Проблемы российской системы профессионального образованияи ключевые направления их решения | Вестн. Том. гос. ун-та. Экономика. 2010. № 2 (10).

Проблемы российской системы профессионального образованияи ключевые направления их решения

Выделены проблемы российской системы профессионального образования и предложены ключевые направления их устранения, позволяющие оптимизировать образовательное пространство за счет устранения избыточных, дублирующих направлений подготовки кадров, повысить конкурентоспособность выпускников и максимально их адаптировать к рынку труда

Проблемы российской системы профессионального образованияи ключевые направления их решения .pdf УДК У24М.В. ГерманПРОБЛЕМЫ РОССИЙСКОЙ СИСТЕМЫ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ И КЛЮЧЕВЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ИХ РЕШЕНИЯВыделены проблемы российской системы профессионального образования и предложены ключевые направления их устранения, позволяющие оптимизировать образовательное пространство за счет устранения избыточных, дублирующих направлений подготовки кадров, повысить конкурентоспособность выпускников и максимально их адаптировать к рынку труда.Ключевые слова: экономика труда, конкурентоспособность трудовых ресурсов, система профессионального образования.В современных условиях система образования является основным соци-альным институтом, определяющим развитие общества и государства. Одна-ко все чаще поднимается вопрос о возникшем в нашей стране так называе-мом «кадровом голоде», нехватке квалифицированных рабочих и соответст-венно отсутствии возможности эффективного развития инновационного про-изводства. Проблема прежде всего в том что учебные заведения системы на-чального и среднего профессионального образования не могут обеспечить высокотехнологичные инновационные производства кадрами требуемого качества подготовки, что влечет за собой низкую заинтересованность пред-приятий во вложении средств в их развитие и низкую мотивацию у населения в получении образования данного уровня.Безусловно, в нашей стране вопрос модернизации системы профессио-нального образования вызывает пристальное общественное внимание и дис-куссии в прессе, науке и профессиональной среде. Высказываются самые разные мнения о содержании и последовательности мероприятий по модер-низации - от категорического неприятия необходимости до практически без-условного одобрения.Вместе с тем существующая сегодня система обучения рабочих и специа-листов в однопрофильных профессионально-технических училищах, лицеях, техникумах, колледжах и вузах не отвечает идее непрерывности, является по своей сути дискретной, самозамкнутой. Не согласованы должным образом содержание, формы и методы обучения; не выработан качественный переход от одной образовательной ступени к другой. Имеет место дублирование учебного материала; слабо стимулируется на каждой ступени повышение уровня образования молодежи, что в конечном итоге негативно отражается на качестве подготовки рабочих и специалистов, сдерживает процесс их дальнейшего роста. В результате, согласно данным официальных статистиче-ских источников, российская система профессионального образования спо-собна удовлетворить спрос на рабочих и специалистов в области высоких технологий лишь на 3-5 % [1].Проблемы российской системы профессионального образования43Поэтому для того чтобы устранить проблемы, целесообразно в основу российской образовательной политики положить реальную способность ка-чественно, непрерывно формировать базовые и стратегические компетенции, сохраняя доступность на протяжении всей жизни для представителей различ-ных слоев населения.В свою очередь, данная образовательная политика может быть реализо-вана, если перейти к созданию учебных заведений непрерывного образова-ния, функционирование которых основано на интеграции различных уровней профессионального образования, обеспечивая тем самым развитие многооб-разия (вариативности) образовательных программ в пределах структурных подразделений учебных заведений и способствуя устранению диспропорции между структурой подготовки рабочих и специалистов, а также структурой их спроса на рынке труда.В свою очередь, технологической основой деятельности учебных заведе-ний непрерывного профессионального образования в части формирования содержания образовательных программ должен стать набор разрабатываемых ими процедур согласования учебных планов и рабочих программ различных уровней в соответствии, с одной стороны, с государственными стандартами должного уровня образования, с другой - требованиями потенциальных ра-ботодателей.Организационно-экономический механизм функционирования системы непрерывной профессиональной подготовки работников должен представ-лять собой на основе единства организации, технологии и методологии обу-чения сбалансированное функционирование организационной и экономиче-ской подсистем образования и способствовать формированию компетенций на протяжении всей трудовой деятельности человека, наделяя его способно-стями легко ориентироваться в современных экономических условиях, быть конкурентоспособным на рынке труда и достигнуть высокого социального статуса.При этом организационная подсистема системы образования должна обеспечивать определенный порядок осуществления непрерывного процесса профессионального образования, который, обладая системообразующими, функциональными и институциональными свойствами, будет создавать базу для функционирования педагогической, социальной и экономической под-систем, гарантируя реализацию непрерывной профессиональной подготовки работников и управление им. Экономическая подсистема образования долж-на складываться из совокупности экономических отношений между образо-вательными учреждениями, рынком труда, предприятиями и обществом в целом, формируя тем самым представление о характере образовательных по-требностей.Кроме того, особо следует подчеркнуть, что, направляя вектор требова-ний на совершенствование организационно-экономической составляющей системы образования, необходимо осуществлять комплексное преобразова-ние всех ее уровней. Акцентирование же внимания только на высшем обра-зовании (например, как это обозначено в Болонской декларации) может при-вести к негативному дисбалансу в системе образования [2], так как не стоитМ.В. Герман 44забывать, что современные общественные трансформации, обусловливая из-менение содержания и характера труда, не предполагают абсолютного устра-нения достаточно многообразной палитры профессий, не требующих получе-ния диплома высшей ступени образования. И если обратиться к статистике, доля лиц, имеющих и желающих получить начальное или среднее профес-сиональное образование, достаточно велика и в России и за рубежом [3].Безусловно, направления реализации предлагаемой образовательной по-литики потребуют не только со стороны учебного заведения, но и всех субъ-ектов рынка труда осознания того, что только взаимная заинтересованность и плодотворное сотрудничество могут изменить отношение к системе подго-товки кадров в целом. В результате это позволит более гибко влиять на поли-тику в области образования на территории субъекта, оптимизировать образо-вательное пространство за счет устранения избыточных, дублирующих на-правлений подготовки кадров и решить вопросы повышения конкурентоспо-собности выпускников и их максимальной адаптации к рынку труда.Литература1..Статистика по уровням образования [Электронный ресурс]. Статистика российского образования. Режим доступа: .2..Болонская декларация. Зона европейского высшего образования Совместное заявление европейских министров образования [Электронный ресурс]. Министерство образования и науки Российской Федерации. Режим доступа: 3..Статистика по уровням образования. Международные сопоставления // [Электронный ресурс]. Статистика российского образования. Режим доступа: .

Ключевые слова

экономика труда , конкурентоспособность трудовых ресурсов , система профессионального образования , labor economist , competitive capacity , the system of the vocational education

Авторы

ФИООрганизацияДополнительноE-mail
Герман Мария Викторовна Томский государственный университет кандидат экономических наук, доцент кафедры системногоменеджмента и предпринимательства экономического факультета german_maria@mail.ru
Всего: 1

Ссылки

Статистика по уровням образования [Электронный ресурс]. Статистика российского образования. Режим доступа: <http://stat.edu.ru>.
Болонская декларация. Зона европейского высшего образования Совместное заявление европейских министров образования [Электронный ресурс]. Министерство образования и науки Российской Федерации. Режим доступа: <http://russia.edu.ru/information/legal/law/inter/bologna/>
Статистика по уровням образования. Международные сопоставления // [Электронный ресурс]. Статистика российского образования. Режим доступа: <http://stat.edu.ru>.
 Проблемы российской системы профессионального образованияи ключевые направления их решения             | Вестн. Том. гос. ун-та. Экономика. 2010. № 2 (10).

Проблемы российской системы профессионального образованияи ключевые направления их решения | Вестн. Том. гос. ун-та. Экономика. 2010. № 2 (10).

Полнотекстовая версия