Социальные сети и их влияние на организацию бизнеса | Вестн. Том. гос. ун-та. Экономика. 2011. № 1 (13).

Социальные сети и их влияние на организацию бизнеса

Дано определение понятию «социальное инфицирование». Поднята проблема влияния социальных сетей на бизнес. Выявлена возможность формирования социальных связей и управления ими внутри рабочей группы, они необходимы для эффективного функционирования бизнеса. Рассмотрены способы управления топологией человеческих сетей, направленные на повышение их продуктивности. Определена основа потенциала производительности социальных сетей - как использование и смешивание любого полезного материала с получением в результате новых комбинаций, составленных из разных кусочков информации.

Social networks and their influence on business activity.pdf Усложнение форм общественной жизни, развитие массовых форм по-требления произведений культуры и искусства, разнообразие способов про-ведения свободного времени, возрастающая роль больших социальных группв жизни общества заставляют с особым вниманием отнестись к изучениюмеханизмов влияния социальных сетей на сознание отдельного человека и нато, как это можно использовать. Эффективность такого влияния, выражаю-щаяся в детерминации форм поведения, установок, образа мыслей, убежде-ний, во многом зависит от того, насколько социальная сеть способна соответ-ствовать ожиданиям ее членов относительно удовлетворения наиболее зна-чимых потребностей. Понятие социальной сети используется в социологиидля обозначения социальных структур, состоящих из группы узлов, которы-ми являются социальные объекты (общность, социальная группа, человек,личность, индивид) [1, с. 132].Что касается самого процесса воздействия, реализуемого в социальныхсетях, то он называется социальным инфицированием. Он работает как лю-бой другой вид инфекции - путем передачи от одного лица другому. Вместомикробов, однако, социальное инфицирование передает формы поведения,нормы и эмоции.«Наши связи затрагивают каждый аспект нашей повседневной жизни; чтомы чувствуем, что мы знаем, на ком мы женимся, болеем ли мы, сколько де-нег мы получаем, за кого голосуем, все зависит от связей, которые окружаютнас. Социальные сети распространяют счастье, великодушие и любовь» [2,p. 78]. Они всегда там, хотя оказывают едва уловимое, но при этом сильноевлияние на наш выбор, действия, мысли, чувства, даже наши желания. И на-ши связи не заканчиваются людьми, которых мы знаем. Вне наших социаль-ных горизонтов друзья друзей наших друзей. Это своего рода коммуникатив-ные цепные реакции, которые в конечном счете доходят и до нас, как волны,когда-то зародившиеся в далеких странах, омывают наши берега.Эти связи сильны, и они многое объясняют - начиная с того, почему не-которые команды работают лучше, чем другие, и, заканчивая тем, почему,когда муж приходит домой с работы раздраженным, его жена скоро тоже на-чинает злиться. А теперь обратимся к предмету статьи, - что социальные свя-зи могли бы сделать для бизнеса, если бы бизнес использовал их целенаправ-ленно?Как правило, социальное инфицирование происходит настолько легко,что человек даже не замечает этого. Все же настройка сети на определенныйрезультат требует некоторого прогнозирования. То, с чем работает архитек-тор сети, во многом зависит от того, как структурирована сеть.Рассмотрим разницу между графитом и алмазом. Они созданы из одногои того же материала - углерода. Образуют ли атомы углерода вещество, ко-торое будет мягким и темным или твердым и прозрачным, зависит от того,как соединятся атомы. Одни связи превращают атомы углерода в грифелькарандаша, а другие - в алмазы.Тип связей в сети зависит от характера окружающей обстановки. Опреде-ленная обстановка влечет появление определенных связей. Например, если вколлективе создана доверительная среда, люди могли бы объединиться вособый тип сети.Также стоит рассмотреть, какие формы поведения передаются по сети.Если среда эмоционально положительна, вероятно, что баланс способов по-ведения и эмоций, которые переданы по сети, будет скорее положительным,чем отрицательным.Это ключевой вопрос, потому что эмоциональное состояние повсеместнораспространяется по сетям и хорошие эмоции распространяются лучше, чемнегативные. Предполагается, что положительные и отрицательные эмоциимогут служить различным целям: первые связывают группу, а последние пе-редают информацию. Счастье может быть своего рода социальным клеем, ипо этой причине счастье несет в себе больше силы, чем несчастье. Однакоследует заметить, что, поскольку люди не только взаимодействуют, но и кон-курируют на работе, некоторые @(2формы счастья не будут делать счастливымивсехкоманда пытается достичь. Общий принцип - структура сети имеет значение,но детали будут изменяться от задачи к задаче.Структура команды должна зависеть от выполняемой работы. Наиболь-шая эффективность достигается специалистами, когда каждый занимаетсяотдельной частью проекта. Но сегодня бизнес все реже работает на основесборочного конвейера, большинство задач требует определенного количествакреативности. В таких случаях команды узких специалистов являются менеепроизводительными.Простое эмпирическое правило состоит в том, что объединение толькоспециалистов или только экспертов широкого профиля в команды в действи-тельности не работает, особенно если это касается решения творческих про-блем. Нужно создать следующий набор: специалисты, которые глубоко видятодну часть проблемы, и универсалы, которые могут помочь объединитьпредставления отдельных специалистов.Было проведено такое исследование - изучалось социальное взаимодей-ствие труппы незадолго до премьеры и сопоставлялось с успехом или прова-лом выступления. То, что было установлено, оказалось применимым к любойорганизации. Постановка спектакля обычно осуществляется небольшойгруппой людей, в которую входят балетмейстер, режиссер, художник по де-корациям, композитор, либреттист и др. Эти специалисты могут достаточнодолго сотрудничать на протяжении их карьеры [2, p. 112]. Оказывается, что укоманд, которые были составлены из людей, хорошо знавших друг друга итесно связанных между собой, наблюдался низкий уровень творческого ифинансового успеха. Команды, которые были составлены из артистов, чрез-вычайно отдаленных друг от друга, также не имели успеха.А вот труппы, составленные из «старичков», знающих все о своих парт-нёрах, и новичков, которые становятся «свежей кровью», с большой долейвероятности производили фурор. Так происходит потому, что команды сбольшим количеством наложений в своих социальных сетях являются менеепродуктивными - члены @(2команды знают один и тот же материалПо этой причине руководителю организации необходимо переломитьтенденцию людей создавать сети с теми, кто их окружает. Проблема в том,что эти социальные сети часто гомогенны, что приводит к нехватке разнооб-разия. Именно поэтому стоит проводить ротацию кадров - периодически пе-реводить сотрудников из одного отдела в другой.Но нужно быть осторожным. Совершенно новым людям с их собствен-ными прочными социальными сетями будет нелегко влиться в существую-щую команду. Давайте рассмотрим такую форму объединения, как слияние ипоглощение, через призму естественно возникших социальных сетей. Усто-явшаяся социальная сеть рассматривает другие сети как низшие, и вместотого, чтобы улучшить связи внутри себя, люди начинают отстраняться другот друга.Cобирая схожие группы вместе на бумаге, нам кажется, что мы увеличи-ваем эффективность и производительность, получаем экономию на масштабе.На практике эта тактика может внести разрозненность. Отдел, созданный наскорую руку, - это нависшая угроза, но тщательно проработанная командаобъединяет в себе всю мощь отдельных работников с силой их социальныхсетей.Ресурсы компании - это не только ее патенты, или ее производственныемощности, или деньги в банке, или человеческий капитал. У корпораций естьеще и социальный капитал. Есть ценность в связях между работниками, иэтот капитал может быть использован в производственных целях.Социальные сети и способы поведения, чувства и черты, которые они пе-редают, всегда присутствуют и всегда функционируют, знают ли организа-ции об этом или нет. Глава маркетинга может влиять на нового сотрудника вюридическом отделе, а новый сотрудник в юридическом мог бы влиять наменеджера продаж, хотя ни один из них никогда и не встречался друг с дру-гом. Если они передают что-то хорошее, то они могли бы сделать организа-цию лучше, сильнее и прибыльнее.

Ключевые слова

социальная сеть, социальное инфицирование, команда, эмоциональный менеджмент, social network, social contagion, team, emotional management

Авторы

ФИООрганизацияДополнительноE-mail
Черников Борис ВасильевичТомский государственный университетстудент кафедры системного менеджмента и предпринимательства экономического факультетаchernic@gmx.com
Всего: 1

Ссылки

Норт Дуглас. Понимание процесса экономических изменений. М.: Изд-во ГУВШЭ, 2010. 254 с.
Christakis Nicholas. Connected: The Surprising Power of Our Social Networks and How They Shape Our Lives. Little, Brown and Co., 2009. 352 с.
 Социальные сети и их влияние на организацию бизнеса | Вестн. Том. гос. ун-та. Экономика. 2011. № 1 (13).

Социальные сети и их влияние на организацию бизнеса | Вестн. Том. гос. ун-та. Экономика. 2011. № 1 (13).

Полнотекстовая версия