Подходы к оценке мотивации профессиональнойдеятельности работников высшей школы на основе инноваций | Вестн. Том. гос. ун-та. Экономика. 2010. № 3 (11).

Подходы к оценке мотивации профессиональнойдеятельности работников высшей школы на основе инноваций

В период становления инновационной экономики проблема управления трудовыми ресурсами признается особо актуальной во многих странах мира. Показано, что кадровый потенциал высшей школы играет важную роль в активизации инновационнойдеятельности, при этом мотивация персонала является основным средством обеспечения его оптимального использования и мобилизации. Поэтому сегодня важной является задача разработки эффективного практического инструментария для оценкимотивации профессиональной деятельности работников высшей школы, позволяющего выявить основные аспекты управления человеческими ресурсами, знание которыхнеобходимо для развития различных отраслей инновационной экономики.

Approaches to motivation assessment of workersprofessional performance at higher school basing on innovations.pdf В настоящее время способность страны эффективно управлять своимитрудовыми ресурсами является главным источником её долговременногопроцветания, особенно в условиях ускоряющегося научно-технического про-гресса и усиливающейся конкурентной борьбы. В современной экономикенаибольшую ценность представляет интеллектуальный потенциал человека,его возможности и способности к осуществлению инновационной деятельно-сти. Значимость образования в современном мире приобретает особое значе-ние, поскольку в течение всей жизни человек сталкивается с проблемой не-обходимости постоянного обновления знаний и освоения новых профессио-нальных областей. Формирование в России инновационной экономики ставитперед высшей школой задачи обеспечения приоритетных направлений разви-тия науки, технологий, техники, отраслей экономики и внедрения в произ-водство высоких технологий [1. С. 94].Высшая школа России имеет большой инновационный потенциал, спо-собный оказать значительное воздействие на активизацию инновационнойдеятельности страны в целом и регионов в частности. Государственная поли-тика, направленная на адаптацию высшего профессионального образования вусловиях модернизации экономики, выдвигает особые требования к интел-лектуальным способностям преподавателей и сотрудников. Но повышениекачества образования невозможно обеспечить без внедрения эффективнойсистемы мотивации преподавателей высшей школы. Основная цель процессамотивации - это получение максимальной отдачи от использования имею-щихся трудовых ресурсов, что позволяет повысить общую результативностьвсех видов деятельности предприятия. Проблема мотивации труда являетсяодной из основных в организационном управлении, поскольку от четко раз-работанной эффективной системы мотивации зависит не только повышениесоциальной и творческой активности конкретного работника, но и конечныеИ.П. Телегина, И.В. Краковецкая60результаты деятельности организации в целом. В связи с этим всестороннееизучение системы мотивации трудовой деятельности актуально как для орга-нов власти страны и регионов, так и для руководителей высших учебных за-ведений [2. С. 36].Исследования проблематики оценки потенциала мотивации персонала ву-за рассматриваются в научных трудах Дж.Р. Хакмана, Г.Р. Олдхэма,И.П. Пономарева, М.И. Магуры, М.Б. Курбатовой. Описываемая ими оценкамотивации персонала относится к одной из ее форм, а именно мотивации ра-ботой, мотивации, возникающей у сотрудника организации при выполнениисамой работы. Согласно «Теории характеристик работы» Дж.Р. Хакмана иГ.Р. Олдхэма в содержании работы существует ряд факторов, которые моти-вируют работника. Мотивация работой создается в процессе выполнения ра-боты, что приводит к самовоспроизводству вознаграждения. В современнойнауке эта теория получила название редизайна труда, в соответствии с кото-рой мотивированность работой следует измерять посредством пяти характе-ристик:1) разнообразие работы;2) законченность работы;3) значимость работы;4) автономность в работе;5) обратная связь с работой.Эти характеристики по теории редизайна труда находятся в определеннойвзаимосвязи. Признанный основоположник отечественных наук о трудеВ.А. Ядов описал основную тенденцию в развитии теоретико-методо-логических парадигм экономики труда, имеющих большое значение для по-нимания специфики различных подходов к исследованию мотивации. Иссле-дования под руководством В.А. Ядова показали, что трудовая мотивацияимеет двухслойную диспозиционную структуру и состоит из ядра ведущихмотивов, которое зависит от конкретных обстоятельств труда и жизни работ-ников [3. С. 97].Как показывают социологические исследования, сегодня ведущими мо-тивами осуществления субъектами трудовой деятельности являются матери-альные (денежные) стимулы (стабильность и повышение денежного возна-граждения - зарплата, премии и др.). Однако получение материальных выгодне является для них сверхзначимой ценностью, ради достижения которой онизанимаются профессиональной деятельностью [4. С. 54]. Это утверждениесправедливо для системы приоритетов трудовой деятельности преподавате-лей высших учебных заведений (рис. 1).Ведущие мотивы трудовой деятельности преподавателей вузов: самореализация - престиж специальности, имидж и престиж вуза, воз-можность карьерного роста; познавательный процесс, поиск истины - интерес к выбранной специ-альности, желание вести научно-исследовательскую деятельность, творче-ский характер и содержание работы;Подходы к оценке мотивации профессиональной деятельности61 социальные мотивы - желание передать знание и опыт молодому поко-лению, интерес к кураторской (воспитательной) работе, желание принестипользу обществу; материальные стимулы - высокооплачиваемая работа (постоянныйрост заработной платы), возможность дополнительного заработка; самоутверждение и саморазвитие - возможность повышения квалифи-кации, признание в виде ученых степеней и званий, возможность развитияинтеллектуального потенциала, семейная династия; прочие мотивы - удобный график работы, продолжительный отпуск влетний период, работа в государственном учреждении, благоприятная ин-теллектуальная и культурная среда и др. [5. С. 64].Рис. 1. Ведущие мотивы трудовой деятельности преподавателей высшей школыВ настоящее время важной задачей является создание методологическойбазы для комплексной оценки системы мотивов - «потенциала мотивации кинновациям», оказывающего влияние на трудовую деятельность преподава-телей высшей школы на основе инноваций.Особо актуально определить систему мотивов, побуждающих преподава-телей заниматься инновационной деятельностью. Инновационный потенциалпедагогического коллектива раскрывается в способности к саморазвитию иреализации инновационных идей, проектов и технологий.Под инновацией в образовании следует понимать нововведение, предна-значенное для разрешения сложившейся проблемной ситуации с целью оп-тимизации учебного процесса, повышения его качества и организации благо-И.П. Телегина, И.В. Краковецкая62приятных условий для проведения занятий преподавателям и сотрудникамвысшей школы [6. С. 35].Понятия «инновация» и «новшество» часто путают между собой.А.В. Хуторской в своей книге «Педагогическая инноватика…» указывает нато, что новшество - это потенциально возможное изменение, а нововведение(инновация) - реализованное изменение, ставшее из возможного действи-тельным [7. С. 87].В системе высшего профессионального образования выделяются сле-дующие виды инноваций:- внутрипредметные инновации;- общеметодические инновации;- идеологические инновации;- административные инновации.Первые три вида инноваций чаще всего не требуют значительных затрат,и главным фактором, сдерживающим их внедрение, бывает педагогическийконсерватизм, а административные инновации подчас требуют перестройкисистемы управления и потому трудноосуществимы без эффективной системымотивации персонала.Для принятия своевременных управленческих решений часто не хватаетобъективной информации. Достоверным источником информации о социаль-ных характеристиках участников рынка труда, их потенциале, мотивах тру-довой деятельности и материальном благополучии могут служить результатымаркетинговых исследований.Маркетинговые исследования - это систематическое и объективное вы-явление, сбор и анализ, распространение и использование информации.С целью оценки инновационного потенциала и мотивации педагогическо-го коллектива к инновационной деятельности целесообразно провести марке-тинговое исследование методом «опрос». Респондентам для заполненияпредлагается анкета, состоящая из вопросов, объединенных в 4 блока: соци-ально-демографический, профессионально-квалификационный, мотивацион-ный и готовности к инновационной деятельности. Далее, используя количе-ственные и качественные методы обработки информации, получаем ряд по-казателей для оценки инновационного потенциала преподавателей высшейшколы, на основе которых формируются следующие индикаторы:1) восприимчивость преподавателей вуза к инновациям;2) информационная готовность педагогического коллектива вуза;3) уровень мотивационной готовности педагогического коллектива кинновациям.По каждой группе рассчитываются весовые коэффициенты. При ком-плексном оценивании, наряду с полученными количественными показателя-ми, применяется метод экспертных оценок. Результаты маркетингового ис-следования мотивации трудовой деятельности на основе инноваций могутиспользоваться для корректировки действий при поиске необходимых спе-циалистов, определения политики их привлечения и удержания в системевысшего образования.На потенциал мотивации оказывает влияние ряд факторов (рис. 2).Подходы к оценке мотивации профессиональной деятельности63В.А. Ядов показал, что трудовая мотивация состоит из ядра ведущих мо-тивов и зависит от конкретных условий труда и жизни работников. Так, натрудовую мотивацию преподавателей высшей школы окажут влияние факто-ры, представленные на рис. 2.Рис. 2. Факторы, оказывающие влияние на систему мотивации преподавателей высшей школыТаким образом, обобщенные в базы данных результаты маркетинговыхисследований могут дать детальную информацию о мотивации трудовой дея-тельности на основе инноваций, необходимую для разработки стратегииуправления человеческими ресурсами. Разработка эффективной системы мо-тивации инновационной деятельности преподавателей и сотрудников высше-го профессионального образования имеет важное значение как для развитиятеоретических основ управленческой практики в России, так и для будущегоинновационного развития экономики.Литература1. Андреев К.Л., Еремеев М.А. Теоретические аспекты исследования мотивации персонала вконтексте экономики труда // Вестник ВГУ. Сер.: Экономика и управление. 2008. № 1.2. Сафонова О.М. Особенности профессиональной мотивации преподавателей экономиче-ских вузов // Высшее образование в России. 2009. № 9.3. Ядов В.А. Мотивация труда: проблемы и пути исследования // Советская социология. М.:Наука, 1982. Т. 2.4. Миляева Л.Г., Подольная Н.П. Маркетинговые исследования на локальном рынке трудадепрессивного региона // Маркетинг в России и за рубежом. 2001. № 5.5. Хатунцев А.Н. Маркетинговые исследования рынка профессиональных знаний и навы-ков: карьерное планирование // Маркетинг в России и за рубежом. 2003. № 1.6. Шевченко Д.А Маркетинговый анализ молодежного рынка труда и образования [Элек-тронный ресурс]. URL: http://rhr.ru/index /jobmarket/ russia/ 5547,0.html?prn=1.7. Хуторской А.В. Педагогическая инноватика: методология, теория, практика. М.: Изд-воУНЦ ДО, 2005. 222 с.

Ключевые слова

мотивация персонала, трудовой потенциал, кадровый ресурс, инновация, высшая школа, motivation, human resources, human resources, innovation, higher school

Авторы

ФИООрганизацияДополнительноE-mail
Телегина Ирина ПетровнаТомский государственный университетсоискатель кафедры системного менеджмента и предпринимательства;зам. декана факультета маркетингаtip_tsu@mail.ru
Краковецкая Инна ВалентиновнаТомский государственный университеткандидат экономических наук, доцент кафедры системного менеджмента и предпринимательстваinna_krakov@mail.ru
Всего: 2

Ссылки

Андреев К.Л., Еремеев М.А. Теоретические аспекты исследования мотивации персонала в контексте экономики труда // Вестник ВГУ. Сер.: Экономика и управление. 2008. № 1.
Сафонова О.М. Особенности профессиональной мотивации преподавателей экономических вузов // Высшее образование в России. 2009. № 9.
Ядов В.А. Мотивация труда: проблемы и пути исследования // Советская социология. М.: Наука, 1982. Т. 2.
Миляева Л.Г., Подольная Н.П. Маркетинговые исследования на локальном рынке труда депрессивного региона // Маркетинг в России и за рубежом. 2001. № 5.
Хатунцев А.Н. Маркетинговые исследования рынка профессиональных знаний и навыков: карьерное планирование // Маркетинг в России и за рубежом. 2003. № 1.
Шевченко Д.А Маркетинговый анализ молодежного рынка труда и образования [Электронный ресурс]. URL: http://rhr.ru/index /jobmarket/ russia/ 5547,0.html?prn=1.
Хуторской А.В. Педагогическая инноватика: методология, теория, практика. М.: Изд-во УНЦ ДО, 2005. 222 с.
 Подходы к оценке мотивации профессиональнойдеятельности работников высшей школы на основе инноваций | Вестн. Том. гос. ун-та. Экономика. 2010. № 3 (11).

Подходы к оценке мотивации профессиональнойдеятельности работников высшей школы на основе инноваций | Вестн. Том. гос. ун-та. Экономика. 2010. № 3 (11).

Полнотекстовая версия