Участие кафедры политической экономии ТГУ в повышенииквалификации преподавателей экономики | Вестн. Том. гос. ун-та. Экономика. 2010. № 2 (10).

Участие кафедры политической экономии ТГУ в повышенииквалификации преподавателей экономики

Рассматривается роль кафедры политической экономии в процессе переподготовки преподавателей экономики. Показываются различия в формах организации учебного процесса и содержании учебных программ, обусловленных спецификой задач, стоящих перед высшим образованием на определенных временных этапах, начиная с 90-х гг. и до настоящего времени. Аргументируются главные критерии, которые легли в основу составления и реализации программы «Актуальные проблемы экономики России: микро- и макроэкономические аспекты».

The role of the Chair of Political Economy at TSU in the professionaldevelopment of economics teaching staff .pdf УДК 37.018.46 + 378.4] (571.16)Г.А.ТарунинаУЧАСТИЕ КАФЕДРЫ ПОЛИТИЧЕСКОЙ ЭКОНОМИИ ТГУ В ПОВЫШЕНИИ КВАЛИФИКАЦИИ ПРЕПОДАВАТЕЛЕЙЭКОНОМИКИРассматривается роль кафедры политической экономии в процессе переподготовки преподавателей экономики. Показываются различия в формах организации учебного процесса и содержании учебных программ, обусловленных спецификой задач, стоящих перед высшим образованием на определенных временных этапах, начиная с 90-х гг. и до настоящего времени. Аргументируются главные критерии, которые легли в основу составления и реализации программы «Актуальные проблемы экономики России: микро- и макроэкономические аспекты».Ключевые слова: повышение квалификации, формирование педагогических компетенций, логика и структура программы.В конце 90-х гг. при кафедре политической экономии действовал филиал ИППК Новосибирского университета. Это был период, когда перед препода-вателями все еще стояли вопросы содержания и методики преподавания эко-номической теории. Кроме того, школы, гимназии и лицеи интенсивно ос-ваивали курсы по экономике, поэтому контингент слушателей института по-вышения квалификации был представлен не только преподавателями данной кафедры и других вузов г. Томска, но и педагогами общеобразовательных учреждений. Это обусловливало необходимость создания различных про-грамм обучения, разных подходов к итоговой оценке защитных проектов. Преподавателями кафедры в рамках гранта РГНФ были разработаны мульти-медийные курсы по экономике, по истории экономической мысли, по между-народным экономическим отношениям, что значительно облегчало процесс подготовки к занятиям и усвоение материала как педагогов, так и учащихся.В 2007 г. кафедра включилась в программу повышения квалификации профессорско-преподавательского состава под эгидой Института дистанци-онного образования Томского государственного университета.В данной период уже стало очевидным, что высшее образование должно быть переведено на новую ступень в силу глубокой потребности создать дей-ственную национальную инновационную систему, а также в связи с задачами вхождения России в европейское образовательное пространство. Существо-вавшая же система высшего образования накопила ряд противоречий:1))противоречие между результатами деятельности высшей школы, пред-ставлением их в образовательных программах, стандартах и запросами рынка труда;2)противоречие между интегративной природой деятельности любого специалиста и используемыми в образовательном процессе методами и сред-1)Г.А. Тарунина 96ствами, не способствующими объединению дисциплинарных знаний в еди-ное целое;3) противоречие между декларируемым в образовательном законодатель-стве гуманистическим характером образования и образом выпускника в дей-ствующих ГОСВПО [1. С. 47]Все вышесказанное, конечно, не отменило основных функций преподава-теля вуза: функции обучения, функции воспитания студентов, функции ис-следователя в сфере науки и в сфере образовательного процесса, функции развития, перманентного повышения квалификации. Однако указанные про-тиворечия дают основание сказать, что традиционно понимаемая компетент-ность преподавателя вуза устарела. Развитие высшего образования на совре-менном этапе во многом определяется новыми для отечественных вузов процессами. Речь идет о переходе к многоуровневой подготовке кадров, ин-теграции науки с бизнесом, сокращении преподавания теоретических дисци-плин и снижении доли пассивных видов учебных занятий. Это меняет требо-вания и к преподавателям вузов. Наиболее востребованы те из них, кто соче-тает педагогическую и исследовательскую деятельность и как лучший вари-ант - предпринимательскую практику в своей сфере.Это означает, что повышение квалификации научно-педагогических кад-ров требует переосмысления. Оно должно заключаться не только и не столь-ко в насыщении слушателей некоторым количеством информации, сколько в формировании у слушателей таких навыков, как умение оперировать пред-метным содержанием знаний, готовность работать в режиме инноваций, ос-ваивать современные образовательные технологии, корректировать собст-венную педагогическую практику.Главный методологический принцип, лежащий сегодня в основе функ-ционирования и развития системы профессиональной и педагогической под-готовки и повышения квалификации преподавателя, - принцип соответствия системы тем изменениям, которые происходят в науке, в технологиях образо-вания, в формах и механизмах международного сотрудничества в образова-тельной сфере, принцип осуществления стратегии опережающего обучения.В современных условиях цикл старения знания ограничен 5-6 годами, по-этому для специалистов экономического профиля не столь важно, какими конкретными знаниями он обладает, а важно, какими он владеет компетен-циями, насколько быстро он сможет переучиться, приспособиться к измене-ниям.Несомненно, первый вопрос, который стоял перед разработчиками курсов повышения квалификации, - это составление программы, ее логики и содер-жания. Была разработана и предложена программа «Актуальные проблемы экономики России: микро- и макроэкономические аспекты».При ее составлении мы исходили из того, что повышение квалификации преподавателей вузов имеет ярко выраженную специфику. Она обусловлена кратковременностью и интенсивностью учебного процесса. Поэтому первое требование, адресованное составителям программы, - разработать курсы, которые могли бы рассматриваться как самостоятельные учебные дисципли-Участие кафедры политэкономии ТГУ в повышении квалификации преподавателей97ны и одновременно как модули программы повышения квалификации в объ-еме не более 10-12 часов каждый.Кроме того, слушатели всегда обладают возрастными, психологическими особенностями, разным уровнем теоретической и профессиональной подго-товки. Это обусловливает различия в их мотивации. Молодые преподаватели с небольшим стажем работы в значительной степени ориентированы на воз-можность творческой самореализации, на приобретение навыков презентации знаний и методик преподавания. Для преподавателей с большим стажем ра-боты важно овладение новыми технологиями передачи знаний, умение рабо-тать с оргтехникой. В связи с этим при составлении программы предусматри-валась возможность вариативного изложения материала, реализация принци-па индивидуализации и дифференциации, позволяющих соответствовать за-просам аудитории, опыту педагогической деятельности и базового профес-сионального образования слушателей.Исходя из того, что курсы подготовки и переподготовки должны знакомить с новейшими разработками в различных областях экономической науки, имеющимися в отечественной и зарубежной литературе, в программу включе-ны модули, которые не изучаются в рамках базового курса экономической тео-рии. Среди таковых: «Национальная инновационная система России», «Фор-мирование институтов рынка в России», «Финансовая стабилизация», «Деньги и банки в экономике России», «Фондовый рынок России: состояние и тенден-ции», «Экономика недвижимости», «Коммерческое ценообразование».Важным компонентом любого модуля программы является его приклад-ной аспект. Так, например, в курсе «Финансовая стабилизация» автор пока-зывает, каким образом основные понятия макроэкономики могут использо-ваться в анализе реальной политики ЦБ и правительства России, а также для объяснения и прогнозирования последствий этой политики. В модуле «На-циональная инновационная система России» представлены элементы инно-вационного менеджмента и маркетинга, рассматриваются инновационные стратегии фирм, дается анализ успешных инновационных проектов, характе-ристика финансового обеспечения инновационной деятельности. Курс «Фор-мирование институтов рынка в России» не только знакомит слушателей с категориальным аппаратом институциональной экономики, но и учит приме-нять институциональный подход к исследуемым экономическим процессам. Программа курса «Экономика недвижимости» наряду с системными знания-ми в области национального и международного рынков недвижимости вклю-чает вопросы, касающиеся практических сторон оценки, анализа недвижимо-сти и регистрации с ней сделок.Реализуя взаимосвязь профессиональных знаний и практических навыков преподавателя, программа предусматривает различные практикумы: решение задач, тестов, самостоятельные творческие работы. Наибольший интерес у слушателей вызывает практикум, посвященный особенностям инноваций в предметных областях профессиональной деятельности, а также знакомство с бизнес-инкубатором. В связи с этим возникает проблема конструировать за-нятия таким образом, чтобы чередовать все традиционные и нетрадиционные способы усвоения материала.Г.А. Тарунина 98Немаловажное значение в процессе обучения имеет и то обстоятельство, что большинство курсов имеет электронные версии. Это высвобождает время для проведения конструктивных дискуссий, что способствует формированию культуры общения, позволяет преподавателям обогащать свой опыт общения и передавать его студентам. Для подготовки к заключительному занятию слушателям заранее раздается перечень тем проектных работ (возможны те-мы по предложению слушателей), защита которых призвана показать, каким образом полученные на курсах знания позволили решить те или иные про-блемы.Реализация программы «Актуальные проблемы экономики России: мик-ро- и макроэкономические аспекты» обозначила и определенные трудности. Поскольку с программой можно ознакомиться по электронной сети, то гео-графия набора значительно расширилась, и нередко среди слушателей оказы-вались преподаватели конкретных экономических дисциплин, что, естест-венно, затрудняло процесс формирования педагогических компетенций пре-подавателей. Требуют дальнейшего совершенствования и формы организа-ции учебного процесса, периодическое обновление содержания программ. В целом же участие кафедры политической экономии в процессе повышения квалификации преподавателей свидетельствует о ее потенциале и о необхо-димости дальнейшей работы в этом направлении.Литература1. Медведев В., Татур Ю. Подготовка преподавателя высшей школы: компетентный подход // Высшее образование в России. 2007. №11.

Ключевые слова

повышение квалификации , формирование педагогических компетенций , логика и структура программы , professional development , building of pedagogical skills , logic and structure of a programme

Авторы

ФИООрганизацияДополнительноE-mail
Тарунина Галина Александровна Томский государственный университет кандидат экономических наук, доцент кафедры политической экономии экономического факультета targal@yandex.ru
Всего: 1

Ссылки

 Участие кафедры политической экономии ТГУ в повышенииквалификации преподавателей экономики             | Вестн. Том. гос. ун-та. Экономика. 2010. № 2 (10).

Участие кафедры политической экономии ТГУ в повышенииквалификации преподавателей экономики | Вестн. Том. гос. ун-та. Экономика. 2010. № 2 (10).

Полнотекстовая версия