The role of the factor of personality of the manager in realization of the investment projects.pdf В настоящее время современная экономическая наука уделяет большоевнимание человеку и отводит ему роль преобразователя различных процес-сов, происходящих в современном обществе. Однако такую роль она отводитне просто человеку. Все чаще в экономической литературе появляется такоепонятие, как «личностный фактор». Данное понятие несколько шире, чемпонятие «человеческий капитал». Речь идет не столько о «специфическойформе капитала, воплощенного в самом человеке» и не только о существую-щем «у человека запасе здоровья, знаний, навыков, способностей, мотиваций,которые содействуют росту его производительности труда и приносят емудоход в форме заработной платы или ренты» [1. с. 10]. Личностный фактор -это личность со всеми многогранными аспектами ее проявления, включаяпроизводственные, ролевые, структурные, отношенческие и внеорганизаци-онные характеристики конкретного индивидуума.Важно отметить, что на сегодняшний день все чаще приходит пониманиетого, что эффективность работы любой организации зависит не только отсостояния рынка, на котором она функционирует, и не только от экономиче-ских отношений, которые данная организация выстраивает с другими субъек-тами экономической деятельности. Наряду с этими важными факторами су-ществует еще один, не менее значимый - эффективная работа личностногофактора организации.Практически в любой организации, как правило, присутствует разделениеуправленческих отношений. Часть персонала управляет, организует всю ра-боту, другая часть исполняет поставленные перед ними задачи. Таким обра-зом, в организации можно выделить определенные категории персонала(рис. 1).В данной структуре руководители занимают особое место и осуществля-ют общее управление, обобщая работу всех служб и подводя итоги деятель-ности в своей сфере.Рис. 1. Категории служащих в организации [2, с. 53]Главная задача компетентного руководителя заключается в том, чтобырассматривать возникшие проблемы во всех аспектах и принимать своевре-менные решения по их устранению. «Руководитель несет персональную от-ветственность за своевременное решение основных проблем управляемойсистемы в целом, а также за организацию работы по их реализации, за кон-троль исполнения. Руководитель - ключевое звено в кадровой системе… ру-ководитель - лидер коллектива» [3, с. 14].Если говорить о роли личностного фактора руководителя в реализацииинвестиционных проектов, то стоит отметить, что под инвестиционным про-ектом понимается «обоснование экономической целесообразности, объемов,сроков и проведения капитальных вложений, включая необходимую доку-ментацию, разрабатываемую в соответствии с принятыми в России стандар-тами (нормами и правилами), а также описание практических действий пореализации инвестиций» [4, с. 21]. Именно инвестиции, облаченные в формуинвестиционных проектов, являются мощным толчком для развития органи-зации. Учитывая этот факт, в вопросах инвестирования руководителю орга-низации отводится особая роль. Помимо того, что в его задачу входит выне-сти окончательное решение о целесообразности конкретного проекта, оце-нить все перспективы, руководитель должен уметь настроить коллектив «за»проект, сплотить свою команду для выполнения общих целей, что особенноважно, когда речь идет о крупных инновационных проектах. И в данной си-туации необходимо учитывать именно личностный фактор руководителя вкомплексе и его способность достичь результатов, заданных в инвестицион-ном проекте.Важно различать такие понятия, как «лидер» и «руководитель». Руково-дитель, как правило, назначается извне, наделен официальными властнымиполномочиями, обладает правом на применение карательных и поощритель-ных мер. В то время как лидер - лицо, пользующееся авторитетом, обладаю-щее влиянием на других людей [5, с. 29]. Руководитель должен стремиться ктому, чтобы завоевать авторитет своих подчиненных, потому что результатосуществления инвестиционного проекта зависит в конечном итоге от трудакаждого конкретного работника. А производительность работника зависит отобстановки в коллективе, не последнюю роль в которой играют отношения сруководителем.Если рассматривать личностный фактор руководителя с точки зрения егокачественных характерных черт, то можно выделить руководителя:1) как лидера, воспринимаемого группой: «один из нас». Данный лидер не особо выделяется из основной группысотрудников. Чаще всего его воспринимают как «первого среди равных» вконкретной сфере. Благодаря тому, что данный лидер воспринимается как«свой», отношения в коллективе основаны на взаимном доверии и уважении; «лучший из нас». Данный вид лидеров считается образцом для подра-жания, он ведет за собой подчиненных, выделяясь для них по многим харак-теристикам: деловым, коммуникационным и пр.; «хороший человек». Как и указанный выше тип лидеров, этот лидертакже выделяется из толпы. Однако в данном случае уважения подчиненныхзаслуживают нравственные качества руководителя: порядочность, ответст-венность и пр.; «служитель». Этот тип лидеров выступает от лица своего коллектива,представляя его интересы, ориентируется на мнение подчиненных [6].С точки зрения эффективной реализации инвестиционного проекта руко-водитель должен уметь выделяться из коллектива, который ему подчиняется.Роль «лучшего из нас» подходит для этих целей больше всего. На руководи-теля, который отвечает за инвестиционные проекты, сотрудники должныориентироваться в первую очередь благодаря его профессиональным качест-вам и умению «вести за собой»;2) как определенный тип лидера: лидер-организатор - интегрирует группу в единое целое; лидер-инициатор - на этом типе лидера лежит решение возникающихпроблем и выдвижение новых идей; лидер-генератор эмоционального настроя - формирует общее настрое-ние коллектива; лидер-эрудит - обладает широким кругозором в различных областях; лидер-эталон - данному типу руководителя отводится роль «звезды»,он является центром притяжения своих подчиненных, идеалом для подража-ния; лидер-мастер, умелец - данный руководитель является хорошим спе-циалистом в определенном виде деятельности [6].Для своевременной и качественной реализации инвестиционных проек-тов важно, чтобы руководитель умел концентрировать в себе несколько извышеперечисленных лидерских качеств. Если руководитель обладает талан-том организатора, но не имеет понятия о той области, в которой реализуетсяинвестиционный проект, очевидно, что реализация данного проекта будетосуществляться со значительными задержками по времени и, возможно, от-клонениями по финансово-экономическим показателям.В ситуации, когда руководитель - хороший специалист, однако он не вы-двигает новых идей - как ускорить реализацию проекта, как добиться макси-мальных показателей с меньшими затратами, хотя и подразумевается дости-жение поставленных целей, но повышения эффективности реализации проек-та не достигается;3) как лидера, влияющего на реализацию целей организации: конструктивное лидерство (функциональное) - лидер работает на осу-ществление целей организации; деструктивное лидерство (дисфункциональное) - лидер не заинтересо-ван в достижении поставленных целей. Чаще всего данный тип лидерстваформируется в коррумпированной среде; нейтральное лидерство - лидер и его действия не влияют на эффектив-ность производственной деятельности (например, лидерство среди работаю-щих в одной организации садоводов-любителей) [7].При реализации инвестиционных проектов возможен только первый ва-риант - руководитель должен стремиться к осуществлению поставленныхцелей.Стоит отметить, что если руководитель является лидером в своем коллек-тиве, то это помогает ему управлять процессами в организации, исключаянедовольство, страх подчиненных и сопротивление. Чем больше качеств дан-ный руководитель соединяет в себе, тем ему легче управлять персоналом,добиваться поставленных целей и, как следствие, доводить реализацию инве-стиционного проекта до успешного завершения.Стоит учитывать и тот факт, что к одному и тому же лидеру в коллективеможет быть разное отношение. Типы восприятия руководителя членами кол-лектива могут не совпадать или накладываться друг на друга. Одни работни-ки могут воспринимать его как «лучшего из нас», другие - как «одного изнас» и т.д.Однако не только положительное или отрицательное отношение к лич-ным качествам руководителя оказывает значительное влияние на работуСотрудники не чувствуют своей включенности в процесс претворенияпроекта в жизнь, действуют по заранее установленному плану, не проявляютсвоей инициативы, в результате чего теряются компетентные идеи. Процессреализации проекта полностью зависит от квалификации авторитарного ру-ководителя; демократический. При демократичном стиле управления руководитель-лидер советуется со своими подчиненными при принятии решений. Для кол-лектива такой руководитель стремится создать максимально комфортныеусловия для выражения собственного мнения - каждый имеет на него право.Лидер в данном случае - такой же член группы, как и все остальные.Таким образом, достигается эффективное управление инвестициями ор-ганизации. В подчиненных развивается самостоятельность, ответственностьза свои действия, интерес в быстром достижении поставленной цели. В дан-ном случае осуществление проекта зависит от всего трудового коллектива; либеральный. Для либерального стиля управления характерна практи-чески полная свобода действий персонала. Руководитель наблюдает за про-исходящим, оставаясь в стороне. Действия лидер предпринимает только втом случае, если для этого поступили указания «сверху». Такие руководителибывают не уверены в своей компетенции и в зависимости от ситуации могутменять свое мнение по одному и тому же вопросу несколько раз. Очень частоважные вопросы решаются без участия такого руководителя. Данная системапозволяет почувствовать работникам вседозволенность, отсутствие ответст-венности за свои действия.Результатом данного стиля управления может стать крах исполненияпроекта или существенные временные задержки при его осуществлении.Однако стоит отметить тот факт, что в чистом виде данные стили управ-ления встречаются редко. Существует множество «промежуточных» вариан-тов. Исходя из личных качеств, каждый руководитель выбирает свой собст-венный стиль управления, и от этого выбора во многом зависит, как пройдетреализация проекта, посредством чего достигнет организация поставленныхцелей или нет.2. Ситуационный подход.Р. Лайкерт со своими коллегами в Мичиганском университете сделализаключение о том, что руководитель может быть сосредоточен либо на си-туации (работе, задаче), либо на человеке [8].1) Ориентация на человека. Руководитель сосредоточен «на том, кто де-лает», лидер добивается повышения производительности путем улучшенияотношений со своим персоналом в процессе работы. Такой стиль очень схожпо своей сути с демократическим стилем управления.2) Ориентация на ситуацию (работу). Руководитель, который избираетданный стиль управления, в первую очередь сосредоточен на «том, что де-лают». Системы вознаграждения разрабатываются для того, чтобы повыситьэффективность труда. Данный стиль схож с авторитарным стилем управле-ния, ему также присущ строгий контроль за действиями сотрудников.Изначально, проводя первые исследования, ученые заключили, что руко-водитель может быть сосредоточен либо на одном, либо на другом стилеуправления, однако позже исследователи установили, что стиль управленияруководителей может быть в разной степени ориентирован одновременно надва этих направления.На сегодняшний день «ориентация на человека» и «ориентация на ситуа-цию (задачу)» - это две границы, в рамках которых могут существовать раз-личные стили управления в зависимости от руководителя организации. Вы-бор чаще всего зависит от тех условий, в которых на данный момент прихо-дится функционировать компании, и от того, какой инвестиционный проектона намеревается осуществить.Рассмотрев представленные выше стили управления, можно утверждать,что если руководитель отдает себе отчет в важности компетентного подходак своей команде, основанного на доверии и взаимоуважении, у организациипоявляется возможность грамотно и своевременно реализовывать инвестици-онные проекты. Персонал ориентирован на слаженное, качественное выпол-нение своих функциональных обязанностей, видит поставленные цели истремится к ним. Если же руководитель считает себя «выше» всех окружаю-щих, игнорирует их мнение, то персонал старается покинуть такую команду,чтобы избежать давления и непонимания в коллективе.Таким образом, роль руководителя-лидера как личностного фактора вреализации инвестиционных проектов, независимо от того уровня, к которо-му он принадлежит, сводится к тому, что: лидер является администратором. Он отвечает за работу своего коллек-тива и следит за своевременным и качественным исполнением поставленныхзадач; лидер отвечает за планирование долгосрочных и краткосрочных целейпри реализации инвестиционных проектов, а также методов и средств их дос-тижения; лидер - эксперт. Руководитель должен быть компетентным в поручен-ной ему области, так как если в организации нет высокого разделения функ-ций, именно к лидеру-руководителю обращаются в решении вопросов как кболее квалифицированному специалисту; лидер регулирует отношения внутри коллектива. Во многом слаженнаяработа коллектива зависит от той атмосферы, в которой он находится. Рольруководителя заключается в том, чтобы создать комфортные условия длявсех членов своей команды; лидер устанавливает отношение к себе. Помимо отношения сотрудни-ков друг с другом не меньшую роль играют взаимоотношения лидера и под-чиненных. От того, какой стиль управления руководитель считает для себянаиболее приемлемым, зависит удовлетворение команды от выполняемойработы и производительность каждого сотрудника [7]; помимо вышеперечисленного при реализации инвестиционных проек-тов на руководителе лежит большая ответственность - разделить полномочиямежду теми сотрудниками, которые готовы к определенному виду работы. Впротивном случае работа некомпетентных сотрудников может привести кзатруднениям в реализации проектов.Обобщая изложенное выше, стоит отметить, что идеальных руководите-лей не бывает. Сложно найти такого топ-менеджера, который бы восприни-мался одновременно всем коллективом как «лучший из нас», соединял в себекачества организатора, инициатора, эталона и умельца и в то же время при-менял демократический подход, ориентированный только на человека.Однако любому руководителю, независимо от того, какого масштаба ин-вестиционный проект он курирует, необходимо помнить о том, какая ответ-ственность лежит именно на нем. Безусловно, один хороший руководитель ицелый штат неквалифицированных сотрудников все равно приведут к крахуосуществление инвестиционного проекта. Но от личностного фактора руко-водителя, от того, какие решения он принимает, как может сплотить коллек-тив для эффективного достижения целей, доносит ли их суть до своих со-трудников, именно от этого в большинстве случаев и зависит конечный ре-зультат осуществления любого инвестиционного проекта.
Нуреев Р.М. Человеческий капитал и его развитие в современной России // Общественные науки и современность. 2009. № 4. С. 5-20.
Кибанов А.Я. Управление персоналом организации: Учебник / Под ред. А.Я. Кибанова. 2-е изд., доп. и перераб. М.: ИНФРА-М, 2003. 638 с.
Бизюкова И.В. Кадры управления: подбор и оценка: Учеб. пособие. М.: ОАО «Изд-во «Экономика», 1998. 150 с.
Бочаров В.В. Инвестиции: Учебник для вузов. 2-е изд. СПб.: Питер, 2009. 348 с.
Аверченко Л.К. Психология управления: Курс лекций /Л.К. Аверченко, Г.М. Залесов, Р.И. Мокшанцев, В.М. Николаенко. Новосибирск: Изд-во НГАЭиУ; М.:ИНФРА-М, 1997. 150 с.
Мотивация и типы лидерства [Электронный ресурс] // Бухгалтерский учет. URL: http://thepoorband.com/invest/809-motivacia-tipi-liderstva.html (дата обращения 21.11.2010).
Платонов Ю.П. Структура и условия лидерства [Электронный ресурс] // Портал iTeam - технологии корпоративного управления. URL: http://www.iteam.ru/ publications/ strategy/ section_ 33/article_3697/ (дата обращения 16.11.2010).
Лидерство - стиль, ситуация и эффективность [Электронный ресурс] //www.labex.ru - Законодательство России. URL:http://labex.ru/page/m_book_20.html (дата обращения 18.11.2010).