Особенности инновационной конкуренциив условиях глобализации | Вестн. Том. гос. ун-та. Экономика. 2010. № 2 (10).

Особенности инновационной конкуренциив условиях глобализации

Рассмотрен системный подход к исследованию конкуренции на всех уровнях мировой хозяйственной системы и выявлена специфика инновационной конкуренции в условиях глобализации. Отмечена необходимость создания новых форм конкурентного взаимодействия хозяйствующих субъектов, обеспечивающих получение синергетических эффектов

Special features of innovative competition in the contextof globalization .pdf УДК 338.24 (470.26)О.В. Козловская, Е.Н. АкерманОСОБЕННОСТИ ИННОВАЦИОННОЙ КОНКУРЕНЦИИ В УСЛОВИЯХ ГЛОБАЛИЗАЦИИРассмотрен системный подход к исследованию конкуренции на всех уровнях мировой хозяйственной системы и выявлена специфика инновационной конкуренции в условиях глобализации. Отмечена необходимость создания новых форм конкурентного взаимодействия хозяйствующих субъектов, обеспечивающих получение синергетических эффектов. Ключевые слова: конкурентоспособность, синергетический эффект, кластер.Принципиально новые условия политического, культурного и социально-экономического взаимодействия участников экономической деятельности в условиях глобализации обостряют противоречия хозяйствующих субъектов и изменяют общепринятое понимание самой сути конкурентоспособности. В этой связи особую актуальность представляет анализ сложившихся подходов в определении конкуренции и ее характеристики - конкурентоспособности.В исследовании эволюции теории конкуренции выделяют несколько под-ходов, акцентирующих внимание на различных ее формах и особенностях: поведенческий, исследующий конкурентную борьбу экономических агентов друг с другом за покупателей (А. Смит, Дж. Робинс, А. Маршалл); структур-ный, анализирующий структуры рынка (Э. Чемберлин, Й. Шумпетер); функ-циональный, исследующий факторы конкурентных преимуществ - от борьбы за ресурсы и покупателя до соперничества в области инноваций (Л. Мизес, Ф. Хайек, М. Портер, В. Ойкен, К. Эйзенхарт); системный, рассматривающий конкуренцию как неотъемлемое свойство любой социально-экономической системы (Р. Мэтьюз).В рамках системного подхода Р. Мэтьюз впервые отметил прикладной аспект конкуренции, рассмотрев ее не только через призму конкурентной борьбы, но и как неотъемлемое свойство экономических субъектов любого уровня, обосновывая, что конкуренция представляет собой децентрализован-ную систему координации деятельности хозяйствующих субъектов (рыноч-ных агентов). Тем самым он смещает акцент с характера взаимодействия субъектов рынка в терминах борьбы на другую ее сторону - координацию деятельности.Рассмотрение конкуренции с точки зрения системного подхода с учетом задачи исследования дает возможность выявить качественные изменения со-става, связей и структуры в целом при функционировании экономической системы в условиях влияния глобализации и проанализировать конкуренцию№2(10)О.В. Козловская, Е.Н. Акерман 6как источник саморазвития, стимулирующий развитие системы от простых форм к сложноорганизованным.В качестве модели исследования использована модель системной конку-рентоспособности Й. Майер-Стамера, представленная в работе «Переосмыс-ление системной конкурентоспособности» [1]. В основе подхода лежит идея о том, что проведение государственной политики, направленной на создание необходимых макроэкономических условий для экономического развития, и отлаженное функционирование механизмов рыночной экономики являются необходимыми, но не достаточными условиями успешного экономического развития страны. В качестве значимого фактора называется динамичность предпринимательской среды, которая представляет собой способность созда-вать благоприятные условия для развития предпринимательства за счет совме-стных усилий государства и общества, тем самым акцентируя внимание на ро-ли коллективных, кооперативных эффектов в процессах самоорганизации.Системность данного подхода определяется автором как «совокупность акторов, институтов, организаций, которые взаимосвязаны между собой че-рез сложный механизм обратной связи, что и создает логически согласован-ное единство - экономическую систему» [1]. Детерминанты системной кон-курентоспособности представлены на рис. 1 [1].Рис.1Детерминантами метауровня в данной модели являются: общественная идентичность, менталитет, способность формулировать и разрабатывать стратегии и реализовывать политику, конкурентная среда экономического пространства.Рассматривая детерминанты конкурентоспособности метауровня, необ-ходимо учитывать динамические изменения, происходящие в конце ХХ в. в развитии общественного производства. Развитые страны, задающие тенден-ции глобализации, переходят в новую социально-экономическую форма-Особенности инновационной конкуренции в условиях глобализациицию - неоэкономическую, характерной особенностью которой является при-оритетность знаний и компетенций, а следовательно, и возникновение нового набора ценностей, направленных на воспроизводство высокого качества жиз-ни. Отсюда введение в качестве детерминанты метауровня - принятие ценно-стей обучения и развития - позволит выйти за рамки экономических факто-ров конкурентного взаимодействия, учесть новое понимание значимости че-ловеческого фактора.Детерминантой макроуровня является стабильная макроэкономическая, политическая и правовая среда: торговая, налоговая, бюджетная, конкурент-ная, денежно-кредитная и валютная политики.Многочисленные исследования 90-х гг. ХХ в., особую значимость при-дают институциональной структуре государства. Речь идет об экономической культуре той или иной страны, т.е. соответствии социально-экономической жизни современным условиям развития страны. Отличительной особенно-стью конкурентоспособных стран-лидеров в постиндустриальную эпоху яв-ляется наличие таких политико-экономическими институтов, как рыночная экономика, наличие частной собственности, эффективный государственный аппарат, публичные и открытые компании и финансовые учреждения и т.п. Поэтому под конкурентоспособностью национальной экономики чаще всего понимается степень эффективности институтов страны и правительственных политик, в долгосрочном плане соответствующих уровню экономического роста в рамках структуры мировой экономики в целом.Тенденции глобализационных процессов, с нашей точки зрения, находят отражение в содержании определения, предлагаемого Международным ин-ститутом развития менеджмента, как «…способность страны создавать до-бавленную стоимость и таким образом повышать национальное благосостоя-ние посредством управления активами и процессами…» [2].Определение конкурентоспособности на основании добавленной стоимо-сти, а не прибыли обусловлено наличием экзогенных факторов, влияющих на производство товаров. Так, эндогенные факторы преимущественно оказыва-ют воздействие на размер прибыли, в то время как экзогенные (политические, экологические, технологические, социально-культурные) оказывают опосре-дованное влияние на экономический процесс, не поддающийся количествен-ной оценке, именно их влияние сказывается на сравнительной оценке това-ров, произведенных в различных условиях.Характерной особенностью инновационной экономики является переход от максимизации прибыли к максимизации добавленной стоимости, а между-народная специализация опирается не на факторы, имеющиеся в избытке в стране (рабочая сила, сырье), а на возможности повышения производитель-ности труда для производства товаров с высокой добавленной стоимостью. Следовательно, доминантным конкурентным преимуществом государства является способность «выращивать» конкурентоспособных на мировых рын-ках отечественных производителей посредством эффективного функциони-рования существующих институтов и проводимой политики.Детерминантой мезоуровня выступает целенаправленная политика по ук-реплению конкурентоспособности определенной отрасли: рынок труда, обра-зование, технология, окружающая среда, отраслевая структура, соотношениеО.В. Козловская, Е.Н. Акерман 8импорта и экспорта, региональная инфраструктура. Мировой опыт свиде-тельствует о том, что в современных условиях успешная интеграция субъек-тов в глобальный рынок все чаще происходит как раз на уровне региональ-ной экономики, а не государства в целом или, по крайней мере, этот процесс начинается с регионального уровня. Например, политика конкурентоспособ-ности в США базируется на экономической самостоятельности отдельных штатов, а не страны в целом. Особенностью европейского подхода является его направленность на межрегиональную кооперацию в рамках отдельных стран и ЕС в целом, тем самым обеспечивая повышение своей конкуренто-способности в глобальной экономике.В российской практике рассматриваются в основном две концепции оп-ределения конкурентоспособности: глобальная конкурентоспособность стра-ны на мировых рынках и конкурентоспособность отечественных компаний на национальном и мировом рынках, в то время как регион рассматривается в контексте размещения конкурентоспособных предприятий. Отметим, что ог-раниченность такого подхода ярко проявляется в условиях постиндустриаль-ной экономики. Так, в условиях индустриальной экономики проявление эф-фектов синергии исследовалось в контексте географической концентрации компаний вблизи природных ресурсов и крупных городов. С развитием про-цессов глобализации во второй половине XX в. предметом исследователь-ских интересов стали полюса роста, структуры с прямыми и обратными свя-зями, агломерации, промышленные районы и т.д.В глобальной экономике в конкурентной борьбе синергетические эффек-ты образуются от взаимодействия в инновационной среде. Поскольку конку-ренция приобретает инновационный характер, то способность генерировать синергию на базе знаний и компетенций выступает результатом конкурент-ной борьбы, приводящим к возникновению инновационной среды.Построение инновационной экономики невозможно без создания особых территорий - центров генерации и распространения инноваций, что особенно актуально для нашей страны. Основными факторами конкурентоспособности инновационных регионов и городов, с нашей точки зрения, являются:- наличие критической массы устойчиво развивающихся исследователь-ских, научных, образовательных, инновационных структур, конкурентоспо-собных в национальном и международном масштабе;- ориентация бизнеса на освоение и продвижение инновационных про-дуктов и услуг;- благоприятная локальная среда для развития инновационных процес-сов, обусловленная, в частности, инновационной ориентацией региональных и муниципальных органов власти и местного сообщества;- «инновационный дизайн» комфортных городских территорий, где соз-даны условия для открытой коммуникации, социальных и культурных экспе-риментов;- высокая доля образованного молодого населения;- центральное место университетского кампуса в городском прост-ранстве.Особенности инновационной конкуренции в условиях глобализацииИтак, качественная городская среда в сочетании с активностью универси-тетов, научных организаций, инновационных компаний и высокотехнологич-ных предприятий - основные факторы, позволяющие повысить эффектив-ность, интенсивность процесса создания и распространения инноваций, а следовательно, и конкурентоспособность.Детерминантами микроуровня являются: эффективная фирма, инноваци-онные сети, совместные разработки, технологические, организационные и социальные инновации. На микроуровне конкурентоспособность, как прави-ло, определяется «способностью фирмы конкурировать, расти и получать прибыль на рынке» [3]. На этом уровне конкурентоспособность состоит в производстве товаров, соответствующих стандартам качества и требованиям рынка.Отметим, что данная модель с ее детерминантами на всех уровнях эконо-мической системы позволяет рассматривать экономику любого уровня, с од-ной стороны, как самостоятельную автономную систему, состоящую из ряда взаимодействующих подсистем, а с другой - как элемент более сложных сис-тем, тем самым появляется возможность исследования синергетических эф-фектов, образованных за счет кооперативного взаимодействия входящих в систему элементов.Анализ эволюции подходов к исследованию конкуренции свидетельству-ет о ее меняющихся формах: от ценовой конкуренции к «инновационной», охватывающей не только ценовые и качественные характеристики продук-ции, но и эффективность производственного процесса, внедрение НИОКР и многое другое.В процессе формирования новой экономики появилось новое понятие, характеризующее взаимодействие субъектов рыночных отношений, - «коо-петиция». Авторство этого понятия принадлежит Р. Норде, генеральному ди-ректору Novell [4].. Первоначально наиболее широкое распространение это понятие получило в компьютерной индустрии, столкнувшейся с задачей по-иска новой формы организации взаимодействия между фирмами, разрабаты-вающими программное обеспечение и оборудование. Коопетиция, таким об-разом, рассматривалась как наиболее эффективный способ реализации инно-вационных разработок в практике.Коопетиция, в определении А. Бранденбургера, - это революционный подход, объединяющий конкуренцию и кооперацию. В рамках этого подхода становится возможной трансформация конфликта интересов в многосторон-ние конкурентные преимущества - «это способ избежать деструктивной кон-куренции и выстроить рынок для всех участников, включая конкурентов, по-ставщиков и потребителей. Идея заключается в совместной деятельности, направленной на поиск новых рынков и расширение уже существующих, а не на бесконечную борьбу за потребителя. Ключевое отличие коопетиции от других бизнес-стратегий состоит в предположении о том, что необязательно наличие проигравшего на каждого выигравшего» [4].Эта идея получила дальнейшее развитие в работах многих исследовате-лей. В работе К. Поленске к конкуренции и кооперации было добавлено и сотрудничество, а формой отражения этой взаимосвязи стал треугольник [5]. Отмечая общие черты сотрудничества и кооперации, автор тем не менее счи-О.В. Козловская, Е.Н. Акерман 10тает значимым подчеркнуть их различия: сотрудничество определяется им как участие двух или более акторов в разработке, производстве или марке-тинге товара (услуги); кооперация понимается как формальное или нефор-мальное соглашение двух и более участников об обмене информацией, осу-ществлении подготовки управленческих и производственных кадров, предос-тавлении информации о рынках.Соорганизация разнонаправленных форм деятельности конкуренции, со-трудничества и кооперации обладает потенциалом формирования нового ти-па стратегической взаимосвязи между акторами, основанной на общности ценностей и экономической выгоде. В отличие от ресурсного подхода, осно-ванного на конкурентном преимуществе в обладании материальными ресур-сами, ценность которых снижается, если ими обладают и другие акторы или их цена с течением времени увеличивается, предлагаемый подход позволяет выйти за рамки жесткой конкурентной борьбы и становится новым способом обеспечения устойчивого развития.Содержание современных отношений хозяйствующих субъектов не мо-жет быть в полной мере отражено в привычном уже понимании конкуренции в терминах соперничества и борьбы. Понимание характера взаимосвязи меж-ду конкуренцией, кооперацией и сотрудничеством и самой возможностью ор-ганизации взаимодействия между хозяйствующими субъектами на отличных от традиционной конкуренции основаниях открывает новые возможности для разработки политики, направленной на формирование и повышение конкурен-тоспособности субъекта экономической деятельности, действующего в раз-личных масштабах (фирма, регион, страна, международный уровень) за счет преодоления ограничений, накладываемых конкуренцией, и появления страте-гических преимуществ, возникающих в результате объединения (рост произ-водительности труда, снижение издержек производства), поскольку эффект от совместных действий выше простой суммы индивидуальных усилий.В развитие данного подхода остановимся на более подробном рассмотре-нии характера взаимодействия между отдельными элементами экономиче-ской системы и выделим основные понятия.Для удовлетворения своих потребностей и реализации своих интересов субъекты хозяйственной деятельности вступают в конкурентные отношения с другими субъектами из-за ограниченности ресурсов, представляющих цен-ность более чем для одного из субъектов (под ресурсом в данном случае мы понимаем все, что необходимо участникам конкурентных отношений для реализации своих потребностей и интересов). Для того чтобы обеспечить се-бе определенную долю рынка, субъект должен обладать определенными кон-курентными преимуществами, наличие которых и обеспечивает его успех как участника конкурентных отношений.Отметим, что каждый хозяйствующий субъект обладает определенным спектром конкурентных преимуществ, в котором присутствуют наиболее значимые (доминантные), потеря которых может оказаться «фатальной» в его конкурентной борьбе, и дополняющие преимущества, потеря которых изме-няет конкурентное положение субъекта.Особенности инновационной конкуренции в условиях глобализацииПродолжая характеристику спектра конкурентных преимуществ, отме-тим, что доминантное конкурентное преимущество хозяйствующего субъекта во многом зависит от уровня мировой хозяйственной системы, на котором конкурируют субъекты: региональный, национальный и мировой уровень (см. рис. 1). Таким образом, изменение одного и того же фактора в разной степени будет по-разному влиять и на изменение конкурентного положения субъекта. Каждый субъект имеет свой диапазон наиболее благоприятного (оптимального) значения доминантного фактора, за пределами которого кон-курентное преимущество теряет статус доминантного. Таким образом, возни-кает проблема определения оптимальной области спектра его конкурентных преимуществ и устойчивости конкурентного положения, т.е. его способности сохранять свое конкурентное положение на рынке при меняющихся условиях внешней среды.Динамичность конкурентного положения хозяйствующего субъекта обу-словлена изменениями внешней среды и ее факторов (отдельные элементы внешней среды, которые прямо или опосредованно влияют на конкурентное положение хозяйствующего субъекта). Таким образом, рассматриваемый хо-зяйствующий субъект является конкурентоспособным в определенный мо-мент времени, на данном рынке, при наличии доминантного конкурентного преимущества, которое служит необходимым условием его жизнеспособно-сти. Следовательно, особое внимание заслуживает вопрос о потенциальной возможности субъекта сохранять свое конкурентное положение при меняю-щихся условиях внешней среды, т.е. способности сохранить или расширить спектр своих доминантных и дополняющих конкурентных преимуществ.Решением проблемы оптимальной устойчивости субъекта рыночного взаимодействия, с нашей точки зрения, является его так называемая коопети-ционная способность, позволяющая ему гибко адаптироваться к изменяю-щейся внешней среде за счет расширения спектра конкурентных преиму-ществ.Основываясь на вышеизложенном, отметим особенности взаимодействия хозяйствующих субъектов посредством конкуренции (в традиционном ее по-нимании, в терминах борьбы) и коопетиции. Так, особенностью взаимодейст-вия хозяйствующих субъектов в ходе конкуренции является конфликт инте-ресов, направленный на получение ресурса и удовлетворение потребностей за счет блокирования деятельности конкурента. Исходя из определения коо-петиции, приведенного выше, считаем, что данное взаимодействие направле-но на получение ресурса и реализацию интереса посредством когерентного взаимодействия хозяйствующих субъектов и образования новой системы, имеющей новые степени свободы, и, как следствие, возможность расширения спектра доминантных и дополняющих конкурентных преимуществ, в том числе за счет синергетического эффекта, выражающегося в превышении со-вокупных результатов деятельности интегрированной экономической систе-мы над суммой результатов деятельности хозяйствующих субъектов до их объединения.Согласно модели Р. Мэтьюза источником синергетического эффекта яв-ляются субаддитивность и супераддитивность [6]. Субаддитивность проявля-ется в снижении совокупных затрат за счет интеграции предприятий при со-О.В. Козловская, Е.Н. Акерман 12хранении существующих объемов производства, а следовательно, и в полу-чении большей прибыли, чем суммарная прибыль до интеграции, что и обу-словливает проявление супераддитивности. Кроме того, выделяют два вида синергии: расширения и связанности. Первая возникает за счет субаддитив-ности и супераддитивности и проявляется в обретении каждой из систем воз-можности использовать ресурсы, имеющееся у другой экономической систе-мы. Синергия связанности возникает за счет супераддитивности и проявляет-ся в появлении у объединенных экономических систем качественно нового ресурса.Новыми формами объединения являются такие пространственные, или структурные, формы организации, как кластеры и предприятия, структуриро-ванные в виде сети.М. Портер, рассматривая кластер как сконцентрированные по географи-ческому признаку группы взаимосвязанных компаний, специализированных поставщиков, поставщиков услуг, фирм в соответствующих отраслях, под-черкивает, что «кластеры, несомненно, представляют собой комбинацию конкуренции и кооперации» - конкуренция по горизонтали, кооперация - по вертикали [7].В японской экономике «кластер - это форма сети, наблюдающейся в пре-делах географического региона, в которой близкое расположение фирм и ор-ганизаций обеспечивает наличие определенных форм общности и повышает частоту и силу взаимодействия» [8. С. 234].Как отмечает М. Портер: «Превалирование в экономике кластеров, а не изолированных фирм и отраслей показывает важность понимания характера конкуренции и роли географического расположения в конкурентных пре-имуществах. Даже, несмотря на снижение важности существовавших ранее причин возникновения кластеров в связи с процессами глобализации, наблю-дается всевозрастающее значение новой роли кластеров в конкурентной борьбе в условиях все более усложняющейся, базирующейся на научном зна-нии и динамичной экономике» [7. С. 231].Таким образом, мы рассматриваем коопетиционную способность как спо-собность к эффективному (когерентному) взаимодействию субъектов, на-правленную на реализацию новых видов экономических процессов, которые не могут быть реализованы каждым партнером в отдельности, что является новым качеством целого по отношению к его частям. Считаем, что данное свойство является характеристикой взаимодействия хозяйствующих субъек-тов в постиндустриальном обществе и, по сути, выступает инновацией, в то время как конкурентоспособность в традиционном понимании - атрибут ин-дустриального общества. В обоснование наших выводов напомним, что по-нятие коопетиции появилось в компьютерной индустрии в результате поиска новых форм организации взаимодействия между фирмами и стало наиболее эффективным способом реализации инновационных разработок в практике.Итак, отмечая эволюцию понятия «конкурентоспособность», отражаю-щей основные тенденции современных глобализационных процессов, конку-рентоспособность можно рассматривать не только как механизм адаптации кОсобенности инновационной конкуренции в условиях глобализациидинамично меняющемуся экономическому пространству, но и как основопо-лагающий принцип соорганизации разного в глобализирующемся мире.Литература1..Meyer-Stamer J. Systemic Competitiveness Revisited. [Электронный ресурс]. Режим доступа: . mesopartner.com/ publications/Systemic_revisited.pdf2..Definitions of competitiveness. National Competitiveness Council [Электронный ресурс]. Режим доступа: www.forfas.ie/ncc/reports/ncc/ann1.htm 3.Reinert E.S. Competitiveness and its predecessors - a 500-year cross-national perspective // Structural Change and Economic Dynamics. 1995. Vol. 6, № 25. P. 23-42.4..Coopetition [Электронный ресурс]. Режим доступа: USERS/ romanz/coopet.htm5..Polenske K.R. Competition, Collaboration and Cooperation: An Uneasy Triangle in Networks of Firms and Regions // Regional Studies. 2004. Vol. 38. № 9. P. 1029-1043.6.Matthews R. The Organization Matrix and the Evolutions of Strategy (Part 2) // Economic Strategies. 2005.Vol. 33-34. № 07-08.7..Портер М.Э. Конкуренция: Пер. с англ. М., 2000.8..Японская экономика в преддверии ХХI в.: Становление конкурентного корпоративного государственного капитализма / Под ред. В.К. Зайцева. М., 1991.

Ключевые слова

конкурентоспособность , синергетический эффект , кластер , competition , synergistic effects , cluster

Авторы

ФИООрганизацияДополнительноE-mail
Козловская Оксана Витальевна Томский политехнический университет доктор экономических наук, профессор кафедры менеджмента refze@tomsk.gov.ru
Акерман Елена Николаевна Томский государственный университет кандидат экономических наук, доцент кафедры национальной экономики экономического факультета aker58@tomsk.gov.ru
Всего: 2

Ссылки

Meyer-Stamer J. Systemic Competitiveness Revisited. [Электронный ресурс]. Режим доступа: <http://www>. mesopartner.com/ publications/Systemic_revisited.pdf
Definitions of competitiveness. National Competitiveness Council [Электронный ресурс]. Режим доступа: <http://> www.forfas.ie/ncc/reports/ncc/ann1.htm <http://www.forfas.ie/ncc/reports/ncc/ann1.htm>
Reinert E.S. Competitiveness and its predecessors - a 500-year cross-national perspective // Structural Change and Economic Dynamics. 1995. Vol. 6, № 25. P. 23-42.
Coopetition [Электронный ресурс]. Режим доступа: <http://www.ctv.es/> USERS/ romanz/coopet.htm
Polenske K.R. Competition, Collaboration and Cooperation: An Uneasy Triangle in Networks of Firms and Regions // Regional Studies. 2004. Vol. 38. № 9. P. 1029-1043.
Matthews R. The Organization Matrix and the Evolutions of Strategy (Part 2) // Economic Strategies. 2005.Vol. 33-34. № 07-08.
Портер М.Э. Конкуренция: Пер. с англ. М., 2000.
Японская экономика в преддверии ХХI в.: Становление конкурентного корпоративного государственного капитализма / Под ред. В.К. Зайцева. М., 1991.
 Особенности инновационной конкуренциив условиях глобализации             | Вестн. Том. гос. ун-та. Экономика. 2010. № 2 (10).

Особенности инновационной конкуренциив условиях глобализации | Вестн. Том. гос. ун-та. Экономика. 2010. № 2 (10).

Полнотекстовая версия