ПРИНЦИП САМООБУЧЕНИЯ В ФЕДЕРАЛЬНОМГОСУДАРСТВЕННОМ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ СТАНДАРТЕВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ(ФГОС ВПО-3) ПО НАПРАВЛЕНИЮ «ЭКОНОМИКА»И НЕОБХОДИМЫЕ УСЛОВИЯ ЕГО РЕАЛИЗАЦИИ | Вестн. Том. гос. ун-та. Экономика. 2010. № 1 (9).

ПРИНЦИП САМООБУЧЕНИЯ В ФЕДЕРАЛЬНОМГОСУДАРСТВЕННОМ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ СТАНДАРТЕВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ(ФГОС ВПО-3) ПО НАПРАВЛЕНИЮ «ЭКОНОМИКА»И НЕОБХОДИМЫЕ УСЛОВИЯ ЕГО РЕАЛИЗАЦИИ

Обсуждается основной принцип компетентностного подхода - принцип самообучения, который был реализован в новом Федеральном государственном стандарте высшего профессионального образования (ФГОС ВПО-3). Показано, что все требования нового Федерального стандарта могут быть реализованы, если ведущие государственные университеты будут преобразованы в финансово автономные институты национального и регионального значения.

THE PRINCIPLE OF THE SELF-EDUCATION IN THE FEDERAL STATE STANDARD OF THE UNIVERSITY PROFESSIONAL EDUCATION (FSSUPE - 3) .pdf Модернизация современной российской экономики, которая должна по-высить уровень её наукоемкости и международной конкурентоспособности, предполагает соответствующее изменение качественного состава националь-ного работника, прежде всего кадров высшей квалификации. Речь идет не только об инженерном корпусе, но и об экономистах, юристах и других спе-циалистах гуманитарного направления.Актуальной стала потребность в кадрах высшей квалификации, владею-щих современными знаниями, умеющими и желающими их применять в сво-ей практической деятельности.С 2000 г. подготовка кадров высшей квалификации в вузах России осу-ществляется на базе государственных стандартов, ориентированных на эф-фективную передачу знаний студентам для их последующего использования в национальном производстве без существенного обновления.В условиях формирования экономики знаний и тотальной компьютериза-ции всех сфер жизнедеятельности статическая модель подготовки кадров высшей квалификации, основанная на парадигме долговременного соответ-ствия полученного знания потребностям практики хозяйствования, уже «не работает». Соответственно потребовалась замена основополагающего прин-ципа дидактики «преподаватель учит, а студент обучается» на принцип креа-тивного обучения, который предполагает активное участие студента в этом процессе. Тем самым обучение превращается в самообучение.Существенно меняется функция преподавателя. Из уникального носителя и транслятора знания он превращается в организатора и консультанта сту-дента по его поиску, упорядочению и интерпретации. Преподаватель совме-стно со студентом формирует траекторию самообучения, конечные и проме-Принцип самообучения в ФГОС ВПО-3 по направлению «Экономика»109жуточные цели, выделяет этапы, устанавливает график консультаций и поря-док контроля.Таким образом, новая технология обучения ориентирована на формиро-вание способности к самостоятельному поиску новых знаний, их отбору, ус-воению с последующим использованием в практической деятельности.Переориентация технологии обучения с пассивного усвоения студентом определенного объема знаний на технологию контролируемого самообуче-ния, на интенсивное развитие инструментальных навыков и психологической готовности применения накопленного знания в практической деятельности -отличительные признаки компетентностного подхода.Важное условие перехода к обучению на основе компетентностного под-хода - реализация политики непрерывного профессионального образования, которая основывается на концепции «поддерживающего непрерывного про-фессионального самообучения». Согласно этой концепции непрерывное про-фессиональное самообучение состоит из двух ступеней: вузовской (универ-ситетской) и послевузовской (постуниверситетской).Начиная с середины 70-х гг. XX в. в США, Великобритании, Швеции, Франции, Испании принцип единства университетского и постуниверситет-ского профессионального образования является основополагающим при формировании национальной правительственной политики подготовки кад-ров высшей квалификации. Университетская ступень подготовки рассматри-вается как базовая не только для накопления современных знаний, но и для развития необходимых навыков, умений будущего специалиста. При этом затраты на подготовку в стенах университетов постоянно растут. Лидерами по величине годовых бюджетов исследовательских университетов являются США. Например, в 2008 г. годовые бюджеты Гарвардского и Стэнфордского университетов достигали 3,2 млрд долл. каждый, у 5 других университетов они превышали 2 млрд долл. [1. С. 98].Очевидна тенденция маркетизации высшего профессионального образо-вания, превращения национальных университетов в субъектов рынка труда, а самих выпускников - в особый интеллектуальный квазитовар.В России процесс включения университетов в рыночные отношения раз-вивался стихийно и до сих пор остается противоречивым. Однако именно законы товарного производства стали фактором, ускорившим перевод обуче-ния на парадигму компетентностного подхода.Новая парадигма была реализована в подготовленных к концу 2009 г. проектах Федеральных государственных образовательных стандартов высше-го профессионального образования 3-го поколения.Они создавались исходя из общеевропейского понимания парадигмы компетентности как способности выпускника высшего учебного заведения самостоятельно применять накопленные знания и умения для решения по-ставленных перед ним задач и достигать конечной цели через групповое взаимодействие.Большое значение в Европе придается общим квалификационным компе-тенциям (таблица), особенно таким, как способность к анализу, синтезу иВ.С. Цитленок 110самообучению, о чем свидетельствуют опросы преподавателей, работодате-лей, самих выпускников [2. С. 35].Таблица 1Оценка участниками образовательного процесса значения общих компетенцийУровень значимости№ п/пРейтинг оценок значимости общих компетенций1Способность к анализу и синтезу213172Способность учиться321283Способность применять знания на практике5323134Способность адаптироваться к новым ситуациям7544205Способность порождать новые идеи (креатив-ность)4967266Письменная и устная коммуникация на родном языке9775287Навыки межличностных отношений14656318Способность к критике и самокритике610910359Базовые знания в различных областях11212123710Принятие решений128893711Элементарные навыки работы на компьютере1641083812Способность работать в междисциплинарной ко-манде101311114513Тщательная подготовка по основам профессио-нальных знаний81114134614Приверженность этическим ценностям131613145615Знание иностранного языка151415155916Навыки проведения исследований111517165917Принятие различий и многокультурности1717161767В ФГОС ВПО-3 компетентностный подход принял форму списка требо-ваний двух видов: общекультурных и профессиональных.На уровне подготовки бакалавра общекультурные компетенции отражены 15 требованиями, на уровне подготовки магистра - 6.Набор профессиональных компетенций на уровне бакалавра включает 16 требований, на уровне магистра - 14 [3. С. 8-11].Содержание общекультурной компетенции бакалавра определяется сле-дующими требованиями:- владеть культурой мышления, уметь обобщать, анализировать инфор-мацию, ставить цели и выбирать пути их достижения (ОК-1);- понимать и анализировать мировоззренческие, социально и личностно значимые философские проблемы (ОК-2);Принцип самообучения в ФГОС ВПО-3 по направлению «Экономика»111- понимать движущие силы и закономерности исторического процесса; события и процессы экономической истории; место и роль своей страны в истории человечества и в современном мире (ОК-3);- анализировать социально значимые проблемы и процессы, происходя-щие в обществе, и прогнозировать возможное их развитие в будущем (ОК-4);- использовать нормативные правовые документы в своей деятельности (ОК-5);- логически верно, аргументированно и ясно строить устную и письмен-ную речь (ОК-6);- работать в коллективе (ОК-7);- находить организационно-управленческие решения и нести за них от-ветственность (ОК-8);- постоянно повышать свою квалификацию и мастерство (ОК-9);- критически оценивать свои достоинства и недостатки, уметь найти пути и выбрать средства развития достоинств и устранения недостатков (ОК-10);- сознавать социальную значимость своей будущей профессии, обла-дать высокой мотивацией к выполнению профессиональной деятельности (ОК-11);- сознавать сущность и значение информации в развитии современного общества; владеть основными методами, способами и средствами получения, хранения, защиты информации (ОК-12);- уметь работать с компьютером как средством управления информацией и с информацией в глобальных компьютерных сетях (ОК-13);- владеть одним из иностранных языков на уровне не ниже разговорного (ОК-14);- владеть основными методами защиты производственного персонала и населения от возможных последствий аварий, катастроф, стихийных бедст-вий (ОК-15).Помимо этих качеств бакалавра к магистру предъявляются дополнитель-ные общекультурные требования:- постоянно развивать свой интеллектуальный и культурный потенциалы (ОК-1);- уметь самостоятельно осваивать новые методы исследований, вплоть до изменения своего научного и научно-производственного профиля (ОК-2);- уметь самостоятельно приобретать и использовать в практической дея-тельности новые знания и умения, включая новые области знаний, непосред-ственно не связанных со сферой деятельности (ОК-3);- уметь принимать организационно-управленческие решения и отвечать за их результаты (ОК-4);- уметь свободно пользоваться иностранными языками как средством профессионального общения (ОК-5);- владеть навыками публичной и научной речи (ОК-6).Профессиональная сторона компетентности бакалавра и магистра вклю-чает 5 относительно самостоятельных групп требований в области своей дея-тельности: расчетно-аналитическую, научно-исследовательскую, проектно-экономическую, организационно-управленческую, педагогическую.В.С. Цитленок 112Обладатель диплома бакалавра должен уметь:- собирать и анализировать исходные данные, необходимые для расчета экономических и социально-экономических показателей, характеризующих деятельность хозяйствующих субъектов (ПК-1);- рассчитывать на основе типовых методик и действующей нормативно-правовой базы экономические и социально-экономические показатели, ха-рактеризующие деятельность хозяйствующих субъектов (ПК-2);- выполнять необходимые для составления экономических разделов пла-нов расчеты, обосновывать их и представлять результаты работы в соответ-ствии с принятыми в организации стандартами (ПК-3);- осуществлять сбор, анализ и обработку данных, необходимых для ре-шения поставленных экономических задач (ПК-4);- выбирать инструментальные средства для обработки экономических данных в соответствии с поставленной задачей, анализировать результаты расчетов и обосновывать полученные выводы (ПК-5);- на основе описания экономических процессов и явлений строить стан-дартные теоретические и эконометрические модели, анализировать и содер-жательно интерпретировать полученные результаты (ПК-6);- анализировать и интерпретировать финансовую, бухгалтерскую и иную информацию, содержащуюся в отчетности предприятий различных форм собственности, организаций, ведомств и т.д., и использовать полученные све-дения для принятия управленческих решений (ПК-7);- анализировать и интерпретировать данные отечественной и зарубежной статистики о социально-экономических процессах и явлениях, выявлять тен-денции изменения социально-экономических показателей (ПК-8);- собирать необходимые данные, анализировать их, готовить информаци-онный обзор и (или) аналитический отчет (ПК-9);- использовать для решения аналитических и исследовательских задач современные технические средства и информационные технологии (ПК-10);- организовать деятельность малой группы, созданной для реализации конкретного экономического проекта (ПК-11);- использовать для решения коммуникативных задач современные техни-ческие средства и информационные технологии (ПК- 12);- критически оценивать предлагаемые варианты управленческих реше-ний и разработать и обосновать предложения по их совершенствованию с учетом критериев социально-экономической эффективности, рисков и воз-можных социально-экономических последствий (ПК-13);- преподавать экономические дисциплины в образовательных учрежде-ниях различного уровня, используя существующие программы и учебно-методические материалы (ПК-15);- участвовать в совершенствовании и разработке учебно-методического обеспечения экономических дисциплин (ПК-16).Выпускник с дипломом магистра должен уметь:- обобщать и критически оценивать результаты, полученные отечествен-ными и зарубежными исследователями, выявлять перспективные направле-ния, составлять программу исследований (ПК-1);Принцип самообучения в ФГОС ВПО-3 по направлению «Экономика»113- обосновывать актуальность, теоретическую и практическую значимость избранной темы научного исследования (ПК-2);- проводить самостоятельные исследования в соответствии с разработан-ной программой (ПК-3);- представлять результаты проведенного исследования научному сооб-ществу в виде статьи или доклада (ПК-4);- самостоятельно осуществлять подготовку заданий и разрабатывать про-ектные решения с учетом фактора неопределенности, разрабатывать соответ-ствующие методические и нормативные документы, а также предложения и мероприятия по реализации разработанных проектов и программ (ПК-5);- оценивать эффективность проектов с учетом фактора неопределенности (ПК-6);- разрабатывать стратегии поведения экономических агентов на различ-ных рынках (ПК-7);- готовить аналитические материалы для оценки мероприятий в области экономической политики и принятия стратегических решений на микро- и макроуровне (ПК-8);- анализировать и использовать различные источники информации для проведения экономических расчетов (ПК-9);- составлять прогноз основных социально-экономических показателей деятельности предприятия, отрасли, региона и экономики в целом (ПК-10);- руководить экономическими службами и подразделениями на предпри-ятиях и организациях различных форм собственности, в органах государст-венной и муниципальной власти (ПК-11);- разрабатывать варианты управленческих решений и обосновывать их выбор на основе критериев социально-экономической эффективности (ПК-12);- применять современные методы и методики преподавания экономиче-ских дисциплин в высших учебных заведениях (ПК-13);- разрабатывать учебные планы, программы и соответствующее методи-ческое обеспечение для преподавания экономических дисциплин в высших учебных заведениях (ПК-14).Распределение учебного времени ориентировано на развитие склонности к самообучению, осуществляемого в двух формах: пассивной и активной.К пассивной форме относится посещение студентом аудиторных занятий, консультаций, к активной - подготовка и выступление на практических заня-тиях, участие в различного рода конкурсах, студенческих конференциях, фо-румах, олимпиадах, подготовка курсовых и выпускных квалификационных работ, публикация статей в различных сборниках, журналах, выполнение за-даний в ходе учебной и производственной практик.Доля лекционных часов по программе бакалавра Федеральным государ-ственным стандартом 3-го поколения ограничена 25% аудиторных занятий всех видов, а по программе магистра - 10-15%. Существенно увеличено вре-мя на производственную практику магистра: 38-42% всех учебных часов.Не менее 30% времени практических аудиторных занятий будут занимать активные и интерактивные формы их проведения.В.С. Цитленок 114Все возрастающее значение приобретает обучение по индивидуальным образовательным программам студентов старших курсов. Индивидуальная работа студентов должна обеспечиваться их свободным доступом в Интер-нет.В библиотеке университета, кроме ведущих российских экономических журналов, должны быть научные журналы МГУ, СПбГУ, ГУ-ВШЭ, а также иностранные журналы: American Economic Review, Journal of Finance, Journal of Economic Perspectives, Economic Journal, Journal of Economic Literature, Review of Economic.Направление, объем и последовательность контролируемого самообуче-ния студентов должны отражаться в учебно-методических комплексах, в ин-дивидуальных планах преподавателей, в рекомендуемых учебных пособиях и размещаться на сайте факультета.Постоянно должны использоваться такие формы самообучения, как ре-ферат, рецензия, доклад, публикация статей в сборниках студенческих работ. Студент должен вести дневник самостоятельной работы, конспектировать дополнительную литературу.Требования, предъявляемые Государственным стандартом 3-го поколе-ния к методическому обеспечению программы, в полном объеме могут быть реализованы только при существенном росте затрат на развитие материаль-но-информационно-компьютерной базы обучения.В ведущих университетах мира затраты на подготовку высококвалифи-цированного специалиста измеряются уже не десятками, а сотнями тысяч долларов. Так, в исследовательских университетах США они находятся в пределах от 1 млн долл. в Калифорнийском технологическом институте до 52 тыс. - в Калифорнийском университете. В Оксфордском университете (Великобритания) они равны 46 тыс., в Токийском - 78 тыс., в Миланском университете - 8 тыс. долл. [1. С. 98-99].Среднегодовая зарплата профессоров ведущих исследовательских уни-верситетов находится в пределах 140-190 тыс. долл. [1. С. 35]К сожалению, в Федеральном государственном стандарте 3-го поколения отсутствуют нормативы затрат на подготовку одного бакалавра и магистра, позволяющие полностью реализовать требования к достижению заданного уровня компетентности. Нет нормативов и по величине стоимости рабочего места обучаемого.Представляется, что достижение уровня материального и компьютерно-информационного обеспечения, адекватного требованиям ФГОС ВПО-3, на основе только госбюджетного финансирования для большинства университе-тов России нереально.Необходим планомерный перевод ведущих государственных университе-тов в автономные федерально-коммерческие и регионально-коммерческие организации, которые бы готовили высококвалифицированные кадры для России и других страновых экономик.Следует более детально изучить и активно использовать накопленный опыт подготовки высококвалифицированных кадров в США, Великобрита-нии не только со стороны содержания учебных программ, но и в аспектах

Ключевые слова

компетентностный подход, принцип самообучения, Федеральный государственный стандарт высшего профессионального образования (ФГОС ВПО-3) по направлению «Экономика», the competence mode, the Principle of the self-education, the Federal state standard of the university professional education (FSSUPE - 3) to the line «Economics»

Авторы

ФИООрганизацияДополнительноE-mail
Цитленок Владимир СергеевичТомский государственный университетдоктор экономических наук, профессор, зав. кафедроймировой экономики экономического факультетаvlastsit@mail.ru
Всего: 1

Ссылки

Салми Д. Создание университетов мирового класса. М.: Весь мир, 2009.
Настройка образовательных структур в Европе. Вклад университетов в Болонский процесс. Гренинген: Изд-во Гренинген. ун-та, 2004.
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования по направлению «Экономика». Квалификация (степень): Бакалавр. Проект. М., 2009.
 ПРИНЦИП САМООБУЧЕНИЯ В ФЕДЕРАЛЬНОМГОСУДАРСТВЕННОМ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ СТАНДАРТЕВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ(ФГОС ВПО-3) ПО НАПРАВЛЕНИЮ «ЭКОНОМИКА»И НЕОБХОДИМЫЕ УСЛОВИЯ ЕГО РЕАЛИЗАЦИИ | Вестн. Том. гос. ун-та. Экономика. 2010. № 1 (9).

ПРИНЦИП САМООБУЧЕНИЯ В ФЕДЕРАЛЬНОМГОСУДАРСТВЕННОМ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ СТАНДАРТЕВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ(ФГОС ВПО-3) ПО НАПРАВЛЕНИЮ «ЭКОНОМИКА»И НЕОБХОДИМЫЕ УСЛОВИЯ ЕГО РЕАЛИЗАЦИИ | Вестн. Том. гос. ун-та. Экономика. 2010. № 1 (9).

Полнотекстовая версия