РОЛЬ ИННОВАЦИОННОЙ СРЕДЫ В ПРОЦЕССЕ ФОРМИРОВАНИЯИННОВАЦИОННОЙ СИСТЕМЫ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯВ РОССИИ | Вестн. Том. гос. ун-та. Экономика. 2010. № 4 (12).

РОЛЬ ИННОВАЦИОННОЙ СРЕДЫ В ПРОЦЕССЕ ФОРМИРОВАНИЯИННОВАЦИОННОЙ СИСТЕМЫ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯВ РОССИИ

Сделана попытка обосновать необходимость формирования инновационной среды вэкономике России в интересах повышения конкурентоспособности Федерации и еесубъектов, системы высшего профессионального образования, бизнеса и высокого качества жизни проживающего населения. Инновационная среда рассматривается каксовокупность институтов инновационных преобразований во всех сферах жизнедеятельности общества и фактор развития высшего образования в трансформационнойэкономике. Важное место отводится синтезу образования, науки и бизнеса в подготовке выпускников-инноваторов, обладающих конкурентоспособными профессиональными компетенциями.

ROLE OF THE INNOVATIVE ENVIRONMENT IN THECOURSE OF FORMATION INNOVATIVE SYSTEM OF THE HIGHER EDUCATION IN RUSSIA..pdf Стратегические императивы развития современной России фокусируютсявокруг идеи создания экономики современного типа с высокой конкурент-ной устойчивостью, занимающей лидирующие позиции в отраслях, от кото-рых зависит благосостояние проживающего населения. По существу, это мо-дернизационный вариант концепции «догоняющего развития», адаптирован-ный к новым условиям, когда экономики ИРС находятся на новом виткепостиндустриального движения с высоким инновационным потенциалом.Инновационному экономическому росту как альтернативе ресурсоориен-тированного развития отведено значительное место в выступлениях широкойнаучной общественности, политиков, бизнесменов, что свидетельствует опотребности осмысления специфики инновационного пути стран с различ-ным уровнем экономического развития вообще и России в частности. Темболее оправдано стремление изучить представление исследователей мировойэкономической мысли об основных тенденциях современного развития.Оценки инновационного будущего России колеблются от вполне оптими-стических до абсолютно пессимистических, высказываемых самыми различ-ными кругами во власти, бизнесе, научной среде. Весьма значительное сни-жение спроса на инновационные продукты произошло в результате тех изме-нений в социально-экономической жизни России, которыми был отмечен пе-риод 1990-х гг. Только за один год, с 2007 по 2008, произошло уменьшениедоли высокотехнологичных продуктов в ВВП на 0,9 %, что отбросило Рос-сию на 312-е место в мире. Разрыв между спросом на высокотехнологичнуюпродукцию и возможностью её производить продолжает увеличиваться, иРоль инновационной среды в процессе формирования системы образовния33предприятия почти всех отраслей предпочитают закупку готового оборудо-вания созданию собственных НИОКР [1].Отмечается, что большая часть выпускаемой в РФ высокотехнологичнойпродукции является скорее усовершенствованной или просто современной,но никак не радикально новой. Это соответствует позициям, давно устояв-шимся в экономической литературе, относительно позитивного воздействияиностранных инвестиционных вливаний и заимствования иностранных тех-нологий. И это несмотря на то, что при использовании достижений россий-ской фундаментальной науки в прошлом было обеспечено более половиныприроста мировой экономики ИРС.Согласно прогнозам Правительства РФ, программа перевода российскойэкономики на новые, инновационные «рельсы» экономического развития бу-дет проводиться в два этапа [2].Первый этап (2009-2012 гг.) - консолидация конкурентных преимуществна основе реализации возможностей «традиционных» секторов, адаптации ккризисным процессам в мировой экономике, а также создания условий и тех-нологических заделов, обеспечивающих перевод экономики в режим иннова-ционного развития и опережающих инвестиций в человеческий капитал иинфраструктуру. Собственно инновационный прорыв ожидается в период2013-2020 гг. (второй этап). Рывок в повышении конкурентоспособностиздесь возможен на основе перехода на новую технологическую базу, форми-рования структуры диверсификации экономики и завершения модернизацииинфраструктурных секторов. Помимо этого, должно быть обеспечено улуч-шение качества человеческого потенциала и социальной среды, а такжесформировано общество доверия и социального благополучия, обеспеченосмягчение социальной и региональной дифференциации.Как видим, опережающие инвестиции в человеческий капитал на первомэтапе, активизирующие возможности традиционных секторов экономики иобеспечивающие растущее качество человеческого потенциала на втором,рассматриваются в качестве непременного условия инновационного разви-тия. Таким образом, человеческий потенциал признается важнейшим факто-ром, создающим и реализующим конкурентные преимущества на этапе пере-хода страны на инновационный путь развития. Роль и значение информации,знаний и процессов обучения и переобучения в современном обществе труд-но переоценить, как, впрочем, и роль системы высшего профессиональногообразования, вузовской и послевузовской подготовки.Предприятия реального сектора и бизнес в целом серьезно ориентирова-ны на рынок, что в категориях инновационного пространства и осуществле-ния модернизационных процессов означает поиск новых продуктов и не ме-нее активное их проталкивание на рынок. Новые прогрессивные технологиии оборудование позволяют сделать это со значительным преимуществом посравнению с конкурентами, однако «…предприятия пытаются менять товар-ную номенклатуру намного чаще, чем технологии (первое значительно де-шевле)». Исследователи обнаруживают, «что для создания конкурентныхпреимуществ в результате адаптации импортируемой технологии необходи-мо не только достичь описанных в техническом руководстве параметров, ноТ.И. Коломиец, М.С. Каллас34и пройти процесс обучения, осуществить необходимые реформы в организа-ции фирмы и установить сложные связи с местной инновационной системой»[3, с. 130]. Преимущества инновационного поведения российских предпри-ятий очевидно сказываются на уровне их конкурентоспособности. Сравни-тельный анализ показывает, что «среди пассивных предприятий почти вдвоеменьше конкурентоспособных компаний, чем в среднем по выборке, и втроеменьше, чем в группах активных инноваторов, ориентированных не менеечем на национальный рынок» [3, с. 140]. Российский крупный бизнес оказы-вается более активным в части инновационного поведения и поиска новыхпродуктов по сравнению со средним и мелким как в сфере промышленнойдеятельности, так и сфере услуг. Однако он тратит явно недостаточно средствдля создания реальных предпосылок инновационного рывка в экономике. Эточастично объясняет тот факт, почему среди затрат на ресурсы, оказывающихвлияние на конкурентную инвестиционно-инновационную деятельность биз-неса, расходы на специалистов - выпускников российских вузов занимаютодно из последних мест.Бизнес не считает возможным вкладывать средства в обучение или до-обучение молодых специалистов, обеспечивая технологические инновациирасходами на приобретение оборудования, оборотные средства, знания, на-копленные работниками и организацией. Дополнительно к числу составляю-щих технологического капитала фирмы отнесено «техническое здравомыс-лие» менеджеров. Между тем реальное инновационное развитие не можетбыть обеспечено без участия науки, научных и образовательных учрежденийи вузов. Инновационная деятельность в условиях рынка приобретает качест-ва инновационного бизнеса, работающего на рынках новых технологий ирынке знаний, имеющего мотивацию и к нововведениям, и к поиску реаль-ных инноваторов среди представителей научно-образовательного и бизнес-сообщества. Отсутствие таких мотивов характерно для значительного числапредприятий, работающих в кризисной и неконкурентной среде, получаю-щих монопольную ренту при недостаточной поддержке и стимулировании состороны государства.Повышение эффективности взаимодействия основных субъектов иннова-ционной деятельности в условиях рынка и мировой конкурентной состав-ляющей возможно при наличии соответствующей инновационной среды. Го-воря об инновационной среде, важно иметь в виду, что ее важнейшей функ-цией является не только продвижение научно-технической деятельности, нопрежде всего деятельности инновационной.Председатель правления Московского комитета по науке и технологи-ям В.Г. Систер еще в июне 2006 г. сформулировал проблему следующим об-разом: «Одно дело - научно-техническая деятельность, другое дело - инно-вационная деятельность. Это совершенно разные виды деятельности, онитребуют разных специалистов, разной методики, совершенно разного финан-сирования, потому что внедрение в любой сфере требует колоссальных за-трат на то, чтобы пройти через все бюрократические сложности и довести допроизводства и реализации продукции на рынке» [4]. Получила развитиемысль о том, что создание инноваций не может ограничиться вложением де-Роль инновационной среды в процессе формирования системы образовния35нег. Невозможно обеспечить инновационное развитие, если нет научной ба-зы, нет развитой промышленности и коллектива менеджеров, если не подго-товлены инновационная среда и инновационная инфраструктура. Образова-ние, наука и инновации должны составить единое звено становящейся инно-вационной системы, стать важнейшими элементами инновационного ком-плекса. Вузы, помещенные в инновационную среду, будут вынуждены изу-чать продукты науки, востребованные рынком, причем не только отечествен-ным, но и общемировым.В рассуждениях о том, что представляет собой инновационная среда, нетполной ясности, как нет и однозначного ответа на вопрос о том, что являетсяисходным для формирования развитой инновационной экономики: бизнес,образование и наука, деятельность государства, рынок, инновационная, про-изводственная и социальная инфраструктура, другие факторы. Между темблагоприятная инновационная среда может стать генерирующим развитиевузовских образования и науки условием, она могла бы, при соответствую-щем современным требованиям уровне, обеспечить кумулятивный эффектвзаимодействия всего научно-вузовского комплекса, а также их связь с госу-дарством и бизнесом.Представляется, что термин «среда», а тем более среда «инновационная»,характеризует не только совокупность различного рода условий, в которыхпротекает человеческая (в данном случае инновационная) деятельность, но иту совокупность субъектов, на которые ложится миссия реализации иннова-ционного потенциала конкретного государства и его территорий. Заполняю-щие национальную, а также региональную (местную) инновационную систе-му элементы поддерживаются целенаправленной группой институциональ-ных факторов, социально-экономических, правовых, информационных, эко-логическихю¦ фоЭ, культурных условий, мотивационных, экономических и админи-стративных компонентов инновационной среды.Теория нововведений второй половины XX столетия эволюционировалаот описания отдельных субъектов, реализующих инновационный потенциал,таких как предприниматели, фирма и государство, к характеристике их какнаправляемых набором институциональных факторов взаимосвязанных эле-ментов. В эффективной инновационной среде не только мелкие, но и круп-ные компании, государственные лаборатории, университеты, технопарки,бизнес-инкубаторы, финансовые и правовые институты формируют, прини-мают и встраивают в социально-экономический процесс и конкурентнуюстратегию «информацию, знания и науку». Включаясь в единую инноваци-онную систему, названные элементы формируют вместе с тем инновацион-ную среду для собственного саморазвития.На вопрос о том, какой из перечисленных субъектов в наибольшей степе-ни заинтересован в инновационной деятельности, нельзя дать однозначногоответа. Роль каждого из элементов инновационной системы, безусловно, неодинакова. Однако их финансовые, административные, налоговые и иныересурсы оказывают серьезное влияние на технико-технологический и моти-вационный компоненты функционирования инновационной среды. Согласо-вание интересов бизнеса и научно-вузовского сообщества в обеспечении ин-Т.И. Коломиец, М.С. Каллас36новационной направленности развития экономики России в целом, как и ин-тересов населения, бизнеса и власти на уровне конкретных регионов, пред-ставляется необходимым условием поставленных задач.В системе высшего профессионального образования может быть задейст-вован инструмент социального партнерства как специфический тип взаимо-действия образовательных учреждений с субъектами и институтами рынка, атакже государственными и местными представителями власти, различнымиобщественными организациями, направленного на эффективное сотрудниче-ство и максимальный учет интересов всех партнеров [5, с. 80]. Приведеннаятрактовка социального партнерства, на наш взгляд, наиболее полно отражаетсуть взаимодействия различных институтов экономики, поскольку инноваци-онная сфера высшего образования формируется через четкое взаимодействиемежду сферой образования и рынком труда.Миссия современного университета заключается в том, чтобы создавать ивоспроизводить интеллектуальный потенциал страны. Не случайно И. Уман-ский, говоря об университетах, делает заключение о том, что для выполненияобозначенной миссии вузы должны обладать способностью к опережающемуразвитию, отвечать интересам общества, конкретной личности и потенциаль-ного работодателя. Тем самым автор видит в качестве не имеющего альтер-натив в рыночной экономике путь выживания вузов, в основе которого ле-жат модернизация высшего образования и образовательные инновации [6,с. 113]. При выборе такого пути вузы нашей страны встречаются с новымиважнейшими задачами - обеспечить реализацию выпуска специалистов поинновационной модели, повысить качество образования, сформироватьименно те компетенции у выпускников, которые необходимы сегодня дляразвития экономики, а также организовать проведение подготовленнымиспециалистами научных исследований и материализацию результатов НИ-ОКР. Для этого вузам необходима соответствующая поставленным задачамвысокоразвитая инфраструктура.Безусловно, роль университетов сегодня кардинально изменилась, дея-тельность учреждений университетского профиля направляется не только наподготовку специалистов, но и разработку научно-технических идей, а такжепостановку и разрешение смежных междисциплинарных проблем [7, с. 50].Поэтому развитие университета, по мнению исследователей [8, c. 36], воз-можно только путем вхождения в национальную инновационную систему ипри тесном сотрудничестве с академической наукой, промышленностью ибизнесом, а также посредством интеграции в международное научно-образовательное и инновационное пространство.Реформирование высшего образования происходит по всем элементамсистемы, что существенно повышает качество таких проводимых реформ, какподготовка специалистов с необходимыми компетенциями, изменения в об-разовательных стандартах, введение инновационных методов обучения вы-пускников, ориентация на раскрытие потенциальных возможностей студен-тов. В свою очередь, современные компании предъявляют новые требованияк специалистам, что непосредственно влияет на качество образования. В та-ких условиях социальное партнерство в системе образования приобретает неРоль инновационной среды в процессе формирования системы образовния37только распространенный характер, но и становится важным сегментом госу-дарственных реформ, что говорит об актуальности решения проблем в систе-ме высшего образования, их направленности на модернизацию системывысшего профессионального образования с целью развития российского ин-новационного сектора.Функционирование института социального партнерства в России носитдостаточно масштабный характер, поэтому и здесь существует немало про-блем. В первую очередь такие проблемы возникают при взаимодействии уч-реждений образования с предприятиями инновационного сектора, согласова-нии интересов специалистов с требованиями на рынке труда, а также в дея-тельности самих учреждений высшего профессионального образования в ин-новационной экономике. Важное место занимают действия государства покоординации функционирования рынка образовательных услуг и рынка тру-да. Их параллельное развитие, при котором рынок образовательных услугориентирован прежде всего на притязания выпускников средних школ и опе-кающих их родителей, а не на нужды экономического развития страны, ста-новится серьезным препятствием налаживанию тесных взаимоотношенийработодателей, среди которых все виды бизнеса, и вузов. Менеджмент инно-вационно-ориентированных предприятий не находит на рынке труда специа-листов, подготовка которых могла бы соответствовать необходимым профес-сиональным компетенциям.Создание нового инновационного сектора требует углубленных преобра-зований, а поскольку университеты наиболее полно отражают цели и прин-ципы высшего образования, любые изменения в системе могут привести к еесбою. Потому для стран с развивающейся экономикой наиболее актуальной иодновременно сложно реализуемой является сама возможность функциони-рования учреждений образования в инновационной экономике.Подготовка к решению названных задач может быть обеспечена с раз-личных направлений. Во-первых, с учетом влияния инновационных процес-сов в экономике на систему образования; во-вторых, при повышении резуль-тативности введения инновационных элементов в образовательный процесс сцелью воздействия на качество подготавливаемых специалистов; в-третьих,на основе выработки и реализации рыночной модели «инновационного»специалиста. Сегодня важно определить не только место учреждений в фор-мирующейся экономике, но и подробно обозначить их цели и функции, по-нять, как будет формироваться инновационная среда в высшем профессио-нальном образовании.На данном этапе развития экономики России имеет место тенденцияснижения интереса частного бизнеса к инвестициям в сферу науки и иннова-ций. Так, доля средств предпринимательского сектора в финансированиинауки составляет чуть меньше 30%, в то время как в США этот показательравен 63,7 % в Германии - 66,8 %, в Японии - 75 % [9, с. 26]. Такая ситуациясвидетельствует о необходимости обеспечения интереса к инновационнойдеятельности со стороны высших учебных заведений, но и рассматривая этотсегмент в рамках инновационных процессов, университеты сталкиваются сомногими проблемами. Среди основных выделяют ограниченное использова-Т.И. Коломиец, М.С. Каллас38ние накопленного инновационного потенциала (количество получаемых па-тентов, зарегистрированных научных открытий и др.), несоответствие науч-ных исследований общемировым тенденциям развития технологий и четкойориентации на конечного потребителя [8, c. 37]. Здесь возникает еще однапроблема, которая является самой болезненной и заключается в целесооб-разности подготовки таких специалистов при условии, что инновационныйрынок находится только в стадии зарождения и пока не работает на эконо-мику в силу низкой востребованности инновационных товаров на российскомрынке.Система образования - достаточно разветвленный и многоуровневый ме-ханизм со своими взаимосвязанными процессами. Поэтому реформированиеидет достаточно медленными темпами, невозможно быстро отреагировать напроисходящие изменения в экономическом пространстве. В силу названныхпроблем институт социального партнерства выступает как некая «кровенос-ная система» в качестве информационного потока от предприятий к высшимучебным заведениям. Здесь является обоснованным внедрение государствен-ных образовательных стандартов 3-го поколения, на базе которых учрежде-ния высшего образования имеют возможность информационный поток ис-пользовать для изменения образовательных программ в нужном направлениии с учетом современных требований, формируя необходимые компетенциивыпускников.Таким образом, инновационная среда - это не только инновационная эко-номика со своей инновационной инфраструктурой, соответствующая сово-купность институтов инновационных преобразований во всех сферах жизне-деятельности человека и общества. Она (среда) затрагивает участников гло-бальных процессов, происходящих в производстве, социальной сфере, управ-лении, культуре, сфере природопользования и природосбережения.Образование, в том числе высшее, не только принимает и отражает про-исходящие в нем изменения, но и является активным субъектом (участни-ком), генерирующим новые научные знания, образовательные технологии,научные и наукоемкие продукты и услуги. Быть субъектом происходящих вэтой формирующейся среде процессов - значит обеспечивать саморазвитиепосредством преобразований ресурсов, которым располагает вуз. Однако этипреобразования существенно отличаются от преобразований в сфере матери-ального производства. В ходе образовательного процесса качественно изме-няются сами ресурсы, совершенствуется система связей по воспроизводствупродукта науки и образования с помощью трансформации отношений рас-пределения.При этом следует отметить, что эффективное функционирование и взаи-модействие социальных партнеров в сфере образования может идти толькопри наличии сформированных и работающих нормативно-правовых и финан-совых механизмов. Для ускорения процесса трансформации экономики Рос-сии необходимы решительные действия по формированию правовой систе-мы в сфере внедрения и использования инноваций. Здесь, бесспорно, важнуюроль играет государственное участие в реформировании системы высшегообразования, поскольку только «централизованная» модернизация всей сис-Роль инновационной среды в процессе формирования системы образовния39темы образования обеспечит достижение предполагаемых результатов, аименно сформирует институт подготовки инновационных кадров с разветв-ленной системой научных учреждений, что даст возможность России нетолько выйти на мировой рынок инновационных товаров, но и занять на немсвою нишу.

Ключевые слова

инновационная система, инновационная среда, система высшего профессионального образования, the innovative system, the innovative environment, system of the higher vocational training

Авторы

ФИООрганизацияДополнительноE-mail
Коломиец Татьяна ИвановнаТомский государственный университетдоктор экономических наук, профессор кафедры политической экономии экономического факультетаtkolom@yandex.ru
Каллас Мария СергеевнаТомский государственный университетаспирант экономического факультетаmkallas@mail.com
Всего: 2

Ссылки

Марков М.А., Подлипинский А.И. Теоретический анализ особенностей инновационного развития России в условиях финансовой нестабильности // Актуальные проблемы экономики современной России: возможности преодоления последствий экономического кризиса. Сборник статей в рамках научной сессии ГУАП. 2010. URL: http://www.finansy.ru/publ/rus/016markov.htm
Тезисы к выступлению министра экономического развития РФ Э.С. Набиуллиной на заседании Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации. 15 октября 2008 г. URL: www.economy.gov.ru/
Гончар К. Инновационное поведение промышленности: разработать нельзя заимствовать // Вопросы экономики. 2009. № 12.
II КОНФЕРЕНЦИЯ «Научный комплекс Москвы и Московского региона - основа инновационной экономики. Роль и место НИОКР в инновационном процессе». Отчет о про- ведении II конференции 29 июня 2006 г. URL:http://www.mknt.ru/show/?s=show
Глушанок Т.М. Социальное партнерство как средство повышения качества профессионального образования // Современные проблемы науки и образования. 2008. № 6. С. 80-83.
Уманский И. Университет: инновационный путь // Высшее образование в России. 2006. № 8. С. 113-117.
Рыгалин Д.Б., Зайченко С.Е., Микитась А.В. и др. Место инновационного университета в новой экономической системе, основанной на знаниях // Инновации. 2006. № 7. С. 48-54.
Власов В.А., Дмитриенко В.П., Клименов В.А. и др. Роль университета в формировании региональной инновационной системы на примере Томского политехнического университета // Журнал об инновационной деятельности. Инновации. 2006. № 8. С. 36-40.
Титов А.Г., Богданова М.В. Университет - базовый элемент инновационного потенциала развития региональной экономики // Вестник Брянск. гос. ун-та. 2009. № 3. С. 25-32
 РОЛЬ ИННОВАЦИОННОЙ СРЕДЫ В ПРОЦЕССЕ ФОРМИРОВАНИЯИННОВАЦИОННОЙ СИСТЕМЫ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯВ РОССИИ | Вестн. Том. гос. ун-та. Экономика. 2010. № 4 (12).

РОЛЬ ИННОВАЦИОННОЙ СРЕДЫ В ПРОЦЕССЕ ФОРМИРОВАНИЯИННОВАЦИОННОЙ СИСТЕМЫ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯВ РОССИИ | Вестн. Том. гос. ун-та. Экономика. 2010. № 4 (12).

Полнотекстовая версия