ИННОВАЦИИ В ФИНАНСОВОМ МЕНЕДЖМЕНТЕ ВУЗА | Вестн. Том. гос. ун-та. Экономика. 2010. № 4 (12).

ИННОВАЦИИ В ФИНАНСОВОМ МЕНЕДЖМЕНТЕ ВУЗА

Управление финансами является важнейшей сферой деятельности любого субъектахозяйства. Усиление конкуренции между вузами и другими научными и образовательными структурами, формирование значительной части бюджета за счет доходовот внебюджетной деятельности требуют инноваций в финансовом менеджментевуза. В данной статье дан анализ инновационных направлений в высшем образовательном учреждении на основании теоретических и практических исследований

MODERN TENDENCY IN UNIVERSITY FINANCIALMANAGEMENT..pdf Система образования в целом и высшая школа в частности являются со-ставной частью социально-культурной сферы России. Это обусловливает рядособенностей в постановке менеджмента и его подсистемы - финансовогоменеджмента. Прежде всего, следует отметить, что высокая социальная зна-чимость образовательных услуг обусловливает жесткое регулирование этойсферы деятельности со стороны государства. Применительно к финансовомуменеджменту стоит подчеркнуть, что в сфере государственного регулирова-ния в системе высшей школы находятся и доходы вузов, и их расходы. Важ-нейшим направлением государственного регулирования доходов вузов явля-ется бюджетное финансирование, которое напрямую зависит от количествастудентов, обучающихся на бюджетной основе. Проблемы бюджетного фи-нансирования, его размеры и порядок предоставления вузы могут решить засчет внебюджетных источников. Развитие вузов возможно только при доста-точном финансировании как текущих расходов, так и задач развития. Конку-рентоспособными становятся те вузы, которые занимают активную позициюв расширении источников финансирования, энергично предлагая образова-тельные услуги и развивая инновации в финансовом менеджменте вуза.Инновационными направлениями развития финансового менеджмента ввузе являются: фандрайзинг, аутсорсинг, эндаумент-фонд, инновации в моти-вации и стимулировании сотрудников вуза, образовательные кредиты и др.В современных российских условиях весьма интенсивно развивается ин-формационная среда образования и науки. Это создает основу для вхожденияРоссии в мировое информационное пространство и стимулирует развитиегоризонтальных связей в научно-образовательной сфере. Такое развитиефундаментальной науки и высшего образования соответствует приоритетамосновных направлений грантовой поддержки международных и националь-ных фондов и программ, что определяет характер деятельности российскихисследователей в сфере развития инновационных проектов.Фандрайзинг предполагает поиск потенциальных источников финанси-рования, обоснования потребности в средствах и соотношение с интересамиИнновации в финансовом менеджменте вуза165финансовых доноров, формирование, поддержание и развитие связей с ними,формирование общественного мнения в пользу поддержки деятельности ор-ганизации. В фандрайзинге нуждается и вуз как организация, и частное лицо,занимающиеся научно-исследовательской работой. Разработка и реализациянаучных проектов в настоящее время является важной частью научной рабо-ты студентов и сотрудников высшей школы. В этой связи работа с фондами игосударственными учреждениями, с благотворителями и спонсорами по при-влечению средств на научные и образовательные цели представляет собойнеобходимое звено в системе организации и финансирования в области наукии образования. Существенным элементом в системе фандрайзинга являютсяфонды глобальных интересов. Например, Институт Открытого общества(Фонд Сороса), Российский фонд фундаментальных исследователей (РФФИ),Российский государственный научный фонд (РГНФ). Фандрайзинг многихроссийских организаций, в том числе и вузов, ориентирован в большей сте-пени на привлечение иностранных ресурсов, как наиболее стабильного ис-точника финансирования в условиях отечественной экономики. Развитиесистемы фандрайзинга происходит при дефиците управленческих ресурсов.Одной из актуальных проблем развития фандрайзинга в России являетсяотсутствие эффективных мер налогового стимулирования лиц, выделяющихблаготворительные и спонсорские средства в ходе управления фондами. Не-обходимо разработать гибкую дифференцированную систему налоговыхльгот как для образовательных учреждений, так и для участников фандрай-зинга. Данная система должна не просто фиксировать потенциальные нало-говые льготы физических и юридических лиц, а активно стимулировать по-следних в финансировании некоммерческой сферы.Другим инновационным направлением развития вуза является аутсор-синг. «Если есть что-то, что мы не умеем делать лучше и дешевле, чем нашиконкуренты, то нет смысла делать это вообще; такую работу мы должны пе-редать тем, кто ее выполнит с заведомо лучшим результатом», - говорилГенри Форд 80 лет назад. Аутсорсинг начал распространяться в 80-е гг. ХХ в.как эффективный способ снижения затрат и увеличения доходности. Смыслаутсорсинга сводится к следующему: сосредоточьте все ресурсы на том видедеятельности, который является основным для вашей организации, и пере-дайте остальные поддерживающие или сопутствующие функции профессио-нальному партнеру. Исследователи аутсорсинга достаточно часто публикуютсведения о том, какие факторы побуждают учреждения инициировать пере-ход к аутсорсинговой форме администрирования бизнеса или изначально об-ращаться к аутсорсерам при появлении новой предпринимательской функ-ции, которая не носит ключевой характер для вуза. По результатам опроса,проведенного Upjohn Institute for Employment Research среди американскихкомпаний, использующих заемный труд, большинство компаний в качествеосновной причины указывают возможность гибко реагировать на потребно-сти в персонале, вызванные изменениями в бизнесе [1].За аутсорсингом закрепилась прежде всего роль механизма повышенияэффективности бизнеса путем снижения затрат, а сам аутсорсинг выполняетресурсосберегающую функцию (рис. 1). На сегодняшний день аутсорсинг неИ.Е. Никулина, Н.В. Прощаева166имеет широкого распространения, но имеет тенденцию к быстрому развитиюи внедрению на рынке. Руководители опасаются потерять контроль, избегаютдоверять посторонним свои коммерческие тайны, многие из них привыкли ксложившимся стереотипам и принципам. Также эти опасения можно отнестина счет низкой информированности в данной области.1 2 3 4 5 6 7 8Рис. 1. Причины использования аутсорсинга: 1 - сокращение издержек; 2 - фокус на основной дея-тельности; 3 - гибкая структура затрат; 4 - доступ к навыкам; 5 - увеличение прибыли; 6 - улучшениекачества; 7 - сохранение капитала; 8 - инновацииВзаимоотношения между заказчиком и организацией-аутсорсером регла-ментируются главой 39 ГК РФ. Для высших учебных заведений характерныгражданско-правовые договоры между вузом и аутсорсером. Примеры: дого-вор аренды площадей (в случае обеспечения питанием), договор консульта-ционных услуг (в случае управления имуществом), договор возмездного ока-зания услуг (для социального, информационного, материального обеспече-ния). Для вуза - бюджетного учреждения практически все указанные догово-ры, за исключением договора аренды, реализуются в форме государственных(муниципальных) контрактов с учетом ограничений, предусмотренных 94-ФЗо госзакупках [2]. Таким образом, аутсорсинг позволяет сконцентрироватьсобственные ресурсы на стратегическом развитии и сохранять за собой тучасть функций, без которых такая концентрация не представляется возможной,привлекая другие предпринимательские структуры к выполнению оставшихсяфункций в образовательном учреждении.Формирование целевого капитала - это механизм для создания эндау-мент-фондов в сфере профессионального образования. Государственные имуниципальные образовательные учреждения не могут являться собственни-ками целевого капитала, поэтому создается специализированная организацияуправления ресурсным капиталом. Учредителями могут быть как физиче-ские, так и юридические лица на основе добровольных имущественных взно-сов. Например, выпускники вуза, руководители вуза, некоммерческие орга-низации региона и т.д.Инновации в финансовом менеджменте вуза167К настоящему времени в России в профессиональном образовании созда-но 10 эндаумент-фондов, объем которых от 1 до 15 млн долларов США. Уч-редителями являются 2-4 физических лица. В Федеральном законе от30.12.2006 № 275-ФЗ «О порядке формирования и использования целевогокапитала некоммерческих организаций» сказано , что формирование целевогокапитала и использование дохода от целевого капитала осуществляются вцелях применения в сфере образования и науки. Механизм его работы за-ключается в создании специализированной организации в форме фонда. Втечение года формируется целевой капитал фонда за счет пожертвований(только в виде денежных средств), минимальный объем 3 млн рублей. Затемфонд передает целевой капитал в доверительное управление управляющейкомпании. Управляющая компания на периодической основе направляет по-лученный доход от управления целевым капиталом эндаумент-фонду. Эн-даумент-фонд, в свою очередь, перечисляет доход от целевого капитала уч-реждениям в соответствии с финансовым планом.Преимущество создания эндаумент-фонда заключается в следующем:- создании механизма частных инвестиций в образование;- выпуске образовательными учреждениями своих финансовых продук-тов и формировании своей финансовой инфраструктуры;- сохранении созданного целевого капитала, когда расходуются толькополученные доходы от управления целевым капиталом;- старте финансового года не с «нуля»;- получении более высоких государственных статусов образовательнымиучреждениями при наличии эндаумент-фонда.Однако сегодня в России нет ни одной организации, существующей засчет эндаумент-фонда. Основные препятствия связаны с незнанием западнойпрактики, отсутствием налоговых льгот на доходы от эндаумента, неопреде-ленным правовым статусом ресурсного капитала эндаумента. Крайне важно,чтобы закон не ограничивал круг организаций, имеющих право создаватьэндаументы и пользоваться доходами от них.Сегодня эндаументы рассматриваются всеми заинтересованными сторо-нами как эффективный инструмент укрепления финансовых ресурсов вуза.При адекватной законодательной поддержке со стороны государства он дей-ствительно способен стать таким инструментом и сыграть важную роль вразвитии российской науки и образования.Современные условия функционирования вуза приводят к необходимостипоиска новых экономных ресурсов в работе с кадрами. Повысить эффек-тивность деятельности персонала вуза можно за счет максимально полнойреализации трудового потенциала сотрудников. В этом случае необходимоучитывать как объективные характеристики - содержание, специфику и ус-ловия труда, так и личностные особенности работников - ценности, установ-ки, интересы, потребности, мотивы. После того как служба управления пер-соналом и рабочая группа примут решения относительно базовых выплат,переменной части оплаты труда, дополнительных льгот и нематериальноймотивации для всех категорий и должностей, следует приступить к формиро-И.Е. Никулина, Н.В. Прощаева168ванию компенсационных пакетов для каждой категории или должности,имеющейся в организации.Компенсационный пакет включает:1. Постоянную (фиксированную) часть заработной платы (базовые окла-ды / тарифные ставки; доплаты и надбавки постоянного характера, например,за особые квалификации, превышающие требования к занимаемой должно-сти, или за условия труда, не удовлетворяющие санитарно-гигиеническимнормативам).2. Переменную часть заработка (премии, бонусы, комиссионные, другиеподобные выплаты).3. Дополнительные льготы.4. Возможность включения нематериальной мотивации в зависимости отрезультатов труда (например, включения в управленческий кадровый резерв).5. Пенсионные и сберегательные программы.6. Другие выплаты (резерв научно-педагогических кадров).В крупных компаниях основная тенденция формирования компенсацион-ных пакетов заключается в увеличении дополнительных льгот и нематери-ального вознаграждения в общей системе вознаграждений. Развитая социаль-ная политика присутствует в тех организациях, где ценится человеческийкапитал. И как показывает опыт, они оказываются наиболее эффективными иуспешными в своем бизнесе.Рост неопределенности экономических ситуаций, возрастающая потреб-ность в мобильности капитала, а также усиление социальных гарантий наем-ным работникам приводят к ситуации, когда учреждения не могут быть свя-заны трудовыми отношениями, а следовательно, и достаточно жесткими обя-зательствами перед персоналом. В этих условиях решение данной задачи бе-рут на себя компании, которые специализируются на предоставлении персо-нала в аренду, или аутстаффинге. Одной из первых профильных компаний вобласти аутстаффинга на российский рынок вышла компания VentraEmployment. Под аутстаффингом (англ. outstanding - вывод персонала заштат) понимают вывод собственного сотрудника за штат компании-заказчикаи оформление его в штат компании-провайдера, при этом он продолжает ра-ботать на прежнем месте и выполнять свои прежние обязанности, но обязан-ности работодателя по отношению к нему выполняет уже компания-провайдер [3].Лизинг персонала может принимать различные формы. Условно его мож-но подразделить на такие направления: долгосрочная аренда персонала, под-бор временного персонала, выведение персонала за штат, передача непро-фильных активов или процессов управления внешним подрядчикам. Аут-стаффинг персонала в настоящее время применяется с опасением из-за несо-вершенства российского законодательства, которое позволяет налоговой ин-спекции трактовать этот вид отношений как схему налоговой оптимизации, аТрудовой кодекс РФ вообще не признает такого рода отношений. Аутстаф-финг имеет множество финансовых преимуществ для вуза. С его помощьюможно снизить налоги на заработную плату и уменьшить количество сотруд-ников в штате, так как сотрудники, которые выходят из штата, заключаютИнновации в финансовом менеджменте вуза169договор с третьей организацией, не являющейся компанией. Главное пре-имущество - сокращение прямых затрат. Воспользоваться услугами аут-стаффинга можно, не проводя глубоких внутриорганизационных измененийи не устанавливая долгосрочных взаимосвязей с провайдером услуг (работ).Наиболее перспективным направлением платежеспособного спроса науслуги высшего образования и увеличение финансовых поступлений в вузявляется образовательный кредит. По данным социологических исследова-ний, более 60 % российских студентов оплачивают свое образование в вузахРоссии. Образовательный кредит - это целевой кредит учащемуся для оплатыобразовательных услуг вузов и сопутствующих расходов. В основе программлежит идея разделения затрат или перенесение бремя финансирования обра-зования с государства и родителей на студентов. С точки зрения вуза кредит-ные программы позволяют привлечь финансирование, которое послужит ис-точником улучшения качества образования, создания дополнительных мощ-ностей, улучшения жизни студентов. Для вузов России, где доля платныхобразовательных услуг в общей сумме финансирования увеличивается с каж-дым годом, участие в программах образовательного кредитования весьмаактуально. Развитие программ образовательного кредитования напрямуюсвязано с повышением конкурентоспособности российских вузов на между-народном рынке образовательных услуг.В России в конце апреля 2010 г., как и планировалось, началась выдачаобразовательных кредитов по новой программе Министерства образования инауки России. Участниками эксперимента станут 56 вузов, в том числе иТомский политехнический университет. Основным нововведением для новоймодели является низкая ставка - на уровне одной четвертой ставки рефинан-сирования ЦБ РФ плюс 3 %. Это чуть более 5 % годовых. Согласно условиямпрограммы срок, в течение которого возвращается образовательный кредитпосле завершения обучения в вузе, составляет десять лет. Льготный период -срок обучения в вузе плюс еще три месяца. Залога и поручительства при по-лучении образовательного кредита не требуется. В настоящее время в Россиисистема образовательного кредита не развита. По данным Ассоциации рос-сийских банков, их объем составляет примерно 1-1,5 % от общего кредитно-го портфеля российской банковской системы. Наиболее известная в РФ про-грамма целевого кредитования студентов - это эксперимент по выдаче обра-зовательных кредитов под названием «кредо», который действовал с 2004 по2008 г. По данным Минобрнауки, в ходе эксперимента «кредо» на участие впрограмме подали заявки 111 российских вузов, при этом реально участни-ком проекта стал только 21 вуз. По программе «кредо» при господдержкебыло выдано около 900 образовательных кредитов.Таким образом, для высших образовательных учреждений развивать ин-новации в привлечении дополнительных финансовых средств становитсявесьма актуальным, особенно с учетом того, что в последнее время намети-лась тенденция к сокращению бюджетного финансирования, которое напря-мую связано с количеством студентов, обучающихся бесплатно, и вхождени-ем в «демографическую яму».

Ключевые слова

инновации, фандрайзинг, аутсорсинг, эндаумент-фонд (целевой капитал), аутстаффинг, образовательный кредит, innovation, fund-raising, outsourcing, endowment, outstaffing, education loan

Авторы

ФИООрганизацияДополнительноE-mail
Никулина Ирина ЕвгеньевнаТомский государственный университетдоктор экономических наук, профессор, зав. кафедройменеджмента инженерно-экономического факультета Национального исследовательскогоirinanikulina70@mail.ru
Прощаева Наталья ВладимировнаТомский государственный университетаспирант кафедры менеджмента инженерно-эономического факультета Национального исследовательскогоproshaeva@tpu.ru
Всего: 2

Ссылки

Шпейдер А., Кацман Я., Топчишвили Г. Наука побеждать в инвестициях, менеджменте, маркетинге. М.: АСТ, 2002.
Федеральный закон от 21 июля 2005 г. № 94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд» // Гарант [Электронный ресурс]: Справочная правовая система. URL: http://garant.ru/свободный
Тюрин С.Л. Привлечение персонала // Предприятия общественного питания: бухгалтерский учет и налогообложение. 2007. № 12.
Жданова А.Б. Образовательный кредит - перспективное направление финансирования вузов // Известия Том. политехн. ун-та. 2007. Т. 311, № 6. С. 101-105.
Сбербанк и Банк «Союз» будут выдавать студентам образовательные кредиты под 5 % годовых. URL: http://mon.gov.ru/press/smi/7016
Шекова Е.Л. Фандрайзинг как новое направление финансового менеджмента // Финансовый менеджмент. 2009. № 6. С. 3-16.
 ИННОВАЦИИ В ФИНАНСОВОМ МЕНЕДЖМЕНТЕ ВУЗА | Вестн. Том. гос. ун-та. Экономика. 2010. № 4 (12).

ИННОВАЦИИ В ФИНАНСОВОМ МЕНЕДЖМЕНТЕ ВУЗА | Вестн. Том. гос. ун-та. Экономика. 2010. № 4 (12).

Полнотекстовая версия