ПРОБЛЕМЫ РЕГУЛИРОВАНИЯ РЫНОЧНОЙ ЭКОНОМИКИВ КУРСАХ «ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ТЕОРИЯ» И «ЭКОНОМИКАОБЩЕСТВЕННОГО СЕКТОРА» | Вестн. Том. гос. ун-та. Экономика. 2010. № 1 (9).

ПРОБЛЕМЫ РЕГУЛИРОВАНИЯ РЫНОЧНОЙ ЭКОНОМИКИВ КУРСАХ «ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ТЕОРИЯ» И «ЭКОНОМИКАОБЩЕСТВЕННОГО СЕКТОРА»

Показано, что проблема взаимодействия рыночных механизмов и государственного регулирования должна рассматриваться в учебных дисциплинах с позиций нетрадиционного подхода. Его суть заключается в том, что рынок и государство не противопоставляются друг другу, а рассматриваются на основе принципа дополнительности как взаимодействующие части единой системы - смешанной экономики.

THE PROBLEMS OF THE MARKET ECONOMY REGULATION IN THE SUBJECTS ECONOMY THEORY AND ECONOMY OF THE SOCIAL SECTOR.pdf Проблемы регулирования рыночной экономики рассматриваются в рам-ках дисциплины «Экономическая теория», читаемого студентам первого и второго курсов экономического факультета для всех специальностей, и в дис-циплине «Экономика общественного сектора», читаемого студентам четвер-того курса экономического факультета специальности «Национальная эконо-мика». Данные дисциплины имеют большое значение для становления эко-номического мышления студентов, их теоретической подготовки по эконо-мической организации общества и системе регулирования хозяйственной деятельности в условиях формирования долговременной тенденции - про-гресса знаний, нарастания сложности социально-экономической жизни, со-провождающейся институционализацией социальной жизни и экономики, развитием гражданского общества. Эти проблемы невозможно решить толь-ко с помощью рыночного механизма, они требуют государственного участия. Для осознания этих реалий современного мира будущими специалистами возникает необходимость в названных выше дисциплинах более подробно рассмотреть проблему соединения (взаимодействия) рынка и государства.В течение всего ХХ столетия сочетание рынка и государства принимало разнообразные формы. Растущая сложность современной социально-экономической жизни и технологический прогресс, основанный на новых знаниях, порождают новые проблемы, разрешение которых невозможно без органического сочетания и тесного переплетения рыночных и государствен-ных начал. Производственные процессы и продукты в ведущих отраслях эко-номики становятся все более сложными и высокотехнологичными. Соответ-ственно возрастающая сложность становится присуща всем видам социаль-ной деятельности. Возрастание экономической сложности предполагает уве-личение многообразия видов взаимодействия людей, взаимодействия челове-ка с технологией. Поскольку сложность возникает в рамках экономической структурированной системы, постольку она предполагает взаимосвязанное многообразие. Для установления характера взаимосвязей и изменений в рам-Э.Т. Ушакова 92ках структурированной системы необходимо иметь больше информации. Чтобы справиться с нарастающей сложностью в экономике, от работников требуется более высокий уровень квалификации и адаптивности, специали-зированные уникальные навыки, обработка и передача информации, ее пре-образование в знание. Экономика становится относительно менее «машинно-интенсивной» и все более «знаниеинтенсивной». В такой экономике проис-ходит сдвиг от чисто технических навыков к интеллектуальным. Работник должен сам интерпретировать имеющуюся у него информацию, осмысливать ее и самостоятельно принимать решения в ходе производственного процесса, использовать информацию для получения знаний.Применение и распространение знаний существенно зависят не только от технологии, но и от социальных институтов. Информация неоднородна, по-этому ею нельзя торговать на конкурентных рынках, которым присуща цено-вая конкуренция между схожими товарами. Весьма затруднительно говорить о цене знаний как таковых, поскольку им органически присуща разнород-ность. Именно поэтому трудно опираться на рыночный или ценовой меха-низм решения экономической проблемы распространения знаний. Чрезвы-чайно возросшая социально-организационная сложность современной эконо-мики, нарушающая обычные функциональные связи внутри рыночной систе-мы, выступает особым фактором объективного усиления роли государства. К таким явлениям относится и институциональная ригидность, проявляющаяся в том, что фундаментальные рыночные переменные, теоретически способные изменяться как в сторону увеличения, так и снижения, в современном обще-стве обычно изменяются только в одну сторону из-за сопротивления обще-ственных и правовых институтов и организаций изменениям в другом на-правлении. Так, даже при ухудшении деловой конъюнктуры абсолютный уровень цен и заработной платы не снижается, увольнения рабочих затруд-нены и т. п. Современная рыночная экономика в значительной мере утратила ту гибкость, которая была ей присуща на более ранних стадиях развития, и стала нуждаться в помощи государства.Социальная сфера из пассивного элемента экономической системы пре-вратилась сегодня в один из важнейших источников экономического роста. Уровень образования, квалификации рабочей силы и состояние фундамен-тальной науки непосредственно влияют на темпы и качество экономического роста. Переход к новой инновационной экономике невозможен без опоры на интеллектуальный потенциал. К числу других нематериальных факторов, оказывающих большое влияние на состояние рабочей силы и производитель-ность труда, качество экономического роста, относятся здравоохранение, со-стояние окружающей среды, социальное обеспечение. Реализация принципов социального партнерства и гражданского общества, доминирование среднего класса в структуре общества, высокий уровень материального и духовного благосостояния граждан определяют долгосрочные перспективы страны и ее социально-экономическое развитие. Но и преувеличение роли государства, трактовка государственного регулирования как панацеи от всех социально-экономических проблем неправомерны. Подобно «изъянам» рынка сущест-вуют и «изъяны» государства. Рынок - прежде всего экономическая эффек-Проблемы регулирования рыночной экономики93тивность. На рыночные принципы опираются все современные развитые эко-номики. Восприятие базовых ценностей рынка будет усиливаться и в даль-нейшем по мере интернационализации социально-экономической жизни. Прежнее противопоставление рынка и государства потеряло свой смысл. Традиционный подход к взаимосвязи рынка и государства устарел. Его необ-ходимо сменить подходом, который адекватен современному представлению о роли государства и рынка в развитии социально-экономических систем. И государство, и рынок занимают в социально-экономической системе вполне определенное место, выполняют присущие только им функции и существуют в неразрывном единстве. Они представляют собой не две отдельные системы, а две взаимозависимые и взаимообусловленные части единой системы -смешанной экономики. Государственный и рыночный сектор, не сливаясь, но и не противодействуя друг другу, образуют единый механизм, в котором вы-полняют особые, свойственные только каждому из них функции, дополняют друг друга, обусловливая тем самым дееспособность собственную и системы в целом.Основная функция рынка, как уже говорилось, экономическая эффектив-ность. Государственный сектор хотя и выполняет собственные специфиче-ские задачи, не свойственные частному бизнесу, в целом функционирует по законам рынка. В противном случае его ожидают убытки и ослабление пози-ций. Система регулирования в экономически развитых странах формируется как единая система регулирования, адекватная смешанной экономике. Она представляет собой сочетание генетически несочетаемого: спонтанного ры-ночного саморегулирования и государственного регулирования. Речь при этом идет не просто о корректировке рыночного механизма, а об образовании единого механизма регулирования, разнородные элементы которого, допол-няя друг друга, играют самостоятельную регулирующую роль. Сочетание рыночного и государственного регулирования формирует единую систему регулирования, обеспечивает баланс частных и общественных интересов, взаимосвязь социального и экономического начал. Формирование единой системы регулирования должно подчиняться общему закону У.Р. Эшби, ко-торый иногда называют законом необходимого разнообразия. В соответствии с этим законом сложность (разнообразие) управляющей системы должна быть не меньше, чем сложность (разнообразие) управляемой системы. Разви-тие экономики, как мы уже говорили, идет в сторону усложнения. Система управления должна соответствовать этому усложнению.В нашей стране на волне реформ возобладало стремление отделить госу-дарство от экономики. Частный интерес ставился во главу угла проводимой политики. В развитых же странах направленность экономической политики фокусируется на повышении эффективности работы государственного секто-ра и его взаимодействии с частным. В экономической теории под влиянием реформ приветствуется принцип «экономического человека» с абсолютиза-цией его частного интереса. Однако идея «экономического человека» уже устарела. Она возникла в условиях мелкотоварного и раннекапиталистиче-ского производства и не соответствует эпохе становления постиндустриаль-ного общества. Идея экономического индивидуализма не работает в условияхЭ.Т. Ушакова 94реализации идеи устойчивого развития общества (обеспечение экономиче-ской, энергетической и экологической безопасности и др.). В этих условиях существенно изменяется социальное значение человеческого фактора, усили-вается взаимная ответственность людей. Если в конце ХVIII в. в «воздухе носилась» идея экономического человека, то с конца XX столетия в «воздухе носится» идея социального (творческого) человека. Переход к инновацион-ному типу развития, превращение знаний в ключевой ресурс экономики, до-полняющий собой традиционные ресурсы, интеграционные процессы, иду-щие в экономике на основе новых технологий, процессы глобализации - все это характеризует постиндустриальную экономику. Этим процессам адекват-на идея социального (творческого) человека. Идее социального человека аде-кватна идея социально ответственного государства, обеспечивающего обще-народные интересы.Реформаторская мысль, игнорируя государственный сектор экономики и идею социально ответственного государства, сосредоточилась в основном вокруг рынка совершенной конкуренции. Но рынка в его классическом смысле давно уже не существует. Классический рынок остался в XIX в., а современная капиталистическая экономика является смешанной и по форме собственности, и по организации предпринимательской деятельности, и по механизму ценообразования. Рынок больше не является рынком совершен-ной конкуренции, а становится сферой господства гигантских корпораций. Цены на продукцию корпораций определяются не столько спросом и пред-ложением, сколько степенью корпоративного господства. Прежний рыноч-ный механизм саморегулирования перестает быть единственным. Он допол-няется механизмом навязывания рынку интересов корпоративного капитала, а также государственным механизмом регулирования. Это обстоятельство принципиально меняет рыночную модель. Поэтому тезис о том, что совре-менная экономика является смешанной и по форме собственности и по орга-низации предпринимательской деятельности, следует дополнить положением о том, что и механизм хозяйствования является не чисто рыночным механизмом саморегулирования, а смешанным. Однако, несмотря на это, смешанная эко-номика и экономика классического капитализма носят одинаковое название «рыночная экономика». Нужно признать, что для современной экономики это слишком абстрактное определение. Основные проблемы развития смешанной экономики как экономической системы заключаются в том, чтобы:во-первых, найти оптимальное соотношение между рыночным механиз-мом саморегулирования и государственным регулированием, между частным и государственным секторами экономики;во-вторых, найти эффективные способы сдерживания интересов корпора-тивного капитала, не искажающие рыночный механизм саморегулирования;в-третьих, определить наиболее эффективные способы государственного вмешательства в экономику.В экономической теории при рассмотрении экономической роли государ-ства акцент делается на особенностях государства как механизма обществен-ной координации, отличающегося от рыночного механизма координации экономической деятельности. Отсюда государство - это система институтов,Проблемы регулирования рыночной экономики95с помощью которых обеспечивается координация действий членов общества, преследующих общие цели. Кроме того, государство - это хозяйствующее общество как единое целое, в котором координация достигается на основе сознательных усилий, а не в результате действия стихии рыночных сделок.Экономическая политика государства - неотъемлемый атрибут рыночной экономики, представляющей не только объект, но и основу для государст-венной хозяйственной активности. Но недостаточно знать, как работают хо-зяйственные и регулирующие механизмы. Необходимо понимать, на каких принципах строится эта работа. И это означает, что современная экономиче-ская система нуждается в теоретическом объяснении, а экономическая поли-тика - в теоретическом обосновании. Такой подход базируется на системе институтов, которые могут возникать и развиваться спонтанно, эволюцион-ным путем, формироваться обществом или создаваться сознательно и целе-направленно политикой государства. Отсюда вытекает не только взаимозави-симость и взаимообусловленность отдельных направлений экономической политики, но и их системное соответствие (конформность) принципам сво-бодного рыночного хозяйства. Это обеспечивается политикой хозяйственно-го порядка. Политика хозяйственного порядка является доминирующей функцией государства в рыночной экономике. Прямое вмешательство госу-дарства в объективные хозяйственные процессы должно быть сведено к ми-нимуму. Либеральная традиция принципиально не признает право государст-ва вмешиваться в процесс хозяйственного формотворчества. Однако чисто эволюционное развитие лишь в редких случаях приводит к созданию эффек-тивных или хотя бы общественно приемлемых хозяйственных форм и инсти-тутов. Непризнание активной роли государства в реформировании хозяйст-венного порядка, формировании системы институтов приводит к тому, что либералы сдают свои позиции мощным группам интересов, которые создают хозяйственные условия в своих собственных корыстных интересах, не отве-чающих критериям конкурентного рынка и свободного предпринимательст-ва. Сильное государство обязано проводить политику поддержания конку-рентного порядка. Экономика, в которой господствуют группы интересов и монополистические объединения, имеет с рыночной организацией мало об-щего. Более того, такая экономика подрывает основы рыночного хозяйства и порождает его деформации. Рынок без конкуренции просто фикция, а госу-дарство, поддерживающее монополистические объединения, становится все менее и менее эффективным. Это означает не усиление государства, а, напро-тив, его ослабление. Такое устройство чуждо принципам демократии и граж-данскому обществу. Необходимы эффективный конкурентный порядок и соци-альная справедливость, правовое государство, признающее приоритет свобо-ды индивида и гуманистических начал в политическом устройстве общества.Глобальный финансовый кризис высветил: а) инерцию сложившейся эко-номической модели, основанной на гонке за сверхприбылью и сверхпотреб-лением любой ценой, б) неспособность бизнеса видеть перспективу общест-венного развития, его опасения того, что меры по защите окружающей среды замедлят темпы экономического роста, в) его низкую социальную ответст-венность. Модернизация бросает несколько вызовов государству, которыеЭ.Т. Ушакова 96придется принять. Самый главный вызов, который искажает мотивы бизнеса и базовые ценности рынка, - это энергосырьевые, торговые, строительные, спиртовые, фармацевтические и другие монополии. Они приняли в стране невероятный размах, получая норму прибыли в пятьсот и в тысячу процен-тов. Без участия государства путь к модернизации невозможен. Скорее всего, с участием государства придется создавать крупные инновационные пред-приятия, которые в дальнейшем, когда они встанут на ноги, будут привати-зированы. Слепая вера в «невидимую руку рынка» и бездействие государства дополняют картину сложившейся на сегодня экономической модели и прямо способствуют развитию глобального финансово-экономического и экологи-ческого кризиса.В становление новой модели должны внести свой вклад правительство, бизнес и общество в результате их цивилизованного взаимодействия и взаи-мовлияния. Новая модель потребует перехода к новым базовым ценностям. В понимании природы целостности системы смешанной экономики должен применяться подход, имеющий функциональную основу.В системе смешанной экономики, представляющей собой органическое единство противоположных частей (подсистем), место и роль каждой из них обусловлены выполнением определенных функций. С позиций системы важ-но, какие функции выполняет подсистема в рамках целого, как она работает на целостность. Такая природа системности заставляет пересмотреть выводы об асимметричном характере взаимозависимости сторон в их неразрывном единстве, когда одна сторона первична, другая вторична, производна, одна преимущественно определяет другую. Зависимости представляются как пре-имущественно самостоятельные отношения, подчиняющиеся своим, собст-венным законам развития. Социальное не является чем-то производным, вто-ричным от экономического. Их взаимодействие в рамках единой системы основано на принципе дополнительности. Социальная сфера, которая тради-ционно считалась пассивным элементом экономической системы, производ-ной от экономической составляющей, в настоящее время превратилась в один из основных источников экономического роста. Социальное и экономиче-ское - две противоположности, характеризующие развитие социально-экономических систем. Подобное представление о развитии социально-экономических систем стало возможным только с выработкой интегрирован-ного, системного подхода к исследованию явлений природы и общества, с раскрытием эволюции этих систем и ее внутренних механизмов, прежде все-го процессов самоорганизации, с открытием универсального принципа до-полнительности. Социальное и экономическое начала представляют собой противоположности, характеризующие многомерность единой системы со-временной смешанной экономики. Это сочетание несочетаемого, присущее органическому сочетанию и тесному переплетению рыночных и государст-венных начал. Сочетание несочетаемого присуще самой природе. Оно откры-вается уже в глубинах материи - ее первоосновах. Наука ХХ столетия обна-ружила, что все элементарные частицы - это настоящее сочетание несоче-таемого. Они не только частицы, но еще и волны. Наука, устанавливая воз-можность существования волн-частиц, открыла универсальный принцип до-Проблемы регулирования рыночной экономики97полнительности. Социальное и экономическое в своем взаимном дополнении образуют то сочетание несочетаемого, которое составляет сущность самораз-вития сложной современной рыночной системы - смешанной экономики. Под влиянием конкретно-исторических и национальных особенностей соз-даются специфические модели смешанной экономики.Положения, конспективно изложенные выше, должны быть в учебных дисциплинах развиты и дополнены как теоретическими обоснованиями, так и конкретными примерами из опыта социально-экономической жизни госу-дарств на современном историческом этапе.По мнению большинства аналитиков, «рыночный чистоган» является ос-новной причиной нынешнего мирового экономического кризиса. Показа-тельно, что начался он в «классической рыночной стране» - в США и почти не задел Китай - страну, идущую по пути поиска оптимального сочетания законов рынка и государственного регулирования.Таким образом, при рассмотрении проблемы регулирования рыночной экономики в названных учебных курсах особое внимание необходимо уде-лить следующим вопросам:- нарастающая сложность современной социально-экономической жизни, технологический прогресс на основе новых знаний, институционализация общества и экономики, развитие гражданского общества, превращение соци-альной составляющей в важнейший источник экономического роста обусло-вили необходимость смены традиционного подхода к взаимодействию рынка и государства, основанного на принципе дополнительности в рамках единой системы - смешанной экономики;- рынок и государство выполняют особые, присущие только им функции и существуют в неразрывном единстве;- единая система регулирования в смешанной экономике представляет собой сочетание рыночного механизма саморегулирования и государственно-го регулирования.

Ключевые слова

экономическая эффективность, рыночное саморегулирование, государственное регулирование, смешанная экономика, economic efficiency, market self-regulation, state regulation, mixed economy

Авторы

ФИООрганизацияДополнительноE-mail
Ушакова Эмма ТихоновнаТомский государственный университетпрофессор, доктор экономических наук, профессор кафедрыполитической экономииpolitico@ef.tsu.ru
Всего: 1

Ссылки

 ПРОБЛЕМЫ РЕГУЛИРОВАНИЯ РЫНОЧНОЙ ЭКОНОМИКИВ КУРСАХ «ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ТЕОРИЯ» И «ЭКОНОМИКАОБЩЕСТВЕННОГО СЕКТОРА» | Вестн. Том. гос. ун-та. Экономика. 2010. № 1 (9).

ПРОБЛЕМЫ РЕГУЛИРОВАНИЯ РЫНОЧНОЙ ЭКОНОМИКИВ КУРСАХ «ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ТЕОРИЯ» И «ЭКОНОМИКАОБЩЕСТВЕННОГО СЕКТОРА» | Вестн. Том. гос. ун-та. Экономика. 2010. № 1 (9).

Полнотекстовая версия