Управление эмоциями студентов как основа формирования позитивной мотивации к обучению | Вестн. Том. гос. ун-та. Экономика. 2011. № 1 (13).

Управление эмоциями студентов как основа формирования позитивной мотивации к обучению

В настоящее время наблюдается устойчивый интерес к возможностям совершенствования образовательного процесса с помощью внедрения новых образовательных технологий. Однако данная тенденция проявляется лишь в дошкольном и школьном образовании. В меньшей степени они внедряются в вузе, где сохраняются традиционные подходы к обучению студентов. Успешность образовательного процесса в вузе определяется множеством факторов, из которых в качестве основного можно назвать заинтересованность студента в получении знаний. Как показывают исследования, фактор мотивации важен для успешной учебы сильнее, чем фактор интеллекта.

Emotions management of students as a form of positive motivation to Education.pdf В настоящее время наблюдается устойчивый интерес к возможностямсовершенствования образовательного процесса с помощью внедрения новыхобразовательных технологий. Однако данная тенденция проявляется лишь вдошкольном и школьном образовании. В меньшей степени они внедряются ввузе, где сохраняются традиционные подходы к обучению студентов.Обычно под обучением понимают передачу человеку определенных зна-ний, умений и навыков.Знания, умения и навыки - это формы и результаты определенных про-цессов в психике человека. Значит, они могут возникнуть в голове человекатолько в результате его собственной деятельности. Их нельзя просто «полу-чить» от кого-то - они должны получиться в результате психической актив-ности самого учащегося.Обучение можно охарактеризовать как процесс активного взаимодейст-вия между обучающим и обучаемым, в результате которого у обучаемогоформируются определенные знания, умения и навыки.Воздействия обучающего стимулируют активность обучаемого, а дости-гая при этом определенной, заранее поставленной цели, тем самым управля-ют этой активностью. Поэтому обучение можно представить как процессстимуляции внешней и внутренней активности обучаемого и управления ею.Преподаватель создает для активности студента необходимые условия, на-правляет ее, контролирует, предоставляет для нее нужные средства и инфор-мацию. Но сам процесс формирования у человека знаний, умений и навыковпроисходит только в результате его собственной активности. Недаром глагол«учиться» в русском языке относится к категории «возвратных» глаголов.Учиться в буквальном смысле означает «учить себя».Таким образом, задача преподавателя состоит в стимулировании внут-реннего желания студентов к обучению в университете, получению новыхзнаний.Успешность образовательного процесса в вузе определяется множествомфакторов, из которых в качестве основного можно назвать заинтересован-ность студента в получении знаний. Как показывают исследования, фактормотивации важен для успешной учебы сильнее, чем фактор интеллекта. Ус-пехи в учебе не обнаружили тесной и достоверной связи с интеллектом сту-дентов (по данным М.Д. Дворяшиной, 1974, учебные успехи по интеллектуможно прогнозировать у 56% девушек и только у 35% молодых людей). Мо-тивы обучения в университете значительно различаются у разных студентов(исследование С.В. Бобровицкой, 1997), они меняются в зависимости от кур-са обучения (исследование А.Н. Печникова, Г.А. Мухиной, 1996), в процессеобучения в вузе сила мотива учения и освоения выбранной специальностиснижается («принцип мотивационного обеспечения» О.С. Гребенюк, 1983) [1,с. 265]Еще одним важным моментом в системе мотивации студентов к обуче-нию является тот факт, что отсутствует адекватная система стимулированиястудентов: стипендия ни по размеру, ни по увязке вознаграждения с резуль-татами не способна в должной мере стимулировать студентов к получениюзнаний. Система «автоматов» мотивирует некоторых успешных студентов клучшей подготовке к занятиям, но в то же время она порождает бюрокра-тизм, формализованное стремление набрать определенное, необходимое ко-личество ответов за курс обучения для получения итоговой оценки. Если го-ворить о глубинных элементах мотивационного процесса - о ценностях иценностных ориентациях студентов, то проводимые автором исследованияценностных ориентаций обучающихся по методике Рокича показывают, чтотакая терминальная ценность, как «интеллектуальное развитие», по значимо-сти ставится на 8-9-е места из 18. Ценностью для современных студентовстановятся не знания, образование, а документ - диплом об образовании.Качество усвоения материала, заинтересованность студентов в получениизнаний, в предмете, в самом образовательном процессе очень сильно зависятот того, как работает с ними преподаватель. И если попытаться проанализи-ровать стандартную систему взаимоотношений «преподаватель-студент» безучета влияния личности преподавателя,то что мы имеем? В традиционномобучении основную роль играет лекционная форма подачи материала, прикоторой ученик пассивно воспринимает информацию. Лектор дает под за-пись свои лекции, которые он до этого разработал на основе анализа соответ-ствующей литературы, студенты записывают лекции. Причем обучающиеся,как правило, считают, что хороший преподаватель рассказывает лекции попамяти и крайне негативно относятся к лектору, который диктует с конспек-тов. Общеизвестно, что мышление «разговорное» отличается от мышления«письменного», то, что записано, будет озвучено иным способом, с помощьюдругих слов и, может быть, других примеров. Или иначе можно сказать, чтонаписанный текст неисчерпаем с точки зрения его последующих интерпрета-ций. То есть преподаватель дает уже другую информацию, отличную от той,что есть в его конспектах, студенты записывают уже другую информацию,отличную от той, что произносится. Психологи утверждают, что человек ус-ваивает на слух лишь 10% получаемой информации. Процентное представи-тельство людей с ведущей аудиальной модальностью относительно невели-ко - по различным данным, от 25 до 30%, т.е. лишь для 25-30% студентовлекционная форма передачи материала является оптимальной. На семинар-ских занятиях не редки случаи, когда преподаватель выслушивает ответыстудентов, которые представляют заученный, искаженный первоначальныйматериал лекций, почти та же ситуация складывается и с экзаменами. Сту-дент, дочитав последнюю страницу лекции 15, на 25-30% забывает текстпервой лекции [2, с. 64].Одной из деловых игр, проводимых мною со студентами, является игра«Сломанный телефон», суть которой в том, что участники по очереди пере-дают друг другу определенный текст в одностороннем порядке, ориентируясьлишь на свою память. Практика показывает, что в неподготовленной группена 4-й передаче первоначальная информация искажается порой до неузна-ваемости. Почти такое же количество передач проходит и информация налекции преподавателя.В книге «Non-Verbal Communication» («Невербальная коммуникация»)Мехребиен указывает, что значительная часть речевой информации при об-мене воспринимается через язык поз и жестов и звучание голоса. 55% сооб-щений воспринимается через выражение лица, позы и жесты, а 38% - черезинтонации и модуляции голоса. Отсюда следует, что всего 7% остается сло-вам, воспринимаемым получателем, когда мы говорим [3, с. 179]. Или други-ми словами, на уровне логики мы усваиваем информацию на 7%, на эмоцио-нальном уровне (мимика, жесты, интонации, все то, что сознательно воспри-нимается через категории «нравится - не нравится») усваиваются оставшиеся93%.Таким образом, мы приходим к необходимости более разностороннегообраза передачи информации и в более эмоциональной форме. Далее речьпойдет о возможностях управления эмоциями студентов в целях формирова-ния у них позитивной направленности на обучение. Соответственно нас бу-дут интересовать те свойства эмоций, которые могут быть использованы приобучении студентов.Зайонц суммировал доказательства того, что эмоциональные суждения вбольшей степени, чем когнитивные, спонтанны, радикальны, безапелляцион-ны, бесконтрольны, трудно поддаются вербализации [4, с. 412]. Однако эмо-ции легко выражать и понимать. Древние слои головного мозга обрабатыва-ют информацию и реагируют быстрее, чем «недавно» появившиеся «когни-тивные». Поэтому воздействовать на эмоции студентов проще и быстрее, чемна логику.Самое важное свойство эмоций состоит в том, что они обладают мотива-ционным потенциалом. Эмоции и мотив - термины, имеющие общее проис-хождение. Оба слова происходят от латинского «motere» - «двигать». Эмо-ции служат в качестве фактора мотивации действия, заставляющего человекаприспосабливаться к частной эмоциональной ситуации. Человек получаетимпульс к конкретному способу поведения. Можно отметить, что именноцель эмоции служит фактором мотивации действия.Люди ценят некоторые свои эмоции, а от некоторых хотели бы избавить-ся. Те эмоции, которые представляют положительную ценность, людям хо-чется сохранить. То, что служит источником ценных эмоций, тоже кажетсяценным. Если образовательный процесс является источником ценных эмо-ций, то его ценность также повышается.Эмоции и эмоциональные отношения дают энергию, причем характери-стика этой энергии различна в зависимости от характера эмоций. Например,радость дает энергию, но отнюдь не обязательно энергию действия. Послед-ние исследования показали, что радость в первую очередь дает энергию об-щения. Тревога и страх в одних случаях дают энергию (возможно, энергиюбегства), а в других отнимают ее. Студенты, охваченные страхом, не способ-ны на творческие прорывы и озарения и в большинстве случаев просто соз-дают видимость энергичной работы.Энергия одних эмоций может быть использована преподавателем, энер-гия других должна быть нейтрализована или преобразована. Самая важнаяэмоция в процессе обучения - это интерес. Он состоит в желании внести яс-ность в характеристику ситуации и проявляется в ощущении любопытстваили желании исследовать незнакомые объекты.Еще одна, очень ценная для преподавателя эмоция - это гнев (позитивноевозбуждение), который проявляется в мотивации к устранению препятствийна пути к цели. Очень эффективным средством усилить возбуждение студен-тов является контролируемое соревнование. Не зря во времена СССР сорев-нование входило в число основных направлений, обеспечивающих рост про-изводительности труда, повышение эффективности производства и качестваработы. К сожалению, многие эффективные наработки социалистическогогосударства оказались незаслуженно забытыми, в том числе и соцсоревно-вание.Хотелось бы привести конкретный пример из практики, который демон-стрирует возможности использования соревнования в образовательном про-цессе. Неотъемлемой частью семинарских занятий является чтение докладовпо дополнительным темам. При формализованном подходе студенты исполь-зуют преимущества Интернета, затрачивая на поиск информации считанныеминуты. Выступление представляет собой чтение доклада с распечатки, ко-торое почти никто из студентов не слушает в силу отсутствия интереса к ин-формации. Мною была сделана попытка разнообразить учебный процесс ипровести соревнование между студентами за звание «Лучший докладчик».Соревнование проводилось в несколько этапов (четвертьфинал, полуфинал,финал). Первоначально добровольцы разбивались на пары в случайном по-рядке. Каждая пара должна была подготовить доклад на заранее выбраннуютему и выступить с ним на одном семинарском занятии (два разных докладана одну тему). Выступление ценивалось одногруппниками путем тайногоголосования. Победитель выходил в следующий тур, побежденный получалобычную оценку и выбывал из соревнования. Победитель финала получалзачет или экзамен «автоматом». То есть студенты должны были максимальновыложиться на каждом выступлении, так как результаты оценивались попринципу «или пан или пропал». Итоги превзошли все ожидания. Студенты,пытаясь заинтересовать в докладе оценивающих, старались сделать его мак-симально, насыщенным, применяли раздаточный материал, аудио-, видеома-териалы, тесты, интерактивные игры.В итоге, используя принцип соревновательности, мы имеем очень высо-кую заинтересованность в обучении, качество подготовки к занятиям значи-тельно повышается, активизируются творческие начала студентов. Причем вработе оказываются задействованными и те студенты, которые не участвуютв соревновании, так как они непосредственно оценивают выступающих, ипоследние стараются всеми силами вовлечь одногруппников в процесс, заин-тересовать их в теме доклада. Для нивелирования субъективных, личностныхпредпочтений в выборе того или иного выступающего можно предложитьпроводить доклады в других группах.Это лишь один из возможных примеров использования приемов и мето-дов управления эмоциями в образовательном процессе. С помощью обновле-ния старых приемов, разработки новых, использования их в учебном процес-се, активного обмена опытом между преподавателями возможно дальнейшеесовершенствование образовательного процесса в вузе.

Ключевые слова

мотивация, обучение, эмоции, мотив, educational process, emotional relations, methods of emotions' management

Авторы

ФИООрганизацияДополнительноE-mail
Долженко Руслан АлексеевичАлтайский государственный университет (г. Барнаул)кандидат экономических наук, доцент кафедры экономики, социологии труда и управления персоналомSnurk17@mail.ru
Всего: 1

Ссылки

Ильин Е.П. Мотивация и мотивы. СПб.: Питер, 2002. 512 с.
Лапп Д. Искусство помнить и забывать. СПб., 1995. 220 с.
Мескон М.Х., Альберт М., Хедоури Ф. Основы менеджмента. М.: Дело, 1997. 704 с.
Макклелланд Д. Мотивация человека. СПб.: Питер, 2007. 672 с.
 Управление эмоциями студентов как основа формирования позитивной мотивации к обучению | Вестн. Том. гос. ун-та. Экономика. 2011. № 1 (13).

Управление эмоциями студентов как основа формирования позитивной мотивации к обучению | Вестн. Том. гос. ун-та. Экономика. 2011. № 1 (13).

Полнотекстовая версия