СУБЪЕКТНО-ОБЪЕКТНАЯ ОПРЕДЕЛЕННОСТЬ РЕГИОНАЛЬНОЙИННОВАЦИОННОЙ СИСТЕМЫ | Вестн. Том. гос. ун-та. Экономика. 2010. № 4 (12).

СУБЪЕКТНО-ОБЪЕКТНАЯ ОПРЕДЕЛЕННОСТЬ РЕГИОНАЛЬНОЙИННОВАЦИОННОЙ СИСТЕМЫ

На основе анализа состояния инновационной системы Южного федерального округас позиций субъектно-объектного подхода сформулированы рекомендации по совершенствованию управления региональным развитием в направлении расширения функциональной роли ее субъектов; предложена схема встраивания «вертикали власти» всистему субъектно-объектных отношений региона.

SUBJECT-OBJECTIVE DEFINITENESS OF REGIONAL INNOVATIVESYSTEM..pdf В соответствии с положениями субъектно-объектного подхода, основыкоторого были заложены в марксистской философии в 60-70-е гг. XIX в., ре-гиональная инновационная система может быть определена как совокупностьсубъектно-объектных и субъектно-субъектных взаимодействий, ориентирован-ных на достижение определенных целей. Конкретизация инновационной сис-темы региона с позиций субъектно-объектной определенности позволяетсформулировать адресные рекомендации к формированию эффективных ме-ханизмов управления ее развитием.Объектами инновационных отношений в регионе выступают различныевиды инновационной активности, т.е. определенная сфера интересов субъек-тов инновационных отношений, реализуемых в определенной институцио-нальной среде. Субъектами инновационной системы являются те, кто прямоили косвенно связан с инновационным процессом на различных этапах егоосуществления: создатели, производители, потребители, продавцы иннова-ций, государство. Понятие субъектности инновационных отношений включа-ет наличие определенных интересов, которые могут быть реализованы в ин-новационном процессе. Важно отметить, что субъекты отношений являютсяне только их участниками, но и координаторами. В связи с этим адекватноепонимание закономерностей протекающих в регионе инновационных преоб-разований предполагает уяснение того, какие субъекты и в какой мере вносятсвой вклад в их протекание, каковы интересы и потребности данных субъек-тов, в каких условиях они функционируют, с какими субъектами и по какимправилам чаще всего взаимодействуют при достижении своих целей.Множественность субъектов инновационной системы обусловливает мно-гообразие и зачастую разнонаправленность целей, которые определяют уро-вень их инновационной активности. Инновационное поведение экономическихсубъектов может варьироваться от пассивного потребления инноваций до ак-тивного участия в инновационном развитии. Можно выделить субъекты, гене-рирующие инновационные знания; субъекты, применяющие данные знания;субъекты, выполняющие специализированные посреднические функции. Ха-рактер участия экономических субъектов в инновационном процессе коррели-О.А. Чернова150рует с их ролью в институционализации инновационных процессов (таблица).Субъекты, доминирующие в инновационном развитии, как правило, причастнык целевой реформаторской деятельности (определяют правила игры). Субъек-ты инновационно-догоняющего типа, осуществляя массовую инновационно-предпринимательскую деятельность, выполняют и развивают установленныеправила. Остальные, потенциально инновационные субъекты, оказываютвлияние на инновационное развитие через реактивно-адаптационное поведе-ние, т.е. выбор и реализацию доступных этим субъектам способов адаптации кизменившимся условиям.Виды участия экономических субъектов в институционализации инновационныхпроцессовХарактеристика субъекта инновационнойактивностиРоль в институционализацииинновационных процессовДоминирует в инновационном развитии,инновационное предпринимательство осуще-ствляется на основе внутренней организацииРазработка программ инновационногоразвития на мезо- и микроуровне, подготов-ка специалистов в области инновационнойдеятельностиГенерирует инновационные идеи и спо-собен создавать инновационную продукцию.Обладает инновационными ресурсами, кото-рые могут быть интегрированы в единуюинновационную инфраструктуруПроведение опытно-конструкторскихработ, создание опытных образцов иннова-ционной продукции. Финансирование этаповинновационных проектов. Разработка инве-стиционных проектовНевысокий инновационный потенциал,слабая опытно-производственная база или ееотсутствиеОрганизация инновационной деятель-ности на основе внешней организации припомощи контрактов, венчуров и т.п.Одной из основных задач развития региональной инновационной среды яв-ляется рформирование инновационно активных субъектов системы, которые, какотмечает Е.А. Мидлер, исполняют роль генерирующего фактора и обеспечиваютполучение социально-экономического эффекта, проявляющегося в создании иприращении интеллектуального капитала [1]. В связи с этим приобретает значи-мость развитие механизмов формирования определенных ценностей (институтовкультуры мышления), групповых мотиваций как основы для принятия решений.Субъектами инновационных отношений являются государство, регион, му-ниципальные образования, частный сектор (крупный и малый бизнес) и объектыинновационной инфраструктуры. Органы региональной и муниципальной вла-сти осуществляют выбор стратегии инновационного развития, способствуютразвитию инновационной среды региона, предпринимают меры по стимулиро-ванию инновационных процессов. Частный сектор региональной инновационнойсистемы представлен крупными, средними и малыми предприятиями (организа-циями), как осуществляющими инновационную деятельность (инновационно-активные субъекты), так и потребляющими инновационную продукцию (инно-вационно-пассивные субъекты). В качестве субъектов интеграционных отноше-ний могут также выступать вузы и научно-исследовательские организации, фи-нансово-кредитные учреждения. Инновационная инфраструктура, как субъектинновационных отношений, непосредственно не участвует в инновационномпроцессе, однако необходима для достижения общности целей региональногоразвития. Она призвана обеспечивать управление деятельностью субъектов ин-Субъектно-объектная определенность инновационной системы151новационного процесса посредством обеспечения взаимосвязи элементов регио-нальной системы с целью объединения технологий или ресурсов, а также в ре-зультате применения экономических и административных методов воздействия.Именно наличие взаимосвязей между субъектами инновационной системы по-зволяет говорить о ее сбалансированности.Таким образом, субъекты региональной инновационной системы выпол-няют следующие функции:− выступают источником генерирования идей;− являются источником предоставления инновационных ресурсов;− занимаются производством инноваций;− влияют на формирование институциональной среды в регионе;− обеспечивают интеграционное взаимодействие элементов региональ-ной системы.Рис. 1. Схема инновационной системы региона с позиций объектно-субъектного подходаСовокупность отношений, возникающих между отдельными субъектами,расположенными на территории региона, формирует внутреннюю среду ре-гиональной инновационной системы. Внутренняя среда региональной иннова-ционной системы имеет многочисленные связи с внешней средой. Внешнеевоздействие на региональную инновационную систему прежде всего оказываетгосударство, что выражается в нормативных актах, регулирующих инноваци-онные процессы, а также предоставлении государственного заказа, грантов.Кроме того, региональная инновационная система активно обменивается инно-вационными ресурсами а также результатами инновационной деятельности сдругими регионами и иными подсистемами национального хозяйства на соот-ветствующем каждому хозяйствующему субъекту уровне. При этом взаимо-действие с внешней средой может представлять не только возможности дляО.А. Чернова152инновационной системы региона (трансферт инноваций, инновационные ре-сурсы), но и угрозу (конкурентные воздействия, политика «экстерриториаль-ности»). Например, наличие предприятий, финансовые потоки которых в си-лу отраслевых, ведомственных или владельческих причин ориентированы«из региона», приводит к разрушению социально-экономической структурытерритории и откачке из нее ресурсов. Одновременно создание преимуществдля «своих» фирм при ограничении входа «чужих» на рынок также оказываетотрицательное влияние на региональное развитие.Таким образом, можно предложить схему региональной инновационнойсистемы (рис. 1).Эффективность развития региональной инновационной системы достигаетсяне только увеличением инновационного потенциала территории, но и формиро-ванием инновационной инфраструктуры, обеспечивающей активные связи меж-ду субъектами системы, а также с внешней средой. Характеристику взаимодей-ствия субъектов инновационной системы можно рассматривать в количест-венном и качественном аспектах. Количественная характеристика взаимодей-ствия отражает число контактов между субъектами взаимодействия, соотно-шение численности населения и количества объектов инновационной инфра-структуры; качественная - степень охвата стадий инновационного процесса,уровень формализации отношений, экономию трансакционных издержек.Анализируя состояние инновационной системы Южного федерального округа(ЮФО), можно отметить наличие значительного числа научных организаций,предприятий и организаций, участвующих в инновационных процессах, разветв-ленной сети объектов инновационной инфраструктуры. Каждый тип объектаинновационной инфраструктуры выполняет свои функции, охватывая опреде-ленные этапы инновационного процесса. Следует отметить, что наличие доста-точно большого количества разнообразных объектов инфраструктуры, выпол-няющих однородные функции, предполагает необходимость их упорядоче-ния с целью повышения качества управления инновационным развитием ре-гиона. Отсутствие скоординированного взаимодействия различных типовобъектов инновационной инфраструктуры вызывает определенную слож-ность: часть функций дублируют друг друга, в то время как некоторые функ-ции, например мотивирующие хозяйствующие субъекты к инновационномуразвитию, остаются не охваченными.Проанализируем соотношение количества объектов инновационной ин-фраструктуры и общей численности жителей по субъектам федерации ЮФО,а также долю населения, занятого научно-исследовательской деятельностью(рис . 2).Можно отметить наличие зависимости между количеством объектов инно-вационной инфраструктуры и численностью населения, занятого научно-исследовательской работой (НИР). Так, например, наибольшая доля занятыхНИР в Ростовской области - 374 чел. на 100 тыс. жителей. При этом именно дляРостовской области характерно наличие наибольшего числа объектов инноваци-онной инфраструктуры: в среднем на один объект приходится 184 тыс. жителейобласти, тогда как, например, в Краснодарском крае на один объект инноваци-онной инфраструктуры приходится 641 тыс. человек (обеспеченность ниже вСубъектно-объектная определенность инновационной системы1533,5 раза). Соответственно в Ростовской области численность занятых НИРбольше в 2,7 раза по сравнению с занятыми данным видом деятельности вКраснодарском крае. Анализ динамики количества организаций и численно-сти занятых НИР в субъектах Федерации ЮФО свидетельствует о том, чтоимеющиеся объекты инновационной инфраструктуры не в полной мере обес-печивают функции инициирования процессов инновационного развития [2].Рис. 2. Соотношение количества объектов инновационной инфраструктуры, численности населения,занятого НИР, и общей численности жителей по субъектам Федерации ЮФОВ период с 2000 по 2007 г. количество организаций (предприятий) и чис-ленность населения, занятых научно-исследовательской деятельностью, не-значительно выросли в тех субъектах ЮФО, в которых только происходитформирование инновационного бизнеса: Республика Ингушетия, РеспубликаАдыгея, Карачаево-Черкесская Республика, Чеченская Республика. В то вре-мя как динамика изменения данных показателей в субъектах ЮФО, обла-дающих высоким инновационным потенциалом: Ростовская область, Красно-дарский край, Волгоградская область, свидетельствует о снижении в них ин-новационной активности. И только в 2007 г. происходит некоторое улучше-ние ситуации.Можно сделать вывод, что деятельность объектов инновационной инфра-структуры оказывается наиболее эффективной на этапе становления иннова-ционной экономики. На данной стадии центры поддержки инновационногобизнеса (бизнес-инкубаторы, технопарки, центры трансферта и т.п.), как пра-вило, «работают» с теми предпринимателями, которые заняты активным по-О.А. Чернова154иском в приложении своих знаний и опыта, однако нуждаются в ресурснойподдержке (финансовой, материальной и др.). Поскольку у центров поддерж-ки инновационного бизнеса отсутствует функция мотивации хозяйствующихсубъектов к инновационной деятельности, это приводит к постепенномуснижению количества обращений к ним субъектов предпринимательства.Функциональная роль объектов инновационной инфраструктуры чаще всегосводится к продвижению инновационных идей, оказанию консалтинговыхуслуг тем инноваторам, которые непосредственно к ним обращаются. То естьсодержание процесса регулирования инновационного развития региональнойсистемы можно охарактеризовать как ситуативное управление, направленноена решение тех задач, которые возникают в конкретное время в конкретномнаборе обстоятельств. В то же время слабо проявляется стратегическоеуправление региональным инновационным развитием, поскольку неисследо-ванным остается сегмент рынка изобретателей, т. е. не реализуется функция«поиска» инноваторов, практически не ведется работа по привлечению к ин-новационной деятельности уже состоявшегося бизнеса.На наш взгляд, на настоящем этапе развития региональной инновацион-ной системы объекты инновационной инфраструктуры должны сменитьинертную позицию в поддержке инновационного бизнеса на активное ини-циирование деятельности потенциальных инноваторов. Данная функция за-ключается в вовлечении в процессы инновационного развития максимальнодоступного числа возможностей. При этом под возможностями следует по-нимать как уже оформившиеся идеи, с которыми обращаются в бизнес-инкубаторы, так и те наработки и идеи (в том числе частного бизнеса), которыетребуют дальнейшего изучения и развития и которые еще следует «выявить»среди «предпринимательски пассивных» (латентных) изобретателей. Кроме того,функция продвижения инноваций центрами поддержки инновационного бизне-са, как правило, выражается в форме оказания услуг по получению патентов,патентных лицензий, в то время как стимулирование диффузионных процессов,а именно тиражирование новой технологии, опыта формирования инновацион-но-активных групп, ими практически не осуществляется.На наш взгляд, цель функционирования объектов инновационной инфра-структуры заключается в снижении трансакционных издержек, что должнопроявляться в таких аспектах деятельности, как:- информационное обеспечение процессов инновационного развития;- поиск инновационных идей в процессе исследования сегмента рынка«пассивные изобретатели»;- фильтрация и выбор инновационных идей с целью поддержки их реали-зации;- ресурсное обеспечение процессов инновационного развития через вер-тикальную и горизонтальную интеграцию субъектов инновационных отно-шений;- финансовое обеспечение инновационного процесса, в том числе путемпривлечения «бизнес-ангелов» - частных инвесторов, вкладывающих средст-ва в инновационные проекты, отличающиеся высоким уровнем риска;Субъектно-объектная определенность инновационной системы155- подбор и формирование коллектива для реализации инновационногопроекта на основе имеющегося задела, ноу-хау;- оформление прав собственности на инновационные продукты;- выявление потенциальных потребителей инновационной продукции сцелью коммерциализации инноваций;- продвижение инноваций: продажа патентов, продажа или предоставле-ние в аренду (лизинг) опытных образцов инновационного оборудования.Необходимо также содержательно расширить функциональную рольсубъектов государственной власти в стимулировании процессов инновацион-ного развития региональной экономики. В данном контексте особую значи-мость приобретает формирование такой стратегии регионального развития,которая позволит обеспечить сохранение и укрепление региональной инно-вационной среды, в том числе за счет вовлечения в процессы инновационно-го развития потенциальных инноваторов на всей территории региона. Этостановится возможным в результате стимулирования интеграционного взаи-модействия между наукой, бизнесом и населением. Данные взаимодействиядолжны обеспечивать формирование внутренних точек опоры экономическо-го роста, способных стимулировать спрос, обеспечивать необходимый уро-вень инвестиций, адекватные масштабы и структуру производства [3]. Глав-ная особенность построения взаимоотношений состоит в том, что интеграци-онное взаимодействие предполагает не только объединение отдельных субъ-ектов инновационной системы по отдельным направлениям деятельности, нои выявление возможных, перспективных взаимодействий. Не случайно в со-временной экономической литературе, посвященной вопросам создания ус-ловий становления инновационной системы, большое внимание уделяетсякластеризации как технологии, пронизывающей все звенья региональнойэкономики. Другой важной функцией региональных и муниципальных вла-стей должно стать формирование системы мониторинга качества процессовинновационного развития на уровне всех элементов региональной экономи-ческой системы с целью аргументации адекватных управленческих решенийна основе анализа выявленных тенденций.Функциональная роль субъектов инновационной региональной системыпредставлена на рис. 3, где пунктиром обозначены предлагаемые функцииорганов государственной власти, представителей бизнеса и объектов инфра-структуры инновационного развития, сплошной линией - существующиефункции.Обобщая вышеизложенное, можно сделать вывод, что субъектно-объектная сфера отношений в региональной инновационной системе играетважную роль в обеспечении сбалансированного регионального развития, по-скольку, мобилизуя инновационные ресурсы, способствует обмену опытом,распространению инноваций и передовой практики по всей территории ре-гиона, на которой расположены данные субъекты. Несомненно, что содержа-ние субъектно-объектных отношений во многом определяет эффективностьразвития региональной инновационной системы, поскольку достижение стра-тегических целей инновационного развития может быть обеспечено толькочерез скоординированное взаимодействие всех ее элементов. Очевидно, что,О.А. Чернова156Рис. 3. Роль субъектов инновационной региональной системы в стимулировании процессовинновационного развитиянесмотря на наличие достаточно развитой сети субъектов региональной ин-новационной системы, для повышения результативности ее функционирова-ния необходим некий катализатор, определяющий приоритеты и обеспечи-вающий разработку программ инновационного развития. Это обусловленотем, что в регионе всегда присутствуют ресурсы, которые могут быть исполь-зованы в той или иной мере в инновационных проектах. В связи с этим необ-ходима последовательная работа по выявлению и мобилизации внутреннихрезервов с целью объединения усилий и возможностей, определению источ-ников привлечения внешних ресурсов. Поскольку развитие инновационногобизнеса находится в сфере внимания структур власти трех уровней - феде-ральных, региональных и муниципальных - и предполагает охват всех на-правлений инновационного развития от формирования законодательной базыдо стимулирования диффузии инноваций, необходимо формирование «вер-Субъектно-объектная определенность инновационной системы157тикали власти». Это позволит обеспечить институционализацию принимае-мых решений в области инновационного развития. Важно отметить, чтовстраивание «вертикали власти» в систему субъектно-объектных отноше-ний региона не означает централизацию власти и жесткое иерархическоеподчинение. Напротив, это позволит обеспечить эффективное взаимодейст-вие различных уровней управления территориальным развитием, согласо-вание стратегических целей пространственного развития региона и во мно-гом противоречивых интересов отдельных субъектов инновационных от-ношений.Иными словами, субъектно-объектные отношения в региональной инно-вационной системе должно строиться на интеграционных тенденциях, актив-ном вовлечении в процессы инновационного развития субъектов региональ-ной системы, оптимизации внутренних потоков инновационных ресурсов,повышении эффективности функционирования институтов инновационногоразвития. Для реализации данных задач, по нашему мнению, необходимовосполнить пробелы в системе обеспечения поддержки всех этапов иннова-ционного процесса, в частности продвижения инноваций, исследования рын-ка инноваций. С этой целью, на наш взгляд, следует создать региональныйцентр управления инновационным развитием, который будет обеспечиватьразработку и реализацию единой политики инновационного развития регионав его муниципальных образованиях, обладать единой информационной базойпрогнозирования и анализа инновационного развития. «Вертикаль интере-сов» будет обеспечиваться через взаимодействие регионального центра ипредставителей центров инновационного развития муниципальных образова-ний. Эта вертикаль должна быть встроена в региональную инновационнуюсистему, обеспечивать реальную возможность гибкого согласования интере-сов региона, его муниципальных образований и хозяйствующих субъектов(рис. 4).Особенностью предлагаемой структуры является то, что помимо пред-ставителей «науки», генерирующей инновации, в нее входят все заинтере-сованные субъекты инновационной системы. Центр управления иннова-ционным развитием должен включать представителей государственнойвласти и управления, бизнес-сообщества (в том числе финансово-кредитной сферы), научного сообщества. Его основная роль будет заклю-чаться в обеспечении активного взаимодействия в вопросах выработкистратегии инновационного развития, оценки эффективности проектов раз-вития, их социально-экономического эффекта; определении степени уча-стия различных уровней и сфер деятельности в инновационных проектах.Это позволит снизить риск «непонимания» значимости проекта для терри-ториального развития, особенно в тех случаях, когда проект рассчитан надолгосрочную перспективу либо представляет собой некоммерческий со-циально-значимый проект, даст возможность бизнесу заявить о проблемахразвития.О.А. Чернова158Рис. 4. Вертикаль интересов в системе управления инновационным развитием регионаТаким образом, достижение региональной экономической системой це-лей инновационного развития возможно только при наличии эффективноговзаимодействия ее субъектов в направлении мобилизации и организации еепотенциальных возможностей.

Ключевые слова

региональная инновационная система, управление инновационным развитием, объекты инновационных отношений, субъекты инновационной системы, regional innovative system, management of innovative development, objects of innovative relations, subjects of innovative system

Авторы

ФИООрганизацияДополнительноE-mail
Чернова Ольга АнатольевнаНовошахтинский филиал Южного федерального университетакандидат экономических наук, зав. кафедрой финансов ибухгалтерского учетаchernovaolga71@mail.ru
Всего: 1

Ссылки

Мидлер Е.А. Экономические принципы формирования и развития инновационно- активных субъектов в региональной инновационной системе // Экономические и институциональные исследования: Альманах научных трудов. Ростов н/Д: Изд-во ЮФУ. 2008. Вып. 1 (25). С. 234-240.
Наука и инновации в регионах России // ФГУ НИИ РИНКЦЭ. URL: http:// regions. extech. ru/ [дата обращения: 02.11.2009].
Ершов М. Экономический рост: новые проблемы и новые риски // Вопросы экономики. 2006. № 12. С. 20-37.
 СУБЪЕКТНО-ОБЪЕКТНАЯ ОПРЕДЕЛЕННОСТЬ РЕГИОНАЛЬНОЙИННОВАЦИОННОЙ СИСТЕМЫ | Вестн. Том. гос. ун-та. Экономика. 2010. № 4 (12).

СУБЪЕКТНО-ОБЪЕКТНАЯ ОПРЕДЕЛЕННОСТЬ РЕГИОНАЛЬНОЙИННОВАЦИОННОЙ СИСТЕМЫ | Вестн. Том. гос. ун-та. Экономика. 2010. № 4 (12).

Полнотекстовая версия