The Necessity of Implementig the knowledge management system and the requirements to the course «Economic Theory» .pdf УДК 330.101.22А.И. ЛеонидоваНЕОБХОДИМОСТЬ ВНЕДРЕНИЯ СИСТЕМЫ УПРАВЛЕНИЯЗНАНИЯМИ И ТРЕБОВАНИЯ К КУРСУ«ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ТЕОРИЯ»Управление знаниями - это одна из современных систем их эффективного использования в современной экономике на микроуровне, создающая для фирмы новые конкурентные преимущества. Необходимость внедрения данной системы в российской экономике предъявляет новые требования к содержанию и структуре курса «Экономическая теория», базового курса для всей системы экономических знаний. Ключевые слова: система управления знаниями, инновационный характер бизнеса и экономики, интеллектуальный капитал, микроэкономика и макроэкономика, воспроизводство.Деятельность современных организаций в значительной степени зависит от накопления и анализа информации, обучения персонала и внедрения нов-шеств. Если мы рассматриваем экономику как систему, с присущими ей в полном объеме системными признаками [1. С. 28-48], то в современных ус-ловиях эта система требует и особого системного использования накоплен-ных знаний.В условиях динамичной экономики, острой конкурентной борьбы необ-ходимо понимание механизмов овладения знаниями, а также факторов, пре-пятствующих этому. Управление знаниями становится важным инструмен-том повышения эффективности деятельности организаций.В последние годы произошли значительные изменения в экономике и бизнесе, которые стимулировали интерес к управлению знаниями. К ним можно отнести следующие:1))знания становятся основным ресурсом экономического развития и рос-та;2))базирующиеся на знаниях отрасли становятся ведущими отраслями;3))знания занимают все больший удельный вес в структуре стоимости продуктов и услуг.Управление знаниями - это неотъемлемая часть менеджмента любой ор-ганизации, которая объединяет действия, связанные с формированием зна-ний, их распространением и использованием, а также с развитием инноваций и обучением.Главная цель управления знаниями - это создание новых и более мощных конкурентных преимуществ, поэтому оно становится ведущим направлением стратегического менеджмента.Управление знаниями включает в себя следующие компоненты:А.И. Леонидова 90- стимулирование прироста знаний;- отбор и аккумулирование значимых сведений из внешних по отноше-нию к данной организации источников;- сохранение, классификация, трансформация, обеспечение доступности знаний;- распространение и обмен знаниями, в том числе в рамках организации;- использование знаний в деловых процессах, в том числе в процессе принятия решений;- воплощение знаний в продуктах, услугах, документах, базах данных и программном обеспечении;- оценка знаний, измерение и использование нематериальных активов ор-ганизации;- защита знаний.Внедрение систем управления знаниями на крупных предприятиях нача-лось совсем недавно, но они считаются одним из главных факторов победы в конкуренции. Наибольшую пользу управление знаниями способно принести в планировании, обслуживании клиентов, обучении персонала и сотрудниче-стве в рамках проектов.Одна из центральных идей управления знаниями - использовать более эффективно уже существующее знание.Одна из основных опасностей при реализации того или иного проекта в рамках менеджмента знаний - это излишне технократический подход. Глав-ное - не расширять информационную базу, а делать ее всеобщей, культиви-ровать свободный доступ к ней и командный подход к работе над общими знаниями.Управление знаниями дает каждой организации возможность:- быстрее отвечать на требования клиентов с помощью более эффектив-ных инновационных решений и препятствовать тому, чтобы клиенты искали эти решения у конкурентов;- оперативно воплощать инновации в продукты с тем, чтобы поставить их клиенту;- использовать интеллектуальные активы партнеров, осуществляя совме-стную техническую, функциональную, отраслевую экспертизу;- ускорять обучение и передачу навыков для персонала;- экономить ресурсы за счет повторного использования однажды найден-ных решений.К концу минувшего века управление процессом накопления знаний и опыта в промышленных компаниях США стало прочно входить в практику их работы. Крупные компании начали вкладывать значительные финансовые средства в создание у себя системы управления этим процессом. В некоторых компаниях стали создаваться так называемые «центры знаний», каждый из которых включает определенную группу интеллектуальных профессионалов во главе с исполнительным директором. В некоторых крупных компаниях управление указанным процессом стало сосредоточиваться в высшем руко-водстве, где была утверждена новая должность главного руководителя по управлению процессом накопления знаний и опыта.Необходимость внедрения системы управления знаниями91В условиях ускоренного технического развития производства особую важность приобретает организация в крупных промышленных компаниях системы постоянного повышения деловой квалификации работников и руко-водителей всех уровней. Затраты на создание такой системы окупаются рос-том производительности труда. Примером может служить американская ком-пания «Уирлпул», реализующая выпускаемые ею нагревательные приборы в 120 странах мира. Среднегодовые темпы роста ее производства за 6-летний период середины 90-х гг. составили 85 % [2. С. 58].Руководители ведущих американских промышленных компаний считают крайне необходимым использовать талантливых работников и специалистов для ускоренного развития и совершенствования производства. Проведенное консультационной фирмой «МакКинзи энд компани» широкое обследование 77 промышленных компаний и опрос около 6 тыс. управляющих и исполни-тельных директоров позволили сделать вывод о том, что наиболее важным производственным ресурсом в ближайшие 20 лет будет считаться талант вы-сокоодаренных специалистов [2. С. 59].Следует отметить, что в США уделяется особое внимание разработке инновационных технологий. Для осуществления деятельности в этом на-правлении американские компании вкладывают в развитие инновационных технологий значительные финансовые средства. По данным Фонда нацио-нальных наук, в США на развитие научных исследований и разработку ин-новационных технологий в одном только 1997 г. было затрачено 184,4 млрд. долларов. Из этой суммы 113,5 млрд. долларов было направлено промышленными компаниями на научные исследования, разработку, внедре-ние и дальнейшее развитие новейших технологий [2. С. 63].Формирование крупных производственных комплексов породило неот-ложную потребность в расширении системы подготовки и переподготовки кадров с охватом всех компаний, входящих в данный производственный комплекс. В связи с этим многие концерны стали постепенно создавать свои университеты, обеспечивающие непрерывный процесс обучения работающих в рамках всего производственного комплекса.К началу 80-х гг. в США уже функционировало 400 специализированных университетов, созданных крупнейшими промышленными компаниями. В 90-х гг. их число возросло до 1600. Из них 40 % составляют университеты, созданные корпорациями, входящими в состав 500 ведущих компаний США. Учитывая быстрое развитие таких университетов, специалисты страны вы-сказывают предположение, что к 2010 г. их число может превысить число традиционных американских университетов [2. С. 67].В нашей стране вопрос управления знаниями ставился еще в советские времена и решался, разумеется, советскими методами. Движение наставниче-ства - одно из прообразов современной системы knowledge management. Од-нако в начале 90-х в России наметился естественный спад интереса к этой теме отчасти из-за общей «смутности времени», отчасти в силу того, что про-граммы для реализации данных проектов были «сыроваты», не всегда пред-лагались их русскоязычные версии.А.И. Леонидова 92Сегодня в России вторая волна интереса к системам управления знания-ми, что объясняется следующими причинами:1))объем данных в информационных системах ежегодно увеличивается более чем в два раза;2))возрастает доля контентной составляющей: до 75 % информации пред-приятия относится к неструктурированной информации;3)улучшается аппаратная часть (оптоволоконные линии связи увеличи-вают пропускную способность сетей);4))растет динамика бизнеса: быстро создаются новые компании, товары, услуги; проводится реорганизация предприятий, следовательно, необходимо быстро реагировать на события;5))увеличивается текучесть кадров, проектная организация работ (люди приходят и уходят по завершении проекта);6))значительное число компаний внедрило ERP-системы, позволяющие управлять ресурсами (однако вопрос, как управлять интеллектуальными ре-сурсами, по-прежнему остается открытым).Для России жизненно важно осуществить прорыв в области производства знаний. Причем необходима смена общего подхода от обособления научно-исследовательской деятельности, рассматриваемой как элитная, к ее массо-вому распространению, включению как вида экономической деятельности каждой организации и каждого ее сотрудника, потому что на данный момент наша страна очень сильно отстает от Запада в применении и развитии управ-ления знаниями.Состоявшаяся в России конференция «Управление знаниями компании», организованная компанией «Инфор-Медиа» и газетой «Известия» при под-держке «КМ Клуб Марии Мариничевой», - это наиболее значимое событие по тематике «управление знаниями» в нашей стране. Во-первых, в числе док-ладчиков и слушателей были представители крупнейших российских компа-ний. Во-вторых, впервые в России выступили известные практики управле-ния знаниями, зарубежные коллеги Крис Колисон (директор и владелец Knowlegeable Ltd, автор недавно переведенной на русский язык книги «Учи-тесь летать»), Джерри Эш (исполнительный директор Association of Knowledgework), Гарри Колет (партнер Evolutionary Ltd) и Ричард Кросс (ди-ректор MCH Global) [3].Решили, что КМ-системы будут внедряться во всех крупных компаниях и на 20-40% - в средних. Наиболее быстрыми темпами развитие КМ будет на-растать в компаниях и корпорациях высокотехнологичного сектора россий-ской экономики, в особенности тех, бизнес которых базируется на примене-нии интернет-технологий, мобильных телекоммуникаций либо неразрывно связан с использованием информационных технологий, а также в тех компа-ниях, успешная деятельность которых в первую очередь зависит от их уме-ния накапливать, создавать и использовать знания своих сотрудников, - это компании сферы профессиональных услуг, консалтинговые, финансовые, юридические практики и работающие на рынке образования.В то же время очевидными являются и те трудности, которые препятст-вуют активному распространению этих новых для нашей страны процессовНеобходимость внедрения системы управления знаниями93уже сейчас. Например, недостаточное понимание ценности такого актива, как корпоративные знания, интеллектуальный капитал, инертность руководите-лей многих компаний при внедрении новых подходов к управлению, скепсис в отношении новых методов управления такими нематериальными активами, как знания; однако в первую очередь основным сдерживающим фактором развития КМ в компаниях является низкая информированность руководите-лей компаний об инструментах и методах управления знаниями и о тех выго-дах и преимуществах, которые получает компания от внедрения и использо-вания КМ.Новые организационные стратегии требуют внесения значительных кор-ректив в систему кадрового менеджмента, при этом обучение персонала ста-новится ключевым звеном. Обучение призвано подготовить персонал к пра-вильному решению более широкого круга задач и обеспечить высокий уро-вень эффективности в работе, позволяет не только повысить уровень знаний работников и вырабатывать требуемые профессиональные навыки, но и фор-мировать у них такую систему ценностей и установок, которая соответствует современной ситуации и поддерживает рыночную организационную страте-гию.В связи с вышеизложенными проблемами и наметившимися в мировой и российской экономике путями их решения созрела, на взгляд ряда россий-ских авторов [4. С. 68-71] и на наш взгляд, необходимость пересмотра струк-туры учебного курса «Экономическая теория». Его традиционное деление на микроэкономику и макроэкономику не дает студентам представления об экономике как единой системе и не позволяет в связи с этим сформировать единый системный взгляд на экономику, а в перспективе неизбежно возник-нут проблемы по непрерывному развитию специалиста и формированию сис-темы управления знаниями. Одна из немногих попыток единой системы по экономической теории - учебник Н.Г. Мэнкью «Принципы экономикс» [5. С. 19-26]. В нем микро- и макроэкономические процессы согласованы друг с другом, вытекают один из другого - как в жизни. И это значит, что в совре-менных условиях он практичнее, чем другие издания.Кроме того, в экономической теории, на наш взгляд, фактически про-изошло выхолащивание воспроизводственного подхода и в теоретическом анализе, и в преподавании. В результате чего и в экономической науке прак-тически не изучается современная специфика связей между элементами сис-темы воспроизводства, и уж тем более это не преподается студентам. Из сис-темы осмысления экономики и системы знаний о ней, особенно в условиях острой необходимости перехода к инновационному развитию [6. С. 38-55], выпал очень важный раздел, эту экономику характеризующий.Литература1..О'Коннор Дж. Искусство системного мышления: Необходимые знания о системах и творческом подходе к решению проблем: Пер. с англ. 2-е изд. М.: Альпина Бизнес Букс, 2008. 256 с.2..Васильев Ю.П. Управление развитием производства в США, или Взгляд в будущее. М.: ЗАО «Издательство «Экономика», 2006.3..1.А.И. Леонидова 944..Прохоровский А. Эволюция рыночной экономики в зеркале политической экономии // Российский экономический журнал. 2008. № 1-2.5..Мэнкью Н.Г. Принципы экономикс. СПб.: Питер Ком, 1999.6..Черковец В. Особенности нового этапа инновационного развития России // Экономист. 2008. № 12.
О'Коннор Дж. Искусство системного мышления: Необходимые знания о системах и творческом подходе к решению проблем: Пер. с англ. 2-е изд. М.: Альпина Бизнес Букс, 2008. 256 с.
Васильев Ю.П. Управление развитием производства в США, или Взгляд в будущее. М.: ЗАО «Издательство «Экономика», 2006.
Прохоровский А. Эволюция рыночной экономики в зеркале политической экономии // Российский экономический журнал. 2008. № 1-2.
Мэнкью Н.Г. Принципы экономикс. СПб.: Питер Ком, 1999.
Черковец В. Особенности нового этапа инновационного развития России // Экономист. 2008. № 12.