EQ против IQ - кто победит? | Вестн. Том. гос. ун-та. Экономика. 2011. № 1 (13).

EQ против IQ - кто победит?

Рассматриваются IQ и EQ, представляющие собой умственное развитие и эмоциональный интеллект. Оценивается изменение данных параметров во времени. Делается сравнительный анализ IQ и EQ, выявляется их влияние на климат в коллективе, а также на успех отдельных руководителей.

EQ vs IQ. What will be a winner?.pdf Итак, начнем с того, что IQ - это коэффициент интеллекта, интеллекту-альное искусство, работа мысли, живость ума. Он говорит о возможностилюдей оперировать схемами, информацией, логическими правилами. Что жетакое EQ? Это так называемый эмоциональный интеллект - способность че-ловека понимать и контролировать свои эмоции, а также эмоции окружаю-щих. Считается, что EQ куда более важный фактор для успеха человека, чем«обычный» интеллект - IQ. Именно благодаря ему люди становятся крупны-ми бизнесменами, топ-менеджерами и эффективными политиками.IQ и EQ можно приблизительно сравнить с тем умом, который отличникидемонстрируют на уроке (IQ), и смекалкой, которую им приходится прояв-лять в играх с друзьями во дворе (EQ). И то, и другое - безусловно, важныеспособности, связанные между собой, но в то же время как бы разнонаправ-ленные и имеющие различные цели и содержание.Для успеха в жизни одного IQ явно недостаточно. Нужно как минимумеще понимать чувства, эмоции как свои, так и других людей, управлять ими.Однако не следует противопоставлять интеллекты, не должно быть превы-шения разума над чувствами, а наоборот, обязательно присутствие сочетанияи взаимодополнение данных процессов.Выделяют четыре основные составляющие эмоционального интеллекта[1, с. 23]:1) самосознание;2) самоконтроль;3) эмпатия;4) навыки отношений.Анализируя эти качества, можно сделать вывод о решающей роли EQ вжизни каждого. Личность с высоким EQ достаточно конструктивно и быстрорешает проблемы, часто бывает инициативна. Характерный признак хорошоразвитого эмоционального интеллекта - доброжелательность. Человек с вы-соким уровнем EQ старается избегать конфликтов, реалист в отношенииоценки своих способностей, самодостаточен, с ним приятно общаться.В виде условных рефлексов эмоции человека проявляются на самом низ-ком уровне. Так, если вас толкнули в маршрутке, то вы в ответ обругаете это-го человека. Мотивация к деятельности происходит внешними стимулами,нет места обсуждению, т.е. вам дали задание и вы его исполняете, не пуска-ясь в рассуждения. К тому же данному уровню присуща высокая зависимостьот ситуации в совокупности с низким самоконтролем.Существует и средний уровень сформированности EQ. Здесь человекдействует достаточно произвольно. Мы уже можем наблюдать высокий уро-вень самоконтроля, а также начинает проявляться некая стратегия эмоцио-нального реагирования. Высокая самооценка является характерной чертойлюдей среднего эмоционального уровня.Следующим является высокий уровень эмоционального интеллекта. Онсоответствует наивысшему уровню развития внутреннего мира человека. Учеловека с высоким EQ существует система ценностей, отражающаяся черезустановки. Данный человек точно знает, как и почему он поведет себя в тойили иной жизненной ситуации. Выбор стиля поведения осуществляется ин-туитивно, без особых усилий.Таким образом, EQ - особый параметр, который не связан с «эмоцио-нальностью» кого-либо в привычном для нас понимании. Эмоциональный,темпераментный человек вполне может обладать низким EQ, что связано сего неумением анализировать свои эмоции. В то же время человек спокой-ный, уравновешенный может демонстрировать высокий уровень эмоцио-нального интеллекта.Люди с высоким EQ действуют как эмоциональные магниты, и совер-шенно естественно, что другие люди к ним тянутся. Обратите внимание, скем люди предпочитают работать и отдыхать - с теми, кто излучает опти-мизм, гасит конфликты (а не старается их раздуть), или с теми, кто во всемвидит только негатив, без конца критикует всех и вся? [2, с. 33].Однако это не означает, что эмоционально состоявшиеся люди - мягкие,добрые, похожие на плюшевых мишек, на них можно ездить верхом и по-другому вести себя они не могут. Это большая ошибка. При всей своей не-конфликтности и мягкости эти люди не позволяют собой манипулировать:мы говорим о лидерах. О тех, кто ведет за собой, руководит и направляет.То, что уровень интеллектуального развития предопределен генетически,у ученых сомнений уже давно не вызывает. Многочисленные исследованияпоказали, что IQ - величина постоянная и с возрастом практически не меня-ется.Что касается уровня EQ, единого мнения по этому вопросу пока нет.Принято считать, что личность человека на 50% определяется генетикой, азначит, и эмоциональный интеллект имеет генетические корни. Однако уста-новлено, что с возрастом уровень эмоционального интеллекта может возрас-тать. Кроме того, другие 50% личности формируются в процессе полученияжизненного опыта. И эту «половинку» примерно на 40% человек создает всебе сам. А значит, велика вероятность того, что EQ можно и нужно разви-вать самостоятельно. Однако стоить заметить, что это совсем непросто, нопри этом результаты ошеломляющие и позволяют повысить личную эффек-тивность. Поэтому одна из основных задач эффективного руководителя -достичь эмоционального лидерства, которое начинается прежде всего суправления своим внутренним миром и передачи позитивного заряда всейорганизации. Однако это не означает, что натянутая улыбка или фальшивыйоптимизм придет на смену истинным эмоциям. Напротив, искренность игра-ет важную роль, и поэтому необходимо понять, как рождаются эмоции и на-сколько они нам подвластны. Не избегая эмоций, а правильно управляя ими,руководитель ускорит достижение сотрудниками необходимого результатаОколо 20 лет назад Даниэль Гоулмен заинтересовался секретами успеш-ного лидерства. Чтобы определить, какие из черт ключевые, был проведенанализ более 188 предприятий (большинство из которых - глобальные ком-пании, например, British Airways, Lucent Technoligies Credit Suisse) и их наи-более успешных лидеров. Были выделены три основные категории личныхкачеств: технические способности (к примеру, предрасположенность к бух-галтерии и планированию бизнеса), познавательные способности (аналитиче-ское мышление) и так называемые эмоциональные (т. е. умение работать слюдьми и эффективно внедрять изменения).Результаты анализа были ошеломляющими. По значимости эмоциональ-ные способности в два раза превышали IQ. Более того, анализ показал, чточем выше должность, тем важнее эмоциональные (а не технические) способ-ности для достижения успеха. Потом эта тема многократно исследовалась, ибыло выделено пять основных составляющих эмоциональных способностей:1. Самопонимание - умение правильно распознавать и понимать свои на-строения, эмоции, стимулы, а также их влияние на окружающих. Люди с хо-рошо развитым самопониманием не склонны ни недо-, ни переоценивать се-бя. Они знают, когда находятся в состоянии стресса, и отказываются от при-нятия стратегических решений в такой момент. Самопознание помогает импочувствовать, в какой области они будут наиболее эффективны и продук-тивны, ведь они четко знают, какое занятие им доставляет большее эмоцио-нальное удовольствие.2. Саморегулирование - умение контролировать или перенаправлять не-гативные импульсы, умение воздерживаться от сиюминутных суждений инеобдуманных поступков. Эта способность проявляется чаще всего в целост-ности личности, восприимчивости к изменениям и небоязни неопределенно-сти. Это качество незаменимо при достижении успеха: во-первых, оно созда-ет среду доверия и справедливости, во-вторых, способствует нововведениями изменениям, так необходимым в условиях жесткой конкуренции.3. Самомотивация - способность интенсивно работать не только ради де-нег или высокого статуса. Людям, обладающим этим качеством, присущежелание достигать ради самого достижения, они проявляют оптимизм дажепри неудачах, эти люди преданы организации. (Ведь это она дает возмож-ность работать и делать то, что приносит удовольствие!)4. Понимание эмоций других людей. Данная способность приобретает всебольшую значимость по трем причинам. Во-первых, возрастающее числокоманд и командных проектов требует нового подхода к лидерству, котороеосновывается на понимании, а не на приказах. Во-вторых, таким людям на-много легче работать в международной среде: они могут не знать обычаев, ноотлично понимают чувства других. В-третьих, благодаря этой же черте ониискусно развивают и удерживают таланты: у них есть ключик к каждому.5. Социальные навыки - способность формировать деловую сеть и нахо-дить точки соприкосновения с абсолютно разными людьми. Таких людейтрудно не заметить: обычно они лидируют в команде. (Вот где применяетсяпонимание ими эмоций других людей!) Кроме того, они отлично убеждают,зная, где лучше сыграть на эмоциях, а где - на фактах и логике.Вообще лидер является примером для всех. То есть и эмоции лидеравлияют в целом на его окружение. Если он излучает энтузиазм и энергию, тофирма процветает, если же дисгармонию и разрушение, то гибнет. Таким об-разом, эмоциональные лидеры обладают не только проницательностью ипрофессионализмом, но и умением налаживать контакты с людьми, одновре-менно поддерживая в них мотивацию, вдохновляя, воодушевляя.Говорят, что чем больше у человека сердце (способное вмещать чужиеэмоции), тем большим количеством людей он может руководить. Разум неспособен наслаждаться, поэтому вся мотивация в бизнесе замешана на эмо-циях. Бизнес - это общение с людьми, а эмоции - ключ к их сердцам. Эмоциикак универсальная валюта человечества напрямую (а не опосредованно, какденьги) связаны с институтами власти.В вечном противоборстве между IQ (умственным развитием) и EQ (эмо-циональным интеллектом, или эмоциональным потенциалом) все чаще побе-ждает EQ. По тестам, выявляющим «причины успешности» руководителя,EQ отвечает за 80% успехов, а IQ - лишь за 20%. Даже если отбросить нечет-кость определения учеными самого термина «эмоциональный интеллект»,перевес все равно оказывается феноменальным.Таким образом, можно сделать выводы о том, что IQ и EQ - важные по-нятия в жизни каждого человека, однако не стоит делать акцент лишь на од-ном из них, совершенно забывая про второй компонент.

Ключевые слова

эмоциональный менеджмент, эмоциональный интеллект, климат в коллективе, emotion management, emotion quotient, climate in team

Авторы

ФИООрганизацияДополнительноE-mail
Котова Ольга ЮрьевнаТомский государственный университетстудентка кафедры системного менеджмента и предпринимательства экономического факультетаKotova212@yandex.ru
Всего: 1

Ссылки

Андреева И.Н. Понятие и структура эмоционального интеллекта // Социально- психологические проблемы ментальности: 6-я Международная научно-практическая конференция. Смоленск: СГПУ, 2004. Ч.1. С. 22-26.
Люсин Д.В. Современные представления об эмоциональном интеллекте // Социальный интеллект: Теория, измерение, исследования. М.: Институт психологии РАН, 2004. С. 29-36.
 EQ против IQ - кто победит? | Вестн. Том. гос. ун-та. Экономика. 2011. № 1 (13).

EQ против IQ - кто победит? | Вестн. Том. гос. ун-та. Экономика. 2011. № 1 (13).

Полнотекстовая версия