Особенности формирования и исполнения доходной части бюджетовРеспублики Хакасия | Вестн. Том. гос. ун-та. Экономика. 2010. № 2 (10).

Особенности формирования и исполнения доходной части бюджетовРеспублики Хакасия

Важнейшими показателями финансовой независимости региона являются структура доходов (доля регулирующих, налоговых, неналоговых доходов), а также обеспеченность необходимых расходов бюджета поступлениями из собственных источников. Рассматриваются динамика изменения структуры доходов консолидированного бюджета республики, изменение структуры собственных доходов и налоговый потенциал консолидированного бюджета республики.

Peculiarities of formation and performance of revenues of the Republic of Khakassia .pdf УДК 336,6+336,12Н.А. УрманОСОБЕННОСТИ ФОРМИРОВАНИЯ И ИСПОЛНЕНИЯ ДОХОДНОЙ ЧАСТИ БЮДЖЕТОВ РЕСПУБЛИКИ ХАКАСИЯВажнейшими показателями финансовой независимости региона являются структура доходов (доля регулирующих, налоговых, неналоговых доходов), а также обеспеченность необходимых расходов бюджета поступлениями из собственных источников. Рассматриваются динамика изменения структуры доходов консолидированного бюджета республики, изменение структуры собственных доходов и налоговый потенциал консолидированного бюджета республики.Ключевые слова: налоговая политика, снижение, налоговые льготы, бюджетные назначения, экономическое развитие, бюджет, инфляционные процессы.Формирование доходной базы консолидированного бюджета Республики Хакасия осуществлялось с учетом основных направлений бюджетной и нало-говой политики, обозначенных в ежегодных Бюджетных посланиях Прези-дента Российской Федерации Федеральному собранию Российской Федера-ции, исходя из основных показателей прогноза социально-экономического развития Республики Хакасия.Доходы консолидированного бюджета из года в год увеличиваются. Так, в 2008 г. в консолидированный бюджет Республики Хакасия поступило 15 065 029 тыс. рублей, или 125 % к уровню 2007 г., при этом бюджетные назначения исполнены на 96,5 %. За 2009 г. поступило 17 329 510 тыс. руб-лей, что составило 115 % к уровню 2008 г., годовые бюджетные назначения исполнены на 98,1 %.Информация об изменении структуры доходов консолидированного бюджета Республики Хакасия представлена в табл. 1.Рассматривая динамику изменения структуры доходов консолидирован-ного бюджета республики, видно, что наибольший удельный вес приходится на собственные доходы, однако их доля снижается с 80,4 % в 2007 г. до 69,6 % в 2009 г. Причем в 2009 г. снижена доля как налоговых, так и ненало-говых доходов и доходов от предпринимательской и иной приносящей доход деятельности. И наоборот, доля безвозмездных поступлений увеличивается с 19,6 % в 2007 г. до 30,4 % в 2009 г. в основном за счет увеличения дотации на выравнивание уровня бюджетной обеспеченности и безвозмездных поступ-лений от государственной корпорации - Фонд содействия реформированию ЖКХ.В общей сумме доходов консолидированного бюджета республики доля неналоговых доходов и доходов от предпринимательской и иной приносящей доход деятельности незначительна и по итогам 2009 г. составила 6 и 5,1 % соответственно.Особенности формирования и исполнения доходной части бюджетов77Таблица 1Структура доходов консолидированного бюджета Республики Хакасия, тыс. руб.Наименование2007 г.2008 г.2009 г.Отклонение от предыдущего периодапоказателя Гр.3-гр.2Гр.4-гр.3Доходы консоли-дированного бюджета, всего12 055 91015 065 02917 329 5103 009 1192 264 481Собственные доходы, всего9 697 33111 253 49112 058 0151 556 160804 524Удельный вес в общих доходах, %80,474,769,6-5,7-5,1Налоговые доходы8 170 1449 278 27510 145 5361 108 131867 261Удельный вес в общих доходах, %67,861,658,5-6,2-3,0Неналоговые доходы749 4141 094 8841 034 628345 470-60 256Удельный вес в общих доходах, %6,27,36,01,1-1,3Доходы от пред-принимательской и иной принося-щей доход дея-тельности777 773880 332877 851102 559-2 481Удельный вес в общих доходах, %6,55,85,1-0,6-0,8Безвозмездные поступления2 358 5793 811 5385 271 4951 452 9591 459 957Удельный вес в общих доходах, %19,625,330,45,75,1На налоговый потенциал консолидированного бюджета республики в 2009 г. приходится 58,5 % всех доходов, который в основном формируется за счет налога на прибыль организаций (17,3 % от собственных доходов), налога на доходы физических лиц (34,3 %), налога на имущество организаций (14,9 %), акцизов по подакцизным товарам (продукции), производимым на территории Российской Федерации (7,4 %) и налогов на совокупный доход (4,5 %). По остальным налоговым источникам объемы поступлений незначи-тельны и в собственных доходах составляют от 0,2 до 2,1%.Информация об изменении структуры собственных доходов консолиди-рованного бюджета Республики Хакасия представлена в табл. 2.Рассмотрим основные налоговые доходы, поступающие в консолидиро-ванный бюджет республики, в сравнении с другими регионами Сибирского федерального округа, для чего выбраны субъекты Федерации, у которых эко-номический потенциал примерно одинаков.В качестве критерия оценки экономического потенциала взят объем вало-вого регионального продукта (ВРП) в расчете на одного человека, занятого в экономике (табл. 3).Республика Бурятия и Забайкальский край имеют близкий показатель ВРП на одного человека, занятого в экономике. Самый высокий показатель среди субъектов Сибирского федерального округа имеет Красноярский край - 512,2 тыс. рублей.Н.А. Урман 78Таблица 2Структура собственных доходов консолидированного бюджета Республики Хакасия, %2007 г.2008 г.2009 г.Отклонение от преды-дущего периода Гр.3-гр.2Гр.4-гр.3Налоговые доходы, всего84,382,584,1-1,81,6В том числе: налог на прибыль организаций24,816,917,3-7,90,4налог на доходы физических лиц33,435,534,32,1-1,2акцизы по подакцизным товарам (продукции), производимым на тер-ритории Российской Федерации6,35,77,4-0,61,7налоги на совокупный доход4,95,34,50,4-0,8налог на имущество организаций9,013,114,94,11,8налог на имущество физических лиц0,20,20,20,00,0транспортный налог0,70,80,80,10,0налог на игорный бизнес1,10,90,3-0,2-0,6земельный налог1,51,71,80,20,1налоги, сборы и регулярные платежи за пользование природными ресурса-ми1,81,92,10,10,2государственная пошлина0,50,50,50,00,0задолженность и перерасчеты по отмененным налогам, сборам и иным обязательным платежам0,10,00,0-0,10,0Неналоговые доходы7,79,78,62,0-1,1Доходы от предпринимательской и иной приносящей доход деятельно-сти8,07,87,3-0,2-0,5Таблица 3Объем валового регионального продукта (ВРП)№ п/пНаименование субъектаЧисленность занятых в экономике в 2007 г., тыс. чел.ВРП 2007 г., млн. руб.ВРП на одного занятого в экономике, тыс. руб./чел.1Республика Алтай92,315 300165,82Республика Бурятия398,2109 600275,23Республика Тыва106,819 800185,44Республика Хакасия248,364 000257,85Алтайский край1 107,9223 800202,06Забайкальский край490,1113 200231,07Красноярский край1 433,7734 400512,28Иркутская область1 141,1403 000353,29Кемеровская область1 327,3444 400334,810Новосибирская область1 244,7382 200307,111Омская область943,4301 800319,912Томская область496,1216 100435,6Сибирский федеральный округ9 029,93 027 600335,3Особенности формирования и исполнения доходной части бюджетов79Наименова-ние субъектаI полугодие 2009 г.Удельный вес прибыльных и убыточных организаций в общем числе организаций в I квартале 2009 г., %№ п/п Поступило налога на прибыль ор- ганизаций, тыс. руб.Числен- ность заня- тых в эко- номике, тыс. чел.Налог на при- быль органи-заций в расчете на одно-го заня- того, руб./ чел.При-быльныхУбыточных1Республика Хакасия1 015 426,5261,33 886,156,643,42Республика Бурятия1 443 562,1341,64 225,958,341,73Забайкаль-ский край1 575 075,9471,33 342,044,056,04Краснояр-ский край9 967 548,51 412,97 054,763,736,3В I полугодии 2009 г. поступления налога на прибыль организаций в кон-солидированный бюджет Республики Хакасия по сравнению с соответст-вующим периодом 2008 г. снижены и составили 84 % (2008 г. по отношению к 2007 г. - 79 %). Снижение поступлений налога на прибыль организаций связано не только с увеличением убыточных организаций в Республике Ха-касия (за I полугодие 2009 г. - на 6 процентных пунктов), но и с изменениями налогового законодательства, когда налогоплательщикам предоставили право перейти на уплату ежемесячных авансовых платежей, исходя из фактической прибыли. В результате, по данным информационного ресурса «Расчеты с бюджетом» Управления ФНС России, по Республике Хакасия по состоянию на 01.01.2009 из консолидированного бюджета возмещено налога на прибыль организаций (с учетом пени и штрафов) в сумме 317 091 тыс. рублей, в том числе в IV квартале 2008 г. - 205 036 тыс. рублей. По состоянию на 01.01.2010 возмещено 342 852 тыс. рублей. Кроме того, по состоянию на 01.01.2010 числится переплата в сумме 299 874 тыс. рублей, или 106,2 % к уровню на начало 2009 г. (282 475 тыс. рублей), которая также может быть востребована налогоплательщиками.При этом недоимка по налогу (без учета пени и штрафов) по состоянию на 01.01.2010 составила 46 177 тыс. рублей, или 82,6 %, к уровню на начало года. Данная сумма является резервом пополнения доходов бюджетной сис-темы Республики Хакасия.Н.А. Урман 80Рассмотрим влияние изменений действующего налогового законодатель-ства по снижению общей ставки налога на прибыль организаций на поступ-ления в консолидированный бюджет Республики Хакасия.Данные поступления налога на прибыль организаций в федеральный и консолидированный бюджет Республики Хакасия приведены в табл. 5.Таблица 5Поступления налога на прибыль организаций в федеральный и консолидированный бюджет Республики ХакасияГодыСта- вка, %Федераль-ный бюд- жет, тыс. руб.Темп роста к предыду- щему году, %Став-ка, %Консоли-дирован-ный бюд- жет, тыс. руб.Темп роста к пре-дыдущему году, %20056,5295 47417,51 127 67420066,5526 226178,117,51 668 773148,020076,5690 646131,217,52 406 557144,220086,5322 30046,717,51 899 99779,020092151 69247,1182 084 763109,7До 2008 г. в республике наблюдался рост поступлений налога на прибыль организаций во все уровни бюджетов. В 2008 г. снижение поступлений по сравнению с 2007 г. в федеральный бюджет составило 53,3 %, в консолиди-рованный бюджет - 21 %.С 01.01.2009 снижена общая ставка налога на прибыль с 24 до 20 % за счет снижения ставки в федеральный бюджет на 4,5 % и увеличения ставки в консолидированный бюджет на 0,5 %. В результате за 2009 г. поступления налога на прибыль организаций к уровню 2008 г. составили в федеральный бюджет Республики Хакасии 47,1 %, в консолидированный бюджет -109,7 %.Поступления за 2009 г. выше поступлений 2008 г. на 184 766 тыс. рублей за счет увеличения процентной ставки налога на прибыль организаций, за-числяемого в консолидированный бюджет республики, на 0,5 %.Следует отметить, что поступления налога на прибыль организаций зави-сят от масштабов производства, количества хозяйствующих субъектов и их налогооблагаемой базы. Но за период 2008-2009 гг. новых крупных произ-водственных объектов, которые обеспечили бы дополнительные поступления налога на прибыль организаций, не зарегистрировано.Наиболее крупными действующими производственными структурами Республики Хакасия в разрезе видов экономической деятельности являются:- цветная металлургия - ОАО «РУСАЛ Саяногорский алюминиевый за-вод» и ООО «Хакасский алюминиевый завод»;- электроэнергетика - Филиал ОАО «РусГидро» - «Саяно-Шушенская ГЭС имени П.С. Непорожнего»;- топливная промышленность - ООО «СУЭК-Хакасия», Черногорский филиал ОАО «СУЭК», ООО «Восточно-Бейский разрез», ОАО «Разрез Изыхский».Наибольшие поступления налога на прибыль организаций в 2009 г. при-ходятся на предприятия, осуществляющие производство, передачу и распре-Особенности формирования и исполнения доходной части бюджетов81деление электроэнергии, - 730 916 тыс. рублей (рост по отношению к 2008 г. в 1,5 раза), а также добычу каменного, бурого угля - 430 410 тыс. рублей (рост в 2,4 раза), удельный вес которых составил 35,1 и 20,6 % соответствен-но.В 2008-2009 гг. значительно снизились поступления налога на прибыль организаций по виду экономической деятельности «производство цветных металлов» и соответственно составили 192 585 и 184 502 тыс. рублей. По сравнению с 2007 г. поступления снижены в 4,9 раза (в 2007 г. поступило 907 440 тыс. руб.).Произошедшая авария на Саяно-Шушенской ГЭС в случае непринятия мер может привести к снижению поступлений налога на прибыль в 2010 и последующих годах.Количество юридических лиц, состоящих на учете в налоговых органах Республики Хакасия, за 2008 г. увеличилось на 650 ед., или на 8,9 % по от-ношению к 2007 г., за I квартал 2009 г. - на 458 ед., или на 5,7 % к началу года и на 01.04.2009 составило 8 425 ед. По состоянию на 01.04.2009 количе-ство организаций из числа состоящих на учете в налоговых органах Респуб-лики Хакасия находятся в стадии ликвидации 373 ед. (для сравнения - на на-чало 2008 г. числилось 270 ед., на начало 2009 г. - 313 ед.), т.е. прирост нало-гоплательщиков за I квартал 2009 г. составил 85 ед. (458-373).Таблица 6Доходы населения субъектов Сибирского федерального округа№ п/пНаименование показателяЕд. изм.Рес-пуб-лика Хака-сияРеспуб- лика БурятияЗабай-каль-ский крайКрасноярский край1Среднегодовые доходы (из расчета среднемесячной начисленной номинальной заработной платы) в расчете на одного занятого в эконо-мике на 01.07.2009тыс. руб-лей93,194,594,9117,62Среднегодовые потреби-тельские расходы на одного занятого в экономике на 01.07.2009тыс. руб-лей66,5130,8106,0125,13Объем годового розничного товарооборота на одного занятого в экономике на 01.07.2009тыс. руб-лей45,3102,082,994,54Число собственных автомо-билей на 1000 чел. населе-ния (данные за 2006 г.)ед.207,6137,7152,2171,3Налогооблагаемая база для исчисления налога на прибыль организаций за 2008 г. уменьшилась по сравнению с 2007 г. в 1,8 раза и составила 5 183,4 млн. рублей. При этом количество лицевых счетов налогоплатель-щиков за 2009 г. увеличилось на 56 ед. и составило 4 732 ед. Возросло и количество лицевых счетов по налогоплательщикам, применяющим упро-щенную систему налогообложения, на 939 ед. и по состоянию на 01.01.2010Н.А. Урман 82составило 12 090 ед. С учетом изменений, внесенных в Налоговый кодекс Федеральным законом от 19.07.2009 № 204-ФЗ в части увеличения величи-ны предельного размера доходов организации, ограничивающей право ор-ганизации перейти на упрощенную систему налогообложения с 15 до 45 млн. рублей (по итогам 9 месяцев), количество плательщиков налога на прибыль может быть снижено и соответственно уменьшится налоговая база по данному налогу.Изменились и поступления от налога на доходы физических лиц (табл. 6).Из приведенных данных видно, что показатели Республики Хакасия (за исключением числа автомобилей) значительно ниже других субъектов Феде-рации, что подтверждается и поступлением налога на доходы физических лиц (табл. 7).Таблица 7Поступления налога на доходы физических лиц№ п/ пНаименование показателяЕд. изм.Рес-публи- ка Хака- сияРес-публи- ка Буря- тияЗабай-каль-ский крайКрасноярский край1Поступление НДФЛ за I полу-годие 2009 г. в расчете на од-ного занятого в экономикетыс. руб.7,210,010,012,32Расчетный доход за I полуго-дие 2009 г., с которого уплачен НДФЛтыс. руб.55,476,976,994,63Отношение суммы доходов, с которой уплачен НДФЛ (стро-ка 2 табл. 7, к общей сумме доходов (строка 1 табл. 6)%59,581,481,080,4Кроме того, в Республике Хакасия ниже других регионов и процент от-ношения суммы доходов, с которой уплачен налог на доходы физических лиц (табл. 7), к общей сумме доходов, что может свидетельствовать о низком уровне налогообложения доходов.Основными факторами, определяющими налогооблагаемую базу налога на доходы физических лиц и сумму налога, являются численность занятых работников различных категорий в экономике региона и величина их зара-ботной платы.За 2009 г. в консолидированный бюджет Республики Хакасия поступило налога на доходы физических лиц в сумме 4 136 382,1 тыс. рублей, что со-ставляет 103,5 % к уровню 2008 г., но при этом годовые бюджетные назначе-ния не исполнены (98,4 %).Низкий показатель поступления налога в республике связан с невысоки-ми доходами населения. За I полугодие 2009 г. доходы в расчете на душу на-селения (в среднем за месяц) по Республике Хакасия составили 10,5 тыс. рублей, что ниже показателей сравниваемых регионов - Забайкальского края (11,2 тыс. рублей), Республики Бурятия (11,6 тыс. рублей) и Красноярского края (15,3 тыс. рублей).Особенности формирования и исполнения доходной части бюджетов83За январь - ноябрь 2009 г. среднемесячные денежные доходы на душу на-селения по Республике Хакасия возросли на 0,5 тыс. рублей и составили 11 тыс. рублей.При этом доходы населения меньше среднемесячной начисленной зара-ботной платы в связи с тем, что в республике имеется задолженность по за-работной плате, которая, по данным Хакасстата, на 01.12.2009 составляла 4 315 тыс. рублей.Среднемесячная начисленная заработная плата в целом по Республике Хакасия за период январь - ноябрь 2009 г. составила 15,9 тыс. рублей. В раз-резе видов экономической деятельности наибольшая среднемесячная начис-ленная заработная плата приходится на организации железнодорожного транспорта (26,7 тыс. рублей), по финансовой деятельности (26,6 тыс. руб-лей), по государственному управлению и обеспечению военной безопасно-сти, социальному страхованию (26,3 тыс. рублей). Самая низкая начисленная заработная плата приходится на предприятия сельского хозяйства, охоты и лесного хозяйства и составляет 6,3 тыс. рублей, текстильного и швейного производство - 7,7 тыс. рублей и производства изделий из дерева - 7,9 тыс. рублей. По 9 основным видам экономической деятельности из 14 (64,3 %) среднемесячная начисленная заработная плата ниже среднего уровня по рес-публике.Кроме того, в 2009 г. в Налоговом кодексе Российской Федерации появи-лось много новаций социального характера, касающихся увеличения налого-вых вычетов по данному доходному источнику. В 2 раза увеличены стан-дартные налоговые вычеты, которые предоставляются каждому работнику в размере 400 рублей и составляют в настоящее время 40 тыс. рублей, а также суммы имущественного вычета при покупке жилья (2 млн. рублей). Действие данной нормы распространено на отношения, возникшие с 1 января 2008 г. На ребенка вычеты увеличены с 600 до 1000 рублей. Эти меры вызвали су-щественное выпадение доходов бюджета Республики Хакасия. Из консоли-дированного бюджета Республики Хакасия по данному источнику дохода за2008г. в целом возмещено 208 481 тыс. рублей, основная сумма которых(202 481 тыс. рублей, или 97,1%) приходится на социальные и имуществен-ные налоговые вычеты, за 2009 г. в целом возмещено 238 632 тыс. рублей, изкоторых 229 685 тыс. рублей, или 96,3%, также приходится на социальные иимущественные налоговые вычеты. Кроме того, на 01.01.2010 имеется пере-плата по налогу в сумме 93 446 тыс. рублей, которая также может быть воз-вращена налогоплательщикам.Таким образом, на поступления налога на доходы физических лиц влияет низкий уровень заработной платы по отдельным видам экономической дея-тельности, наличие задолженности по ее выплате, а также увеличение сумм налоговых вычетов (социальных, имущественных, стандартных).Одним из основных доходных источников республиканского бюджета Хакасии является налог на имущество организаций. В 2008 г. поступления по данному налогу возросли по сравнению с 2007 г. на 70,4 % и составили 1 476 713,1 тыс. рублей. Такая ситуация сохранилась и в 2009 г., поступления2009г. (1 800 637 тыс. рублей) выше поступлений 2008 г. на 21,9 %.Н.А. Урман 84Несмотря на увеличение поступлений налога на имущество организаций по состоянию на 01.01.2010, недоимка по налогу (с учетом пени и штрафов) составляет 28 934 тыс. рублей, или 142,6 % к уровню на начало 2009 г. Потери республиканского бюджета Хакасии по налогу на имущество организаций в свя-зи с предоставлением льгот в целом за 2008 г. составили 770 656 тыс. рублей, в том числе по льготам, предоставленным в соответствии:- со ст. 7 Налогового кодекса Российской Федерации международными договорами Российской Федерации и в соответствии с п. 7 ст. 346.35 Налого-вого кодекса Российской Федерации инвесторам по Соглашениям о разделе продукции - 322 045 тыс. рублей (41,8 %);- с Законом Республики Хакасия от 27.11.2003 № 73 «О налоге на иму-щество организаций» - 448 611 тыс. рублей (58,2 %).Следует отметить, что в 2009 г. увеличились потери бюджета по налогу на имущество организаций в связи с аварией на Саяно-Шушенской ГЭС, ко-торые, по данным ОАО «Русгидро», составили 27 600 тыс. рублей.Одним из доходных источников пополнения консолидированного бюд-жета республики являются налоги на совокупный доход, поступающие в ос-новном от субъектов малого бизнеса. Однако их доля в общей сумме налого-вых доходов незначительна и по сравнению с 2008 г. снизилась на 1 % и в 2009 г. составила 5,4 %.В сравнении с другими анализируемыми регионами Сибирского феде-рального округа доля налогов на совокупный доход в сумме налоговых дохо-дов Республики Хакасия за 2009 г. ниже показателей Республики Бурятия на 0,6 процентных пунктов (6 %) и выше Забайкальского края на 1,6 процент-ных пунктов (3,8 %), Красноярского края - на 2,5 процентных пунктов (2,9 %).Так же как и в Республике Хакасия, доля налогов на совокупный доход в общей сумме налоговых доходов за 2009 г. по сравнению с 2008 г. снизилась в Республике Бурятия и Забайкальском крае на 0,7 и 1 % соответственно. По Красноярскому краю наблюдается незначительное увеличение - на 0,3 %.За 2009 г. снижен темп поступлений налогов на совокупный доход к уровню 2008 г. и составил 91,8 %, в консолидированный бюджет республики поступило 544 731 тыс. рублей, в том числе:- налога, взимаемого в связи с применением упрощенной системы нало-гообложения, 340 758 тыс. рублей, или 88% к уровню 2008 г.;- единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельно-сти - 201 831 тыс. рублей, или 99 % к уровню 2008 г.;- единого сельскохозяйственного налога - 2142 тыс. рублей, или 90 % к уровню 2008 г.При этом в 2008 г. наблюдался рост поступлений налогов на совокупный доход по сравнению с 2007 г. на 115 845 тыс. рублей, или на 24,3 %, и в кон-солидированный бюджет республики поступило 593 165 тыс. рублей. Наи-большие поступления налогов на совокупный доход в 2009 г. приходятся на следующие виды экономической деятельности:Особенности формирования и исполнения доходной части бюджетов85- «оптовая и розничная торговля; ремонт автотранспортных средств, мо-тоциклов, бытовых изделий и предметов личного пользования» -269 348 тыс. рублей (удельный вес - 44,5 %);- «операции с недвижимым имуществом, аренда и предоставление ус-луг» - 95 843 тыс. рублей (15,8 %);- «строительство» - 76 835 тыс. рублей (12,7 %);- «обрабатывающие производства» - 48 333 тыс. рублей (8 %).Рассматривая структуру поступлений по данным видам экономической деятельности, видно, что поступления налогов со специальным налоговым режимом занимают небольшой удельный вес в общих поступлениях по кон-кретному виду деятельности и составляют:- «обрабатывающие производства» - 4,3 %;- «операции с недвижимым имуществом, аренда и предоставление ус-луг» - 14,4 %;- «строительство» - 18,1 %;- «оптовая и розничная торговля; ремонт автотранспортных средств, мо-тоциклов, бытовых изделий и предметов личного пользования» - 37,3 %.Основную часть налогов на совокупный доход консолидированного бюджета Республики Хакасия за 2009 г. составляют поступления по налогу, взимаемому в связи с применением упрощенной системы налогообложения -62,6 %. Удельный вес единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности составил 37 %. Доля единого сельскохозяйственного на-лога в налогах на совокупный доход незначительна и составляет 0,4 %.В общей сумме налога, взимаемого в связи с применением упрощенной системы налогообложения (340 758 тыс. рублей), основная доля приходится на налог, взимаемый с налогоплательщиков, выбравших в качестве объекта налогообложения доходы, - 64,8 % (220 852 тыс. рублей). На налог, взимае-мый с налогоплательщиков, выбравших в качестве объекта налогообложения доходы, уменьшенные на величину расходов, приходится 35,1 % (119 551 тыс. рублей). И совсем незначительная доля - 0,1 % приходится на доходы от выдачи патентов на осуществление предпринимательской дея-тельности при применении упрощенной системы налогообложения (355 тыс. рублей).При этом в 2009 г. поступления доходов от выдачи патентов на осущест-вление предпринимательской деятельности при применении упрощенной системы налогообложения по отношению к 2008 г. увеличились всего на 320 тыс. рублей в результате принятия Закона Республики Хакасия от 05.11.2008 № 60-ЗРХ «Об упрощенной системе налогообложения на основе патента».В 2009 г. по доходам от выдачи патентов на осуществление предприни-мательской деятельности при применении упрощенной системы налогообло-жения открыто 126 лицевых счетов. Учитывая количество лицевых счетов и сумму поступлений (355 тыс. рублей), в среднем стоимость одного патента составляет 2,8 тыс. рублей. В разрезе видов экономической деятельности ос-новные поступления по патентам приходятся на:Н.А. Урман 86- «предоставление прочих коммунальных, социальных и персональных услуг» - 67 тыс. рублей;- «деятельность сухопутного транспорта» - 51 тыс. рублей;- «прочие производства» - 49 тыс. рублей;- «оптовая и розничная торговля; ремонт автотранспортных средств, мо-тоциклов, бытовых изделий и предметов личного пользования» - 48 тыс. руб-лей;- «операции с недвижимым имуществом, аренда и предоставление ус-луг» - 47 тыс. рублей;- «строительство» - 33 тыс. рублей;- «обработка древесины и производство изделий из дерева и пробки, кро-ме мебели» - 27 тыс. рублей.Из 69 видов предпринимательской деятельности, определенных для по-лучения патентов, задействовано в основном 7 видов экономической дея-тельности, т.е. 10,1 % от предусмотренных в законе, что говорит о низкой популяризации данного специального налогового режима и отсутствии рабо-ты по разъяснению преимуществ введенных норм законодательства.Приведенные данные подтверждают вывод о том, что формирование до-ходов консолидированного бюджета республики в большей степени зависит от поступлений по налогоплательщикам, находящимся на общем режиме на-логообложения, а не на специальных налоговых режимах.Также доходными источниками консолидированного бюджета республи-ки являются транспортный налог, налог на имущество физических лиц, зе-мельный налог.В 2008 г. поступления возросли по сравнению с 2007 г. на 28,6 %; на 51,4 на 29,6 % соответственно. Такая ситуация сохранилась и в 2009 г. Поступле-ния данных налогов 2009 г. выше поступлений 2008 г. на 12,3; 23,6; 17% и составили 97 440, 26 352 и 214 576 тыс. рублей соответственно.Несмотря на увеличение поступлений данных налоговых источников в консолидированный бюджет Республики Хакасия, задолженность по ним (с учетом пени и штрафов) увеличилась за 2009 г. в целом на 11,5 % и по со-стоянию на 01.01.2010 составила 127 974 тыс. рублей, в том числе:- по транспортному налогу - на 9 % (82 787 тыс. рублей);- по налогу на имущество физических лиц - на 2,7 % (25 554 тыс. рублей);- по земельному налогу - на 41,1 % (19 633 тыс. рублей).Следует отметить, что задолженность (с учетом пени и штрафов) по транспортному налогу и налогу на имущество физических лиц по состоянию на 01.01.2010 находится практически на уровне поступлений данных налогов за 2009 г.Анализ данных по начисленным и поступившим платежам по транспорт-ному налогу показал, что основная сумма задолженности приходится на фи-зических лиц.В целях повышения собираемости транспортного налога было бы целесо-образно законодательно закрепить норму, устанавливающую возможность регистрации, перерегистрации и прохождения технического осмотра транс-портных средств после погашения задолженности по транспортному налогу.Особенности формирования и исполнения доходной части бюджетов87Удельный вес налога на имущество физических лиц в налоговых доходах консолидированного бюджета незначителен и составляет 0,3 %, что объясня-ется существующими проблемами по администрированию данного налога в части регистрации права собственности на объекты недвижимости.В действующей налоговой системе регулирование налога на имущество физических лиц осуществляется не отдельной главой Налогового кодекса Российской Федерации, а Законом Российской Федерации от 09.12.1991 № 2003-1 «О налогах на имущество физических лиц».Статьей 3 вышеназванного закона представительным органам местного самоуправления дано право определять дифференциацию ставок в установ-ленных пределах в зависимости от суммарной инвентаризационной стоимо-сти и типа использования объекта налогообложения.В Республике Хакасия всеми муниципальными образованиями установ-лены дифференцированные налоговые ставки в зависимости от суммарной инвентаризационной стоимости имущества и только в отдельных муници-пальных образованиях (гг. Абаза, Саяногорск, Черногорск) применены диф-ференцированные налоговые ставки по типу использования объекта налого-обложения («жилые дома, квартиры, дачи, гаражи» и «иные строения, поме-щения, сооружения»).При этом Законом Российской Федерации от 09.12.1991 № 2003-1 «О на-логах на имущество физических лиц» при предоставлении налоговых льгот не предусмотрена возможность разделения объектов налогообложения по типу использования. Согласно ст. 4 вышеназванного закона льготы предос-тавляются только категории налогоплательщиков. В частности, п. 2 ст. 4 За-кона от уплаты налога полностью освобождаются пенсионеры. Таким обра-зом, регистрация любого имущества, в том числе и строения, которые не от-носятся к жилым и с помощью которых можно извлечь доход (магазины, склады, производство и т.д.), на пенсионеров дает родственникам-предпринимателям ощутимые налоговые послабления, которые используют данные строения для целей предпринимательской деятельности на основании договора аренды. Поскольку сумма арендной платы устанавливается догово-ром сторон и ее минимальный размер не определен, она будет символической и не обременительной для предпринимателя.В целях исключения злоупотреблений данной льготой по налогу и для увеличения доходной базы консолидированного бюджета республики за счет налога на имущество физических лиц органам власти необходимо выступить с законодательными инициативами на федеральном уровне, предусматри-вающими:- законодательное закрепление норм и сроков регистрации прав на инди-видуальные объекты недвижимости;- законодательное закрепление конкретных сроков по продлению разре-шений на индивидуальное жилищное строительство;- предоставление льгот по объектам налогообложения в зависимости от типа его использования;- предоставление льгот пенсионерам только по жилым строениям.Н.А. Урман 88Кроме того, для увеличения поступлений налога на имущество физиче-ских лиц у муниципальных образований Республики Хакасия существует возможность увеличения налоговых ставок в зависимости от типа использо-вания объектов недвижимого имущества, не относящегося к жилым домам, квартирам, дачам и гаражам.Аналогичные меры можно применить и по земельному налогу, поскольку ст. 394 Налогового кодекса Российской Федерации допускается установление дифференцированных налоговых ставок по земельному налогу в зависимости от категорий земель и (или) разрешенного использования земельного участ-ка, что позволит пополнить собственную доходную базу муниципальных об-разований и соответственно консолидированного бюджета Республики Хака-сия.Таким образом, особенностью формирования доходной базы бюджета Республики Хакасия является в основном наличие крупных предприятий-налогоплательщиков, относящихся к таким видам деятельности, как «добыча полезных ископаемых», «обрабатывающие производства», «производство, передача и распределение электрической энергии». Малый бизнес в Респуб-лике Хакасия развит недостаточно.Большое влияние на формирование доходной базы бюджета имеет соот-ношение собственных и регулирующих налоговых и неналоговых доходов и безвозмездных поступлений. Доля собственных доходов Республики Хакасия постоянно снижается, что говорит о повышении зависимости субъекта от фе-дерального бюджета.Имеется ряд других показателей - это недостаточно высокий уровень ВРП в республике, значительная доля убыточных предприятий, низкий уро-вень доходов населения, а также влияние законодательства всех уровней вла-сти, позволяющего использовать пробелы в целях минимизации налогообло-жения или вообще ухода от налогообложения и, как следствие, снижение уровня поступления доходов в консолидированный бюджет республики (льготы, дифференцированные ставки, сроки ввода, регистрации объектов налогообложения и т.д.).В качестве резервов пополнения доходов консолидированного бюджета Республики Хакасия можно принять влияние таких показателей, как недоим-ка по налоговым доходам, выбытие юридических лиц с территории респуб-лики и рассмотрение судебных дел налогоплательщиков.

Ключевые слова

налоговая политика , снижение , налоговые льготы , бюджетные назначения , экономическое развитие , бюджет , инфляционные процессы , tax policy , reduction , tax breaks , budget destinations , еconomic development , budget , inflation

Авторы

ФИООрганизацияДополнительноE-mail
Урман Наталья Альбертовна Хакасский государственный университет им. Н.Ф. Катанова кандидат экономических наук, заместитель директора Института экономики и управления,доцент кафедры бухгалтерского учета, анализа, аудита и налогообложения urman60@yandex.ru
Всего: 1

Ссылки

 Особенности формирования и исполнения доходной части бюджетовРеспублики Хакасия             | Вестн. Том. гос. ун-та. Экономика. 2010. № 2 (10).

Особенности формирования и исполнения доходной части бюджетовРеспублики Хакасия | Вестн. Том. гос. ун-та. Экономика. 2010. № 2 (10).

Полнотекстовая версия