NECESSITY OF TEACHING OF THE COURSE «ECONOMIC CULTURE» IN HIGH SCHOOLS..pdf Экономическую культуру необходимо преподавать в вузах как самостоя-тельную дисциплину. Кто-то согласится с данным утверждением, кто-то ста-нет его опровергать, поэтому в рамках данной статьи попытаемся доказать поставленный тезис или прийти к выводу о его безосновательности.Для начала рассмотрим культуру как социальную память общества, осо-бый социальный механизм, воспроизводящий эталоны поведения, проверен-ные опытом истории и соответствующие потребностям дальнейшего разви-тия общества [2]. То есть унаследованные черты культуры включаются в процессы развития современности и способны либо послужить катализато-ром текущего развития, либо явиться тормозом для него. В этом случае мож-но говорить о том, что возникает необходимость в обновлении культуры и изменении её направленности, другими словами, происходит переоценка ценностей. Что же мы можем почерпнуть из вышесказанного относительно интересующей нас темы? А ровным счётом всё сказанное о культуре в целом можно с небольшими оговорками и коррективами перенести на её части, в частности на экономическую культуру.Экономическая культура, что же это такое? В литературе существует множество определений данному понятию: это и особый социальный меха-низм, воспроизводящий эталоны поведения, и совокупность социальных цен-ностей и норм, являющихся регулятором экономических отношений [2], а также посредник между комплексом политико-правовых, экономических и других условий той или иной страны и экономическим поведением субъектов её экономики [4]. И это далеко не полный список, однако говорить о том, что какая-то из трактовок не верна, было бы не совсем корректно, ибо они не взаимоисключают, а лишь информативно дополняют друг друга.Приведём перечень элементов, традиционно включаемых в состав куль-туры:- ценности;- потребности;- нормы;- предпочтения;Е.А. Блаженкова 60- интересы;- престиж;- мотивация и др.Данные составляющие можно смело называть составными частями эко-номической культуры, которая является своего рода «проекцией» культуры на сферу социально-экономических отношений, делая поправку на присущие ей особенности. Стоит обратить внимание на то, что:- охватывает она именно те потребности, ценности и т.д., которые возни-кают из нужд экономики, точнее, возникать они могут и за её пределами, просто, попадая внутрь, приобретают специфическое значение;- все виды ценностей и норм экономической культуры воплощаются в действиях людей и результатах их деятельности, т.е. они направлены на управление поведением людей;-в трансляции экономической культуры и отборе её элементов в гораздо большей степени, нежели в культуре как таковой, играет роль политическая власть.Данную связь между культурой и экономикой ещё несколько лет назад нужно было доказывать, однако сейчас, когда существует масса исследова-ний как видных экономистов, так и социологов, это уже ни для кого не явля-ется открытием. Осталось только обдумать и проработать чёткий план посте-пенного формирования экономической культуры, которая способна была бы вывести экономику России на новый уровень эффективности, ибо сейчас именно она является одним из существенно тормозящих факторов.Так, отбросив все предрассудки о неэффективности командно-админи-стративной экономики, нужно отдать ей должное, ведь за время её существо-вания несколько раз производилась корректировка направленности экономи-ческой культуры. На начальных стадиях революции - этап зарождения эко-номической культуры административно-командного типа в условиях военно-го коммунизма; период НЭПа ознаменовал развитие плюралистической эко-номической культуры; эпоха индустриализации - оформление экономиче-ской культуры административно-командного типа на основе специфических форм связей между социальными институтами советского общества и насе-лением, затем 1965 г., экономическая реформа А.Н. Косыгина - внедрение экономических методов управления, расширение хозяйственной самостоя-тельности предприятий, объединений и организаций, широкое использование приёмов материального стимулирования, и, наконец, конституция 1977 г. -совершенствование хозяйственного механизма.Частая смена направленности - это, безусловно, опыт предыдущих поко-лений, который неразумно просто перечеркнуть. Ведь чтобы разобраться в том, какие нормы и ценности нуждаются сейчас в коррективах, необходимо выяснить, какие условия способствовали их формированию. В настоящее время прослеживается несоответствие экономической культуры администра-тивно-командной экономики требованиям становления и развития экономи-ческой культуры нового хозяйственного механизма. А это является достаточ-ным основанием для включения дисциплины «Экономическая культура» в программу вузов с целью формирования новой экономической культуры, по-Необходимость преподавания курса «Экономическая культура» в вузах61мимо этого необходимо учитывать тот факт, что в данный момент времени в нашей стране существуют наиболее благоприятные условия для формирова-ния новой экономической культуры. В соответствии с теорией В.И. Вернад-ского, доработанной и развитой Л.Н. Гумилёвым, которая рассматривает проблему пассионарности и стадий этногенеза, Россия в конце ХХ в. находи-лась в стадии «надлома», а если обратиться к труду Л.Н. Гумилёва «Этноге-нез и биосфера Земли», то там написано следующее: «…имеющееся в этносе этого периода пассионарное напряжение достаточно для того, чтобы к оной цели стремиться и хотя бы немного изменить окружающую его действитель-ность. Вот тут-то, если у человека есть соответствующие способности, он предается науке или искусству, дабы убеждать и чаровать современников.Стихи ли, картины ли, театральные представления - все это действует на воспринимающих людей и меняет их, причем мы не ставим здесь вопроса: к лучшему или к худшему? Если же эти способности отсутствуют - человек накапливает богатство, делает служебную карьеру и т.п. Исторические эпохи, где господствует данный уровень пассионарности, рассматриваются как рас-цвет культуры…» [1].Наша страна переживает сложный период адаптации к новым социально-экономический условиям, и перед политиками, экономистами, социологами и другого рода учёными стоит сложная задача выбора направления развития, для которого имеется определённый потенциал. И для того чтобы экономи-ческие и другие реформы имели комплексный характер и были эффективны-ми, необходимо проводить работу по освоению эффективной экономической культуры, которая, в свою очередь, послужит залогом экономической стаби-лизации и последующего подъёма производства.В различных литературных источниках экономическая культура рассмат-ривается на нескольких уровнях. Так, например, мы можем говорить условно о трёх уровнях экономической культуры, таких как:1))экономическая культура населения;2)экономическая культура лиц, принимающих решения;3))экономическая культура, как особое теоретическое знание [3], в кото-ром концентрируются знания об экономике, её различных моделях и меха-низмах развития.Практически эти разные уровни знаний в основном формируются в вузах или среднеспециальных учебных заведениях. Все специальности можно рас-пределить по следующим группам: экономические, гуманитарные (философы, психологи, социологи и др.) и естественно-математические (физики, химики, математики и др.). Студенты каждой из этих групп обладают специфическим мышлением и различными способностями к восприятию материала, однако каждый из них к моменту окончания университета будет являться носителем экономической культуры одного из трех вышеупомянутых уровней.Если мы рассматриваем экономическую культуру как совокупность цен-ностей и норм, являющихся регуляторами экономического поведения, то не-обходимо для формирования определённой экономической культуры у сту-дентов, способствующей эффективному функционированию нового хозяйст-венного механизма, включить её либо в учебные курсы по экономике, либоЕ.А. Блаженкова 62сделать самостоятельной дисциплиной на экономических факультетах. Про-цесс приобретения знаний по экономической культуре в зависимости от бу-дущей специальности студентов можно условно разбить на четыре уровня:1))уровень знакомства;2)уровень понятий;3)уровень умений;4)уровень навыков.Уровень знакомства и основных понятий, куда входят основные опреде-ления, составные части, элементы и функции экономической культуры, необ-ходимо освоить ещё в школе, чтобы в вузе для студентов это уже не являлось открытием. Некоторые учебники по обществознанию за 11 класс содержат параграф, посвящённый экономической культуре, однако из-за своих незна-чительных размеров, размытости и отсутствия структурированности он даёт отрывочные, несвязанные положения, которые просто теряются в остальном объёме информации. Данный уровень необходимо продублировать в вузов-ской программе, так как студентам, обучающимся на неэкономических спе-циальностях, данного уровня будет вполне достаточно для понимания основ-ных проблем развития экономики.Уровень умений - это тот уровень знания, который предполагает выпол-нение каких-либо действий определенным способом и с определенным каче-ством, умение решать типовые задачи и даёт представление о способах прак-тического применения предыдущих двух уровней знания. В условиях глоба-лизации социальных и экономических процессов непременно должно при-сутствовать изучение опыта других стран с отличными от нас типами эконо-мических систем. Эти знания, безусловно, необходимы студентам экономи-ческих специальностей, так как именно они в последующем пополнят ряды людей, принимающих экономические решения, и экономистов-теоретиков, влияющих на развитие экономических наук.Последний уровень - это уровень навыков, который не может в силу сво-их особенностей быть включён в вузовскую программу, так как он предпола-гает автоматическое выполнение определённых действий, подразумевая на-личие опыта и знаний для быстрого выполнения экономических и прочих рекомендаций, поэтому навыки всегда вырабатываются в процессе практиче-ской работы после окончания вуза.Таким образом, хотелось бы подытожить, что оснований для необходи-мости введения в учебный процесс курса по экономической культуре доста-точно, и вызвана она несколькими причинами:- несоответствием экономической культуры административно-командной экономики требованиям становления и развития экономической культуры новой социально-экономической системы, что существенно тормозит разви-тие страны;- неэффективностью проводимых реформ;- благоприятным периодом для формирования новой экономической культуры и др.
Гумилёв Л.Н. Этногенез и биосфера земли. Л.: Изд-во ЛГУ, 1989.
Заславская Т.И., Рывкина Р.В. Социология экономической жизни. Новосибирск: Наука, Сиб. отд-ние, 1991.
Кузьминов Я.И. Теоретическая экономическая культура в современной России // Общественные науки и современность. 1993. № 5.
Рывкина Р.В. Между социализмом и рынком: судьба экономической культуры в России. М.: Наука, 1994.