Влияние миграции на инновационное развитиерегиона | Вестн. Том. гос. ун-та. Экономика. 2010. № 3 (11).

Влияние миграции на инновационное развитиерегиона

Обосновывается необходимость создания эффективного комплекса показателей икритериев инновации, которые должны отслеживаться системами сбора статистической, социологической и экспертной информации. Такой комплекс должен сохранять свою актуальность при создании и внедрении инновационных технологий, атакже учитывать российскую региональную специфику. С этой точки зрения наиболее важным представляется индекс устойчивого инновационного развития, основойкоторого является агрегированный индекс устойчивого социально-экономическогоразвития. В число показателей данной социальной подсистемы создаваемого индексанеобходимо включить коэффициент общего миграционного прироста. Такая необходимость вызвана тем, что миграция населения относится к числу крупномасштабных, глобальных и набирающих силу общественных процессов современности. Особыйвклад миграция вносит в увеличение трудовых ресурсов и укрепление инновационногопотенциала, необходимых для динамичного экономического развития региона.

The Influence of Migration on the Regional Innovational Development.pdf В современных условиях устойчивое развитие экономики как на феде-ральном, так и на региональном уровне определяется прежде всего использо-ванием комплексного подхода, учитывающего влияние множества факторов,в том числе таких как разработка и внедрение новых технологий, применениеэффективных форм и методов управления во всех отраслях экономики. Од-нако на данном этапе возникает ряд нерешенных вопросов, одним из которыхявляется проблема создания эффективной системы показателей и критериевинновации, которые должны отслеживаться системами сбора статистической,социологической и экспертной информации, а также проблема вывода на ееоснове интегральных оценок. На нынешнем этапе развития этой системы дляагрегирования данных широко применяются статистические и эконометриче-ские методы, однако проблема однозначности оценок инновации еще далеконе разрешена.Индекс инновативности, используемый сейчас для измерения уровня ин-новационной деятельности в регионах, на наш взгляд, не отвечает требовани-ям времени.Число индикаторов, входящих в индекс инновативности, позволяет оце-нить основные сферы инновационной деятельности: создание и разработкуинноваций, финансирование инновационной деятельности, инновационностьпродукции и уровень развития информационно-коммуникационной среды. Вчисло индикаторов вошли:- численность персонала, занятого исследованиями и разработками, в %от общей численности занятых в экономике;- численность учащихся вузов, на 10 тыс. человек населения;Влияние миграции на инновационное развитие региона103- количество зарегистрированных патентов, на 1000 человек, занятых вэкономике;- затраты на технологические инновации, руб./чел.;- уровень интернетизации, %.Такой набор позволяет оценить лишь способность регионов к созданиюинноваций и готовность к внедрению их в экономику.Существующий зарубежный аналог разрабатываемого индекса устойчи-вого инновационного развития - суммарный индекс инноваций (SummaryInnovation Index - SII) - не адаптирован к российским условиям.Основная проблема в исчислении суммарного индекса инноваций SII дляРоссии заключается в том, что далеко не все показатели можно получить спомощью имеющейся статистики. Многие из показателей можно получитьтолько на основании экспертных оценок или дополнительных расчетов. При-чем для осуществления таких расчетов должны использоваться не только дан-ные собственно статистики науки и инноваций, но и показатели социальнойстатистики, статистики деятельности малых и средних предприятий и т.д.Россия является страной, в которой уровень экономического развития ре-гионов носит ярко выраженный неравномерный характер. Неравномерностьрегионального развития во многом определяется как объективными, так исубъективными факторами. В числе объективных - различия в географиче-ском и природно-климатическом положении, разная степень обеспеченностисырьевыми ресурсами, отличия в инфраструктурных предпосылках экономи-ческого развития, которые во многом сформировались еще в условиях совет-ской экономики при жестком планировании по территориальному принципу.Среди субъективных факторов - политика региональных властей, котораяопределяет качество управления экономическими процессами и финансово-бюджетной сферой. В совокупности объективные и субъективные факторыобусловливают вектор развития региона, в том числе и вектор его инноваци-онного развития.Механизм регулирования развития инновационной сферы должен осно-вываться на взаимодействии субъектов, осуществляющих инновационнуюдеятельность, и федеральных и региональных структур, в ведении которыхнаходятся финансовые ресурсы в инновационно насыщенные инвестиции.При этом каждый уровень управления инновационной сферой должен иметьопределенную степень свободы, сочетающуюся с высокой мерой ответствен-ности. Эффективность функционирования этого механизма в значительнойстепени зависит от экономической обоснованности критериев выбора инно-вационных программ и оценки результатов инновационной деятельности.Для построения механизма управления инновационной сферой следуетопределить разделение целей, приоритетов, рычагов воздействия и ответст-венности по всей цепочке системы воспроизводства - от организаций феде-рального уровня через региональные структуры до предприятий и организа-ций, непосредственно осуществляющих инновационную деятельность.Эффективным направлением государственной инновационно-инвести-ционной политики является поддержка развития инновационной сферы, вкоторой объектом приложения управляющего воздействия служит регио-О.А. Сагайдачная, М.В. Дуцкий104нальная инновационная программа. Одним из способов реализации направ-ления государственной политики в области поддержки инноваций являетсяучастие в финансировании региональных программ, объединяющих усилиясубъектов инновационной деятельности разных уровней и различной отрас-левой принадлежности. При этом каждый из участников программы пресле-дует свои цели. Целью реализации региональной инновационной программыявляется социально-экономическое развитие региона. Поэтому эффект реали-зации программы будет достигнут только при условии сбалансированностивсех направлений инновационно-инвестиционной деятельности, котораяобеспечит структурную сбалансированность социально-экономического раз-вития. Логическим выводом такого подхода к организации инновационнойдеятельности является измерение результатов развития инновационной сфе-ры на основе социально-экономических показателей.Этот принцип оценки эффективности поддержки инноваций позволит со-поставить интенсивность инновационной деятельности с конечными резуль-татами функционирования экономики региона. Социально-экономическиепоказатели развития региона при таком подходе можно рассматривать какиндикаторы эффективности инновационной деятельности. Прогнозно-аналитические исследования этих индикаторов станут основой принятия ре-шений по дальнейшей поддержке инновационного развития экономики ре-гиона или смене направлений и приоритетов формирования инновационно-инвестиционной политики.Поэтому возникает необходимость разработки нового индекса, который сувеличением темпов роста создания и внедрения инновационных технологийне терял бы свою актуальность и учитывал российскую региональную спе-цифику.Таким индексом будет являться индекс устойчивого инновационного раз-вития, разработка которого возможна на основе агрегированного индекса ус-тойчивого социально-экономического развития. Индекс устойчивого соци-ально-экономического развития соединяет три компоненты устойчивого раз-вития общества: экономическую, социальную и природоохранную (экологи-ческую) [1. С. 13]. Аналогично вышеуказанному индекс устойчивого иннова-ционного развития также должен состоять из нескольких компонент, однойиз которых должна стать социальная компонента. Социальная составляющаяориентирована на человеческое развитие, на сохранение стабильности обще-ственных и культурных систем, на уменьшение количества конфликтов вобществе. Одним из показателей, входящих в социальную составляющую,должен стать коэффициент общего миграционного прироста.Миграция населения относится к числу крупномасштабных, глобальныхи набирающих все большую силу общественных процессов современности.Масштабность и устойчивость миграции определяют важность и структур-ный характер ее роли в экономике принимающих социумов. Особый вкладмиграция вносит в увеличение трудовых ресурсов и укрепление инновацион-ного потенциала, необходимых для динамичного экономического развития.Особенно важную народно-хозяйственную роль играет приток высоко-квалифицированных специалистов. Вклад миграции в экономику существен-Влияние миграции на инновационное развитие региона105но возрастает, таким образом, в долгосрочном плане. В России таких специа-листов, способных заниматься трансфертом инновационных технологий,владеющих методами отбора инвестиционных проектов, недопустимо мало.Однако меры, принимаемые государством в последнее время, направлены напринципиальное изменение ситуации и предоставление иностранным гражда-нам - квалифицированным специалистам достаточно серьезных привилегий.В первую очередь, конечно, следует отметить приказы Минздравсоцраз-вития России, принимаемые последние несколько лет и утверждаемые пере-чень профессий (специальностей, должностей) иностранных граждан - ква-лифицированных специалистов, трудоустраивающихся по имеющейся у нихпрофессии (специальности), на которых квоты не распространяются. В част-ности, Приложение к приказу Минздравсоцразвития России от 22 декабря2009 г. № 1010н устанавливает на 2010 г. такие профессии, на которые квотане распространяется, как генеральный директор акционерного общества, ге-неральный директор предприятия, директор завода, директор фирмы, инже-нер по защите информации, инженер по автоматизации и механизации про-изводственных процессов и др. [2. С. 1]. Учитывая, что квота на выдачу ино-странным гражданам разрешений на работу в Томской области снижена запоследние два года в 2,7 раза и в 2010 г. составила 1519 разрешений, ино-странным гражданам - квалифицированным специалистам предоставленоправо получения разрешения на работу вне установленной квоты.Федеральным законом Российской Федерации № 86-ФЗ от 19 мая 2010 г.внесены существенные изменения в Федеральный закон «О правовом поло-жении иностранных граждан в Российской Федерации» № 115-ФЗ от 25 июля2002 г.Изменения в том числе коснулись режима пребывания иностранных гра-ждан и осуществления ими трудовой деятельности. Законодателем была при-нята статья, которая ввела такое понятие, как «высококвалифицированныйспециалист», и установила порядок привлечения к работе иностранных граж-дан, являющихся высококвалифицированными специалистами.Для высококвалифицированных специалистов, а также членов их семейвведены существенные преимущества. В частности, на высококвалифициро-ванных специалистов не распространяются квоты на выдачу приглашений навъезд в Российскую Федерацию и разрешений на работу, для них предусмот-рено оформление разрешения на работу сроком до 3 лет с последующем не-однократным продлением, в случае досрочного расторжения трудового дого-вора срок поиска новой работы для них увеличен, предусмотрена возмож-ность осуществления трудовой деятельности в двух и более субъектах Рос-сийской Федерации. Одним из критериев оценки термина «высококвалифи-цированный специалист» является заработанная плата иностранного работ-ника не менее двух миллионов рублей за 12 месяцев осуществления трудовойдеятельностиПринимаемые решения, таким образом, направлены на приоритетноепривлечение в Российскую Федерацию квалифицированных и высококвали-фицированных специалистов, привлечение инвестиций и инновационныхпроектов.О.А. Сагайдачная, М.В. Дуцкий106Анализ распределения квоты на привлечение иностранных работников натерритории Томской области на 2010 г., по профессионально-квалифи-кационным группам показывает, что иностранные граждане в основном при-влекаются по профессиям рабочих (таблица). При этом значительная частьмигрантов занимается неквалифицированным трудом.Распределение квоты на привлечение иностранных работников на территории Томской облас-ти на 2010 г. по профессионально-квалификационным группам (по данным департамента трудаи занятости населения по Томской области)Наименование группы Профессии, должности чел. %Руководители учреждений, орга-низаций и предприятийГенеральный директор предпри-ятия, производитель работ, спе-циалист, директор фирмы116 7,6Специалисты высшего уровняквалификацииИнженер, архитектор, инженер-проектировщик, агроном, кон-сультант, товаровед, экономист,менеджер, переводчик201 13,2Специалисты среднего уровняквалификацииЭлектрик участка, механик, тех-ник, агент торговый, экспедитор,агент коммерческий, бухгалтер95 6,3Служащие, занятые подготовкойинформации, оформлением доку-ментации, учетом и обслуживани-емУчетчик, кассир, диспетчер10 0,7Работники сферы обслуживания,жилищно-коммунального хозяй-ства, торговли и родственныхвидов деятельностиПовар, кухонный рабочий, офи-циант, продавец непродовольст-венных товаров, рабочие зелено-го хозяйства88 5,8Квалифицированные работникисельского, лесного, охотничьегохозяйств, рыбоводства и рыболов-стваОвощевод, вальщик леса58 3,8Квалифицированные рабочиекрупных и мелких промышленныхпредприятий, художественныхпромыслов, строительства, транс-порта, связи, геологии и разведкинедрКаменщик, бетонщик, штукатур,плотник, арматурщик, электрога-зосварщик, слесарь-ремонтник,слесарь по ремонту автомобилей,формовщик изделий, швея678 44,6Операторы, аппаратчики, маши-нисты установок и машин и слеса-ри - сборщикиМашинист бульдозера, операторпульта управления, монтажник,водитель автомобиля, тракто-рист, водитель погрузчика149 9,8Неквалифицированные рабочие Рабочий по комплексному об-служиванию и ремонту зданий,подсобные рабочие, пастух, груз-чик, уборщик, дворник124 8,2ИТОГО 1519 100Анализ распределения квоты на привлечение иностранных работников натерритории Томской области на 2010 г. по профессионально-квалифи-кационным группам показал, что работодателями привлекаются из-за рубежавысококвалифицированные специалисты по следующим специальностям:инженер, менеджер, прораб, мастер, переводчик, экономист, бухгалтер, тех-Влияние миграции на инновационное развитие региона107нолог. Как отмечалось выше, значительное количество иностранных гражданприглашаются в качестве руководителей предприятий и организаций, руко-водителей подразделений. Число иностранных высококвалифицированныхспециалистов, работающих на должностях биофизик, биохимик, инженер-микробиолог, инженер по защите информации, инженер по автоматизации имеханизации производственных профессий, относительно невелико.В настоящее время Томску требуются не просто рабочие-профессионалы(строители, например), но в первую очередь иностранные специалисты, кото-рые могут быть полезны в инновационной экономике. Развитие новейшихтехнологий является в настоящее время приоритетом в Томской области -регионе, в котором построена и уже работает особая экономическая зона(ОЭЗ) технико-внедренческого типа (в целом здесь будет около 9 000 рабо-чих мест). Потребность в рабочей силе, необходимой для реализации инве-стиционных проектов, составит примерно 29 тыс. человек (2008-2025 гг.)Среди резидентов ОЭЗ уже сейчас 7 иностранных фирм.Недостаток высококвалифицированных менеджеров и специалистов бу-дут испытывать такие сектора экономики, как электротехника, приборо-строение и электроника, машиностроение, строительный и лесопромышлен-ный комплексы. Ликвидировать этот пробел в области планируется за счетпривлечения дополнительной силы из других регионов и стран. Но для ус-пешной реализации вышеназванных планов необходима продуманная госу-дарственная миграционная политика. На уровне Томской области на сокра-щение миграционного оттока может повлиять успешное развитие сырьевогосектора экономики, лесозаготовительной деятельности, создание новых про-изводств, повышение материальной заинтересованности, общего уровнякомфортности проживания в области, что позволит привлечь высококвали-фицированных иностранных работников.На уровне России в целом необходимо принять Концепцию миграцион-ной политики, без которой трудно рассчитывать на положительное решениепроблемы нелегальной миграции.Реализация эффективной миграционной политики как в регионах, так и вмасштабах всей страны невозможна без дальнейшей модернизации миграци-онного законодательства и эффективного взаимодействия между всемиструктурами власти. Однако меры, уже предпринятые в последние годы, го-ворят о пристальном внимании государства к миграционным процессам. Так,на заседании Совета безопасности РФ еще в 2005 г. было принято решение оразработке Концепции государственной миграционной политики. В 2006 г.была утверждена государственная программа по оказанию содействия добро-вольному переселению в Российскую Федерацию соотечественников, прожи-вающих за рубежом, в 2007 г. введен механизм миграционного учета, изме-нены правила привлечения к трудовой деятельности иностранных работни-ков из безвизовых стран.С учетом практики применения статей в миграционном законодательствев настоящее время подготовлен проект Концепции государственной мигра-ционной политики. Данный проект отражает системный подход к решениюмиграционных проблем, учитывает международный опыт, ориентирует неО.А. Сагайдачная, М.В. Дуцкий108только на толерантное отношение к мигрантам, но главное - на обеспечениеустойчивого социально-экономического и демографического развития стра-ны, национальной безопасности.Проект подготовлен во взаимосвязи с Концепцией долгосрочного соци-ально-экономического развития Российской Федерации до 2020 г., Концеп-цией демографической политики Российской Федерации на период до2025 г., Стратегией национальной безопасности Российской Федерации до2020 г., посланиями Президента Российской Федерации Федеральному Соб-ранию Российской Федерации и другими документами стратегического пла-нирования. Сохранена преемственность с Концепцией регулирования мигра-ционных процессов в Российской Федерации.Предполагается два этапа реализации Концепции: первый - до 2015 г.,второй - до 2020 г. На первом планируется провести ряд мероприятий, на-правленных на создание правовых, экономических и институциональных ус-ловий. К 2016 г. планируется обеспечить повышение внутрироссийской ми-грации и снизить отток населения из регионов Дальнего Востока и Забайка-лья; обеспечить миграционный прирост на уровне не менее 280 тыс. человекежегодно; увеличить долю легальной занятости иностранных граждан [2.С. 4].На втором этапе реализации Концепции намечен дальнейший рост интен-сивности внутренней миграции; направление миграционных потоков из тру-доизбыточных регионов в трудонедостаточные; дальнейшее повышение долилегальной занятости иностранных граждан и обеспечение миграционногоприроста; повышение доли иностранных студентов.Реализация комплексной миграционной политики возможна только включе единого мегапроекта, направленного на освоение и заселение России,и регулирования внешней трудовой миграции. Составляющими этого проектадолжны стать региональные макропроекты, направленные на инновационноеразвитие территорий через создание благоприятных условий для реализацииэкономической инициативы потенциальных переселенцев, привлечения ин-вестиций, технологий и квалифицированных иностранных специалистов.Литература1. Индикаторы устойчивого развития России (эколого-экономические аспекты) / Под ред.С.Н. Бобылева, П.А. Макеенко. М.: ЦПРП, 2001. 220 с.2. Приказ Минздравсоцразвития РФ от 22.12.2009 № 1010н «Об утверждении перечняпрофессий (специальностей, должностей) иностранных граждан - квалифицированных специа-листов, трудоустраивающихся по имеющейся у них профессии (специальности), на которыхквоты не распространяются, на 2010 год» // Российская газета. 2010. № 176. 10 авг.3. Климов В. Готовится «Миграционная Конституция» // Ваше право - миграция. 2010.№ 16.

Ключевые слова

социально-экономическое развитие, инновации, индекс устойчивого инновационного развития, миграция, коэффициент общего миграционного прироста, social-economic development, innovation, index of stable innovational development, migration, coefficient of total migration growth

Авторы

ФИООрганизацияДополнительноE-mail
Сагайдачная Ольга АнатольевнаВысшая школа бизнеса Томского государственного университетапреподаватель кафедры статистики и информационных технологий факультета статистики и экономического моделированияsag-olga@yandex.ru
Дуцкий Михаил ВладимировичУправление федеральной миграционной службы России по Томской областиглавный специалист-эксперт отдела трудовой миграцииtsu-stat @yandex.ru
Всего: 2

Ссылки

Индикаторы устойчивого развития России (эколого-экономические аспекты) / Под ред. С.Н. Бобылева, П.А. Макеенко. М.: ЦПРП, 2001. 220 с.
Приказ Минздравсоцразвития РФ от 22.12.2009 № 1010н «Об утверждении перечня профессий (специальностей, должностей) иностранных граждан - квалифицированных специалистов, трудоустраивающихся по имеющейся у них профессии (специальности), на которых квоты не распространяются, на 2010 год» // Российская газета. 2010. № 176. 10 авг.
Климов В. Готовится «Миграционная Конституция» // Ваше право - миграция. 2010. № 16.
 Влияние миграции на инновационное развитиерегиона | Вестн. Том. гос. ун-та. Экономика. 2010. № 3 (11).

Влияние миграции на инновационное развитиерегиона | Вестн. Том. гос. ун-та. Экономика. 2010. № 3 (11).

Полнотекстовая версия