Сравнительный анализ развития социально-трудовых отношений в России и Украине: методические подходы | Вестн. Том. гос. ун-та. Экономика. 2011. № 2 (14).

Сравнительный анализ развития социально-трудовых отношений в России и Украине: методические подходы

Рассматриваются методические подходы к сравнительному анализу социально-трудовых отношений в России и Украине. Методика сравнительного анализа включает: определение объекта и предмета исследования, характеристику элементов системы социально-трудовых отношений, уточнение подходов к системе показателей,характеризующих социально-трудовые отношения; определение основных группфакторов, влияющих на развитие социально-трудовых отношений в различных странах.

Comparative analysis development of socio-labour relationsin Russia and Ukraine: methodic.pdf Постановка проблемы. Социально-трудовые отношения являются базис-ным элементом системы общественных отношений и характеризуют отноше-ния, складывающиеся между людьми в процессе трудовой деятельности. Ак-туальность и научный интерес к исследованию системы социально-трудовыхотношений определяются целым рядом объективных факторов, среди кото-рых наиболее значимыми являются следующие:Во-первых, новый этап технологических и организационных перемен, ка-чественные изменения в социальной дифференциации, изменение роли чело-века в обществе (человек - основа развития), повышение значимости в тру-довой деятельности личных качеств, которые становятся частью общих про-фессиональных компетенций и профессиональных требований, - всё это ак-туализирует обращение экономической науки к генезису и эволюции труда исоциально-трудовых отношений с тем, чтобы осознать качественно новыепроцессы, происходящие в этой области, и обозначить основной контекст,вектор развития социально-трудовых отношений.Во-вторых, требуют ответы и такие вопросы: почему современная трудо-вая деятельность всё меньше ориентируется на традиционные ценности -труд как источник богатства и дохода; на отношения, основанные на конку-ренции, конфронтации, соперничестве? И для России, и для Украины остаёт-ся открытым вопрос: какой тип отношений формируется в этих странах -коллективный, характерный для индустриального периода развития и массо-вого производства, когда в непосредственное взаимодействие с работодате-лем вступает не отдельный работник, а их объединения, или ориентирован-ный на личность, на развитие личностных качеств и характеристик работ-ника?Более того, для постсоциалистических стран актуализируется решениевопросов, связанных с нарастанием и нерешённостью социальных проблем,падением ценности трудовой деятельности и трудовой морали, низкой удов-летворённостью работников своим трудом, отсутствием ярко выраженныхинтересов основных субъектов социально-трудовых отношений. Остаютсядискуссионными и открытыми вопросы о соотношении роли государства вразвитии и регулировании социально-трудовых отношений, бизнеса и самогоработника.Сравнительный анализ социально-трудовых отношений в России и Ук-раине интересен и полезен ещё и потому, что изначально в этих странах (до1991 г.) трудовые отношения развивались в рамках единой замкнутой обще-ственной (социалистической) системы, в которой государство регламентиро-вало все сфере общественной жизни, в том числе и трудовой. Однако за про-шедшие 20 лет независимого развития социально-трудовые отношения в обе-их странах претерпели существенные изменения. Сравнительный анализ мо-делей социально-трудовых отношений позволит, с одной стороны, выделитьспецифические черты и особенности формирующейся модели социально-трудовых отношений в обеих странах, выделить их социокультурную специ-фику; с другой - обозначить общецивилизационный вектор их развития иобщие черты, на которых может базироваться сотрудничество и партнёрствоосновных субъектов социально-трудовых отношений: государств, работода-телей и их ассоциаций/объединений, работников и их объединений.Цель настоящей статьи - выработка общих методических подходов ксравнительному анализу социально-трудовых отношений в России и Украи-не. В данном научном исследовании приняли участие учёные Томского госу-дарственного университета (кафедра системного менеджмента и предприни-мательства) и Донбасской национальной академии строительства и архитек-туры (кафедра менеджмента организаций).Итак, методика исследования социально-трудовых отношений с цельюпоследующего их сравнительного анализа в России и в Украине включаетследующие этапы:I. Определение объекта и предмета исследования, что предполагаетуточнение понятия «социально-трудовые отношения». Термин «социально-трудовые отношения» применяется при характеристике различных аспектов,непосредственно или опосредованно связанных с постоянным взаимодейст-вием между работниками, работодателями и государством. Социально-трудовые отношения регулируются законами РФ и Украины, международ-ными договорами, конвенциями Международной организации труда (МОТ).Государство формирует нормативно-правовую основу для развития этих от-ношений, выступая как гарант социального мира и партнёрства, арбитр втрудовых спорах и конфликтах, как крупный работодатель. Взаимосвязи всистеме социально-трудовых отношений отражены на рис. 1.Однако следует отметить, что в настоящее время нет официального, за-креплённого на нормативном уровне определения понятия «социально-трудовые отношения». В действующих нормативно-правовых актах вместоэтого термина употребляются различные словосочетания. При этом часто невидится разницы в понятиях «трудовые отношения» и «социально-трудовыеотношения», «общественно-трудовые отношения»; происходит подмена од-ного понятия другим и использование их как синонимов. Ряд учёных счита-ют, что термин «социально-трудовые отношения» заменил «трудовые отно-шения».Рис. 1. Взаимосвязи в системе социально-трудовых отношенийВ связи с этим возникает необходимость уточнения этих понятий.Так, А. Жернаков предлагает комплекс социально-трудовых отношенийразделить на три уровня [1. С. 43]:первый - индивидуальные трудовые отношения между работником и ра-ботодателем (собственником предприятия или уполномоченным органом) поповоду непосредственного выполнения работы, трудовых обязанностей;второй - коллективные трудовые отношения по организации и оплатетруда, условий труда, дополнительных (сверх законодательных) социальныхгарантий, которые регулируются на уровне предприятий через коллективныедоговора;третий - отношения по обеспечению занятости, социальных гарантий,уровня и качества жизни в экономике в целом и на уровне регионов, регули-руемые на национальном и региональном уровнях через соответствующуюсистему соглашений.Тогда трудовые отношения - это только отношения первого уровня, а соци-ально-трудовые отношения охватывают, по мнению автора, второй и третийуровни. А. Жернаков предлагает определять социально-трудовые отношениякак общественные отношения, которые возникают между сторонами трудовогодоговора (контракта), коллективного договора и соглашений на региональном,отраслевом, национальном уровнях применительно к труду, его оплате, органи-зации, социально-бытовым условиям, обеспечению занятости, уровню жизни,экономическому и социальному уровням развития регионов, страны в целом.Если трудовые отношения охватывают только отношения по поводу выполнениясамой работы, то социально-трудовые отношения включают в себя решение исоциально-бытовых вопросов. Понятно, что социально-трудовые отношениядолжны рассматриваться гораздо шире, чем понятие просто «трудовые отноше-ния» или просто «социальные отношения».По мнению О.И. Кронос, социально-трудовые отношения - это отноше-ния между людьми в процессе выполнения работы и связаны они с организа-цией труда, условиями и оплатой труда, социальной защитой и регулируютсясистемой соглашений на макро-, мезо- и микроуровнях для достижения оп-тимальной производительности и эффективной деятельности субъектов хо-зяйствования [2. С. 7]. На наш взгляд, в этом определении не выделены сис-темообразующие элементы социально-трудовых отношений; не даётся харак-теристика механизмов их регулирования (договора и соглашения - лишьчасть этого механизма); нуждаются в дальнейшем развитии и целевые уста-новки, которые можно и нужно достичь при дальнейшем совершенствованиисоциально-трудовых отношений.Н.И. Приступа считает, что в общеэкономическом аспекте социально-трудовые отношения обусловливают совокупность производственных и со-циальных отношений в обществе, которые характеризуют взаимодействиесубъектов рынка труда в стране и регулируют уровень и качество жизни на-селения [3]. На наш взгляд, социально-трудовые отношения проявляются нетолько на рынке труда, но и в процессе самой работы (на внутрифирменныхрынках труда) и охватывают широкий круг вопросов, связанных с кадровой исоциальной политикой. Более того, социально-трудовые отношения прояв-ляются и в послетрудовой период и связаны прежде всего с вопросами пен-сионного обеспечения.Понятие «социально-трудовые отношения» является не только более ши-роким, но и более глубоким, поскольку охватывает отношения, возникающиесобственно в процессе труда, основанием для возникновения которых служитзаключение индивидуального трудового договора (контракта) или коллек-тивного договора, а также целый комплекс социальных связей и отношений,вытекающих из необходимости обеспечения государственной (региональной)и корпоративной социальной политики управления трудом [4]. Более того, впроцессе труда человек получает уникальную возможность для саморазвитияи самоактуализации. Разработанная МОТ Концепция достойного труда дела-ет акцент именно на этом обстоятельстве и базируется на следующих основ-ных положениях: 1) только труд открывает реальные возможности человекудля самореализации личности и служения обществу; 2) процесс труда долженпроходить в безопасной и здоровой производственной среде; 3) условия тру-да должны быть совместимыми с благосостоянием и человеческим достоин-ством [5. С. 5]. Необходимо добавить и следующее. Современный этап тех-нологических преобразований, гибкие производственные системы и модуль-ное производство, информационно-коммуникационные технологии требуютразвитых социальных связей и социальных отношений, проявления от чело-века самых лучших человеческих качеств, и конфликтный и конкурирующийтип отношений между субъектами уступают место сотрудничеству, коопера-ции, партнёрству.Учебная и научная литература в России определяет социально-трудовыеотношения через отношения, которые характеризуют экономические, соци-альные, психологические, правовые аспекты взаимосвязи отдельных людей исоциальных групп в процессе трудовой деятельности.Обобщая вышесказанное, мы считаем, что социально-трудовые отноше-ния представляют комплекс взаимоотношений между наёмными работника-ми, работодателями (собственниками) или уполномоченными ими органами,трудовыми коллективами или другими выборными органами с участием го-сударственных органов (региональных, местных органов самоуправления),направленных на решение широкого круга социально-экономических вопро-сов с целью обеспечения высокого уровня и качества жизни человека, кол-лектива и общества в целом. Признание в трудовой деятельности и отноше-ниях, связанных с ней, ценности личности и личностных качеств человека(работника) обусловливает равноправное сотрудничество и взаимную ответ-ственность субъектов этих отношений по согласованию интересов и удовле-творению потребностей.II. Определение основных изучаемых категорий и элементов системы со-циально-трудовых отношений. Социально-трудовые отношения многоас-пектны и многосторонни, могут разделяться по разным классификационнымпризнакам. Однако для целей настоящего исследования наиболее продуктив-на их предметно-субъектная классификация, в соответствии с которой можновыделить следующие основные составляющие:1) экономические отношения - отношения между субъектами по поводуиспользования результатов труда, средств и предметов труда;2) производственно-технологические - отношения между работниками впроцессе труда;3) организационные (производственно-организационные) - отношениямежду организаторами труда и работниками (исполнителями);4) социально-психилогические (межличностные) - отношения междулюдьми, возникающие в процессе и по поводу труда и зависящие от лично-стных качествроста, подготовки, переподготовки, повышения квалификации и личностногоразвития; вопросы условий и оплаты труда, организации и нормированиятруда, социальной защиты. В период после трудовой деятельности главнойстановится проблема пенсионного обеспечения.Рис. 2. Понятийно-категориальный аппарат социально-трудовых отношенийIII. Разработка системы показателей, характеризующих уровень и сте-пень развития социально-трудовых отношений, их эффективность. В на-стоящее время существуют различные системы показателей, позволяющиеосуществить оценку основных составляющих социально-трудовых отноше-ний. Так, О.И. Кронос предлагает выделять следующие показатели, которыехарактеризуют социально-трудовые отношения [2]:1) объективно-оцениваемые (уровень заработной платы, доступность иуровень социальных услуг, затраты на социальную защиту, уровень заболе-ваемости, уровень травматизма, личная безопасность и др.);2) субъективно-оцениваемые (распределение прибыли, режим рабочеговремени и времени отдыха, личная безопасность, условия для саморазвития,трудовая активность, удовлетворённость работой и др.).К сожалению, в работе не приводится критерий, согласно которому осу-ществляется выделение данных групп показателей. По нашему мнению, та-ким критерием могла бы стать степень возможности количественного и каче-ственного измерения показателей. Количественные показатели социально-трудовых отношений соответственно поддаются количественному измере-нию, содержатся в официальных материалах статистической и ведомствен-ной отчётности, носят объективный характер (т.е. практически не подверга-ются искажённому влиянию субъективных оценок и интерпретаций). Соот-ветственно качественные показатели - это показатели, которые не поддаютсяпрямому количественному измерению, и могут быть получены в результатеэкспертных оценок, социологических исследований.Для измерения социально-трудовых отношений с помощью качественныхпоказателей могут быть использованы следующие методы [6]:1. Анкетирование - оценка осуществляется на основе заполненных анкетсубъектов отношений.2. Описательный метод - тот, кто оценивает, самостоятельно определяети описывает положительные и отрицательные характеристики социально-трудовых отношений на основе наблюдений, изучения статистической ин-формации.3. Метод классификации, осуществляется на основе ранжирования пара-метров социально-трудовых отношений предприятия по определенным кри-териям.4. Метод сравнения парами - сопоставление характеристик социально-трудовых отношений с аналогичными характеристиками этих отношений надругих предприятиях.5. Рейтинговый метод - на основе составления рейтинга социально-трудовых отношений по шкале оценки.6. Метод определённого распределения - социально-трудовые отношенияоцениваются экспертом в рамках допустимых интервалов по каждой группехарактеристик.7. Метод интервью - характеристика социально-трудовых отношений ус-танавливается на основе устных ответов субъектов отношений.8. Метод деловых игр - на основе участия субъектов отношений в имита-ционных играх.Анализ социально-трудовых отношений следует проводить в тесной свя-зи с научно-техническим, экономическим, производственным, ресурснымпотенциалом государства, отраслей, регионов, предприятий.IV. Выделение основных групп факторов, которые будут влиять на раз-витие социально-трудовых отношений в разных странах и определять его.Все факторы, которые влияют на социально-трудовые отношения и опре-деляют их развитие, можно разделить на следующие уровни и группы:1. Мегауровень - межгосударственный. Основными факторами здесь яв-ляются: международное разделение и кооперация труда, развитие междуна-родной трудовой миграции и трудовой мобильности, международное законо-дательство.2. Макроуровень - национальный (государственный) уровень. На этомуровне наиболее значимыми факторами являются:- экономические (уровень ВВП и темпы его роста, уровень ВВП на душунаселения, уровень средней заработной платы, уровень минимальной оплатытруда, уровень цен и тарифов на основные ресурсы и услуги);- социальные (демографические характеристики населения, уровень об-разования, образ жизни, ценностные установки в обществе, социальная стра-тификация и дифференциация доходов, заболеваемость и др.);- нормативно-правовые факторы - уровень развития законодательства втой или иной стране, соответствие отечественного законодательства между-народным нормам, развитость институтов гражданского общества.3. Мезоуровень - региональный (ВРП, в том числе на душу населения;уровень заработной платы в регионе, демографические показатели, заболе-ваемость в регионе, уровень занятости и безработицы, экологические факто-ры и др.), отраслевой уровень (уровень квалификации, уровень травматизма вотрасли, социальное страхование, наиболее востребованные профессии испециальности и др.).4. Микроуровень - экономические, производственные, технологическиефакторы, социально-психологические и мотивационные факторы.Следует отметить, что вышеперечисленные этапы, характеристики, пока-затели, группы факторов не являются исчерпывающими, могут постоянноуточняться и дополняться и представляют несомненный интерес в рамкахпроведения не только сравнительного анализа социально-трудовых отноше-ний в России и Украине, но и сравнительной характеристики межстрановыхмоделей социально-трудовых отношений.

Ключевые слова

социально-трудовые отношения, элементы системы социально- трудовых отношений, методика исследования, сравнительный анализ социально- трудовых отношений, socio-labour relations, elements of socio-labour relations, methodic of development, comparative analysis of socio-labour relations

Авторы

ФИООрганизацияДополнительноE-mail
Беззубко Лариса ВладимировнаДонбасская национальная академия строительства и архитектуры (Украина)доктор наук по государственному управлению, профессор кафедры менеджмента организацийbezzubkol@mail.ru
Нехода Евгения ВладимировнаТомский государственный университетдоктор экономических наук, профессор кафедры системного менеджмента и предпринимательства экономического факультетаpoiliteco@ef.tsu.ru
Всего: 2

Ссылки

Жернаков А. Соціально-трудові відносини: поняття, суб'єкти , правове регулювання / В. Жернаков // Право України. 1999. № 10. С. 41-45.
Кронос О.И. Теоретико-методологические аспекты механизмов государственного регулирования заработной платы как одного из главных факторов социально-трудовых отношений. Донецк: ВИК, 2007. 379 с.
Приступа Н.И. Приступа М.І. Регулювання соціально-трудових відносин на регіональному ринку праці: Автореф. дис. ... канд. екон. Наук. Харкiв, 2004. 21 с.
Привалова С.В. Методы правового регулирования трудовых отношений: Автореф. дис. … канд. юрид. наук. М., 2001. 21 с.
Из доклада Генерального директора МБТ Х. Сомавиа «Труд как средство борьбы с нищетой» на Международной конференции труда, 91 сессия, 2003 г. Бюро международной организации труда в Москве // Человек и труд. 2003. № 3. С. 5.
Беззубко Л.В., Гончарова Л.О., Беззубко Б.I. Трудовий і кадровий потенціали. Донецьк: Норд комп'ютер, 2008. 201 с.
 Сравнительный анализ развития социально-трудовых отношений в России и Украине: методические подходы | Вестн. Том. гос. ун-та. Экономика. 2011. № 2 (14).

Сравнительный анализ развития социально-трудовых отношений в России и Украине: методические подходы | Вестн. Том. гос. ун-та. Экономика. 2011. № 2 (14).

Полнотекстовая версия