Российская и украинская модели социального партнерства | Вестн. Том. гос. ун-та. Экономика. 2011. № 1 (13).

Российская и украинская модели социального партнерства

Анализируется система социального партнерства в России и Украине, выделяются особенности каждой из моделей, предлагаются возможные пути развития социального партнёрства с учетом интересов основных его субъектов: государства, наёмных работников и работодателей.

Russia and Ukraine models of the Social Partnership.pdf Развитие системы социального партнёрства, как одной из форм регулиро-вания социально-трудовых отношений на современном этапе рыночных пре-образований, является очень актуальной на сегодняшний день проблемой.Сама идея социального партнёрства занимает важнейшее место в научноманализе современного общества, эволюции трудовых отношений и законода-тельных практик многих стран мира. Более того, и для России, и для Украи-ны социальное партнёрство является институциональным механизмом, с по-мощью которого субъекты социально-трудовых отношений усваивают новыесоциальные роли и образцы поведения в регулировании и согласовании ин-тересов.Поскольку основной целью социального партнерства является обеспече-ние устойчивого эволюционного развития общества, важно определение ус-ловий, при которых такое развитие может стать возможным. Эти условия бы-ли рассмотрены еще в 20-х гг. прошлого века Питиримом Сорокиным. Онустановил, что устойчивость общественной системы зависит от двух основ-ных параметров: уровня жизни большинства населения и степени дифферен-циации доходов [1]. Идеи социального партнёрства тесно связаны с теориейобщественного договора Ж.-Ж. Руссо и взглядами Э. Дюркгейма на рольпрофессиональных ассоциаций в социальной жизни. Таким образом, перво-начально доктрина социального партнёрства (корпоративизма) получила со-циологическую интерпретацию, и в этом аспекте его определяют как формусоциальной организации, при которой ключевые экономические, политиче-ские и социальные решения принимаются оформленными корпоративнымигруппами или совместно этими группами и государством. Существенноевлияние на развитие идеи социального партнерства оказали немецкие эконо-мисты Вильгельм Репке (1899-1966), Альфред Мюллер-Армак (1901-1978) иЛюдвиг Эрхард (1897-1977), создавшие концепцию социального рыночногохозяйства, которая исходит из сочетания конкуренции, экономической сво-боды предпринимателей и активной роли государства в перераспределениидоходов и организации социальной сферы. Среди современных исследовате-лей, занимающихся проблемой социального партнерства, можно назватьА. Здравомыслова, Н. Данакина, О. Новикову, Н. Диденко, Г. Осового,А. Андрющенка и др.Современная концепция социального партнёрства утвердилась в законо-дательстве ряда европейских стран (Германия, Австрия, Скандинавия) в1960-е гг. как результат многолетнего поиска эффективных форм регулиро-вания социально-трудовых отношений. Эксперты Международной организа-ции труда (МОТ) определяют социальное партнёрство как механизм, с по-мощью которого предприниматели, представители трудящихся и правитель-ства разрабатывают комплекс согласованных и многосторонних вопросов длярешения социально-экономических проблем путём нахождения компро-миссов.На Западе социальное партнерство рассматривается как понятие, харак-теризующее принцип организации общества, который регулирует совмест-ный труд социальных партнеров - сторон социально-трудовых отношений.Российские ученые под социальным партнерством понимают сотрудничест-во между органами государственной власти и представителями сторон соци-ально-трудовых отношений с целью развития экономики, улучшения условийтруда и повышения жизненного уровня трудящихся. Украинские исследова-тели предлагают рассматривать социальное партнерство в нескольких аспек-тах: как принцип деятельности субъектов коллективных трудовых отноше-ний (широкое понимание термина); как правовой институт (узкое пониманиетермина), представляющий собой совокупность норм, регламентирующихкомпетенцию специально образованных органов (очевидно, что одним изтаких органов является и Национальная служба посредничества и примире-ния - НСПП). Б.М. Генкин утверждает, что социальное партнерство - этоидеология, формы и согласие партнеров, социальных групп для обеспеченияих конструктивного взаимодействия [2].В данном случае более приемлемо применение понятия социальногопартнерства в узком смысле слова как системы определенных взаимоотно-шений между государством, работодателями, наемными работниками и ихпредставителями, позволяющей учитывать цели и интересы сторон и на этойоснове достигать согласия в решении вопросов социально-трудовых отноше-ний, которое закрепляется в коллективных договорах и соглашениях различ-ных уровней.Таким образом, социальное партнёрство предполагает согласование ин-тересов основных субъектов трудовых отношений путём социального диало-га. Социальный диалог (социальный договор) является механизмом согласо-вания интересов, а само социальное партнёрство представляет механизм ре-гулирования трудовых отношений на макроуровне, а также на уровне регио-нов и отдельных предприятий.По мнению специалистов, формирование идеи социального партнёрства вСССР было заложено 14 ноября 1917 г. ВЦИКом СНК «Положением о рабо-чем контроле». В соответствии с этим документом рабочий контроль вводил-ся на всех предприятиях через выборный орган - заводские и фабричные ко-митеты, в которые входили также представители служащих и техническогоперсонала. Принятый в 1918 г. первый КЗоТ регламентировал заключениеколлективных договоров, а Постановление СНК от 23 августа 1922 г. «О кол-лективных договорах» установило процедуру их заключения. Однако с 1933по 1947 г. жёсткая централизация власти в стране фактически исключила не-обходимость подписания коллективных договоров, и вплоть до 1987 г. прак-тика их заключения не обеспечивала основополагающих принципов веденияпереговоров по регулированию трудовых отношений - равноправие партнё-ров и согласование их интересов. Только в 1987 г. сторонам коллективно-договорной системы было предоставлено право определять самостоятельноего структуру и содержание; при этом вопросы, связанные с установлениемставок (тарифов) заработной платы и условий труда, регламентировались го-сударственными нормами.С.С. Пролиско в своём исследовании выделяет три крупных периода ста-новления и развития социального партнёрства в России [3]. Период в дорево-люционной России характеризуется становлением социального партнёрства,прошедшим путь «от патриархальных до цивилизованных форм развития».Автор в этом периоде выделяет несколько основных этапов: 1) 60-80-е гг.XIX в., когда только-только начали формироваться правовые основы в этойобласти и шла подготовка соответствующего законодательства; 2) конец XIX- начало XX в., который совпал с началом развития капитализма в России.Основная характеристика этого этапа - стремление приспособить политикугосударственного патернализма к новому экономическому этапу развитиястраны; 3) этот этап С.С. Пролиско связывает с революцией 1905-1907 гг.,которая внесла качественные изменения в развитие социально-трудовых от-ношений и способствовала формированию профсоюзов, а во время Первоймировой войны были апробированы «цивилизованные формы и механизмыих регулирования».Второй период развития коллективно-договорных отношений связан ссоветской властью. Здесь автор также выделяет несколько этапов: 1) 1917-1921 гг. характеризуются упразднением объединений работодателей, нацио-нализацией предприятий и введением военного коммунизма и, как итог, пре-кращением цивилизованнойспоров (конфликтов)» (1991 г.), Закон «О коллективных договорах и согла-шениях» (1992 г.), Закон «О профессиональных союзах, их правах и гаранти-ях деятельности» (1992 г.). В этих нормативных документах устанавливалисьвзаимоотношения сторон трудового процесса, базирующиеся на социальномпартнёрстве, а также на основе коллективных договоров и соглашений.Однако до вступления в силу Трудового кодекса РФ на уровне федераль-ного законодательства так и не было установлено, что же представляет собойсоциальное партнёрство, в каких формах оно может существовать и реализо-вываться, каковы же действительные интересы основных участников систе-мы социального партнёрства. Трудовой кодекс РФ, вступивший в силу 1 фев-раля 2002 г., закрепил общие принципы и структуру формировавшейся напротяжении 10 лет в России системы социального партнёрства как «системывзаимоотношений между работниками (представителями работников), рабо-тодателями (представителями работодателей), органами государственнойвласти, органами местного самоуправления, направленными на обеспечениесогласования интересов работников и работодателей по вопросам регулиро-вания трудовых отношений и иных, непосредственно связанных с ними от-ношений».Систему социального партнерства в России, на наш взгляд, можно пред-ставить через взаимосвязь его основных элементов (рис. 1).УчастникисоциальногопартнёрстваМеханизм регулирова-ния трудовыхотношенийКруг решаемыхвопросовПоказатели развитиясоциальногопартнёрстваГосударство (в т.ч.органы местного са-моуправления)Работодатели (пред-ставители работода-телей)Работники (предста-вители работников)ОрганизационныйЭкономическийНормативно-правовойСоциальныйОплата труда, над-бавки и вознаграж-денияРабочее время ивремя отдыхаСпециальные льго-ты, гарантии и ком-пенсацииГарантии в областизанятостиОхрана трудаКоличественныеЭкспертно-справочныеИнформационно-аналитическиеРис. 1. Общая схема системы социального партнерстваВ Украине к сторонам социального диалога относятся: на национальномуровне - профсоюзная сторона, субъектами которой являются объединенияпрофессиональных союзов, имеющие статус всеукраинских; сторона работо-дателей, субъектом которой является объединение организаций работодате-лей, имеющих статус всеукраинских; сторона органов исполнительной вла-сти, субъектом которой является Кабинет министров Украины. На отрасле-вом уровне - профсоюзная сторона, субъектами которой являются всеукра-инские профсоюзы и их объединения, действующие в пределах определенно-го вида или нескольких видов экономической деятельности; сторона работо-дателей, субъектами которой являются всеукраинские объединения органи-Система социального партнёрствазаций работодателей, действующие в пределах определенного вида или не-скольких видов экономической деятельности; сторона органов исполнитель-ной власти, субъектами которой являются соответствующие центральныеорганы исполнительной властиНа территориальном уровне сторонами социального диалога будут:профсоюзная сторона, субъектами которой являются профсоюзы соответст-вующего уровня и их объединения, действующие на территории соответст-вующей административно-территориальной единицы; сторона работодате-лей, субъектами которой являются организации работодателей и их объеди-нения, действующие на территории соответствующей административно-территориальной единицы; сторона органов исполнительной власти, субъек-тами которой являются местные органы исполнительной власти, действую-щие на территории соответствующей административно-территориальнойединицы.На территории соответствующей административно-территориальнойединицы стороной социального диалога могут быть органы местного само-управления в пределах полномочий, определенных законодательством; налокальном уровне - сторона работников, субъектами которой являются пер-вичные профсоюзные организации, а в случае их отсутствия - свободно из-бранные для ведения коллективных переговоров представители (представи-тель) работников; сторона работодателя, субъектами которой является рабо-тодатель и (или) уполномоченные представители работодателя.Представляется возможным определение двувекторного направления совре-менного социального партнерства: его последующее развитие и социальная за-щита его субъектов. Система социального партнерства связывается с реализаци-ей идеологии, существованием ценностных ориентаций и приоритетов. Теория иидеология социального партнерства основываются на признании следующихположений:- необходимости мирного сосуществования в обществе разных социальныхгрупп с их специфическими, часто противоположнымивых актов и законов. Например, по состоянию на 2001 г. российское трудовоезаконодательство только на федеральном уровне включало 40 тыс. норматив-но-правовых актов, что объясняет факт принятия многими регионами (г. Мо-сква, Ленинградская, Пермская, Саратовская области, Красноярский край)законов «О социальном партнёрстве» задолго до принятия многих норматив-ных актов на федеральном уровне. Это обстоятельство в настоящее времяприводит к путанице и прямой несостыковке, так как, кроме чисто юридиче-ских неурядиц, имеются и терминологические разногласия.Вторая особенность. Исследования подтверждают, что характерной осо-бенностью искусственно созданных отношений социального партнёрства яв-ляется и неравенство сторон при очевидном доминировании государства ислабости профсоюзов, с одной стороны, и отсутствии ответственного пред-ставительства работодателей - с другой.Дважды, в 1998 и 2004 гг., Институтом социальных исследований трудо-вых отношений по заказу московского бюро МОТ было проведено исследо-вание «Социальное партнёрство в России». Его результаты, а также данныепроекта Tasic «Поддержка осуществления социальной реформы и системытрудовых отношений (социальное партнёрство и трудовые споры)» подтвер-ждают выводы о неравенстве сторон социального партнёрства. Функциони-рование социального партнёрства на местах «происходит главным образом засчёт ресурсов региональных администраций - именно они являются его клю-чевым организующим звеном, осуществляют материально-техническое икадровое обеспечение. Координацией действий других сторон и отстаивани-ем позиций власти занимаются, как правило, структурные подразделения ре-гиональных администраций, ведающих вопросами труда. Роль администра-тивного обеспечения оказывается столь важна, что изменение в руководствеадминистраций, назначение новых координаторов трёхсторонних комиссийнередко отбрасывают переговорный процесс назад, а то и полностьюсоюзами внесения значительных корректив в утверждённый и действующийдокумент очень сложно. Причём органы государственной и региональнойветвей власти в таких случаях указывают на несоответствие действующемузаконодательству и отвергают требования профсоюзов [3, с. 65].Пятая особенность. Слабость российского профсоюзного движения, в томчисле характеризуемая и слабой мотивацией членства в профсоюзах; пассив-ность работников в защите своих прав и в целом низкий уровень доверия кпрофсоюзам. Большинство рядовых членов профсоюзных организаций счи-тают, что последние не способны защитить работников от произвола работо-дателей, влиять на повышение заработной платы, расширение производст-венной демократии и т.д.Более того, в настоящее время сбор профсоюзных взносов осуществляет-ся бухгалтериями предприятий так же, как и сбор подоходного налога. Опла-та текущей деятельности профсоюзных функционеров фактически не зависитот их активности и результатов деятельности. Всё это снижает уровень ответ-ственности профсоюзных лидеров и одновременно влияет на степень довериясо стороны рядовых членов.Шестая особенность. Большинство соглашений и коллективных догово-ров, особенно на региональном уровне и уровне предприятий, носит фор-мальный характер, соблюдение принятых сторонами обязательств не регла-ментируется; работники практически лишены формальных и неформальныхправ влиять на соблюдение обязательств.Седьмая особенность. И последняя особенность российской модели соци-ального партнёрства - её сложность, многоуровневый характер и высокаяструктурированность соглашений (рис. 2).Рис. 2. Уровни и виды соглашений: ГС - Генеральное соглашение; ОТС - отраслевое тарифноесоглашениеОТС, заключаемые в регионах РФТерриториальные соглашенияРегиональные соглашенияОТС, заключаемыена федеральном уровнеГСКоллективные договоры на уровне предприятийОсобенностями модели социального партнёрства в современной Украинеявляются следующие характерные признаки:Первая особенность. Наличие специальных органов, которые бы осуще-ствляли координацию деятельности сторон социально-трудовых отношений.Начало формированию таких органов было положено Указом ПрезидентаУкраины от 23 мая 1993 г. о создании Национального совета социальногопартнерства - специального постоянного действующего консультативногооргана при Президенте Украины [6]. Создание Национального совета соци-ального партнерства должно было содействовать формированию и лучшейкоординации организации работодателей, приданию им более активной ролив решении проблем социально-трудовых отношений.К числу основных задач этого органа относят [7]:- согласование путем трехсторонних консультаций позиций сторон в со-циально-трудовой сфере с целью обеспечения соединения интересов госу-дарства, собственников и работников предприятий, учреждений и организа-ций, а также поиск компромиссов между социальными партнерами для пре-дотвращения конфликтов;- проведение переговоров между сторонами для согласования, принятияобщих решений и составление соглашений и коллективных договоров;- участие в подготовке выводов по проектам законов, другим актам зако-нодательства в области социально-трудовых отношений и предложений повопросам совершенствования трудового законодательства с учетом норм ме-ждународного права;- содействие составлению Генерального и отраслевых соглашений;- согласование позиций сторон по ратификации и денонсации конвенцийМОТ.Национальный совет состоит из равного количества полномочных пред-ставителей сторон социального диалога национального уровня и объединяет60 членов, которые осуществляют свои полномочия на общественных нача-лах: 20 членов профсоюзной стороны, которые делегируются репрезентатив-ными объединениями профсоюзов, имеющими статус всеукраинских; 20 чле-нов стороны работодателей, которые делегируются репрезентативными объ-единениями организаций работодателей, имеющими статус всеукраинских;20 членов стороны органов исполнительной власти, которые назначаютсяКабинетом министров Украины.Руководствуясь актами Президента Украины, Правительства Украины осоздании Национального совета социального партнерства, в областях созда-ны областные советы социального партнерства, в состав которых вошли вравном количестве представители от органов исполнительной власти, рабо-тодателей, профсоюзных организаций. Областной совет социального парт-нерства действует на основе разработанного Положения, в котором изложеныосновные его задачи и права. На него возложены функции по выработке еди-ной политики в важнейших направлениях социально-экономического разви-тия региона, координатора единых действий сторон и их реализация. Однимиз направлений его работы стало проведение трехсторонних консультаций ипереговоров, принятие согласованных решений по вопросам социально-экономической защиты трудящихся и трудовых отношений, снижения соци-альной напряженности, предупреждения возникновения коллективных тру-довых споров. В ходе проведения переговоров происходит обмен мнениями.Вторая особенность. Наиболее развитой и важнейшей формой социально-го партнерства является коллективно-договорное регулирование, котороенаправлено на решение отдельных трудовых отношений, но эта форма дейст-вует преимущественно только на крупных предприятиях государственной исмешанной форм собственности. На многих частных предприятиях до сихпор такие договоры отсутствуют. В среднем коллективными договорами вУкраине охвачено только 66,6% к учетному количеству штатных работников.Отсутствие коллективных договоров, слабый контроль со стороныпрофсоюзов за выполнением положений колдоговоров, значительныйпроцент незарегистрированных в местных органах власти договоров, т.е. неимеющих юридической силы; отсутствие мер ответственности уруководителей, которые уклоняются от подписания и выполнения,усложняют социально-трудовые отношения. Таким образом, низкий уровеньзаключения кол-лективных договоров в регионах является одной из причин,способствующих возникновению коллективных трудовых конфликтов.Третья особенность. С 1993 г. в Украине подписываются Генеральные со-глашения между Кабинетом министров Украины и профсоюзами, а с 1997 г.также с Украинским союзом промышленников и предпринимателей.Четвертая особенность. В государстве осуществляется содействие рас-пространению идеологии и культуры социального партнерства, создаются соци-альный, определенные нормативно-правовой и организационный механизмыформирования системы социального партнерства.Нормативно-правовой механизм системы социального партнерства со-ставляют международные нормативно-правовые акты (Хартии, Декларации,Конвенции, рекомендации МОТ); Конституция и законы Украины («О кол-лективных договорах и соглашениях», «О порядке разрешения коллективныхтрудовых споров (конфликтов)», «О профсоюзах, их правах и гарантиях дея-тельности» и др.).Организационный механизм системы социального партнерства составляютколлективные договоры на предприятиях и существующая система соглаше-ний - Генеральное соглашение, отраслевые и региональные соглашения.Экономический механизм системы социального партнерства представля-ет собой совокупность экономических условий, которые осуществляют эко-номическое влияние на субъекты управления. Действие этого механизмадолжно проявляться в возникновении у субъектов управления материальнойответственности и заинтересованности в реализации требований, которыебыли зафиксированы в коллективных договорах и соглашениях.Социальный механизм системы социального партнерства представляетсобой совокупность психологических установок, которые характеризуютотношение общества к идее социального партнерства.Пятая особенность. В Украине принят Закон «О социальном диалоге».Этот закон определяет правовые основы организации и порядка ведения со-циального диалога с целью выработки и реализации государственной, соци-альной и экономической политики, регулирования трудовых, социальных,экономических отношений и обеспечения повышения уровня и качества жиз-ни граждан, социальной стабильности в обществе. Закон предусматривает,что социальный диалог - процесс определения и сближения позиций, дости-жения совместных договоренностей и принятия согласованных решений сто-ронами социального диалога, которые представляют интересы работников,работодателей и органов исполнительной власти и органов местного само-управления, по вопросам формирования и реализации государственной соци-альной и экономической политики, регулирования трудовых, социальных,экономических отношений.Социальный диалог осуществляется на национальном, отраслевом, тер-риториальном и локальном (предприятие, учреждение, организация) уровняхна трехсторонней или двусторонней основе.По итогам анализа складывающейся модели социального партнёрства вРоссии можно сделать следующие основные выводы:1. Социальное партнерство в России находится в стадии своего становле-ния и пока ещё не созданы условия для цивилизованного, равноправного иэффективного взаимодействия основных социальных партнёров (работников,работодателей и государства). Однако следует признать и тот факт, что этопроцесс эволюционный и длительный, ожидать кардинальных изменений всоциально-трудовой сфере вряд ли стоит в ближайшие 5-10 лет.2. Анализ территориальных и отраслевых соглашений последних лет сви-детельствует о том, что существует ряд негативных тенденций, снижающихэффективность социального партнерства. Это, прежде всего, слабая законо-дательная и нормативная база социального партнёрства, несоблюдение осно-вополагающих принципов заключения соглашений и договоров, слабостьпрофсоюзов и недостаточная организованность работодателей. Следует при-знать, что и государство демонстрирует ослабление регулирующих и коорди-нирующих функций при доминировании авторитарных методов давления насоциальных партнеров. В первую очередь это связано с вопросами регулиро-вания заработной платы.3. Существующий сегодня понятийный аппарат в системе социальногопартнёрства также нуждается в серьёзном совершенствовании. Исследовате-ли проблемы развития социального партнёрства в России, равно как и прак-тики в этой области, указывают на необходимость конкретизации самого по-нятия «социальное партнёрство». Несмотря на законодательное его закрепле-ние в Трудовом кодексе, сегодня наблюдается широкая интерпретация еготрактовки.4. По полномочиям органов социального партнерства и по многим дру-гим вопросам региональные законодательства практически повторяют феде-ральное с небольшими модификациями. Анализ законодательств, принятыхна региональном уровне, в содержательном плане характеризуется различнойстепенью охвата тех или иных вопросов. Наиболее содержательно и полносоциальное партнёрство отражено в законодательстве г. Москвы. ЛидерствоМосквы заключается и в том, что законом предписаны порядок учёта содер-жащихся в соглашениях обязательств при рассмотрении и принятии город-ского бюджета, стимулирование заключения коллективных договоров напредприятиях. Таким образом, требуется и формирование единого правовогопространства в системе социального партнёрства.В обеих странах эффективность социального партнерства будет зависетьот того, насколько полно оно будет встроено в систему управления социаль-но-экономическим развитием государства.

Ключевые слова

социальное партнёрство, группы интересов, модель социального партнерства в России и Украине, the Social Partnership, interests of groups, models of the Social Partnership in Russia and Ukraine

Авторы

ФИООрганизацияДополнительноE-mail
Беззубко Лариса ВладимировнаДонбасская национальная академия строительства и архитектуры (Украина)профессор, доктор наук по государственному управлению, профессор кафедры менеджмента организацийbezzubkol@mail.ru
Нехода Евгения ВладимировнаТомский государственный университетдоцент, доктор экономических наук, профессор кафедры системного менеджмента и предпринимательства экономического факультетаsheyna@sibmail.com
Всего: 2

Ссылки

Сорокин П. Социальная и культурная динамика: исследование изменений в больших системах искусства, истины, этики, права и общественных отношений. СПб.: Изд-во Русского христианского гуманитарного института, 2000. 1054 с.
Генкин Б.М. Экономика и социология труда: Учеб. для вузов. М.: Норма-Инфра М, 2008. 399 с.
Пролиско С.С. Становление и развитие социального партнёрства в г. Москве: Автореф. дис. … канд. экон. наук. М., 2006. 26 с.
Кривошеев В.Т. Социальное партнёрство и корпоративизм: российская специфика // Социологические исследования. 2004. № 6. С. 38-44.
Карелина М.В. Региональные профсоюзы в региональном диалоге // Социологические исследования. 2005. № 3. С. 62-69.
Указ Президента України «Про Національну раду соціального партнерства» від 8 лютого 1993 р.». № 34/93. URL: http: //zakon. rada. qov. ua
Прокопенко Т. Про окремі аспекти діяльності Національної ради соціального партнерства в 1993-2003 роках // Бюлетень Національної служби посередництва і примирення. 2004. № 6. С. 52-59.
 Российская и украинская модели социального партнерства | Вестн. Том. гос. ун-та. Экономика. 2011. № 1 (13).

Российская и украинская модели социального партнерства | Вестн. Том. гос. ун-та. Экономика. 2011. № 1 (13).

Полнотекстовая версия