Эмоциональный и интеллектуальный менеджмент: противостояние или сочетание | Вестн. Том. гос. ун-та. Экономика. 2011. № 2 (14).

Эмоциональный и интеллектуальный менеджмент: противостояние или сочетание

Статья носит постановочный характер. В ней сделана попытка рассмотреть соотношение эмоционального и интеллектуального менеджмента, выявить их влияние на эффективность труда. Социально-экономический аспект изучений данных направлений менеджмента позволяет утверждать, что интеллектуальный менеджмент - это стратегический ресурс развития организации и общества в целом. В его основе лежит интеллект как «специфическое» средство труда. Для эмоционального менеджмента необходимо раскрыть эмоциональную среду организации и эмоции персонала. В свою очередь, эффективность работы организации предполагает оптимизацию интеллекта и эмоций.

Emotional and Intellectual Management: Oppositionor Combination.pdf В теории менеджмента в современных условиях возросло внимание к но-вым его направлениям, таким как эмоциональный и интеллектуальный ме-неджмент. Это продиктовано глобализацией общества, состоянием и разви-тием экономики. Как известно, переход от трудоемких к информационным инаукоемким производствам и процессам поменял приоритеты в деятельностиорганизации. Теперь на первый план выдвигается личность с гибким мышле-нием, способная создавать интеллектуальные продукты. Именно она являетсяносителем знаний, интеллектуальным капиталом организации.По нашему мнению, интеллектуальный менеджмент - это стратегическийресурс развития организации как экономической системы и общества в це-лом. При его изучении правомерно выделять социально-экономический ас-пект интеллектуальной собственности.Термин «интеллектуальная собственность» появился в конце XVIII в. ипо-прежнему используется в законодательных актах разных стран мира. Ин-теллектуальная собственность - совокупность исключительных прав, относя-щихся к конкретным результатам интеллектуальной, творческой деятельностичеловека в производственной, научной и художественной областях [1. С. 3].Основой интеллектуальной деятельности является интеллект. Интеллект -слово латинского происхождения и дословно означает ум, рассудок, мысли-тельную способность человека. Сегодня мы вправе рассматривать интеллекткак «специфическое» средство труда, призванное получать и интегрироватьинформацию в знания, которыми необходимо умело управлять. Именно ин-теллект индивида предполагает успешность усвоения знаний, переработкиинформации.Успех вхождения человека в деятельность определяется прежде всегоуровнем его индивидуального интеллекта и сложностью деятельности. Приэтом важную роль играет мотивация его труда. Теория мотивации труда, рас-смотренная с позиций системного анализа всесторонне и комплексно, подво-дит нас к пониманию эмоционального менеджмента. В основе эмоционально-го менеджмента лежит управление эмоциями. Эмоция - это специфическоесостояние психической сферы, вызванное определенным внешним или внут-ренним раздражителем [2. С. 26].В процессе жизнедеятельности у человека возникают определенные эмо-ции, как положительные, так и отрицательные. Особенно важна и ярко про-является эмоциональная сторона в производственной деятельности любойорганизации. Именно благодаря эмоциям, переживаемым персоналом, возни-кают эмоциональные отношения, которые оказывают значительное влияниена эффективность его работы. Как следствие, создается эмоциональная средаорганизации.Эмоциональная среда организации - это те эмоциональные отношения,которые и возникают у людей в процессе работы. Эти отношения имеют не-сколько важных значений:1) энергетическое - эмоции дают человеку энергию;2) ценностное - эмоциональные отношения представляют определеннуюценность. С некоторыми эмоциями работнику трудно расстаться, ему бы хо-телось всегда их испытывать;3) информационное - эмоции раскрывают человека, дают представлениео его личностных качествах;4) мотивирующее - эмоции являются побудителями к действию.И именно поэтому эмоциональные отношения можно и нужно рассмат-ривать как трудоактивные ресурсы. Для того чтобы данные ресурсы работа-ли, возникает необходимость управления ими.Не секрет, что для более продуктивной работы человеку необходима оп-ределенная доля давления. Однако довольно часто в организациях к давле-нию приравнивается такое понятие, как стресс. Безусловно, «эвстресс», илиположительный стресс, сотруднику необходим, в результате такого давлениятрудовые обязанности выполняются качественно и в более короткие сроки.Но граница между «эвстрессом» и «дистрессом» (стрессом, несущим отрица-тельное влияние) очень шаткая, поэтому, оказывая давление на работника,легко можно ее перешагнуть. В результате чего достигается противополож-ный эффект - сотрудник подавлен и его производительность резко падает.Внедрение эмоционального менеджмента в организации также способст-вует выстраиванию рациональных отношений между руководителями и ихподчиненными. Управляя эмоциями персонала, менеджер может добитьсяпоразительных эффектов. Однако менеджеру необходимо в первую очередьуметь разбираться в своих эмоциях, контролировать их и в кратчайшие срокиуметь найти причину их возникновения. И уже когда решена эта задача, сто-ит подходить ко второму этапу - отслеживать эмоции в трудовом коллективе.Важно помнить о том, что современное лидерство - это в первую очередьименно эмоциональный аспект, который играет очень важную роль в любойорганизации.Таким образом, на наш взгляд, при исследовании эмоционального ме-неджмента представителями разных областей знаний необходимо рассматри-вать целый блок вопросов: эмоциональную среду и поведенческие функции персонала и руково-дителя; взаимоотношения в коллективе; возможность нивелирования конфликтных ситуаций; влияние эмоций на работу и здоровье членов коллектива, способностьэффективной деятельности организации в целом.В этой связи мы подходим к необходимости формирования интеллекту-ального менеджмента.Главными задачами интеллектуального менеджмента являются [3]: сохранение знаний работников организаций и передача профессио-нального опыта; объединение персонала с целью создания сообщества для выявленияэкспертного мнения; стремление к значительному сокращению времени, которое затрачива-ется на поиск информации; стандартизация и унификация процедур и технологий организации.Стоит отметить тот факт, что в экономической литературе, посвященнойданной проблеме, интеллектуальный менеджмент чаще всего приравнивают куправлению знаниями. Однако С.В. Силков в своей работе отмечает, что та-кая трактовка нуждается в корректировке, и дает следующее определениеинтеллектуальному менеджменту: «Knowledge Management - это целена-правленная организация деятельности всего предприятия, в котором знаниярассматриваются в качестве стратегического фактора успеха» [3]. Авторыданной статьи считают, что, затрагивая тему интеллектуального менеджмен-та, в первую очередь целесообразно говорить именно об «управлении интел-лектом человека». Соответственно основным понятием для интеллектуально-го менеджмента становится термин «интеллект».Для эффективного функционирования любой организации нужно стре-миться к развитию интеллекта ее работников. Но для этого необходимо опре-делить уровень интеллекта персонала, и тут менеджер может столкнуться ссерьезной проблемой.Во всем мире принято считать одним из показателей интеллектаIntelligence Quotient (IQ). Однако при всех положительных результатах егоприменения нельзя забывать о том, что IQ дает возможность провести толькоколичественную оценку одного человека относительно другого благодаряпрохождению определенных тестов. Следовательно, на основании одноготолько IQ затруднительно говорить об уровне интеллекта конкретного работ-ника, так как интеллект - это способность человека к пониманию происхо-дящей ситуации, осознанию ее, а также к нахождению эффективных решенийвозникших проблем. Психологи все больше склоняются к такому выводу, чтосам по себе интеллект и интеллектуальные способности слишком сложны длятого, чтобы их можно было рассматривать как «единое для всех».В таком случае возникает вопрос: а как можно управлять интеллектом,если даже само по себе понятие настолько многогранное, что ученые до сихпор не пришли к единому пониманию трактовки данного термина? Ответдостаточно прост - работник должен в первую очередь сам стремиться к са-моразвитию, повышению качества своих знаний в той или иной области. Безжелания работника управление интеллектом человека в организации невоз-можно. Менеджер может только направить это стремление.А значит, необходимо развивать в персонале и стремление, которое приве-дет к возникновению потребности в самосовершенствовании. В таком случаеречь идет уже о воздействии на эмоции человека и, как следствие, об эмоцио-нальном менеджменте. Более того, правомерно рассматривать взаимное влия-ние эмоционального и интеллектуального менеджмента друг на друга.К такому предположению близка структура интеллекта, выдвинутая аме-риканским психологом Г. Гарднером. В своих исследованиях ученый выдви-гает теорию множественного интеллекта, согласно которой у человека на-блюдается несколько видов интеллектуального потенциала [4]: лингвистический; музыкальный; логико-математический; пространственный; телесно-кинестетический; внутриличностный; межличностный.Индивидуумы склонны проявлять в определенной мере все разновидно-сти интеллекта, но каждый из них в силу каких-либо причин развивает у себяконкретные виды потенциала в большей степени, чем другие. Именно этим иобъясняется отличие одного человека от другого.Если рассмотреть данную теорию более подробно, то можно заметить,что Г. Гарднер в числе прочих видов интеллектуального потенциала выделя-ет внутриличностный и межличностный потенциалы, понимая под внутри-личностным способность понимать свои чувства и эмоции, а под межлично-стным - способность распознавать эмоции посторонних людей, и эти два по-нятия не могут рассматриваться отдельно друг от друга.Возможно три варианта при рассмотрении соотношения эмоций и интел-лекта:1. Эмоции берут верх над интеллектом. В таком коллективе царит не-предсказуемая обстановка. Все зависит от настроения руководителя, что не-гативно влияет на трудоотдачу.2. Интеллект превалирует над эмоциями. Такая ситуация более положи-тельно сказывается на работе всего коллектива, чем описанная выше. Однаков таком коллективе может царить излишняя расчетливость, что приводит кнепростой обстановке, сложным межличностным отношениям.3. Лучшим вариантом для эффективной работы всей организации являет-ся оптимизация эмоций и интеллекта. Безусловно, в первую очередь действиядолжны определяться разумом, но забывать о большом значении эмоцио-нальной составляющей также нельзя.В связи с этим, по мнению авторов данной статьи, интеллектуальный иэмоциональный менеджмент необходимо рассматривать во взаимосвязи, таккак они, являясь частью единого целого, дополняют друг друга. Сторонникаминтеллектуального менеджмента следует корректировать применение егооснов с учетом того факта, что каждый работник в той или иной мере скло-нен испытывать эмоции, а эти эмоции несут в себе положительный или отри-цательный заряд, который в конечном итоге сказывается на производитель-ности персонала. Менеджерам, склонным к управлению эмоциями персонала,необходимо помнить о том, что сосредоточение только на эмоциях персоналаможет помешать работнику развиваться, если у него будет недостаточно мо-тивации к самореализации.В случае грамотного применения руководителем организации основ ин-теллектуального и эмоционального менеджмента такой подход будет способ-ствовать зарождению в работнике стремления к самовыражению через по-вышение своего интеллектуального уровня. Самовыражение порождает же-лание выделиться из «толпы», в результате чего человек пытается развиватьсвой интеллект, добиваясь поставленных перед ним задач, что в конечномитоге будет способствовать повышению эффективности функционированиялюбой организации.

Ключевые слова

эмоциональный менеджмент, интеллектуальный менеджмент, эмоции, интеллект, эмоциональная среда организации, emotional management, intellectual management, emotions, intellect, emotional environment of the organization

Авторы

ФИООрганизацияДополнительноE-mail
Добрусина Маргарита ЕфимовнаТомский государственный университеткандидат экономических наук, доцент кафедры системного менеджмента и предпринимательства экономического факультетаmedobrusina@rambler.ru
Бауэр Кристина ВалерьевнаТомский государственный университетаспирант кафедры системного менеджмента и предпринимательства экономического факультетаk-bauer@rambler.ru
Всего: 2

Ссылки

Добрусина М.Е., Эльмурзаева Р.А. Становление и развитие интеллектуальной собственности в России: социально-экономический аспект. Томск: Том. гос. ун-т, 2002. 170 с.
Гага В.А., Козлова С.А., Тютюшев А.П. и др. Российские системы распознавания и сопровождения лидера. Томск: Изд-во Том. ун-та, 2011. 196 с.
Силков С.В. KNOWLEDGE MANAGEMENT как современный этап развития документационного обеспечения управления [Электронный ресурс]. URL: http:// www.pravo.by/ leginform/pdf/0206/20-24.pdf (дата обращения: 14.01.2011).
Акимова М.К. Представления о структуре интеллекта [Электронный ресурс] // Psyarticles.ru - Статьи по психологии. URL: http://www.psyarticles.ru/view_post.php?id=247 (дата обращения: 16.01.2011).
 Эмоциональный и интеллектуальный менеджмент: противостояние или сочетание | Вестн. Том. гос. ун-та. Экономика. 2011. № 2 (14).

Эмоциональный и интеллектуальный менеджмент: противостояние или сочетание | Вестн. Том. гос. ун-та. Экономика. 2011. № 2 (14).

Полнотекстовая версия