КОНСУЛЬТАЦИЯ КАК МЕТОД АКТИВИЗАЦИИ РАБОТЫСТУДЕНТОВ В ПРОЦЕССЕ ПОЗНАНИЯИ УСВОЕНИЯ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ТЕОРИИ | Вестн. Том. гос. ун-та. Экономика. 2010. № 1 (9).

КОНСУЛЬТАЦИЯ КАК МЕТОД АКТИВИЗАЦИИ РАБОТЫСТУДЕНТОВ В ПРОЦЕССЕ ПОЗНАНИЯИ УСВОЕНИЯ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ТЕОРИИ

Анализируются проблемы организации консультаций как метода активизации работы студентов в процессе познания и усвоения экономической теории; рассматриваются функции, виды консультаций, как предэкзаменационных, так и текущих.

TUTORIAL AS A METHOD OF STUDENTS WORK IN THE PROCESS OF ECONOMIC THEORY COGNITION AND MASTERING.pdf Процесс познания экономической теории является сложным процессом, требующим от студентов значительных усилий в области изучения и усвое-ния экономических истин, умения анализировать прочитанный материал, ло-гически мыслить и делать выводы. Для студента важно умение организовать самостоятельную работу таким образом, чтобы достаточно глубоко и полно освоить услышанный на лекции и прочитанный в учебниках материал, под-готовиться к практическому занятию, коллоквиуму, докладу, контрольной работе. В этом процессе велика роль преподавателя. Одной из главных функ-ций его деятельности является задача научить студента учиться, научить ра-ботать с лекционным материалом, учебником, экономической литературой. Преподаватель должен научить студента правильной организации самостоя-тельной работы, оказать помощь в освоении сложных теоретических понятий экономической науки. Преподаватель, как правило, реализует эти функции в учебное время на лекции или практическом занятии. Но, учитывая постоян-ный дефицит учебного времени для изложения теоретических вопросов эко-номики, преподаватель уделяет решению подобных проблем недостаточное время. Такое положение усиливает внимание к организации внеучебного времени работы со студентами. Главной формой подобной работы является консультация.Консультация - это дополнительная к лекциям и практическим занятиям форма работы, требующая как от преподавателя, так и от студента опреде-ленных затрат времени, дополнительной физической, умственной и психоло-гической нагрузки. К основным функциям консультации относится помощь студентам в глубоком и всестороннем освоении экономической теории, в ор-ганизации их самостоятельной работы. Преподаватель должен использовать время, отведенное для консультации, для усвоения студентами методов рабо-ты над литературой, методов конспектирования рекомендованной к практи-ческим занятиям литературы, ознакомить их с правилами составления биб-лиографического списка к докладам, рефератам, курсовым работам. Консуль-тация - это время работы со студентами, готовящими доклады, с которыми собираются выступать на практическом занятии, разного уровня конферен-Консультация как метод активизации работы студентов в процессе познания99циях, со студентами, пишущими рефераты на определенную тему. Препода-ватель обсуждает со студентами теоретические вопросы, которые необходи-мо проанализировать в докладе или реферате, разъясняет студентам сложные теоретические вопросы, обсуждает рекомендованный ранее библиографиче-ский список. Преподаватель должен ознакомить студентов с требованиями, предъявляемыми к докладу и реферату, с критериями оценки доклада или реферата. Будущему докладчику преподаватель должен порекомендовать определенные методы публичного выступления, способы привлечения вни-мания аудитории, манеру поведения перед аудиторией.Во время консультации преподаватель может ответить на интересующие студентов вопросы экономического развития страны, мировой экономики, направлений экономической политики государства.При существовании доверительных отношений преподавателя со студен-тами могут обсуждаться личные проблемы студентов, которые преподаватель может помочь решить. Практика преподавания экономической теории пока-зывает, что существуют разные формы консультаций. Все виды консульта-ций можно структурировать по разным критериям. Так, можно выделить предэкзаменационные консультации и текущие консультации.В настоящее время чаще всего проводятся предэкзаменационные кон-сультации. Их часы входят в нагрузку преподавателя, преподаватель считает их необходимыми для лучшей подготовки студентов к экзамену. На предэк-заменационных консультациях преподаватель осуществляет анализ органи-зации будущего экзамена, форм приема экзамена. Особенно это важно, если экзамен будет проводиться в нетрадиционной форме: в форме беседы, тести-рования. Преподаватель излагает критерии оценки знаний студентов.Очень важно правильно организовать предэкзаменационную консульта-цию. Обычно проводится одна консультация для каждой группы. Но сущест-вует опыт проведения двух консультаций. Одна из них проводится в конце семестра или в начале подготовки к экзаменам, вторая - за день до экзамена. Первая консультация является установочной. На ней преподаватель расска-зывает об организации экзамена, рекомендует литературу, которую необхо-димо изучить при подготовке к экзамену, выделяет сложные темы и темы, которые необходимо изучить самостоятельно. Преподаватель дает рекомен-дации по лучшей организации подготовки к экзамену, дает советы по органи-зации рабочего дня в период сессии, режиму работы. На этой консультации подводятся итоги работы группы в течение семестра.На второй консультации осуществляется разборка неясных вопросов. Преподаватель отвечает на вопросы студентов, разъясняет сложные или не-понятные студентам вопросы. Существуют две методики организации отве-тов на вопросы: первая методика предполагает ответы на вопросы в порядке их поступления; вторая требует собрать вопросы в письменном виде, систе-матизировать их по темам, соблюдая логическую последовательность курса. Преимуществом второй методики является то, что она позволяет студентам лучше понять структуру курса и логическую взаимосвязь отдельных тем. При этом преподаватель может обратить внимание студентов на другие темы, поС.А. Федорова 100которым они не задали вопросы. Кроме того, письменные вопросы могут по-дать студенты, которые стесняются устно задать вопросы.Перед зачетом, как правило, преподаватель не проводит консультации. На предзачетные консультации преподавателю не выделяется учебное время, да и формы приема зачетов, особенно в условиях балльной системы оценки знаний, не всегда требуют консультаций. Тем не менее предзачетные консуль-тации могут принести студентам пользу, прежде всего как форма дополни-тельного познания студентами сложных вопросов теории, способствующая целостному представлению студентами курса экономической теории.Текущие консультации преподаватель проводит в течение учебного года. Периодичность таких консультаций определяется преподавателем в соответ-ствии с организацией своего рабочего времени, успешностью студентов в освоении учебного материала. Чаще всего преподаватель выбирает режим проведения консультаций или один раз в неделю, в две недели, или по мере возникновения потребности в таких консультациях. Потребность в консуль-тации может быть вызвана сложностью теоретических вопросов, анализи-руемых на практических занятиях, отдельных теоретических понятий. Такая потребность определяется преподавателем или по просьбе студентов. Слож-ность проведения текущих консультаций связана прежде всего с тем, что на них не выделяется вообще или выделяется незначительное количество вре-мени.Опыт показывает, что такая консультация приносит пользу, особенно студентам первого курса. Консультация помогает студентам восполнить про-белы в освоении определенных тем. Консультации помогают преподавателю лучше узнать студентов, их проблемы и трудности, прежде всего в усвоении теоретического материала, методов решения задач в более неформальной обстановке.Консультации бывают индивидуальными и групповыми. Индивидуаль-ные консультации проводятся с отдельными студентами на добровольной основе.Групповые консультации преподаватель проводит со студентами опреде-ленной группы. Групповые консультации можно проводить по наиболее сложным темам курса, по темам, рекомендованным для самостоятельного обучения. Групповые консультации преподаватель может провести для сту-дентов, приступающих к изучению курса экономики. На этой консультации студентов следует ознакомить с системой изучения экономики, методики подготовки к семинарским занятиям, лекциям. Преподаватель должен иметь план проведения таких консультаций с перечнем вопросов, которые необхо-димо проанализировать. Студентам заранее можно предложить в письменной или устной форме задать интересующие их вопросы.Групповые консультации подразделяются на текущие и тематические. Тематические консультации проводятся по определенным темам курса, по анализу определенных типов решения задач. В этом случае преподаватель заранее определяет темы, вызывающие у студентов наибольшие трудности в усвоении, методы решения наиболее сложных задач. Тематическая консуль-тация посвящается отдельным направлениям учебного процесса. Такая кон-Консультация как метод активизации работы студентов в процессе познания101сультация может быть посвящена методике подготовки доклада и реферата, анализу учебной и научной литературы по курсу экономической теории, ра-боте с информацией, имеющейся в Интернете. Преподаватель может избрать подобной темой какие-либо волнующие проблемы развития экономики стра-ны, мировой экономики, экономической политики государства.Консультации проводятся на основе добровольного посещения студентов или в форме обязательного посещения.Добровольное посещение основано на осознании студентом своих пробе-лов в освоении курса и желании восполнить эти пробелы. Студент обращается к преподавателю за консультацией по этим вопросам, а также за помощью при подготовке докладов, рефератов, составлении библиографического списка.Обязательные консультации проводятся, прежде всего, для неуспеваю-щих студентов. В данном случае консультация используется в качестве кон-троля за освоением такими студентами пройденного материала.Обязательные консультации могут проводиться и для всей группы. Такие консультации преподаватель проводит в том случае, если какие-либо темы курса выделяются для самостоятельного изучения и у студентов возникают проблемы с их освоением или преподаватель отмечает, что студенты всей группы испытывают сложности в понимании определенных проблем курса. При обязательном посещении возникает гарантия освоения данных тем всеми студентами группы.Консультации преподаватель может проводить до или после практиче-ских занятий. До практических занятий преподаватель дает рекомендации студентам по подготовке к практическим занятиям, отвечает на возникающие вопросы. После практического занятия преподаватель анализирует ошибки в решении задач, рассматривает наиболее сложные теоретические вопросы экономической теории.Консультация имеет значение не только для студентов, но и для препода-вателя. На консультации становится очевидным, какие теоретические вопро-сы студенты не смогли освоить, методика решений каких задач не уяснена. Преподаватель может сделать вывод о просчетах в методике преподавания экономики, наметить план их преодоления.В настоящее время возникают сложности проведения консультаций. Эти сложности порождаются следующими обстоятельствами:1))недисциплинированностью студентов, которые не видят для себя необ-ходимости в посещении консультаций;2)недостатком учебного времени, выделенного на проведение консуль-таций. Преподаватель, желающий проводить консультации, чаще всего ис-пользует собственное свободное время.Особое место консультации занимают в работе со студентами заочного факультета. Студенты-заочники должны самостоятельно освоить курс по программе, написать контрольную и (или) курсовую работу. Для них очень важно получить консультацию по методике работы над контрольной или курсовой работой. У студентов заочной формы обучения возникает множест-во теоретических вопросов, проблем при освоенииэкономической науки. ЭтиС.А. Федорова 102вопросы для них наиболее эффективно решаются при личном контакте с пре-подавателем.В целях повышения роли консультаций в более глубоком и всестороннем освоении курса экономической теории предлагается рассматривать возмож-ность включения в учебную нагрузку преподавателей времени на проведение текущих консультаций, например 2 часа в неделю на поток или группу. Это не только даст большие возможности в познании курса студентам, но и дис-циплинирует преподавателя в проведении консультаций. Часы консультации должны быть включены в учебное расписание преподавателя с указанием аудитории проведения консультации. Особенно важно решение этих проблем при организации работы на заочном факультете.

Ключевые слова

консультация, функции консультации, самостоятельная работа, предэкзаменационные консультаций, текущие консультации, тематические консультации, поточные консультации, индивидуальные консультации, tutorial, pre-examination tutorial, current tutorial, tutorial obligatory for attendance, subject tutorial, group tutorial, individual tutorial

Авторы

ФИООрганизацияДополнительноE-mail
Федорова Светлана АнатольевнаТомский государственный архитектурно-строительный университетдоцент кафедры экономикиТел. (382-2)47-28-86
Всего: 1

Ссылки

 КОНСУЛЬТАЦИЯ КАК МЕТОД АКТИВИЗАЦИИ РАБОТЫСТУДЕНТОВ В ПРОЦЕССЕ ПОЗНАНИЯИ УСВОЕНИЯ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ТЕОРИИ | Вестн. Том. гос. ун-та. Экономика. 2010. № 1 (9).

КОНСУЛЬТАЦИЯ КАК МЕТОД АКТИВИЗАЦИИ РАБОТЫСТУДЕНТОВ В ПРОЦЕССЕ ПОЗНАНИЯИ УСВОЕНИЯ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ТЕОРИИ | Вестн. Том. гос. ун-та. Экономика. 2010. № 1 (9).

Полнотекстовая версия