Конкурентные преимущества высокого порядка и ключевые компетенции компании как основа качества продукции в современных условиях | Вестн. Том. гос. ун-та. Экономика. 2011. № 1 (13).

Конкурентные преимущества высокого порядка и ключевые компетенции компании как основа качества продукции в современных условиях

Рассматривается понятие конкурентоспособности, являющееся результатом наличия конкурентных преимуществ различного порядка; показываются конкурентные преимущества высокого порядка и их взаимосвязь с ключевыми компетенциями фирмы. Определяется влияние данных категорий на качество продукции.

Competitive Advantages and Core Competences as the Basis of а Product Quality in Modern Society.pdf Современный покупатель с помощью рыночного механизма предъявляетновые требования к качеству товара. Поэтому, чтобы выжить или победить вжестокой конкурентной борьбе за покупателя, фирма должна производитьтовар, обладающий не просто определенными преимуществами по сравне-нию с конкурентами, а имеющий целый ряд конкурентных преимуществразличного характера. Именно это требование вызвало изменение подхода кконкурентным преимуществам. Так, например, появились новые теории [1,с. 52] - теория опережающих конкурентных преимуществ и теория преиму-ществ на основе императивов развития общества. Другими словами, про-изошло смещение движущих сил развития экономики и от глобальной конку-ренции к конкуренции, основанной на интеллектуальном лидерстве. Причемесли ранее приоритет отдавался нематериальным активам и развитию ин-формационных технологий, то в настоящее время осуществляется ориента-ция на продажи решений, имеющих высокую добавленную стоимость, а так-же на доминирование роли услуг.В целях анализа вышеперечисленных тенденций рассмотрим некоторыепонятия. Начнем с понятия «конкурентоспособность». В экономической ли-тературе конкурентоспособность как возможность фирмы более эффективнораспоряжаться собственными и заемными ресурсами очень часто отождеств-ляется с конкурентными преимуществами [2, с. 62]. Следует заметить, чтоподобная аналогия имеет веские основания, поскольку смысл конкуренто-способности чаще всего трактуется как способность опережать соперников вдостижении поставленных экономических целей в процессе конкурентнойборьбы. Однако между данными понятиями существует причинно-следственное различие. Конкурентоспособность является результатом, фик-сирующим наличие конкурентных преимуществ, без последних невозможнаконкурентоспособность. При этом наличие отдельных конкурентных пре-имуществ не означает автоматическое предпочтение. Только в комплексе онимогут оказать решающее влияние при выбореКонкурентоспособность товаров - способность товаров отвечать требо-ваниям конкурентного рынка, запросам покупателей в сравнении с другимианалогичными товарами, представленными на рынке [3]. Конкурентоспособ-ность определяется, с одной стороны, качеством товара, его техническимуровнем, потребительскими свойствами, а с другой - ценами предложения,устанавливаемыми продавцами товаров. Кроме того, на конкурентоспособ-ность влияют мода, продажный и послепродажный сервис, реклама, имиджпроизводителя, количество конкурирующих продавцов, ситуация на рынке,колебания спроса [3]. Высокий уровень конкурентоспособности отражаетцелесообразность производства товара и возможность выгодной продажи.Однако конкурентоспособность товара - это не только высокое качество итехнический уровень, но еще и умелое маневрирование в рыночном про-странстве и во времени, а также максимальный учет требований и возможно-стей конкретных групп покупателей. При этом объективная оценка уровняконкурентоспособности может быть произведена только на основе критери-ев, которые использует потребитель, для которого этот товар предназначен.Именно поэтому причины конкурентоспособности товара нужно искать вконкурентных преимуществах отдельных его характеристик, являющихсяследствием более эффективного управления процессом разработки, реализа-ции и эксплуатации предлагаемой продукции.Производство и реализация конкурентоспособных товаров является не-обходимым условием конкурентоспособности фирмы. В целом для обеспече-ния конкурентоспособности необходима постоянная работа по всему произ-водственно-хозяйственному циклу, приводящая к конкурентным преимуще-ствам в области НИОКР, производства, управления, финансов, маркетинга ит.д. То есть конкурентоспособность фирмы - это результат ее конкурентныхпреимуществ по всем проблемам управления компанией.Далее дадим определение понятию «конкурентное преимущество».Конкурентное 74преимуществов практике ведения бизнеса конкурентные преимущества являются главнойцелью и результатом хозяйственной деятельности.Все виды конкурентных преимуществ предприятия с точки зрения путейих достижения можно разделить на три группы:- преимущества низкого порядка;- преимущества, занимающие промежуточное положение;- преимущества высокого порядка.Преимущества низкого порядка связаны с возможностью использованиядешевых ресурсов: рабочей силы, материалов (сырья), энергии, масштабовпроизводства. Низкий порядок конкурентных преимуществ связан с тем, чтоони очень неустойчивы и легко могут быть потеряны либо вследствие ростацен и заработной платы, либо из-за того, что эти дешевые производственныересурсы точно так же могут использовать (или перекупить) конкуренты. Та-ким образом, преимущества низкого порядка неспособны обеспечить лидер-ство над конкурентами надолго. Очевидно, что имея в своем арсенале лишьпреимущества низкого порядка, фирма вряд ли произведет качественный то-вар, кроме того, товар точно такого же качества может быть произведен кон-курентами.Преимущества, занимающие промежуточное положение: связи с клиен-тами; инвестиционная привлекательность фирмы, которая заставляет инве-стора вкладывать средства в определенную сферу деятельности. Важнымконкурентным преимуществом могут являться цели и мотивация владельцев,менеджеров и персонала фирмы. Существует и региональный аспект приоб-ретения конкурентных преимуществ. Так, конкурентные преимущества по-лучают фирмы, функционирующие в тех странах, которые позволяют наибо-лее быстро накопить специализированные ресурсы и навыки. Большую рольв создании конкурентных преимуществ играют успешно действующие мар-кетинговые подразделения, а также все большее преимущество получаютфирмы, располагающие обширной и точной информацией о рынках, конку-рентах, товарах и технологиях. Таким образом, работая с преимуществами,занимающими промежуточноенадо либо разработать аналогичную продукцию, либо придумать что-то луч-шее, либо заполучить эти секреты с наименьшими затратами. Все эти путитребуют больших затрат, усилий и времени у конкурента. Это означает, чтона некоторое время фирма оказывается в лидирующем и недосягаемом поло-жении, т.е. она устойчиво конкурентоспособна.Таким образом, конкурентные преимущества наиболее высокого порядкасвязаны с коренными изменениями в деятельности фирмы, со стратегически-ми факторами, определяющими позиции в конкурентной борьбе. Следова-тельно, важнейшим источником создания и удержания конкурентного пре-имущества является постоянное обновление и инновационное развитие про-изводства. Не трудно увидеть, что конкурентные преимущества высокогопорядка обеспечивают высокий уровень качества, развивая приверженностьпотребителей к товару.Рассмотрим понятие «ключевая компетенция» компании и определим егосвязь с понятием «конкурентное преимущество высокого порядка».Компетенция характеризует повторяемую, тщательно спланированнуювозможность коллективного взаимодействия, которое основывается на такомкомбинировании имеющихся в распоряжении предприятия ресурсов дляосуществления бизнес-процессов, соответствующих рыночным требованиям,что обеспечивает ему устойчивую конкурентную позицию на рынке [4, с. 63].Фирма может обладать большим количеством различных компетенций -финансовой, маркетинговой, административной, инновационной и т.д. Этикомпетенции могут быть полезны в различных ситуациях, но для успешногопротивостояния конкурентам и формирования основы для стратегическогоконкурентного преимущества необходимо разделять понятия «стандартная»,«ведущая» и «ключевая» компетенции.Праалад и Хэмэл (Prahalad and Hamel) в ставшей основополагающей ра-боте, в преобладающей степени определившей дальнейшее развитие этойшколы стратегического управления, приводят термин «ключевая компетен-ция» для обозначения набора умений3. Возможность совершенствования (при появлении нового требованияпотребителей к качеству товара компетенция может быть использована послеопределенного вида изменения).4. Сотрудничество (компания может являться результатом уникальноговзаимодействия ряда партнеров - организаций и потребителей, обеспечиваятем самым приверженность к товару, т.е. уровень качества, удовлетворяю-щий своих потребителей).5. Компетенции базируются на знаниях, а не являются результатом уни-кального стечения обстоятельств.Ключевыми компетенциями могут стать:- уникальные технологии;- ноу-хау;- маркетинговые навыки (знание потребностей рынка и умение регулярнополучать это знание);- способность реализовать на практике предложения, необходимые рын-ку;- способность постоянно наращивать и развивать свою ключевую компе-тенцию.Не трудно заметить, что ключевые компетенции соответствуют конку-рентным преимуществам высокого порядка, а следовательно, обеспечиваютнаивысший стандарт качества продукта.В заключение необходимо отметить, что качество товара - это критерий,требующий постоянного пересмотра. То, что вчера считалось эталоном каче-ства, сегодня может быть не востребовано рынком. Поэтому фирма должнаобладать способностью быстро реагировать не только на установленные, вы-сказанные характеристики, относящиеся к качеству товара, но и работать наопережение, удовлетворяя предполагаемые потребности покупателя.

Ключевые слова

конкурентоспособность, конкурентное преимущество, конкурентное преимущество высокого порядка, ключевая компетенция, competitive capacity, competitive advantage, differentiation advantage, core competence

Авторы

ФИООрганизацияДополнительноE-mail
Зенина Эрика ЕвгеньевнаТомский государственный университетстудентка кафедры системного менеджмента и предпринимательства экономического факультетаzenina-ee@mail.ru
Всего: 1

Ссылки

Шершнева Е.Г. Современная парадигма управления конкурентными преимуществами предприятия в условиях глобализации экономики // Вестник УГТУ-УПИ. 2006. № 9 (80). С. 50- 57.
Азоев Г.Л., Челенков А.П. Конкурентные преимущества фирмы. М.: ОАО «Типография «НОВОСТИ», 2000. 256 с.
Современный экономический словарь [Электронный ресурс]. URL: www.//yandex.ru/
Сепиашвили Д.С. Нам умные тоже нужны // Российское предпринимательство. 2006. № 9. С. 63-65.
Ефремов В.С., Ханыков И.А. Ключевая компетенция организации как объект стратегического анализа // Менеджмент в России и за рубежом. 2002. № 2. С. 25-29.
 Конкурентные преимущества высокого порядка и ключевые компетенции компании как основа качества продукции в современных условиях | Вестн. Том. гос. ун-та. Экономика. 2011. № 1 (13).

Конкурентные преимущества высокого порядка и ключевые компетенции компании как основа качества продукции в современных условиях | Вестн. Том. гос. ун-та. Экономика. 2011. № 1 (13).

Полнотекстовая версия