ЛОГИСТИКА ИЛИ ЛОГИСТИЧЕСКИЙ МЕНЕДЖМЕНТ: НАПРАВЛЕНИЯ В ПРЕПОДАВАНИИ | Вестн. Том. гос. ун-та. Экономика. 2010. № 1 (9).

ЛОГИСТИКА ИЛИ ЛОГИСТИЧЕСКИЙ МЕНЕДЖМЕНТ: НАПРАВЛЕНИЯ В ПРЕПОДАВАНИИ

Анализируются современные тенденции развития логистики, основу которых составляет концепция управления цепями поставок, позволяющая интегрировать компетенции участников логистического процесса. Эти изменения должны найти отражение в изменении названия курса «Логистика», его логики и содержании.

LOGISTICS OR LOGISTICS' MANAGEMENT: TENDENCIES OF TEACHING.pdf Логистика является составной частью подготовки специалистов высшей квалификации по специальности «Менеджмент организации». Базовый курс логистики включает, как правило, вводные темы и характеристику функцио-нальных областей, таких как логистика распределения и логистика закупок, производственная логистика, транспортная логистика, логистика запасов и складская логистика.Однако, на наш взгляд, происходящие в настоящее время изменения в экономике и менеджменте предъявляют и новые требования к подготовке специалистов в этой области, корректировке учебных программ и курсов. В логистике это означает переход от утрированного понимания логистики, свя-занный с перемещением в пространстве и во времени материальных и иных потоков, к усилению внимания на управленческих аспектах этой деятельно-сти, что делает более корректным использование при названии этой учебной дисциплины термина «Логистический менеджмент».Долгое время, вплоть до 80-90-х гг. прошлого века, логистика трактова-лась как наука, связанная с управлением транспортно-складских операций, процессами закупок и распределения и возникающими на разных этапах ма-териалодвижения финансовыми и информационными потоками. Словарные определения термина систематизированы в табл. 1. При этом и в научном, и в прикладном использовании логистики доминировал технократический под-ход, акцент на выполнении персоналом логистических служб, равно как и транспортных, складских, закупочных и прочих рутинных операций, сосре-доточение внимания на физических процессах по доставке грузов, грузообра-ботке, комплектованию, приобретению материальных ресурсов, на физиче-ском распределении. Более того, в течение всего XX в. логистика трактова-лась, прежде всего, как прикладная дисциплина, набор вполне конкретных методов и подходов к оптимизации деятельности компании, повышению её конкурентоспособности. И данные подходы были вполне адекватны тем це-лям и задачам, которые стояли перед компаниями, а следовательно, методам и способам их достижения.Коренной перелом в понимании и осознании новых подходов в логистике обозначился в конце XX в., и большинство специалистов как за рубежом, такЕ.В. Нехода 88и в нашей стране связывают их с развитием новой концепции в логистике -управление цепочками поставок (SCM - Supply Chain Management). Амери-канские специалисты, собственно являющиеся разработчиками данной кон-цепции, стоят в настоящее время на позиции выделения данного направления в самостоятельное от логистики и формирования на этой основе новой учеб-ной дисциплины «Управление цепочками поставок». Мы считаем, что дан-ный взгляд не является продуктивным и затрудняет как дальнейшее развитие и преподавание логистики, так и развитие самой концепции управления це-пями поставок и её эффективное применение в реальной хозяйственной прак-тике.Таблица 1Словарные определения термина «логистика»Логистика (в переводе с древнегреч.) - счёт, счетоводство, искусство вычисления, рассужденияВ Древнем Риме под логистикой понимали процесс распределения продукцииИскусство управления перемещением войск как вдали, так и вблизи от неприятеля, организацияих тылового обеспечения. Техника штабной службы, расчёты тылов; техника перевозок и снаб-жения. Материально-техническое обеспечение армии и работы тылаМатематическая логика. Символическая логика, новейшая разновидность формалистическойлогики.Организация, планирование, контроль движения товарного потока от проектирования закупок,через производство и распределение до конечного потребителя с целью удовлетворения требо-ваний рынка с минимальными операционными и капитальными затратамиНаука об управлении транспортированием, складированием и другими материальными и нема-териальными операциями, совершаемыми в процессе доведения сырья и материалов до произ-водственного предприятия, внутризаводской переработки сырья, материалов и полуфабрикатов,доведения готовой продукции до потребителя в соответствии с интересами и требованиямипоследнего, а также передача, хранение и обработка соответствующей информацииВ производственном контексте - искусство и наука обеспечения производства и распределенияматериалов и продукции в необходимом месте и нужных количествахНаука об организации совместной деятельности менеджеров различных подразделений пред-приятия, а также групп предприятий по эффективному продвижению продукции в цепи «закуп-ка - производство - распределение» на основе интеграции и координации процедур, операций ифункций, выполненных в рамках данного процесса с целью удовлетворения нужд потребителяпри общих минимальных затратахВ настоящее время логистика трактуется как наука, направленная на эффективное управлениепотоковыми процессами в системахВ самом общем виде управление цепочками поставок представляет собой интеграцию ключевых бизнес-процессов (ключевых компетенций), обеспе-чивающую эффективное управление материальными, финансовыми, инфор-мационными потоками и их синхронизацию на уровне организационных структур компаний. Акцент в данной концепции делается именно на управ-лении, в частности на координации и интеграции фирмы со своими основны-ми партнёрами, прежде всего поставщиками и потребителями, на подключе-нии всех участников к цепочке создания стоимости (ценности) и управлению совместными процессами, такими как: 1) управление взаимоотношениями с потребителями (CRM); 2) обслуживание потребителей; 3) управление спро-сом; 4) управление выполнением заказов; 5) поддержка производственных процессов; 6) управление снабжением; 7) управление разработкой продукцииЛогистика или логистический менеджмент: направления в преподавании89Таблица 2Трактовка базовых понятий логистики с позиций управления цепями поставокБазовые понятия логистикиХарактеристикаПотоки (материальные, финансовые, информаци-онные)Рассмотрение деятельности предприятия через сквозной процесс управления и синхронизации потоков и принятия решений, что позволяет улучшить как взаимодействие подразделений внутри фирмы, так и взаимодействие фирмы с поставщиками и потреби-телями; рассматривать деятельность предприятия через непрерыв-ный поток создания ценности1Базовые логистические процессы (закупка, об-служивание производст-ва, распределение)Акцентировать внимание логистического менеджмента компании на проектировании процессов, их интеграции как на уровне фир-мы, так и на уровне цепи поставок; поддерживать те процессы (виды деятельности, операции и процедуры), которые добавляют ценность, и устранять те процессы (виды деятельности, операции и процедуры), которые данной ценности не добавляют. Обеспечить видение компании в управлении всеми процессами в рамках об-щей цели - удовлетворение потребностей клиентовЛогистический циклОптимизировать логистический цикл или время с момента полу-чения заказа (с момента выявления потребностей) до момента поставки готовой продукции и обслуживания клиентов; регламен-тировать процессы с точки зрения затрат времени, а не только традиционных ресурсов; принимать оптимальные решения отно-сительно дилеммы «производить или закупать» и передачи в управление отдельных логистических процессов (операций) спе-циализированным компаниямИменно данный подход лежит в основе тянущих логистических концепций.Большинство и зарубежных, и российских учёных в области логистики трактуют её сегодня как систему мышления менеджмента компании к орга-низации процессов (причём любых), к организации и управлению основными процессами, к управлению отношениями с партнёрами. Логистический ме-неджмент компаний с этих позиций базируется на следующих основных принципах:1..Переход от обслуживания покупателей и процессов купли-продажи с поставщиками к управлению взаимоотношениями.2..Переход от враждебности с партнёрами к сотрудничеству.1.Е.В. Нехода 903..Переход от составления прогнозов к использованию достоверной ин-формации.4..Переход от опоры на опыт к реализации стратегии перехода.5..Переход от политики увеличения общего объёма сделок к увеличению их относительной ценности.6..Переход от функциональной к процессной интеграции.7.Переход от вертикальной к виртуальной интеграции.8.Переход от сокрытия информации к её обмену.9.Переход от использования опыта к обучению знаниям.10.Переход от учёта общей стоимости продукции к управлению, осно-ванному на учёте добавленной стоимости (учёт добавленной стоимостипредполагает поддержку той деятельности, которая увеличивает ценность, впротивовес тем действиям, которые увеличивают доход или уменьшают из-держки).Таким образом, всё вышеизложенное позволяет обосновать необходи-мость изменения названия дисциплины, которое имеет в данном случае принципиальное значение со смещением акцентов в преподавании с характе-ристики функций логистики на управление этими функциями, использование новых технологий в управлении взаимоотношениями с поставщиками и по-требителями, логистическими посредниками и логистическими операторами. Главная цель дисциплины «Логистический менеджмент» - изменение систе-мы мышления студентов, будущих руководителей и специалистов, в отноше-нии ответов на вопросы: что представляет собой современная организация (в широком смысле слова)? в чём заключается ценность организации и её дея-тельности/отдельных процессов в глазах партнёров (в первую очередь для клиентов)? какую роль в создании общей ценности играют ключевые партнё-ры? почему бизнес-среда фирмы всё меньше похожа «на арену» конкурент-ной борьбы и соперничества?

Ключевые слова

логистика, логистический менеджмент, управление цепями поставок, методика, logistics, logistics' management, supply chain management, methodic

Авторы

ФИООрганизацияДополнительноE-mail
Нехода Евгения ВладимировнаТомский государственный университетдоцент, кандидат экономических наук, доцент кафедрысистемного менеджмента и предпринимательства экономического факультетаsheyna@sibmail.com
Всего: 1

Ссылки

 ЛОГИСТИКА ИЛИ ЛОГИСТИЧЕСКИЙ МЕНЕДЖМЕНТ: НАПРАВЛЕНИЯ В ПРЕПОДАВАНИИ | Вестн. Том. гос. ун-та. Экономика. 2010. № 1 (9).

ЛОГИСТИКА ИЛИ ЛОГИСТИЧЕСКИЙ МЕНЕДЖМЕНТ: НАПРАВЛЕНИЯ В ПРЕПОДАВАНИИ | Вестн. Том. гос. ун-та. Экономика. 2010. № 1 (9).

Полнотекстовая версия