КОНСУЛЬТАЦИЯ КАК МЕТОД АКТИВИЗАЦИИ РАБОТЫСТУДЕНТОВ В ПРОЦЕССЕ ПОЗНАНИЯИ УСВОЕНИЯ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ТЕОРИИ
Анализируются проблемы организации консультаций как метода активизации работы студентов в процессе познания и усвоения экономической теории; рассматриваются функции, виды консультаций, как предэкзаменационных, так и текущих.
TUTORIAL AS A METHOD OF STUDENTS WORK IN THE PROCESS OF ECONOMIC THEORY COGNITION AND MASTERING.pdf Процесс познания экономической теории является сложным процессом, требующим от студентов значительных усилий в области изучения и усвое-ния экономических истин, умения анализировать прочитанный материал, ло-гически мыслить и делать выводы. Для студента важно умение организовать самостоятельную работу таким образом, чтобы достаточно глубоко и полно освоить услышанный на лекции и прочитанный в учебниках материал, под-готовиться к практическому занятию, коллоквиуму, докладу, контрольной работе. В этом процессе велика роль преподавателя. Одной из главных функ-ций его деятельности является задача научить студента учиться, научить ра-ботать с лекционным материалом, учебником, экономической литературой. Преподаватель должен научить студента правильной организации самостоя-тельной работы, оказать помощь в освоении сложных теоретических понятий экономической науки. Преподаватель, как правило, реализует эти функции в учебное время на лекции или практическом занятии. Но, учитывая постоян-ный дефицит учебного времени для изложения теоретических вопросов эко-номики, преподаватель уделяет решению подобных проблем недостаточное время. Такое положение усиливает внимание к организации внеучебного времени работы со студентами. Главной формой подобной работы является консультация.Консультация - это дополнительная к лекциям и практическим занятиям форма работы, требующая как от преподавателя, так и от студента опреде-ленных затрат времени, дополнительной физической, умственной и психоло-гической нагрузки. К основным функциям консультации относится помощь студентам в глубоком и всестороннем освоении экономической теории, в ор-ганизации их самостоятельной работы. Преподаватель должен использовать время, отведенное для консультации, для усвоения студентами методов рабо-ты над литературой, методов конспектирования рекомендованной к практи-ческим занятиям литературы, ознакомить их с правилами составления биб-лиографического списка к докладам, рефератам, курсовым работам. Консуль-тация - это время работы со студентами, готовящими доклады, с которыми собираются выступать на практическом занятии, разного уровня конферен-Консультация как метод активизации работы студентов в процессе познания99циях, со студентами, пишущими рефераты на определенную тему. Препода-ватель обсуждает со студентами теоретические вопросы, которые необходи-мо проанализировать в докладе или реферате, разъясняет студентам сложные теоретические вопросы, обсуждает рекомендованный ранее библиографиче-ский список. Преподаватель должен ознакомить студентов с требованиями, предъявляемыми к докладу и реферату, с критериями оценки доклада или реферата. Будущему докладчику преподаватель должен порекомендовать определенные методы публичного выступления, способы привлечения вни-мания аудитории, манеру поведения перед аудиторией.Во время консультации преподаватель может ответить на интересующие студентов вопросы экономического развития страны, мировой экономики, направлений экономической политики государства.При существовании доверительных отношений преподавателя со студен-тами могут обсуждаться личные проблемы студентов, которые преподаватель может помочь решить. Практика преподавания экономической теории пока-зывает, что существуют разные формы консультаций. Все виды консульта-ций можно структурировать по разным критериям. Так, можно выделить предэкзаменационные консультации и текущие консультации.В настоящее время чаще всего проводятся предэкзаменационные кон-сультации. Их часы входят в нагрузку преподавателя, преподаватель считает их необходимыми для лучшей подготовки студентов к экзамену. На предэк-заменационных консультациях преподаватель осуществляет анализ органи-зации будущего экзамена, форм приема экзамена. Особенно это важно, если экзамен будет проводиться в нетрадиционной форме: в форме беседы, тести-рования. Преподаватель излагает критерии оценки знаний студентов.Очень важно правильно организовать предэкзаменационную консульта-цию. Обычно проводится одна консультация для каждой группы. Но сущест-вует опыт проведения двух консультаций. Одна из них проводится в конце семестра или в начале подготовки к экзаменам, вторая - за день до экзамена. Первая консультация является установочной. На ней преподаватель расска-зывает об организации экзамена, рекомендует литературу, которую необхо-димо изучить при подготовке к экзамену, выделяет сложные темы и темы, которые необходимо изучить самостоятельно. Преподаватель дает рекомен-дации по лучшей организации подготовки к экзамену, дает советы по органи-зации рабочего дня в период сессии, режиму работы. На этой консультации подводятся итоги работы группы в течение семестра.На второй консультации осуществляется разборка неясных вопросов. Преподаватель отвечает на вопросы студентов, разъясняет сложные или не-понятные студентам вопросы. Существуют две методики организации отве-тов на вопросы: первая методика предполагает ответы на вопросы в порядке их поступления; вторая требует собрать вопросы в письменном виде, систе-матизировать их по темам, соблюдая логическую последовательность курса. Преимуществом второй методики является то, что она позволяет студентам лучше понять структуру курса и логическую взаимосвязь отдельных тем. При этом преподаватель может обратить внимание студентов на другие темы, поС.А. Федорова 100которым они не задали вопросы. Кроме того, письменные вопросы могут по-дать студенты, которые стесняются устно задать вопросы.Перед зачетом, как правило, преподаватель не проводит консультации. На предзачетные консультации преподавателю не выделяется учебное время, да и формы приема зачетов, особенно в условиях балльной системы оценки знаний, не всегда требуют консультаций. Тем не менее предзачетные консуль-тации могут принести студентам пользу, прежде всего как форма дополни-тельного познания студентами сложных вопросов теории, способствующая целостному представлению студентами курса экономической теории.Текущие консультации преподаватель проводит в течение учебного года. Периодичность таких консультаций определяется преподавателем в соответ-ствии с организацией своего рабочего времени, успешностью студентов в освоении учебного материала. Чаще всего преподаватель выбирает режим проведения консультаций или один раз в неделю, в две недели, или по мере возникновения потребности в таких консультациях. Потребность в консуль-тации может быть вызвана сложностью теоретических вопросов, анализи-руемых на практических занятиях, отдельных теоретических понятий. Такая потребность определяется преподавателем или по просьбе студентов. Слож-ность проведения текущих консультаций связана прежде всего с тем, что на них не выделяется вообще или выделяется незначительное количество вре-мени.Опыт показывает, что такая консультация приносит пользу, особенно студентам первого курса. Консультация помогает студентам восполнить про-белы в освоении определенных тем. Консультации помогают преподавателю лучше узнать студентов, их проблемы и трудности, прежде всего в усвоении теоретического материала, методов решения задач в более неформальной обстановке.Консультации бывают индивидуальными и групповыми. Индивидуаль-ные консультации проводятся с отдельными студентами на добровольной основе.Групповые консультации преподаватель проводит со студентами опреде-ленной группы. Групповые консультации можно проводить по наиболее сложным темам курса, по темам, рекомендованным для самостоятельного обучения. Групповые консультации преподаватель может провести для сту-дентов, приступающих к изучению курса экономики. На этой консультации студентов следует ознакомить с системой изучения экономики, методики подготовки к семинарским занятиям, лекциям. Преподаватель должен иметь план проведения таких консультаций с перечнем вопросов, которые необхо-димо проанализировать. Студентам заранее можно предложить в письменной или устной форме задать интересующие их вопросы.Групповые консультации подразделяются на текущие и тематические. Тематические консультации проводятся по определенным темам курса, по анализу определенных типов решения задач. В этом случае преподаватель заранее определяет темы, вызывающие у студентов наибольшие трудности в усвоении, методы решения наиболее сложных задач. Тематическая консуль-тация посвящается отдельным направлениям учебного процесса. Такая кон-Консультация как метод активизации работы студентов в процессе познания101сультация может быть посвящена методике подготовки доклада и реферата, анализу учебной и научной литературы по курсу экономической теории, ра-боте с информацией, имеющейся в Интернете. Преподаватель может избрать подобной темой какие-либо волнующие проблемы развития экономики стра-ны, мировой экономики, экономической политики государства.Консультации проводятся на основе добровольного посещения студентов или в форме обязательного посещения.Добровольное посещение основано на осознании студентом своих пробе-лов в освоении курса и желании восполнить эти пробелы. Студент обращается к преподавателю за консультацией по этим вопросам, а также за помощью при подготовке докладов, рефератов, составлении библиографического списка.Обязательные консультации проводятся, прежде всего, для неуспеваю-щих студентов. В данном случае консультация используется в качестве кон-троля за освоением такими студентами пройденного материала.Обязательные консультации могут проводиться и для всей группы. Такие консультации преподаватель проводит в том случае, если какие-либо темы курса выделяются для самостоятельного изучения и у студентов возникают проблемы с их освоением или преподаватель отмечает, что студенты всей группы испытывают сложности в понимании определенных проблем курса. При обязательном посещении возникает гарантия освоения данных тем всеми студентами группы.Консультации преподаватель может проводить до или после практиче-ских занятий. До практических занятий преподаватель дает рекомендации студентам по подготовке к практическим занятиям, отвечает на возникающие вопросы. После практического занятия преподаватель анализирует ошибки в решении задач, рассматривает наиболее сложные теоретические вопросы экономической теории.Консультация имеет значение не только для студентов, но и для препода-вателя. На консультации становится очевидным, какие теоретические вопро-сы студенты не смогли освоить, методика решений каких задач не уяснена. Преподаватель может сделать вывод о просчетах в методике преподавания экономики, наметить план их преодоления.В настоящее время возникают сложности проведения консультаций. Эти сложности порождаются следующими обстоятельствами:1))недисциплинированностью студентов, которые не видят для себя необ-ходимости в посещении консультаций;2)недостатком учебного времени, выделенного на проведение консуль-таций. Преподаватель, желающий проводить консультации, чаще всего ис-пользует собственное свободное время.Особое место консультации занимают в работе со студентами заочного факультета. Студенты-заочники должны самостоятельно освоить курс по программе, написать контрольную и (или) курсовую работу. Для них очень важно получить консультацию по методике работы над контрольной или курсовой работой. У студентов заочной формы обучения возникает множест-во теоретических вопросов, проблем при освоенииэкономической науки. ЭтиС.А. Федорова 102вопросы для них наиболее эффективно решаются при личном контакте с пре-подавателем.В целях повышения роли консультаций в более глубоком и всестороннем освоении курса экономической теории предлагается рассматривать возмож-ность включения в учебную нагрузку преподавателей времени на проведение текущих консультаций, например 2 часа в неделю на поток или группу. Это не только даст большие возможности в познании курса студентам, но и дис-циплинирует преподавателя в проведении консультаций. Часы консультации должны быть включены в учебное расписание преподавателя с указанием аудитории проведения консультации. Особенно важно решение этих проблем при организации работы на заочном факультете.
Скачать электронную версию публикации
Загружен, раз: 123
Ключевые слова
консультация, функции консультации, самостоятельная работа, предэкзаменационные консультаций, текущие консультации, тематические консультации, поточные консультации, индивидуальные консультации, tutorial, pre-examination tutorial, current tutorial, tutorial obligatory for attendance, subject tutorial, group tutorial, individual tutorialАвторы
ФИО | Организация | Дополнительно | |
Федорова Светлана Анатольевна | Томский государственный архитектурно-строительный университет | доцент кафедры экономикиТел. (382-2)47-28-86 |
Ссылки

КОНСУЛЬТАЦИЯ КАК МЕТОД АКТИВИЗАЦИИ РАБОТЫСТУДЕНТОВ В ПРОЦЕССЕ ПОЗНАНИЯИ УСВОЕНИЯ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ТЕОРИИ | Вестн. Том. гос. ун-та. Экономика. 2010. № 1 (9).