Оценка интеллектуального потенциала на рынке труда Томской области | Вестн. Том. гос. ун-та. Экономика. 2011. № 2 (14).

Оценка интеллектуального потенциала на рынке труда Томской области

Для оценки интеллектуального потенциала на рынке труда предлагается использовать интегральный индекс интеллектуального трудового потенциала. В состав данного индекса входят следующие компоненты: индекс физического потенциала, индекс образовательного потенциала и индекс научно-исследовательского потенциала.

Estimation of intellectual potential in the labor marketTomsk Oblast.pdf В настоящее время при изучении категории интеллектуального потен-циала используются такие подходы, как экономический - интеллектуальныйпотенциал определяется совокупностью знаний и интеллектуальных способ-ностей человека, с помощью которых создается и реализуется новый про-дукт; социально-экономический - преимущественно исследуется интеллекту-альный потенциал общества как совокупность обстоятельств, при которыхсистема (страна, регион, предприятие) способна найти решения для достиже-ния определенных результатов, и социальный - рассматривается интеллекту-альный потенциал личности и его содержание, а также изучаются основныесоставляющие интеллектуальной жизни общества, в частности наука и обра-зование.Все вышеперечисленные подходы к исследованию интеллектуальногопотенциала относятся к населению в целом, отражая влияние социально-экономических процессов и обстоятельств на жизнедеятельность человека. Внастоящем исследовании интеллектуальный потенциал рассматриваетсятолько применительно к трудоспособному населению, характеризуя возмож-ности и условия его реализации в социально-трудовой сфере. Таким образом,исследование интеллектуального потенциала осуществляется подходом, ко-торый определен авторами как социально-трудовой.Так как концептуальной основой настоящего исследования является изу-чение интеллектуального потенциала как качественной характеристики тру-дового потенциала, в контексте трудовой (профессиональной) деятельностичеловека, рассмотрим интеллектуальный потенциал через «призму» трудово-го потенциала.Трудовой потенциал, по Б.М. Генкину, включает в себя следующие ком-поненты: психофизиологические возможности участия в общественно полез-ной деятельности; возможности нормальных социальных контактов; способ-ности к генерации новых идей, методов, образов, представлений; рациональ-ность поведения; наличие знаний и навыков, необходимых для выполненияопределенных обязанностей и видов работ; предложение на рынке труда [1].Приведенным аспектам эффективности труда соответствуют определен-ные компоненты трудового потенциала. На наш взгляд, к интеллектуальнойсоставляющей трудового потенциала (собственно интеллектуальному потен-циалу на рынке труда) следует отнести такие компоненты, как творческийпотенциал, активность, образование и профессионализм. Перечисленныекомпоненты, взаимодействуя между собой, выступают как определенная це-лостность, объединяясь понятием «интеллектуальный потенциал». «Взаимо-действие элементов интеллектуального потенциала создает такой синергети-ческий эффект, что меняются характеристики самих элементов, как если быони рассматривались по отдельности» [2. С. 49].Интеллектуальный потенциал обладает двухкомпонентной структурой:реализованный и нереализованный. Говоря о реализованном интеллектуаль-ном потенциале, мы имеем в виду используемую в настоящее время частьвозможностей работника в процессе трудовой деятельности, например, егообразование, знание, профессиональные компетенции и т.д. Нереализован-ный потенциал (потенциал развития) проявляется в оптимальных условиях сучетом воздействия вышеперечисленных факторов. Например, развитие ин-теллектуального потенциала осуществляется через обучение работника принепосредственной заинтересованности работодателя или при предъявленииновых требований к его профессионально-квалификационному уровню состороны динамично развивающейся экономики.Изучив различные подходы к наполняемости интеллектуального потен-циала и в соответствии с целью нашего исследования, предлагаем в качествехарактеристик интеллектуального потенциала выделять следующие: трудо-вую, образовательную и научно-исследовательскую.Трудовая характеристика отражает уровень использования интеллекту-ального потенциала непосредственно в трудовой деятельности. Количествен-но данная характеристика выражается в доле населения, способного к реали-зации интеллектуального потенциала, к которому, на наш взгляд, относятся:1) население, занятое в экономике;2) студенты, обучающиеся на очном отделении.Так, занятые в экономике представляют собой реализованный или реали-зуемый интеллектуальный потенциал, тогда как студенты - это нереализо-ванный интеллектуальный потенциал.Трудовую характеристику интеллектуального потенциала предлагаемтрактовать как физический потенциал.Следующая характеристика интеллектуального потенциала - образова-тельная. Уровень и качество образования работников определяют возможно-сти осуществления трудовой деятельности. Например, «элементарная техни-ческая грамотность необходима для работающих в наполненной многочис-ленными механизмами социокультурной среде современной цивилизации»[3. С. 34].Научно-исследовательская характеристика интеллектуального потенциа-ла проявляется в изобретениях, патентах, рационализаторских предложениях,которые непосредственно влияют на рост производительности труда.Дополняя друг друга, характеристики интеллектуального потенциала со-ставляют основу его структуры. На наш взгляд, структуру интеллектуальногопотенциала можно представить следующим образом:1) физический потенциал;2) образовательный потенциал;3) научно-исследовательский потенциал.Оценка физической компоненты интеллектуальной части трудового по-тенциала тесно связана с социально-экономическими условиями формирова-ния интеллектуального потенциала, и введение ее в систему показателей обу-словлено тем, что она даст представление о количественной характеристикеинтеллектуального потенциала.Физический потенциал должен характеризоваться следующими показате-лями:1) доля населения, способная к реализации интеллектуального потен-циала;2) средняя продолжительность жизни;3) доля затрат на здравоохранение в ВВ(Р)П.Так как целью оценки является изучение влияния интеллектуальной ком-поненты трудового потенциала на эффективность трудовой деятельности(доход, качество жизни, производительность труда, валовой внутренний (ре-гиональный) продукт), в расчет целесообразно включать только численностьзанятых в экономике, т.е. ту часть населения, которая непосредственно занятав производстве товаров и услуг. Также при расчете искомой доли населенияцелесообразно включить и численность студентов вузов (хотя они и не отно-сятся к экономически активному населению), поскольку именно студентыявляются интеллектуальным трудовым потенциалом в будущем.Следующим показателем, характеризующим физический потенциал, яв-ляется средняя продолжительность жизни, который показывает, доживет линаселение в среднем до верхней границы трудоспособного возраста. Вклю-чение показателя среднего трудоспособного возраста при оценке интеллекту-альной части трудового потенциала считаем недостаточно корректным, таккак реализация интеллектуального потенциала не зависит от возраста челове-ка. Ведь интеллектуальная трудовая деятельность начинается гораздо раньшетрудоспособного возраста и не заканчивается выходом индивида на пенсию(например, научно-исследовательская деятельность студентов и научных ра-ботников, приносящая доход).Физический потенциал рассчитывается на основе средней арифметичегде Iфакт - фактическое значение индекса, полученное расчетным путем; Iмин -минимальное значение индекса, определенное экспертным путем; Iмакс - мак-симальное значение индекса, определенное экспертным путем.Для расчета индекса доли населения, способного к реализации интеллек-туального потенциала, суммируется численность занятых в экономике и чис-ленность студентов, обучающихся в вузах по очной форме. Получается чис-ленность населения, способная к реализации интеллектуального потенциала.Далее находится ее удельный вес в общей численности населения. За макси-мальное значение данного показателя взят уровень, к которому стремитсяСША, - 55%; за минимальный - 45%, ниже которого не опускались развитыестраны (зарубежные страны проанализированы по [4]).Следующий индекс - индекс долголетия. В основу данного индекса по-ложен показатель ожидаемой продолжительности жизни. Максимальный иминимальный уровни продолжительности жизни взяты аналогичными прирасчете индекса развития человеческого потенциала: 25 и 85 лет соответст-венно.Третьим индексом является индекс доли затрат на здравоохранение в ва-ловом региональном продукте. Максимальный и минимальный уровни дан-ного показателя определены при сравнении с данными зарубежных стран:16% - максимальное значение, зарегистрированное в США, 1% - минималь-ное значение, ниже которого исследуемый показатель не опускался в указан-ных странах.Рассмотрим физическую компоненту интеллектуального потенциала(табл. 1) Томской области. Проведенные расчеты в табл. 1 показывают, чтофизическая компонента интеллектуального потенциала Томской области заисследуемый период имеет положительную динамику. Так, индекс физиче-ского потенциала в 2009 г. по сравнению с 2005 г. увеличился на 14%. Ростданного индекса объясняется увеличением индекса доли интеллектуальноактивного населения (на 22,8%) и ростом индекса долголетия (на 6%).«Вниз» индекс физического потенциала «тянет» индекс затрат на здраво-охранение, который не только находится на довольно низком уровне, но иснизился за исследуемый период на 20%.Следующим компонентом интегрального индекса интеллектуальноготрудового потенциала является образовательный потенциал, так как образо-ванность, профессионализм и высокая квалификация работников определяютвозможности модернизации современной экономики и рост производитель-ности труда.Большинство исследователей в области интеллектуального потенциалаговорят о том, что формирование его преобладающей доли происходит в сис-теме образования, помимо наличия природных способностей. За основу бе-рется среднее число лет обучения населения. Отметим, что в большинствестран, как и в России, такие данные отсутствуют. В докладе И. Соболевойданный показатель находит объективную критику, так как прямое суммиро-вание числа лет образования дает искаженную характеристику агрегирован-ного запаса национального человеческого капитала: запас двух работников,каждый из которых учился всего шесть лет, будет равен запасу одного работ-ника с полноценным двенадцатилетним образованием, что в принципе невер-но [5].Таблица 1. Расчет физического потенциала Томской области (2005-2009 гг.)Компоненты 2005 2006 2007 2008 2009Численность занятых в эко-номике, тыс. чел.478,9488,6496,1496,4497,1Численность студентов выс-ших учебных заведений, тыс.чел.46,7 46,1 45,5 44,2 43,1Численность населения, тыс.чел.1036,5 1034,1 1033,1 1035,0 1038,5Доля населения, способная креализации интеллектуально-го потенциала, %50,7 51,7 52,4 52,2 52,0Индекс доли интеллектуаль-но активного населения0,57 0,67 0,74 0,72 0,70Ожидаемая продолжитель-ность жизни, лет65,0 66,5 67,7 67,7 67,8Индекс долголетия 0,67 0,69 0,71 0,71 0,71Затраты на здравоохранение,млн руб.2892,3 3867,4 4315,2 3088,5 3826,2Валовой региональный про-дукт, млн руб.159578,5 188800,7 216059,2 251726,0 239139,7Доля затрат на здравоохране-ние в % к ВРП1,8 2,1 2,0 1,2 1,6Индекс затрат на здравоохра-нение0,05 0,07 0,07 0,01 0,04ИНДЕКС ФИЗИЧЕСКОГОПОТЕНЦИАЛА0,43 0,48 0,51 0,48 0,49Изучив различные точки зрения по оценке образовательного потенциала,считаем, что он должен быть рассчитан на основе таких показателей, как уро-вень образованности занятых в экономике, %; численность студентов на 1000человек населения; доля расходов на образование в ВВП (ВРП).Так как оценке подвергается интеллектуальная часть трудового потен-циала, уровень образованности предлагаем учитывать не по всему населе-нию, а только непосредственно занятых в экономике. При расчете данногопоказателя под образованностью будем понимать наличие у работника выс-шего образования (незаконченного высшего), поскольку к интеллектуально-му потенциалу относятся только высококвалифицированные работники.Удельный вес студенчества в общей численности населении показываетрезерв пополнения работников интеллектуального труда во всех отрасляхэкономики. Введение данного показателя обусловлено тем, что он отражаетуровень квалификации будущих специалистов.Следующим компонентом образовательного потенциала является долярасходов на образование в ВВ(Р)П, который отражает финансовую обеспе-ченность системы образования, играющую немаловажную роль в процессеподготовки кадров будущего поколения. Ведь от того, насколько оснащенынеобходимым оборудованием, учебно-методическим материалом и т.д. учре-ждения системы образования, зависит эффективность и качество всего обра-зовательного процесса.Образовательный потенциал рассчитывается как среднее арифметическоеот суммы индекса образованности занятых в экономике, индекса студенчестваи индекса доли затрат на здравоохранение в валовом региональном продукте.При расчете уровня образованности занятых в экономике должны учиты-ваться только те работники, которые имеют высшее и незаконченное высшееобразование. Определение максимального и минимального значений по данномупоказателю обнаружило ряд сложностей. Так, выявить уровень образованностизанятых в экономике в зарубежных странах не представилось возможным, по-скольку требуемые статистические данные отсутствуют: распределение занятыхв экономике осуществляется по статусу занятости и по занятиям.Одним из мерил (характеристик) интеллекта общества является соотно-шение всех занятых к их части - «белым воротничкам». Данное соотношениеопределяется процентом «белых воротничков» - это работники с высококва-лифицированным уровнем подготовки. Их удельный вес в составе всех заня-тых в общественном производстве в развитых странах непрерывно возрастает(составляет более 50%), что и определяет интеллектуальный уровень (потен-циал) производства и общества в целом [6].Таким образом, максимальным значением по анализируемому показате-лю будем считать уровень 50%, минимальным - 0%.Индекс студенчества определяется на основе показателя, отражающегоколичество студентов на 1000 человек населения. Отметим, что в расчет бе-рем численность студентов всех отделений (очное, очно-заочное, заочное иэкстернат). Максимальным значением по анализируемому показателю будемсчитать уровень в 90 человек, минимальным - 26 (такое значение зарегистри-ровано в Германии в 2001 г.).Следующим компонентом в образовательном потенциале является индексзатрат на образование в валовом региональном продукте. По данному показа-телю максимальный уровень составляет 8% (уровень США в 2008 г.), мини-мальный - 1% (ниже данного значения по исследуемым странам показательне опускался).Расчет индекса потенциала образования Томской области представлен втабл. 2.Анализ данных табл. 2 показал, что индекс образовательного потенциалаза период исследования увеличился на 6,3%, тогда как в среднем по Россиирост составил 19%. Отметим, что в абсолютном значении образовательныйпотенциал Томской области значительно выше общероссийского - на 27,7%,что объясняется особенностью Томской области - одного из ведущих образо-вательных центров.Уровень образованности занятых в экономике в начале исследуемого пе-риода (2005-2007 гг.) был значительно выше, чем в конце (2008-2009 гг.),что объясняется мировым кризисом, который оказал большое влияние напрофессионально-квалификационное распределение занятых в экономике.Индекс студенчества в Томской области неуклонно стремится к единице,опережая и общероссийские показатели, и зарубежные страны. Но затраты наобразование по-прежнему на низком уровне, что не дает подняться образова-тельному потенциалу на более высокие позиции.Таблица 2. Расчет индекса образовательного потенциала Томской области (2005-2009 гг.)Компоненты 2005 2006 2007 2008 2009Уровень образованности заня-тых в экономике, %31,2 31,2 36,2 27,4 29,6Индекс образованности занятыхв экономике0,62 0,62 0,72 0,55 0,59Численность студентов вузов 90059 88373 89523 89652 91780Численность населения, тыс.чел.1036,5 1034,1 1033,1 1035,0 1038,5Количество студентов на 1000человек населения, чел.86,9 85,5 86,7 86,6 88,4Индекс студенчества 0,95 0,93 0,95 0,95 0,95Затраты на образование, млнруб.4888,6 6868,9 7946,3 10004,2Доля затрат на образование вВРП, %3,1 3,6 3,7 4,0 4,1Индекс доли затрат на образо-вание в ВРП0,30 0,37 0,39 0,43 0,44ИНДЕКС ПОТЕНЦИАЛА ОБ-РАЗОВАНИЯ0,63 0,64 0,69 0,64 0,67Научный потенциал предлагаем трактовать как научно-исследо-вательский, так как цель введения данного индикатора - показать влияниеисследовательской компетенции интеллектуального трудового потенциала наконечные результаты трудовой деятельности.Оценку научно-исследовательского потенциала необходимо проводить наосновании расчетов следующих показателей: численности персонала, занято-го исследованиями и разработками в расчете на 1000 чел., занятых в эконо-мике; выпуска из аспирантуры с защитой диссертации, %; внутренних затратна выполнение научных исследований и разработок, % к ВВП.Удельный вес персонала, занятого исследованиями и разработками, в об-щей численности занятых в экономике отражает использование (вклад) ис-следовательской компетенции в трудовой деятельности. Второй показатель -выпуск из аспирантуры с защитой диссертации - отражает эффективностьподготовки научно-педагогических кадров. Исследователями отмечается, чтоеще в период обучения будущий специалист должен иметь информацию оновых достижениях в науке. Финансовую составляющую научно-исследовательского потенциала предлагается рассматривать через внутрен-ние затраты на выполнение научных исследований и разработок.Индекс научно-исследовательского потенциала представляет собой сред-нее арифметическое от следующих индексов: численности персонала, занято-го исследованиями и разработками в расчете на 1000 чел., занятых в эконо-мике; выпуска из аспирантуры с защитой диссертации, %; внутренних затратна выполнение научных исследований и разработок, % к ВРП.Расчет индекса численности персонала, занятого исследованиями и раз-работками в расчете на 1000 чел., занятых в экономике, производился поформуле (2). Максимальное и минимальное значения определялись при изу-чении соответствующих данных развитых стран мира. Так, максимальноезначение по исследуемому показателю определено в 20 человек (к этомууровню стремится Томская область), минимальное значение - 9 человек (ни-же данной границы показатель не опускался в исследуемых странах). Индекскачества аспирантуры рассчитывается на основании удельного веса лиц, за-кончивших аспирантуру с защитой диссертации. Здесь максимальное и ми-нимальное значения определим как 0 и 100% соответственно. Индекс внут-ренних затрат на выполнение научных исследований и разработок в валовомрегиональном продукте рассчитывается на основе аналогичного абсолютногопоказателя, где за минимальное и максимальное значения берутся данныемировой тенденции. Так, наибольший показатель зарегистрирован в Японии(3,42%), поэтому предположим, что максимальный уровень стремится к 4%.Минимальное значение примем равным 1%.Анализ динамики индекса научно-исследовательского потенциала вы-явил, что рост за исследуемый период составил 33,3%. Наибольшее влияниена положительную динамику исследуемого показателя оказал значительныйрост внутренних затрат на выполнение научных исследований и разработок -в 2009 г. по отношению к 2005 г. он увеличился практически в 4 раза.Таблица 3. Расчет индекса научно-исследовательского потенциала Томской области(2005-2009 гг.)Компоненты 2005 2006 2007 2008 2009Численность персонала, занятогоисследованиями и разработками8229 8257 8511 8374 8463Численность занятых в экономике,тыс. чел.478,9 488,6 496,1 496,4 497,1Численность персонала, занятогоисследованиями и разработками врасчете на 1000 человек, занятых вэкономике17,2 16,9 17,2 16,8 17,0Индекс численности исследовате-лей0,74 0,72 0,74 0,72 0,73Выпуск из аспирантуры с защитойдиссертации, %44,3 43,1 41,2 32,1 37,4Индекс качества аспирантуры 0,44 0,43 0,41 0,32 0,37Внутренние затраты на выполнениенаучных исследований и разрабо-ток, млн руб.2435,53017,44046,35599,37396,7Доля затрат на выполнение науч-ных исследований и разработок вВРП, %1,53 1,60 1,87 2,22 3,09Индекс затрат на НИР 0,18 0,20 0,29 0,41 0,70НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЙПОТЕНЦИАЛ0,450,460,480,480,60Научно-исследовательский потенциал Томской области в абсолютномизмерении больше общероссийского в 2,8 раза, что объясняется статусомТомской области - территории интеллекта и инноваций.Таким образом, оценка интегрального индекса интеллектуального трудо-вого потенциала должна рассчитываться на основе трех индексов: физиче-ского, образовательного и научно-исследовательского потенциалов (рис. 1).Большинством исследователей для определения интеллектуального по-тенциала рассчитывается среднеарифметическая сумма значений, входящих всостав исследуемого показателя элементов, при этом считается, что компо-ненты равно значимы. Такие вычисления отличаются простотой расчетов илегко реализуются на персональном компьютере. Для поставленной авторамизадачи такой способ расчета недостаточно точен. Мы считаем, что для исчис-ления интегрального индекса интеллектуального трудового потенциала необ-ходимо определить весовые значения каждого из трех индексов, входящих вего состав (физического, образовательного и научно-исследовательского).Для определения весовых коэффициентов элементов, входящих в составинтегрального индекса интеллектуального потенциала, предлагаем использо-вать метод БОФа, разработанный в 1993 г. Олегом Филаретовичем Быстро-вым. Метод представляет собой объединение в общий алгоритм фрагментовиз ряда известных и широко используемых методов и моделей, позволяющийагрегировать в обобщенную оценку числовые и нечисловые значения и оцен-ки, практически неограниченного количества показателей для неограничен-ного числа альтернатив [7].Рис. 1. Показатели, определяющие оценку интеллектуальной части трудового потенциалаВ нашем случае показателями, которым необходимо определить весовыекоэффициенты, являются физический потенциал, потенциал образования инаучно-исследовательский потенциал. Ранжирование показателей по важно-сти, на наш взгляд, должно быть следующим (перечень):1. Физический потенциал, т.е. количественная характеристика интеллек-туального потенциала, дополненная компонентой долголетия и здоровья.2. Образовательный потенциал - качественная характеристика интеллек-туального потенциала, показывает вклад образования в интеллектуальныйпотенциал.3. Научно-исследовательский потенциал - характеристика исследователь-ской компетенции, творческого потенциала личности.Каждый показатель закодируем буквенным символом Wi и в порядкеуменьшения важности показателя запишем в табл. 4 (i - номер показателя вперечне). Ранги 802650показателей приведены в нижней строке таблицыТаблица 4. Ранжирование показателей по важностиПоказатели (Wi)Физический потен-циалОбразовательный по-тенциалНаучно-исследовательский по-тенциалW1 W2 W3Ранг (Ri)1 2 3Из табл. 4 следует, что самым важным показателем интеллектуальногопотенциала является физический потенциал (R1=1), следующим по важностипризнан образовательный потенциал (R2=2), последнее место в ранжирован-ном ряду занимает научно-исследовательский потенциал (R3=3).Весовой коэффициент (Сi) для каждого i-го показателя определяется поформуле:iR 1C 1 ,Ai −= − (3)где i =1,.., A ; А - число показателей.Результаты расчета весовых коэффициентов:1C 1 1 1 1,3−= − =2C 1 2 1 2;3 3−= − =3C 1 3 1 1.3 3−= − =Нормирование коэффициентов осуществляется по зависимости:. (4)После подстановки числовых значений получим1C 1 0,50;2= =

Ключевые слова

интеллектуальный потенциал, трудовой потенциал, рынок труда, занятые в экономике, уровень образования, научно-исследовательская компетенция, intellectual potential, employment potential, labor market, employment in the economy, education, scientific research competence

Авторы

ФИООрганизацияДополнительноE-mail
Макашева Наталия ПетровнаТомский государственный университеткандидат экономических наук, доцент кафедры финансов и учета экономического факультетаmnp@mail.tsu.ru
Нестерова Оксана АнатольевнаТомский сельскохозяйственный институт филиал Новосибирского аграрного университетааспирант Томского сельскохозяйственного института филиала Новосибирского государственного аграрного университета, ст. преподаватель кафедры экономики и менеджмента экономико-юридического факультета Томского сельскохозяйственного институтаoanesterova@sibmail.com
Всего: 2

Ссылки

Генкин Б.М. Экономика и социология труда: Учеб. для вузов. 7-е изд., доп. М.: Норма. 2007. 448 с.
Кежун Л.А. Интеллектуальный потенциал населения территории в системе факторов ее экономического развития: Дис. … канд. экон. наук. Екатеринбург, 2007. 225 с.
Келле В.Ж. Проблемы реализации интеллектуального потенциала России // Материалы Всероссийской научной конференции «Человеческий потенциал России и его интеллектуальная составляющая». М.: Институт человека РАН, 2000.
Россия и страны мира 2010: Стат.сб. / Росстат. M., 2010. 372 c.
Соболева И. Парадоксы измерения человеческого капитала [Электронный ресурс]. URL: http://inecon.ru (дата обращения: 26.05.2009).
Гегешидзе Д.Л. Труд и его интеллектуальная составляющая // Библиотека креативной экономики [Электронный ресурс]. URL: http://creativeconomy.ru/library/prnprd29.php (дата обращения: 09.10.2008).
Быстров О.Ф. Методология построения и использования инвестиционных рейтингов в управлении экономикой: Автореф. дис. … д-ра экон. наук. М., 2008. 52 с.
 Оценка интеллектуального потенциала на рынке труда Томской области | Вестн. Том. гос. ун-та. Экономика. 2011. № 2 (14).

Оценка интеллектуального потенциала на рынке труда Томской области | Вестн. Том. гос. ун-та. Экономика. 2011. № 2 (14).

Полнотекстовая версия