Особенности государственного регулирования агропромышленных интегрированных структур | Вестн. Том. гос. ун-та. Экономика. 2011. № 1 (13).

Особенности государственного регулирования агропромышленных интегрированных структур

Рассмотрены вопросы реализуемых в настоящее время программ государственной поддержки агропромышленного комплекса российской экономики. Особое внимание уделено совершенствованию государственного регулирования интегрированных агропромышленных структур и направлениям реализации программно-целевого регулирования системы сельскохозяйственного кредитования. Выделены принципы эффективного взаимодействия с инвесторами, а также актуальные направлениями поддержки со стороны государства.

Features of state regulation of the agroindustrialintegrated structures.pdf Накопленный во многих районах России опыт создания интегрированныхагропромышленных формирований показал, что в их деятельности возникаетмножество проблемных вопросов, связанных с ущемлением самостоятельно-сти сельскохозяйственных организаций, сложностями в управлении агропро-мышленным комплексом (АПК), регулировании со стороны государственныхотраслевых органов и решении ряда социальных проблем в сельской местно-сти. Реализация приоритетного национального проекта «Развитие АПК», на-чатая в 2006 г., оказала значительное влияние на ускорение развития живот-новодства. В 2007 г. прирост реализации скота и птицы на убой в хозяйствахвсех категорий составил 8,6%, а в сельскохозяйственных организациях -13,5% к уровню 2006 г. Рост производства мяса обеспечен за счет продол-жающегося наращивания объемов производства мяса птицы на 16,5% и сви-нины на 10%. Благодаря национальному проекту начиная с 2006 г. для сель-скохозяйственных товаропроизводителей стали доступны инвестиционныекредиты на льготных условиях сроком до 5 и 8 лет. Всего кредитов участни-ки национального проекта привлекли за два года 215 млрд. руб. [1, с. 19-20].Основным кредитно-финансовым институтом развития малых форм хо-зяйствования на селе стал Россельхозбанк, который уже работает с 80% му-ниципальных образований районного уровня. В течение двух лет шло актив-ное формирование сельскохозяйственных потребительских кооперативов. Ихсоздано 3 840, в том числе 1 150 кредитных, 740 перерабатывающих и 1 950снабженческо-сбытовых. Ставится задача завершить формирование сети втекущем году. На начало 2006 г. в стране действовало всего 800 сельскохо-зяйственных потребительских кооперативов. Созданные кооперативы быстроразвиваются, прирост объема реализации продукции за 2007 г. на один коо-ператив вырос на 21%. Таким образом, созданы предпосылки и механизмыподдержки малого бизнеса на селе.Характеризуя исполнение бюджетных показателей, следует отметить, чтоза 2006-2007 гг. мероприятия национального проектаТакже выделены все необходимые средства на федеральные целевые про-граммы «Социальное развитие села до 2010 года» и «Сохранение и восста-новление плодородия почв земель сельскохозяйственного назначения и агро-ландшафтов как национального достояния России на 2006-2010 годы», хотя впредыдущие годы аналогичные программы недофинансировались. Нацио-нальный проект по АПК дал определенный импульс росту производства про-дукции. Все его целевые показатели на 2006-2007 гг. выполнены. Однакоесли сравнивать темпы восстановления сельскохозяйственного производствас потребностями продовольственного рынка, то они не удовлетворены. Ростимпорта продовольствия намного превышает темпы роста сельскохозяйст-венного производства. Динамика производства основных видов сельскохо-зяйственной продукции в хозяйствах всех категорий Российской Федерацииотражена в табл. 1 [2, с. 19].Таблица 1Динамика производства основных видов сельскохозяйственной продукции в хозяйствах всехкатегорий Российской Федерации (млн/ т)Продукция 1990 г. 2000 г. 2006 г. 2007 г. 2007 г. в % к1990 г.Зерновые и зер-нобобовые116,7 65,5 78,6 81,8 70,1Подсолнечник 3,4 3,9 6,8 5,7 167,6Сахарная свекла 32,3 14,1 30,9 29,0 89,8Картофель 30,8 34,0 38,6 36,6 118,8Овощи 10,3 12,5 15,6 15,5 150,5Мясо 15,6 7,0 8,0 8,6 55,1Молоко 55,7 32,3 31,4 32,2 57,8Правительством РФ принята Государственная программа развития сель-ского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции,сырья и продовольствия на 2008-2012 гг. В нее вошли все направления и па-раметры национального проекта и, кроме того, включены новые мероприятияпо ускорению темпов роста и повышению конкурентоспособности сельско-хозяйственной продукции. В предстоящие пять лет на реализацию програм-мы из федерального бюджета выделяется 551 млрд. руб., что в 3 раза больше,чем в предыдущем пятилетии. В тех же объемах будет осуществлено софи-нансирование мероприятий этой программы из бюджетов субъектов Федера-ции. Ресурсная обеспеченность программы и прогнозные значения матери-альных затрат даны в табл. 2.Формируя реалистичный и в то же время практически значимый подходличении поголовья животных, сортообновлении, применении новых форморганизации производства и методов управления.Таблица 2Ресурсная обеспеченность Государственной программы развития сельского хозяйства и регу-лирования рынков сельскохозяйственной продукции сырья и продовольствия на 2008-2012годы и прогнозные значения материальных затрат предпринимательских структурПоказатели расходов госу- Годыдарства и предпринима-тельских структур2008 2009 2010 2011 2012Расходы государства наразвитие отраслей расте-ниеводства, млн. руб.3149 4121 4430 4559 4885Затраты предприниматель-ских структур по продук-ции растениеводства,млн. руб.571354 596748 620259 642147 662622Агрегированная мера мате-риальной поддержки пред-принимательских структурпо продукции растениевод-ства, %0,55 0,69 0,71 0,71 0,74Расходы государства наразвитие отраслей живот-новодства, млн. руб.427896 445328 461465 476490 490544Агрегированная мера мате-риальной поддержки пред-принимательских структурпо продукции животновод-ства, %2,47 2,31 1,88 1,85 1,87Источник: www.rost.ruВ связи с этим важно подчеркнуть, что в ходе реализации национальногопроекта были достигнуты очевидные результаты:во-первых, впервые за многие годы осуществлен комплекс организацион-ных, правовых, финансово-кредитных и технологических мер общегосудар-ственного уровня, направленных на дальнейшее развитие сельского хозяйст-ва и улучшение условий жизни занятых в отрасли людей;во-вторых, были закреплены сугубо рыночные механизмы государствен-ного регулирования процессов финансирования национального проекта,обеспечивающие:- привлечение значительных инвестиционных ресурсов в форме доступ-ных дешевых кредитов и финансового лизинга;- вовлечение в инвестиционные процессы на селе почти 200 тыс. сель-ских заемщиков и около 200 кредитных организаций;- начало развития системы земельно-ипотечного кредитования;в-третьих, наметились изменения, облегчающие доступ на рынки про-дукции, произведенной малыми формами хозяйствования на селе (созданиекооперативов);в-четвертых, были созданылирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольст-вия на 2008-2012 гг.По заключению Всероссийского НИИ экономики сельского хозяйстваРАСХН, основной прирост мяса достигнут главным образом на крупныхсвинокомплексах и бройлерных птицефабриках. На увеличение объемов суб-сидий в первую очередь отреагировали крупные агропромышленные форми-рования, вложив субсидируемые кредитные ресурсы преимущественно впроизводство свинины и птицы.С учетом того, что в рамках программы субсидирование процентнойставки определено основным видом государственной поддержки при отсут-ствии механизма, обеспечивающего достижение предусмотренных целевыхиндикаторов во взаимосвязи с объемами бюджетного финансирования, ис-пользование субсидий, как и в рамках национального проекта, будет осуще-ствляться без ориентирования этих расходов на результат. Результаты кон-трольных и экспертно-аналитических мероприятий Счетной палаты показалиналичие системных недостатков, которые были допущены при разработкепараметров национального проекта и в процессе его реализации привели кувеличению объемов финансирования мероприятий национального проекта в1,5 раза без изменения основных целевых показателей проекта.Субсидирование процентной ставки по кредитам и инвестированиесредств федерального бюджета в уставные капиталы акционерных обществкак основные экономические инструменты были ориентированы не на реше-ние комплекса назревших проблем в сельском хозяйстве, а только на разви-тие отдельных направлений. Кроме того, использование этих инструментовне позволяло привлечь к участию в национальном проекте сельхозтоваро-производителей с низким уровнем доходов и недостаточной залоговой базой.Недостаток механизмов, действующих в рамках Федерального закона «Офинансовом оздоровлении сельскохозяйственных товаропроизводителей»,заключается в том, что они сводятся к реструктуризации задолженностисельхозорганизаций. Закон распространяетсяподхода, лежащего в основе разработки направлений Госпрограммы и позво-ляющего интегрировать административные и прямые экономические методырегулирования, осуществить реализацию общих и специальных целевых про-грамм и проектов в сельском хозяйстве, подкрепленных соответствующимифинансовыми ресурсами.В ходе организации программно-целевого регулирования системы сель-скохозяйственного кредитования комплекс целей, задач, направлений и ме-ханизмов определяется исходя, с одной стороны, из необходимости созданиядоступных форм кредитной поддержки товаропроизводителей, а с другой -из ресурсных возможностей, требующихся для обеспечения их функциони-рования с учетом особенностей спроса и предложения на рынке сельскохо-зяйственного кредита, ограничивающих реализацию системных функций. Вусловиях бюджетного дефицита это наиболее эффективный инструмент кон-центрации и целевой ориентации государственных ресурсов на важнейшихнаправлениях, обеспечивающих сбалансированное расширение границ сель-скохозяйственного кредитования и устойчивое развитие отрасли.Государственное регулирование кредитной системы в сельском хозяйствесвязано с большим количеством обратных связей и требует применения ком-плексного подхода в процессе преодоления проблем дефицита источниковфинансирования и формирования эффективной финансово-кредитной инфра-структуры агропромышленного сектора [3, с. 56].Программно-целевое регулирование кредитной системы должно осуще-ствляться по трем ключевым направлениям: поддержка сельхозтоваропроиз-водителей, финансово-кредитных институтов, а также специализированнойинфраструктуры, обеспечивающей их взаимодействие.Одно из основных преимуществ предлагаемой модели - комплексный ха-рактер формирования основных направлений регулирования системы креди-тования, что обеспечивает необходимый баланс реализации всех ее функцийи позволяет приблизить границы функционирования к оптимальным. Длярешения каждой из поставленных задач предложен конкретный администра-тивный или экономический регулятор. Формы и механизмы регулированиясущественно меняются в зависимости от решаемых задач.На наш взгляд, на федеральном уровне приоритетными задачами должныбыть следующие:- формирование и регулирование единого продовольственного рынка ирынка материально-технических ресурсов для сельского хозяйства и другихотраслей АПК;- обеспечение гибкой и эффективной внешнеторговой политики;- проведение единой общегосударственной земельной, финансово-кредитной и налоговой политики;- организация общегосударственных контрольных функций (качествопродовольствия, ветеринарный, экологический, технико-технологическийконтроль, рациональное и бережное использование земель);- научное, консультативное, информационное и кадровое обеспечениеАПК.На достижение перечисленных целей должны работать такие инструмен-ты, как правовая база, индикативное планирование, ценообразование, нало-гообложение и др. На региональном уровне в качестве основных следует из-брать два направления государственной поддержки. Первое из них связано снеобходимостью существенного увеличения средств, выделяемых сельскомухозяйству, совершенствование форм помощи; второе - с необходимостьюсокращения затрат сельхозпредприятий на единицу продукции.При распределении средств поддержки требуется учитывать все много-образие экономических и социальных задач, стоящих перед отраслью. Jlyfrjосновная их часть (не менее двух третей) должна быть направлена на повы-шение доходов сельскохозяйственных предприятий.Наиболее актуальными направлениями расходования средств являются:- поддержка цен с помощью государственных закупок и товарных интер-венций, прямых субсидий;- компенсация части затрат на приобретение наиболее дефицитныхсредств производства (минеральные удобрения, горючее, смазочные мате-риалы, элитные семена и племенные животные, сельскохозяйственная тех-ника);- льготное кредитование сельхозпроизводителей;- разработка и реализация программ повышения качества менеджмента.Региональные органы власти и органы местного самоуправления могутоказывать на них прежде всего формальное воздействие, заключающееся вформировании правового поля функционирования интегрированных струк-тур агробизнеса и контроля над их деятельностью строго в рамках сущест-вующего законодательства [4, с. 173]. При этом необходимо соблюдать сле-дующие принципы эффективного взаимодействия с инвесторами:- стимулирование через налоговое законодательство привлечения в сель-ское хозяйство инвестиций перерабатывающих предприятий и концентрацияаграрного производства в наиболее эффективных интеграционных структу-рах, соблюдающих условия трудового и антимонопольного законодательства;- установление обязательности- обеспечение в процессе четырехсторонних переговоров (инвестора-интегратора, собственников СХО, трудового коллектива СХО и представите-лей органов власти субъекта Федерации) сопоставимости размеров внешнихинвестиций интеграторов с имущественным вкладом сельхозорганизаций винтегрированные структуры;- обязательное участие инвесторов в реструктуризации долгов интегри-руемых сельскохозяйственных предприятий;- гарантирование органами власти соблюдения прав инвесторов.Следует учитывать, что государство может выполнять только предусмот-ренные действующим законодательством функции в области обеспечениягарантии прав собственности, финансово-кредитной, информационной и дру-гих видов поддержки субъектов агропромышленного комплекса страны. Присложившихся в России рыночных отношениях пока не создана система госу-дарственного регулирования, обеспечивающая достаточный уровень защитыправ сельского населения. В этих условиях особенно возрастает роль общест-венных объединений, в том числе и в процессе организации взаимоотноше-ний в вертикально интегрированных структурах АПК. Как известно, степе-нью развития общественных институтов определяется уровень формированиягражданского общества, а также возможность обеспечения постоянногоулучшения социально-экономического положения населения и прежде всегоповышения его жизненного уровня.

Ключевые слова

интеграция, государственное регулирование, АПК, integration, state regulation, agrarian and industrial complex

Авторы

ФИООрганизацияДополнительноE-mail
Бадалов Леонтий МесроповичРоссийский экономический университет им. Г.В. Плеханова (г. Москва)профессор, доктор экономических наук, профессор кафедры национальной и региональной экономикиnadseva@mail.ru
Седова Надежда ВасильевнаРоссийский экономический университет им. Г.В. Плеханова (г. Москва)кандидат экономических наук, доцент кафедры национальной и региональной экономикиnadseva@mail.ru
Всего: 2

Ссылки

Закшевский В., Меренкова И., Перелетов А. Взаимодействие органов власти и агробизнеса // АПК: экономика и управление. 2009. №7. С. 16-21.
Кошолкина Л. Результаты национального проекта «Развитие АПК» // Экономист. 2008. № 6. С. 17-20.
Остапова Л.М. Механизм взаимодействия государства с предпринимательскими структурами в процессе агропромышленной интеграции // Экономика сельскохозяйственных и перерабатывающих предприятий. 2008. №8. С. 56-58.
Седова Н.В. Механизм формирования интегрированных структур (на примере агропромышленного комплекса) // Вестник Том. гос. ун-та. 2007. № 96 (3). С. 172-177.
 Особенности государственного регулирования агропромышленных интегрированных структур | Вестн. Том. гос. ун-та. Экономика. 2011. № 1 (13).

Особенности государственного регулирования агропромышленных интегрированных структур | Вестн. Том. гос. ун-та. Экономика. 2011. № 1 (13).

Полнотекстовая версия