Особенности финансирования национальных исследовательских ниверситетов | Вестн. Том. гос. ун-та. Экономика. 2011. № 1 (13).

Особенности финансирования национальных исследовательских ниверситетов

В условиях развития инновационной экономики система высшего профессионального образования приобрела еще большую актуальность. В данной статье дано определение понятию «национальный исследовательский университет». Понимание самого определения класса университета очень важно как с юридической, так и экономической точки зрения. Экономическая особенность данных видов университетов в основом заключается в различных формах финансирования и экономического функционирования вузов, а юридическая заключается в особенностях формирования организационной формы управления высшим учебным заведением. Также рассмотрены законодательные акты на основании которых вузы получали новый статус национального исследовательского университета.

Specifics of financing national research universities.pdf В последние годы российские университеты делятся на такие категории,как инновационный, предпринимательский, исследовательский, федераль-ный. Основная цель такого деления - выделить ведущие университеты в сис-теме высшего образования России и приблизиться к университетам, которыеявляются мировыми лидерами в подготовке специалистов. В Федеральномзаконе № 87129 - 5 «О внесении изменений в отдельные законодательныеакты Российской Федерации по вопросам деятельности федеральных уни-верситетов» помимо определения федеральных университетов вводится по-нятие национального исследовательского университета. В данном федераль-ном законе говорится: «В отношении университетов, находящихся в веденииРоссийской Федерации, в равной степени эффективно реализующих образо-вательные программы высшего профессионального образования и выпол-няющих фундаментальные и прикладные научные исследования по широко-му спектру наук, может устанавливаться категория "национальный исследо-вательский университет"» [1].Национальный исследовательский университет (НИУ) - высшее учебноезаведение, одинаково эффективно осуществляющее образовательную и науч-ную деятельность на основе принципов интеграции науки и образования.Важнейшими отличительными признаками НИУ являются: способность ге-нерировать знания и обеспечивать эффективный трансферт технологий вэкономику; проведение широкого спектра фундаментальных и прикладныхисследований; наличие высокоэффективной системы подготовки магистров икадров высшей квалификации, развитой системы программ переподготовки иповышения квалификации. Национальные исследовательские университетывправе реализовывать программы высшего профессионального и послевузов-ского профессионального образования на основе образовательных стандар-тов, устанавливаемых ими самостоятельно. Категория «национальный иссле-довательский университет» присваивается на 10 лет.Стратегической миссией НИУ является содействие динамичному разви-тию научно-технологического комплекса страны и обеспечение его необхо-димыми людскими ресурсами, сбалансированными по численности, направ-лениям подготовки, по квалификационной и возрастной структуре с учетомнеобходимых темпов их обновления и прогнозируемых структурных преоб-разований в науке и экономике [2].Указом Президента России Д.А. Медведева от 7 октября 2008 г. былисозданы Национальный исследовательский ядерный университет и Нацио-нальный исследовательский технологический университет [3].Вслед за созданием двух национальных исследовательских университе-тов был объявлен конкурс программ развития университетов, в отношениикоторых устанавливается категория «национальный исследовательский уни-верситет» для всех высших учебных заведений России. В конкурсе участво-вали программы развития 110 университетов, а победителями стали 12 вузов,которые получили средства из федерального бюджета на финансированиесвоих программ развития на 2009-2018 гг. в объеме до 1,8 млрд. руб. каждый[4]. Выделенные федеральные средства предназначены для приобретенияучебно-лабораторного и научного оборудования, повышения квалификации ипереподготовки работников университета, разработки учебных программ,развития информационных ресурсов, совершенствования системы управле-ния качеством образования и научных исследований.Одним из 12 победителей стал Томский политехнический университет.По мнению начальника информационно-аналитического управления ТПУСергея Могильницкого, средства из федерального бюджета для университетанебольшие. Бюджет Томского политехнического университета в 2008 г. былравен 3,8 млрд. руб., а здесь сумма составила 1,8 млрд. руб. на несколько лет.В данном случае важен престиж, который дает почетное звание для универ-ситета и для региона, где он расположен [5].15 февраля 2010 г. был объявлен второй конкурс программ развития ву-зов. Победителями стали 15 университетов. Из федерального бюджета на го-сударственную поддержку программ развития национальных исследователь-ских университетов в 2009-2014 гг. планируется выделить 49,4 млрд. руб.Софинансирование программ из внебюджетных источников 45 млрд. руб. [4].В число 15 победителей вошел Томский государственный университет.Проект развития Томского государственного университета состоит из прак-тической направленности научных исследований и сотрудничества научныхшкол с основными направлениями модернизации экономики. В первую оче-редь выделенные федеральные деньги пойдут на оснащение центра супер-компьютерных технологий ТГУ. Будут также дооснащены другие центрыколлективного пользования. Все новое оборудование - тройного значения:его будут использовать для научных исследований, для выполнения практи-ческих работ по заказу реального сектора экономики и главным образом дляобучения студентов. Существенные вложения будут направлены в разработ-ку образовательных программ, повышение квалификации и профессиональ-ную переподготовку научно-педагогических кадров, развитие информацион-ных ресурсов, совершенствование системы управления университетом [6].У статуса «национальный исследовательский университет» есть своиплюсы и минусы. Плюс заключается в том, что при таком статусе универси-теты будут больше заниматься научно-исследовательской работой. Ни длякого не секрет, что на данный момент в университетах наукой занимаются посовместительству, так как основная деятельность вуза - образовательная. Носовременная наука требует взаимодействия менеджмента с заказчиками, спромышленностью и другими экономическими факторами. Следовательно,наука должна развиваться не только внутри вуза, но и применять свои дости-жения в различных отраслях промышленности, а статус «национальный ис-следовательский университет» позволит существенным образом изменитьорганизацию научной деятельности в вузе. Но в системе развития нацио-нальных исследовательских университетов есть и минусы. В современномзаконодательстве существует много ограничений, которые приводят к эконо-мии средств на научную и образовательную деятельность. Например, по Фе-деральному закону № 94 все поставщики оборудования для университетовучаствуют в тендерах и побеждают те, кто дает минимальную стоимость. Новсе мы понимаем, что минимальная стоимость - это минимальное качество, адля научной деятельности в национальном исследовательском университетенеобходимо уникальное и зачастую дорогое оборудование.Финансирование программ развития университетов - победителей кон-курса из федерального бюджета предусматривается в течение пяти лет ихреализации и может осуществляться в виде дополнительных ассигнований наобеспечение выполнения функций бюджетных учреждений, субсидий авто-номным учреждениям или предусматриваться при реализации федеральныхцелевых программ при условии обеспечения национальным исследователь-ским университетом ежегодного внебюджетного софинансирования про-граммы развития в размере не менее 20% размера ассигнований федерально-го бюджета, выделенных на эти цели.Титул «национальный исследовательский университет» нужно постоянноподтверждать достижениями. На настоящий момент уже 29 университетовстраны носит этот титул. Если университет не выполняет обязательств по-четного звания, то Правительство РФ вправе лишить данный университеткатегории «национальный исследовательский университет» и прекратить фи-нансирование программ вуза. О своей научной деятельности и потраченныхсредствах НИУ будут отчитываться согласно Приказу от 29 июля 2009 г.№ 276 «О перечне показателей, критериях и периодичности оценки эффек-тивности реализации программ развития университетов, в отношении кото-рых установлена категория «национальный исследовательский университет».В данном приказе содержится перечень показателей оценки эффективностиреализации программ университетов. Все показатели разделены на категории«А» и «Б». Показатели категории «А» (доля обучающихся в национальномисследовательском университете (далее - НИУ) по приоритетным направле-ниям развития (далее - ПНР) в общем числе обучающихся, количество статейпо ПНР НИУ в научной периодике, доля доходов от научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ из всех источников поПНР НИУ в общих доходах НИУ, эффективность работы аспирантуры идокторантуры по ПНР НИУ) должны быть достигнуты в отчетном году. Неменее половины показателей категории «Б» (доля профильных обучающихсяНИУ, трудоустроенных по окончании обучения по специальности, количест-во человек, принятых в аспирантуру и докторантуру из сторонних организа-ций по ПНР НИУ, в расчете на одного научно-педагогического работника(далее - НПР), количество молодых ученых (специалистов, преподавателей)из сторонних организаций, прошедших профессиональную переподготовкуили повышение квалификации по ПНР НИУ в расчете на одного НПР, доляаспирантов и НПР, имеющих опыт работы (прошедших стажировки) в веду-щих мировых научных и университетских центрах) должны быть также дос-тигнуты в отчетном году. Реализация программ развития национальных ис-следовательских университетов признается эффективной при условии дости-жения в отчетном году не менее 80% показателей оценки эффективностиреализации их программ развития, утвержденных Правительством РФ. Оцен-ка эффективности реализации программ развития национальных исследова-тельских университетов проводится Министерством образования и науки РФодин раз в год на основании докладов национальных исследовательских уни-верситетов о ходе реализации их программ развития, представляемых в Ми-нистерство образования и науки РФ до 1 марта года, следующего за отчет-ным [7].C развитием национальных исследовательских университетов появляют-ся и развиваются фонды целевого капитала (эндаумент-фонды). В 2006 г. былпринят Федеральный закон от 30.12.06 № 275-ФЗ «О порядке формированияи использования целевого капитала некоммерческих организаций», что при-вело к созданию с 2007 г. при российских вузах фондов целевого капитала.Суть эндаумент-фонда заключается в том, что благотворители - выпускникии друзья вузов жертвуют средства на различные цели развития университе-тов, формируя целевой капитал, который инвестируетсяодин российский эндаумент не аккумулировал целевой капитал, близкий кэтой цифре) позволяет передавать в вуз без потери реальной стоимости капи-тала всего 50 млн руб., т.е. из каждых 20 руб., привлеченных в эндаумент, вузможет использовать только 1 руб. Это позволяет утверждать, что для того,чтобы эндаументы играли действительно важную роль для бюджетов вузов, вних должно быть аккумулировано не менее 3-4 млрд. руб. (вряд ли ошибем-ся, если предположим, что крупнейшие российские эндаумент-фонды смогутдостичь этого показателя не ранее чем через 10-15 лет). Тем не менее за эн-даументами - будущее, и те российские вузы, которые привлекают средства вданные фонды, примерно через 20 лет будут иметь значительные дополни-тельные средства в бюджетах и будут заметно опережать аналогичные вузы,не уделяющие сейчас должного внимания развитию фондов целевого капита-ла [9].В июне 2010 г. была создана Ассоциация ведущих вузов страны. Ассо-циация состоит из 39 российских высших учебных заведений, в числе кото-рых все федеральные университеты, национальные исследовательские уни-верситеты, МГУ, СПбГУ. Президентом ассоциации стал ректор Санкт-Петербургского государственного университета Николай Михайлович Кро-пачев. В настоящий момент ассоциация настаивает на увеличении финанси-рования обучения одного студента-бюджетника до 200 тыс. руб. в год. Сей-час на обучение одного студента-бюджетника из федерального бюджета вы-деляется 72 тыс. руб. в год. По словам ректора Национального исследова-тельского университета - Высшей школы экономики Ярослава Кузьминова, вРоссии функционирует более 30 федеральных университетов и националь-ных исследовательских университетов, которые должны в первую очередьполучать больше средств на обучение своих студентов, поскольку в такихвузах обучается больше магистров и аспирантов, а магистерская программадороже, чем программа бакалавриата. Вся работа университетов государст-вом должна заказываться

Ключевые слова

национальный исследовательский университет, финансирование, федеральный бюджет, приоритетные направления развития, фонд целевого капитала, national research university, financing, federal budget, top-priority directions of development, Endowment

Авторы

ФИООрганизацияДополнительноE-mail
Сударушкина Евгения СергеевнаТомский государственный университетассистент кафедры маркетинга и логистики факультета маркетинга Высшей школы бизнесаhsb@mail.tsu.ru
Всего: 1

Ссылки

О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам деятельности федеральных университетов [Электронный ресурс]: Федеральный закон от 14 января 2009 г. № 87129-5. URL: http:// mon.gov.ru/dok/fz/obr/5193/
Национальные исследовательские университеты [Электронный ресурс]: Проекты Министерства образования и науки Российской Федерации, 2010. URL: http://mon.gov.ru/pro/niu/
О реализации пилотного проекта по созданию национальных исследовательских университетов [Электронный ресурс]: Указ президента РФ от 7 октября 2008 г. URL: http://mon.gov.ru/dok/ukaz/obr/4949/
15 российских вузов стали победителями второго конкурса национальных исследовательских университетов [Электронный ресурс]: Проекты Министерства образования и науки Российской Федерации. Национальные исследовательские университеты, 2010. URL: http://mon.gov.ru/press/news/7169/
ТПУ получил статус исследовательского университета [Электронный ресурс]: Новости, 2009. URL: http://www.tomsk.ru/news/view/15679
Пчелинцева Я. Долгожданная победа // Alma mater [Газета Томского государственного университета]. 2010. № 8(2482). С. 3-4.
О перечне показателей, критериях и периодичности оценки эффективности реализации программ развития университетов, в отношении которых установлена категория «национальный исследовательский университет» [Электронный ресурс]: Приказ министра образования и науки РФ от 29 октября 2009 г. № 276. URL: http://mon.gov.ru/pro/niu/
О порядке формирования и использования целевого капитала некоммерческих организаций [Электронный ресурс]: Федеральный закон от 22 декабря 2006 г. № 275. URL: http:// base.consultant/cons/cgi/
Сборник практических рекомендаций для участников Международной научно- практической конференции «Теория и практика функционирования фондов целевого капитала в России», МГИМО (У) МИД России, 27-29 апреля 2010 г. / Под. ред. Е.С. Бирюкова, Д.А. Дегтерева, А.В. Стельмаха. М.: МГИМО, 2010. 148 с.
Финансирование обучения в вузе должно быть увеличено до 200 тыс. руб. [Электронный ресурс]: Важное за неделю, 3 ноября 2010. URL: http://www.obrazovanie-ufa.ru/vazhnoe/
 Особенности финансирования национальных исследовательских ниверситетов | Вестн. Том. гос. ун-та. Экономика. 2011. № 1 (13).

Особенности финансирования национальных исследовательских ниверситетов | Вестн. Том. гос. ун-та. Экономика. 2011. № 1 (13).

Полнотекстовая версия