Справедливые цены: теоретический аспект | Вестн. Том. гос. ун-та. Экономика. 2011. № 2 (14).

Справедливые цены: теоретический аспект

Анализируются справедливые цены как сложное явление, которое постоянно развивается. Справедливые цены определяются как цены, которые формируются производителями и потребителями, обладающими достоинством справедливости. Ценыдолжны соответствовать формальным правилам и традициям общества. Авторпоказывает, что на практике человек часто встречается с несправедливостью в ценообразовании.

Fair prices: theoretical aspect.pdf В условиях современного глобального экономического кризиса вновьстала актуальной проблема взаимодействия экономики и этики. Отмечается,что стремление бизнеса к максимальной прибыли углубляет дифференциа-цию в ее разных формах, что сопровождается нарушением нравственныхпринципов. Эти процессы развиваются не только на уровне национальнойэкономики, но и в рамках мировой экономической системы. Финансовые пу-зыри, лопаясь, тянут за собой и реальный сектор экономики. Возникает мно-жество вопросов. До каких пределов может увеличиваться доход одних субъ-ектов за счет других? Где границы максимизации прибыли? Какими должныбыть эти границы: экономическими или нравственными? Что такое справед-ливость в экономике? Какое значение имеют доверие, уважение в формиро-вании и реализации трансакций? Можно и дальше задавать вопросы, но невсе они имеют в настоящее время ответы, а если ответы и определены, то онипостоянно ставятся под сомнение.В настоящее время в условиях качественных изменений как в мировойэкономике, так и в национальных экономических системах обособление эко-номики и этики тоже вызывает сомнение. Тем более что основным ресурсомпостиндустриального развития является человек, управляющий огромнымматериальным потенциалом и оказывающий сильное, иногда не воспроизво-димое влияние на природу. Практика показывает, что игнорирование этиче-ских принципов может привести к большим человеческим, финансовым, ма-териальным потерям и, наоборот, справедливость, уважение, дружба, дове-рие позволяют формировать долгосрочные отношения между субъектами,что может проявляться в стабильности трансакций, увеличении доходов. Со-временный человек независимо от того, имеет ли он собственное дело, рабо-тает ли по найму, никак не может быть «втиснут» в рамки модели экономи-ческого человека - homo economicus. Изменение положения человека в соци-ально-экономической системе определяется в теории через такие понятия,как homo socialis (человек общественный, социально-экономический), homointelligens (человек интеллектуальный), homo informatiocus (человек инфор-матический), homo electronicus (человек электронный). Хозяйственная жизньцивилизованного общества не может строиться исключительно на принципекорысти, наживы, а рынок в его современном виде не является чем-то совер-шенно несовместимым и не связанным с понятием справедливости.Рыночные цены формировались в условиях развития производства дляобмена в период разложения первобытного общества. С тех пор они сопро-вождают жизнедеятельность человечества. И в каждом обществе ставилсявопрос об их справедливости. В условиях углубляющейся глобализации пе-ред человечеством все чаще возникает проблема унификации этическихпринципов и особенностей их реализации в деятельности международныхкомпаний, а значит, и национального бизнеса разных стран. С другой сторо-ны, реформирование национальных экономик, имеющих огромный потенци-ал, ставит по-новому вопросы определения справедливости. В связи с этимпереосмысливается понимание нравственных начал в экономике, и в частно-сти справедливости.Теоретики и практики понимают, что справедливость - понятие оченьсложное и до конца так и не изученное, хотя мы находим достаточно глубо-кие исследования в разных эпохах. В течение длительного периода, вплоть доэпохи Нового времени, экономические проблемы не являлись предметом са-мостоятельного изучения. Они исследовались в более широком контекстеполитических и этических проблем. Аристотель отмечал, что «совершенноневозможно действовать в общественной жизни, не будучи человеком опре-деленных этических качеств, а именно человеком достойным» [1. С. 282].В течение многих столетий особое внимание исследователи уделяли оп-ределению справедливости, ее месту и роли в деятельности человеческогообщества. Тема справедливости, по мнению С. Кара-Мурзы, тема вечная инеуловимая, как тема счастья. О справедливости начинают говорить именнотогда, когда на глазах общества происходит огромная несправедливость, ко-торая прямо или косвенно касается всех или почти всех. Человеческое обще-ство - система динамичная, развивающаяся, соответственно представления осправедливости менялисьсправедливое по отношению к другому есть равенство, несправедливое - этонеравенство [1. С. 310; 3. С. 113-115].Аристотель дает общую характеристику справедливого и несправедливо-го. По его мнению, «справедливость есть некая середина между излишествоми нехваткой, между многим и малым: несправедливый, совершая несправед-ливость, имеет больше, а терпящий несправедливость, подвергаясь ей, имеетменьше. Середина между ними - справедливое, среднее же - это равное.Причем равное бывает между по меньшей мере двумя лицами. Еслисправедливое - это равное, то пропорционально равное также будет справед-ливым» [1. С. 311].Рассматривая обмен, Аристотель считал, что договор должен заключать-ся не только свободно, но и на справедливой основе. Наиболее полно этотподход выражен в теории справедливой цены, которая должна обеспечиватьобмен «по достоинству». Существует разное понимание достоинства в зави-симости от аспекта рассмотрения данного понятия. Например, свобода, бо-гатство, благородное происхождение, добродетель [1. C. 137]. По мнениюАристотеля, зная истинное достоинство лиц, участвующих в обмене, можноустановить пропорции обмена. Математическая пропорциональность допол-няется и социальным положением субъектов. И именно такое соотношениеобмена следует считать справедливым. Другими словами, социальный статусучастников обмена с необходимостью должен учитываться в обмене приоценке договора и обеспечивать больше благ тому, кто больше значит дляобщественной жизни. Это еще раз доказывает положение, что в античноммире, в эпоху Средневековья экономические и этические проблемы еще нерассматривались порознь [4. С. 20].С развитием индустриальной системы происходит обособление экономи-ки и этики в самостоятельные направления науки. Это достаточно ярко отра-зил в своей деятельности классик А. Смит, который изучал развитие совре-менного ему общества с двух точек зрения. С одной стороны, в работе «Тео-рия нравственных чувств» (1759) автор определяет, что процветание и благо-денствие общества осуществляется в условиях взаимной любви, благодарно-сти, дружбы, уважения, справедливости. С другой - работа А. Смита «Иссле-дование о природе и причинах богатства народов» (1776) посвящена изуче-нию деятельности homo economicus, который определяет свои действия какрациональный субъект, нацеленный на максимизацию дохода. Но нашлось лиместо понятию «справедливость» в экономической теории А. Смита? Иссле-дователи полагают, что А. Смит уделяет большое внимание проблемам спра-ведливости. Само существование общества всецело зависит от выполнениязаконов справедливости. По А. Смиту, «самые священные законы справедли-вости, законы, нарушение которых заслуживает мести и самого жестокогонаказания… суть, стало быть, законы, охраняющие жизнь и личность челове-ка; за ними следуют законы, охраняющие собственность и имущество; нако-нец, последнее место занимают законы, имеющие своим предметом охране-ние личных прав и обязательств, заключенных между гражданами» [5. С. 99].Нравственным считалось формирование индивидуального интереса наоснове частной собственности. Реализация корыстного интереса отдельногочеловека обеспечивала и повышение благосостояния всего общества. В этоми состояла свобода его действий. Рыночный механизм регулирует этот слож-ный процесс развития человека, семьи и общества. А. Смит сформулироваллиберальную теорию развития капитализма, когда действуют естественныезаконы функционирования экономики. Рынок обеспечивает новую капитали-стическую этику. Естественные законы управляют обществом, и именно ониопределяются как справедливые. В связи с этим А. Смит использует такиепонятия, как «естественная цена», «естественная земельная рента», «естест-венная заработная плата», «естественная прибыль» и т.д. Естественная ценатовара, по мнению А. Смита, формируется на основе естественных норм зе-мельной ренты, заработной платы и прибыли на капитал, затраченный придобыче, обработке и доставке его на рынок. В свою очередь, нормы рассмат-риваются как средние или обычные. Естественными эти нормы определяютсядля того времени и той местности, когда и где они обычно преобладают. Ди-намика естественных норм заработной платы, земельной ренты, прибыли взависимости от изменения общих условий жизнедеятельности общества, взависимости от его богатства или бедности, его прогресса, застоя или упадкаприводит к изменению естественной цены.Фактическая цена, по которой, как правило, продается товар, определяет-ся А. Смитом как рыночная цена. Она может превышать естественную цену,или быть ниже ее, или совпадать с ней. Таким образом, естественная цена какбы представляет собой центральную цену, к которой постоянно тяготеют це-ны всех товаров. Различные случайные обстоятельства могут иногда держатьих на значительно более высоком уровне и иногда несколько понижать их посравнению с ней. Но каковы бы ни были препятствия, которые отклоняютцены от этого устойчивого центра, они постоянно тяготеют к нему [6. С. 124-127].Особое внимание А. Смит уделяет проблеме конкуренции в ценообразо-вании. Он определяет конкуренцию между потребителями за право доступа ктоварам, конкуренцию между производителямиРыночная цена формируется активно действующими субъектами - потре-бителями и производителями. Они координируют свои действия друг отно-сительно друга с целью реализации своих интересов. Этот процесс характе-ризуется через взаимоотношение спроса и предложения. В условиях свобод-ного волеизъявления рыночные цены заранее рассматриваются как справед-ливые, формируемые на основе договорного процесса. И здесь все равно про-являет себя социальный аспект ценообразования, так как заключение догово-ра по обмену предполагает учет этики отношений: справедливости, уваже-ния, доверия, терпения, компромисса и др. Таким образом, уравновешиваяспрос и предложение, рыночные цены определяют деятельность каждого че-ловека, его семьи, фирмы и общества.Часто употребляемое современными исследователями понятие справед-ливости - это «осуществление нравственного в общественных отношенияхлюдей, позиция и практика предоставления каждому человеку того, что при-надлежит ему по праву» [8. С. 239]. Обращает на себя внимание исследова-ние справедливости П. Козловски как взаимосвязи этики правил и этики доб-родетели. По его мнению, деятельность называется справедливой, если онасоответствует правилам справедливости и «правильного» права. «Понятиесправедливости включает как соответствие правилам, так и добродетельсправедливости, состоящую в твердой воле обеспечить каждому человекусправедливость и каждой вещи - сообразное этой вещи, а не только всеобщ-ность правила. Справедливость есть принцип критики положительного права,этическое правило и добродетель» [8. С. 135-136]. Автор концепции сложно-го содержания справедливости объясняет каждый аспект. Справедливостькак принцип критики права определяет качество и состояние конкретнойправовой системы. Справедливой можно назвать правовую систему, котораясоответствует требованиям этики, а также законы права, которые пользуютсявсеобщей поддержкой. Эта система дает каждому то, что емуВ свою очередь, Дж. Ролз предполагает, что общество и человек являютсяучастниками процесса справедливости. По его мнению, справедливость какчестность начинается с самого общего выбора, который люди могут сделатьвместе, а именно с выбора первых принципов концепции справедливости,которые должны регулировать критику и реформирование институтов. Мож-но предположить, что после выбора концепции справедливости они должнывыбрать конституцию и законодательную власть для проведения в жизнь за-конов в соответствии с принципами справедливости, которые приняли внача-ле [9. С. 27].Таким образом, на основе теоретических положений, сложившихся осправедливости, можно сформулировать общее понимание справедливой це-ны. Будучи сложным явлением, она представляет собой справедливые отно-шения между потребителем и производителем как отношения равенства, ко-торые формируются на основе общественного и частных договоров и соот-ветствуют формальным и неформальным нормам, существующим в данномобществе. По нашему мнению, данное определение можно использовать дляанализа справедливой цены независимо от того, о каких потребителях и про-изводителях идет речь и в каком обществе они функционируют.В течение практически всей истории действия рыночных цен производи-тель имел приоритет в отношениях с потребителем, т.е. работал рынок про-изводителя. Так определили исследователи. Для объективности следует от-метить, что элита любого общества занимала диаметрально противоположноеположение в ценообразовании. Она могла диктовать условия сделки на ос-нове реального участия в определении качества и цены продуктов. Но огром-ное количество потребителей находились за пределами данного процесса.Называются объективные и субъективные причины, которые формировалитакое положение: низкий уровень развития производства и, как следствие,дефицит продукции, распространение натуральной экономики, ограниченныйпоток информации и, как следствие, недостаточное понимание особенностейформирования цен со стороны потребителей и производителей, разобщен-ность конечных потребителей по национальному, культурному, религиозно-му, территориальному и другим принципам.Продукты, которые поступали на рынок, получали оценку через справед-ливые цены, но во многом сделки отражали традиции и обычаи того общест-ва, в рамках которого они осуществлялись, а также достоинство человека, егопонимание справедливости. Особое внимание проблеме справедливости всистеме ценообразования уделялось в Средние века, в период развития отно-шений обмена. Уже тогда постепенно определялись формальные нормысправедливости при большом приоритете национальных традиций и обычаев.Ф. Бродель в своей работе «Игры обмена» обращает внимание на то, что го-родские власти прочно взяли в свои руки организацию рынков и надзор заними - для городов это был жизненно важный вопрос. Эти власти были ско-рыми на расправу, на регламентацию, они жестко контролировали цены.Ф. Бродель приводит яркие примеры такого регулирования цен. «Если на Си-цилии продавец запрашивал цену, хоть на «грано» превышавшую установ-ленный тариф, его запросто могли послать на галеры! Такой случай и про-изошел в Палермо 2 июля 1611 г. В Шатодёне булочников, в третий раз ули-ченных в нарушении правил, «нещадно сбрасывали с повозки перевязанны-ми, как колбасы» [10. С. 5].Ф. Бродель приводит примеры народной мудрости по вопросам рынка ицен, в частности пословиц: «Все продается на рынке, кроме молчаливой ос-торожности и чести»; «Покупая рыбу в море [т.е. до ее вылова], рискуешьполучить только ее запах»; ежели ты недостаточно знаком с искусством по-купать или продавать - что же, «рынок тебя научит»; на рынке никто не бы-вает один, посему «думай о себе самом и думай о рынке», т.е. о других;итальянская поговорка гласит, что для рассудительного человека «лучшеиметь друзей на рынке, чем монеты в сундуке» [10. C. 6].Яркими предшественниками формализации ценообразования, по нашемумнению, являлись европейские ремесленные цехи, государственные мастер-ские ремесленников в Китае, мануфактуры. Например, в странах ЗападнойЕвропы работа ремесленников регламентировалась уставами цехов. Ремес-ленники имели узкую специализацию и могли качественно выполнять стан-дартные операции в процессе производства продукции.Цеховые правила отличались строгостью. Они были направлены на:1) поддержание высокого качества изделий. Мастеров наказывали штра-фами, которые поступали в кассу цеха;2) обеспечение равенства членов цехов в производстве и реализации из-делий:- устанавливались размеры мастерской, количество размещенных в нейприспособлений, число работающих подмастерьев и учеников;- определялся объем материала, который мастер имел право приобрестидля своей мастерской;- могло закупаться коллективно дефицитное сырье и поровну распреде-лялось между членами цеха;- запрещалось переманивать друг у друга подмастерьев, сманивать заказ-чиков;- учитывалось семейное положение мастера, холостой не мог брать рабо-ты столько же, сколько брал женатый ремесленник;- некоторые цехи имели склады, мельницы и т.д.;- внецеховые ремесленники изгонялись с городских рынков [11].Таким образом, справедливые цены в условиях развитияства справедливых цен, когда участники реализуют не только неформальные,но и преимущественно формальные нормы, т.е. законодательные акты. Зако-нодательство по ценам начинает активно оформляться как система уже вконце XIX-XX в. в развитых странах. Например, в 60-80-х гг. XIX в. поСША прокатились первые выступления в целях защиты интересов потреби-телей от железнодорожных компаний, завышавших цены на перевозку пас-сажиров и грузов. В результате государство поставило под свой контрольжелезнодорожные тарифы и создало специальный орган - сенатскую Комис-сию по торговле между штатами. Постепенно формируются антитрестовскиезаконы в штатах и в целом по государству (Шермана 1890 г., Клейтона1914 г.). В XX в. данная практика начинает распространяться на европейскиестраны.В настоящее время сложились общие принципы формирования рыночныхцен, которые оформляются национальными законодательными актами:- в качестве субъектов рыночного ценообразования определяются невзаимозависимые партнеры;- рыночной ценой товара признается цена, сложившаяся при взаимодей-ствии спроса и предложения на рынке товаров в сопоставимых экономиче-ских условиях;- при определении рыночных цен товара учитывается информация о за-ключенных на момент реализации этого товара сделках с взаимозаменяемы-ми товарами в сопоставимых условиях. При этом условия сделок признаютсясопоставимыми, если различие между ними либо существенно не влияет нацену таких товаров, либо может учитываться с помощью поправок;- рыночные цены фиксируются на определенную дату, когда осуществля-ется покупка - продажа товара, который может определяться либо как мо-мент отгрузки, либо как момент оплаты и может действовать в течение опре-деленного периода времени. Тем самым рыночные цены рассматриваютсякак гибкие, изменчивые. Время - фактор формирования цены для потребите-лей и производителей и других субъектов общества. Рыночные цены форми-руются на основе производственных затрат, условий реализации, целевойприбыли и изменяться должны только в случае изменения затрат и конъюнк-туры рынка. Движение цены в сторону повышения или понижения с необхо-димостью должно быть объяснено потребителям товаров;- рынок товаров становится пространством, на котором действует ры-ночная цена. С этой точки зрения в международной практике определяютсятакие уровни рынков, как глобальный, международный, национальный, ре-гиональный, местный;- определение уровня рыночных цен обязательно должно осуществлятьсяпри соблюдении соотношения «качество-цена»;- конкуренция является необходимым механизмом формирования ры-ночных цен, которая должна поддерживаться в обществе всеми его участни-ками;- рыночные цены могут контролироваться государством. Нарушениеправил формирования цен предполагает неминуемость наказания.Соблюдение данных положений, определенных государствами в нацио-нальных законодательных актах, уже может рассматриваться как справедли-вость. При этом потребитель и производитель должны формировать отноше-ния равенства, партнерства, уважения и доверия. Стремление к справедливо-сти должно быть потребностью, высшим благом человека, как говорил Ари-стотель.Нарушение формальных и неформальных правил определяется как не-справедливость. Исторически сложились общие направления несправедливо-го определения рыночных цен. Они формировались веками в разных эконо-миках, в разное время:- завышение или занижение полных затрат как основы цен или отдель-ных их элементов;- нарушение прозрачности формирования затрат;- максимизация прибыли как реализация корыстного интереса произво-дителя и неучета интересов потребителей;- завышение или занижение цен;- изменение цен на основе реализации корыстного интереса производи-телей;- нарушение соотношения «качество-цена»;- манипулирование ценами на внутреннем и международном рынках;- недостаточный учет дифференциации предпочтений и доходов потре-бителей в определении цен;- прямой обман потребителей при выведении цен на рынок.Данные формы несправедливости всегда вызывают отрицательную реак-цию непосредственных участников ценообразования - потребителей, чтоприводит, как правило, к нестабильности отношений потребитель - произво-дитель, а значит, и всей социально-экономической системы. Преодолениенесправедливого ценообразования осуществляется либо на основе измененияотношений главных субъектов определения цен, либо через вмешательствогосударства, либо (в настоящее время) на основе выработки международны-ми организациями правил поведения субъектов.Однако уровень несправедливости рыночного ценообразования можноуменьшить, но не ликвидировать совсем, так как она дает возможность полу-чить выигрыш определенным сообществам по интересам:- заработная плата и премии за достижение установленных целей цено-образования;- увеличение стоимости акций компаний в результате достижения хоро-ших результатов, в частности и за счет ценообразования;- сохранение работы благодаря фальсификации финансовых успехов оп-ределенного департамента, продуктовой линейки и т.д. (иначе кто-то могбыть уволен руководством за слабые результаты).Исследователи также отмечают и другие причины формирования неспра-ведливых цен:- давление со стороны высшего руководства или других лиц для дости-жения показателей ожидаемых доходов;- давление конкурентов и соперничество с другими компаниями в той жесамой отрасли;- необходимость соответствовать условиям соглашений по ценам;- провоцирование высокого спроса на продукты на основе ценового ме-ханизма;- отношения с кредиторами, инвесторами [12. С. 17-18].Эффективность функционирования рыночных цен показывает, что принапряженном труде наций можно добиться роста их благосостояния, разви-тые страны являются примером данного развития. Но с другой стороны, теже рыночные цены могут действовать как крайне несправедливый институт,когда они не отражают реальные процессы производства и конъюнктурырынка и приводят к ограничению доступа к ресурсам и доходам большихгрупп населения и даже целых стран. Именно несправедливость рыночныхцен больше всего тревожит элиты и население стран. Такое противоречивоевлияние рыночных цен необходимо учитывать развивающимся странам, ко-торые в последние десятилетия вводят его как элемент социально-экономических систем с учетом национальных особенностей.

Ключевые слова

справедливость, цены, традиции и обычаи, формальные правила, fair, prices, traditions and customs, formal rules

Авторы

ФИООрганизацияДополнительноE-mail
Петиненко Ирина АлександровнаТомский государственный университеткандидат экономических наук, доцент кафедры мировой экономики экономического факультетаirina.petinenko@yandex.ru
Всего: 1

Ссылки

Аристотель. Этика: Пер. Н.В. Брагинской, Т.А. Миллер. М.: ООО «Издательство АСТ», 2002. 492 с. (Philosophy).
Кара-Мурза С. Что такое справедливость в России сегодня? [Электронный ресурс] / РФ сегодня. 2009. №1. URL: http://sg-karamurza.livejournal.com/27140.html (дата обращения: 28.04.2011).
Аристотель. Политика: Пер. С.А. Жебелева, М.Л. Гаспарова. М.: ООО «Издательство АСТ», 2001. 393 с. (Philosophy).
Агапова И.И. Экономика и этика: аспекты взаимодействия. М.: Юристъ, 2002. 190 с.
Смит А. Теория нравственных чувств, или Опыт исследования законов, управляющих суждениями, естественно составляемых нами сначала о поступках прочих людей, а затем и о своих собственных. М.: Республика, 1997. 352 с. (Серия «Библиотека этической мысли»).
Смит А. Исследование о природе и причинах богатства народов (отдельные главы) // Антология экономической классики: В 2 т. Предисловие И.А. Столярова. М.: МП «ЭКОНОВ», 1991. Т. 1. С. 79-396.
Хайек Ф.А. Пагубная самонадеянность. Ошибки социализма: Пер. с англ. М.: Изд-во «Новости» при участии изд-ва «Catallaxy», 1992. 304 с.
Козловски П. Принципы этической экономии: Пер. с нем. / Под ред. В.С. Автономова. СПб.: Экономическая мысль, 1999. 344 с.
Ролз Дж. Теория справедливости. Новосибирск: Изд-во Новосиб. ун-та, 1995. 535 с.
Бродель Ф. Материальная цивилизация и капитализм. Т. 2: Игры обмена. 2-е изд.: Пер. с фр. Л.Е. Куббеля. М.: Весь Мир, 2006. 672 с.
Петиненко И.А. Исторический аспект содержания цены: доиндустриальная цивилизация // Вестн. Том. гос. ун-та. Экономика. 2007. №1. С. 45-54.
Зак Д.М. Справедливая стоимость - соблазны манипулирования отчетностью. Новые глобальные риски и методы их выявления / Науч. ред. перевода с англ. В.М. Рутгайзер. М.: Маросейка, 2011. 230 с.
 Справедливые цены: теоретический аспект | Вестн. Том. гос. ун-та. Экономика. 2011. № 2 (14).

Справедливые цены: теоретический аспект | Вестн. Том. гос. ун-та. Экономика. 2011. № 2 (14).

Полнотекстовая версия