Идентификация видов труда: эмоциональная составляющая | Вестн. Том. гос. ун-та. Экономика. 2011. № 1 (13).

Идентификация видов труда: эмоциональная составляющая

Рассмотрена классификация видов труда по степени эмоциональной нагрузки. Выделены эмоциональный, частично эмоциональный и неэмоциональный виды труда. Особое внимание уделено негативным эмоциональным состояниям, вызванным работой, таким как стресс, монотония, синдром эмоционального выгорания. Предложены пути предотвращения и выхода из этих состояний.

Identification of kinds of labor: an emotional component.pdf В последнее время всю большую популярность приобретает изучение та-кой дисциплины, как эмоциональный менеджмент. И это неудивительно,ведь во время кризиса многим предприятиям, чтобы сохранить коллектив,приходится обращаться к управлению эмоциями. И как показывает практика,эмоциональный менеджмент порой дает такой эффект, который компания неожидала увидеть и в лучшие свои годы. Управление эмоциями - это следую-щая ступень менеджмента, позволяющая компании перейти на новый качест-венный уровень.Но эмоции бывают разные, и эффект, который они производят, тоже раз-личен. Можно было бы сказать, что в работе должны быть только положи-тельные эмоции, а отрицательные должны быть сведены к минимуму, но этоне так. Часто работник показывает великолепные результаты в порыве злостиили обиды, но и это положение нельзя считать правилом. Управлять эмоция-ми надо осторожно и согласно обстоятельствам не стоить забывать, что со-трудники - люди и что негативное эмоциональное состояние вредит их здо-ровью, а больной человек не сможет эффективно работать.Различные виды труда несут неодинаковую эмоциональную составляю-щую. В каких-то видах труда эмоции бьют через край, а где-то они полно-стью отсутствуют. В связи с этим согласно эмоциональной составляющейможно выделить следующие виды труда:1. Эмоциональный труд.2. Частично эмоциональный труд.3. Неэмоциональный труд.Эмоциональный труд (emotional labour) - это взаимодействие «лицом клицу» и выказывание особых «эмоций», требуемых от работников на особыхрабочих местах: стюардессы, работника бара или казино. Термин был введенА. Хохшильдом в его книге «Управляемая душа: коммерциализация челове-ческого чувства» в 1983 г. [1, с. 1]. Согласно Хохшильду, такая работа под-чиняется «чувству правил» (управлению соответствия эмоций особым соци-альным ситуациям) и в действительности означает коммерциализациючувств. Поскольку сфера услуг в развитых странах расширяется, число лю-дей, включающихся в процесс эмоционального трудаНеэмоциональный труд - это труд, в котором работнику не приходитсяконтактировать с клиентами. Примером такого вида труда могут быть: рабо-чий у конвейера, программист на предприятии (часто они вообще работаютна дому). В такой работе мало эмоций, будут они с улыбкой выполнять своюработу или со слезами на глазах - неважно. От сотрудников неэмоционально-го труда не требуется высказывать фальшивые эмоции в угоду клиенту.Частично эмоциональный труд - это нечто среднее между эмоциональ-ным и неэмоциональным видами труда. Таким сотрудникам, возможно, и неприходится контактировать «лицом к лицу» с клиентами, но они общаютсявнутри коллектива, их работа несет в себе определенную ответственностьили содержит риск для жизни, что повышает степень эмоционального напря-жения работника. Примером такого вида труда могут быть: директор, бухгал-тер, пожарный.Но каким бы видом труда вы ни занимались, вы не застрахованы от нега-тивных последствий, вызванных работой. Сотрудники эмоционально и час-тично эмоционального труда подвержены стрессу, сотрудники неэмоцио-нального труда - состоянию монотонии (скуки), и никто не застрахован отсиндрома эмоционального выгорания.Стресс - эмоциональная напряженность, характеризующаяся повышен-ным уровнем активации (возбуждения). Стресс - обычное и часто встречаю-щееся явление. Мы все временами испытываем его - может быть, как ощу-щение пустоты в желудке, когда встаем, представляясь в классе, или как по-вышенную раздражительность или бессонницу во время экзаменационнойсессии. Незначительные стрессы неизбежны и безвредны. Только чрезмер-ный стресс создает проблемы для индивидуумов и организаций. Стресс явля-ется неотъемлемой частью человеческого существования, надо только нау-читься различать допустимую степень стресса и слишком большой стресс.Нулевой стресс невозможен. Для борьбы с большим стрессом выделяют сле-дующие методы [2, с. 1]:- Чаще говорите о своих проблемах- Чаще бывайте в общественных местах. Обед в ресторане или кафе, дан-синг, посещение кинотеатра - все это может существенно помочь.Скука и связанное с ней состояние монотонии является по своим харак-теристикам противоположным состоянию эмоционального напряжения(стресса).Действенными средствами уменьшения фактора монотонности являются:1) усложнение рабочих операций, выполняемых действий, объединениеих в комплексы [3, с. 74];2) увеличение темпа работы или подачи информации (сигналов);3) расчленение общего задания на отдельные части для того, чтобы поя-вились промежуточные (поэтапные) цели;4) организация пауз в работе с заполнением их физическими упражне-ниями, прослушиванием музыки и другими мероприятиями, соответствую-щими «активному отдыху» [4, с. 114];5) усиление мотивации через объяснение значимости деятельности;6) смена деятельности, рабочих мест.Синдром эмоционального выгорания (СЭВ) - это реакция организма,возникающая вследствие продолжительного воздействия профессиональныхстрессов средней интенсивности. СЭВ - это процесс постепенной утратыэмоциональной, когнитивной и физической энергии, проявляющийся в сим-птомах эмоционального, умственного истощения, физического утомления,личной отстраненности и снижения удовлетворения исполнением работы.К профессиональным факторам риска СЭВ относят «помогающие», аль-труистические профессии (врачи, медицинские сестры, учителя, социальныеработники, психологи, священнослужители). Весьма предрасполагает к вы-горанию работа с тяжелыми больными (геронтологические, онкологическиепациенты, агрессивные и суицидальные больные, пациенты с зависимостя-ми.). В последнее время синдром выгорания выявляется и у специалистов,для которых контакт с людьми вообще не характерен (программисты).Выделяются три ключевых признака СЭВ. Развитию СЭВ предшествуетпериод повышенной активности, когда человек полностью поглощен рабо-той, отказывается от потребностей, с нейТретьим признаком является ощущение утраты собственной эффективно-сти, или падение самооценки в рамках выгорания. Человек не видит перспек-тив в своей профессиональной деятельности, снижается удовлетворение ра-ботой, утрачивается вера в свои профессиональные возможности.Существенная роль в борьбе с СЭВ отводится, прежде всего, самому па-циенту. Соблюдая перечисленные ниже рекомендации, он не только сможетпредотвратить возникновение СЭВ, но и достичь снижения степени его вы-раженности:- определение краткосрочных и долгосрочных целей (это не только обес-печивает обратную связь, свидетельствующую о том, что пациент находитсяна верном пути, но и повышает долгосрочную мотивацию; достижение крат-косрочных целей - успех, который повышает степень самовоспитания);- использование «тайм-аутов», что необходимо для обеспечения психи-ческого и физического благополучия (отдых от работы);- овладение умениями и навыками саморегуляции (релаксация, идеомо-торные акты, определение целей и положительная внутренняя речь способст-вуют снижению уровня стресса, ведущего к выгоранию);- профессиональное развитие и самосовершенствование (одним из спосо-бов предохранения от СЭВ является обмен профессиональной информациейс представителями других служб, что дает ощущение более широкого мира,нежели тот, который существует внутри отдельного коллектива, для этогоесть различные способы - курсы повышения квалификации, конференции ипр.);- уход от ненужной конкуренции (бывают ситуации, когда ее нельзя из-бежать, но чрезмерное стремление к выигрышу порождает тревогу, делаетчеловека агрессивным, что способствует возникновению СЭВ);- эмоциональное общение (когда человек анализирует свои чувства и де-лится ими с другими, вероятность выгорания значительно снижается илипроцесс этот оказывается не столь выраженным);- поддержание хорошей физической формы (не стоит забывать, что меж-ду состоянием тела и разумом существует

Ключевые слова

виды труда, эмоциональный менеджмент, стресс, монотония, kinds of labor, emotional management, stress, boredom

Авторы

ФИООрганизацияДополнительноE-mail
Кин Екатерина ИвановнаТомский государственный университетаспирант кафедры системного менеджмента и предпринимательства экономического факультетаkatreenveber@mail.ru
Всего: 1

Ссылки

Социологический словарь [Электронный ресурс]. Мир словарей. URL: http:// mirslovarei.com/content_soc/JEMOCIONALNYJ-TRUD-13599.html
Стресс и методы борьбы со стрессом [Электронный ресурс]. Психология и педагогика. URL: http://www.abc-people.com/typework/psychology/adaptacia2.htm
Золина З.М. Руководство по физиологии труда. М.: Наука, 1983.
Сеченов И.М. Лекции по физиологии. М.: Медицина, 1974.
 Идентификация видов труда: эмоциональная составляющая | Вестн. Том. гос. ун-та. Экономика. 2011. № 1 (13).

Идентификация видов труда: эмоциональная составляющая | Вестн. Том. гос. ун-та. Экономика. 2011. № 1 (13).

Полнотекстовая версия