ПРЕПОДАВАНИЕ ЭКОНОМИЧЕСКИХ ДИСЦИПЛИН В УНИВЕРСИТЕТЕ | Вестн. Том. гос. ун-та. Экономика. 2010. № 1 (9).

ПРЕПОДАВАНИЕ ЭКОНОМИЧЕСКИХ ДИСЦИПЛИН В УНИВЕРСИТЕТЕ

Складывающаяся институциональная структура высшего образования в России потенциально неблагопрятна для подготовки экономистов в периферийных университетах. В изменяющейся ситуации университетам, в том числе Томскому госуниверситету, необходимо принять все меры для выявления и укрепления имеющихся конкурентных преимуществ.

TEACHING ECONOMIC STUDIES AT THE UNIVERSITY.pdf В России сложилось непростое социально-экономическое состояние, уг-лубленное мировым финансово-экономическим кризисом. Её экономика в отличие от других развивающихся стран «буксует» при переходе от индуст-риальной к постиндустриальной системе хозяйствования. Россия единствен-ная из стран БРИК (Бразилия, Россия, Индия, Китай), которая ослабила свои позиции. Очевидно, нужна новая государственная социально-экономическая политика. Всё возрастающую роль в повышении конкурентоспособности эко-номики играют её институты, в частности университеты, способные готовить высококвалифицированных специалистов по направлению «Экономика» для быстро обновляющихся технологий и усложняющейся структуры рынков, участвовать в широкой международной кооперации. Во многом именно бла-годаря современной системе экономического образования России предстоит сделать рывок в инновационном развитии.Однако современная политика в области высшего образования не позво-ляет в значительной мере раскрыть потенциальные возможности большинст-ва университетов, тех, которые не попали в верхние этажи вузовской верти-кали. К ним относится и Томский государственный университет.В административном порядке выстраивается иерархическая система уни-верситетов. МГУ и СПбГУ объявлены вузами самого высокого ранга. Чуть ниже - федеральные университеты, затем - исследовательские и, наконец, остальные, т. е. рядовые вузы. ТГУ относится к последним. Он намерен уча-ствовать в будущем конкурсе на вхождение в ранг исследовательских уни-верситетов, но положительный результат далеко не очевиден. Университеты рангом выше рядовых получают значительное дополнительное финансирова-ние, что для нас в долгосрочном плане неблагоприятно. По показателю стои-мости оборудования на одного преподавателя ТГУ будет им проигрывать. Красноярский федеральный университет, Новосибирский государственный исследовательский университет, Томский политехнический исследователь-ский университет, расположенные в Сибирском федеральном округе и веду-В.И. Канов 80щие подготовку студентов по направлению «Экономика», привлекут к себе лучших абитуриентов.В этих условиях экономистам Томского госуниверситета необходимо ук-реплять свои конкурентные преимущества, состоящие в наличии научных школ: экономическая теория и экономика труда, а также быстро развиваю-щееся научное направление - финансы. По данным направлениям действует совет по защите докторских и кандидатских диссертаций. Не все вузы рангом выше обладают такими возможностями. Поэтому акцент в подготовке сту-дентов надо сделать на три названные специальности. Имеется в виду в ос-новном не бакалавриат, а специалитет и магистратура. Скорее всего, чтобы не растратить наш кадровый потенциал в период уменьшения аудиторных занятий и сокращения набора «бюджетников», надо сделать ставку на разви-тие магистратуры. В перспективе ЭФ ТГУ должен занять ведущие позиции в регионе по подготовке магистрантов. В проекте Федерального государствен-ного образовательного стандарта по направлению подготовки «Экономика», квалификация «магистр», определены виды профессиональной деятельности магистров. Их пять: научно-исследовательская, проектно-экономическая, аналитическая, организационно-управленческая и педагогическая. По всем этим видам факультет вполне способен вести подготовку магистров.Вызывает тревогу тенденция к снижению уровня подготовки абитуриен-тов. Полагаем, что падение качества набора в вузы является в значительной степени результатом применения единого государственного экзамена как итоговой аттестации выпускников средней школы. Российские реформы высшего и среднего образования ориентированы на использование опыта вузов стран с развитой экономикой. Однако на нашей почве этот опыт при-живается плохо. Если там результат ЕГЭ выпускника средней школы - сви-детельство уровня знаний, то в наших условиях - это пропуск и гарантия по-лучения высшего образования. На Западе практикуется очень жёсткая систе-ма оценки знаний и отбора студентов на первом курсе. Если слабый выпуск-ник школы каким-то образом получил высокие баллы и поступил в вуз, то по результатам успеваемости он всё равно будет отчислен. У нас не так! Если абитуриент зачислен в вуз, то его будут «учить» вплоть до выпуска. Нужно очень «потрудиться», чтобы быть отчисленным.Следовательно, надо перенимать не отдельные элементы системы образо-вания, а всю систему в комплексе. Нам представляется, в частности, надо бы взять опыт ряда вузов западных стран по набору студентов. Не лучше бы было зачислять всех желающих с положительной оценкой ЕГЭ в вуз, а по итогам первого семестра проводить отбор. Однако мы к этому не готовы пси-хологически, организационно и материально.Следующая проблема, касающаяся неопределённости перспектив препо-давания экономических дисциплин, - это объём поручений, передаваемых факультетами и институтами ТГУ экономическому факультету. Эта проблема для кафедр с большой долей таких поручений. Так, кафедра политэкономии ЭФ выполняет поручения на ведение экономических дисциплин от 18 фа-культетов (исключая ЭФ). Причём из года в год объём поручений в часах ау-диторных занятий сокращается. Факультеты экономят свои штаты. Если тен-Преподавание экономических дисциплин в университете81денция сохранится, то скоро получится так, что поручений со всех факульте-тов хватит только для нагрузки одного штатного преподавателя. Как один преподаватель может вести курсы по экономике на 18 факультетах?!Что делать? Решение состоит в принятия общего положения в универси-тете, состоящего в том, чтобы независимо от объёма аудиторных занятий по-ручения выдавались исходя из общей трудоёмкости курса, зафиксированной в ФГОС по соответствующим специальностям. Преподаватель должен руко-водить самостоятельной работой студентов, на которую переносится акцент в изучении курса. Сюда входит подготовка учебных пособий, учебно-ме-тодических материалов, консультирование, тестирование и т.д., что требует значительной затраты рабочего времени преподавателем.Ещё одна проблема. По нашим наблюдениям основная часть преподава-телей перегружена учебными поручениями и не удовлетворена условиями труда. Что имеется в виду? Официальный норматив учебных поручений со-ставляет максимум 860 часов в год, что не является чрезмерным, и препода-вателю остаётся время во второй половине рабочего дня для занятий науч-ными исследованиями. Однако уровень оплаты труда в университете не соот-ветствует рациональному потребительскому бюджету, а для старших препо-давателей, ассистентов и лаборантов чуть выше прожиточного минимума. Здесь сразу возникают вопросы.В частности, как обеспечить на должном уровне воспроизводство работ-ника высшей школы как высококвалифицированного учёного и наставника молодёжи? Как пополнять кафедры за счёт наиболее талантливых выпускни-ков, которым на рынке труда предлагаются несравнимо более выгодные ва-кансии? Как предотвратить утечку кадров из вузов и сохранить оптимальный состав кафедр?Выход найден за счёт приёма в университет студентов на коммерческой основе. Однако дополнительная нагрузка не входит в расчёт 860 часов, а оце-нивается в рублях, что создаёт иллюзию сохранения нормативного объёма учебных поручений. На самом деле резко увеличилась интенсивность труда преподавателей. Учебные поручения стали выполняться за счёт второй поло-вины дня, и на научную работу время сократилось. В этих условиях препода-ватель не способен воспроизводить свои профессиональные качества.С другой стороны, дополнительная оплата, по мнению многих, не соот-ветствует увеличению трудоёмкости обучения коммерческих студентов. Час-тично это, видимо, связано с тем, что факультеты распоряжаются лишь ча-стью заработанных средств. Для поддержания приемлемого благосостояния своих семей преподаватели вынуждены искать дополнительные заработки за пределами факультета и университета, что увеличивает их нагрузку и, конеч-но, не способствует качественному выполнению основных учебных поруче-ний. Какие могут быть предложены пути выхода из сложившегося положе-ния? Первый путь - это повышение заработной платы как минимум в два раза, что нереально.Во-вторых, ограничение числа студентов, обучающихся на коммерческой основе, что не решает проблему перегрузки, так как люди будут работать до-полнительно в других местах.В.И. Канов 82Третий путь вполне реальный, он приемлем с разных точек зрения - это сокращение аудиторных занятий за счёт перераспределения учебного време-ни в пользу самостоятельной подготовки студентов. У преподавателей оста-ётся чтение обзорных лекций, текущий контроль за самостоятельной рабо-той, руководство НИРС, приём зачётов и экзаменов. Данная мера, конечно, не увеличит благосостояние преподавателей, но позволит снизить чрезмер-ную интенсивность труда.Учебно-методические основания для значительного увеличения само-стоятельной работы студентов в ТГУ имеются. Подготовлены полные ком-плекты учебных и методических материалов, включая программы курсов и учебные пособия. Они будут выставлены на сайте университета, опубликова-ны достаточными тиражами и поступят в библиотеку.Более того, качество подготовки специалистов во многом зависит от ре-сурсов учебной и научной литературы, которыми располагает научная биб-лиотека. Сейчас научная литература выпускается многочисленными изда-тельствами и небольшими тиражами. Поэтому значительная часть качествен-ной научной литературы не доходит до научной библиотеки. Нужной книги может и не оказаться на полках.Кроме того, иногда студентам оказываются недоступными издания фа-культетских авторов. Например, в методических пособиях для студентов вто-рого курса по макроэкономике рекомендуется учебное пособие, изданное преподавателями кафедры политэкономии ЭФ ТГУ. Но студенты его не мо-гут взять. Книги куда-то разошлись, хотя тираж был 200 экземпляров. Жур-налами научная библиотека ТГУ обеспечена хорошо, но часто журналы представлены одним - тремя экземплярами, и при высоком спросе их на всех студентов не хватает.Зато имеются широкие возможности использования ресурсов в электрон-ной форме, в том числе бесплатного доступа к удалённым базам. В удалён-ных базах увеличивается доля русскоязычных источников. К сожалению, преподаватели факультета мало ориентируют студентов на использование этих возможностей. Преподавателям надо прежде всего самим освоить эти ресурсы. Кроме того, если все наши студенты начнут использовать удалён-ные базы, то оборудованных рабочих мест не хватит. В зале экономических наук всего 12-15 мест.Факультету следовало бы связать наши компьютеры с компьютерной системой библиотеки, чтобы получить выход на удалённые базы, и более то-го, желательно создать специальную аудиторию, оборудованную компьюте-рами для самостоятельной работы студентов с удалёнными электронными ресурсами. Но для этого нужны финансовые средства и дополнительные учебные площади. Будет ли факультет это иметь? Прогнозы здесь затрудне-ны в связи с высокой долей неопределённости относительно перспектив структурной перестройки экономического образования.

Ключевые слова

иерархия университетов, научные школы, трудоёмкость, удалённые базы, hierarchy of universities, scientific schools, complexity, remote Internet resources

Авторы

ФИООрганизацияДополнительноE-mail
Канов Виктор ИвановичТомский государственный университетдоктор экономических наук, профессор, заведующий кафедройполитической экономии экономического факультетаpolitico@ef.tsu.ru
Всего: 1

Ссылки

 ПРЕПОДАВАНИЕ ЭКОНОМИЧЕСКИХ ДИСЦИПЛИН В УНИВЕРСИТЕТЕ | Вестн. Том. гос. ун-та. Экономика. 2010. № 1 (9).

ПРЕПОДАВАНИЕ ЭКОНОМИЧЕСКИХ ДИСЦИПЛИН В УНИВЕРСИТЕТЕ | Вестн. Том. гос. ун-та. Экономика. 2010. № 1 (9).

Полнотекстовая версия