ГОТОВА ЛИ РОССИЯ К МОДЕРНИЗАЦИИ ЭКОНОМИКИ? | Вестн. Том. гос. ун-та. Экономика. 2010. № 4 (12).

ГОТОВА ЛИ РОССИЯ К МОДЕРНИЗАЦИИ ЭКОНОМИКИ?

Обосновывается необходимость и раскрываются направления и проблемы модернизации российской экономики. Акцент делается на анализе факторов, сдерживающихэтот процесс в России. Авторы приходят к выводу о наличии серьезных ограниченийна пути модернизации, которые по преимуществу носят институциональный характер. Для проведения идеи модернизации в жизнь предлагаются меры по преодолениюсуществующих барьеров.

IS RUSSIA READY TO MODERNIZE THE ECONOMY?.pdf В последнее время число публикаций, в названиях которых фигурируетсловосочетание «модернизация российской экономики», растет в геометри-ческой прогрессии. Политики разного уровня также часто посвящают своивыступления обсуждению данной темы. Однако содержание размышлений ихавторов по преимуществу ограничивается обоснованием актуальности мо-дернизации и выявлением ее направлений. Причем мнение о необходимостиосуществления модернизации сегодня носит практически консенсусный ха-рактер, а сама она рассматривается чуть ли не как панацея от всех проблем ибед. Мы же в заголовок данной статьи вынесли вопрос о готовности России кпроведению по сути революционных преобразований, о наличии мотивации кобновлению у власти, общества и бизнеса, о возможности модернизации эко-номики при существующих политических приоритетах, при нынешнем со-стоянии социально-экономических и политико-правовых институтов.Направления модернизации российской экономики достаточно очевидныи, на наш взгляд, предполагают следующие основные моменты:- создание институциональной среды, позволяющей считать Россиюстраной с развитой политической и правовой системой;- преодоление сырьевой ориентации экономики страны и акцент на еедиверсификацию;- поощрение реализации инновационных проектов (усиление стимуловдля предприятий к повышению технологического уровня производства, ус-коренное формирование современной системы технических регламентов инациональных стандартов, ориентированных на международные стандарты);- серьезное преобразование образовательной сферы с учетом структур-ной и инновационной перестройки экономики страны;- использование передового зарубежного опыта (насколько возможно)через привлечение прямых (реальных) иностранных инвестиций, в том числепутем осуществления совместных проектов; снятие большинства отраслевыхограничений для иностранных инвестиций.С.К. Ашванян, Т.А. Сапожникова6Системная модернизация предполагает серьезный поворот России ссырьевого пути развития. Между тем структура промышленного производст-ва в России в период 1990-2008 гг. изменялась в сторону повышения долитопливно-энергетического комплекса и сырьевых отраслей хозяйства присокращении перерабатывающих отраслей. Так, доля машиностроения и ме-таллообработки в структуре промышленного производства за указанный пе-риод сократилась в 2 раза, легкой промышленности - более чем в 12 раз.Анализ макроэкономических показателей свидетельствует о том, что в Рос-сии сложилась структура экономики, в которой до 60 % ВВП дает сырьевойкомплекс страны. Он же обеспечивает до 70 % ее экспорта, делая Россию сырье-вым придатком мирового хозяйства. Если проследить динамику товарной струк-туры экспорта России за 1990-2008 гг., то она позволяет констатировать, чтодоля сырьевого экспорта за 18 лет выросла почти в 1,6 раза и при этом более чемв 3,7 раза сократилась доля в экспорте машин и оборудования [1].Все развитые страны в настоящее время делают акцент в конкуренции натехнологических инновациях, которые, в свою очередь, предполагают поощ-рение знаний и творческого отношения к работе. В результате разрабатыва-ется новая продукция повышенной потребительской ценности, настолькосложная в техническом отношении или настолько хорошо защищенная с по-мощью законов об интеллектуальной собственности, что менее развитыестраны оказываются неспособными участвовать в конкуренции на опреде-ленных сегментах мирового рынка. Так появляется и закрепляется «культур-ное» лидерство экономически развитых стран. Если другие страны строятсвои приоритеты на обладании природными ресурсами (а к таким как раз иотносится Россия), то разрыв в конкурентных позициях между ними с точкизрения долгосрочных перспектив только увеличивается.Доля инновационной продукции в структуре ВВП России ничтожно малаи не превышает 2,5 %, в то время как в США она составляет примерно 70 %[2]. Специализируясь на производстве товаров с низкой добавленной стоимо-стью, Россия не только теряет экономическую выгоду, но и постепенно отка-тывается вниз в мировых рейтингах конкурентоспособности. Существуетвысокая степень вероятности, что в будущем в структуре мирового потреб-ления произойдет замещение традиционных ресурсов альтернативными.Кроме того, необходимо учитывать тот факт, что наблюдается крупномас-штабное исчерпание природных ресурсов России. Эти обстоятельства оказы-вают дестабилизирующее воздействие на экономику страны. Макроэкономи-ческие результаты в РФ в значительной степени зависят от мировых цен натопливно-энергетические и сырьевые товары. Именно поэтому на фоне про-текания мирового кризиса и снижения цен на энергоносители ВВП РФ пони-зился значительнее, чем стран с развитыми рынками, где ведущие позиции вструктуре экономики занимают наукоемкие отрасли и сфера услуг. Реальноепадение масштабов национального производства в России в 2009 г. составило7,9 %, в то время как в Германии и Италии - 5,0 %, в Великобритании -4,3 %, в США - 2,4 %, во Франции - 2,1 % [3].Несомненно, переход на инновационный путь развития является для Рос-сии насущной необходимостью. В связи с этим Правительством РФ в ноябреГотова ли Россия к модернизации экономики?72008 г. была утверждена Концепция долгосрочного социально-экономи-ческого развития Российской Федерации на период до 2020 г., которая преду-сматривает переход к инновационной экономике [4]. Согласно концепции к2020 г. доля инновационной продукции в валовом внутреннем продукте по-высится до 18 % при снижении доли нефтегазового сектора до 11 %, маши-ностроительный экспорт увеличится в 6,35 раза, а показатель ВВП на душунаселения возрастет до $30 тыс., достигнув уровня развитых стран.В 2009-2010 гг. вопросы модернизации экономики рассматривались насамом высоком уровне. При Президенте РФ была создана Комиссия по мо-дернизации и технологическому развитию экономики страны, которая опре-делила 38 проектов по пяти приоритетным направлениям (компьютерные иядерные технологии, космос, медицинская техника, энергоэффективность).Предполагалось, что названные сферы создадут мультипликационный эф-фект в экономике и окажут серьезное влияние на увеличение хозяйственнойактивности в смежных отраслях. Также комиссия утвердила выделениесредств в размере 800 млрд руб. на реализацию проектов в ближайшие 3 года.Однако созданием комиссии, назначением ответственных лиц и опреде-лением обозначенной денежной суммы все и ограничилось. Реальных дейст-вий по обновлению экономики и освоению заявленных финансовых средств взаданных направлениях до сих пор так и не наблюдается. Все больше обна-руживается декларативный характер программы модернизации и ее неподго-товленность со стороны институциональной среды.Модернизация, на наш взгляд, не может сводиться к отдельным отрасле-вым прорывам и к использованию инновационных технологий. Модерниза-ция выдвигает особые задачи перед системой управления страной, требуетпреодолевать дисфункциональные связи в управлении и обществе. Бюрокра-тические и коррупционные препоны, «кумовство», рейдерство, низкая транс-парентность бизнеса, высокая степень монополизации экономики, отсутствиеединого информационного ресурса для госзаказа, «крышевание» - вот не-полный перечень причин, которые являются в России реальными препятст-виями для претворения идеи модернизации в жизнь.Несомненно, модернизация предполагает серьезный инновационный про-рыв, но оказалось, что в законодательной базе РФ на момент принятия выше-указанной программы вообще отсутствовали толкования терминов «иннова-ции» и «инновационный продукт». Создание специальных центров иннова-ций типа Сколково - это дорогостоящий, долгосрочный и к тому же риско-ванный путь. Это ли нужно сегодня России? Не лучше ли проанализироватьопыт уже действующих nехнопарков в Обнинске, Санкт-Петербурге, Черно-головке, Новосибирске и др. Пока же складывается ситуация, когда Сколковопревращается в проект, который требует огромных вложений без четко про-считанного результата.В рамках инфраструктурного обеспечения модернизации экономики се-годня обращается внимание на необходимость крупномасштабных действий,а следовательно, и вложений в дорожное строительство, ибо нынешнее со-стояние российских дорог выступает серьезным барьером для эффективногофункционирования народнохозяйственного комплекса и определяет много-С.К. Ашванян, Т.А. Сапожникова8миллиардные потери из-за ограничения торгово-экономических связей какмежду отдельными регионами страны, так и между Европой и Азией. Явля-ясь евразийской державой, Россия могла бы выступить мостом для передви-жения товаров между европейскими странами и странами Юго-ВосточнойАзии. Между тем существуют большие опасения, что значительная частьпредусмотренных федеральным бюджетом денежных средств на осуществ-ление программы дорожного строительства уйдет в согласование документови «откаты». Можно только догадываться, каково будет качество дорог, по-строенных на оставшиеся средства.Оценивая готовность российских региональных властей в деле преобра-зований в направлении модернизации, следует подчеркнуть наличие и здесьряда ограничений. В России идея модернизации задумывалась сверху. В этихусловиях региональные органы действуют, руководствуясь по преимуществупрограммами федеральной власти, и по сути не проявляют собственной ини-циативы, надеясь прежде всего на политическую и финансовую поддержку изцентра (стремление удержаться «в кресле», получить гранты и субвенции).Сравнение с наиболее динамично развивающейся экономикой Китая нетолько позволяет констатировать отставание России по темпам роста, но ипоказать, что, несмотря на сохраняющееся сильное централизованное влия-ние, наши азиатские соседи сделали весомые шаги в сторону повышения ро-ли региональных властей и самостоятельности бизнеса. В Китае существуетсильная государственная бюрократия, но и наблюдается последовательная,мощная борьба с коррупцией. Центральная власть жестко спрашивает с чи-новников регионального уровня за выполнение ее решений по обеспечениюэкономических преобразований. А точнее, их деятельность оценивается потому, каковы в регионах темпы экономического роста, как проводится мо-дернизация и развивается предпринимательство. В настоящее время китай-ские регионы активно борются за привлечение иностранных инвестиций васпекте использования передового зарубежного опыта и имеют возможностьрегулировать налоговые ставки на своей территории. Тем самым они стре-мятся создавать благоприятный инвестиционный климат как для иностран-ных инвесторов, так и для представителей отечественного бизнеса, в томчисле малого, который является наиболее чувствительным к использованиюинновационных технологий. В России же федеральные органы по преимуще-ству оценивают деятельность региональных властей в плоскости решенияполитических и социальных задач, а отнюдь не по таким конечным экономи-ческим результатам, как эффективность региональной экономики, масштабыресурсосбережения, повышение доли инновационного сектора.В этом смысле Кузбасс представляется наиболее показательным регио-ном России в аспекте сохранения сырьевой направленности его экономики.Об этом свидетельствует существенное преобладание угольной промышлен-ности, металлургического и химического производства в отраслевой структу-ре региональной экономики, а также анализ предпринимаемых шагов в на-правлении инновационного развития. Чтобы сохранить значение важногопромышленного центра России, Кузбасс неизбежно должен встраиваться всистему инновационных преобразований.Готова ли Россия к модернизации экономики?9В настоящее время инновационный процесс в регионе предполагается последующим основным направлениям: освоение месторождений метанаугольных пластов; глубокая переработка угля, металлов, газа; создание Куз-басского технопарка; содействие развитию инновационного бизнеса. Данныенаправления внесены в стратегическую доктрину Кемеровской области до2025 г. [4]. Администрация Кемеровской области предусмотрела ряд мер поподдержке инновационной деятельности в регионе, которые включают: нало-говые льготы, в том числе освобождение от уплаты налога на имущество иснижение ставки налога на прибыль на 4 %; предоставление государственныхгарантий; размещение государственных заказов на научно-исследо-вательские, опытно-конструкторские работы; оказание организационной, ин-формационной и консультативной помощи; содействие в расширении инно-вационной инфраструктуры; участие в открытых акционерных обществах;разработка и (или) экспертиза приоритетных инновационных проектов.Важной частью инновационной инфраструктуры в регионе должен статьКузбасский технопарк. В качестве основных профилей его деятельности вы-делены следующие: 1) разработка технологий добычи и переработки угля,рудных и нерудных полезных ископаемых; 2) разработка нового оборудова-ния для горно-рудной промышленности; 3) разработка технологий производ-ства и обработки новых материалов, вторичных энергоресурсов (шахтногометана, энергии шахтных вод и воздуха), отходов производства; 4) разработ-ка новых технологий в медицине и образовании. Резидентам организациипредоставляются финансовые, консалтинговые, арендные услуги на льготнойоснове [5]. В настоящее время экспертный совет технопарка рекомендовал креализации 51 инновационный проект, которые призваны способствать сни-жению нагрузки на окружающую среду, повышению энерго- и материало-сбережения, внедрению новой продукции и более эффективных технологий.Кроме того, значимость этих проектов заключается в том, что будет расши-рена отраслевая структура Кемеровской области, а также открывается путь надиверсификацию экономики моногородов. В перспективе возможно созданиеновых подотраслей промышленности, таких как газохимия и производствосжиженного газа.Проблема безопасности добычи угля в Кузбассе стоит особенно остро,так как по содержанию метана Кузнецкий бассейн считается одним из самыхсложных в мире. Поэтому предварительная дегазация угольных пластов сде-лает более безопасной шахтную добычу угля. К тому же предварительнаядегазация сокращает выбросы метана в атмосферу при его последующей до-быче, что должно улучшить экологическую ситуацию в области, ибо метанотносится к тяжелым парниковым газам. Использование метана в качестветоплива в тепло- и электроэнергетике также более экологически обосновано,чем использование угля, так как продукты горения угля более токсичны и ихвыбросы подлежат сокращению. В Кузбассе имеется около 10 крупных теп-ловых электростанций и 2000 котельных, где может быть применен методкомбинированного сжигания угля и метана. В свою очередь, использованиеметана в качестве автомобильного топлива более экологично и экономично,чем использование традиционного топлива. Анализ результатов зарубежныхС.К. Ашванян, Т.А. Сапожникова10исследований показывает, что при замене бензина на угольный метан выброс вокружающую атмосферу по некоторым видам токсических веществ снижаетсяв 8-10 раз. Эксплуатация автомобиля, работающего на метане, будет обходить-ся примерно вдвое дешевле. Так, по оценкам «Газпрома», стоимость 1 куб. мметана составит 9,5 руб., в то время как 1 л бензина - около 20 руб. [6].Несмотря на преобладающее значение инвестиционных вложений в инно-вационные проекты, связанные с региональной специализацией Кузбасса какугольного и металлургического центра, здесь наблюдается стремление отойтиот сырьевой направленности экономики. Оно выражается в поддержке иннова-ционных проектов в сфере услуг и в обрабатывающих отраслях. Для реализа-ции этих действий в Региональной программе поддержки предпринимательст-ва в Кузбассе на 2010 г. были предусмотрены следующие меры:- гранты малым инновационным предприятиям при вузах и научных уч-реждениях до 3 млн руб.;- компенсации малым инновационным предприятиям при вузах и науч-ных учреждениях - 90 % затрат, связанных с продвижением продукции (сер-тификацией, рекламой и т.д.);- компенсация малым и средним предприятиям - 50 % затрат на внедре-ние энергосберегающих технологий (разработка проектно-сметной докумен-тации, покупка оборудования и материалов, установка комплексных системтепло- и энергосбережения, монтаж и ввод в эксплуатацию);- развитие внутреннего и въездного туризма в связи с развитием курорт-ных зон Шерегеш и Танай (компенсация 50% расходов по оснащению тури-стических объектов и развитию туристических маршрутов);- развитие микрофинансирования (микрозаймы до 1 млн руб. под 10 %без залога по упрощенной схеме на срок до 1 года на покупку оборудования ипополнение оборотных средств) [7].Для повышения роли Кемеровской области в народном хозяйстве России,укрепления конкурентоспособности ее экономики и роста благосостояниянаселения необходимо развитие всех сфер деятельности. Одной из отраслей,важной с точки зрения жизнеобеспечения, является пищевая промышлен-ность. Расширение инноваций в этой сфере должно внести свой вклад в про-довольственную безопасность, обеспечить здоровье нации и повысить эф-фективность пищевого производства.Основным инициатором инноваций в пищевой отрасли Кузбасса высту-пает Кемеровский технологический институт пищевой промышленности(КемТИПП). В рамках института ведутся работы по созданию новых техно-логий производства молочной продукции, продуктов брожения. Ученымиинститута были разработаны новые продукты в области здорового питания (втом числе диетического), диабетические продукты, БАДы и т.п. КемТИППзанимается разработкой оборудования для малых предприятий пищевой про-мышленности, а также является инициатором 4 крупных инновационныхпроектов в области пищевой промышленности, которые находятся на стадииреабилитации. В 2009 г. на базе ГОУ ВПО КемТИПП было создано малоеинновационное предприятие ООО «МКС», занимающееся производствомэкологически чистых и безопасных полуфабрикатов длительного хранения изГотова ли Россия к модернизации экономики?11овощей. Деятельность Кемеровского технологического института пищевойпромышленности можно считать примером эффективного взаимодействиянауки и бизнеса, а также показателем того, что наука не только должна, но иможет встраиваться в новую инновационную систему России.Приведенные данные на первый взгляд отражают серьезные шаги Куз-басса как по инновационному пути, так и в деле развития малого бизнеса.Однако программа поддержки малого предпринимательства в регионе дейст-вует уже более 5 лет, но до сих пор вклад малых предприятий в валовой ре-гиональный продукт все еще невысок и по итогам 2009 г. составлял не более25 % [8]. При этом доля инновационной продукции не превышает параметровроссийского уровня, отмеченных выше. Поэтому, пока в целом не будет из-менена институциональная основа для функционирования малого бизнеса, нестоит надеяться на реальные прорывы в этой области.В настоящее время важно не только проводить инновационные исследова-ния, но и обеспечить спрос на инновации из сферы реального производства.Невозможно создать и повысить этот спрос со стороны бизнеса, если для этогонет достаточных условий. В России по преимуществу эти условия отсутству-ют. Мировая практика показывает, что для компаний спрос на инновации оп-ределяется вовсе не любовью к прогрессу и даже не престижными соображе-ниями, а опасением уступить свою долю на рынке конкурентам. Высокая сте-пень монополизма в экономике России не способствует инновационному спро-су, так как корпорации не испытывают конкурентного давления.Рассматривая отношение к модернизации различных форм российскогобизнеса, необходимо заметить, что ему приходится решать извечную дилем-му между «хотеть» и «мочь». Если крупный бизнес в основном может осуще-ствить модернизацию производства, но особо не стремится к этому, то сред-ний и малый бизнес, наоборот, хочет, но не может продвинуться по пути ре-альной модернизации.Экономический бум в условиях высоких мировых цен на энергоносителии другие сырьевые товары в 2000-2007 гг. создал финансовые возможностидля инноваций у российских компаний топливно-энергетического и метал-лургического комплекса. Однако одновременно он обусловил подавлениеспроса на них, так как высокие цены и доходы не стимулировали экономиче-ский и технический прогресс.Проследим указанную ситуацию на примере «Газпрома», отметив, что внашей газовой отрасли существует производственная и экспортная монопо-лия и что цены на газ на внутреннем рынке России с 2000 по 2010 г. повыси-лись в 8,25 раза. Модернизация обязательно должна приводить к повышениюэффективности и снижению издержек. Между тем добыча газа предприятия-ми «Газпрома» с 1993 по 2009 г. упала с 559,3 до 461,4 млрд куб. м, или на17,5 %, а удельные расходы по добыче газа в расчете на баррель нефтяногоэквивалента в 2008 г. по сравнению с 2000 г. увеличились в 3,9 раза (с $3,8-14,8). Газ, реализуемый компанией в Европе, в первом квартале 2010 г. стоилв 3,1-3,3 раза дороже, чем газ, доставляемый танкерами из Катара. «Газпром»не стремился активизировать инвестиции в разведку и добычу газа. За 2003-2008 гг. он затратил на покупку новых активов, в том числе непрофильных,С.К. Ашванян, Т.А. Сапожникова12вдвое больше средств, чем на освоение новых месторождений и совершенст-вование добычи газа на территории России [9].Мелкий и средний бизнес во всех развитых и новых индустриальныхстранах является наиболее восприимчивым к инновациям, но в этом процессекроме государственной помощи широко задействованы инвестиционные ивенчурные фонды. В России же поддержка данным формам бизнеса зачастуюдекларируется. Поэтому нередко из уст предпринимателей звучит призыв «нестолько помогайте, сколько не мешайте работать».В Докладе Института социологии РАН «Готово ли российское обществок модернизации» [10], представленном в июне 2010 г., отмечается, что рос-сийские граждане по преимуществу понимают смысл модернизации не в тех-нико-технологическом и не в экономическом аспектах, а связывают её с та-кими социальными явлениями, как равенство всех перед законом, жесткаяборьба с коррупцией, социальная справедливость (так высказались соответ-ственно 41, 38 и 31 % опрошенных)1. В свою очередь, такие её черты, какэффективная инновационная экономика и новые возможности для предпри-нимательства и конкуренции, назвали только 24 и 12% респондентов. Приэтом россияне рассматривают «размножение» чиновников, высокую степеньих коррумпированности и беспрекословное послушание по вертикали властив качестве серьезного тормоза для модернизации, и пока не будут решеныуказанные социальные проблемы, Россия не сможет в этом процессе идтинаравне с самыми инновационными странами мира.Считается, что успешная модернизация будет происходить только тогда,когда приоритеты будут отданы не зарабатыванию средств от природных бо-гатств и не выгодному геополитическому положению, а производству интел-лектуального продукта. Технический и экономический прогресс предполага-ет, что новое поколение по отношению к предыдущему должно обладать бо-лее весомыми знаниями, умением их использовать и наращивать. В Россииблагая идея модернизации без человеческого ресурса, без качественного об-разования может стать утопией и сплошной риторикой.Для модернизации необходим кадровый состав специалистов, способныйразбираться в сложных компьютеризированных и автоматизированных про-цессах, которые охватывают все отрасли национальной экономики. Причем всовременных технологических системах эффективность производства и безо-пасность непосредственно зависят не только от компетенции работников, нои от трудовой дисциплины и четко прописанной субординации действий ме-жду участниками производственного процесса в рамках определенных пол-номочий. Между тем в России в настоящее время уровень исполнения требо-ваний вышестоящих руководителей в сфере производства составляет, по дан-ным Института социологии РАН, немногим более 30 %. Такой уровень свя-зан как с качеством управленческого персонала, который нередко формиру-ется по «семейному принципу» и потому порождает малую степень доверия круководящему звену, так и с низкой рабочей культурой и привычкой рабо-тать «на глазок».1 Опрошенные могли дать несколько вариантов ответов.Готова ли Россия к модернизации экономики?13Слом старой социально-экономической системы породил тотальный не-профессионализм. Многие советские специалисты и ученые уехали на Западв надежде на достойное будущее, другая их часть переместилась из промыш-ленности в сферу услуг. Резко повысилось количество выпускников с дипло-мами юристов, психологов, экономистов, менеджеров. Как грибы после дож-дя разрастались филиалы и факультеты вузов без должного их обеспеченияпрофессорско-преподавательским составом. В результате в России был по-дорван реальный сектор экономики. Новое поколение «недообразованных»граждан создало социальную базу деградации нации, регрессивных тенден-ций и серьезную преграду для экономического развития страны.Чтобы модернизировать экономику, нужно владеть современными зна-ниями и технологиями. Однако сегодня образовательные стандарты зачастуюне соответствуют профессиональным стандартам и требованиям времени. Нанаш взгляд, необходимо отказаться от использования ЕГЭ в его современнойформе и от акцента на тестовую форму сдачи экзаменов в вузах и сузах, ибоэта система оценки результатов знаний школьников и студентов практическиустранила творческую сторону самого образовательного процесса и досто-верность оценки способностей выпускников. Кроме того, по данным следст-венных органов, сдача выпускных экзаменов в форме ЕГЭ не только неуменьшила, а даже увеличила коррупционную (криминальную) составляю-щую всего процесса зарабатывания баллов, необходимых для зачисления ввузы.Программа модернизации должна найти широкую поддержку в обществе.В России же наблюдается скептическое отношение российских граждан нетолько к обещаниям политиков, но и ко всякого рода программам, исходя-щим «сверху», в том числе и к программе модернизации. Суть заключаетсяне в том, что они выступают против модернизации. Они хотят видеть, чтопреобразования коснутся экономических, социальных и политических инсти-тутов, что судебная система будет работать в интересах всех членов общест-ва, а государство не ограничится «руководящими указаниями».Таким образом, анализ сложившейся ситуации как в экономической, таки в целом общественной жизни в стране позволяет сделать вывод о наличиисерьезных ограничений на пути процесса модернизации. Эти барьеры попреимуществу носят институциональный характер, и для успешного претво-рения идеи модернизации в жизнь требуются решительные шаги по их пре-одолению. Задача отечественной модернизации заключается в том, чтобы вглобализированном мире суметь вывести Россию в число стран с развитойэкономикой, политикой и правовой системой, создающей равные возможно-сти для всех слоев населения и обеспечивающей поощрение творческих ипредпринимательских способностей членов общества.

Ключевые слова

модернизация, инновации, институциональная среда, modernization, innovations, institutional environment

Авторы

ФИООрганизацияДополнительноE-mail
Ашванян Саргис КароевичКемеровский технологический институт пищевой промышленностидоктор экономических наук, зав. кафедрой экономическойтеории
Сапожникова Тамара АнатольевнаКемеровский технологический институт пищевой промышленностикандидат экономических наук, доцент кафедрыэкономической теорииekteor@gmail.com
Всего: 2

Ссылки

Россия в цифрах. 2010: Крат. стат. сб./ Росстат. М., 2010. 558 с. URL: http:// www. gks.ru/doc_2010/rusfig/rus10.rar
Gks.ru: сайт статистической информации. URL: http://www.gks.ru/bgd/ free/ b01_19/ IssWWW.exe/Stg/d000/i000610r.htm
Реальный темп роста ВВП стран мира в 2009 году. URL: http://iformatsiya.ru/tabl/19- realnyj-temp-rosta-vvp-stran-mira-v-2009-godu.html
Стратегия социально-экономического развития Кемеровской области до 2025 г.: стратегическая доктрина Кемеровской области: одобр. на засед. Кол. Администр. Кем. обл. 18 ноября 2008 г. // ako.ru: Информационный портал Администр. Кем. обл. Систем. требования: Adobe acrobat reader. URL: http://www.ako.ru/PRESS/MESS/TEXT/doktrina/
Основные профили деятельности//technopark42.ru: сайт. URL: http://www. technopark42. ru/article/7/
Кузьмин В., Куксин С. Не нефтью единой… // rg.ru: электронное издание. URL: http: //www.rg.ru/2010/02/15/medvedev-neft.html
Государственный фонд поддержки предпринимательства Кемеровской области: сайт. URL: http://www.gfppko.ru/ .
В Кемеровской области с начала года зарегистрировано более 400 предприятий малого бизнеса: сайт. URL: http://www.opora-credit.ru/news/business/detail.php?ID=14303
Иноземцев В. Враг модернизации. Ведомости. 2010. 5 апреля: сайт. URL: http:// www.vedomosti.ru/newspaper/article/2010/04/05/230317.
Готово ли российское общество к модернизации. Сайт. URL: http://www. isras.ru/ files/ File/Doclad/gotovo_li_rossijskoe_obshestvo_k_modernizacii.pdf
 ГОТОВА ЛИ РОССИЯ К МОДЕРНИЗАЦИИ ЭКОНОМИКИ? | Вестн. Том. гос. ун-та. Экономика. 2010. № 4 (12).

ГОТОВА ЛИ РОССИЯ К МОДЕРНИЗАЦИИ ЭКОНОМИКИ? | Вестн. Том. гос. ун-та. Экономика. 2010. № 4 (12).

Полнотекстовая версия