Необходимость внедрения системы управления знаниями и требованияк курсу «Экономическая теория» | Вестн. Том. гос. ун-та. Экономика. 2010. № 2 (10).

Необходимость внедрения системы управления знаниями и требованияк курсу «Экономическая теория»

Управление знаниями - это одна из современных систем их эффективного использования в современной экономике на микроуровне, создающая для фирмы новые конкурентные преимущества. Необходимость внедрения данной системы в российской экономике предъявляет новые требования к содержанию и структуре курса «Экономическая теория», базового курса для всей системы экономических знаний

The Necessity of Implementig the knowledge management system and the requirements to the course «Economic Theory» .pdf УДК 330.101.22А.И. ЛеонидоваНЕОБХОДИМОСТЬ ВНЕДРЕНИЯ СИСТЕМЫ УПРАВЛЕНИЯЗНАНИЯМИ И ТРЕБОВАНИЯ К КУРСУ«ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ТЕОРИЯ»Управление знаниями - это одна из современных систем их эффективного использования в современной экономике на микроуровне, создающая для фирмы новые конкурентные преимущества. Необходимость внедрения данной системы в российской экономике предъявляет новые требования к содержанию и структуре курса «Экономическая теория», базового курса для всей системы экономических знаний. Ключевые слова: система управления знаниями, инновационный характер бизнеса и экономики, интеллектуальный капитал, микроэкономика и макроэкономика, воспроизводство.Деятельность современных организаций в значительной степени зависит от накопления и анализа информации, обучения персонала и внедрения нов-шеств. Если мы рассматриваем экономику как систему, с присущими ей в полном объеме системными признаками [1. С. 28-48], то в современных ус-ловиях эта система требует и особого системного использования накоплен-ных знаний.В условиях динамичной экономики, острой конкурентной борьбы необ-ходимо понимание механизмов овладения знаниями, а также факторов, пре-пятствующих этому. Управление знаниями становится важным инструмен-том повышения эффективности деятельности организаций.В последние годы произошли значительные изменения в экономике и бизнесе, которые стимулировали интерес к управлению знаниями. К ним можно отнести следующие:1))знания становятся основным ресурсом экономического развития и рос-та;2))базирующиеся на знаниях отрасли становятся ведущими отраслями;3))знания занимают все больший удельный вес в структуре стоимости продуктов и услуг.Управление знаниями - это неотъемлемая часть менеджмента любой ор-ганизации, которая объединяет действия, связанные с формированием зна-ний, их распространением и использованием, а также с развитием инноваций и обучением.Главная цель управления знаниями - это создание новых и более мощных конкурентных преимуществ, поэтому оно становится ведущим направлением стратегического менеджмента.Управление знаниями включает в себя следующие компоненты:А.И. Леонидова 90- стимулирование прироста знаний;- отбор и аккумулирование значимых сведений из внешних по отноше-нию к данной организации источников;- сохранение, классификация, трансформация, обеспечение доступности знаний;- распространение и обмен знаниями, в том числе в рамках организации;- использование знаний в деловых процессах, в том числе в процессе принятия решений;- воплощение знаний в продуктах, услугах, документах, базах данных и программном обеспечении;- оценка знаний, измерение и использование нематериальных активов ор-ганизации;- защита знаний.Внедрение систем управления знаниями на крупных предприятиях нача-лось совсем недавно, но они считаются одним из главных факторов победы в конкуренции. Наибольшую пользу управление знаниями способно принести в планировании, обслуживании клиентов, обучении персонала и сотрудниче-стве в рамках проектов.Одна из центральных идей управления знаниями - использовать более эффективно уже существующее знание.Одна из основных опасностей при реализации того или иного проекта в рамках менеджмента знаний - это излишне технократический подход. Глав-ное - не расширять информационную базу, а делать ее всеобщей, культиви-ровать свободный доступ к ней и командный подход к работе над общими знаниями.Управление знаниями дает каждой организации возможность:- быстрее отвечать на требования клиентов с помощью более эффектив-ных инновационных решений и препятствовать тому, чтобы клиенты искали эти решения у конкурентов;- оперативно воплощать инновации в продукты с тем, чтобы поставить их клиенту;- использовать интеллектуальные активы партнеров, осуществляя совме-стную техническую, функциональную, отраслевую экспертизу;- ускорять обучение и передачу навыков для персонала;- экономить ресурсы за счет повторного использования однажды найден-ных решений.К концу минувшего века управление процессом накопления знаний и опыта в промышленных компаниях США стало прочно входить в практику их работы. Крупные компании начали вкладывать значительные финансовые средства в создание у себя системы управления этим процессом. В некоторых компаниях стали создаваться так называемые «центры знаний», каждый из которых включает определенную группу интеллектуальных профессионалов во главе с исполнительным директором. В некоторых крупных компаниях управление указанным процессом стало сосредоточиваться в высшем руко-водстве, где была утверждена новая должность главного руководителя по управлению процессом накопления знаний и опыта.Необходимость внедрения системы управления знаниями91В условиях ускоренного технического развития производства особую важность приобретает организация в крупных промышленных компаниях системы постоянного повышения деловой квалификации работников и руко-водителей всех уровней. Затраты на создание такой системы окупаются рос-том производительности труда. Примером может служить американская ком-пания «Уирлпул», реализующая выпускаемые ею нагревательные приборы в 120 странах мира. Среднегодовые темпы роста ее производства за 6-летний период середины 90-х гг. составили 85 % [2. С. 58].Руководители ведущих американских промышленных компаний считают крайне необходимым использовать талантливых работников и специалистов для ускоренного развития и совершенствования производства. Проведенное консультационной фирмой «МакКинзи энд компани» широкое обследование 77 промышленных компаний и опрос около 6 тыс. управляющих и исполни-тельных директоров позволили сделать вывод о том, что наиболее важным производственным ресурсом в ближайшие 20 лет будет считаться талант вы-сокоодаренных специалистов [2. С. 59].Следует отметить, что в США уделяется особое внимание разработке инновационных технологий. Для осуществления деятельности в этом на-правлении американские компании вкладывают в развитие инновационных технологий значительные финансовые средства. По данным Фонда нацио-нальных наук, в США на развитие научных исследований и разработку ин-новационных технологий в одном только 1997 г. было затрачено 184,4 млрд. долларов. Из этой суммы 113,5 млрд. долларов было направлено промышленными компаниями на научные исследования, разработку, внедре-ние и дальнейшее развитие новейших технологий [2. С. 63].Формирование крупных производственных комплексов породило неот-ложную потребность в расширении системы подготовки и переподготовки кадров с охватом всех компаний, входящих в данный производственный комплекс. В связи с этим многие концерны стали постепенно создавать свои университеты, обеспечивающие непрерывный процесс обучения работающих в рамках всего производственного комплекса.К началу 80-х гг. в США уже функционировало 400 специализированных университетов, созданных крупнейшими промышленными компаниями. В 90-х гг. их число возросло до 1600. Из них 40 % составляют университеты, созданные корпорациями, входящими в состав 500 ведущих компаний США. Учитывая быстрое развитие таких университетов, специалисты страны вы-сказывают предположение, что к 2010 г. их число может превысить число традиционных американских университетов [2. С. 67].В нашей стране вопрос управления знаниями ставился еще в советские времена и решался, разумеется, советскими методами. Движение наставниче-ства - одно из прообразов современной системы knowledge management. Од-нако в начале 90-х в России наметился естественный спад интереса к этой теме отчасти из-за общей «смутности времени», отчасти в силу того, что про-граммы для реализации данных проектов были «сыроваты», не всегда пред-лагались их русскоязычные версии.А.И. Леонидова 92Сегодня в России вторая волна интереса к системам управления знания-ми, что объясняется следующими причинами:1))объем данных в информационных системах ежегодно увеличивается более чем в два раза;2))возрастает доля контентной составляющей: до 75 % информации пред-приятия относится к неструктурированной информации;3)улучшается аппаратная часть (оптоволоконные линии связи увеличи-вают пропускную способность сетей);4))растет динамика бизнеса: быстро создаются новые компании, товары, услуги; проводится реорганизация предприятий, следовательно, необходимо быстро реагировать на события;5))увеличивается текучесть кадров, проектная организация работ (люди приходят и уходят по завершении проекта);6))значительное число компаний внедрило ERP-системы, позволяющие управлять ресурсами (однако вопрос, как управлять интеллектуальными ре-сурсами, по-прежнему остается открытым).Для России жизненно важно осуществить прорыв в области производства знаний. Причем необходима смена общего подхода от обособления научно-исследовательской деятельности, рассматриваемой как элитная, к ее массо-вому распространению, включению как вида экономической деятельности каждой организации и каждого ее сотрудника, потому что на данный момент наша страна очень сильно отстает от Запада в применении и развитии управ-ления знаниями.Состоявшаяся в России конференция «Управление знаниями компании», организованная компанией «Инфор-Медиа» и газетой «Известия» при под-держке «КМ Клуб Марии Мариничевой», - это наиболее значимое событие по тематике «управление знаниями» в нашей стране. Во-первых, в числе док-ладчиков и слушателей были представители крупнейших российских компа-ний. Во-вторых, впервые в России выступили известные практики управле-ния знаниями, зарубежные коллеги Крис Колисон (директор и владелец Knowlegeable Ltd, автор недавно переведенной на русский язык книги «Учи-тесь летать»), Джерри Эш (исполнительный директор Association of Knowledgework), Гарри Колет (партнер Evolutionary Ltd) и Ричард Кросс (ди-ректор MCH Global) [3].Решили, что КМ-системы будут внедряться во всех крупных компаниях и на 20-40% - в средних. Наиболее быстрыми темпами развитие КМ будет на-растать в компаниях и корпорациях высокотехнологичного сектора россий-ской экономики, в особенности тех, бизнес которых базируется на примене-нии интернет-технологий, мобильных телекоммуникаций либо неразрывно связан с использованием информационных технологий, а также в тех компа-ниях, успешная деятельность которых в первую очередь зависит от их уме-ния накапливать, создавать и использовать знания своих сотрудников, - это компании сферы профессиональных услуг, консалтинговые, финансовые, юридические практики и работающие на рынке образования.В то же время очевидными являются и те трудности, которые препятст-вуют активному распространению этих новых для нашей страны процессовНеобходимость внедрения системы управления знаниями93уже сейчас. Например, недостаточное понимание ценности такого актива, как корпоративные знания, интеллектуальный капитал, инертность руководите-лей многих компаний при внедрении новых подходов к управлению, скепсис в отношении новых методов управления такими нематериальными активами, как знания; однако в первую очередь основным сдерживающим фактором развития КМ в компаниях является низкая информированность руководите-лей компаний об инструментах и методах управления знаниями и о тех выго-дах и преимуществах, которые получает компания от внедрения и использо-вания КМ.Новые организационные стратегии требуют внесения значительных кор-ректив в систему кадрового менеджмента, при этом обучение персонала ста-новится ключевым звеном. Обучение призвано подготовить персонал к пра-вильному решению более широкого круга задач и обеспечить высокий уро-вень эффективности в работе, позволяет не только повысить уровень знаний работников и вырабатывать требуемые профессиональные навыки, но и фор-мировать у них такую систему ценностей и установок, которая соответствует современной ситуации и поддерживает рыночную организационную страте-гию.В связи с вышеизложенными проблемами и наметившимися в мировой и российской экономике путями их решения созрела, на взгляд ряда россий-ских авторов [4. С. 68-71] и на наш взгляд, необходимость пересмотра струк-туры учебного курса «Экономическая теория». Его традиционное деление на микроэкономику и макроэкономику не дает студентам представления об экономике как единой системе и не позволяет в связи с этим сформировать единый системный взгляд на экономику, а в перспективе неизбежно возник-нут проблемы по непрерывному развитию специалиста и формированию сис-темы управления знаниями. Одна из немногих попыток единой системы по экономической теории - учебник Н.Г. Мэнкью «Принципы экономикс» [5. С. 19-26]. В нем микро- и макроэкономические процессы согласованы друг с другом, вытекают один из другого - как в жизни. И это значит, что в совре-менных условиях он практичнее, чем другие издания.Кроме того, в экономической теории, на наш взгляд, фактически про-изошло выхолащивание воспроизводственного подхода и в теоретическом анализе, и в преподавании. В результате чего и в экономической науке прак-тически не изучается современная специфика связей между элементами сис-темы воспроизводства, и уж тем более это не преподается студентам. Из сис-темы осмысления экономики и системы знаний о ней, особенно в условиях острой необходимости перехода к инновационному развитию [6. С. 38-55], выпал очень важный раздел, эту экономику характеризующий.Литература1..О'Коннор Дж. Искусство системного мышления: Необходимые знания о системах и творческом подходе к решению проблем: Пер. с англ. 2-е изд. М.: Альпина Бизнес Букс, 2008. 256 с.2..Васильев Ю.П. Управление развитием производства в США, или Взгляд в будущее. М.: ЗАО «Издательство «Экономика», 2006.3..1.А.И. Леонидова 944..Прохоровский А. Эволюция рыночной экономики в зеркале политической экономии // Российский экономический журнал. 2008. № 1-2.5..Мэнкью Н.Г. Принципы экономикс. СПб.: Питер Ком, 1999.6..Черковец В. Особенности нового этапа инновационного развития России // Экономист. 2008. № 12.

Ключевые слова

система управления знаниями , инновационный характер бизнеса и экономики , интеллектуальный капитал , микроэкономика и макроэкономика , воспроизводство , knowledge management system , innovative character of business and economics , brain capital , microeconomics and macroeconomics , reproduction

Авторы

ФИООрганизацияДополнительноE-mail
Леонидова Алла Ивановна Сибирский государственный аэрокосмический университет им. академика М.Ф. Решетнева кандидат экономических наук, доцент кафедры экономики all283@mail.ru
Всего: 1

Ссылки

О'Коннор Дж. Искусство системного мышления: Необходимые знания о системах и творческом подходе к решению проблем: Пер. с англ. 2-е изд. М.: Альпина Бизнес Букс, 2008. 256 с.
Васильев Ю.П. Управление развитием производства в США, или Взгляд в будущее. М.: ЗАО «Издательство «Экономика», 2006.
<http://www.kmclub.ru/>
Прохоровский А. Эволюция рыночной экономики в зеркале политической экономии // Российский экономический журнал. 2008. № 1-2.
Мэнкью Н.Г. Принципы экономикс. СПб.: Питер Ком, 1999.
Черковец В. Особенности нового этапа инновационного развития России // Экономист. 2008. № 12.
 Необходимость внедрения системы управления знаниями и требованияк курсу «Экономическая теория»             | Вестн. Том. гос. ун-та. Экономика. 2010. № 2 (10).

Необходимость внедрения системы управления знаниями и требованияк курсу «Экономическая теория» | Вестн. Том. гос. ун-та. Экономика. 2010. № 2 (10).

Полнотекстовая версия