НЕОБХОДИМОСТЬ ПРЕПОДАВАНИЯ КУРСА «ЭКОНОМИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА» В ВУЗАХ | Вестн. Том. гос. ун-та. Экономика. 2010. № 1 (9).

НЕОБХОДИМОСТЬ ПРЕПОДАВАНИЯ КУРСА «ЭКОНОМИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА» В ВУЗАХ

Рассматривается необходимость введения дисциплины «Экономическая культура» в профессиональную подготовку экономистов в вузах, выявляются и обосновываются главные причины данной необходимости. Показывается значимость соответствия экономической культуры существующему хозяйственному механизму. Анализируется экономическая культура на трёх уровнях.

NECESSITY OF TEACHING OF THE COURSE «ECONOMIC CULTURE» IN HIGH SCHOOLS..pdf Экономическую культуру необходимо преподавать в вузах как самостоя-тельную дисциплину. Кто-то согласится с данным утверждением, кто-то ста-нет его опровергать, поэтому в рамках данной статьи попытаемся доказать поставленный тезис или прийти к выводу о его безосновательности.Для начала рассмотрим культуру как социальную память общества, осо-бый социальный механизм, воспроизводящий эталоны поведения, проверен-ные опытом истории и соответствующие потребностям дальнейшего разви-тия общества [2]. То есть унаследованные черты культуры включаются в процессы развития современности и способны либо послужить катализато-ром текущего развития, либо явиться тормозом для него. В этом случае мож-но говорить о том, что возникает необходимость в обновлении культуры и изменении её направленности, другими словами, происходит переоценка ценностей. Что же мы можем почерпнуть из вышесказанного относительно интересующей нас темы? А ровным счётом всё сказанное о культуре в целом можно с небольшими оговорками и коррективами перенести на её части, в частности на экономическую культуру.Экономическая культура, что же это такое? В литературе существует множество определений данному понятию: это и особый социальный меха-низм, воспроизводящий эталоны поведения, и совокупность социальных цен-ностей и норм, являющихся регулятором экономических отношений [2], а также посредник между комплексом политико-правовых, экономических и других условий той или иной страны и экономическим поведением субъектов её экономики [4]. И это далеко не полный список, однако говорить о том, что какая-то из трактовок не верна, было бы не совсем корректно, ибо они не взаимоисключают, а лишь информативно дополняют друг друга.Приведём перечень элементов, традиционно включаемых в состав куль-туры:- ценности;- потребности;- нормы;- предпочтения;Е.А. Блаженкова 60- интересы;- престиж;- мотивация и др.Данные составляющие можно смело называть составными частями эко-номической культуры, которая является своего рода «проекцией» культуры на сферу социально-экономических отношений, делая поправку на присущие ей особенности. Стоит обратить внимание на то, что:- охватывает она именно те потребности, ценности и т.д., которые возни-кают из нужд экономики, точнее, возникать они могут и за её пределами, просто, попадая внутрь, приобретают специфическое значение;- все виды ценностей и норм экономической культуры воплощаются в действиях людей и результатах их деятельности, т.е. они направлены на управление поведением людей;-в трансляции экономической культуры и отборе её элементов в гораздо большей степени, нежели в культуре как таковой, играет роль политическая власть.Данную связь между культурой и экономикой ещё несколько лет назад нужно было доказывать, однако сейчас, когда существует масса исследова-ний как видных экономистов, так и социологов, это уже ни для кого не явля-ется открытием. Осталось только обдумать и проработать чёткий план посте-пенного формирования экономической культуры, которая способна была бы вывести экономику России на новый уровень эффективности, ибо сейчас именно она является одним из существенно тормозящих факторов.Так, отбросив все предрассудки о неэффективности командно-админи-стративной экономики, нужно отдать ей должное, ведь за время её существо-вания несколько раз производилась корректировка направленности экономи-ческой культуры. На начальных стадиях революции - этап зарождения эко-номической культуры административно-командного типа в условиях военно-го коммунизма; период НЭПа ознаменовал развитие плюралистической эко-номической культуры; эпоха индустриализации - оформление экономиче-ской культуры административно-командного типа на основе специфических форм связей между социальными институтами советского общества и насе-лением, затем 1965 г., экономическая реформа А.Н. Косыгина - внедрение экономических методов управления, расширение хозяйственной самостоя-тельности предприятий, объединений и организаций, широкое использование приёмов материального стимулирования, и, наконец, конституция 1977 г. -совершенствование хозяйственного механизма.Частая смена направленности - это, безусловно, опыт предыдущих поко-лений, который неразумно просто перечеркнуть. Ведь чтобы разобраться в том, какие нормы и ценности нуждаются сейчас в коррективах, необходимо выяснить, какие условия способствовали их формированию. В настоящее время прослеживается несоответствие экономической культуры администра-тивно-командной экономики требованиям становления и развития экономи-ческой культуры нового хозяйственного механизма. А это является достаточ-ным основанием для включения дисциплины «Экономическая культура» в программу вузов с целью формирования новой экономической культуры, по-Необходимость преподавания курса «Экономическая культура» в вузах61мимо этого необходимо учитывать тот факт, что в данный момент времени в нашей стране существуют наиболее благоприятные условия для формирова-ния новой экономической культуры. В соответствии с теорией В.И. Вернад-ского, доработанной и развитой Л.Н. Гумилёвым, которая рассматривает проблему пассионарности и стадий этногенеза, Россия в конце ХХ в. находи-лась в стадии «надлома», а если обратиться к труду Л.Н. Гумилёва «Этноге-нез и биосфера Земли», то там написано следующее: «…имеющееся в этносе этого периода пассионарное напряжение достаточно для того, чтобы к оной цели стремиться и хотя бы немного изменить окружающую его действитель-ность. Вот тут-то, если у человека есть соответствующие способности, он предается науке или искусству, дабы убеждать и чаровать современников.Стихи ли, картины ли, театральные представления - все это действует на воспринимающих людей и меняет их, причем мы не ставим здесь вопроса: к лучшему или к худшему? Если же эти способности отсутствуют - человек накапливает богатство, делает служебную карьеру и т.п. Исторические эпохи, где господствует данный уровень пассионарности, рассматриваются как рас-цвет культуры…» [1].Наша страна переживает сложный период адаптации к новым социально-экономический условиям, и перед политиками, экономистами, социологами и другого рода учёными стоит сложная задача выбора направления развития, для которого имеется определённый потенциал. И для того чтобы экономи-ческие и другие реформы имели комплексный характер и были эффективны-ми, необходимо проводить работу по освоению эффективной экономической культуры, которая, в свою очередь, послужит залогом экономической стаби-лизации и последующего подъёма производства.В различных литературных источниках экономическая культура рассмат-ривается на нескольких уровнях. Так, например, мы можем говорить условно о трёх уровнях экономической культуры, таких как:1))экономическая культура населения;2)экономическая культура лиц, принимающих решения;3))экономическая культура, как особое теоретическое знание [3], в кото-ром концентрируются знания об экономике, её различных моделях и меха-низмах развития.Практически эти разные уровни знаний в основном формируются в вузах или среднеспециальных учебных заведениях. Все специальности можно рас-пределить по следующим группам: экономические, гуманитарные (философы, психологи, социологи и др.) и естественно-математические (физики, химики, математики и др.). Студенты каждой из этих групп обладают специфическим мышлением и различными способностями к восприятию материала, однако каждый из них к моменту окончания университета будет являться носителем экономической культуры одного из трех вышеупомянутых уровней.Если мы рассматриваем экономическую культуру как совокупность цен-ностей и норм, являющихся регуляторами экономического поведения, то не-обходимо для формирования определённой экономической культуры у сту-дентов, способствующей эффективному функционированию нового хозяйст-венного механизма, включить её либо в учебные курсы по экономике, либоЕ.А. Блаженкова 62сделать самостоятельной дисциплиной на экономических факультетах. Про-цесс приобретения знаний по экономической культуре в зависимости от бу-дущей специальности студентов можно условно разбить на четыре уровня:1))уровень знакомства;2)уровень понятий;3)уровень умений;4)уровень навыков.Уровень знакомства и основных понятий, куда входят основные опреде-ления, составные части, элементы и функции экономической культуры, необ-ходимо освоить ещё в школе, чтобы в вузе для студентов это уже не являлось открытием. Некоторые учебники по обществознанию за 11 класс содержат параграф, посвящённый экономической культуре, однако из-за своих незна-чительных размеров, размытости и отсутствия структурированности он даёт отрывочные, несвязанные положения, которые просто теряются в остальном объёме информации. Данный уровень необходимо продублировать в вузов-ской программе, так как студентам, обучающимся на неэкономических спе-циальностях, данного уровня будет вполне достаточно для понимания основ-ных проблем развития экономики.Уровень умений - это тот уровень знания, который предполагает выпол-нение каких-либо действий определенным способом и с определенным каче-ством, умение решать типовые задачи и даёт представление о способах прак-тического применения предыдущих двух уровней знания. В условиях глоба-лизации социальных и экономических процессов непременно должно при-сутствовать изучение опыта других стран с отличными от нас типами эконо-мических систем. Эти знания, безусловно, необходимы студентам экономи-ческих специальностей, так как именно они в последующем пополнят ряды людей, принимающих экономические решения, и экономистов-теоретиков, влияющих на развитие экономических наук.Последний уровень - это уровень навыков, который не может в силу сво-их особенностей быть включён в вузовскую программу, так как он предпола-гает автоматическое выполнение определённых действий, подразумевая на-личие опыта и знаний для быстрого выполнения экономических и прочих рекомендаций, поэтому навыки всегда вырабатываются в процессе практиче-ской работы после окончания вуза.Таким образом, хотелось бы подытожить, что оснований для необходи-мости введения в учебный процесс курса по экономической культуре доста-точно, и вызвана она несколькими причинами:- несоответствием экономической культуры административно-командной экономики требованиям становления и развития экономической культуры новой социально-экономической системы, что существенно тормозит разви-тие страны;- неэффективностью проводимых реформ;- благоприятным периодом для формирования новой экономической культуры и др.

Ключевые слова

экономическая культура, рыночная экономика, хозяйственный механизм, economic culture, market economy, an economic mechanism

Авторы

ФИООрганизацияДополнительноE-mail
Блаженкова Евгения АнатольевнаТомский государственный университетаспирантка кафедры политической экономии экономического факультетаIkaria@mail2000.ru
Всего: 1

Ссылки

Гумилёв Л.Н. Этногенез и биосфера земли. Л.: Изд-во ЛГУ, 1989.
Заславская Т.И., Рывкина Р.В. Социология экономической жизни. Новосибирск: Наука, Сиб. отд-ние, 1991.
Кузьминов Я.И. Теоретическая экономическая культура в современной России // Общественные науки и современность. 1993. № 5.
Рывкина Р.В. Между социализмом и рынком: судьба экономической культуры в России. М.: Наука, 1994.
 НЕОБХОДИМОСТЬ ПРЕПОДАВАНИЯ КУРСА «ЭКОНОМИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА» В ВУЗАХ | Вестн. Том. гос. ун-та. Экономика. 2010. № 1 (9).

НЕОБХОДИМОСТЬ ПРЕПОДАВАНИЯ КУРСА «ЭКОНОМИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА» В ВУЗАХ | Вестн. Том. гос. ун-та. Экономика. 2010. № 1 (9).

Полнотекстовая версия