Государственно-частное партнерство как инновационная форма развития российского здравоохранения | Вестн. Том. гос. ун-та. Экономика. 2011. № 1 (13).

Государственно-частное партнерство как инновационная форма развития российского здравоохранения

Проанализированы условия, преимущества, направления использования государственно-частного партнерства в здравоохранении на примере реализации пилотных проектов модернизации здравоохранения на территории Томской области. Предложены мероприятия для стимулирования форм взаимодействия бизнеса и государства, направленные на развитие конкуренции и повышение качества и доступности медицинской помощи.

Public-private partnership as the innovative form of development of the Russian public health care.pdf Развитие здравоохранения во многом определяет социальный потенциалстраны, а «Концепция развития системы здравоохранения Российской Феде-рации до 2020 года» обозначает его приоритетные направления. Одним изтаковых является государственно-частное партнерство (ГЧП). Ведь бизнесможет стать не только источником дополнительных инвестиций в развитиеинфраструктуры здравоохранения, но и организатором ряда общественныхуслуг по охране здоровья населения при условии сохранения и повышениякачества бесплатных медицинских услуг государственного сектора.В XXI в. в России возрастает значимость формирования системы парт-нерства как конструктивного взаимодействия органов власти, бизнеса и не-коммерческих организаций при решении задач развития здравоохранения.Изменение способов и источников финансирования расходов на охрану здо-ровья как одного их ключевых моментов модернизации здравоохранениятребует детального анализа и комплексного подхода.В настоящее время очевидно, что модернизация государственного секто-ра системы здравоохранения в части его финансирования и управления мо-жет быть осуществлена только с участием бизнеса с учетом интеграции инте-ресов государства, бизнеса и пациентов. На это направлены и последние сис-темные действия Правительства РФ:- внесение изменений в Основы законодательства об охране здоровьяграждан, систематизирующих основные понятия;- принятие Федерального закона от 29.11.2010 г. № 326-ФЗ «Об обяза-тельном медицинском страховании», расширяющего права частных меди-цинских организаций по участию в программах обязательного медицинскогострахования;- принятие проекта приказа Минздравсоцразвития РФ «Об утвержденииправил обязательного медицинского страхования», формирующего единыеправила по оказанию медицинской помощи и единые подходы к тарифообра-зованию, и др.Поэтому многовариантность взаимодействия бизнеса и государства всфере здравоохранения, формирование развивающихся на инновационнойоснове видов сотрудничества и интеграции интересов государства, бизнесаи пациентов - это одно из важнейших направлений исследований в экономи-ке российского здравоохранения.Однако до сих пор остаются нерешенными многие вопросы, требующиедетального изучения специалистами: обоснование необходимости примене-ния механизма ГЧП в системе здравоохранения; выявление условий деятель-ности ГЧП и его нормативно-правового обеспечения; определение зон воз-можной реализации ГЧП в общественном здравоохранении между государст-венным и частным сектором на основе принципов интеллектуальной конку-ренции и учета рисков; оценка его эффективности и влияние на показателиздоровья населения; разработка предложений по совершенствованию взаи-модействия и развитию партнерства государства и бизнеса в сфере здраво-охранения и др.Широко распространенное за рубежом и прежде всего в Западной ЕвропеГЧП проявляет себя в тех сферах, где интересы бизнеса и государства согла-суются. И сфера здравоохранения в этом отношении не является исключени-ем. Государство заинтересовано в улучшении качества оказываемой меди-цинской помощи, а бизнес может иметь выгодное вложение средств, одно-временно выполняя социально значимые для общества задачи. Особенностьюсферы здравоохранения является то, что большинство организаций социаль-но-медицинской инфраструктуры не подлежит приватизации. Вместе с тем вгосударственном бюджете на различных уровнях недостаточно денежныхсредств, предназначенных для финансирования оказания качественной меди-цинской помощи. Данное противоречие можно разрешить через использова-ние в хозяйственной практике ГЧП, в основу которого закладывается альтер-нативность приватизации объектов государственнойсутствуют методические разработки по созданию системы управления проек-тами ГЧП, поддержки и мониторинга процесса привлечения в отрасль инве-стиций частного сектора, отсутствуют функции и результаты работы прави-тельственных структур, ответственных за эффективное взаимодействие всехучастников охраны здоровья граждан России.Эффективность развития ГЧП требует зрелости государства и частногосектора. Для России концепция ГЧП является сравнительно новой, что обу-словливает наличие различных мнений по поводу самого ГЧП. В целом мож-но сформулировать два подхода. Сторонники первого полагают, что под ГЧПможно понимать любое взаимодействие бизнеса и государства, например,поставку товаров для нужд министерств и ведомств. Второй подход болеепредметен и рассматривает ГЧП прежде всего как форму проектного финан-сирования. Этот подход гораздо ближе к зарубежному, особенно западномупониманию и использованию концепции ГЧП. Подтверждением этого могутслужить проекты на основе концессий.«Государственно-частное партнерство - это институциональный и орга-низационный альянс между государством и бизнесом в целях реализацииобщественно значимых проектов и программ в широком спектре отраслей -от промышленности и НИОКР до сферы услуг» [1, с. 17]. Это определениеприменительно и для социальной сферы.Если говорить об общих условиях сотрудничества бизнеса и государствав рамках ГЧП, то в первую очередь это политическая стабильность, устанав-ливающая преемственность социально-политического курса и неизменностьстандартов взаимодействия, а также обеспечение сбалансированности рис-ков, которые должны быть адекватно распределены между участниками. Ноотсутствие единой системы управления и механизмов оптимального взаимо-действия между участниками партнерства является основной причиной,сдерживающей развитие системы ГЧП в России.Развитие ГЧП имеет свое влияние на реформу здравоохранения. Хотя ре-форма направлена прежде всегоВажной для реализации основных принципов качественной и доступноймедицинской помощи населению Томской области, и это отмечается органа-ми управления здравоохранением администрации Томской области, являетсяинтеграция ресурсов медицинских организаций всех организационно-правовых форм и форм собственности. В настоящий момент 14% [2, с. 27]объема услуг в системе обязательного медицинского страхования обеспечи-вается федеральными, частными и другими организациям, не относящимисяк муниципальным и областным учреждениям. При этом в случае отсутствиякаких-либо видов медицинских услуг в муниципальном учреждении здраво-охранения формируется заказ для частных и федеральных организаций (наданные медицинские услуги) с учётом требования отраслевых стандартовоказания медицинской помощи. Такой подход стимулирует развитие конку-ренции между всеми медицинскими учреждениями Томской области, чтоположительно сказывается на качестве предоставляемых медицинских услуг.Подтверждением сказанному может служить появление в системе здра-воохранения Томской области возможности для руководителей учрежденийздравоохранения, работающих в системе ОМС, управлять финансовыми ре-сурсами в соответствии с реальными потребностями в расходах. Организаци-онные мероприятия, реализованные в рамках проектов модернизации здраво-охранения на территории Томской области, стали инновационными по сво-ему характеру и обеспечили формирование современной модели здравоохра-нения, ориентированной на достижение более высокого уровня качества идоступности медицинской помощи. Эти процессы создали привлекательныеусловия для развития различных форм ГЧП. Можно выделить реализациюгосударственно-частного партнерства в форме выполнения задания на оказа-ние программы государственных гарантий в части амбулаторно-поли-клинической помощи и специализированной помощи за счет средств обяза-тельного медицинского страхования. Частное здравоохранение на террито-рии г. Томска с 1998 г. участвует в оказании Программы государственныхгарантий. За период с 1998 по 2001 г. всего лишь три медицинские организа-ции негосударственной формы собственности оказывали медицинскую по-мощь в системе ОМС, в период с 2002 по 2010 г. таких организаций сталовосемь1.Обобщая опыт частных томских медицинских организаций, можно ут-верждать, что для эффективной интеграции интересов государства и бизнесав форме ГЧП должны быть сформированы необходимые условия. Некоторыеиз них уже реализованы в ходе исполнения проектов модернизации здраво-охранения и реализуются в настоящее время, а некоторые них предложеныавторами данной статьи.К числу внешних условий следует отнести:- создание равных конкурентных возможностей (предъявление единыхтребований к медицинским организациям независимо от формы собственно-1 Данные на основе анализа программ государственных гарантий оказания гражданамРоссийской Федерации бесплатной медицинской помощи на территории Томской областиза указанный период.сти, отказ от административного прикрепления, реализация права выборапациентом страховой медицинской организации);- тарифная политика (включение всех статей расходов в состав тарифа,одноканальное финансирование за счет средств ОМС, частичное фондодер-жание, экономически обоснованная величина тарифа);- распределение рисков (введение прямых взаиморасчетов между меди-цинскими организациями или перемещение фондодержания на уровень стра-ховой медицинской организации; создание риск-фондов для своевременнойстабилизации кризисных ситуаций; не вводить экстренную помощь в струк-туру тарифа, так как на краткосрочном промежутке времени невозможнопровести массивные профилактические мероприятия, позволяющие снизитьколичество экстренных госпитализаций).К числу внутренних условий можно отнести:- эффективный менеджмент в управлении ресурсами и затратами, орга-низацию управленческого учета в медицинской организации;- наличие квалифицированных кадров, создание привлекательной средыдля работников (имидж организации, размер заработной платы, формирова-ние корпоративной культуры, повышение квалификации и обучение персо-нала, применение психологических тренингов и ролевых игр);- наличие современного высокотехнологичного оборудования и инфор-мационной инфраструктуры;- удовлетворение потребности пациентов на основе повышения качестваоказываемой медицинской помощи и создания привлекательной среды (уд-линение времени работы организации, реклама, предоставление сопутст-вующих услуг (аптека, пункт серопрофилактики), расширение спектра диаг-ностических услуг).Применение ГЧП в здравоохранении России позволяет определить сле-дующие преимущества такого партнерства:- эффективное развитие государственных медицинских учреждений;- повышение качества медицинских услуг населению, оказанных госу-дарственными учреждениями;- успешное осуществление крупных инфраструктурных проектов;- развитие инновационных форм проектного финансирования;- использование опыта и профессионализма частного сектора при сохра-нении государственного контроля над активами;- стимулирование предпринимательского мышления и внедрение передо-вых методов управления в органах власти;- развитие понимания и выстраивание действенных отношений междубизнесом и властью.Учитывая вышеизложенное, можно уже сегодня предложить следующиенаправления использования ГЧП в российском здравоохранении:1. Практическое здравоохранение (оказание первичной медико-санитарной помощи, развитие амбулаторного звена, оказание специализиро-ванной помощи).2. Развитие медицинской и фармацевтической промышленности, меди-цинского приборостроения.3. Медицинское постдипломное образование, целевая подготовка кад-ров.4. Проведение стажировок в ведущих мировых клиниках, создание обу-чающих центров с привлечением зарубежных специалистов.5. Развитие высокотехнологичной медицинской помощи.6. Проведение экспертных исследований и совершенствование норма-тивно-правовой базы.7. Развитие добровольного медицинского страхования.В то же время для стимулирования развития государственно-частногопартнерства необходимо проведение ряда практических мероприятий, в чис-ле которых:- разработка стратегии введения ГЧП с позиции системного подхода;- создание институционально-правовой, экономической и организацион-ной среды;- установление точного понимания сути концессионных соглашений вздравоохранении, прогнозирование практики их применения, возможных по-следствий;- создание координирующего и регулирующего органа;- подготовка специалистов, обладающих профессиональными компетен-циями в данной сфере;- формирование благоприятного общественного мнения по передаче биз-несу функций владения и пользования объектами государственной и муни-ципальной собственности;- определение роли страховых медицинских организаций, выступающихсвязующим звеном по финансовому обеспечению лечебно-профилактическихучреждений и выполняющих экспертизу качества медицинской помощи.Таким образом, переход к использованию ГЧП позволит улучшить си-туацию в системе здравоохранения России за счет дополнительных источни-ков инвестиций, оптимизировать расходы и создать условия для технологи-ческого прорыва и стабильного развития отрасли, создать конкурентную сре-ду, расширить выбор пациентом медицинских организаций, что приведет кповышению качества и доступности медицинской помощи. Различные фор-мы взаимодействия при ГЧП как основа для формирования оптимальной мо-дели функционирования системы здравоохранения позволят обеспечить при-ведение в соответствие имеющиеся финансовые

Ключевые слова

государственно-частное партнерство, модернизация здравоохранения, инновации, система здравоохранения, public-private partnership, modernization of health care, innovations, system of health care

Авторы

ФИООрганизацияДополнительноE-mail
Добрусина Маргарита ЕфимовнаТомский государственный университеткандидат экономических наук, доцент экономического факультета, руководитель Центра медицинского менеджмента Высшей школы бизнеса ТГУmedobrusina@rambler.ru
Завьялова Галина НиколаевнаООО «Медсанчасть № 3» (г. Томск)директорmedsan3@yandex.ru
Тулупова Ольга НиколаевнаСибирский государственный медицинский университет (г. Томск)советник службы проректора по стратегическому развитию и инновационной политикеtulupova@yandex.ru
Хлынин Сергей МихайловичСибирский государственный медицинский университет (г. Томск)доктор медицинских наук, профессор, зав. кафедрой организации здравоохранения и общественного здоровьяozz@ssmu.ru
Всего: 4

Ссылки

Национальный доклад «Риски бизнеса в частно-государственном партнерстве». М.: Ассоциация менеджеров, 2007. 116 с.
Программа модернизации здравоохранения Томской области на 2011-2012 годы. URL: http://zdrav.tomsk.ru/Nac_proekt/programma_11-12/index.html
 Государственно-частное партнерство как инновационная форма развития российского здравоохранения | Вестн. Том. гос. ун-та. Экономика. 2011. № 1 (13).

Государственно-частное партнерство как инновационная форма развития российского здравоохранения | Вестн. Том. гос. ун-та. Экономика. 2011. № 1 (13).

Полнотекстовая версия