МАГИСТЕРСКИЕ ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ПРОГРАММЫ, ИХ РОЛЬ В ПОДГОТОВКЕ СПЕЦИАЛИСТОВ ВЫСОКОГО КЛАССА | Вестн. Том. гос. ун-та. Экономика. 2010. № 1 (9).

МАГИСТЕРСКИЕ ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ПРОГРАММЫ, ИХ РОЛЬ В ПОДГОТОВКЕ СПЕЦИАЛИСТОВ ВЫСОКОГО КЛАССА

Рассматриваются задачи и особенности подготовки магистрантов по экономическим направлениям, проблемы организации обучения, научно-исследовательской и педагогической практики.

MASTER'S ECONOMIC PROGRAMMES AND THEIR ROLE IN HIGH-CLASS SPECIALISTS TRAINING.pdf Российская образовательная система в вузе претерпела в последние годы значительные изменения, связанные с введением двухступенчатого высшего образования. Положительным для студентов является то, что появившиеся варианты высшего образования существенно расширяют возможности при-способления выпускника к рыночным условиям. Однако до сих пор бакалав-ры не воспринимаются как полноценные специалисты. В то же время магист-ратура считается своеобразной ступенью перед аспирантурой, дающей воз-можность без проблем сдать кандидатские экзамены и подобрать материал для будущей диссертации. До последнего времени выпускники-бакалавры практически полным составом оставались доучиваться для получения дипло-ма специалиста, а мечтающие о поступлении в аспирантуру поступали в ма-гистратуру. Обучение в магистратуре вполне справедливо не принимало мас-сового характера. Окончательный переход к двухступенчатой системе может привести к тому, что поступившие в магистратуру будут ожидать от нее полноценного высшего образования, а не возможности продолжения научной карьеры. Набор на дневное отделение магистратуры кафедры экономики Национального исследовательского Томского политехнического университе-та (НИ-ТПУ) составил в 2007 г. 14 студентов, в 2008 г. - 18, в 2009 г. - 13 человек.Магистратура - относительно новая форма подготовки специалиста вы-сокого класса, поэтому требуется особое внимание к отработке методики обучения, к разработке учебного плана и рабочих программ. Минобрнауки РФ дает только самые общие рекомендации по данному поводу. Прежде все-го, кафедре нужно определить основные цели и задачи магистратуры. При этом необходимо учесть следующие моменты:1. Безусловно, решающей остается задача подготовки специалистов к на-учной работе. Магистратура рассматривается кафедрой экономики Томского политехнического университета как условие и возможность подобрать для работы на кафедре наиболее талантливых выпускников, способных в корот-кие сроки подготовить и защитить кандидатскую диссертацию. Магистратура как школа научных кадров не может и не должна обеспечивать массовую подготовку специалистов. В силу ее специфики каждый магистрант долженМагистерские экономические программы, их роль в подготовке специалистов65иметь опытного преподавателя-наставника. Кафедре важно правильно по-добрать таких наставников. В учебных планах предусматриваются дисцип-лины, нацеливающие на научную работу выпускников («История и методо-логия экономической науки», «Актуальные проблемы экономической науки», «Методология научного творчества»). Каждый магистрант имеет план науч-ной работы, на это предусмотрено 14 часов в неделю. Под руководством преподавателя-наставника он проходит научно-исследовательскую практику.2..Магистратура - наиболее удачная возможность подготовки к педагоги-ческой деятельности, к преподаванию экономических дисциплин. Для этих целей в программе магистратуры предусмотрена педагогическая практика. Действует специальная образовательная структура, дающая возможность получения в ТПУ дополнительного диплома высшего образования по образо-вательной программе «Преподаватель высшей школы» - кафедра инженер-ной педагогики.3.На наш взгляд, нельзя ограничиваться целью подготовки к научной работе. Важно обеспечить высокий профессиональный рост за короткие сро-ки по определенным, наиболее актуальным направлениям развития экономи-ческой науки. За последние два года кафедра начала подготовку по новым магистерским программам: «Инновационная экономика», «Учет, анализ, ау-дит», «Экономика фирмы и корпоративное управление», «Регулирование и прогнозирование экономических систем». На основании Положения по маги-стратуре на эти специальности могут поступать бакалавры других факульте-тов и вузов. Например, на магистерскую программу «Учет, анализ, аудит» возможно зачисление магистрантов, не знакомых с основами бухгалтерского учета. Кафедра экономики ТПУ предусматривает ряд предметов как обу-чающие, предоставляет возможность магистрантам как расширить, так и приобрести знания по вышеназванным направлениям.4.Важнейшей задачей магистратуры является привитие выпускнику на-выков прогнозирования экономических процессов, анализа возникающих проблем, принятия решения по экономическим и хозяйственным вопросам. Такие способности необходимы не только в науке, но и в практике хозяйст-вования. На наш взгляд, это достигается не только через углубленное изуче-ние микро- и макроэкономики, но и через исследование проблемных ситуа-ций, выполнение конкретных заданий. Например, по магистерской програм-ме «Инновационная экономика» предусмотрена дисциплина «Технико-внедренческие зоны». В качестве проектного задания магистрантам предла-гается создать ТВЗ в конкретном регионе с учетом его специфики и возмож-ностей, анализа перспектив и прогнозирования трудностей.5.Необходимо учитывать то, что выпускаемый из магистратуры специа-лист должен быть всесторонне образованным, легко приспосабливаться к изменяющимся экономическим условиям, обладать способностями к само-обучению и дальнейшему повышению квалификации. Небольшой объем учебных часов не позволяет решить это в полной мере. Нужно приучать ма-гистрантов не только хорошо усваивать предлагаемые знания, но и занимать-ся самообразованием, творчески подходить к предлагаемым направлениям науки. Для этих целей применимо использование как прямых, так и косвен-2.И.П. Воробьева 66ных методов воздействия: предоставление возможности изучения ряда дис-циплин по выбору; составление плана самостоятельной работы студентов (до 40 часов в неделю) и контроль за его выполнением; написание докладов и статей, магистерской диссертации. Важнейшая роль отводится при этом на-учному руководителю магистранта.Многообразие поставленных задач в условиях ограниченного времени (3 учебных семестра, 14 часов аудиторного времени в неделю, 2034 часа ау-диторной и самостоятельной работы) предъявляет особые требования к со-ставлению учебного плана по кафедре экономики. Федеральным образова-тельным стандартом более 50 % указанного времени предусматривается на дисциплины общей подготовки (компьютерные технологии, иностранные языки) и на базисные дисциплины (история и методология науки, современ-ные проблемы экономики). На изучение специальных дисциплин отводится только 900 часов.Кафедра экономики выходит из положения за счет подбора наиболее важных, актуальных дисциплин специализации. По магистерской программе «Учет, анализ, аудит» предлагаются следующие дисциплины: «Финансовый и управленческий учет», «Налоговый учет», «Отраслевой учет», «Бюджетный учет», «Учет в страховых компаниях и коммерческих банках», «Внешний и внутренний аудит», «Учет на предприятиях малого бизнеса», «Финансовая отчетность» и др. Ввиду большого числа указанных дисциплин для магист-рантов кафедра решает проблему за счет того, что некоторые предметы пред-лагаются на выбор студента. Это могут быть близкие по содержанию дисци-плины. Например, по магистерской программе «Инновационная экономика» одновременно на выбор предлагаются дисциплины «Экономическая оценка инвестиций» или «Управление инвестиционной деятельностью». Это могут быть также предметы из разных областей. Например, для магистерской про-граммы «Экономика фирмы и корпоративное планирование» предлагаются на выбор «Коммерческое право» или «Международные стандарты финансо-вой отчетности и аудита». Всего в каждой магистерской программе на выбор студента предлагаются по 6-8 дисциплин из 12-14 дисциплин специализа-ции. Безусловно, преподавание дисциплин должны осуществлять наиболее подготовленные, опытные педагоги. Некоторые из них накопили достаточ-ный методический опыт и работают только с магистрантами.Не следует забывать о контингенте учащихся. Переход на шестилетний срок обучения, сокращение бюджетных мест заставляют ряд магистрантов сочетать учебу с работой. Но наличие дополнительной учебной программы «Преподаватель высшей школы» означает, что магистранты более загруже-ны, чем будущие бакалавры или специалисты. Сочетать обучение с работой крайне трудно. Другой проблемой является то, что не все студенты имеют соответствующие способности и нацелены на научную работу. Да и количе-ство подобных рабочих мест ограничено. Между тем научная направлен-ность магистратуры обязательна по Положению о магистратуре. Необходим дифференцированный подход к магистрантам исходя их мотивации.Итак, подведем итоги. Магистратура - важная и необходимая форма обу-чения высококлассных специалистов, будущих научных работников и препо-Магистерские экономические программы, их роль в подготовке специалистов67давателей. Кафедра экономики ТПУ накопила некоторый опыт в организации и методике обучения. Пришло понимание того, что магистратура готовит специалистов по индивидуальному плану, с использованием всего времени (54 часа в неделю) как на профессиональную подготовку, так и на научную работу. В настоящее время совершенствуется программа подготовки магист-рантов исходя из поставленных выше задач обучения. На наш взгляд, про-граммы теоретических курсов должны существенно расширять и углублять знания магистрантов по сравнению с бакалаврами и специалистами, отвечать требованиям актуальности и научной значимости, перспективности. Особое внимание кафедры должны уделять программам научно-исследовательской работы и педагогической практики. Эти программы предусматривают обяза-тельства не только магистрантов, но и преподавателей-наставников, руково-дителей практики. Научно-исследовательскую работу и педагогическую практику следует рассматривать даже как наиболее важные формы работы магистранта, по их итогам подбирать на кафедру молодых специалистов из числа выпускников магистратуры.

Ключевые слова

магистратура, программы, научно-исследовательская работа, педагогическая практика, master's, programmes, research work and teaching practice

Авторы

ФИООрганизацияДополнительноE-mail
Воробьева Ирина ПавловнаНациональный исследовательский Томский политехнический университетдоцент, кандидат экономических наук, доцент кафедры экономикиvorobjevaip@mail.ru
Всего: 1

Ссылки

 МАГИСТЕРСКИЕ ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ПРОГРАММЫ, ИХ РОЛЬ В ПОДГОТОВКЕ СПЕЦИАЛИСТОВ ВЫСОКОГО КЛАССА | Вестн. Том. гос. ун-та. Экономика. 2010. № 1 (9).

МАГИСТЕРСКИЕ ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ПРОГРАММЫ, ИХ РОЛЬ В ПОДГОТОВКЕ СПЕЦИАЛИСТОВ ВЫСОКОГО КЛАССА | Вестн. Том. гос. ун-та. Экономика. 2010. № 1 (9).

Полнотекстовая версия