ПРОБЛЕМЫ ФОРМИРОВАНИЯ ИННОВАЦИОННОГО МЫШЛЕНИЯСТУДЕНТОВ | Вестн. Том. гос. ун-та. Экономика. 2010. № 1 (9).

ПРОБЛЕМЫ ФОРМИРОВАНИЯ ИННОВАЦИОННОГО МЫШЛЕНИЯСТУДЕНТОВ

Рассматривается возможность участия выпускников высших учебных заведений в инновационном развитии страны. Но этому препятствует негативное восприятие инновационной деятельности и неразвитость экономических отношений в инновационной сфере. Поэтому задача вуза заключается в формировании у студента такого типа мышления, который позволит ему участвовать в инновационном развитии страны.

THE PROBLEMS OF THE SHAPING OF THE STUDENT'S INNOVATE THINKING..pdf Начав социально-политические и институционально-экономические пре-образования, страна встала перед кризисными явлениями, снижающими эф-фективность государственного механизма стимулирования экономического роста. Специфика многих преобразований заключается в том, что они нераз-рывно связаны с развитием инновационной деятельности. При этом роль об-разования для существующей социально-экономической системы достаточно велика, поскольку служит демократическим институтам и способствует це-лостному восприятию проводимых преобразований.Вместе с тем экономический рост на основании развития инновационной деятельности предполагает увеличение роли образования в рамках взаимо-связанного становления научно-технической, производственной, финансовой, социальной, институциональной и других сфер. В этой связи стержнем может стать государственный протекционизм научно-технического развития, обес-печивающий социально ориентированный технологический прорыв. Разви-тые страны уже сформировали новые технологические уклады, исходные на-учные заделы для которых создавались и в России.Научно-технический прогресс меняет масштабы и структуру производст-ва, оказывает существенное влияние на состояние всей мировой экономики. Возросшие темпы научно-технических изменений, бурное развитие наукоём-ких производств и услуг дают новый импульс ускорению экономического роста в развитых странах. Стимулирование инновационной деятельности становится способом преодоления экономического кризиса на базе использо-вания знаний и технологий как важнейших ресурсов экономического роста. Кроме того, доходы от инновационной деятельности могут быть использова-ны для финансирования научно-технической деятельности, что повлечёт за собой дальнейшее развитие инновационной сферы.Однако инновационное развитие России - дело не только государства, но и самого населения, самую прогрессивную часть которого составляет моло-дёжь, а точнее, учащиеся высших учебных заведений. Непосредственно выс-Проблемы формирования инновационного мышления студентов69шие учебные заведения являются весьма эффективными субъектами иннова-ционной сферы в силу оказываемой ими кадровой поддержки. В подготовке научных кадров, в частности, в выпуске аспирантов и докторантов, вузы за-нимают долю 91,9 и 92,2 % соответственно[1. С. 355-357]. Кроме этого, вузы непосредственно участвуют в подготовке квалифицированных кадров для всей страны и обладают соответствующими экстерналиями, влияющими на экономический рост. Выпускники высших учебных заведений становятся субъектами экономических отношений предпринимательского сектора, ин-новационной сферы, административного регулирования и т.п. Таким обра-зом, вузы обладают производным характером воздействия на экономический рост и его структуру. Более того, в зарубежной практике затраты европей-ских стран на научную сферу образовательного сектора превосходят анало-гичные затраты в государственном секторе [2. P. 21]. Поэтому возникает на-сущная необходимость сформировать у студента такой тип мышления, кото-рый позволит ему участвовать в инновационном развитии страны со всей его творческой и научной эффективностью. Но для этого необходимо решить следующие проблемы.Во-первых, это участие в формировании экономических отношений в инновационной сфере. Несмотря на то, что восприятие студентами эконо-мической действительности теперь не базируется на автаркии государства, инновационное мышление, т. е. изобретательство, творчество, нестандартный подход, в современных условиях сформировать весьма проблематично, в особенности в гуманитарных сферах. Но необходимость формирования эко-номических отношений в рыночной экономике ими осознана в полной мере. Они понимают, что рассчитывать могут только на себя, и осознают необхо-димость создания нового бизнеса или участия в его создании как основной формы дохода. В этом плане инновационное мышление приобретает основу в виде творчества. К сожалению, за десятилетие постсоветского периода в умах учащихся (и не только) сформировалось весьма искажённое представление о рыночной экономике и её участниках. В представлении многих молодых лю-дей сложилось понятие бизнеса как посреднических операций по перепрода-же, а участника рыночной экономики - в образе «нового русского», т. е. не в меру богатого и в меру ограниченного человека, привыкшего решать все эко-номические задачи развития фирмы при помощи «разборок» и обмана. При этом, открывая своё дело или участвуя в нём, начинающие бизнесмены не-осознанно стремятся к этому образу, как к образцу «владельца мира». Такая форма бизнеса не имеет ничего общего с внедрением инноваций и развитием научного потенциала страны, как и не имеет ничего общего с инновацион-ным мышлением такое восприятие рыночной экономики.Во-вторых, это отсутствие взаимосвязи инновационной деятельности с развитием производственной сферы, хотя в ней нововведения играют очень важную роль. Однако очень непросто устранить существующий сте-реотип того, что фирма «купи дешевле, продай дороже» более успешна, чем предприятие, само производящее продукт. Формирование инновационного мышления требует творческого видения мира или восприятия его как явле-ния несовершенного, требующего внедрения нового и передового. А подоб-Н.Н. Дядченко 70ный стереотип «плутократии» не даёт возможности студенту по окончании вуза и получении высшего образования участвовать в инновационном разви-тии страны. Поэтому очень важно сформировать у учащихся новый стерео-тип восприятия российской экономики как сферы производящей и требую-щей научного развития. Зачастую для этого необходимо непосредственное участие преподавателей в развитии инновационной сферы, в связи с чем воз-можность вуза формировать свои бизнес-структуры обретает новое значение. Положительный пример подобного участия повысит престижность научной и инновационной деятельности. Разумеется, потребуется участие местной ад-министрации, чтобы региональные инновационные проекты осуществлялись с вузовской поддержкой.В-третьих, возникает проблема восприятия инновационной деятельно-сти как совокупности неразрешимых противоречий. Осознание пробле-матики данной сферы не должно превосходить определённые пределы, чтобы не снижать стимулы к участию в экономических отношениях инновационной сферы. Однако избыточный анализ проблем инновационной деятельности, внедрение пораженческой терминологии, касающейся её развития, отталки-вает учащихся от участия в развитии инновационной сферы. Инновационная деятельность в этой связи воспринимается как безрезультатные попытки пройти так называемую «Долину смерти». Необходимо в большей мере со-средоточиться на результатах инновационной деятельности, нежели на про-блемах и противоречиях.Наконец, ориентированность инновационных проектов на техниче-скую сферу является серьёзным препятствием для формирования инноваци-онного мышления у большинства учащихся. Как уже было сказано, иннова-ционное мышление требует творческого восприятия и порой нестандартного подхода к делу. Однако превалирование технических деталей в развитии ин-новационной деятельности приводит к чрезмерной системности и категори-зации мышления, основанного на авторитетах. К сожалению, это явление препятствует развитию инновационного мышления, поскольку зачастую ра-ционализаторство выдаётся за новаторство. Требования к студенческим ин-новационным разработкам, ориентированные на технические специальности, создают сложности в восприятии гуманитарных наук и инноваций гумани-тарной сферы.В связи с этим для формирования инновационного мышления у студентов необходимо реализовать следующие меры:1))определение инновационной деятельности следует увязывать непо-средственно с развитием экономических отношений;2)всемерное участие студентов в реализации Федерального закона от 02.08.2009 № 217-ФЗ, при этом огромная роль должна принадлежать техно-парковым структурам, бизнес-инкубаторам, предприятиям технико-внедренческих зон и др.;3)синтез технического и гуманитарного мышления с целью формирова-ния инновационной составляющей в восприятии, которая по окончании обу-чения позволит грамотно организовать своё дело, а это, в свою очередь, даст1)Проблемы формирования инновационного мышления студентов71возможность не только иметь свой доход, но и участвовать в научном разви-тии страны;4) преподавание экономических дисциплин следует осуществлять с по-ложительными примерами инновационной деятельности, чтобы сформиро-вать стереотип успешности экономических отношений в инновационной сфере.

Ключевые слова

инновационное мышление, экономические отношения, высшее учебное заведение, innovate thinking, economic relations, university

Авторы

ФИООрганизацияДополнительноE-mail
Дядченко Николай НиколаевичКузбасский государственный технический университетстарший преподаватель кафедры экономической теорииgosregek@mail.ru
Всего: 1

Ссылки

Российский статистический ежегодник. 2009: Стат. сб. / Росстат. М., 2009. 525 с.
Science, technology and innovation in Europe / Eurostat. 2009. 211 p.
 ПРОБЛЕМЫ ФОРМИРОВАНИЯ ИННОВАЦИОННОГО МЫШЛЕНИЯСТУДЕНТОВ | Вестн. Том. гос. ун-та. Экономика. 2010. № 1 (9).

ПРОБЛЕМЫ ФОРМИРОВАНИЯ ИННОВАЦИОННОГО МЫШЛЕНИЯСТУДЕНТОВ | Вестн. Том. гос. ун-та. Экономика. 2010. № 1 (9).

Полнотекстовая версия