Экономическая культура как фактор эффективности общественногопроизводства | Вестн. Том. гос. ун-та. Экономика. 2010. № 3 (11).

Экономическая культура как фактор эффективности общественногопроизводства

Рассматривается понятие и модель экономической культуры как оболочки ядра общественного производства, влияние культуры на эффективность. Экономическаякультура подразделяется на уровни, характерные для общественного производства:производство, распределение, обмен, потребление. Более детально рассматриваетсяона на первом уровне. Анализируются примеры негативного и позитивного воздействия экономической культуры на эффективность производства.

Economic culture as the factor of efficiency of the social production.pdf Говоря об общественном производстве, мы в первую очередь имеем в ви-ду материальное производство, однако в философии марксизма обществен-ное производство включает в себя не только материальную, но и духовнуюсоставляющую. Материальное производство является процессом созданияматериальных благ, необходимых для создания общества, а духовное произ-водство - коллективная деятельность по созданию идей, ценностей, принци-пов [1. C. 6]. Следует обратить внимание, раз уж мы рассматриваем взаимо-связь общественного производства и экономической культуры, на то, чтокультуру общества также принято подразделять на материальную и духов-ную составляющие. Так, материальная составляющая - это совокупность фи-зических объектов, созданных творчеством человека, а духовная часть - этосовокупность нематериальных элементов, созданных творчеством людей:ценностей, норм, идей, правил, эталонов поведения, ритуалов, обычаев, тра-диций, символов. Данные пары определений, сходные даже в формулировке,невольно наводят на мысль, что общественное производство и культура об-щества - это если и не тождественные понятия, то находящиеся в достаточнотесной взаимосвязи, тогда интересен вопрос: какое место в этой связи зани-мает непосредственно рассматриваемая нами экономическая культура и спо-собна ли она оказывать влияние на общественное производство?Дефиниций экономической культуры в литературе масса. Одни авторыопределяют её как особый социальный механизм, воспроизводящий эталоныповедения, другие - как совокупность социальных ценностей и норм, являю-щихся регулятором экономических отношений [2. С. 179], третьи считают еёпосредником между комплексом политико-правовых, экономических и дру-гих условий той или иной страны и экономическим поведением субъектов еёэкономики [3. С. 29]. Это далеко не полный список, однако говорить о том,что какая-то из трактовок неверна, было бы не совсем корректно, ибо они невзаимоисключают, а лишь информативно дополняют друг друга, но можносказать с уверенностью, что экономическая культура - это не часть культурыкак таковой, а своего рода «проекция» культуры общества на систему соци-Экономическая культура как фактор эффективности производства23ально-экономических отношений, что по сути своей и является обществен-ным производством в двух его ипостасях - духовной и материальной. То естьэкономическая культура возникает при рассмотрении общественного произ-водства через призму культуры общества. Причём в данном случае культурупредлагаю рассматривать как социальную память общества, «особый социаль-ный механизм, воспроизводящий эталоны поведения, проверенные опытомистории и соответствующие потребностям дальнейшего развития общества»[2. С. 179]. Другими словами, унаследованные черты культуры включаются впроцессы развития современности и способны либо послужить катализаторомтекущего развития, либо явиться тормозом для него, в этом случае можно го-ворить о том, что возникает необходимость в обновлении культуры и измене-нии её направленности, т.е. происходит переоценка ценностей.Однако данное определение характеризует культуру как внешний фактор,нечто заданное исторически, и эта трактовка слишком узка, так как формиро-вание определённой культуры, в нашем случае экономической, происходитнепрерывно в процессе всей жизнедеятельности системы. Если рассмотретьданную дилемму на уровне экономической модели, то общественное произ-водство является ядром этой модели, вокруг неё находится оболочка, в кото-рой существует данное ядро - это экономическая культура (в этой моделирассматриваем только экономическую культуру, абстрагируясь от другихформ её проявления). Существующая экономическая культура определяетсвоего рода правила и нормы, которые она транслирует ядру, в котором осу-ществляется непосредственно процесс производства, т.е. экономическаякультура определяет «правила игры», однако проникновение экономическойкультуры в общественное производство происходит не в одностороннем по-рядке. В процессе производства, которое подвержено внутренним изменени-ям под воздействием множества факторов, появляется необходимость в соз-дании новых правил, которые создаются в ядре, а потом выпрыскиваются вовнешнюю оболочку, часть из них, кристаллизуясь там, оттуда оказывает воз-действие на все происходящие в ядре процессы. Когда накапливаются проти-воречия внутри ядра либо между ядром и внешней оболочкой, ядро (общест-венное производство) начинает диктовать необходимость изменений «правилигры», которые создаются внутри и отправляются во внешнюю среду - эко-номическую культуру.Но каким же образом через аппарат экономической культуры можно вли-ять на эффективность? Рассмотрим общественное производство с точки зре-ния его классического деления на уровни: производство, распределение, об-мен и потребление. Соответственно и экономическую культуру можно раз-ложить по тем же уровням. И в рамках данной работы предлагаю рассмот-реть экономическую культуру производственного уровня и её возможностивлияния на эффективность.Существуют различные классификации факторов эффективности произ-водства:- по видам затрат ресурсов;- по направлениям развития;- по месту реализации [4. С. 96].Е.А. Блаженкова24Рассмотрим классификацию по первому признаку, задавая направлениена источники увеличения эффективности:1. Увеличение производительности труда.2. Уменьшение фондоёмкости, материалоёмкости (экономия живого иовеществлённого труда).То есть с точки зрения первой классификации эффективность напрямуюзависит от показателей труда, а всё, что связано с осуществлением функциитруда индивидуумом, так или иначе находит своё отражение в экономиче-ской культуре, а также подвержено её влиянию. Возьмем пример позитивно-го влияния культуры на качество и продуктивность труда из стран ВосточнойАзии. Характерными чертами восточноазиатской культуры является то, чтоназывают «рисовой культурой», которой свойственны напряжённость, систе-матичность и тщательность трудовой морали, привычка отдавать всё времятруду - конфуцианское трудолюбие. Помимо этого, общепринятая в этихстранах конфуцианская этика предполагает специфические отношения в рам-ках социальной иерархии, отношения взаимной ответственности. В иерархиизанятий торговля ставилась на последнее место, ниже сельского хозяйства иремесла, из-за своей связи с наживой, которая оценивалась отрицательно.Таким образом, архаичная культура, к примеру Японии, адаптированная кусловиям массового индустриального производства, стала залогом успехов вразвитии промышленности, торговли и завоевании внешних рынков. То, чтов этой культуре мешало развитию, препятствовало целям правительства ибизнеса, шаг за шагом устранялось или отмирало само. Таким образом, со-хранение национальных традиций славно послужило созданию «японскогочуда» [5. С. 39].Далее по направлениям развития факторы эффективности можно разде-лить:1) на ускорение научно-технического и организационного прогресса;2) увеличение качества конкурентоспособности продукции;3) совершенствование и развитие внешнеэкономической деятельности [2.С. 215].Продолжим рассматривать страны Восточной Азии, и в частности Япо-нию. Залогом научно-технического прогресса является кристаллизованное воболочке отношение к образованию, обучению, саморазвитию. Конфуциан-ская этика поощряет образование. Правда, традиционно образование былонаправленно на укрепление и обучение наиважнейшему делу - властвова-нию, отбору в правящую касту. Однако даже столь архаичная культура,адаптированная к условиям массового индустриального производства, сталазалогом успехов в развитии промышленности, торговли и главное - в завое-вании внешних рынков [5. С. 42].И, наконец, третий критерий классификации - это место реализации фак-торов:1) внутренние ;2) внешние [2. С. 216].Внешние факторы достаточно просты по определению - это влияние раз-личных политических, социальных, исторических, даже географических фак-Экономическая культура как фактор эффективности производства25торов, а внутренние имеют собственную структуру, подразделяясь на «твёр-дые» и «мягкие». Здесь аналогию можно провести с классификацией, давае-мой специалистами в области ЭВМ, определяющими сам компьютер как«твёрдую» составляющую, а программное обеспечение как «мягкую». Так, к«твёрдым» внутренним факторам эффективности относятся те факторы, ко-торые имеют физические параметры и поддаются измерению (например,ВВП, капиталоёмкость, фондоотдача и др. численно измеримые параметры),а к «мягким» - физически неощутимые (соответствие либо несоответствиестандартам, конкурентоспособность и т.д.). Каждый из рассмотренных фак-торов так или иначе формируется и реализуется во взаимодействии с эконо-мической культурой, и результативность использования данного фактора эф-фективности напрямую зависит от продуктивности/непродуктивности эконо-мической культуры в оболочке ядра.Сделаем некоторые выводы:- очевидна тесная взаимосвязь между экономической культурой и обще-ственным производством, их взаимопроникновение и взаимовлияние;- выявлена зависимость эффективности общественного производства отуровня экономической культуры, в рамках данной работы на уровне произ-водства;- рассмотрено на примерах зарубежных стран позитивное и негативноевлияние экономической культуры на уровень экономического развития.Данную связь между культурой и экономикой ещё несколько лет назаднужно было доказывать, однако сейчас, когда существует масса исследова-ний как видных экономистов, так и социологов, это уже ни для кого не явля-ется открытием. Осталось обдумать возможности и границы влияния, а такжепроработать чёткий план постепенного формирования такой экономическойкультуры, которая была бы способна вывести экономику России на новыйуровень эффективности, ибо сейчас именно она является одним из сущест-венно тормозящих факторов, так как наблюдается несоответствие экономи-ческой культуры административно-командной экономики требованиям ста-новления и развития экономической культуры новой социально-эконо-мической системы.Литература1. Бородин Е.Т. Общественное производство как предмет философского исследования. М.:Высш. шк., 1989.2. Заславская Т.И., Рывкина Р.В. Социология экономической жизни. Новосибирск: Наука.Сиб. отд-ние, 1991.3. Рывкина Р.В. Между социализмом и рынком: судьба экономической культуры в России.М.: Наука, 1994.4. Дудченко Н.А. Общественное производство: структура и факторы развития. Киев, 1991.5. Энгельгардт А.Н. Из деревни. 12 писем. 1872-1887. М.: Гос. изд-во с/х лит-ры, 1956

Ключевые слова

экономическая культура, общественное производство, эффективность, economic culture, a social production, efficiency

Авторы

ФИООрганизацияДополнительноE-mail
Блаженкова Евгения АнатольевнаТомский государственный университетаспирантка кафедры политической экономии экономического факультетаIkaria@mail2000.ru
Всего: 1

Ссылки

Бородин Е.Т. Общественное производство как предмет философского исследования. М.: Высш. шк., 1989.
Заславская Т.И., Рывкина Р.В. Социология экономической жизни. Новосибирск: Наука. Сиб. отд-ние, 1991.
Рывкина Р.В. Между социализмом и рынком: судьба экономической культуры в России. М.: Наука, 1994.
Дудченко Н.А. Общественное производство: структура и факторы развития. Киев, 1991.
Энгельгардт А.Н. Из деревни. 12 писем. 1872-1887. М.: Гос. изд-во с/х лит-ры, 1956.
 Экономическая культура как фактор эффективности общественногопроизводства | Вестн. Том. гос. ун-та. Экономика. 2010. № 3 (11).

Экономическая культура как фактор эффективности общественногопроизводства | Вестн. Том. гос. ун-та. Экономика. 2010. № 3 (11).

Полнотекстовая версия