Возникновение и развитие синдрома эмоционального выгорания специалистов в организации | Вестн. Том. гос. ун-та. Экономика. 2011. № 1 (13).

Возникновение и развитие синдрома эмоционального выгорания специалистов в организации

В современных, динамично меняющихся условиях при наличии постоянно меняющихся социально-политической и экономической ситуации, увеличения информационной, а вместе с тем и нервно-психической нагрузки, роста конкуренции не только между фирмами, отдельными подразделениями в них, но и между работниками, особенно актуальной становится проблема управления производственными стрессами. Изменения в результате стресса прослеживаются во всех областях деятельности работника. Эмоциональное истощение проявляется как полное или частичное отсутствие в поведении работника каких бы то ни было эмоций - положительных или отрицательных.

Emergence and development of the syndrome of the emotional burning-down of the specialist in organization..pdf В современных, достаточно динамичных условиях, при наличии постоян-но меняющейся социально-политической и экономической ситуации, увели-чения информационной, а вместе с тем и нервно-психической нагрузки, ростаконкуренции не только между фирмами, отдельными подразделениями в них,но и между работниками особенно актуальной становится проблема управле-ния производственными стрессами.Среди производственных стресс-факторов можно отдельной строкой вы-делить социально-психологические (конфликт ролей и ролевая неопределен-ность, перегрузка или недогрузка работников, неотлаженность информаци-онных потоков, межличностные конфликты, высокая ответственность, дефи-цит времени) и структурно-организационные («организационный стресс»).Ещё 20-25 лет назад понятие «стресс», так же как и «интуиция», исполь-зовалось в основном на бытовом уровне. Сейчас это понятие становитсявесьма популярным, стресс стал объектом внимания не только психиатров иклинических психологов, но и организационных психологов и менеджеров поуправлению человеческими ресурсами, что стимулируется последними изме-нениями в экономике и обществе в целом. Боязнь потерять рабочее место(отсутствие удовлетворения потребности безопасности согласно всем извест-ной теории А. Маслоу) в совокупности с перечисленными выше факторамиприводит к определенным диспропорциям в сложившейся социально-психологической системе человека, определяющей его место в коллективе.Постепенно приходит понимание того, что одной из весомых и значимыхстатей непродуктивных расходов организации являются издержки, связанныесо стрессом на работе. Экономические потери от производственного стрессаи связанных с ним проблем с психическим здоровьем работающих оказыва-ются достаточно высокими (около 265 млрд. евро ежегодно для 15 государствЕвропейского союза).Не ставя своей задачей проводить исследование и сравнивать подобныепотери в Российской Федерации и странах Европейского сообщества, осме-люсь предположить, что издержки, которые несут отечественные предпри-ятия, вполне сопоставимы, если не выше, чем в Европе.Одним из эффектов длительного воздействия стресса является так назы-ваемый «синдром выгорания», который приводит к резкому снижению эф-фективности деятельности работника, иногда равносильному его потере.Особенно часто он встречается среди представителей творческих специ-альностей, менеджеров, целиком отдающих себя работе. Первыми обратиливнимание на это явление исследователи Японии, которые начали анализиро-вать факторы, способствующие проявлению синдрома, и предлагать меры поих нейтрализации. В последнее время этот синдром все чаще встречается уотечественных менеджеров и специалистов.Таким образом, длительно испытываемый сотрудниками стресс - один изсамых «дорогостоящих» видов издержек фирмы, негативно воздействующийкак на состояние здоровья работников, так и на прибыль компании.Все вышесказанное подтверждает актуальность исследований стресса нарабочем месте с целью минимизации его негативного влияния на эффектив-ность деятельности организации.Руководствуясь определением десяти базовых эмоций, предложеннымВ.А. Гагой, можно сделать предположение, что уровень стресса зависит отсложного их взаимодействия. Именно это взаимодействие и определяет ус-тойчивость человеческого организма как системы к усиливающемуся воздей-ствию внешних факторов - будь то психологический климат в коллективе,отношения с руководством или работниками, стоящими на одной ступенииерархии, перегрузка, недопонимание работником собственного места в кол-лективе и т.д.Оставив в стороне чисто психологические аспекты данной проблемы,можно предположить, что существует тесная взаимосвязь между профессио-нальным выгоранием специалиста и его мотивацией. Выгорание приводит кснижению профессиональной мотивации, производительная, интенсивная инапряженная работа превращается в бессодержательное занятие, сводясь квыполнению набора функций, обусловленных должностными инструкциями.Термин «burnout» («эмоциональное выгорание») был предложен амери-канским психиатром Фрейденбергом в 1974 г. Иногда его переводят на рус-ский язык как «эмоциональное сгорание» или «профессиональное выгора-ние».Синдром эмоционального выгорания проявляется:- в чувстве безразличия, эмоционального истощения, изнеможения (чело-век не может отдаваться работе так, как это было прежде);- дегуманизации (развитие негативного отношения к своим коллегам иклиентам);- негативном самовосприятии в профессиональном плане - недостатокчувства профессионального мастерства.Среди психологов и экономистов, занимающихся проблемами управле-ния человеческими ресурсами, до сих пор нет единого взгляда на причины иструктуру эмоционального выгорания, однако можно предположить, что онявляется результатом нарушения пропорций и затруднения отношений в сис-теме «человек - человек». Последствия синдрома эмоционального выгораниямогут проявляться по-разному, начиная от психосоматических расстройств изаканчивая эмоциональными и мотивационно-установочными изменениямиличности.По мнению С. Джексона и К. Маслача, модель синдрома может бытьпредставлена как трехкомпонентная структура, включающая в себя эмоцио-нальное истощение, деперсониализацию и редукцию персональных дости-жений.Эмоциональное истощение проявляется как полное или частичное отсут-ствие в поведении работника каких бы то ни было эмоций - положительныхили отрицательных.Деперсониализация - возникновение безразличного отношения к проис-ходящему, формальность контактов. Данное явление имеет большое влияниена формирование коммуникаций внутри трудового подразделения. Негатив-ные установки, носящие вначале скрытый, завуалированный характер, современем могут перерасти в конфликтные ситуации в коллективе, что не за-медлит сказаться на производительности и эффективности труда.И наконец, третий компонент редуцирования личных (персональных)достижений - это снижение чувства компетентности в своей работе, негатив-ная самооценка и восприятие в производственной сфере.Изменения в результате стресса проявляются во всех сферах деятельно-сти работника. Так, в эмоциональной сфере превалирует такая эмоция, кактревога, обостренное восприятие значимости происходящего; в когнитив-ной - восприятие угрозы, оценка ситуации как неопределенной, осознаниеопасности ситуации; в мотивационной - резкая мобилизация или полная де-мобилизация всех сил и ресурсов; в поведенческой - изменение привычныхтемпов и ритма деятельности, появление «зажатости» в движениях. Все этиизменения имеют нечто общее для трудового процесса: для всех них харак-терно изменение интенсивности в сторону уменьшения или увеличения.Для эффективного- слишком высокая конфликтность персонала и тяжелая атмосфера вкомпании;- снижение вовлеченности сотрудников в работу;- развитие критического отношения к сотрудникам;- недостаток сотрудничества среди персонала;- падение инициативы;- рост чувства неудовлетворенности от работы.Особо следует отметить, что как для отдельного работника, так и для ор-ганизации состояние профессионального выгорания может быть неосознан-ным или неправильно понятым и оцененным. Собственное неблагополучноесостояние как человеку, так и организации трудно, практически невозможноувидеть со стороны. В этом состоит главная трудность в своевременном рас-познавании процесса выгорания и принятия необходимых мер по его преодо-лению.

Ключевые слова

стресс, эмоции, производительность, компетентность, stress, emotion, performance, competence

Авторы

ФИООрганизацияДополнительноE-mail
Солощенко Елена АрвидовнаТомский государственный университетстарший преподаватель кафедры системного менеджмента и предпринимательства экономического факультетаarvidovna@sibmail.com
Всего: 1

Ссылки

Бойко В.В. Правила эмоционального поведения. СПб., 1998.
Орел В.Е. Феномен «выгорания» в зарубежной психологии: эмпирические исследования // Психологический журнал. 2001. Т. 22, № 1. С. 90-101.
Ронгинская Т.И. Синдром выгорания в социальных профессиях // Психологический журнал. 2002. Т. 23, № 3. С. 85-95.
Лютенс Ф. Организационное поведение: Пер. с англ. 7-е изд. М.: ИНФРА-М, 1999.
 Возникновение и развитие синдрома эмоционального выгорания специалистов в организации | Вестн. Том. гос. ун-та. Экономика. 2011. № 1 (13).

Возникновение и развитие синдрома эмоционального выгорания специалистов в организации | Вестн. Том. гос. ун-та. Экономика. 2011. № 1 (13).

Полнотекстовая версия