ROLE OF THE INNOVATIVE ENVIRONMENT IN THECOURSE OF FORMATION INNOVATIVE SYSTEM OF THE HIGHER EDUCATION IN RUSSIA..pdf Стратегические императивы развития современной России фокусируютсявокруг идеи создания экономики современного типа с высокой конкурент-ной устойчивостью, занимающей лидирующие позиции в отраслях, от кото-рых зависит благосостояние проживающего населения. По существу, это мо-дернизационный вариант концепции «догоняющего развития», адаптирован-ный к новым условиям, когда экономики ИРС находятся на новом виткепостиндустриального движения с высоким инновационным потенциалом.Инновационному экономическому росту как альтернативе ресурсоориен-тированного развития отведено значительное место в выступлениях широкойнаучной общественности, политиков, бизнесменов, что свидетельствует опотребности осмысления специфики инновационного пути стран с различ-ным уровнем экономического развития вообще и России в частности. Темболее оправдано стремление изучить представление исследователей мировойэкономической мысли об основных тенденциях современного развития.Оценки инновационного будущего России колеблются от вполне оптими-стических до абсолютно пессимистических, высказываемых самыми различ-ными кругами во власти, бизнесе, научной среде. Весьма значительное сни-жение спроса на инновационные продукты произошло в результате тех изме-нений в социально-экономической жизни России, которыми был отмечен пе-риод 1990-х гг. Только за один год, с 2007 по 2008, произошло уменьшениедоли высокотехнологичных продуктов в ВВП на 0,9 %, что отбросило Рос-сию на 312-е место в мире. Разрыв между спросом на высокотехнологичнуюпродукцию и возможностью её производить продолжает увеличиваться, иРоль инновационной среды в процессе формирования системы образовния33предприятия почти всех отраслей предпочитают закупку готового оборудо-вания созданию собственных НИОКР [1].Отмечается, что большая часть выпускаемой в РФ высокотехнологичнойпродукции является скорее усовершенствованной или просто современной,но никак не радикально новой. Это соответствует позициям, давно устояв-шимся в экономической литературе, относительно позитивного воздействияиностранных инвестиционных вливаний и заимствования иностранных тех-нологий. И это несмотря на то, что при использовании достижений россий-ской фундаментальной науки в прошлом было обеспечено более половиныприроста мировой экономики ИРС.Согласно прогнозам Правительства РФ, программа перевода российскойэкономики на новые, инновационные «рельсы» экономического развития бу-дет проводиться в два этапа [2].Первый этап (2009-2012 гг.) - консолидация конкурентных преимуществна основе реализации возможностей «традиционных» секторов, адаптации ккризисным процессам в мировой экономике, а также создания условий и тех-нологических заделов, обеспечивающих перевод экономики в режим иннова-ционного развития и опережающих инвестиций в человеческий капитал иинфраструктуру. Собственно инновационный прорыв ожидается в период2013-2020 гг. (второй этап). Рывок в повышении конкурентоспособностиздесь возможен на основе перехода на новую технологическую базу, форми-рования структуры диверсификации экономики и завершения модернизацииинфраструктурных секторов. Помимо этого, должно быть обеспечено улуч-шение качества человеческого потенциала и социальной среды, а такжесформировано общество доверия и социального благополучия, обеспеченосмягчение социальной и региональной дифференциации.Как видим, опережающие инвестиции в человеческий капитал на первомэтапе, активизирующие возможности традиционных секторов экономики иобеспечивающие растущее качество человеческого потенциала на втором,рассматриваются в качестве непременного условия инновационного разви-тия. Таким образом, человеческий потенциал признается важнейшим факто-ром, создающим и реализующим конкурентные преимущества на этапе пере-хода страны на инновационный путь развития. Роль и значение информации,знаний и процессов обучения и переобучения в современном обществе труд-но переоценить, как, впрочем, и роль системы высшего профессиональногообразования, вузовской и послевузовской подготовки.Предприятия реального сектора и бизнес в целом серьезно ориентирова-ны на рынок, что в категориях инновационного пространства и осуществле-ния модернизационных процессов означает поиск новых продуктов и не ме-нее активное их проталкивание на рынок. Новые прогрессивные технологиии оборудование позволяют сделать это со значительным преимуществом посравнению с конкурентами, однако «…предприятия пытаются менять товар-ную номенклатуру намного чаще, чем технологии (первое значительно де-шевле)». Исследователи обнаруживают, «что для создания конкурентныхпреимуществ в результате адаптации импортируемой технологии необходи-мо не только достичь описанных в техническом руководстве параметров, ноТ.И. Коломиец, М.С. Каллас34и пройти процесс обучения, осуществить необходимые реформы в организа-ции фирмы и установить сложные связи с местной инновационной системой»[3, с. 130]. Преимущества инновационного поведения российских предпри-ятий очевидно сказываются на уровне их конкурентоспособности. Сравни-тельный анализ показывает, что «среди пассивных предприятий почти вдвоеменьше конкурентоспособных компаний, чем в среднем по выборке, и втроеменьше, чем в группах активных инноваторов, ориентированных не менеечем на национальный рынок» [3, с. 140]. Российский крупный бизнес оказы-вается более активным в части инновационного поведения и поиска новыхпродуктов по сравнению со средним и мелким как в сфере промышленнойдеятельности, так и сфере услуг. Однако он тратит явно недостаточно средствдля создания реальных предпосылок инновационного рывка в экономике. Эточастично объясняет тот факт, почему среди затрат на ресурсы, оказывающихвлияние на конкурентную инвестиционно-инновационную деятельность биз-неса, расходы на специалистов - выпускников российских вузов занимаютодно из последних мест.Бизнес не считает возможным вкладывать средства в обучение или до-обучение молодых специалистов, обеспечивая технологические инновациирасходами на приобретение оборудования, оборотные средства, знания, на-копленные работниками и организацией. Дополнительно к числу составляю-щих технологического капитала фирмы отнесено «техническое здравомыс-лие» менеджеров. Между тем реальное инновационное развитие не можетбыть обеспечено без участия науки, научных и образовательных учрежденийи вузов. Инновационная деятельность в условиях рынка приобретает качест-ва инновационного бизнеса, работающего на рынках новых технологий ирынке знаний, имеющего мотивацию и к нововведениям, и к поиску реаль-ных инноваторов среди представителей научно-образовательного и бизнес-сообщества. Отсутствие таких мотивов характерно для значительного числапредприятий, работающих в кризисной и неконкурентной среде, получаю-щих монопольную ренту при недостаточной поддержке и стимулировании состороны государства.Повышение эффективности взаимодействия основных субъектов иннова-ционной деятельности в условиях рынка и мировой конкурентной состав-ляющей возможно при наличии соответствующей инновационной среды. Го-воря об инновационной среде, важно иметь в виду, что ее важнейшей функ-цией является не только продвижение научно-технической деятельности, нопрежде всего деятельности инновационной.Председатель правления Московского комитета по науке и технологи-ям В.Г. Систер еще в июне 2006 г. сформулировал проблему следующим об-разом: «Одно дело - научно-техническая деятельность, другое дело - инно-вационная деятельность. Это совершенно разные виды деятельности, онитребуют разных специалистов, разной методики, совершенно разного финан-сирования, потому что внедрение в любой сфере требует колоссальных за-трат на то, чтобы пройти через все бюрократические сложности и довести допроизводства и реализации продукции на рынке» [4]. Получила развитиемысль о том, что создание инноваций не может ограничиться вложением де-Роль инновационной среды в процессе формирования системы образовния35нег. Невозможно обеспечить инновационное развитие, если нет научной ба-зы, нет развитой промышленности и коллектива менеджеров, если не подго-товлены инновационная среда и инновационная инфраструктура. Образова-ние, наука и инновации должны составить единое звено становящейся инно-вационной системы, стать важнейшими элементами инновационного ком-плекса. Вузы, помещенные в инновационную среду, будут вынуждены изу-чать продукты науки, востребованные рынком, причем не только отечествен-ным, но и общемировым.В рассуждениях о том, что представляет собой инновационная среда, нетполной ясности, как нет и однозначного ответа на вопрос о том, что являетсяисходным для формирования развитой инновационной экономики: бизнес,образование и наука, деятельность государства, рынок, инновационная, про-изводственная и социальная инфраструктура, другие факторы. Между темблагоприятная инновационная среда может стать генерирующим развитиевузовских образования и науки условием, она могла бы, при соответствую-щем современным требованиям уровне, обеспечить кумулятивный эффектвзаимодействия всего научно-вузовского комплекса, а также их связь с госу-дарством и бизнесом.Представляется, что термин «среда», а тем более среда «инновационная»,характеризует не только совокупность различного рода условий, в которыхпротекает человеческая (в данном случае инновационная) деятельность, но иту совокупность субъектов, на которые ложится миссия реализации иннова-ционного потенциала конкретного государства и его территорий. Заполняю-щие национальную, а также региональную (местную) инновационную систе-му элементы поддерживаются целенаправленной группой институциональ-ных факторов, социально-экономических, правовых, информационных, эко-логическихю¦ фоЭ, культурных условий, мотивационных, экономических и админи-стративных компонентов инновационной среды.Теория нововведений второй половины XX столетия эволюционировалаот описания отдельных субъектов, реализующих инновационный потенциал,таких как предприниматели, фирма и государство, к характеристике их какнаправляемых набором институциональных факторов взаимосвязанных эле-ментов. В эффективной инновационной среде не только мелкие, но и круп-ные компании, государственные лаборатории, университеты, технопарки,бизнес-инкубаторы, финансовые и правовые институты формируют, прини-мают и встраивают в социально-экономический процесс и конкурентнуюстратегию «информацию, знания и науку». Включаясь в единую инноваци-онную систему, названные элементы формируют вместе с тем инновацион-ную среду для собственного саморазвития.На вопрос о том, какой из перечисленных субъектов в наибольшей степе-ни заинтересован в инновационной деятельности, нельзя дать однозначногоответа. Роль каждого из элементов инновационной системы, безусловно, неодинакова. Однако их финансовые, административные, налоговые и иныересурсы оказывают серьезное влияние на технико-технологический и моти-вационный компоненты функционирования инновационной среды. Согласо-вание интересов бизнеса и научно-вузовского сообщества в обеспечении ин-Т.И. Коломиец, М.С. Каллас36новационной направленности развития экономики России в целом, как и ин-тересов населения, бизнеса и власти на уровне конкретных регионов, пред-ставляется необходимым условием поставленных задач.В системе высшего профессионального образования может быть задейст-вован инструмент социального партнерства как специфический тип взаимо-действия образовательных учреждений с субъектами и институтами рынка, атакже государственными и местными представителями власти, различнымиобщественными организациями, направленного на эффективное сотрудниче-ство и максимальный учет интересов всех партнеров [5, с. 80]. Приведеннаятрактовка социального партнерства, на наш взгляд, наиболее полно отражаетсуть взаимодействия различных институтов экономики, поскольку инноваци-онная сфера высшего образования формируется через четкое взаимодействиемежду сферой образования и рынком труда.Миссия современного университета заключается в том, чтобы создавать ивоспроизводить интеллектуальный потенциал страны. Не случайно И. Уман-ский, говоря об университетах, делает заключение о том, что для выполненияобозначенной миссии вузы должны обладать способностью к опережающемуразвитию, отвечать интересам общества, конкретной личности и потенциаль-ного работодателя. Тем самым автор видит в качестве не имеющего альтер-натив в рыночной экономике путь выживания вузов, в основе которого ле-жат модернизация высшего образования и образовательные инновации [6,с. 113]. При выборе такого пути вузы нашей страны встречаются с новымиважнейшими задачами - обеспечить реализацию выпуска специалистов поинновационной модели, повысить качество образования, сформироватьименно те компетенции у выпускников, которые необходимы сегодня дляразвития экономики, а также организовать проведение подготовленнымиспециалистами научных исследований и материализацию результатов НИ-ОКР. Для этого вузам необходима соответствующая поставленным задачамвысокоразвитая инфраструктура.Безусловно, роль университетов сегодня кардинально изменилась, дея-тельность учреждений университетского профиля направляется не только наподготовку специалистов, но и разработку научно-технических идей, а такжепостановку и разрешение смежных междисциплинарных проблем [7, с. 50].Поэтому развитие университета, по мнению исследователей [8, c. 36], воз-можно только путем вхождения в национальную инновационную систему ипри тесном сотрудничестве с академической наукой, промышленностью ибизнесом, а также посредством интеграции в международное научно-образовательное и инновационное пространство.Реформирование высшего образования происходит по всем элементамсистемы, что существенно повышает качество таких проводимых реформ, какподготовка специалистов с необходимыми компетенциями, изменения в об-разовательных стандартах, введение инновационных методов обучения вы-пускников, ориентация на раскрытие потенциальных возможностей студен-тов. В свою очередь, современные компании предъявляют новые требованияк специалистам, что непосредственно влияет на качество образования. В та-ких условиях социальное партнерство в системе образования приобретает неРоль инновационной среды в процессе формирования системы образовния37только распространенный характер, но и становится важным сегментом госу-дарственных реформ, что говорит об актуальности решения проблем в систе-ме высшего образования, их направленности на модернизацию системывысшего профессионального образования с целью развития российского ин-новационного сектора.Функционирование института социального партнерства в России носитдостаточно масштабный характер, поэтому и здесь существует немало про-блем. В первую очередь такие проблемы возникают при взаимодействии уч-реждений образования с предприятиями инновационного сектора, согласова-нии интересов специалистов с требованиями на рынке труда, а также в дея-тельности самих учреждений высшего профессионального образования в ин-новационной экономике. Важное место занимают действия государства покоординации функционирования рынка образовательных услуг и рынка тру-да. Их параллельное развитие, при котором рынок образовательных услугориентирован прежде всего на притязания выпускников средних школ и опе-кающих их родителей, а не на нужды экономического развития страны, ста-новится серьезным препятствием налаживанию тесных взаимоотношенийработодателей, среди которых все виды бизнеса, и вузов. Менеджмент инно-вационно-ориентированных предприятий не находит на рынке труда специа-листов, подготовка которых могла бы соответствовать необходимым профес-сиональным компетенциям.Создание нового инновационного сектора требует углубленных преобра-зований, а поскольку университеты наиболее полно отражают цели и прин-ципы высшего образования, любые изменения в системе могут привести к еесбою. Потому для стран с развивающейся экономикой наиболее актуальной иодновременно сложно реализуемой является сама возможность функциони-рования учреждений образования в инновационной экономике.Подготовка к решению названных задач может быть обеспечена с раз-личных направлений. Во-первых, с учетом влияния инновационных процес-сов в экономике на систему образования; во-вторых, при повышении резуль-тативности введения инновационных элементов в образовательный процесс сцелью воздействия на качество подготавливаемых специалистов; в-третьих,на основе выработки и реализации рыночной модели «инновационного»специалиста. Сегодня важно определить не только место учреждений в фор-мирующейся экономике, но и подробно обозначить их цели и функции, по-нять, как будет формироваться инновационная среда в высшем профессио-нальном образовании.На данном этапе развития экономики России имеет место тенденцияснижения интереса частного бизнеса к инвестициям в сферу науки и иннова-ций. Так, доля средств предпринимательского сектора в финансированиинауки составляет чуть меньше 30%, в то время как в США этот показательравен 63,7 % в Германии - 66,8 %, в Японии - 75 % [9, с. 26]. Такая ситуациясвидетельствует о необходимости обеспечения интереса к инновационнойдеятельности со стороны высших учебных заведений, но и рассматривая этотсегмент в рамках инновационных процессов, университеты сталкиваются сомногими проблемами. Среди основных выделяют ограниченное использова-Т.И. Коломиец, М.С. Каллас38ние накопленного инновационного потенциала (количество получаемых па-тентов, зарегистрированных научных открытий и др.), несоответствие науч-ных исследований общемировым тенденциям развития технологий и четкойориентации на конечного потребителя [8, c. 37]. Здесь возникает еще однапроблема, которая является самой болезненной и заключается в целесооб-разности подготовки таких специалистов при условии, что инновационныйрынок находится только в стадии зарождения и пока не работает на эконо-мику в силу низкой востребованности инновационных товаров на российскомрынке.Система образования - достаточно разветвленный и многоуровневый ме-ханизм со своими взаимосвязанными процессами. Поэтому реформированиеидет достаточно медленными темпами, невозможно быстро отреагировать напроисходящие изменения в экономическом пространстве. В силу названныхпроблем институт социального партнерства выступает как некая «кровенос-ная система» в качестве информационного потока от предприятий к высшимучебным заведениям. Здесь является обоснованным внедрение государствен-ных образовательных стандартов 3-го поколения, на базе которых учрежде-ния высшего образования имеют возможность информационный поток ис-пользовать для изменения образовательных программ в нужном направлениии с учетом современных требований, формируя необходимые компетенциивыпускников.Таким образом, инновационная среда - это не только инновационная эко-номика со своей инновационной инфраструктурой, соответствующая сово-купность институтов инновационных преобразований во всех сферах жизне-деятельности человека и общества. Она (среда) затрагивает участников гло-бальных процессов, происходящих в производстве, социальной сфере, управ-лении, культуре, сфере природопользования и природосбережения.Образование, в том числе высшее, не только принимает и отражает про-исходящие в нем изменения, но и является активным субъектом (участни-ком), генерирующим новые научные знания, образовательные технологии,научные и наукоемкие продукты и услуги. Быть субъектом происходящих вэтой формирующейся среде процессов - значит обеспечивать саморазвитиепосредством преобразований ресурсов, которым располагает вуз. Однако этипреобразования существенно отличаются от преобразований в сфере матери-ального производства. В ходе образовательного процесса качественно изме-няются сами ресурсы, совершенствуется система связей по воспроизводствупродукта науки и образования с помощью трансформации отношений рас-пределения.При этом следует отметить, что эффективное функционирование и взаи-модействие социальных партнеров в сфере образования может идти толькопри наличии сформированных и работающих нормативно-правовых и финан-совых механизмов. Для ускорения процесса трансформации экономики Рос-сии необходимы решительные действия по формированию правовой систе-мы в сфере внедрения и использования инноваций. Здесь, бесспорно, важнуюроль играет государственное участие в реформировании системы высшегообразования, поскольку только «централизованная» модернизация всей сис-Роль инновационной среды в процессе формирования системы образовния39темы образования обеспечит достижение предполагаемых результатов, аименно сформирует институт подготовки инновационных кадров с разветв-ленной системой научных учреждений, что даст возможность России нетолько выйти на мировой рынок инновационных товаров, но и занять на немсвою нишу.
Марков М.А., Подлипинский А.И. Теоретический анализ особенностей инновационного развития России в условиях финансовой нестабильности // Актуальные проблемы экономики современной России: возможности преодоления последствий экономического кризиса. Сборник статей в рамках научной сессии ГУАП. 2010. URL: http://www.finansy.ru/publ/rus/016markov.htm
Тезисы к выступлению министра экономического развития РФ Э.С. Набиуллиной на заседании Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации. 15 октября 2008 г. URL: www.economy.gov.ru/
Гончар К. Инновационное поведение промышленности: разработать нельзя заимствовать // Вопросы экономики. 2009. № 12.
II КОНФЕРЕНЦИЯ «Научный комплекс Москвы и Московского региона - основа инновационной экономики. Роль и место НИОКР в инновационном процессе». Отчет о про- ведении II конференции 29 июня 2006 г. URL:http://www.mknt.ru/show/?s=show
Глушанок Т.М. Социальное партнерство как средство повышения качества профессионального образования // Современные проблемы науки и образования. 2008. № 6. С. 80-83.
Уманский И. Университет: инновационный путь // Высшее образование в России. 2006. № 8. С. 113-117.
Рыгалин Д.Б., Зайченко С.Е., Микитась А.В. и др. Место инновационного университета в новой экономической системе, основанной на знаниях // Инновации. 2006. № 7. С. 48-54.
Власов В.А., Дмитриенко В.П., Клименов В.А. и др. Роль университета в формировании региональной инновационной системы на примере Томского политехнического университета // Журнал об инновационной деятельности. Инновации. 2006. № 8. С. 36-40.
Титов А.Г., Богданова М.В. Университет - базовый элемент инновационного потенциала развития региональной экономики // Вестник Брянск. гос. ун-та. 2009. № 3. С. 25-32