Approaches to motivation assessment of workersprofessional performance at higher school basing on innovations.pdf В настоящее время способность страны эффективно управлять своимитрудовыми ресурсами является главным источником её долговременногопроцветания, особенно в условиях ускоряющегося научно-технического про-гресса и усиливающейся конкурентной борьбы. В современной экономикенаибольшую ценность представляет интеллектуальный потенциал человека,его возможности и способности к осуществлению инновационной деятельно-сти. Значимость образования в современном мире приобретает особое значе-ние, поскольку в течение всей жизни человек сталкивается с проблемой не-обходимости постоянного обновления знаний и освоения новых профессио-нальных областей. Формирование в России инновационной экономики ставитперед высшей школой задачи обеспечения приоритетных направлений разви-тия науки, технологий, техники, отраслей экономики и внедрения в произ-водство высоких технологий [1. С. 94].Высшая школа России имеет большой инновационный потенциал, спо-собный оказать значительное воздействие на активизацию инновационнойдеятельности страны в целом и регионов в частности. Государственная поли-тика, направленная на адаптацию высшего профессионального образования вусловиях модернизации экономики, выдвигает особые требования к интел-лектуальным способностям преподавателей и сотрудников. Но повышениекачества образования невозможно обеспечить без внедрения эффективнойсистемы мотивации преподавателей высшей школы. Основная цель процессамотивации - это получение максимальной отдачи от использования имею-щихся трудовых ресурсов, что позволяет повысить общую результативностьвсех видов деятельности предприятия. Проблема мотивации труда являетсяодной из основных в организационном управлении, поскольку от четко раз-работанной эффективной системы мотивации зависит не только повышениесоциальной и творческой активности конкретного работника, но и конечныеИ.П. Телегина, И.В. Краковецкая60результаты деятельности организации в целом. В связи с этим всестороннееизучение системы мотивации трудовой деятельности актуально как для орга-нов власти страны и регионов, так и для руководителей высших учебных за-ведений [2. С. 36].Исследования проблематики оценки потенциала мотивации персонала ву-за рассматриваются в научных трудах Дж.Р. Хакмана, Г.Р. Олдхэма,И.П. Пономарева, М.И. Магуры, М.Б. Курбатовой. Описываемая ими оценкамотивации персонала относится к одной из ее форм, а именно мотивации ра-ботой, мотивации, возникающей у сотрудника организации при выполнениисамой работы. Согласно «Теории характеристик работы» Дж.Р. Хакмана иГ.Р. Олдхэма в содержании работы существует ряд факторов, которые моти-вируют работника. Мотивация работой создается в процессе выполнения ра-боты, что приводит к самовоспроизводству вознаграждения. В современнойнауке эта теория получила название редизайна труда, в соответствии с кото-рой мотивированность работой следует измерять посредством пяти характе-ристик:1) разнообразие работы;2) законченность работы;3) значимость работы;4) автономность в работе;5) обратная связь с работой.Эти характеристики по теории редизайна труда находятся в определеннойвзаимосвязи. Признанный основоположник отечественных наук о трудеВ.А. Ядов описал основную тенденцию в развитии теоретико-методо-логических парадигм экономики труда, имеющих большое значение для по-нимания специфики различных подходов к исследованию мотивации. Иссле-дования под руководством В.А. Ядова показали, что трудовая мотивацияимеет двухслойную диспозиционную структуру и состоит из ядра ведущихмотивов, которое зависит от конкретных обстоятельств труда и жизни работ-ников [3. С. 97].Как показывают социологические исследования, сегодня ведущими мо-тивами осуществления субъектами трудовой деятельности являются матери-альные (денежные) стимулы (стабильность и повышение денежного возна-граждения - зарплата, премии и др.). Однако получение материальных выгодне является для них сверхзначимой ценностью, ради достижения которой онизанимаются профессиональной деятельностью [4. С. 54]. Это утверждениесправедливо для системы приоритетов трудовой деятельности преподавате-лей высших учебных заведений (рис. 1).Ведущие мотивы трудовой деятельности преподавателей вузов: самореализация - престиж специальности, имидж и престиж вуза, воз-можность карьерного роста; познавательный процесс, поиск истины - интерес к выбранной специ-альности, желание вести научно-исследовательскую деятельность, творче-ский характер и содержание работы;Подходы к оценке мотивации профессиональной деятельности61 социальные мотивы - желание передать знание и опыт молодому поко-лению, интерес к кураторской (воспитательной) работе, желание принестипользу обществу; материальные стимулы - высокооплачиваемая работа (постоянныйрост заработной платы), возможность дополнительного заработка; самоутверждение и саморазвитие - возможность повышения квалифи-кации, признание в виде ученых степеней и званий, возможность развитияинтеллектуального потенциала, семейная династия; прочие мотивы - удобный график работы, продолжительный отпуск влетний период, работа в государственном учреждении, благоприятная ин-теллектуальная и культурная среда и др. [5. С. 64].Рис. 1. Ведущие мотивы трудовой деятельности преподавателей высшей школыВ настоящее время важной задачей является создание методологическойбазы для комплексной оценки системы мотивов - «потенциала мотивации кинновациям», оказывающего влияние на трудовую деятельность преподава-телей высшей школы на основе инноваций.Особо актуально определить систему мотивов, побуждающих преподава-телей заниматься инновационной деятельностью. Инновационный потенциалпедагогического коллектива раскрывается в способности к саморазвитию иреализации инновационных идей, проектов и технологий.Под инновацией в образовании следует понимать нововведение, предна-значенное для разрешения сложившейся проблемной ситуации с целью оп-тимизации учебного процесса, повышения его качества и организации благо-И.П. Телегина, И.В. Краковецкая62приятных условий для проведения занятий преподавателям и сотрудникамвысшей школы [6. С. 35].Понятия «инновация» и «новшество» часто путают между собой.А.В. Хуторской в своей книге «Педагогическая инноватика…» указывает нато, что новшество - это потенциально возможное изменение, а нововведение(инновация) - реализованное изменение, ставшее из возможного действи-тельным [7. С. 87].В системе высшего профессионального образования выделяются сле-дующие виды инноваций:- внутрипредметные инновации;- общеметодические инновации;- идеологические инновации;- административные инновации.Первые три вида инноваций чаще всего не требуют значительных затрат,и главным фактором, сдерживающим их внедрение, бывает педагогическийконсерватизм, а административные инновации подчас требуют перестройкисистемы управления и потому трудноосуществимы без эффективной системымотивации персонала.Для принятия своевременных управленческих решений часто не хватаетобъективной информации. Достоверным источником информации о социаль-ных характеристиках участников рынка труда, их потенциале, мотивах тру-довой деятельности и материальном благополучии могут служить результатымаркетинговых исследований.Маркетинговые исследования - это систематическое и объективное вы-явление, сбор и анализ, распространение и использование информации.С целью оценки инновационного потенциала и мотивации педагогическо-го коллектива к инновационной деятельности целесообразно провести марке-тинговое исследование методом «опрос». Респондентам для заполненияпредлагается анкета, состоящая из вопросов, объединенных в 4 блока: соци-ально-демографический, профессионально-квалификационный, мотивацион-ный и готовности к инновационной деятельности. Далее, используя количе-ственные и качественные методы обработки информации, получаем ряд по-казателей для оценки инновационного потенциала преподавателей высшейшколы, на основе которых формируются следующие индикаторы:1) восприимчивость преподавателей вуза к инновациям;2) информационная готовность педагогического коллектива вуза;3) уровень мотивационной готовности педагогического коллектива кинновациям.По каждой группе рассчитываются весовые коэффициенты. При ком-плексном оценивании, наряду с полученными количественными показателя-ми, применяется метод экспертных оценок. Результаты маркетингового ис-следования мотивации трудовой деятельности на основе инноваций могутиспользоваться для корректировки действий при поиске необходимых спе-циалистов, определения политики их привлечения и удержания в системевысшего образования.На потенциал мотивации оказывает влияние ряд факторов (рис. 2).Подходы к оценке мотивации профессиональной деятельности63В.А. Ядов показал, что трудовая мотивация состоит из ядра ведущих мо-тивов и зависит от конкретных условий труда и жизни работников. Так, натрудовую мотивацию преподавателей высшей школы окажут влияние факто-ры, представленные на рис. 2.Рис. 2. Факторы, оказывающие влияние на систему мотивации преподавателей высшей школыТаким образом, обобщенные в базы данных результаты маркетинговыхисследований могут дать детальную информацию о мотивации трудовой дея-тельности на основе инноваций, необходимую для разработки стратегииуправления человеческими ресурсами. Разработка эффективной системы мо-тивации инновационной деятельности преподавателей и сотрудников высше-го профессионального образования имеет важное значение как для развитиятеоретических основ управленческой практики в России, так и для будущегоинновационного развития экономики.Литература1. Андреев К.Л., Еремеев М.А. Теоретические аспекты исследования мотивации персонала вконтексте экономики труда // Вестник ВГУ. Сер.: Экономика и управление. 2008. № 1.2. Сафонова О.М. Особенности профессиональной мотивации преподавателей экономиче-ских вузов // Высшее образование в России. 2009. № 9.3. Ядов В.А. Мотивация труда: проблемы и пути исследования // Советская социология. М.:Наука, 1982. Т. 2.4. Миляева Л.Г., Подольная Н.П. Маркетинговые исследования на локальном рынке трудадепрессивного региона // Маркетинг в России и за рубежом. 2001. № 5.5. Хатунцев А.Н. Маркетинговые исследования рынка профессиональных знаний и навы-ков: карьерное планирование // Маркетинг в России и за рубежом. 2003. № 1.6. Шевченко Д.А Маркетинговый анализ молодежного рынка труда и образования [Элек-тронный ресурс]. URL: http://rhr.ru/index /jobmarket/ russia/ 5547,0.html?prn=1.7. Хуторской А.В. Педагогическая инноватика: методология, теория, практика. М.: Изд-воУНЦ ДО, 2005. 222 с.
Телегина Ирина Петровна | Томский государственный университет | соискатель кафедры системного менеджмента и предпринимательства;зам. декана факультета маркетинга | tip_tsu@mail.ru |
Краковецкая Инна Валентиновна | Томский государственный университет | кандидат экономических наук, доцент кафедры системного менеджмента и предпринимательства | inna_krakov@mail.ru |
Андреев К.Л., Еремеев М.А. Теоретические аспекты исследования мотивации персонала в контексте экономики труда // Вестник ВГУ. Сер.: Экономика и управление. 2008. № 1.
Сафонова О.М. Особенности профессиональной мотивации преподавателей экономических вузов // Высшее образование в России. 2009. № 9.
Ядов В.А. Мотивация труда: проблемы и пути исследования // Советская социология. М.: Наука, 1982. Т. 2.
Миляева Л.Г., Подольная Н.П. Маркетинговые исследования на локальном рынке труда депрессивного региона // Маркетинг в России и за рубежом. 2001. № 5.
Хатунцев А.Н. Маркетинговые исследования рынка профессиональных знаний и навыков: карьерное планирование // Маркетинг в России и за рубежом. 2003. № 1.
Шевченко Д.А Маркетинговый анализ молодежного рынка труда и образования [Электронный ресурс]. URL: http://rhr.ru/index /jobmarket/ russia/ 5547,0.html?prn=1.
Хуторской А.В. Педагогическая инноватика: методология, теория, практика. М.: Изд-во УНЦ ДО, 2005. 222 с.