Оценка инвестиционной приоритетности недвижимых объектов культурного наследия как инструмент распределения финансовых ресурсов региональных целевых программ | Вестн. Том. гос. ун-та. Экономика. 2011. № 1 (13).

Оценка инвестиционной приоритетности недвижимых объектов культурного наследия как инструмент распределения финансовых ресурсов региональных целевых программ

Рассматривается проблема сохранения недвижимых объектов культурного наследия как одного из факторов устойчивого развития территории. В условиях ограниченности финансовых ресурсов важнейшей задачей, возникающей при реализации целевых программ восстановления недвижимых памятников, является оценка приоритетности объектов культурного наследия для финансирования ремонтно-реставрационных работ на них. Авторами предлагается методика оценки инвестиционной приоритетности недвижимых памятников истории и культуры, основанная на анализе ценности объектов культурного наследия общества и рисков их утраты.

Evaluation of the investment prioritiesof immovable cultural heritage as a tool for allocating financial resources of ta.pdf Важнейшим экономическим ресурсом территории, в значительной степе-ни определяющим её историко-культурную целостность и идентичность вусловиях глобализации, является региональный фонд недвижимого культур-ного наследия. Фонд недвижимого культурного наследия региона представ-ляет собой совокупность расположенных на его территории недвижимых па-мятников истории и культуры как специфических экономических благ. Осо-бенностью объектов культурного наследия как экономических благ являетсяналичие у них помимо функциональной ценности присущей всем объектамнедвижимости, общепризнанной социокультурной ценности [1]. Сохранениенедвижимых памятников как результата труда людей предшествующих по-колений и как носителей социокультурных ценностей региональных сооб-ществ является одним из факторов устойчивого развития территории. В связис социально-экономической и историко-культурной значимостью объектовкультурного наследия для региональных сообществ их сохранение представ-ляет собой важнейшую функцию органов власти регионов.Вместе с тем в России наблюдается процесс постепенной утраты значи-тельной части недвижимых памятников. Уменьшение числа объектов, обра-зующих фонд недвижимого культурного наследия, происходит за счёт ихфизической и социокультурной утрат [2]. По нашим оценкам, количествоутрат объектов культурного наследия, обусловленных их физическим разру-шением, за период с 2004 по 2008 г. составляло в среднем 156 зданий и со-оружений ежегодно. Следует отметить, что утрата объекта культурного на-следия является результатом неблагоприятного воздействия на него его соци-ального, экономического и экологического окружения. В настоящее времятаким воздействиям подвержено около 20% зданий и сооружений, образую-щих фонд недвижимого культурного наследия страны1.Одной из важнейших причин физической утраты недвижимых памятни-ков является отсутствие достаточных финансовых ресурсов, необходимыхдля поддержания их в надлежащем техническом состоянии, а также для реа-лизации проектов их восстановления. Восстановление объектов культурногонаследия представляет собой сочетание процесса сохранения уникальнойисторико-культурной среды в условиях динамичного градостроительногоразвития современных территорий с процессом активного включения памят-никовых объектов в современную социокультурную и хозяйственную дея-тельность. Следует отметить, что реализация таких проектов требует привле-чения значительных финансовых ресурсов.Действенным механизмом решения подобных задач является разработкаи реализация целевых программ. Региональные или ведомственные целевыепрограммы входят в число важнейших документов в системе стратегическогои программно-целевого планирования территорий [4] и формируют механизмаккумулирования и целевого использования финансовых ресурсов, необхо-димых для решения поставленных инвестиционных задач. Однако даже приусловии реализации принципа частно-государственного партнерства ресурсытаких программ, как правило, незначительны, что позволяет профинансиро-вать ограниченное число инвестиционных проектов. В связи с этим возникаетпроблема определения инвестиционной приоритетности объектов или проек-тов с целью их отбора для участия в инвестиционных региональных целевыхпрограммах. В частности, такая проблема стоит при реализации программреновации жилищного фонда в условиях ограниченности инвестиционныхресурсов [5].Необходимость решения проблемы выбора объектов существует и приреализацииприоритетности недвижимых памятников истории и культуры для отбораобъектов культурного наследия с целью финансирования ремонтно-рестав-рационных работ за счет средств бюджета. Данная методика предназначенадля использования применительно к объектам культурного наследия общест-ва, полностью или частично находящимся в государственной или муници-пальной собственности.В соответствии с предлагаемой методикой инвестиционная приоритет-ность того или иного объекта культурного наследия определяется двумя па-раметрами:- ценностью здания-памятника как блага, удовлетворяющего потребно-сти общества в целом, значимого для живущих и будущих поколений;- риском утраты объекта, обусловленным неблагоприятным воздействи-ем на памятник его внешнего окружения.Выявление инвестиционной приоритетности того или иного объектакультурного наследия, таким образом, предполагает оценку его ценности ириска его утраты.Оценка ценности недвижимого памятника в соответствии с предлагаемойметодикой выполняется в его текущем использовании и производится с точкизрения регионального сообщества.Оценка рисков утраты объекта культурного наследия основана на пони-мании риска как вероятности физического разрушения здания или сооруже-ния либо потери им своей социокультурной ценности. Оценка риска утратынедвижимого памятника сводится к оценке вероятностей проявления факто-ров утрат объекта культурного наследия, т.е. событий или процессов, спо-собных привести к физической или социокультурной утрате недвижимогопамятника.Оценка инвестиционной приоритетности объектов культурного наследияявляется достаточно сложной задачей, решение которой связано с обработкойи анализом значительного массива данных о недвижимых памятниках исто-рии и культуры региона. В связи с этим предлагаемая методика оценки инве-стиционной приоритетности предусматривает несколько этапов в осуществ-лении отбора объектов культурного наследия, предполагающих последова-тельное сокращение выборки недвижимых памятников, рекомендуемых дляучастия в целевых инвестиционных программах (рис. 1).Цель первого этапа − формирование из объектов, включенных в реестрнедвижимых памятников истории и культуры территории, предварительнойвыборки памятников, которая будет являться базой для осуществления даль-нейшего отбора. Формирование предварительной выборки представляет со-бой процесс исключения из перечня недвижимых памятников истории икультуры, являющихся объектами применения данной методики, тех объек-тов культурного наследия, которые по своему технико-эксплуатационномусостоянию не нуждаются в осуществлении ремонтно-реставрационных работ,а также объектов, ремонтно-реставрационные работы на которых невозмож-но либо нецелесообразно осуществлять за счёт средств регионального бюд-жета. К таким объектам следует отнести:С о д е р ж а н и е п р о ц е д у р ы о т б о р ао б ъ е к т о в к у л ь т у р н о г о н а с л е д и я о б щ е с т в ад л я в к л ю ч е н и я в т и т у л ь н ы е с п и с к и ц е л е в ы х и н в е с т и ц и о н н ы х п р о -1 ЭТАП «Предварительный отбор недвижимых памятников истории и культуры,нуждающихся в осуществлении ремонтно-реставрационных работ»Экспресс-оценка ценности объектов Экспресс-оценка рисков утраты объектов1.2. Разделение предварительной выборки на подгруппы1.1. Формирование предварительной выборки недвижимых памятников,нуждающихся в осуществлении ремонтно-реставрационных работ2 ЭТАП «Оценка инвестиционного ранга объектов культурного наследия»1 подгруппа: Недвижимые памятники, на которых ремонтно-реставрационные работыначаты, но не осуществлены в полном объёме (задельные объекты)2 подгруппа: Недвижимые памятники, нуждающиеся в осуществлении ремонтно-реставрационных работ (за исключением задельных объектов)2.1. Расчёт показателя инвестиционного ранга недвижимых памятников истории и культуры2.2. Ранжирование и группировка объектов по возрастанию показателя инвестиционного ранга3 ЭТАП «Оценка инвестиционного приоритета объектов культурного наследия»2.3. Формирование промежуточной выборки объектов культурного наследия3.1. Расчёт показателя инвестиционного приоритета недвижимых памятниковистории и культуры4 ЭТАП «Формирование перечня объектов культурного наследия,рекомендуемых для включения в региональные целевые программы»1. Расчет показателя риска утратынедвижимого памятникаОценка экологических угрозутраты объектаОценка экономических угрозутраты объектаОценка нормативно-правовыхугроз утраты объектаРасчёт комплексного коэффициентафункциональной ценности3. Расчёт показателя комплекснойценности недвижимого памятникаРасчёт удельной остаточнойвосстановительной стоимости1. Расчёт показателя функциональнойценности объекта2. Расчёт комплексного коэффициента,социокультурной ценностиОценка ценности объекта Оценка отдельных факторов утрат объек-товОценка социальных угрозутраты объекта4. Масштабирование показателяценности3.2. Ранжирование объектов в порядке убывания показателя инвестиционного приоритета(формирование уточнённой выборки объектов культурного наследия)Рис. 1. Содержание процедуры отбора объектов культурного наследиядля участия в региональных целевых программах- здания и сооружения, находящиеся в федеральной собственности и за-нимаемые федеральными учреждениями;- здания и сооружения, ремонтно-реставрационные работы по которым (всоответствии с условиями охранно-арендного договора) в полном объемеосуществляются арендатором;- здания и сооружения, на которых в течение последнего нормативногомежремонтного периода ремонтно-реставрационные работы были выполне-ны в полном объёме;- здания и сооружения, уже включенные в титульные списки целевыхпрограмм, по которым предполагается их полное восстановление.С о д е р ж а н и е п р о ц е д у р ы о т б о р ао б ъ е к т о в к у л ь т у р н о г о н а с л е д и я о б щ е с т в ад л я в к л ю ч е н и я в т и т у л ь н ы е с п и с к и ц е л е в ы х и н в е с т и ц и о н н ы х п р о -1 ЭТАП «Предварительный отбор недвижимых памятников истории и культуры,нуждающихся в осуществлении ремонтно-реставрационных работ»Экспресс-оценка ценности объектов Экспресс-оценка рисков утраты объектов1.2. Разделение предварительной выборки на подгруппы1.1. Формирование предварительной выборки недвижимых памятников,нуждающихся в осуществлении ремонтно-реставрационных работ2 ЭТАП «Оценка инвестиционного ранга объектов культурного наследия»1 подгруппа: Недвижимые памятники, на которых ремонтно-реставрационные работыначаты, но не осуществлены в полном объёме (задельные объекты)2 подгруппа: Недвижимые памятники, нуждающиеся в осуществлении ремонтно-реставрационных работ (за исключением задельных объектов)2.1. Расчёт показателя инвестиционного ранга недвижимых памятников истории и культуры2.2. Ранжирование и группировка объектов по возрастанию показателя инвестиционного ранга3 ЭТАП «Оценка инвестиционного приоритета объектов культурного наследия»2.3. Формирование промежуточной выборки объектов культурного наследия3.1. Расчёт показателя инвестиционного приоритета недвижимыхПосле проведения описанной процедуры в составе сформированнойпредварительной выборки объектов культурного наследия в отдельную груп-пу выделяются задельные объекты - недвижимые памятники, на которыхремонтно-реставрационные работы начаты, но не осуществлены в полномобъёме. Эти объекты непосредственно включаются в перечень зданий и со-оружений, рекомендуемых для участия в региональных целевых программах.Дальнейший отбор осуществляется из числа остальных объектов культурногонаследия общества, включенных в предварительную выборку.Второй этап отбора объектов культурного наследия предполагает даль-нейшее уточнение перечня памятников истории и культуры для включения втитульные списки региональных целевых программ. В основе процедуры от-бора, осуществляемого на этом этапе, лежит расчет показателя инвестицион-ного ранга недвижимых объектов культурного наследия. Показатель инве-стиционного ранга объектов культурного наследия определяется на основебалльных оценок их ценности и рисков их утраты.Для балльной оценки ценности был сформирован ограниченный переченьхарактеристик объектов культурного наследия, определяющих их социокуль-турную и функциональную ценность:- техническое состояние объекта культурного наследия общества;- сохранность функции недвижимого памятника, предусмотренной поко-лением его создателей;- общественная значимость вида современного функционального исполь-зования объекта культурного наследия;- категория социокультурной значимости;- наличие, полнота и достоверность информации об объекте культурногонаследия с момента его возведения до момента оценки;- связь памятника с историческими событиями, лицами.Оценка каждого из факторов производится на основе разработанной шка-лы (градации факторов ценности). Показатель ценности объекта культурногонаследия определяется суммированием балльных оценок перечисленныхфакторов.Для оценки рисков утраты был сформирован перечень факторовРасчет показателя риска утраты объекта заключается в суммированиибалльных оценок всех факторов утрат, определяемых на основе разработан-ной классификации факторов утрат и градаций их уровней1.На данном этапе оценку ценности объектов культурного наследия иоценку рисков их утраты производят специалисты органов охраны памятни-ков на основе предложенной классификации факторов и их градаций с ис-пользованием прилагаемого к методике картографического и справочногоматериала.На основе балльных оценок ценности и рисков утраты определяется по-казатель инвестиционного ранга:2 ,max maxRRiUUI ii CCCC = − C − (1)где ICi - показатель инвестиционного ранга i-го здания-памятника, баллов;i -номер здания-памятника, i = 1, 2, …, n; UCi -показатель ценности i-го зда-ния-памятника, баллов; CUmax -максимальный показатель ценности среди nрассматриваемых зданий-памятников, баллов; RCi -показатель риска утратыi-го здания-памятника, баллов; CR max -максимальный показатель риска среди nрассматриваемых зданий-памятников, баллов.Далее осуществляется ранжирование недвижимых объектов культурногонаследия в порядке возрастания показателя инвестиционного ранга. Резуль-татом ранжирования является рейтинг объектов культурного наследия обще-ства по показателю их инвестиционного ранга, на основе которого и произ-водится дальнейший отбор.Если количество объектов, для которых определялся показатель инвести-ционного ранга, относительно невелико, то для проведения отбора рассчиты-вается медианное значение полученного ряда рангов объектов культурногонаследия. В этом случае уточненный перечень памятников формируют изобъектов, показатель инвестиционного ранга которых меньше медианногозначения.Если количество объектов, для которых определялся показатель инвести-ционного ранга, значительно, то отбор недвижимых памятников производит-ся на основе трансформации дискретного ряда значений показателей инве-стиционного ранга в интервальный. Для этого дискретный ряд, полученный врезультате ранжирования памятников по показателю их инвестиционногоранга, разбивают на интервалы. Разбиение на интервалы предполагает опре-деление числа интервалов группировки и длины интервала (количества дан-ных, формирующих интервал). Расчет числа интервалов группировки произ-водится с помощью формулы Стерждесса [6]. На основе рассчитанных зна-1 Классификации факторов утрат и градации их уровней разработаны авторами на примере Том-ской области с использованием картографического материала, результатов геомониторинга и спра-вочных данных, содержащихся в документах территориального планирования, материалах МЧС,данных Росстата.чений показателей инвестиционного ранга и длины (размаха) интервала оп-ределяются верхняя и нижняя границы каждого из интервалов. Завершаю-щим этапом трансформации дискретного ряда распределения в интервальныйявляется разделение недвижимых объектов культурного наследия на группыв соответствии со значениями показателей их инвестиционного ранга. В со-став промежуточного перечня объектов культурного наследия включаютсянедвижимые памятники истории и культуры, вошедшие в группу объектов сминимальными значениями показателя инвестиционного ранга.Целью третьего этапа отбора является формирование уточнённого пе-речня недвижимых памятников, нуждающихся в осуществлении ремонтно-реставрационных работ. Отбор объектов культурного наследия на данномэтапе производится на основе расчета показателей их инвестиционного при-оритета и ранжирования недвижимых памятников в порядке убывания этогопоказателя. Расчет показателя инвестиционного приоритета предполагаетдетальную оценку факторов, формирующих ценность объектов культурногонаследия, и факторов, обусловливающих риски их утраты.Для расчета показателя комплексной ценности недвижимого памятника впервую очередь производится оценка его функциональной ценности. Функ-циональная ценность объекта культурного наследия определяется двумя па-раметрами:- стоимостью здания-памятника как материального объекта, являющего-ся результатом труда людей предшествующих поколений;- комплексом функциональных характеристик памятника истории икультуры как объекта недвижимого имущества в его текущем использовании.Стоимость памятника как материального объекта в целях оценки егофункциональной ценности может быть выражена через его остаточную вос-становительную стоимость. Остаточная восстановительная стоимость недви-жимого памятника представляет собой сумму затрат, необходимых для воз-ведения здания или сооружения, полностью аналогичного рассматриваемомуобъекту, за вычетом затрат, необходимых для устранения накопленного имизноса. При расчете остаточной восстановительной стоимости необходимоучитывать стоимость улучшений недвижимого памятника и величину затрат,требуемых для устранения износа этих улучшений. Для расчета восстанови-тельной стоимости объектов культурного наследия, а также для определениявеличины затрат, необходимых для устранения их износа, могут быть ис-пользованы «Сборники укрупненных показателей сметной стоимости рестав-рационно-восстановительных работ по памятникам истории и культуры» [7].Следует отметить, что остаточная восстановительная стоимость объектакультурного наследия помимо прочих факторов зависит от его масштаба. Дляисключения влияния этого фактора при сравнении различных объектов куль-турного наследия показатель остаточной восстановительной стоимости па-мятника пересчитывается на единицу его общей площади. Таким образом,выражением первого параметра является удельная остаточная восстанови-тельная стоимость объекта культурного наследия.Вторым параметром, определяющим функциональную ценность объектакультурного наследия, является комплекс функциональных характеристикпамятника истории и культуры как объекта недвижимого имущества. Длярегионального сообщества (с точки зрения которого производится оценкаценности) значимыми являются следующие функциональные характеристикипамятника как объекта недвижимости:- доходность объекта культурного наследия, определяемая его местопо-ложением;- общественная значимость вида функционального использования объек-та культурного наследия;- соответствие функции, выполняемой недвижимым памятником, функ-циональному назначению зоны его расположения.Каждая из перечисленных характеристик недвижимых памятников оце-нивается с помощью соответствующего коэффициента, принимаемого поимеющейся в предлагаемой методике шкале. Вся совокупность характери-стик функциональной ценности памятника как объекта недвижимости оцени-вается с помощью комплексного коэффициента:ф 1ф 2ф 3ф , i i i i K =K ⋅K ⋅K (2)где фi K - комплексный коэффициент, учитывающий функциональные свойст-ва i-го памятника как объекта недвижимого имущества; 1фi K - коэффициентдоходности объекта, определяемой его местоположением; 2фi К - коэффици-ент общественной значимости вида функционального использования объек-та; 3фi K - коэффициент соответствия функции объекта культурного наследияфункциональному назначению зоны его расположения.На основе рассчитанных показателей удельной остаточной восстанови-тельной стоимости и комплексного коэффициента, характеризующего функ-циональные свойства памятника как объекта недвижимого имущества, опреде-ляется показатель функциональной ценности объекта культурного наследия:ф о.в.ед. ф , i i i V =V ⋅K (3)где фi V - показатель функциональной ценности недвижимого памятника ис-тории и культуры на единицу площади, руб./ кв. м; о.в.ед.i V - остаточная вос-становительная стоимость недвижимого объекта культурного наследия наединицу площади, руб./ кв. м; фi K - комплексный коэффициент, учитываю-щий функциональные свойства недвижимого памятника истории и культурыкак объекта недвижимости.Далее производится оценка комплексной ценности памятника, учиты-вающая не только его функциональную ценность как недвижимого матери-ального объекта, но и его социокультурную ценность:к ф ск, i i i V =V ⋅K (4)где кi V - показатель комплексной ценности недвижимого памятника историии культуры на единицу площади, руб./ кв. м; фi V - показатель функциональ-ной ценности недвижимого объекта культурного наследия на единицу пло-щади, руб. /кв. м; скi K - комплексный коэффициент, учитывающий социо-культурные свойства недвижимого памятника истории и культуры.Комплексный коэффициент, характеризующий социокультурные свойст-ва недвижимого памятника, представляет собой сумму частных коэффициен-тов, определяемых по каждому из факторов, формирующих социокультур-ную ценность памятникового объекта. В качестве таких факторов были вы-делены:- время возведения;- связь памятника с историческими событиями или лицами;- наличие, полнота, достоверность информации о функционировании па-мятника с момента его возведения до момента оценки;- роль недвижимого памятника истории и культуры в градостроительномансамбле;- согласованность недвижимого памятника истории и культуры с его ар-хитектурно-пространственным окружением;- наличие и доступность зон визуального восприятия объекта;- авторство;- стилистическое решение;- сохранность объемно-планировочных решений, конструктивных реше-ний, решений фасадов;- редкость.Для каждого из перечисленных факторов была разработана шкала града-ций, которым поставлены в соответствие значения частных коэффициентов,характеризующих социокультурную ценность объектов культурного насле-дия общества1.Оценка риска утраты недвижимого памятника на данном этапе отборапроизводится с помощью расчёта показателя интегрального риска. Показа-тель интегрального риска утраты объекта определяется суммированиембалльных оценок факторов утрат, формирующих экологические, экономиче-ские, социальные и нормативно-правовые угрозы утраты объекта. Оценкаотдельных факторов утрат производится с использованием разработанныхдля них градаций. Следует отметить, что на данном этапе оценка риска про-изводится по расширенному перечню факторов утрат объектов культурногонаследия, который учитывает вероятность возникновения следующих со-бытий:- возникновение на территории расположения недвижимого памятникалесных пожаров;- возникновение на территории расположения недвижимого памятникаистории и культуры техногенно-бытовых пожаров;1 Перечень факторов и шкала градаций сформированы авторами рассматриваемой методики наоснове анализа разработок отечественных ученых - историков, архитекторов, культурологов и спе-циалистов в области оценки памятников истории и культуры [8, 9, 10].- подтопление территории объекта культурного наследия паводковыми,грунтовыми, техногенными водами;- развитие на территории памятникового объекта оврагов и оползней;- неблагоприятное воздействие на недвижимый памятник транспортной истроительной вибрации;- загрязнение территории памятника отходами;- загрязнение воздушного бассейна на территории расположения объектакультурного наследия;- разрушение объекта культурного наследия в результате развития градо-строительных процессов и хозяйственной деятельности человека;- разрушение недвижимого памятника истории и культуры в результатеотсутствия пользователя;- нанесение вреда недвижимому памятнику в результате неправомерныхдействий граждан;- нормативно-правовая незащищенность.На данном этапе отбора оценка ценности объектов культурного наследияи оценка рисков его утраты (в части оценки вероятности проявления отдель-ных факторов утрат) производятся с привлечением группы экспертов. После-дующая обработка экспертных оценок осуществляется специалистами орга-нов охраны недвижимых памятников истории и культуры.Для дальнейшего соизмерения рассчитанных показателей комплекснойценности (измеряемого в стоимостных единицах) и интегрального риска ут-раты (измеряемого в баллах) их значения приводятся к сопоставимому виду спомощью инструмента линейного масштабирования, позволяющего спроеци-ровать исходные значения показателей в интервал от 0 до 1.На основе рассчитанных показателей комплексной ценности и инте-грального риска утраты определяются показатели инвестиционного приори-тета недвижимых объектов культурного наследия:S ,iSIi = Vi ⋅ R (5)где Ii - показатель инвестиционного приоритета i-го недвижимого памятникаистории и культуры; SVi - масштабированное значение показателя комплекс-ной ценности i-го недвижимого памятника; SRi - масштабированное значениеитогового показателя риска утраты i-го недвижимого памятника.После расчёта показателя инвестиционного приоритета производитсяранжирование объектов культурного наследия общества в порядке его убы-вания. Полученная ранжированная совокупность представляет собой уточ-нённый перечень недвижимых памятников истории и культуры, рекомендуе-мых для включения в региональные целевые инвестиционные программысохранения объектов культурного наследия.Окончательный перечень памятниковых объектов, включаемых в титуль-ные списки целевой программы, определяется стоимостью реновационныхмероприятий по каждому объекту, бюджетными ресурсами данного регионаи возможностью привлечения внебюджетных источников для финансирова-ния целевой программы.

Ключевые слова

недвижимые объекты культурного наследия, инвестиционный приоритет, ценность, риск утраты, региональная целевая программа, real estate objects of cultural heritage, investment priority, value, risk of loss, region purpose program

Авторы

ФИООрганизацияДополнительноE-mail
Овсянникова Татьяна ЮрьевнаТомский государственный университетдоктор экономических наук, профессор, зав. кафедрой коммерции и инвестиций Высшей школы бизнеса ТГУ, зав. кафедрой экспертизы и управления недвижимостью Томского государственного архитектурно-строительного университетаtatovs@mail.ru
Котова Ольга ВалерьевнаТомский государственный архитектурно-строительный университеткандидат экономических наук, доцент кафедры экспертизы и управления недвижимостьюantrea85@yandex.ru
Скуридина Юлия БорисовнаТомский государственный архитектурно-строительный университетпреподаватель кафедры экономики строительстваdju2006@yandex.ru
Всего: 3

Ссылки

Овсянникова Т.Ю. Особенности недвижимых объектов культурного наследия как экономических благ // Вестник Том. гос. ун-та. 2008. № 312. С. 139−145.
Овсянникова Т.Ю. Фонд недвижимых памятников истории и культуры как объект государственного управления // Недвижимость: экономика, управление. 2009. № 2. С. 34-39.
Государственные доклады «О состоянии и об охране окружающей среды Российской Федерации» / Министерство природных ресурсов и экологии Российской Федерации [Электронный ресурс]. URL: http://www.mnr.gov.ru/part/?pid=776 (дата обращения 15.04.2010).
О системе документов стратегического и программно-целевого планирования Томской области: Закон Томской области: Справочная правовая система «КонсультантПлюс» [Элек- тронный ресурс]. URL: http://www.consultant.ru
Овсянникова Т.Ю. Инвестиции в жилище. Томск: Изд-во Том. гос. архит.-строит. ун-та, 2005. 378 с.
Прикладная математика: Справочник математических формул [Электронный ресурс]. URL: http://www.pm298.ru/pervich7.php (дата обращения 15.04.2010).
Сборник укрупнённых показателей сметной стоимости реставрационно- восстановительных работ по памятникам истории и культуры (СУПСС - 87) / Министерство культуры СССР. М., 1987.
Пруцын О.И., Ромашевский Б., Борусевич В. Архитектурно-историческая среда / Под ред. О.И. Пруцына. М.: Стройиздат, 1990. 408 с.
Методика экономической оценки объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации / АНО «Центр независимой оценки» [Электронный ресурс]. URL: http://mkrf.ru/documentations/585/ (дата обращения 15.04.2010).
Оценка недвижимых памятников истории и культуры. Основные положения / Стандарт российского общества оценщиков. СТО РОО 21-05-97 (проект) [Электронный ресурс]. URL: www.appraisal.ru/files/ds/21-05-97_P.doc (дата обращения 15.04.2010).
 Оценка инвестиционной приоритетности недвижимых объектов культурного наследия как инструмент распределения финансовых ресурсов региональных целевых программ | Вестн. Том. гос. ун-та. Экономика. 2011. № 1 (13).

Оценка инвестиционной приоритетности недвижимых объектов культурного наследия как инструмент распределения финансовых ресурсов региональных целевых программ | Вестн. Том. гос. ун-та. Экономика. 2011. № 1 (13).

Полнотекстовая версия