которые обусловливают изменение потенциального выпуска» [5. С. 232].Учитывая это, к краткосрочным колебаниям следует отнести рост выпус-ка за счет интенсивного использования существующих факторов производст-ва, неизменного количества и качества. Сюда же следует отнести рост произ-водства за счет использования избыточных ресурсов. Если рост производства связан с увеличением количества и в особенности с улучшением факторов производства, то налицо экономический рост, а не просто циклические коле-бания, в каком бы временном периоде это ни происходило. В процессе ре-ального экономического роста наблюдается количественное увеличение, ка-чественное изменение производственного потенциала на основе новых, более совершенных технологий. В свою очередь, возросший производственный потенциал становится основой дальнейшего увеличения ВВП. В итоге рост национальной экономики опирается на собственную материально-техническую основу, приобретает постоянный, устойчивый, качественный характер.В то же время следует отметить, что в 2007 г. впервые с начала рыночных преобразований в России ВВП превысил на 2,6 % уровень 1990 г. [6. С. 15-16], что, безусловно, не означает завершение восстановительного периода, начало этапа развития национальной экономики на собственной материаль-но-технической, технологической основе, так как:1))завершение периода восстановительного роста, прежде всего, характе-ризуется восстановлением докризисного производственного потенциала, в то время как в 1991-1998 гг. производственные мощности российской промыш-ленности сократились на 33,2 %, в 1999-2007 гг. не произошло существенно-го улучшения его количественных, качественных характеристик;2)на протяжении периода рыночных реформ продолжает сохраняться тенденция ухудшения качественной структуры промышленного оборудова-ния, так, если в 1990 г. удельный вес оборудования со сроком эксплуатации до пяти лет и более пятнадцати лет составлял соответственно 29 и 26 %, то в настоящее время он соответственно сократился до 7 % и увеличился до 68 %;3))неудовлетворительное состояние производственного потенциала в сель-ском хозяйстве, где соотношение коэффициентов обновления и выбытия основ-ных фондов намного ниже средних значений по экономике в целом;4))в 2007 г. темп роста промышленного производства составил 79,1 % от уровня 1990 г., продукции сельского хозяйства - 76,5 %, инвестиций в ос-новной капитал - 55,4 %, реальных доходов населения - 77,1 %.Таким образом, в экономике России развивается негативная тенденция существенного ухудшения, замедления обновления основных фондов, сопро-И.В. Рощина, Е.П. Аксенов 48вождающаяся ростом ВВП, количественным, качественным сокращением производственного потенциала национальной экономики.Исследование динамики макроэкономических показателей в 1998-2008 гг. свидетельствует об усилении зависимости российской экономики от конъюнктуры мировых рынков, цен на нефть, которая характеризуется:а)тесной корреляционной зависимостью динамики ВВП от уровня миро-вых цен на нефть;б)опережающим ростом топливно-энергетических, сырьевых отраслей,ориентированных на экспорт;в)приоритетами инвестиционной политики по отношению к топливно-энергетическому комплексу.Таким образом, определяющая роль в развитии российской экономики до сих пор принадлежит внешним, конъюнктурным факторам, которые не толь-ко не могут служить основой позитивного экономического роста, но и ухуд-шают качество отраслевой структуры экономики, способствуют ее фактиче-ской «деиндустриализации».Временный характер, неоднозначность, разнонаправленность негативных факторов требуют оперативной разработки, внедрения органами государст-венной власти и управления, местного самоуправления: соответствующего законодательства, нормативных актов, государственной комплексной про-граммы, политики создания соответствующих механизмов, организационных структур, направленных на активизацию долгосрочных факторов стабильно-го экономического роста. Это означает, что поддержка экономического роста должна стать главным содержанием социально-экономической политики го-сударства, органов местного самоуправления.Экономическая реформа, осуществляемая в России, по сути является ра-дикально-либеральной. Монетаристское, либеральное направление составля-ет основу официальной российской доктрины экономического развития, ко-торая для достижения максимальных темпов экономического роста обосно-вывает долю государственных расходов на уровне 18-21 % от ВВП [7. С. 42], содержит рекомендации, суть которых заключается в дальнейшей либерали-зации экономической деятельности, прежде всего за счет:- реализации излишней государственной собственности;- отказа от ненужных функций, связанных с государственным предпри-нимательством;- сокращения необоснованных государственных расходов, налогов;- уменьшения неоправданного количества экономических структур орга-нов государственного управления;- снижения избыточных контрольных функций государства на основе ин-ституционального реформирования, направленного на создание благоприят-ных условий для активизации свободного предпринимательства в сфере ока-зания административных услуг;- повышения необходимого уровня открытости экономики для мирового рынка.С нашей точки зрения, более предпочтительной для обеспечения устой-чивых темпов экономического роста является позиция российских неокейн-Генеральные направления модернизации национальной экономики России49сианцев. В противоположность либеральному направлению они исходят из необходимости усиления роли государства в создании достаточных условий для обеспечения устойчивого экономического роста и вполне обоснованно подчеркивают следующие главные недостатки:а)отсутствие необходимых инвестиций;б)запаздывание модернизации, обновления основных фондов в промыш-ленности.В этой связи генеральными направлениями модернизации национальной экономики являются: 1) реализация, эффективное использование достижений научно-технического прогресса; 2) обеспечение своевременной структурной перестройки национальной экономики.Положительный мировой, отечественный опыт, масштабные теоретиче-ские исследования подтверждают выводы о том, что роль современного го-сударства заключается в выработке эффективной национальной научной идеологии, политики, методологии, в обеспечении стабильных темпов эко-номического роста, в стимулировании внутренних сбережений, в привле-чении иностранных инвесторов, в развитии просвещения, образования, куль-туры, в соблюдении прав собственности, в поддержании политической ста-бильности, нормальных условий для воспроизводства населения, в организа-ции фундаментальных научных исследований, в разработке новых техноло-гий. Зарубежные исследователи отмечают увеличение доли государственных расходов в ВВП с начала XX в. в экономически развитых государствах За-падной Европы и Северной Америки. А в отдельных государствах этот пока-затель удвоился за последние полвека [8. С. 224-225]. Наблюдается развитие положительной тенденции усиления взаимосвязи между увеличением расхо-дов государства на развитие производственной инфраструктуры и ростом производительности труда.Отечественными исследованиями также подтверждается положительное влияние на экономический рост государственной поддержки научных иссле-дований, опытно-конструкторских разработок, необходимость обеспечения государством условий для роста человеческого капитала, прежде всего свя-занного с обеспечением равного доступа к современным информационным технологиям, образованию, медицинской помощи [9. С. 115].Положительный опыт реформирования российской экономики свиде-тельствует о возрастании значения повышения роли государства в обеспече-нии экономического роста, показывает, что при отсутствии научно обосно-ванной государственной стратегии, эффективной экономической политики, активной роли государства рыночный механизм и либеральная политика не способны вывести национальную экономику на траекторию устойчивого рос-та. Об этом также свидетельствует положительный мировой опыт. В сложные времена всегда только за счет усиления роли государства на переходном эта-пе удавалось преодолеть развитие негативных процессов, обеспечить стаби-лизацию экономического роста.В этой связи органам государственной власти и управления следует мо-билизовать все средства экономической политики, которые ведут к увеличе-нию совокупного выпуска на основе изменения количества и качества факто-И.В. Рощина, Е.П. Аксенов 50ров производства. В данном случае речь идет о необходимости разработки и реализации специальной программы экономического роста, которая содер-жит как долгосрочные, так и краткосрочные меры научно-технической, структурной политики, направленные на стимулирование эффективного спроса, в том числе инвестиционного, товарного предложения, научно-технического прогресса, прироста науки, культуры, т. е. человеческого капи-тала. Реализация государством комплексной программы экономического рос-та может обеспечить использование конъюнктурного, монетарного роста для всесторонней модернизации производства, количественного увеличения, ка-чественного совершенствования производственного потенциала как матери-альной основы реального экономического роста.Поэтому в нормативных документах органов государственной власти и управления определены общие перспективные цели, задачи обеспечения сбалансированного роста национальной экономики, социальной сферы в Рос-сии на ближайшую, среднесрочную, долгосрочную перспективу вплоть до 2025 г.Подчеркивается [10. С. 2], что основные усилия органов государственной власти и управления, местного самоуправления, бизнесменов, политиков, предпринимателей, граждан должны быть направлены в сферы деятельности, которые прямо или косвенно определяют качество, уровень жизни граждан, позволяют существенно сократить разрыв уровня благосостояния в России по сравнению с ведущими экономически развитыми государствами мира. Мо-дернизация национальной экономики требует значительного увеличения расходов на развитие социальной инфраструктуры, обеспечение безопасно-сти российского государства.Ограничивающее воздействие на темпы социально-экономического роста прежде всего оказывают:1))продолжающееся инерционное цикличное кризисное развитие неэф-фективной структуры российской экономики топливно-сырьевого типа, про-мышленности, сельского хозяйства, финансовой сферы, сферы услуг;2)отсутствие плодотворной национальной идеологии, экономической ме-тодологии, доктрины социально-экономического развития, политической во-ли, сконцентрированной на решении приоритетных задач социально-экономического развития;3)недостаточно обоснованная, взвешенная государственная социально-экономическая, финансовая, инновационная политика;4)практическое отсутствие эффективных институтов, методов управле-ния, реально действующих механизмов инновационного развития, значи-тельный моральный и физический износ основных средств;5))неадекватный потребностям развития приток инвестиций, нищенское финансирование науки, образования, культуры;6))затянувшаяся административная, бюджетная реформа;7)сложная демографическая ситуация, криминогенная обстановка.Последовательное снижение темпов инфляции по-прежнему должно ос-таваться в центре внимания органов государственной власти и управления,Генеральные направления модернизации национальной экономики России51местного самоуправления. Антиинфляционные меры необходимо направить на устранение причин, определяющих дальнейший рост инфляции.Отмечается [11. С. 3], что социально-экономическая политика в средне-срочной и долгосрочной перспективе должна формироваться исходя из необ-ходимости:- создания условий для обеспечения позитивных структурных изменений во всех сферах национального бытия;- решения проблем макроэкономической сбалансированности, повыше-ния эффективности государственного управления, местного самоуправления;- прозрачности управления общественными финансами.Следует подчеркнуть, что переход экономики к человеческому измерению изменяет все характеристики общественного благосостояния, причем на пер-вый план выходят социальные и индивидуальные блага, ценность которых не сводится непосредственно к экономической оценке. Воздействуя на ту или иную составляющую основу или на все вместе, государство, общество, сам человек могут добиться поставленной цели в процессе самоактуализации.Поэтому исследование тенденций социально-экономического развития Российской Федерации в среднесрочной, долгосрочной перспективе, их увяз-ка со структурной перестройкой экономики, развитием регионов, отраслей, секторов национальной экономики позволяют значительно повысить эффек-тивность финансово-экономической политики государства.Для оценки тенденций развития экономики России использованы эконо-мико-математические модели, основанные на графических построениях, ана-лизе переменных, определении форм математических зависимостей, законо-мерностей изменения статистических данных, макроэкономические индика-торы, необходимые для получения достоверных выводов, представленные в нормативных документах, статистических материалах Банка России [12. С. 136-148].В этой связи на расширенном заседании Госсовета Владимир Путин вы-ступил с концепцией «О стратегии развития России до 2020 года», сформу-лировав приоритетные цели и задачи устойчивого социально-экономического роста:- цель нового этапа государственной, региональной, местной политики состоит в обеспечении фактического равноправия субъектов Федерации, му-ниципальных образований, позволяющего гарантировать достойные условия жизни граждан;- Россия должна стать одним из мировых финансовых центров;- в основных секторах экономики должен быть достигнут как минимум четырехкратный рост производительности труда;- удельный вес среднего класса в структуре российского населения дол-жен быть не менее 60-70 %;- уровень смертности должен сократиться более чем в 1,5 раза;- средняя продолжительность жизни должна увеличиться к 2020 г. до 75 лет.Поэтому для России первоочередными задачами социально-экономи-ческого развития являются:И.В. Рощина, Е.П. Аксенов 52а)обеспечить ускоренное развитие социальной сферы;б)повысить престиж научно-технической деятельности;в)значительно улучшить демографическую ситуацию.Для их решения необходимо:1))осуществить структурные преобразования в сфере интеллектуального труда, материального производства;2))использовать максимально эффективные инновационные методы раз-вития экономики;3)создать высокотехнологичные, наукоемкие рабочие места;4))повысить уровень, качество жизни населения на основе развития про-изводства продукции, отвечающей требованиям мировых стандартов;5))увеличить экспортный потенциал российской экономики за счет вы-пуска конкурентоспособного оборудования, транспортных средств.Приоритетными являются разработки, содержащие результаты научно-технической деятельности, обеспечивающие прирост социально-экономи-ческой эффективности, реализацию первоочередных целей, задач государст-ва. Деятельность всех ветвей власти на всех уровнях управления в процессе реализации федеральных, региональных, местных целевых научно-тех-нических программ должна быть направлена на обеспечение финансовыми ресурсами приоритетных разработок, коммерческое их использование.Решение перечисленных проблем, задач является необходимым условием равноправной интеграции России с мировыми экономическими процессами. Генеральное направление Российской Федерации - твердо встать на иннова-ционный путь развития национальной экономики.

Ключевые слова

экономический рост, модернизация национальной экономики, economical growth, modernization national economy

Авторы

ФИООрганизацияДополнительноE-mail
Рощина Ирина ВикторовнаТомский государственный университетдоктор экономических наук, профессор, зав. кафедрой национальной экономики экономического факультетаriv58@mail.tsu.ru
Аксенов Евгений ПетровичКузбасский государственный техническийуниверситеткандидат экономических наук, доцент, старший научныйсотрудник отдела аспирантуры и докторантурыpostgraduate@kuzstu.ru
Всего: 2

Ссылки

Банк России 2007: Годовой отчет. М.: ЗАО «Агентство экономической информации «ПРАЙМ-ТАСС», 2007.
Рощина И.В. Трансформация экономики в условиях постиндустриального общества. Томск: Том. гос. ун-т, 2004.
Аксенов Е.П. Среднесрочный прогноз макроэкономических показателей России // Наука и практика организации производства и управления: Сборник научных докладов Международной научно-практической конференции. Барнаул: АлтГТУ им. И.И. Ползунова, 2008. Ч. I.
Аксенов Е.П. Особенности современного этапа социально-экономического развития России // Инновации - основа комплексного развития угольной отрасли в регионах России и странах СНГ: Материалы II Международной научно-практической конференции. Прокопьевск: Изд-во филиала ГУ КузГТУ в г. Прокопьевске, 2009.
Агапова Т.А., Серегина С.Ф. Макроэкономика. М.: ИНФРА-М, 2004.
Нешитой А. Необходимость роста на базе развития // Экономист. 2008. № 2. С. 15-16.
Илларионов А., Пивоварова Н. Размеры государства и экономический рост // Вопросы экономики. 2002. № 9.
Сакс Д., Ларрен Ф. Макроэкономика. М.: Перспектива, 1997.
Цирель С. Влияние государственного вмешательства в экономику и социального неравенства на экономический рост // Вопросы экономики. 2007. № 5.
Послание Президента РФ Федеральному собранию от 10.05.2006 «Послание Президента России Владимира Путина Федеральному собранию» // Российская газета. 2006. № 97.
Бюджетное послание Президента РФ Федеральному собранию РФ // Пенсия, 2006. № 6.
Методологические комментарии // Бюллетень банковской статистики. Центральный банк Российской Федерации. 2007. № 12 (175).
 ГЕНЕРАЛЬНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ МОДЕРНИЗАЦИИ НАЦИОНАЛЬНОЙ ЭКОНОМИКИ РОССИИ | Вестн. Том. гос. ун-та. Экономика. 2010. № 1 (9).

ГЕНЕРАЛЬНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ МОДЕРНИЗАЦИИ НАЦИОНАЛЬНОЙ ЭКОНОМИКИ РОССИИ | Вестн. Том. гос. ун-та. Экономика. 2010. № 1 (9).

Полнотекстовая версия